Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения.
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся.
Развития функциональной грамотности на уроках географии
Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.
На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке. Потомки от браков европейцев и индейцев — мулаты. На формирование понимания изучаемого материала целесообразно даватьследующие задания:1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого — либозадания. Прочитайте словами данную символическую информацию чертеж, схему,таблицу, рисунок.
Перекодируйте известную словесную информацию определение, понятие,правило и т. Составьте вопросы по данному материалу, теме. Ответьте на вопросы, отражающие причинно — следственные связи: «Зачем»,«Почему» и т. Прочитайте суждения:1. Гора Джомолунгма — самая высокая вершина мира. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений. На формирование умений и навыков применяю такие задания:1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать длявыполнения данного задания.
Выделите для себя из текста полезные новые знания. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления:«Почему …», «Как …», «Каким образом …». Найти ошибку в текстеТекст. В саваннах Африки. Среди густой травянистой растительности возвышаютсябаобабы.
Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.
Также участники мероприятия благодарят педагогов гимназии за мастер-класс и администрацию — за тёплый приём.
Развития функциональной грамотности на уроках географии
Злобина Елена Ивановна представила карту путешествий, которая расписана на стене в рекреации школы. Использование этого экспоната тоже возможно для изучения краеведческого материала, проведения занятий во внеурочной деятельности. А 19 ноября 2023 г. Большинство писали онлайн. Основной целью написания диктанта является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения.
Метапредметные результаты более конкретизированы. Их достижение заключается в освоении обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также в способности их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовности к решению практических задач. В примерной рабочей программе основного общего образования по географии приводятся более подробные перечни познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, которые правильнее было бы характеризовать уже не столько как «учебные» и связанные с «умением учиться», сколько как общекультурные и практически значимые для эффективного участия в таких профессионально значимых областях и практиках, как управление, деловые коммуникации, исследовательская и проектная деятельность. Таким образом, все умения, составляющие требования обновленного ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования разделяются на три большие группы: использовать знания для решения для решения учебно-познавательных и практических задач; находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач; интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.
Федеральным институтом педагогических измерений на основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования составлен «Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, предназначенном для разработки измерительных материалов и анализа результатов федеральных и региональных процедур оценки качества образования по географии», который состоит из двух разделов: «Перечень распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии»; «Перечень распределённых по классам проверяемых элементов содержания по географии». Наличие Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы говорит о том, что будет производиться оценка достижений планируемых результатов на уровне всей страны, то есть на основе требований к планируемым результатам личностным, метапредметным, предметным будут проводиться всероссийские тематические и итоговые проверочные работы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Предполагается возможность оценить результаты по предмету на уровне всей страны. Следовательно, нельзя менять содержание предмета и темы между годами обучения. Рекомендации по составлению рабочих программ по географии Рабочие программы по учебному предмету «География» должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29. Рабочая программа — документ образовательной организации, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, а также требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования. Примерные рабочие программы соответствуют требованиям обновлённого ФГОС ООО и обеспечивают: равный доступ к качественному образованию; единые требования к условиям организации образовательного процесса; единые подходы к оценке образовательных результатов.
Структура примерной рабочей программы Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане. Планируемые результаты освоения рабочей программы: Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета. Предметные результаты, которые систематизированы по годам обучения. Планируемые предметные результаты формулируются в деятельностной форме, больше не приводятся в блоках «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Содержание учебного предмета по годам обучения. Тематическое планирование примерные темы; количество академических часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся; информация о возможности использования по этой теме электронных цифровых образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов , используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном цифровом виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. В Примерной рабочей программе основного общего образования по географии для 5-9 классов образовательных организаций приводится перечень практических работ, выполнение которых является обязательным. Допустимо локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.
Количество проверочных работ тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала и их тип самостоятельные и контрольные работы, тесты остаются на усмотрение учителя. Количество часов для изучения предмета, отдельных тем, количество контрольных и проверочных работ определяется в рабочей программе предмета и может отличаться от указанного в примерной рабочей программе, в рамках одного года можно переставлять темы, можно внутри темы сортировать содержание. Примерные рабочие программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Учителя физики могут использовать данные программы в своей работе, что позволит облегчить педагогам подготовку к занятиям и значительно упростит выбор методов обучения, так как в них для каждого урока уже подробно прописаны основные виды деятельности учащихся на уровне учебных действий. Сервис интуитивно понятный и простой в использовании.
Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.
Педагоги посмотрели урок географии в 9 классе по теме «Европейский север - хозяйство», учитель Мартынова О. Далее были рассмотрены особенности работы педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся, а также приведены примеры заданий и раскрыты способы работы с ними.
Их только надо уметь найти. Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности — цель географического образования. В географии главный метод исследования — картографический. К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и обратная — нахождение географических координат объекта - задание, требующее владения приемом наложения карт - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Работа со статистическим материалом.
К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие: - определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы - работа с климатограммами - выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы - работа со статистической матрицей данных в 10 — 11 классе углубленного уровня изучения географии. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными. Похожие статьи. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения.
Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? Основная часть лекции была посвящена развитию функциональной грамотности на уроках географии. 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной. 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной.
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Найдите географические ошибки и исправьте их. С приходом какого атмосферного вихря — циклона или антициклона — следует ожидать улучшения экологической обстановки в их населенном пункте. Вторая компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это интерпретация научной информации. Интерпретация предполагает трактовку обучающимися информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме текстовая, графическая, символьная информация. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами. Задание на рациональное и нерациональное природопользование: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо установить причинно— следственную связь между технологией вторичного использования сырья и глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды? Третья компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это проведение учебного исследования.
На основании предложенной информации предлагается задание на самостоятельное описание эксперимента по проверке гипотезы, которая частично сформулирована в ответе. Это умение предполагает, что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные знания и опыт ----Задание по климату Южной Америки. Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование. Учащиеся по климатической карте должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующй фактор и его влияние на уровень влажности климата материка и т. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз. Санкт-Петербург Б.
И ничего определённого, если не считать сведений о пролёте птиц куда-то на север.
Воспользуйтесь фрагментом из книги В. Обручева «Земля Санникова» и изображением обложек книг. Запишите свой ответ на вопрос. Определите, какая информация из фрагмента книги отражена художниками при оформлении обложек книг. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности — цель географического образования. В географии главный метод исследования — картографический. Задания ГИА — 9, 11 классов и ВПР по географии требуют от школьника: - умения читать карту; - развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и наоборот — нахождение географических координат объекта; - задание, требующее владения приемом наложения карт; - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА 9 класс : Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах.
Главная » События » Новости »«Формирование функциональной грамотности на уроках географии» «Формирование функциональной грамотности на уроках географии» Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования, какие электронные ресурсы использовать учителю для разработки заданий говорили 26 марта учителя географии на региональном семинаре "Формирование функциональной грамотности на уроках географии", который прошёл совместно с Ассоциацией педагогов Московской области "Учителя географии".
Чему учителя обучают своих учеников? Конечно, — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка,исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что кудаважнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельноработать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это«базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческимикогнитивными задачами». В чем сущность понятия «функциональная грамотность»Функционально грамотный человек — это человек, который способениспользовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения инавыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач вразличных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграцииличности в быстро меняющееся общество, социализации личности всовременном мире. Естественнонаучная грамотность — это способность человека заниматьактивную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественныминауками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достиженияобразовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования ксодержанию учебной деятельности на уроке. Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:1. Воспроизведение простых знаний терминов, фактов, правил , умениеприводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основныхестественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельныхявлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука,определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенныхисследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценкаразличных точек зрения. На формирование знания учебного материала использую следующиезадания:1. Определите, истинно или ложно данное утверждение схема и т. Найдите в тексте ключевые слова слова — ориентиры 3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них4. Найдите в тексте возможные ошибки5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярнойлитературе, энциклопедии.