Инфоурок › Дошкольное образование ›Другие методич. материалы›Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе". Цели занятий по чтению художественной литературы в старшей группе, задачи и приёмы по ФГОС. Главная» Новости» Чтение художественной литературы в старшей группе февраль.
Сказки для старшей группы
Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному.
Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки.
Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге.
Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей».
Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру , их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ламуева Людмила Николаевна План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» старшая группа Период Тема НОД Программное содержание Источники Сентябрь 1 неделя Мы — воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Гербова Сентябрь 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». Гербова Сентябрь 3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова 1 неделя Лексические упражнения.
Маршака «Пудель» Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. Гербова 3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Гербова 4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
Гербова 1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложение Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова 2 неделя Завершение работы над сказкой Айога Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. Гербова 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.
Житкова «Как я ловил человечков». Гербова 4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель : Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения. Гербова Чтение стихотворения о зиме Цель : Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой позии. Гербова Чтение сказки П.
Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Тема: Наш город. Моя улица. Александрова «Родина» 2. Михалков «Моя улица». Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…» Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы 1. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». Михалков «А что у вас? Гримм «Храбрый портняжка». Маршак «Вот какой рассеянный». Носов «Живая шляпа», «Заплатка». Берестов «Картинки в лужах». Тема: Домашние животные и их детёныши.
Чуковского, стихи з пер. Маршака; А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» главы в сокр. Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Акима; М.
Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. Как понять? Как называется сказка? Кто ее автор? Какая это сказка? Вам понравился конец сказки? Какой конец сказки предложили бы вы? Из трех цветных полосок выберите две: первая - это ваше настроение в начале сказки, а вторая - ваше настроение в конце сказки. Какие полоски выбрали вы? Я выбрала три полоски: в начале сказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому, что мать улетела и дети остались одни. Карточка Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц — хвастун». Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением: сказкой «Заяц — хвастун». Формировать умение пересказывать сказку с помощью схемы близко к тексту. Расширение словарного запаса за счёт слов: гумно, сноп, хваста. Ход занятия. Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой заяц бывает в сказках? Дети: трусливый, косой, с усами и длинными ушами. Воспитатель: Сегодня я вам расскажу сказку, которая называется «Заяц — хвастун, слушайте внимательно, потом её мы с вами будем пересказывать. Воспитатель читает сказку. После прочтения сказки воспитатель задаёт вопросы. Воспитатель: Почему зайца назвали хваста? Дети: Потому что заяц хвастался. Воспитатель: Как хвастался заяц? Дети: У меня не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи. Воспитатель: Где жил заяц, и как ему жилось? Куда зимой ходил заяц? Воспитатель объясняет значение слов: гумно, сноп. Про что рассказали зайцы тётке — вороне? Как ворона наказала зайца? Что случилось с вороной? Кто ей помог? Дети: Ты молодец! Не хваста, а храбрец! Воспитатель: Давайте вспомним и изобразим, как хвастался заяц перед другими зайцами. Проводится игра — драматизация по этому отрывку. Воспитатель надевает маску зайцу. Оценивает интонационную выразительность исполнения. Воспитатель: А теперь мы с вами будем пересказывать эту сказку.
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи. собрание фольклорных и писательских произведений для детей 6-7 лет. Проза и поэзия для ребят этого возраста представляет уже не просто небылицы с обязательной победой главного героя над трудностями. ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. 6. Чтение и обсуждение поэтического произведения Г. Ладонщикова «Вместе с дедушкой».
Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам
Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки Н.
Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной.
Учить придумывать рассказы по своей родословной. Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.
Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение.
Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.
Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. Зучивание стихотворения И.
Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка.
Для заучивания наизусть Произведения. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах Произведения.
Коринца; Д. Дополнительная литература Сказки. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. Токмаковой; М. Следите за нами: Список литературы для чтения детям в подготовительной группе -7 лет Апрель 2024.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу А. Барто «Вовка - добрая душа» Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К.
Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К. Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами Ознакомление с социальным миром Г. Андерсен «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран С.
Сегал «Машины на нашей улице» 6. Калинина «Как ребята переходили улицу». Тема: Новый год. Зимние развлечения. Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год декабрь 3. Трутнева «С Новым годом!
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Худ литература старшая группа. Перспективный план чтения художественной литературы в старшей группе по программе "От рождения до школы". Скачать бесплатно.
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ | Картотека по художественной литературе (старшая группа): “Художественная литература в старшей группе”. Примерный список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Худ литература старшая группа.
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
уважение к старшим, нетерпимости к. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)
Чуковского, стихи в пер. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких В. Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу А.
Барто «Вовка - добрая душа» Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К.
Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е.
Заходера; Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. Заходера; Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. Литературные сказки.
Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца. Воронько «Лучше нет родного края » - чтение. Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ». Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности , умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К. Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка». Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Рез, «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». Ильчук, «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». Сахипова, «Читаем детям».
Картотека ЧХЛ старшая группа
Активизировать словарь детей. Чтение произведения «Дом, который построил Джек» английский фольклор в переводе С. Обратить внимание детей на построение произведения многочисленные повторы , учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. Чтение Н. Рубцов «Привет, Россия! Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. Чтение З. Александрова: «Родина» Познакомить со стихотворением «Родина». Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине.
Ушинский: «Наше Отечество» отрывок познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями. Гаршин «Лягушка-путешественница» знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. Чтение И. Бунин «Первый снег» Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитин Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. Толстого , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Затулина, 112 Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память.
Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение сказки «Златовласка» Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение.
Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений.
Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К.
Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова ,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В.
Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова ,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа «Проказы старухи-зимы». Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы.
Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер».
Разучивание наизусть. Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память.
Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе. Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность. Тема: А.
Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ». Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.
Чтение произведения «Мойдодыр» К. Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе.
Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка». Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии.
Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании» Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память.
Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине.
Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова.
Это будет способствовать воспитанию литературно-художественного вкуса детей. Просмотр прослушивание записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи до- школьников при чтении, рассказывании, в театрализованных поста- новках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способст- вовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и вы- разительности речи Беседа после чтения способствует углублению восприятия литера- турного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно-следственных связей между событиями, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и т. Важно помочь ребенку «встать над героем», рассмотреть события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем. Так же, как и в старшей группе , будут актуальны следующие методы. Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: позна- комить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка. Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы «Что такое сказка», «О каком времени года больше напи- сано стихов», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие.
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и те-атрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошколь- ников младшего возраста. Тематические выставки в книжном уголке и центре художествен-но-творческой деятельности. Метод проектов. Помимо идей проектной деятельности , которые реализовывались в старшей группе дошкольникам 6-7 лет будут важны новые темы, цель которых помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления. Важным направлением работы с детьми подготовительной группы станет ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллю-страторами детских книг, что предполагает сообщение детям отдель- ных сведений из биографии этих людей желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с деть- ми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам ; а также знаком- ство с произведениями этих авторов и их элементарный анализ в целях ориентации в художественной манере автора. Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом кото- рой станет оформление выставки. Содержание раздела интегрируется с другими разделами програм- мы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» обогащение содержания общения взрослого с ребенком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с луч- шими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художе- ственных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр. Не менее важны связи с разде лами «Музыка» и «Художественное творчество» ввиду наличия общей концепции становления разных видов художественной деятельности детей: от восприятия и развития специальных умений к самостоятель ному творчеству детей, а также направленности этих подразделов на развитие воображение дошкольников. Возможны связи практически со всеми другими образовательными областями.
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети имеют богатый литературный опыт, включающий произведе ния разных видов, жанров и тематики. Называет по три-четыре лю-бимых произведения разных видов и жанров. В круг чтения ребенка 6-7 лет входят разнообразные жанры произведений русского и зару бежного фольклора, классические и современные поэтические произ- ведения, прозаические тексты рассказы, были, сказки, сказки-повес- ти, детские романы. Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля фрагменты детских энциклопедий. Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы-повести, расска зывающие о новых приключениях знакомых героев. Дошкольники 6-7 лет понимают, что книга является особым ху- дожественным способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Дети знают фамилии 5-6 писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества. Дошкольники понимают значение некоторых средств языковой, выразительности. Знают основные стилистические особенности лите- ратурного языка произведений разных видов и жанров, отмечая его красоту и образность.
Осваивают представления о некоторых особен- ностях таких литературных жанров, как сказка, рассказ, стихотворе-ние, басня. Дети понимают и аргументированно объясняют значение иллюстра- ций в книге, знают фамилии двух-трех художников-иллюстраторов, не- которые особенности их творчества. Понимают, что книга является ре зультатом деятельности писателя, художника и работников типографии, осознают большое значение книг для людей и, в частности, для себя. Дошкольники имеют представления о театре: его назначении, уст- ройстве здания, сцены, специфике деятельности людей разных про- фессий, работающих в театре. Знают разные виды и жанры театраль-ного искусства драматический, музыкальный, кукольный, театр зве- рей, клоунада и прочие. Дети знают и используют разные способы выражения своего от- ношения к литературному произведению в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Расширяем читательские интересы детей Воспитатель поддерживает и поощряет стремление детей к посто- янному общению с книгой, желание самому научиться читать и стать активным читателем. Стимулирует развитие начал эстетической отзывчивости и вкуса к литературе высокого уровня. Активизирует проявление детьми любви к художественной литературе, интереса к содержанию произведения и ценностного отношения к его форме. Педагог поддерживает избирательность дошкольников в отноше- нии к произведениям определенного вида, жанра, тематики.
Обеспечивает реализацию потребности детей в общении по поводу литературных произведений со взрослыми педагогами и родителями и другими детьми сверстниками и более младшими по возрасту детьми. Создаются проблемные и игровые ситуации для углубления инте- реса детей к рассказыванию, чтению наизусть художественных текс- тов, придумыванию творческих монологов на их основе, к обсужде- нию театральных постановок и самостоятельной театрализованной де- ятельности. Помогаем правильному восприятию литературного текста В процессе организации слушания литературы, рассматривания иллюстраций и репродукций картин разных художников, прослуши- вания музыкальных произведений , проведения бесед с детьми педагог способствует углублению восприятия дошкольниками литературного произведения в единстве его содержания и формы. Воспитатель обеспечивает развитие общих и специальных способ- ностей детей, на которых базируется художественное восприятие лите-ратурного произведения. Это развитие эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоцио- нальному подтексту, образам героев, художественной форме. Формиро- вание познавательной активности в установлении существенных связей в произведении, в осознании целостности образов героев, в постижении авторского замысла. Воспитание эстетической чувствительности к кра- соте литературной речи, образности художественного языка. Педагог стремится поддерживать сохранение единства непосредственного пере живания и осмысления детьми литературного текста. Организуем творческую деятельность на основе литературного текста Воспитательорганизовывает общениепоповоду литературных текстов, театральных постановок, театрализованных игр, обеспечивая развитие умения анализировать художественный текст и выразитель- ность речи исполнителей, содействуя освоению литературной речи, развитию эстетического вкуса детей. Создавать образовательные и игровые ситуации для развития сле- дующих умений: Выразительно пересказывать вновь прочитанные литературные произведения близко к тексту; пересказывать рассказы и сказки от лица литературного героя.
Предлагать свои варианты продолжения сюжетной линии произ ведения, сочинять сказки и истории на основе фольклорных и лите ратурных текстов. Педагог поддерживает стремление детей сохранять стилистические и жанровые особенности литературных текстов в самостоятельной ре- чевой деятельности на их основе. Инициирует развитие у детей умений использовать комплекс средств выразительности в разных видах художественно-речевой дея- тельности, в том числе в процессе проектной деятельности. Воспитатель планирует творческие задания, литературные и чита тельские игры для активного освоения дошкольниками средств лек- сической и интонационной выразительности, для развития умений творческой речевой деятельности. Взрослый проводит беседы о книгах, о творческой деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, знако- мит детей с особенностями книгопечатания для развития умений, не- обходимых для изготовления дошкольниками детских самодельных книжек, журналов и энциклопедий. В ходе организации детской проектной деятельности дети со- вершенствуют умения отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности переска зывание, сочинение, рассуждение и изобразительной деятельности рисование, апплицирование, конструирование, оформление. Педагог поощряет импровизацию и творчество воспитанников в художественно-речевой, игровой, изобразительной и театрализован- ной деятельности на основе литературных текстов. Обеспечивает воз- можность проявления детьми самостоятельности и творчества в про- цессе отбора текстов для детских постановок, предварительного со- вместного обдумывания и оформления «театрального действа», в поиске способов воплощения задуманного образа с помощью различ- ных средств вербальной и невербальной выразительности. Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка Что нас радует 1. Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям опреде- ленной тематики или жанра, к разным видам творческой деятель- ности на основе художественного произведения. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их био графии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества. Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрирова ли книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки , знает некоторые особенности их изобразительной манеры. Различает основные жанры литературных произведений стихотво рение, сказка, рассказ , имеет представления о некоторых их осо бенностях. Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения. Выразительно исполняет литературные произведения. Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов. Выразительно передает образы литературных героев в театрализо- ванной деятельности, проявляет творчество, стремится к импрови зации. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей 1.
Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен. Ребенок неохотно реагирует на предложения самому учиться читать. С трудом называет знакомые книги, не может объяснить, чем они. Не знает жанров литературных произведений. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их особеннос-тей не может. При восприятии литературного произведения понимает его со держание, затрудняется интерпретировать подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку, обращает внимание только на традиционные средства речевой вырази- тельности. Невыразительно читает короткие стихи, рассказывает сказки и рас- сказы, не может придумать сказку по аналогии, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх. Пассивен при обсуждении книг, не проявляет инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературного текста.