Новости капитанская дочка чем закончилась

Конец романа «Капитанская дочка» от Николая Гоголя оставляет читателя в состоянии глубокого раздумья и смешанных чувств. Если краткого описания «Капитанской дочки» вам кажется недостаточно, а времени читать всё произведение целиком нет, советуем посмотреть хотя бы экранизацию.

Расскажите коротко о конце произведения Капитанская дочь! Чем она закончилась?

Гринёв спасает Машу из Белогорской крепости, однако позже его арестовывают правительственные войска. Швабрин возвёл на него напраслину! Гринёва хотят сослать в Сибирь, однако Маша в последний момент успевает вымолить для него прощение у императрицы. Если краткого описания «Капитанской дочки» вам кажется недостаточно, а времени читать всё произведение целиком нет, советуем посмотреть хотя бы экранизацию. Их несколько, самая известная — фильм «Капитанская дочка» 1958 года режиссёра Владимира Каплуновского.

Мы знаем, как любят учителя иногда подловить учеников. Даже если вы прочли только краткое содержание «Капитанской дочки», надеемся, этот небольшой квиз поможет вам при ответе на уроке не «посыпаться» в деталях: Как звали Савельича.

Так что «Капитанскую дочку» можно смело отнести как к романтизму, так и к реализму.

Основными темами книги стали долг, честь и любовь. Из этой статьи вы узнаете о главной проблематике классического произведения, его краткое содержание и суть концовки. Краткое содержание романа «Капитанская дочка» Прежде чем перейти непосредственно к содержанию, отметим, что эпиграфам в «Капитанская дочке» отведен особый смысл.

Они напрямую связаны с содержанием главы. К примеру, эпиграф первой главы несет следующую смысловую нагрузку: «Береги честь смолоду». И уже в этой фразе раскрывается основная проблема — честь.

Действующие лица: Петр Гринев — главный герой. Рассказ ведется с его точки зрения Марья Миронова — дочь коменданта и возлюбленная Гринева Емельян Пугачев — лидер восстания и государственный преступник Алексей Швабрин — главный антагонист Гринева Савельич — верный слуга Гринева Главный герой повествования — помещик Гринев. Он рассказывает читателям историю своей бурной молодости.

В 17-летнем возрасте сын из семьи офицера — Гринев — был отправлен на службу в армию. На пути к месту прохождения службы Гринев познакомился с Пугачевым — будущим лидером восстания.

Внезапно дуэль была прервана появлением нескольких инвалидов. Они разоружили офицеров и повели их к коменданту. Миронов и его жена потребовали, чтобы противники помирились.

На следующий день Швабрин зашел к Гриневу и сказал, что сейчас самый подходящий момент. Молодые люди отошли к реке и продолжили поединок. В разгар схватки появился Савельич и своим окликом отвлек Петра Андреевича. Швабрин этим воспользовался и провел удачный удар шпагой. Гринев потерял сознание.

Глава V. Любовь Петр Андреевич пять дней провел в беспамятстве и пришел в себя в доме коменданта. До выздоровления за ним преданно ухаживала Маша. Юноша признался ей в любви и сделал предложение, которые было принято. Еще находясь в постели, Гринев простил Швабрина и помирился с ним.

Для заключения брака нужно было получить благословение родителей. Петр Андреевич отправил им письмо. Ответ поверг юношу в уныние. Отец решительно отказывался благословить сына на союз с Машей. Он обвинял его в «мальчишеском» поведении имея в виду дуэль и хотел добиться перевода Гринева в другое место.

Петр Андреевич показал письмо любимой. Маша огорчилась, но заявила, что нельзя идти против родительской воли. Влюбленный Гринев впал в тоску и проводил большую часть времени в уединении. Глава VI. Пугачевщина Прошло какое-то время.

Однажды Гринева и других офицеров пригласил к себе Миронов. Он зачитал собравшимся письмо генерала, в котором сообщалось о бунте Емельяна Пугачева. Существовала опасность нападения на крепость. Вскоре стало известно, что недалеко от крепости замечено огромное войско бунтовщиков. Был схвачен лазутчик мятежников с воззванием Пугачева, в котором он заявлял о своем желании захватить Белогорскую.

В этот же вечер поступили сведения о взятии бунтовщиками близлежащей Нижнеозерной крепости. Глава VII. Приступ Утром крепость была окружена. Комендант выстроил свое малочисленное войско около ста человек на валу. В его распоряжении имелась всего лишь одна старая пушка.

Вокруг крепости разъезжало множество всадников. Вскоре мятежники пошли на приступ. Оборонявшимся инвалидам удалось застрелить несколько человек. Выстрел из пушки картечью с близкого расстояния временно приостановил наступление. Комендант призвал своих солдат пойти в контратаку, но за ним последовали лишь Гринев и один старик-поручик.

Мятежники ринулись вперед, взяли их в плен и ворвались в деревню. Жители крепости были согнаны на площади, в центре которой сидел сам Пугачев. Комендант и поручик были сразу же повешены. Гринева тоже потащили на виселицу, но за него вступился Савельич. Благодаря его мольбам юноша был прощен главарем мятежников.

Около трех часов обитатели Белогорской крепости присягали на верность «настоящему» государю. Гринев с удивлением заметил, что в рядах мятежников уже находится Швабрин. В финале «торжественной церемонии» произошло еще одно злодеяние: возле своего дома казаками была зарублена беззащитная Василиса Егоровна. Глава VIII. Незваный гость Гринева очень беспокоила судьба Маши.

Он боялся, что девушка могла оказаться в руках мятежников. От крепостной девки офицер узнал, что дочь Миронова спряталась у попадьи, куда отправился праздновать победу Пугачев. Петр Андреевич бросился к дому попадьи. Хозяйка его успокоила. Маша лежала в беспамятстве, и Пугачев оставил ее в покое.

Возвращаясь к себе на квартиру, Гринев видел, как по всей деревне идет поголовный грабеж. Дома он встретил Савельича. Старик поразил юношу. Он сказал, что признал в главаре мятежников бродягу, который помог им найти дорогу в непогоду, за что получил заячий тулуп. Вскоре Пугачев прислал к Гриневу казака с требованием немедленно явиться.

Петр Андреевич пришел в дом коменданта и был приглашен за стол.

Собственно, и умирает Андрий у Гоголя гораздо раньше, нежели Тарас произносит знаменитое «Я тебя породил, я тебя и убью». Погибает он «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства» в тот момент, когда целует «благовонные уста» прекрасной полячки и ощущает то, «что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». А вот у Пушкина сцена прощания Гринева с Машей Мироновой накануне приступа Пугачева написана словно в пику Гоголю: «— Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя курсив мой. И дальше: «Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты».

Любовь к женщине у Пушкина — не помеха дворянской верности и чести, но ее залог и та сфера, где эта честь в наибольшей степени себя проявляет. В Запорожской Сечи, в этой гульбе и «беспрерывном пиршестве», которое имело в себе что-то околдовывающее, есть все, кроме одного. У Пушкина прекрасная женщина есть везде, даже в гарнизонном захолустье. И везде есть любовь. Да и само казачество с его духом мужского товарищества романтизируется и героизируется у Гоголя и совершенно в ином ключе изображено у Пушкина. Сначала казаки вероломно переходят на сторону Пугачева, потом сдают своего предводителя царю. И то, что они неверны, заранее знают обе стороны.

Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч. Урядник усмехнулся. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой». А вот у Гоголя: «Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Зато само слово «товарищи», во славу которого Бульба произносит знаменитую речь, встречается в «Капитанской дочке» в той сцене, когда Пугачев и его сподвижники поют песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» о товарищах казака — темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. И Гринева, который только что был свидетелем страшного бесчинства, учиненного казаками в Белогорской крепости, это пение потрясает. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Движение истории Гоголь пишет о жестокости казаков — «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранные кожи с ног по колени у выпущенных на свободу... Единственный раз, когда он наступает на горло этой песне, — в сцене пыток и казни Остапа. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душой, не чуя человечества». У Пушкина описание изуродованного пытками старого башкирца, участника волнений 1741 года, который не может ничего сказать своим истязателям, потому что во рту у него шевелится короткий обрубок вместо языка, сопровождается, казалось бы, схожей сентенцией Гринева: «Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространения правил человеколюбия».

Но в целом отношение к истории у Пушкина иное, чем у Гоголя — он видел смысл в ее движении, видел в ней цель и знал, что в истории есть Божий Промысел. Отсюда его знаменитое письмо к Чаадаеву, отсюда движение народного голоса в «Борисе Годунове» от бездумного и легкомысленного признания Бориса царем в начале драмы и до ремарки «народ безмолвствует» в ее конце. У Гоголя же «Тарасу Бульбе» как повести о прошлом противопоставлены «Мертвые души» настоящего, и пошлость нового времени для него страшнее жестокости старины. Примечательно, что в обеих повестях есть сцена казни героев при большом стечении народа, и в обоих случаях осужденный на казнь находит в чужой толпе знакомое лицо или голос.

Капитанская дочка. Чем закончилось произведение?

На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения! Если краткого описания «Капитанской дочки» вам кажется недостаточно, а времени читать всё произведение целиком нет, советуем посмотреть хотя бы экранизацию. Смысл «Капитанской дочки», исторического романа А. С. Пушкина, в том, насколько любовь может оказать влияние на действия, поступки и в целом на жизнь. В основе романа "Капитанская дочка" лежат мемуары дворянина Петра Гринева, посвященные восстанию под предводительством Пугачева, и описанию событий, в которых он принял случайное участие.

Капитанская дочка: краткое содержание.

Он узнал, что во время его болезни Маша ухаживала за ним. Молодые люди поняли, что их чувства взаимны. Пётр Гринёв сделал Маше предложение и написал своим родителям о намерении жениться. В ответном письме отец Гринёва сообщил, что не даст ему благословения и согласия.

А против воли родителей Маша выходить замуж за Гринёва не согласилась, и отношения их испортились, потому что она стала избегать молодого человека. Комендант сообщил об этом Гринёву, Швабрину, Ивану Игнатьичу и казацкому уряднику. Василиса Егоровна тоже добивается от мужа правды.

В крепости начали подготовку к обороне. Пугачёв вместе со своими приближёнными захватили крепость и требовали от всех находящихся в ней признать его Государем Петром III. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказались поклоняться бунтовщику, за что были убиты.

Швабрин присягнул Пугачёву. Пётр Гринёв отказался признавать мятежника царём, его должны были повесить, но к ногам самозванца бросился Савельич. Пугачёв узнал слугу дворянина, который щедро отблагодарил его, и помиловал Гринёва и Савельича.

Гринёв узнал, что Маша Миронова спрятана у попадьи. Его вызывает к себе Пугачёв, где между ними происходит разговор.

Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся. Глава 7.

Приступ У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя. Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение. Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва. Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу.

Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих. Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва.

Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника. Атаман приказал убить её. Глава 8. Незваный гость Сердце Гринева не на месте.

Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи. Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный. Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.

Глава 9. Разлука Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.

Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял. Маша слегла и лежала в бреду. Глава 10. Собрался совет, на котором все кроме Петра проголосовали за оборону, а не нападение. Начинается долгая осада — голод и нужда.

Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Швабрин желает на ней жениться и держит в плену. Гринёв идёт к генералу с просьбой дать пол роты солдат на спасение девушки, на что получает отказ. Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую. Глава 11.

Мятежная слобода По дороге в крепость Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос.

Бесприданница Маша показалась Петру очаровательной, и он влюбляется. Колкие насмешки Швабрина не умаляют его пыла — по вечерам молодой человек пишет для девушки стихи. Швабрин высмеял лирику сослуживца, к тому же оскорбил дочь коменданта, сказав Петру, что девица придёт разделить постель с любым, кто подарит её хотя бы сережки. Молодые люди поссорились, Швабрин предложил дуэль. Когда Василиса Егоровна узнала об этом, отчитала офицеров, и они сделали вид, что помирились, отложить поединок. Маша рассказала Гринёву, что злость Швабрина объясняется его неудавшимся сватовством к ней. Довольно сильный в фехтовании Петр за что можно добрым словом вспомнить француза Бопре почти загнал Швабрина в реку, но отвлёкся на крик Савельича. Швабрин бесчестно нападет и ранит его ниже правого плеча.

Пять дней Пётр повел без памяти. Раненного Гринёва выхаживали и Савельич, и Маша. В результате молодые люди поняли, что любят друг друга. Молодой человек отправил письмо родителям, прося благословения на брак. В ответ пришло письмо с отказом — родители узнали о дуэли сына и пригрозили перевести из крепости в другое место. Тем временем Гринёв со Швабриным примирились, хотя Пётр понимает, что сообщить об этом отцу мог только соперник. Гринёв предлагал любимой обвенчаться, но она не согласна идти наперекор воле его родителей. Отказ возлюбленной стал тяжелым ударом для юноши. На некоторое их отношения становятся внешне прохладными.

Гринев боится, что печаль толкнет его на путь распутства. Миронов читает офицерам извещение от генерала: Емельян Пугачёв, называющий себя царём Петром III, со своей шайкой поднял крестьян на бунт. Приказано готовить крепость к нападению. Думать о победе, имея в штате всего четырех гвардейцев и армейских «инвалидов», капитану Миронову не приходилось. Соседние крепости уже пали, их гарнизоны казнены. Комендант решает отправить дочь и жену в Оренбург. Но Василиса Егоровна отказывается уезжать. Маша, собранная в дорогу, прощается с Петром, но уехать не успевает. К крепости подходит армия Пугачёва.

Урядник и несколько казаков уже примкнули к повстанцам. Бунтовщик предложил сдаться без боя. Миронов не соглашается, приказывает Маше переодеться в простолюдинку и спрятаться в доме попа. Мятежники врываются в крепость. Пугачёв велит повесить тех, кто не присягнул «царю». Гринёв готов честно умереть от рук бандитов, замечая, что Швабрин, обрядившись в казачий кафтан, расхаживает среди разбойников. Ситуацию спасает Савельич, который бросается в ноги Пугачеву и молит за барина. К удивлению Петра, Пугачёв его отпускает.

Петр Андреевич обращает внимание на то, что все ведут себя как товарищи друг с другом в стане Пугачева, не оказывают при этом предпочтения предводителю.

Каждый хвастается, высказывает сомнения, оспаривает Пугачева. Люди его поют песню о виселице. Расходятся гости Емельяна. Гринев говорит ему наедине, что царем его не считает. Тот отвечает, что удача будет удалому, ведь когда-то и Гришка Отрепьев правил. Емельян отпускает Петра Андреевича в Оренбург несмотря на то, что тот обещает бороться против него. Разлука Емельян дает Петру распоряжение сказать губернатору этого города о том, что скоро пугачевцы прибудут туда. Пугачев, покидая Белогорскую крепость, оставляет Швабрина комендантом. Савельич пишет список разграбленного добра Петра Андреевича и отправляет его Емельяну, однако тот не обращает внимания на него в "припадке великодушия" и дерзкого Савельича не наказывает.

Он даже жалует шубой со своего плеча Гринева, дает ему лошадь. Маша тем временем болеет в крепости. Осада города Петр едет в Оренбург, к Андрею Карловичу, генералу. Военные люди отсутствуют на военном совете. Здесь лишь чиновники. Более благоразумно, по их мнению, оставаться за надежной каменной стеной, чем на открытом поле испытывать свое счастье. За голову Пугачева предлагают назначить чиновники большую цену и подкупить людей Емельяна. Урядник из крепости привозит Петру Андреевичу письмо от Маши. Та сообщает о том, что Швабрин вынуждает ее стать его супругой.

Гринев просит генерала помочь, предоставить ему людей для того, чтобы очистить крепость. Однако тот отказывает. Мятежная слобода Спешат на помощь девушке Гринев с Савельичем. Люди Пугачева останавливают их в пути и ведут к предводителю. Он допрашивает Петра Андреевича о его намерениях в присутствии наперсников. Люди Пугачева - сгорбленный, тщедушный старик с голубой лентой, надетой через плечо по серому армяку, а также высокий, дородный и широкоплечий мужчина лет сорока пяти. Гринев говорит Емельяну, что приехал для того, чтобы спасти от притязаний Швабрина сироту. Пугачевцы предлагают и с Гриневым, и со Швабриным просто решить проблему - повесить их обоих. Однако Петр Пугачеву явно симпатичен, и он обещает женить его на девушке.

Петр Андреевич утром едет в крепость в кибитке Пугачева. Тот в доверительной беседе рассказывает ему, что он хотел бы отправиться на Москву, однако товарищи его - разбойники и воры, которые сдадут предводителя при первой же неудаче, спасая собственную шею. Емельян рассказывает калмыцкую сказку про ворона и орла. Ворон жил 300 лет, но клевал при этом падаль. А орел предпочел голодать, но падали не есть. Лучше однажды напиться живой крови, считает Емельян. Сирота Пугачев в крепости узнает, что девушка терпит издевательства от нового коменданта. Швабрин морит ее голодом. Емельян освобождает Машу и хочет обвенчать ее сейчас же с Гриневым.

Арест Солдаты на пути из крепости берут под арест Гринева. Они принимают Петра Андреевича за пугачевца, ведут к начальнику. Им оказывается Зурин, который советует Петру Андреевичу отправить Савельича и Машу к родителям, а самому Гриневу - продолжить сражение. Он следует этому совету. Войско Пугачева разбито, однако сам он не пойман, ему удалось в Сибири собрать новые отряды. Емельяна преследуют. Зурину приказывают взять под арест Гринева и отправить под караулом в Казань, предав следствию по делу Пугачева.

Краткое содержание романа «Капитанская дочка» Пушкина по главам

Капитанская дочка глубоко порядочна, немногословна, умна и хорошо разбирается в людях. Она отказывает сватающемуся к ней Швабрину, так как видит его насквозь. В критической ситуации Марья Ивановна проявляет силу духа и твердость характера. Она отказывается вступать в брак с любимым Петром Гринёвым, потому что отец жениха не дал благословения. Для нее это вопрос принципиальный, потому что героиня видит в согласии или несогласии родителей божью волю. Оказавшись в плену у Швабрина, она готова умереть, но не стать женой негодяя. Тихая, скромная девушка решилась поехать в Петербург, просить императрицу помиловать ее жениха, восстановить его честное имя. Образ Марьи Ивановны помогает понять характеры двух антиподов — Гринёва и Швабрина. Героиня не просто необходимое действующее лицо в любовной линии произведения, она помогает более полно раскрыть его идею.

Честь для Маши Мироновой тоже на первом месте. Эпиграф к повести — «Береги честь смолоду» — с полным правом может быть соотнесен с героиней романа. Вокруг нее автор выстраивает события дуэль, поездка Гринёва в Пугачёву и т. Автор воплотил в образе Марии Мироновой лучшие черты русского национального характера — веру, способность к самоотверженной любви. Подобно Татьяне Лариной, она «милый идеал» Пушкина. Алексей Иванович Швабрин — офицер, оказавшийся в Белогорской крепости за убийство на дуэли. Он невысок ростом, у него некрасивое, но живое лицо. Швабрин хорошо образован, неглуп и при этом изображен классическим отрицательным героем.

Он высокомерен, зол, низок. Персонаж оговорил девушку из-за того, что она не приняла его предложения. Швабрин злоречив, он высмеивает людей, которые его радушно принимают в доме. В дуэли с Гринёвым подло наносит ему удар шпагой, когда тот оглянулся на крик слуги. Честь и верность присяге для Швабрина ничего не значат. Ради спасения своей жизни он переходит на сторону врага. Перед Пугачевым угодничает, изображает преданность. Так же подл герой в любви: пытается принудить девушку выйти за него замуж угрозами и заточением.

Когда Швабрина арестовали, он из чувства мести дал показания против Гринёва, назвав его шпионом Пугачёва. На протяжении всей повести автор сталкивает Швабрина и Гринёва в критических ситуациях, чтобы на контрасте лучше показать различие их характеров и жизненных ценностей. Емельян Пугачёв Предводитель мятежников появляется в романе первый раз в образе бесприютного скитальца, скрывающегося от властей, любителя выпить. Это человек лет сорока, среднего роста, широкоплечий, худощавый, с черной бородой. Гринёв отметил приятное, но плутоватое выражение его лица и большие, очень живые глаза, которые так и бегали. Уже в первой встрече с читателем герой показан сметливым, находчивым, уверенным в себе. В буран он выводит к постоялому двору заблудившихся путников. Пушкин несколько романтизирует своего героя, изображает его как личность неоднозначную, с широкой душой.

Жестоко расправляясь с дворянами и офицерами, герой Пушкина помиловал Гринёва, помня его доброту к себе на постоялом дворе. И в дальнейшем главный бунтовщик с благосклонностью относился к «их благородию», ценя в нём, по-видимому, честность и искренность. Пугачёв ведет доверительные беседы с молодым дворянином. Оказывается, Емельяну не дает покоя судьба Григория Отрепьева. Он тоже присваивает себе имя покойного царя. Авантюрист, беглый донской казак, недюжинная вольнолюбивая натура, он находит выход своей страстности, затеяв войну против власти. Сила характера, воля, харизматичность привлекают к нему народ и множество темных личностей, на которых нельзя положиться. Пожарища, кровь, опустошение оставляют после себя пугачевцы.

Понимая свою обреченность, самозванец все же хочет поцарствовать, как Гришка Отрепьев, который плохо кончил. Он сравнивает себя с орлом из калмыцкой сказки, которому лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет, как ворону, питаться падалью. Пугачев с душевной широтой оказывает большую услугу главному герою: помогает вырвать его невесту из узилища Швабрина. Узнав, что она дочь казненного коменданта крепости, атаман отпускает их: «Миловать так миловать! Гринёв искренне обещает ему молиться за него как за своего благодетеля. Последний раз Петр увидел Пугачева на плахе. Он сожалел, что Емельяну не довелось погибнуть в бою. Реальное историческое лицо Емельян Пугачев взял в наложницы семнадцатилетнюю вдову казненного полковника Харлова и дочь коменданта крепости Елагина — Татьяну.

Родители молодой женщины были зверски убиты. Пугачев по-своему спас на некоторое время Татьяну и ее малолетнего брата от расправы. Но вскоре в его отсутствие их убили. Второстепенные герои Савельич Архип Савельич — крепостной Гринёвых, за трезвость допущенный в дядьки к Петруше. Он опекал и воспитывал его, как умел. Сопровождая Петра Андреевича на военную службу, Савельич по-прежнему смотрел на Петра как на дитя, за которым надо присматривать. Гринёв уже в офицерском звании, но старик боится оставить его одного и сопровождает во всех злоключениях. Верность слуги не столько к своему господину, сколько к юноше, которого он с детства нянчил, бескорыстна, искренна, благородна.

Старик порядочен, упрям по природе и готов жизнь отдать за Гринёва. Савельич бывает комичен, особенно в претензии к Пугачеву насчет заячьего тулупчика от барского дитяти. Старый человек, не имеющий своей семьи, детей, он душевно привязан к молодому человеку. Вынужденный расстаться с Петром Андреевичем, Савельич утешается тем, что опекает будущую жену его Марью Ивановну. В образе старого слуги Пушкин воплотил лучшие черты русского народа. Нрав у него гордый и непреклонный. В сыне он хочет видеть настоящего военного, поэтому отправляет его не в Петербург, где ничему полезному не научат, а в Оренбург, чтобы хлебнул армейских трудностей. Гринёв старший боится только бесчестья, поэтому он наказывает сыну беречь честь смолоду.

Известие, что сын его изменник — тяжелый удар для старика. Он легче бы перенес смерть Петра, чем позор. Всего у нее было девять детей, но восемь из них умерли во младенчестве. Сына она непрестанно опекала и желала ему более легкой участи, чем определил ему отец. Но мужу не перечила, так как в порядки в семье были патриархальные. Он вышел в офицеры из солдат, поэтому не был потомственным дворянином, беден. Из крепостных у него только девка Палашка. Капитан Миронов простой, необразованный человек, гостеприимный хозяин.

В семье он добрый муж и отец, по отношению в жене слишком демократичен, и она распоряжается в крепости. Иван Кузьмич порой забавно выглядит, он не очень годится на роль коменданта крепости. Однако это старый служака, честный и верный государыне. В критическом положении, ожидая нападения, он делает все возможное, чтобы противостоять бунтовщикам. Капитан Миронов сражается до последнего. Страшно израненный, он стойко держится перед самозванцем, отказываясь признать его царем, и достойно принимает смерть. Василиса Егоровна Жена коменданта Белогорской крепости капитана Миронова — женщина властная, домовитая. Под ее хозяйским взглядом оказывается не только дом коменданта, но и вся крепость.

Пользуясь уступчивостью мужа, она решает не только хозяйственные вопросы. По ее распоряжению сажают под арест, отбирают шпаги у дуэлянтов. Василиса Егоровна вместе с тем верная и любящая супруга. Увидев мертвого мужа, она не ищет спасения, называет его палачей злодеями, а их предводителя беглым каторжником. Гибнет рядом с телом мужа под ударом сабли. Екатерина Вторая Императрица изображена в романе сначала просто приятной дамой на прогулке, в утреннем платье, чепце, душегрейке. Такой видит ее Маша Миронова. В ходе повествования образ ее меняется, она становится властной, непреклонной государыней, которая не допускает милости к изменнику.

Но, убежденная доводами девушки, она смягчается и принимает справедливое решение. А Машу одарила свадебным приданым, оценив по достоинству ее ум и сердце. Государыня представлена справедливой и милостивой. Жанр и направление Вопрос о жанре «Капитанской дочки» до сей поры остается открытым. В произведении охвачен значительный временной период. Повествование включает этапы взросления героя, описание исторических событий и несколько сюжетных линий: отношения Гринёва с родителями; отношения Гринёва с Марией Мироновой; Швабрин, его образ действий; Пугачевская война. Данное сочинение имеет право на жанр романа. Произведение невелико по объему, но автор — поэт, и проза его лаконична, сосредоточена на главном.

Поскольку во времена Пушкина романами назывались толстые тома, жанром «Капитанской дочки» стали считать повесть. В определении литературного направления тоже нет однозначности. Исследователи считают, что в произведении сочетаются романтизм и реализм. Признаки реализма: отсутствие идеализации предводителя бунтовщиков не благородный разбойник ; типические характеры в типических обстоятельствах — старинные дворяне Гринёвы, простые русские люди Мироновы, Савельич и другие. Признаки романтизма: занимательный сюжет; необычные обстоятельства и невероятные события чудесное избавление Гринёва от смерти, его душевные разговоры с Пугачёвым, спасение Маши с помощью Пугачёва, решающая встреча Маши в саду с Екатериной ll, а также иные эпизоды ; романтические черты образа Пугачёва. Главная тема «Капитанской дочки» — нравственный выбор в сложных обстоятельствах. Идея Идея повести «Капитанская дочка»: человек, делая нравственный выбор в трудных жизненных обстоятельствах, должен руководствоваться честью и совестью. Основная мысль произведения звучит в эпиграфе «Береги честь смолоду».

Отец Петра Гринёва дал верный ориентир сыну. Можно сохранить жизнь, но запятнанная честь и угрызения совести сделают ее мучительной, безрадостной. Швабрин стал предателем, но жил в страхе перед пугачевцами и перед властями, конец его бесславен. Проблематика В «Капитанской дочке» автор поднимает социально-исторические и нравственные проблемы. Пугачевский бунт Пушкин обращается к истокам мятежа — притеснению народа властями и жестокому подавлению возмущений. Он понимает вольнолюбивые устремления народа, но не может оправдывать и жестокости бунта: «Не дай бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! В подавлении мятежа и расправе над мятежниками автор видит суровую государственную необходимость. Стихийный бунт принес разорение всем: дворянам и крестьянам.

А убийства дворянских семей с женщинами и детьми ничем оправдать нельзя. Проблема образования В начале произведения с иронией и юмором повествуется о ранних годах Петруши Гринёва, отданного с пяти лет на руки стремянному Савельичу. Под опекой доброго дядьки барчук в одиннадцать лет выучился русской грамоте и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Дальнейшим образованием молодого барина занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Педагог в отечестве своем был парикмахером. Типичная ситуация, когда для обучения русского недоросля выписывали француза, кем бы он ни был. Результат «обучения», как правило, был нулевым. Нравственное воспитание Пушкина волновала проблема нравственного воспитания молодого человека его времени.

Просветительские традиции ушли в прошлое, нравственное состояние дворянского общества изменилось. В таких условиях Александр Сергеевич видел необходимость сопоставить моральный облик разных поколений и показать связь между ними. Перед читателем предстали люди, нравственно цельные Гринёвы, капитан Миронов и другие , которые не думали о чинах и наживе. Именно такие личности способны в переломные моменты истории сохранить честь и достоинство. Композиция О композиции «Капитанской дочки» существуют разные мнения. В целом произведение строится на противопоставлении двух сторон: бунтовщиков под предводительством Пугачёва и дворян с императрицей. На таком контрасте легче показать, что представляют собой противоборствующие силы. В сюжетном построении романа любовная линия и исторические события переплетаются между собой.

Композиция любовного сюжета: экспозиция — детство Петруши в родовом имении; завязка — знакомство Гринёва с Машей Мироновой; развитие действия — жизнь в крепости, конфликт со Швабриным; кульминация — дуэль, письмо отца.

Савельич стал возмущаться и спорить, но Гринёв прервал спор. Савельич закончил свое ворчание словами: «…с лихой собаки хоть шерсти клок». Глава 10. Осада города В Оренбурге шла подготовка к осаде: возводили укрепления, в стене латали прорехи. Гринёв застал генерала в саду, утепляющим яблони к зиме. Пётр рассказал о положении в Белогорской крепости, и генерал созвал военный совет, на котором, кроме самого генерала, ни одного военного не было.

Господа решали, как действовать: наступательно или оборонительно. Наступательную тактику, на которой настаивал Гринёв, чиновники приняли неблагосклонно. Один чиновник предложил назначить за голову Пугачёва награду, в этом случае его выдадут свои же казаки. Совет решил оставаться за каменной стеной, под прикрытием пушек. Войско Пугачёва обступило Оренбург. Затяжная осада стала причиной голода и дороговизны в городе. Гринёв томился от скуки, развлечение доставляли только выезды за городские стены, где он перестреливался с пугачевцами.

Во время одной из вылазок ему передали письмо от Марьи Ивановны. Она просила о помощи и защите. Швабрин принуждал ее к замужеству, грозя в случае отказа отвезти девушку к злодею в лагерь. Пётр в бешенстве бросился к генералу, попросил у него роту солдат и полсотни казаков, обещая освободить Белогорскую крепость. Генерал пустился в военные рассуждения, находя стратегическую нецелесообразность в задуманном Гринёвым предприятии. Негодования и угрозы в адрес Швабрина свелись к умозаключению, что в данной ситуации Марье Ивановне лучше выйти замуж за Швабрина, который может оказать ей протекцию. Его потом все равно расстреляют, а она останется вдовой, и сыщутся ей женихи.

Герой поддался было отчаянию, но в голову ему пришла новая мысль. Глава 11. Мятежная слобода Пётр Гринёв решил сам отправиться в Белогорскую крепость за невестой. Он потребовал у Савельича половину оставшихся денег, а другую подарил ему. Старый дядька, узнав, что барское дитя собирается ехать в логово разбойника, засобирался с ним: «Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину». Вместе они поехали освобождать девушку. Путь их лежал мимо Бердской слободы — пристанища Пугачёва.

Уже в сумерках они проезжали здесь, их окружили казаки Пугачёва. Гринёв вырвался, он мог ускакать в темноте, но, обнаружив, что Савельича за ним нет, вернулся. Вместе со стариком его повязали и повели к «государю». Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности, как вдруг, оглянувшись, увидел я, что Савельича со мною не было. Бедный старик на свой хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать.

Гринёв снова встретился с атаманом мятежников. На его вопрос, зачем выехал из Оренбурга, Пётр рассказал о сироте, которую здесь обижает Швабрин. Двое приближенных Пугачёва заспорили о благонадежности Гринёва. Один Белобородов советовал допросить дворянина в приказной да повесить, другой Хлопуша упрекал его в кровожадности: сам он убивал супротивника в бою, а не гостя. Пугачёв прекратил их прения, но Хлопуша и Белобородов мрачно смотрели друг на друга. Гринёв, чтобы перевести разговор в благоприятное для себя русло, поблагодарил атамана за лошадь и за тулуп. Тот развеселился, потом уточнил про сироту — оказалось, невеста Гринёва.

Затем герою пришлось садиться за стол с Пугачевым и его страшными товарищами. Переночевать его отвели в приказную избу, где находился и Савельич. А, ваше благородие! Зачем тебя бог принес? Глаза у Пугачева засверкали. Говори: кто виноватый? По дороге, в кибитке, у них состоялся откровенный разговор.

Самозванец замахивался пойти на Москву, но понимал, что положение его шатко: «Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Гринёв спросил, не лучше ли ему отстать от этого сборища и прибегнуть к милосердию государыни, но атаман лишь горько усмехнулся: «Поздно мне каяться». Он уже не мог свернуть с этого пути, надеялся повторить судьбу Гришки Отрепьева, который поцарствовал над Москвою. Пётр напомнил об ужасном конце Лжедмитрия. В ответ Пугачёв рассказал калмыцкую сказку о вороне и орле.

Спросил орел ворона, отчего живет он триста лет, тогда как он, орел, только тридцать три года. Ворон отвечал: «…ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел решил попробовать питаться, как ворон, но не понравилось ему, и раздумал он жить долго. Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет питаться падалью. Пётр оценил затейливость сказки, но, по его разумению, жить убийством и разбоем — и есть клевать мертвечину. Пугачёв не нашелся, что ответить. Глава 12.

Сирота В крепости Пугачёва встречает Алексей Швабрин. Изменник по одежде и наличию бороды совсем казак. Он угодливо и лицемерно выказывал атаману радость и усердие. Он протянул было руку Гринёву, но тот отвернулся от него. На вопрос Пугачёва, какую девушку он держит у себя под караулом, Швабрин, побледнев, отвечал дрожащим голосом, что она не под караулом, а больна, лежит в светлице. Не желая, чтобы Пугачёв вошел к узнице, называет ее женой. Я никогда не буду его женою!

Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят. Пугачев взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем! Атаман толкнул дверь ногою — Марья Ивановна в оборванном крестьянском платье, бледная и худая сидела на полу. Здесь держал ее Швабрин на хлебе и воде.

Уличенный в обмане, он бросился перед «государем» на колени. Пугачёв помиловал Швабрина, и он уже готов отпустить Машу с Петром. Но тут униженный соперник выдает атаману тайну: девушка не племянница попадьи, а дочь капитана Миронова. Гринёв объяснил, что не мог открыть этого обстоятельства при людях Пугачёва. Тогда ничто бы не спасло беззащитную сироту. Молодой человек находит верные слова для благополучного разрешения своего положения: «Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.

Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…». Пугачев был тронут и решил отпустить их, велев Швабрину выписать Гринёву пропуск. Герой предложил Марье Ивановне поехать к его родителям. Поколебавшись, она согласилась. Пётр говорит девушке, что почитает ее своей женою и больше не разлучит их никакая сила.

Маша чувствовала то же, но повторила, что выйдет за него только с благословения родителей. Перед отъездом Пугачёв позвал к себе Гринёва. Юноша испытывал сложные чувства, прощаясь с этим ужасным человеком, извергом для всех, кроме него. Пётр пламенно желал вырвать его из среды злодеев, спасти его голову. Они расстались дружески. Гринёв со своей невестой уезжает из крепости. У комендантского дома стоял мрачный и злой Швабрин.

Герой не хотел торжествовать над поверженным врагом и отвёл глаза в сторону. Глава 13. Арест По дороге в родительскую деревню молодые люди столкнулись с гусарским полком Зурина. Их чуть было не разлучили гусары, приняв Гринёва за слугу Пугачёва. Встреча с Зуриным прояснила недоразумение. Полковник извинился перед Марьей Ивановной и определил ее на квартиру. Дорога на Симбирск была свободна.

Зурин предложил Гринёву отправить далее девушку с Савельичем к родителям, а самому остаться — воевать с мятежниками. Гринёв чувствовал: долг чести требует присутствия в войске императрицы. Савельич никак не хотел оставить барское дитя без присмотра, но Пётр лаской и искренностью сумел его убедить. Прощание с Гринёва с Марьей Ивановной было трогательным. Она обещала ему, что только он один будет в ее сердце до могилы. Война с бунтовщиками тянулась до лета. Гринёв видел разграбленные поместья, правительственные войска забирали у крестьян последнее, что осталось после набегов мятежников.

Такое положение дел приводило его в ужас: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Пугачёва поймали по дороге на Москву, после взятия им Казани. Радость героя от окончания военной компании отравляла мысль о пойманном злодее, о его казни. Гринёв получил отпуск и уже собирался домой, когда Зурин получил приказ об его аресте за «дружбу» с Пугачёвым. Глава 14. Суд Арестованный Швабрин оклеветал Петра Гринёва, назвал его шпионом Пугачёва, и молодому человеку предъявили обвинение в пособничестве бунтовщику. Петра привезли в опустошенную и погорелую Казань, в крепость, которая одна уцелела в городе.

На допросе герой мог доказать свою невиновность, но для этого надо было назвать имя Марьи Ивановны. Мысль, что имя ее впутается между гнусными наветами, что ее сюда могут потребовать, ужаснула Петра, и он замолчал. Здесь же, в крепости, был Швабрин, поседевший, исхудавший. Он тоже ничего не сказал о капитанской дочке. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин.

Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; Петру вынесли приговор — пожизненная ссылка в Сибирь.

Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую. Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах смутьяну и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно. Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить офицера, но тот говорит, «миловать, так уж миловать». Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу. Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша — дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям. Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого. Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец. Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу. Гринева освободили от каторги.

Глава Х Приехав в Оренбург, Пётр докладывает генералу обо всём, что было в крепости. На совете решают не нападать, а только обороняться. Через некоторое время начинается осада Оренбурга войском Пугачёва. Благодаря быстрой лошади и везению Гринёв остаётся цел и невредим. В одной из таких вылазок он пересекается с Максимычем. Максимыч отдаёт для него письмо от Маши, в котором говорится, что её похитил Швабрин и насильно заставляет её выйти за него замуж. Гринёв бежит к генералу и просит роту солдат для освобождения Белгородской крепости, но генерал отказывает ему. Дождавшись ночи, они решают объехать слободу в темноте, но их ловит отряд дозорных. Ему чудом удаётся бежать, а Савельичу, к сожалению, нет. Поэтому Пётр возвращается за ним и следом попадает в плен. Пугачёв узнает, зачем он бежал из Оренбурга. Пётр сообщает ему про проделки Швабрина. Пугачёв начинает злиться и грозит, что повесит его. Советник Пугачёва не верит в истории Гринева, утверждая, что Пётр — шпион. Внезапно за Петра начинает заступаться второй советник по имени Хлопуша. Они едва не начинают драку, но самозванец их успокаивает. Пугачёв решает взять свадьбу Петра и Маши в свои руки. Он приводит Пугачёва и Гринева в помещение, где на полу сидит Маша. Пугачёв, решив разобраться в ситуации, спрашивает у Маши, за что её бьёт муж. Маша с негодованием восклицает, что никогда не станет его женой. Пугачёв очень разочарован в Швабрине и велит ему немедленно отпустить молодую пару. Когда они въезжают в городок, где должен быть большой отряд пугачёвцев, то видят, что город уже освобождён. Гринева хотят арестовать, он заходит в офицерскую комнату и видит во главе своего старого знакомого — Зурина. Он остаётся в отряде Зурина, а Машу с Савельичем отправляет к своим родителей. В скором времени осада была снята с Оренбурга, и приходит известие о победе и окончании войны, так как самозванец схвачен. В то время пока Пётр собирался домой, Зурин получил приказ о его аресте. Свидетель — Швабрин. Чтобы не втягивать в это дело Машу, Пётр никак себя не оправдывает, и его хотят повесить. Императрица Екатерина, сжалившись над его пожилым отцом, меняет казнь на отбывание пожизненного срока в Сибирском поселении. Маша решает, что будет валяться в ногах у императрицы, упрашивая помиловать его. Поехав в Петербург, она останавливается на постоялом дворе и узнаёт, что хозяйка — племянница топильщика печей во дворце. Она помогает Маше проникнуть в сад Царского села, там она встречает даму, которая обещает ей помочь. Спустя время из дворца за Машей приезжает карета. Зайдя в покои Екатерины, она с удивлением видит женщину, с которой говорила в саду. Та ей объявляет, что Гринёв оправдан. Спряжение глаголов исключения читайте в нашей статье.

Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам (А. С. Пушкин)

С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ? файлик забери здесь еще 5 шпор ждут тебя в моем тг-канале +qcLDAUa4e6BhMWJiМеня зов. «Капитанская дочка» — это историко-приключенческий роман, в котором мемуары героя смешиваются с масштабными событиями, поглотившими страну. Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» – важная веха в его творчестве, он долго готовился к её написанию, сделал немало черновиков.

Чем закончилась повесть "Капитанская дочь"?

Литература рассказ капитанская дочка помогите ответить на вопросы. На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Капитанская дочка», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения! «Капитанскую дочка» — это не то произведение, которое задумывается автором как нечто великое, а потом годами «дозревает» как идея. Краткое содержание «Капитанская дочка» читается всего за 15 минут. Краткий пересказ произведения А. С. Пушкина "Капитанская дочка" по главам (с цитатами): подробное и точное содержание для отличной подготовки к урокам и экзаменам.

Пушкин А. “Капитанская дочка” Читательский дневник, краткое содержание

О чем рассказывается в рассказе капитанская дочка 7глава. На странице вопроса Как закончился рассказ "Капитанская дочка"? Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Последние ответы Эльпачино 26 апр. Lokoroko001 26 апр. JKvager 26 апр. Сомнения в человеке может привести к слабости.

Слабость всегда будет взаимносвязанна с сомнениями.

На пути Гринев встречает товарища по службе и остается в войске императрицы, а Машу отправляет к родителям. Собираясь в отпуск домой, Гринев узнает, что должен быть арестован. Швабрин оклеветал его. Маша едет в столицу, чтобы спасти возлюбленного и рассказывает случайной знакомой свою историю. Это оказывается Екатерина II. Освобожденный Гринев присутствует при казни Пугачева. С Машей они создают крепкую семью. Главная мысль романа «Капитанская дочка».

Долг, честь и благородство — превыше всего. Если человек порядочен и честен, то он останется таким в любых испытаниях. Верность Родине сопоставляется с верностью любимой женщине, низкий и подлый человек легко предаст и свои идеалы, и зависимую от него женщину. Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы: Родителям в помощь — наш канал для родителей Английский в IT — базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины — для детей и родителей Какой сегодня праздник — не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции Приглашение в закрытый канал Копилка полезностей - книги, бесплатные онлайн-курсы и другие полезные ресурсы для обучения и развития. Отзыв о романе «Капитанская дочка». Роман основан на реальных исторических событиях, но его драматургия — общечеловеческая. Эпиграф «Береги честь смолоду» очень точно отражает главную мысль романа.

Ответ Ответ дан blachtv Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева.

Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряжённым от Пугачева в Оренбург. Гринев осуждён, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

Именно так — в Господа не верует, вот самая страшная низость человеческого падения, и это оценка дорогого стоит в устах того, кто некогда и сам брал «уроки чистого афеизма», но к концу жизни художественно слился с христианством. Иное дело — предательство у Гоголя. Оно, если так можно выразиться, романтичнее, соблазнительнее. Андрия погубила любовь, искренняя, глубокая, самоотверженная. О последней минуте его жизни с горечью пишет автор: «Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки».

Собственно, и умирает Андрий у Гоголя гораздо раньше, нежели Тарас произносит знаменитое «Я тебя породил, я тебя и убью». Погибает он «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства» в тот момент, когда целует «благовонные уста» прекрасной полячки и ощущает то, «что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». А вот у Пушкина сцена прощания Гринева с Машей Мироновой накануне приступа Пугачева написана словно в пику Гоголю: «— Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя курсив мой. И дальше: «Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты». Любовь к женщине у Пушкина — не помеха дворянской верности и чести, но ее залог и та сфера, где эта честь в наибольшей степени себя проявляет.

В Запорожской Сечи, в этой гульбе и «беспрерывном пиршестве», которое имело в себе что-то околдовывающее, есть все, кроме одного. У Пушкина прекрасная женщина есть везде, даже в гарнизонном захолустье. И везде есть любовь. Да и само казачество с его духом мужского товарищества романтизируется и героизируется у Гоголя и совершенно в ином ключе изображено у Пушкина. Сначала казаки вероломно переходят на сторону Пугачева, потом сдают своего предводителя царю. И то, что они неверны, заранее знают обе стороны. Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч.

Урядник усмехнулся. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой». А вот у Гоголя: «Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Зато само слово «товарищи», во славу которого Бульба произносит знаменитую речь, встречается в «Капитанской дочке» в той сцене, когда Пугачев и его сподвижники поют песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» о товарищах казака — темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке.

И Гринева, который только что был свидетелем страшного бесчинства, учиненного казаками в Белогорской крепости, это пение потрясает. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Движение истории Гоголь пишет о жестокости казаков — «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранные кожи с ног по колени у выпущенных на свободу... Единственный раз, когда он наступает на горло этой песне, — в сцене пыток и казни Остапа. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душой, не чуя человечества».

Краткое содержание "Капитанская Дочка" (по главам) Пушкина А.С.

О последней минуте его жизни с горечью пишет автор: «Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки». Собственно, и умирает Андрий у Гоголя гораздо раньше, нежели Тарас произносит знаменитое «Я тебя породил, я тебя и убью». Погибает он «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства» в тот момент, когда целует «благовонные уста» прекрасной полячки и ощущает то, «что один только раз в жизни дается чувствовать человеку».

А вот у Пушкина сцена прощания Гринева с Машей Мироновой накануне приступа Пугачева написана словно в пику Гоголю: «— Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя курсив мой. И дальше: «Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты».

Любовь к женщине у Пушкина — не помеха дворянской верности и чести, но ее залог и та сфера, где эта честь в наибольшей степени себя проявляет. В Запорожской Сечи, в этой гульбе и «беспрерывном пиршестве», которое имело в себе что-то околдовывающее, есть все, кроме одного. У Пушкина прекрасная женщина есть везде, даже в гарнизонном захолустье.

И везде есть любовь. Да и само казачество с его духом мужского товарищества романтизируется и героизируется у Гоголя и совершенно в ином ключе изображено у Пушкина. Сначала казаки вероломно переходят на сторону Пугачева, потом сдают своего предводителя царю.

И то, что они неверны, заранее знают обе стороны. Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч. Урядник усмехнулся.

Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры.

Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой». А вот у Гоголя: «Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Зато само слово «товарищи», во славу которого Бульба произносит знаменитую речь, встречается в «Капитанской дочке» в той сцене, когда Пугачев и его сподвижники поют песню «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» о товарищах казака — темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке.

И Гринева, который только что был свидетелем страшного бесчинства, учиненного казаками в Белогорской крепости, это пение потрясает. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Движение истории Гоголь пишет о жестокости казаков — «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранные кожи с ног по колени у выпущенных на свободу...

Единственный раз, когда он наступает на горло этой песне, — в сцене пыток и казни Остапа. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душой, не чуя человечества». У Пушкина описание изуродованного пытками старого башкирца, участника волнений 1741 года, который не может ничего сказать своим истязателям, потому что во рту у него шевелится короткий обрубок вместо языка, сопровождается, казалось бы, схожей сентенцией Гринева: «Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространения правил человеколюбия».

Но в целом отношение к истории у Пушкина иное, чем у Гоголя — он видел смысл в ее движении, видел в ней цель и знал, что в истории есть Божий Промысел. Отсюда его знаменитое письмо к Чаадаеву, отсюда движение народного голоса в «Борисе Годунове» от бездумного и легкомысленного признания Бориса царем в начале драмы и до ремарки «народ безмолвствует» в ее конце. У Гоголя же «Тарасу Бульбе» как повести о прошлом противопоставлены «Мертвые души» настоящего, и пошлость нового времени для него страшнее жестокости старины.

Незнакомец размахивает топором и крушит все вокруг, убивает людей. Парня же он не тронет. Проснувшись, тот будет очень удивлен. Ведь путник, который помог им выбраться, очень похож на мужчину со сновидений. В знак благодарности, Гринев подарит ему заячий тулуп. Когда Петя и Савельич приедут в Оренбург, они отдадут сопроводительное письмо отца его знакомому. Тот, чтобы удовлетворить просьбу мужчины, отсылает его сына еще дальше, в Белгородскую крепость. Глава 3.

Крепость Гринев прибыл в Белгородский гарнизон. Он по-другому представлял себе местность. Маленькие кривые избушки, старые пушки, добродушные люди - все это поразило его. Руководит всем Миронов Иван Кузьмич. Его жена Василиса Егоровна принимает не меньшее участие в управлении крепостью. Дочь Маша весьма скромная особа. Не успели прибывшие заселиться, как к ним в гости пожаловал поручик Швабрин. Попал он сюда в наказание за убийство человека на дуэли.

Он сразу же показался Пете неприятным. Особенно от того, что говорил множество нелестных речей о молодой Марии, дочери капитана. Глава 4. Поединок Петр часто заходит в гости к коменданту. Служба не тяготит его. Парень проникается нежными чувствами к Маше. Она оказалась весьма умной и воспитанной девушкой. Гринев посвятил ей песню, которую написал сам.

Швабрин раскритиковал каждое слово. Он сказал, что вместо песенок, ей лучше подарить серьги, и она будет приходить к нему каждую ночь. Ведь отец не может дать ей огромного приданого. Петя вызывает обидчика на дуэль. Им не удастся драться в назначенное время. Их схватят солдаты, которых пришлет Василиса Егоровна. Парни согласятся с речами окружающих, и пообещают больше не накалять обстановку. Вскоре возле реки случится поединок.

Швабрин начнет сдавать позиции. Петр услышит голос Савельича, обернется, и враг ранит его. Тот упадет без сознания. Глава 5. Любовь За Петей ухаживает Мария. Он делает ей предложение руки и сердца. Девушка любит его. Налаживаются и отношения со Швабриным.

Гринев отправляет родителям письмо с просьбой благословить его на брак с любимой. Отец присылает ответ. Он против выбора сына, и намерен отправить его на серьезную службу, чтобы он «понюхал пороху».

Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. На улице Гринев видит коменданта, тот проводит учения двадцати стареньким инвалидам.

За обедом Гринев знакомится с капитанской дочкой Машей, девушкой лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Швабрин описывал ее дурочкой , поэтому Гриневу она поначалу не нравится. Комендантша сетует, что Маша — небогатая невеста на выданье. Заходит речь о возможном нападении башкирцев, которое комендант отрицает. Глава IV. Поединок Гринев сближается с семейством коменданта и с Марьей Ивановной, в которой находит благоразумную и чувствительную девушку , его производят в офицеры.

Он много читает, иногда сам пишет стихи. Швабрин ему все менее симпатичен. В крепости течет спокойная и размеренная жизнь. Гринев пишет романтическую песенку о некоей Маше, показывает ее Швабрину и тот выставляет его на смех, жестко критикуя стихи и пытаясь вызнать, не комендантской ли дочке они посвящены. Одновременно он оскорбляет Машу, говоря, что по опыту знает ее нрав и обычай. Взбешенный Гринев вызывает его на дуэль, выбирая в секунданты Ивана Игнатьевича, инвалида.

Тот пугается и обещает донести коменданту, но Гринев переубеждает его. Решают обойтись без секундантов. За ужином, видя разговор Гринева со Швабриным, Иван Игнатьевич радуется их «примирению» и рассказывает Василисе Егоровне о ссоре. Швабрин поет скабрезную песенку: «Капитанская дочь Не ходи гулять в полночь» Наутро они встречаются, но их арестовывают. Василиса Егоровна в присутствии коменданта и дочери распекает их, просит помириться и отпускает домой. Гринев говорит с Марьей Ивановной, и она признается, что очень не любит Швабрина: он сватался к ней, но она отказала.

Гринев понимает, почему Швабрин плохо о ней отзывался. На следующий день дуэль возобновляется. Гринев и Швабрин фехтуют, Петруша начинает одолевать противника, но его окликает Савельич, и Швабрин ранит его. Глава V. Однажды утром девушка целует его. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.

Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливаясь слезами умиления…» Гринев Гринев сватается к капитанской дочке. Она соглашается, и продолжает ухаживать за любимым. Тот пишет письмо отцу о позволении жениться: он опасается, что отец не примет этого решения. Швабрин под арестом, и счастливый и влюбленный Гринев просит помиловать его. Они мирятся. Приходит письмо от отца: в нем Гринев находит холодный и жестокий отказ, кроме того, отец знает о дуэли.

Петруша подозревает Швабрина в донесении родителям. Он честно сообщает Маше о решении отца, девушка печалится и отказывает ему. С тех пор она избегает Гринева. Глава VI. Пугачевщина Гринев рассказывает о крепостях вокруг Белогорской: во время его службы становилось все более и более неспокойно, казаки то и дело бунтовали. Однажды в октябре комендант получает секретное письмо с донесением о побеге опасного казака Емельяна Пугачева, объявившего себя царем Петром III и затевающего мятеж среди яицких казаков.

Комендант сетует, что у них только 130 военных и раздает указания. Чистят пушку. Казаки, живущие в крепости, взволнованы. От башкирцев в степи узнают, что Пугачев идет с войском к Белогорской крепости.

Тогда Маша - невеста Гринева - едет в Петербург, добивается аудиенции императрицы и вымаливает прощение для своего жениха, рассказав ей истинную историю происшедшего. Так что, все кончилось хорошо.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий