Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. 7 августа Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Макария, основателя Свято-Троицкого Желтоводского монастыря. По традиции в день памяти святителя Макария, томского чудотворца, в Томске с особой торжественностью празднуется это радостное событие. В первый день февраля празднуют народный праздник Макарьев день или Макарий Весноуказчик. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского
ДЕНЬ АНГЕЛА. СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ | Память преподобномученика Макария совершается в день его мученической кончины 28 мая / 10 июня, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Радонежских. |
12 января – день памяти святителя Макария | Православная церковь 1 марта вспоминает святителя Макария. В народе отмечают день Макария, или Макарьев день. |
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария Великого | В 1444 году, в возрасте 95 лет Макарий мирно преставился в Макарьевском Унженском монастыре. |
День памяти Святителя Макария | Этот день также известен как Макарьев день или день Макария Весноуказчика, так как погода в этот период давала представление о приближении весны. |
1 февраля, день памяти преподобного Макария Великого - Светоч - новости Дубовского района | К тому времени Макарий определил свою судьбу, поняв, что посвятит ее служению церкви и Всевышнему. |
1 февраля - день памяти Макария Великого
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария (Макария Великого). Рассказываем, за что почитают святого и кто может ему молиться. 1 февраля отмечается народный праздник Макарьев День или День Макария. 29 февраля, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, городской храм, освященный в 2003 году в честь просветителя Алтая, отметил прест. 1 февраля отмечается народный праздник Макарьев День или День Макария. В день памяти Макария Невского запрещается лениться. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями.
ДЕНЬ АНГЕЛА. СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ
Панихиду по Предстоятелям Русской Церкви совершил насельник монастыря архимандрит Макарий Веретенников. Святейший Патриарх Алексий управлял Церковью с 1945 по 1970 год. Его патриаршество было самым длительным в истории Русской Церкви.
Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев. Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал.
Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места. Был июль. Народ не мог идти по дорогам, но, опасаясь столкнуться с отрядами татар, углубились в лес и шли болотами по нехоженым местам. Еды было немного. Народ изнемогал.
Начались скорби. Однажды, народу удалось загнать крупного лося в непроходимый тупик и поймать его. Привели к преподобному, прося благословения освежевать его и съесть. И вот тут, особо открывается в житии величие веры Богу старца Макария. Ему в то время было 90 лет.
Помолившись, он велел отпустить лося, сказав: «До окончания Петрова поста осталось три дня. Имейте веру. В день празднования апостолов этот лось сам придёт к нам. И мы, во славу Божию, тогда съедим его. Пока же терпите».
Лося, отрезав у него одно ухо, отпустили. И действительно, в день празднования апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по вере старца вышел к ним лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками привели к преподобному Макарию, и он благословил лося в пищу. Далее, на всём протяжении их пути им попадалась различная дичь к пропитанию народа.
Обряды, ритуалы, традиции Макарий — целитель недугов, поэтому 1 февраля обычно женщины ходили к травникам, чтобы те дали целебные травки.
Их заваривали и пили всей семьей. Основные составляющие такого чая — шиповник, душица, зверобой и кипрей. Для приготовления полезного напитка набирали родниковую воду, гасили в ней тлеющую лучину из осины, — таким образом «бодрили водичку». Пили чай с малиновым вареньем или медом. Существовало поверье, что это снадобье придаст сил и избавит от болезней, если таковые есть, а также защитит от всех недугов.
Самовар ставили рано утром и раздували его валенком. Считалось, что целебный дым поднимается и все недуги уносит. Валенок надевали, чтобы потом полезным паром ножки побаловать. Чтобы в семье царили достаток и взаимопонимание, 1 февраля по-особенному топили печь. Готовились заранее дрова, сушили их и лучину отщипывали.
Согласно приметам, те, кто переработал 1 марта, на протяжении всего года будут заниматься бесполезными делами. Нельзя ни на кого обижаться. А еще запрещено стирать. Считается, что это грозит болезнями. Что можно делать 1 марта По традиции, первый день весны считался одним из главных, так как именно в эту дату вспоминают и славят бога плодородия Ярилу. По этой причине устраивалась ярмарки, на которых пели песни, а также водили хороводы.
Макарьев день 1 февраля: лечебные валенки, чаепития и вещие сны
Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна – скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия. На следующий день большая часть праздничных действий развернулась в селе Унже, так называемом старом городе, куда вначале пришёл преподобный Макарий в поисках нового. Макария Жабынского, своего небесного покровителя, настоятель нашего храма иеромонах Макарий совершил Божественную Литургию.
«Известия» рассказали россиянам о традициях в Макарьев день
Народно-христианский праздник Макарьев день отмечается 1 февраля (19 января по старому стилю) каждого года. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. 4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня блаженной кончины святого преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца в. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника.
7 августа — День святого Макария и колокольных звонов
7 августа в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском женском монастыре Лысковской епархии состоялись торжества, посвященные дню памяти основавшего обитель преподобного. Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. 4 февраля 2023 года, в день 400-летия со дня его блаженной кончины в Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни была совершена праздничная Божественная Литургия. В День Макария никто старался не работать — считалось что нужно отбросить заботы и ходить по гостям. В первый день февраля православные отмечают день святителя Макария Великого, стоявшего у истоков древней церкви.
День преподобного Макария Желтоводского и Унженского
Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами — составителями Четьих Миней.
Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю. Архимандрит Макарий Веретенников. Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый!
К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси.
Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней владыка работал долгие годы. В 1541 году первая редакция знаменитых «Макарьевских Миней», в которую входили как жития святых, так и дидактические, гомилетические и богословские произведения были переданы в библиотеку Софийского собора. В 1552 году был закончен более полный список, который стал вкладом в Успенский собор Московского Кремля. Третью редакцию получил царь Иоанн Грозный.
В «Степенную книгу» были собраны биографии представителей светской и духовной власти. В ней старались утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI веке. Во всех важнейших биографиях постоянно говорилось о «чудесно рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четъи-Минеи. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и уговаривал владыку не оставлять кафедры. Только 21 декабря митрополит Макарий дал согласие остаться, но через десять дней, в последний день 1563 года скончался. Тропарь святителя Макария, глас 4-й Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Божия Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоименита, днесь, вернии, вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Кондак святителя Макария, глас 3-й Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди российския просветити и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников российских, моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.
Праздник начался с Божественной литургии в Макарьевском храме, которую возглавил епископ Североморский и Умбский Тарасий. Затем на площади возле местного центра досуга начался концерт с участием самодеятельных артистов района из Унжи, Макарьева, Юрова, Горчухи, Тимошина. Все желающие смогли посетить передвижную художественную выставку, организованную Макарьвским краеведческим музеем.
На ней были представлены работы уроженца села Унжи, самодеятельного художника Александра Серапионовича Слащёва пейзажные зарисовки окрестностей села Унжи и карандашные портреты земляков , а также акварельные работы учащихся Макарьевской художественной школы, посвящённые истории села. Престольный праздник монастыря, День города и Макарьевская конференция Пик праздника пришёлся на 7 августа. Он начался с литургии в Макарьевском храме монастыря. После этого на старой площади города начались народные гуляния с большим концертом участников художественной самодеятельности, торговлей, работой детских площадок, аквагримом, организованным художественной школой, и мастер-классом по валянию из шерсти сувенирных валенок от краеведческого музея. Завершающим этапом праздника стала конференция в монастыре, посвящённая преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, а также 200-летию Макарьевского храма в селе Унже.
С приветственным словом о преподобном Макарии к участникам конференции обратился епископ Галичский и Макарьевский Алексий. Первый доклад А.
Метод заваривания чая также был уникальным. На самовар надевали валенки. И полученный дым и пар коптили через одежду и обувь, а затем надевали на больного. Славяне верили, что после этого обряда болезнь утихнет и больной быстро встанет на ноги. Также в народе верили, что в день Макария происходят чудеса и сбываются пророческие мечты. Поэтому они пытались вспомнить и интерпретировать сны, чтобы увидеть, что произойдет в будущем.
В Макарьев День принято ходить в церковь, чтобы молиться святому.
1 февраля - Макарьев день
Каждый год в первый день последнего месяца святому молятся о даровании здоровья и мудрости. В Макарьев день принято пить чай из самовара. Что не получилось запустить как новый проект с 1 января, можно начинать 1 февраля. В народе была поговорка: «Все, что начнется на Макария, сложится хорошо». Начинали праздник с похода в церковь и молитв святому об исцелении от всех болезней, а также о даровании мудрости и помощи в трудных обстоятельствах. Но тяжелый труд в этот день не приветствовался: люди полагали, что все, кто работает в праздник, будут весь год «пахать» не разгибаясь. В традиции было чаевничать. Ходили в гости на чай. Чаи заваривали в основном травяные, душистые, лечебные. В конце зимы обессиленному иммунитету требовалась мощная поддержка, поэтому согревались и защищались от разных недугов и хворей чаем из иван-чая, душицы, ромашки, зверобоя и шиповника.
В кипятке гасили лучину, так у чая появлялся особенный привкус. На стол к горячему напитку всегда добавляли мед и варенье. Чай пили из самовара, тепло в котором раздували валенком. Валенки после такой церемонии обретали «целебную силу». В них обувались больные, особенно те, что мучились болезнями ног.
В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита.
Усмотрением Божиим выбор пал на Новгородского владыку. После возведения в сан митрополита одним из первых желаний святителя Макария было посетить места своего иноческого пострига, первых, еще юных трудов на благо Церкви и место своего игуменства — Можайский Лужецкий монастырь. Много лет прошло со времени его прихода в клир церковный, и теперь, когда святитель Макарий приехал в свою обитель 1544 г. Россия крепла и представляла собой всему миру ни от кого не зависимый православный мир. Вскоре царь Иоанн Васильевич собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Иоанну Васильевичу о грядущей победе в брани.
В другой раз преподобный Макарий также воскресил еще другого умершего, о чем повествует авва Сисой[8]. Наступила в это время пора жатвы хлеба. Семеро из братий нанялись для жатвы.
Во время ее одна вдова подбирала за нами колосья и при этом все время плакала. Преподобный Макарий, призвав хозяина нивы, спросил его: — Что это такое произошло с сей женщиной, и почему она непрестанно плачет? Хозяин нивы рассказал преподобному, что муж той женщины, взяв на сохранение у одного человека деньги, внезапно умер, не успев открыть своей жене, куда он положил взятое им.
Посему и желает заимодавец тот взять эту женщину с ее детьми в рабство. Тогда Макарий сказал ему: — Скажи женщине, чтобы она пришла к нам на то место, где мы отдыхаем в полдень. Когда она исполнила слова преподобного и пришла к нему, преподобный Макарий спросил ее: — Отчего ты постоянно плачешь, женщина?
Взяв с собою братию, преподобный пошел на указанное место. Подойдя к могиле мужа той вдовы, преподобный сказал ей: — Ступай к себе домой, женщина! Затем, помолившись, Макарий воззвал к мертвецу, спрашивая его, где положил он взятое им золото.
Тогда мертвый отвечал из могилы: — Я спрятал его в своем доме в ногах под моею постелью. Братия, увидав такое чудо, от сильного страха упали к ногам преподобного. Старец в назидание братии сказал: — Все это произошло не ради меня, ибо я — ничто, но ради вдовицы сей и детей ее сотворил Бог чудо сие.
Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает. Затем, преподобный пошел к вдовице и указал ей, где скрыто взятое ее мужем золото. Та взяла спрятанное сокровище и отдала владельцу его, и, таким образом, избавила от рабства как себя, так и детей своих.
Услыхав о таком дивном чуде, все прославили Бога. Руфин пресвитер[9] повествует еще и о воскрешении преподобным Макарием третьего мертвеца. Однажды, — рассказывает он, — невинный человек был обвинен в убийстве, случившемся в тех местах, где была келья преподобного.
Обвиняемый прибежал к жилищу Макария, куда за ним пришли и те, которые хотели схватить его как убийцу и предать законному суду. Он же божился и клялся, что невиновен в крови убитого, но обвинители старались представить его виновным. Когда и обвинители и обвиняемый в течение продолжительного времени спорили между собою, преподобный Макарий спросил: — Где погребен убитый?
Узнав место погребения, преподобный встал и отправился туда вместе с пришедшими к нему. Помолившись долгое время над могилой коленопреклоненно, преподобный сказал предстоящим обвинителям: — Сам Господь ныне явит, действительно ли этот человек, обвиняемый вами в убийстве, виновен в нем. Воззвав, затем, громким голосом, Макарий назвал убитого по имени.
И тот отвечал из могилы на его зов, и преподобный спросил его: — Верою Иисуса Христа, Сына Божиего, повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда. Тотчас мертвец ясным голосом ответил из могилы, что он убит не этим человеком, и его обвиняют в убийстве напрасно. Все пришедшие на могилу, пораженные сим дивным чудом, пали на землю.
Припав, затем, к ногам преподобного, они стали усиленно просить его, чтобы он вторично вопросил мертвеца о том, кем он убит. Но преподобный Макарий ответил им: — Не буду спрашивать о сем, ибо достаточно для меня того, что я избавил от гибели невинного человека, виновного же предавать суду не буду. Палладий в Лавсаике[10] повествует еще о преподобном Макарии следующее.
Один раз к преподобному был приведен матерью одержимый бесом юноша. Он был связан и его держали двое сильных мужей. В него вселился бес обжорства: так, он съедал три огромных хлеба и выпивал большой сосуд воды и все это извергал вон, обращая все съеденное и выпитое как бы в какой пар или дым.
А пища и питие истреблялись в нем, как бы огнем. Если же мать того юноши не позволяла ему столь много есть и пить, то он употреблял в пищу даже свои испражнения. Она с плачем умоляла преподобного Макария, чтобы он помиловал сына ее и исцелил его от такого ужасного беснования.
Преподобный начал усердно молиться за юношу к Господу и, спустя два дня, юноше уже сделалось легче, и он меньше стал просить есть и пить. Тогда преподобный спросил мать юноши: — Сколько ты желаешь, чтобы съедал твой сын? Но преподобный с укоризною сказал ей: — Зачем ты желаешь столь много, женщина?
После семидневного поста и усердной молитвы к Богу, преподобный изгнал из юноши беса — и, по молитвам преподобного, юноша стал насыщаться в день тремя литрами хлеба. Сделав наставление юноше проводить жизнь свою не в праздности, но жить трудом рук своих, преподобный, по благодати Божией, совершенно исцелив его, передал его матери и отпустил обоих с миром. В прологе о преподобном Макарии рассказывается еще следующее.
Однажды преподобный находился в пути и, когда его застигла ночь, он вошел на языческое кладбище, чтобы там переночевать. Найдя там одну старую кость умершего язычника, преподобный положил ее себе в изголовье. Бесы, видя таковое дерзновение Макария, ополчились на него и, желая его устрашить, стали кричать, называя кость женским именем: — Ступай мыться в баню.
На этот призыв ответил демон, который находился в мертвой кости, положенной преподобным Макарием под голову. Лишь только он произнес эти слова, бесы громкими голосами возопили и закричали ему: — Во всем ты побеждаешь нас, Макарий, — и отступили от преподобного посрамленные. В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле.
Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой? Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.
При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: — Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.
И снова он спросил череп: — Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? Те же, которые познали имя Божие, но отверглись его и заповедей его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда.
Преподобный Макарий, — повествует еще о нем Руфин, — проживал в великой пустыне, имея там келью, а монастырь его находился ниже в другой пустыне; в нем было много братии. Однажды Макарий сидел на дороге, ведущей в монастырь. Вдруг он видит диавола, идущего в человеческом образе, одетого в мохнатую одежду и всего обвешанного тыквами.
Макарий спросил его: — Куда ты идешь, дышащий злобою? Сказав это, диавол удалился. Преподобный же остался на дороге, желая видеть возвращение диавола.
Увидев, что он возвращается, Макарий спросил: — Хорошо ли сходил в обитель? Когда я прихожу к нему, он вертится около меня, как волчок. Тогда авва Макарий встал и пошел в дальнюю пустыню в названный монастырь.
Братия, услышав, что к ним идет преподобный, с пальмовыми ветвями вышли ему на встречу, и каждый из них приготовил свою келью, думая, что у него преподобный захочет остановиться. Но Макарий спросил иноков: — Кто из вас называется Феопемптом? Когда ему указали Феопемпта, он вошел к нему в келью.
Тот принял преподобного с великою радостью. Оставшись наедине с Феопемптом, преподобный Макарий спросил его: — Как ты поживаешь, брат? Стыдясь открыть свои греховные помышления, инок ответил: — Нет!
Теперь меня ничто не искушает. Тогда преподобный Макарий сказал с вздохом: — Вот уже сколько лет я подвизаюсь в посте и молитве, так что меня все почитают, но все же, несмотря на мои старые годы, меня сильно искушает бес любодейства. На это Феопемпт сказал: — Действительно, отче, и я сильно охвачен духом любодейства.
Преподобный таким же образом спрашивал инока и о других грехах, смущающих его душу, пока тот не исповедал ему все свои согрешения. После сего преподобный спросил инока: — Сколько времени ты постишься? Если же на тебя нападут какие-либо греховные помыслы, борись с ними и никогда не спускайся умом долу, но устремляй свой ум всегда горе, и Господь тебе поможет.
Утвердив, таким образом, Феопемпта, преподобный возвратился в свою пустыню. Там, сидя при дороге, он снова увидал диавола, идущего в монастырь. Преподобный спросил его: — Куда ты идешь?
И, сказав так, пошел дальше. Когда же возвращался, преподобный спросил его: — Как ты нашел братию? Напротив, он теперь ополчается против меня больше, нежели все другие иноки.
И я теперь поклялся уже более не приходить в тот монастырь, разве только спустя долгое время. Сказав так, диавол удалился. А преподобный Макарий возвратился в свою келью.
Однажды к преподобному Макарию пришли в скит два странника — один был с бородой, другой моложе — имел только одни усы. Пришедшие спросили преподобного: — Где находится келья аввы Макария? Они отвечали: — Мы много слышали о нем и о его жизни от скитских отцов и пришли, чтобы увидать его.
Тогда преподобный сказал им: Они, поклонившись ему до земли, сказали: — Мы желали бы поселиться здесь. Преподобный, видя, что они еще молоды и люди состоятельные, ответил им: — Вы не сможете прожить здесь. На это младший возразил ему: — Если ты не дозволишь нам здесь остаться, мы уйдем в другое место.
Преподобный Макарий тогда подумал: зачем я прогоню их, а они соблазнятся? Лучше я приму их, и они сами от великих пустынных трудов убегут отсюда. Обратясь к ним, он сказал: — Селитесь здесь и, если можете, постройте себе келью.
И он дал им топор, корзину с хлебом и соль и, отведя их вглубь пустыни, указал им одно каменистое место и сказал: — Постройте здесь себе келью, принеся для этого деревья с луга, и живите здесь. При этом преподобный подумал, что они не вынесут трудности пустыннической жизни и убегут оттуда. Юноши те спросили Макария: — Каким рукоделием занимаются иноки?
И, взяв финиковые ветви, начал плести веревку, сказав: — Из этого плетутся корзины. Так и вы делайте и готовые отдавайте церковным сторожам. Они же за это будут приносить вам хлеб и соль.
И преподобный оставил их одних. Юноши стали терпеливо исполнять все, что заповедал им преподобный Макарий, и не приходили к нему в течение трех лет. Вспомнив о них, преподобный подумать: «Что делают эти два юноши и почему не приходят ко мне открыть свои помышления?
Вот многие приходят издалека, а эти и близко живут, но не приходят ко мне». Это же происходило потому, что юноши те никуда не ходили, только в церковь, где стояли в молчании , чтобы причаститься Пречистых Христовых Таин. Преподобный в течение целой недели молился Богу, совершенно не вкушая пищи; он просил, чтобы Господь открыл ему подвиги двух братьев.
По прошествии недели, преподобный Макарий отправился к ним, желая видеть, как они живут. Когда он, придя, постучался в дверь их келью, они отворили ему и, увидав преподобного, поклонились ему до земли. А преподобный, сотворив молитву, сел.
Старший дал знак младшему, и тот вышел из кельи, а сам он сел и стал плести корзину, не произнося ни слова. В девятом часу дня, постучавшись, пришел младший и, приготовив немного вареной пищи, предложил трапезу, положив три ломтя хлеба, а сам стал молча. И ели, благодаря Господа.
Затем младший принес воды, и они напились. Когда же наступил вечер, иноки спросили преподобного: — Отче! Но он сказал им: — Нет!
Тогда они постелили преподобному в одном углу келью рогожу, а в другом легли сами также на рогоже. Наступила ночь. Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей.
В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах.
В его честь освящена часовня, перевезенная в 1972 году в музей «Малые Корелы», из деревни Федоровская Плесецкого района. Интерьер часовни интересен иконами «расписного неба» — каркасного потолка в виде восьмигранной усеченной пирамиды. Особенностью часовни является и наличие звонницы, поэтому не случайно в день памяти преподобного Макария в музее звучат колокольные звоны.