Сегодня посмотрим на отличия жизни людей в Чечне и в Дагестане на конкретных примерах с фотографиями. Они связывают Чечню и Дагестан и в общем превратились в самостоятельную и мощную силу в чеченском мире со своими интересами и со своим влиянием. Республику Дагестан действительно многие считают очень сильно непохожим на другие российские губернии. Дагестан и Чечня предлагают туристам множество интересных культурных и природных достопримечательностей, богатую историю и культуру местных народов, п.
Чечня и Дагестан не могут поделить границы
О том, что озеро Казеной-ам находится и на территории Ботлихского района подтверждает описание района на сайте Правительства Дагестана. Само озеро Казеной-ам является одной из достопримечательностей этого горного участка, на западном чеченском берегу которого построены гостиницы и обустроена зелёная территория для туристов. Малик Бутаев Историческая справка: В дагестанской истории озеро Казеной-ам традиционно известно как Андийское озеро, на берегу которого в 1917 проходил II съезд Горских народов Кавказа. Это событие запечатлено в рисунке присутствовавшего на съезде дагестанского художника Халилбека Мусаясула 1897-1949.
У здешних народов не так выражено деление на кланы по родственному признаку. Хотя это не мешает им уважать людей старшего возраста. Различия касаются и одежды. В Дагестане женщины могут носить, как светскую открытую одежду, так и хиджаб. То есть на улице можно встретить гуляющих вместе девушек, которые будут выглядеть совершенно по-разному.
В Чечне все куда строже в плане нарядов для девушек. Они должны носить либо хиджаб, или как минимум — йовлакх традиционный платок на голове. Порой женщины носят его только символически. В Чечне мужчины очень любят ходить в национальных костюмах. Даже на государственной службе они придерживаются этой традиции.
Для дагестанцев ближе европейский стиль в одежде. Побороть эту ситуации когда-то хотел бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он хотел всех чиновников одеть в бурки, черкески и папахи. Но, как показывает практика, эта затея не была успешной. Если вам довелось побывать на каком-то торжестве с чеченцами и дагестанцами, то можно рассмотреть еще один нюанс, чем Чечня отличается от Дагестана, а точнее жители республик.
Все дело в том, что представители двух кавказских республик по-разному относятся к алкоголю. Для чеченца спиртное — это харам. Это означает, что пить такие напитки — грех. Это у них в крови.
В Дагестане находятся сотни освобожденных заложников, большинство из них утверждает, что многие чеченцы участвуют в деятельности организованных преступных группировок, и понять, кто "плохой", а кто "хороший", не представляется возможным. В результате всех этих событий население Дагестана все в большей степени поддерживает Россию. Несмотря на то, что в отношении россиян к дагестанцам немалую роль играет националистическое предубеждение против всех кавказцев, дагестанцы предпочитают русский "империализм" чеченскому. На Северном Кавказе чеченцы - самая многочисленная этническая группа. Они никогда не скрывали своего стремления к главенствующему положению в регионе. Примером этого может служить Шамиль Басаев, который в свое время заявил, что его целью является объединение всех республик Северного Кавказа в одно исламское государство, в котором Ичкерия будет играть главную роль.
Такой взгляд на вещи не устраивает ни политическую элиту, ни население Дагестана. Сепаратистские тенденции в республике уже не наблюдаются, а присутствие России в регионе явно усилилось. Многие дагестанцы видят в этом возможность положить конец непомерным амбициям местных лидеров, которые стремятся ввести старые, феодальные порядки. Примером сдерживающего влияния России стала последняя предвыборная кампания в Дагестане. В прошлом ни одна предвыборная кампания не обходилась без насилия и открытого противостояния, но на этот раз все прошло относительно мирно. Меняется в лучшую сторону и отношение людей к российской армии, особенно во время и после военной операции по вытеснению чеченских экстремистов из Дагестана. Теперь жители республики приносят солдатам не только еду, но и теплые вещи.
Однако лингвистов этот факт только радует. В адыгейском языке 54 согласных и всего 3 гласных звука. В нём же есть глаголы, заменяющие целые предложения. Например, «сыкъытдэпфырагъаджещтыгъ», что переводится как: они заставляли меня читать тебе вместе с нами. В табасаранском языке насчитывают 48 падежей, в то время как адыгейском всего два. Акцент, в первую очередь, зависит от языка. Но людям свойственно подстраиваться под среду. Потому, человек начнёт подрожать и говорить как его окружение. Автор статьи: Редакция сайта Авторский состав проекта. Понравилась статья? Посоветуйте её своим друзьям! Не нашли ответа на свой вопрос? Воспользоваться поиском Не нашли ответа на свой вопрос? Воспользоваться поиском.
Зачем стоит ехать в Дагестан и Чечню?
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? Чечня и Дагестан объявят независимость? Исторически, многие национальности Дагестана брали дань с Чечни, что оставило некоторую подсознательную неприязнь у чеченских предков, как бы то ни было. После 1999 года Дагестан явно двинулся в сторону той системы, которая была построена в послевоенной Чечне, но реализовать ее до сих пор не получилось.
«Чечня и Дагестан висели на волоске»: кому нужен конфликт на Кавказе
В Дагестане же есть старый город — Дербент, в котором можно исследовать такие достопримечательности, как Крепость и Дербентская стена, Ханская баня, подземная тюрьма, Джума-мечеть и многие другие. Читайте нашу статью «Два дня в Чечне: что посмотреть в Грозном за выходные» , чтобы узнать еще больше о достопримечательностях и интересных местах Грозного. Заказать интересные экскурсии в разных городах Кавказа можно на сайте «Трипстер» или «Sputnik8» , а экскурсионные туры в виджете ниже: Важные замечания Если путешествие планируется не в столицу, а в другие города Дагестана или Чечни, то советуем заранее договариваться с такси, бронировать номера и строить маршруты прогулок. В маленьких кавказских городах практически нет указателей, поэтому там можно легко заблудиться: инфраструктура развита на должном уровне только в столичных городах. Обязательно возьмите с собой аптечку, потому что из-за плохой инфраструктуры могут возникать трудности с поиском аптек и наличием в них необходимых препаратов. Между населёнными пунктами можно перемещаться на маршрутке, однако у них нет стабильного расписания. Оно может моментально поменяться, поэтому надеяться на них не рекомендуется. К тому же, на маршрутках невозможно добраться до исторических достопримечательностей Дагестана или Чечни. Стоимость поездки на Кавказ Индивидуально рассчитать стоимость поездки несложно: цена за перелёт или переезд, питание, жилье проезд по городу и экскурсии. В целом, должно получиться около 40-45 тысяч рублей, как в Чечню, так и в Дагестан. Также дополнительными расходами могут стать входные билеты в музеи или другие культурные объекты, средняя цена которых, впрочем, небольшая — примерно 100-200 рублей.
Каких именно - сейчас расскажу подробней. Чечня или Дагестан - Куда поехать русскому туристу? Побывал и там, и там - рассказываю про главные отличия Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу TrueStory. Однако, жители Дагестана более лояльны к приезжим, чем чеченцы. Например, в Дагестане можно свободно ходить по улице в шортах или загорать на пляже в купальнике.
В Чечне же, подобная одежда не поощряется и, с большой вероятностью, местные жители сделают Вам замечание. Кстати, насчет пляжей - тут скрывается еще одно принципиальное отличие. Дагестан расположен на берегу Каспия, тогда как Чеченская республика выхода к морю не имеет. Сами чеченцы ездят в Дагестан, когда хотят отдохнуть на пляже. Так что же говорить о русских туристах - особенно тех, кто хотел бы провести отпуск на морском курорте?!
Тут однозначный выбор в пользу Дагестана.
Географическая карта Ингушетии. Карта границ Республики Ингушетия. Ичкерия историческая область. Карта Чечни до 1917 года.
Чечня на карте. Чечня на карте России. Карта Кавказа с границами республик. Народы Кавказа карта. Расселение народов Кавказа.
Карта расселения народов Кавказа. Северный Кавказ на карте. Тур Дагестан Чечня. Картинка Дагестан Чечня. Чечня и Дагестан надпись.
Карта Северного Кавказа 17 век. Карта Кавказа в 17 веке. Северный Кавказ 18 век карта. Карта Северного Кавказа 16-17 века. ИГИЛ территория.
ИГИЛ карта. Территория исламских государств. Территориальные претензии Исламского государства. С какими республиками граничит Дагестан. С кем граничит Чечня на карте.
Северо кавказский район на карте. Карта Краснодарского края и Северного Кавказа. Карта Ставропольского края и республик Северного Кавказа. Карта районов Северного Кавказа. Карта Южного Кавказа с границами республик.
Политическая карта России Кавказ. Политическая карта Кавказа и Закавказья. Карта Кавказа с границами. Карта Чечни 16 века. Исторические земли Чечни.
Историческая карта Чечни. Дагестанские чеченцы. Ингуши и дагестанцы. Даги и чеченцы. Ингушетия на карте Кавказа.
Республика Ингушетия на карте России. Цумадинский район Дагестана на карте. Вторжение боевиков в Дагестан 1999 карта. Чеченские земли в Дагестане на карте. Дагестанские земли в Чечне.
Чеченские земли в Дагестане. Исконные чеченские земли. Дагестан и Азербайджан на карте России. Дагестанский регион. Dagestan on the Map of Russia.
Харита Россия Дагестан. Карта Северного Кавказа 1920 года. Административно-территориальное деление Кавказа 1914.
В Чечне преобладает ислам суннитского толка, который играет важную роль в повседневной жизни людей.
В Дагестане же существует более многообразное религиозное сообщество, включающее ислам суннитского и шиитского толка, а также представителей других религий. Политическая система: Политические системы Чечни и Дагестана также различаются. Чечня является республикой с президентской формой правления, где глава региона назначается федеральными властями. В Дагестане же существует политическая система, основанная на многонациональности и самоуправлении, где глава региона избирается населением в ходе выборов.
Таким образом, хотя Чечня и Дагестан расположены рядом друг с другом и имеют общую историческую судьбу, они отличаются этническим составом, религиозной сферой и политической системой. Эти факторы вместе образуют уникальные черты каждого из этих регионов и придают им своеобразный характер и атмосферу. Исторический контекст и культурное наследие Регионы Чечня и Дагестан в России имеют богатую историю, которая отражается в их культурном наследии и обычаях. Оба региона расположены на Северном Кавказе, вблизи Каспийского моря, и их культуры сильно повлияли друг на друга.
Чечня известна своим богатым культурным наследием, которое включает в себя элементы традиционной чеченской музыки, танцев и народного искусства. Традиции и обычаи Чечни часто связаны с кавказскими войнами и борьбой за независимость. Одним из символов Чечни является гора Джамилой, которая считается священной и имеет особое значение в местной культуре. Дагестан, с другой стороны, известен своей многоликастью и разнообразием культурных традиций.
«Чечня переходит границы»
Чечня, в отличие от Дагестана, более независимая республика, что позволяет ей иметь больше политической и экономической свободы. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику. После 1999 года Дагестан явно двинулся в сторону той системы, которая была построена в послевоенной Чечне, но реализовать ее до сих пор не получилось. Чечня, в отличие от Дагестана, более независимая республика, что позволяет ей иметь больше политической и экономической свободы. Где лучше отдохнуть в Чечне или Дагестане, где остановиться в Махачкале или Грозном, экскурсионные туры в Дагестан и Чечню.
Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне
Чечня и Дагестан — две республики на северном Кавказе России. ты обязан жить, как тут прописано - быть примером для окружающих, строго чтить законы корана и так далее! ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? Чечня и Дагестан объявят независимость? Хотя Чечня и Дагестан являются двумя республиками, расположенными рядом на Северном Кавказе, они имеют существенные различия в этническом составе, культурных традициях, религиозных убеждениях и историческом опыте. Чечня также является многонациональной республикой, но чеченский язык является государственным и широко используется в повседневной жизни.
Зачем России Кавказ. Часть 2
Отношение населения Дагестана к конфликту в Чечне коренным образом изменилось с начала "антитеррористической операции". Общественное различие 51 В Чечне и Дагестане весьма разнится общественно-социальная структура. И если для поддержания порядка на Кавказе была необходима своя национальная армия, то почему для этой цели была выбрана именно Чечня? Пользователь дагестанской блогосферы обратил внимание на расхождение границ Чечни и Дагестана между картой, вывешенной на официальном сайте Парламента ЧР. Если Чечня и Дагестан начнут соревноваться, у кого больше старинных сторожевых и жилых башен, живописных аулов, ущелий, горных рек и озер, смотровых площадок с потрясающими видами, победителя определить будет трудно.
Разница между Чечней и Дагестаном: особенности и характеристики
После соглашения Евкурова-Кадырова о новых границах между республиками Ингушетии и Чечни, на сайте Парламента Чеченской республики вывесили новую карту. Но дагестанские пользователи обратили внимание и на границы Дагестана и Чечни. Оказалось, что озеро Казеной-ам, которое находится на границе Чечни и Дагестана, согласно карте Парламента ЧР, оказалось полностью на территории Чечни, в то время как по общепринятым картам восточный берег озера находится на территории Ботлихского района Дагестана. При рассмотрении разницы в границах между двумя республиками это оказалось не единственным расхождением. В том же Ботлихском районе возле села Ансалта почти весь участок Лесного фонда между Чечней и Дагестаном отнесён к Чеченской республике, а также почти весь дагестанский отрезок дороги Ансалта-Буни чеченское село — РИА «Дербент» вместе с прилегающими к границе территориями сельскохозяйственного назначения Ботлихского района.
Здесь также, местные соблюдают многие традиции, почитают своих родителей, ведут себя достойно, одеваются скромно. Что не скажешь о приезжих чеченцах.
ТО есть, получается, что в Чеченской республике ты должен, нет - ты обязан жить, как тут прописано - быть примером для окружающих, строго чтить законы корана и так далее! А в Дагестане можно расслабиться, выпить, даже переодеться, если жарко - вот этого я вообще не поняла. Повторяю, это собственное наблюдение. Для наглядности, вот вам наше видео с "места событий". Подписывайтесь, пишите комментарии, будьте активными, ведь жизнь очень коротка. Ершова Марина Я девушка-странница!
Даже в небольших городах будет несколько вариантов, где можно попробовать национальную кухню, а уж в Махачкале их очень большое количество. Видимо, это связано не только с туристами, но и с тем, что дагестанцы в обычной жизни часто сами едят эти блюда. Да, пиццы и роллы тоже есть, но их примерно поровну с заведениями с национальной кухней. А вот в Чечне куда больше ресторанов с европейской кухней.
На главных улицах Грозного почти все заведения общепита — это бургерные, кофейни, пиццерии и ресторанчики японской кухни. Легко можно найти отличную пиццу, классный стейк или нежнейший крем-суп, а с национальными блюдами посложнее. Но есть один лайфхак — за чеченскими огромными и вкусными шашлыками можно съездить на отдельную улицу, где пара десятков шашлычных и готовят мясо по традиционным рецептам. Но вот так, гуляя по городу, в основном, встречается европейская кухня.
Вероятно, потому что сами местные предпочитают перекусывать пиццей, роллами или бургерами. Культура общения В Дагестане очень часто люди не очень адекватно реагируют на туристов. Есть отдельная прослойка общества, которая хочет сделать свою республику лучше, старается открывать что-то новое, привозить какие-то идеи, воплощать их в жизнь. Молодые дагестанские ребята строят красивые по-настоящему отели, делают хороший кофе, благоустраивают то, что могут и всеми силами показывают туристам: у нас классно, приезжайте!
Но таких людей в Дагестане, увы, еще немного.
По словам Рамзана Кадырова, конец всем разговорам положил именно сам же участник инцидента. Он записал обращение, в котором раскаивается за свой проступок. Парень говорит, что был неправ, что глубоко сожалеет о сказанных в адрес целого народа словах и извиняется за произошедшее. Уверен, что каждый из нас - представителей двух народов с одобрением примут его извинение и раскаяние. Это достойный поступок», - отметил Рамзан Кадыров. Руководитель региона также обратился к молодежи всех регионов, уважительно относиться друг к другу, не разжигать рознь между народами.
Как отличить дагестанский акцент от чеченского?
Кто является главой Дагестана? Поскольку Дагестан - часть России, то рубль остается единственным законным платежным средством. Если приехать в Дагестан с иностранной валютой, то ее можно обменять в пунктах обмена валюты или банках. Нужен ли в Дагестан загранпаспорт для россиян? Нет, не нужен. Дагестан — часть России, поэтому россиянам, желающим приехать в Дагестан, загранпаспорт не понадобится. Документ необходим гражданам иностранных государств.
Какая вера у дагестанцев? Процесс распространения ислама в Дагестане начался в VII веке нашей эры. Полностью религия закрепилась на территории современной республики в XVII веке. Первая исламская мечеть в Дагестане и на Кавказе находится в селе Кумух Лакского района 778-779 годы. Почему Дагестан назвали Дагестаном? Название Дагестан известно с XVII века: "даг" в переводе с тюркского — гора, "стан" от персидского — страна.
Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались. На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики. Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной.
Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ. Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют. Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого.
Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х. Потому любые решения в пользу или против кого-то из «новых» воспринимались как решения в пользу или против целого народа. Рядовая отставка министра могла вызвать бурление одного из «народных фронтов» и многотысячный митинг на площади. Национальная тематика в 90-е была главным фактором сплочения, мобилизации в Дагестане.
Ислам тогда таковым не был. Последнее, впрочем, не означает, что в местном исламе в 90-е ничего не происходило. До революции Дагестан был одним из центров исламской учености в России, а в сельской местности религию не удалось полностью маргинализовать и в советское время, несмотря на жесткие репрессии. В первые годы постсоветской свободы исламизация Дагестана была зримой и стремительной: появлялись исламские школы и университеты, общедоступные кружки по изучению арабского, сотнями открывались мечети. Но политическим фактором ислам на первых порах не стал. Тому было несколько причин.
Основная, наверное, состоит в том, что исламская картина в регионе была слишком разнообразной, мозаичной. Были районы, где уже в первые постсоветские годы по пятницам в мечети стало ходить почти все мужское население, а были где число молящихся мусульман составляло ничтожный процент отчасти эти контрасты сохранились и сегодня. Сказывались в местном исламе и межэтнические разделения: был момент, когда в республике действовало несколько Духовных управлений, по одному на каждый крупный народ. Но главное, еще с конца 80-х в республике четко обозначился раскол между двумя религиозными направлениями: суфизмом — мистическим исламом, краеугольный камень которого — ученичество у духовного наставника шейха , и течением, суфизм не принимавшим. Первое течение имело в регионе как минимум двухсотлетние корни. Идентифицировать второе течение достаточно сложно, оно, скорее всего, никогда не было в Дагестане единым, хотя и получало объединительные ярлыки: «ваххабизм», «салафизм».
Становление «антисуфийского» ислама шло в основном двумя путями. Во-первых, он утверждался стараниями религиозной интеллигенции, интеллектуалов, объединявшихся в конце 80-х в кружки, а вскоре после этого начавших проповедовать в мечетях и преподавать в медресе. Во-вторых, проникал антисуфизм и в села. Как правило, начиналось это с учебы сельских молодых людей в арабских странах. Возвращаясь домой, они начинали указывать односельчанам, что в их «народном исламе» не все соответствует Корану, чем бросали явный вызов старшему поколению. Возникавшие на этой почве конфликты были, по существу, не только «про религию».
Старый уклад жизни, основанный на сельском хозяйстве или еще каком-то промысле, знакомом селу на протяжении многих поколений, тогда рушился, а с ним рушились и традиционные связи, державшиеся на авторитете старших и обеспечивавшие сельской общине управляемость. Исламские разногласия были лишь одним из проявлений конфликта, который в этих условиях возникал в селах, но проявлением, безусловно, наиболее острым. Последствия в разных точках Дагестана были разными. Где-то радикальные противники суфизма взяли верх и даже смогли основать крошечные «шариатские республики». Где-то дело обернулось многолетним, изматывающим обе стороны противостоянием, когда одна исламская группа насильственно выдворяла из села другую, когда разрушались «неправильные» мечети или молельные дома. Вплоть до 1999 года власти республики от всего этого подчеркнуто дистанцировались, несмотря на то что в некоторых частях антисуфийского спектра уже тогда возникали вооруженные группы, имевшие поддержку из Чечни.
Когда в августе 1998 года в Махачкале был убит муфтий Дагестана Саидмухаммад-хаджи Абубакаров, пламенный сторонник суфизма, в местной исламской печати одинаково гневные упреки звучали и в адрес «ваххабитов», сразу же обвиненных в убийстве, и в адрес республиканских властей. Возможно, чиновники на площади Ленина в Махачкале понимали, что ни одна из ветвей ислама не имеет в регионе достаточно сильных позиций для того, чтобы союз с ней принес бесспорные дивиденды, а потому в происходящее не вмешивались. В Кремле же считали, что при всех внутренних проблемах Дагестана руководство республики сумеет удержать эти проблемы внутри региона — и поэтому не вмешивались тоже. Так было до августа 1999 года.
Этнический состав 51 Этнический состав: чеченцы - это один единый крупный народ Кавказа, а дагестанцы - это множество народов, живущих в республике Дагестан. В том числе, исстари компактно живущие в Дагестане чеченцы-аккинцы аухские чеченцы. Всего в Дагестане живет от четырнадцати до тридцати различных народов смотря кого считать отдельным народом. Язык 51 Язык: чеченцы говорят на чеченском языке нохчийн мотт , относящемся к семейству нахско-дагестанских языков. Дагестанцы же говорят на разных языках. В том числе на языках нахско-дагестанской ветви: аварском, даргинском, лезгинском и других. Языки дагестанских горцев в чеченский совершенно невзаипонятны, Дагестанцы говорят и на тюркских языках - кумыкском, ногайском, горско-еврейском. Языком межнационального общения в Дагестане прежде был кумыкский, ныне уже более стал лет эту функцию выполняет русский. Чеченцев довольно несложно отличить от дагестанцев именно по акценту - чеченцы при разговоре на русском языке характерно, к примеру, разделают звуки в звуке Ё - вместо раЁн произнесут раЙОн.
Было и еще одно обстоятельство, делавшее ситуацию в Дагестане гораздо сложнее, чем в среднем по России. Это отъезд из республики значительной части населения, прежде всего образованного городского. Миграция в направлении столиц шла тогда из всех регионов, но для Дагестана она означала не запустение местных городов, а радикальное изменение их облика и уклада жизни. Дело в том, что еще в середине ХХ века можно было говорить о «двух Дагестанах»: сельском и городском. Сельский, особенно его горная часть, был, как и сейчас, населен почти исключительно коренными горскими народами. А в городах горского населения было крайне мало. В Махачкале середины ХХ века наряду с русскими большую долю населения составляли армяне, персы, евреи. Городской Дагестан формировался из потомков давних обитателей прикаспийских городов, а также из рабочих и технической интеллигенции, направленных советской властью на местные заводы. Между сельским и городским Дагестаном не было антагонизма, они просто мало соприкасались. Заметная в количественном отношении миграция горцев в города началась в последние десятилетия советской власти, а в 90-е приобрела обвальный характер на фоне отъезда горожан из региона и разрушения горных колхозов и совхозов. Масштабы этому процессу придавало и то, что большинство горских народов на момент распада СССР имели высокую хотя уже снижавшуюся рождаемость. По переписи 2010 года, у представительниц разных горских народов, достигших на тот момент пятидесятилетнего возраста, было в среднем от трех до четырех детей. Одноэтажные саманные домики, остававшиеся на центральных городских улицах, скупались «ради земли» и заменялись масштабными строениями в горском стиле. Хрущевки в районах подальше от центра обрастали немыслимого вида пристройками. По окраинам возникали никак не зарегистрированные, но населенные десятками тысяч переселенцев поселки. Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались. На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики. Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной. Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ. Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют. Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого. Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х. Потому любые решения в пользу или против кого-то из «новых» воспринимались как решения в пользу или против целого народа. Рядовая отставка министра могла вызвать бурление одного из «народных фронтов» и многотысячный митинг на площади. Национальная тематика в 90-е была главным фактором сплочения, мобилизации в Дагестане. Ислам тогда таковым не был. Последнее, впрочем, не означает, что в местном исламе в 90-е ничего не происходило. До революции Дагестан был одним из центров исламской учености в России, а в сельской местности религию не удалось полностью маргинализовать и в советское время, несмотря на жесткие репрессии. В первые годы постсоветской свободы исламизация Дагестана была зримой и стремительной: появлялись исламские школы и университеты, общедоступные кружки по изучению арабского, сотнями открывались мечети. Но политическим фактором ислам на первых порах не стал. Тому было несколько причин. Основная, наверное, состоит в том, что исламская картина в регионе была слишком разнообразной, мозаичной. Были районы, где уже в первые постсоветские годы по пятницам в мечети стало ходить почти все мужское население, а были где число молящихся мусульман составляло ничтожный процент отчасти эти контрасты сохранились и сегодня. Сказывались в местном исламе и межэтнические разделения: был момент, когда в республике действовало несколько Духовных управлений, по одному на каждый крупный народ. Но главное, еще с конца 80-х в республике четко обозначился раскол между двумя религиозными направлениями: суфизмом — мистическим исламом, краеугольный камень которого — ученичество у духовного наставника шейха , и течением, суфизм не принимавшим. Первое течение имело в регионе как минимум двухсотлетние корни. Идентифицировать второе течение достаточно сложно, оно, скорее всего, никогда не было в Дагестане единым, хотя и получало объединительные ярлыки: «ваххабизм», «салафизм». Становление «антисуфийского» ислама шло в основном двумя путями.