Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. Переживший блокаду Ленинграда Юрий Георгиевич Смолич поделился воспоминаниями о тех событиях. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Вагон замерзших тел
- 2. Возвращение домой
- Почему после эвакуации жители Ленинграда не могли вселиться в их собственные квартиры
- Еще статьи
- В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Подписка Отписаться можно в любой момент. Ленинградская блокада — трагическое событие, которое полностью перевернуло судьбы и жизни горожан. Своими масштабами все это затмило вопрос недвижимости людей, покинувших ее под воздействием непреодолимых обстоятельств. После возвращения из эвакуации люди не могли попасть в свои квартиры, и на это были свои причины. Вернуться в город было достаточно сложно. Он был закрытым вплоть до середины 1946 года. Человеку было необходимо получить ответ на запрос от властей или «вызов» организации, предприятия. Если такого документа не было, то человека должны были в течение 24 часов выселить из Ленинграда. Именно такое решение принял исполком Ленгорсовета. По мнению историков, это связано с тем, что местные специалисты требовались в иных регионах государства.
Первая волна эвакуации Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 г. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. К октябрю 1942 г. Последствия блокады для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти.
Во время Великой Отечественной войны Ярославская область включала в себя и Костромскую — очень много людей было вывезено именно в наши края. Благодаря архивным документам мы знаем, что более 600 тысяч блокадников перевезены в Ярославскую область и остались здесь, из них по разным оценкам от 90 тысяч до 140 тысяч детей — жителей Ленинграда и Ленинградской области. Демидова Виктория Марасанова. Те, кто принимал ленинградцев — на территории области было 400 детских домов, более 200 — в Ярославле. Более 100 ярославцев получили медаль за оборону Ленинграда. Я считаю, что Ярославль в те годы делился самым необходимым. Город, где снабжение тоже было по хлебным карточкам — 400 грамм на членов семьи, 800 грамм на работающего. И в таких условиях ярославцы делились, чем могли. Не случайно сейчас у нас в регионе третья по численности в стране после Москвы и Санкт-Петербурга общественная организация, объединяющая блокадников. Ярославская область, где эвакуированные люди — голодные, больные, истощенные — смогли спастись, выправиться, стала второй родиной для многих блокадников. Дети вырастали, получали образование — и оставались жить, работать здесь, на «земле обетованной», которая приютила и спасла. Проезжали мимо здания, где мама работала — она быстро спрыгнула, забрала трудовую книжку. Вот эта трудовая книжка была ее самым большим богатством. Первое наше впечатление от Ярославской области — и в этом многие сходятся — как же тут хорошо! Как много сочной травы! В Ленинграде травы не осталось совсем — ее мелко резали и ели, или варили что-то похожее на суп… Сегодня бывшие блокадники живут во всех районах Ярославской области. Правда, время уходит, и сейчас из более чем 2000 членов Областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» осталось всего 250 человек. Изучайте архивы! Давние связи Ярославля с Петербургом известны еще с момента строительства столицы Российской Империи. Немало ярославцев были отходниками — исторически уходили на заработки в Санкт-Петербург, впоследствии города соединила ветка Северной железной дороги. И потому ближе к осени 1941 года самым логичным направлением эвакуации стал именно Ярославль. Ушинского Михаил Кербиков. А это Пермь, Челябинск, Вологда. Но если смотреть на статистику, наш край действительно принял максимальное количество блокадников. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край — до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. Те самые 600 тысяч человек — это и санобработка, и питание, и документы. Так, на станции Данилов питание значится двухразовое. В течение 1 часа раздают 300 обедов — и только за полтора месяца в Данилове было принято и накормлено более 40 тысяч человек. С 20 июня по 11 июля 1942 года на эвакопункте станции Данилов было накормлено 46 865 человек! Историки сходятся во мнении, что точную цифру блокадников, прошедших через Ярославскую область, назвать очень сложно. Конечно, были разработаны планы — сколько людей вывозить и куда, но это военное время — обстрелы, бомбежки, пожары. Пропадали и люди, и документы — часто окончательно и безвозвратно.
Одну из важнейших ролей и в этом, и в спасении Ленинграда, сыграла «Дорога жизни» и ее медицинское обеспечение. С первых месяцев блокады Ленинграда остро встал вопрос об эвакуации населения. Прежде всего это связано с ухудшением продовольственного обеспечения, и как следствие развитием алиментарной дистрофии и высокая смертность. Военный совет Ленинградского фронта принимает постановление об эвакуации населения. Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея На Ленинградскую эвакуационную комиссию была возложена задача по эвакуации не менее 2400 человек в день. А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала.
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой. В Башкортостане 103 жителя награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Два ветерана удостоены медали «За оборону Ленинграда».
Так Тоня превратилась в Толю. Племянница Антонины Александровой написала, что ее тетя родилась в Ленинграде 6 марта 1937 года. Жила с мамой Ульяной и папой Александром. В марте 1942 года у Тони умерла мама. Отца отправили на фронт, и за девочкой присматривала двоюродная сестра отца Наталья. Но родственница малышки трудилась день и ночь на заводе и не могла уделять девочке много внимания. Она отправила ее в детский сад.
Оттуда в апреле 1942 года Тоню эвакуировали, и она попала в Горячий Ключ. Благодаря племяннице Антонины Александровой удалось установить еще один интересный факт. Если ранее предполагалось, что часть детей из Горячего Ключа эвакуировали в Киргизию, а ребят из списка — в Понежукай и оттуда в Старокорсунскую, то оказалось, что маленькая Тоня осталась в Горячем Ключе. Возможно, сначала ее приютили местные жители. Затем Тоню отправили в городской дом малютки. В школу она пошла в Горячем Ключе и проучилась до 1953 года. Это было самое яркое воспоминание Тони. И она ее нашла! И отыскала отца малышки!
Александрова Тоня с сыном Алешей Фото: Из личного архива Антонины Александровой Как выяснилось, он давно, но безуспешно разыскивал дочь. В 1947 году отец Тони повторно женился. У него родилась еще одна девочка, которую Александр Александров назвал Антониной в честь старшей дочери. Но благодаря неравнодушной жительнице Горячего Ключа, имя и фамилия которой, к сожалению, не сохранились, удалось вернуть Тоню в семью. Отец приехал в Горячий Ключ и забрал дочь в Ленинград. Антонина Александрова прожила долгую жизнь, родила сына. По воспоминаниям племянницы, тетя была до последних дней активной и бодрой. Но о блокадном детстве рассказывать не любила, предпочитая радоваться каждому дню послевоенной мирной жизни. Ищет музей, ищут соцсети Юлия Лысенко пыталась проследить и судьбы ребят-ленинградцев, которых из Горячего Ключа увезли в Киргизию.
По рукописным воспоминаниям жителей, хранящимся в музее, удалось даже составить карту их пути, который пролегал через Туапсе, Сухум, Тбилиси, Баку, Алят, Красноводск, Ташкент до Киргизии. Мы связались с ним.
Враг планировал стереть Северную столицу с лица земли. Но потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. Жителям пришлось преодолеть многое, но главным ужасом был голод. Продовольствия в Ленинграде катастрофически не хватало. Немцы бомбили склады и транспорт с провизией, чтобы обессиленные ленинградцы сдали город без боя.
Об ужасах того времени известно немало. Излишне говорить о трупах на улицах, о суточных 125 граммах хлеба, о том, что людям приходилось есть всё, что попадалось под руку: они варили столярный клей, кожаные ремни… Но когда слышишь об этом из уст самих блокадников, по коже начинают ползти мурашки. Он пережил первую блокадную зиму, которая была самой тяжёлой и страшной. Да и мама никогда не рассказывала. Вспоминая блокаду, она сразу начинала плакать. Но я много разговаривал об этом со своей старшей сестрой. Когда началась блокада, ей было 12 лет», — начинает Аркадий Борисович.
Его отец служил хирургом в военном госпитале. Потом папу отправили воевать с японцами, правда дотуда он не доехал. В районе Омска их остановили, развернули госпиталь, и там отец служил ещё год после войны», — рассказывает блокадник. А Аркадий Борисович вместе с мамой, старшей сестрой, дедушкой и бабушкой жили в городе Колпино. Раньше он относился к Ленинградской области, сейчас — это район Питера. В войну он выплавлял броню для катеров, бронепоездов, артиллерийских башен и так далее. Завод сразу начали бомбить немецкие самолёты.
Он превратился в руины. Нам очень быстро пришлось переехать в Ленинград к маминой сестре. Она жила вместе с дочерью и братом в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. По его словам, воздушная тревога в городе раздавалась в день 5-6 раз. Во время каждого вражеского налёта жители спускались в бомбоубежища.
Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города. В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью... Я предпочитаю умереть у себя от бомбы, от голода, но у себя и не страдать... Заводчане В книге Александра Карасёва «Ленинградцы в годы блокады» упомянуто, что из 333 функционировавших в Ленинграде и области промышленных предприятий всесоюзного и республиканского подчинения полной эвакуации подверглись 133.
Большая часть из оставшихся 200 заводов, хоть и сократив темпы производства, продолжала свою работу и в период блокады. Именно поэтому эвакуация не затронула людей, трудившихся на этих производствах. Учёные Среди лиц, оставшихся в блокадном Ленинграде, насчитывалось примерно 6 000 научных сотрудников высших учебных заведений города, принимавших участие в решении оборонных проблем.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Герцена находился в эвакуации в Челябинской области, приведем несколько фрагментов из его воспоминаний об этом времени. В сентябре 1942 года институт имени Герцена прибыл в город Кыштым Челябинской области, где находился без малого два года. В фонде Челябинского обкома КПСС сохранилось благодарственное письмо от работников этого института от 9 июня 1944 года. За «кыштымский» период с 19 сентября 1942 по июнь 1944 года выпустили 85 студентов, восстановили аспирантуру и диссертационный совет, в нём и возможно, в других советах состоялось 38 защит диссертаций [20]. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации [21]. В воспоминаниях А. Гожева картина первых часов после его прибытия предстает перед нами довольно обыденной, но при этом будящей сочувствие: «В Кыштым приехали ночью. Пошли в город, в педагогическое училище. Целых два километра вещи несли на себе.
Вещей было не так уж много, но сил у людей было ещё меньше. Два классных помещения были отведены под жильё. Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать. Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате». Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело. Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках.
Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо». В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24].
Советские инженеры в срочном порядке возводили линию оборонительных укреплений — так называемый Лужский оборонительный рубеж. Здесь немцев удалось задержать на некоторое время.
Захватить Ленинград сходу у вермахта не получилось, а неудачная попытка совпала по времени с вынужденным переходом группы армий «Центр» в оборону на московском направлении в июле 1941-го и невыполнением своих задач в установленный срок группой армий «Юг». Обстановка требовала от немецкого командования принятия новых решений. Несмотря на оперативные приготовления, включившие перегруппировку войск, развернуть операцию группе армий «Север» удалось лишь 8-10 августа 1941-го. Между тем Военный совет советского Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укрепления обороны на ближних подступах к Ленинграду и усиления оборонявших его войск: рыли траншеи, выставляли препятствия. Как немцы хотели вынудить город к сдаче голодной блокадой Кровопролитные сражения одновременно развернулись на Карельском перешейке и между Онежским и Ладожским озерами, на южном и юго-западном подходах здесь вермахт нанес наиболее мощный удар , а также в Эстонии , где 18-я немецкая армия смогла рассечь 8-ю армию Северо-Западного фронта на две части и выйти к побережью Финского залива. Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации. Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн.
Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы. Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада.
Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху.
По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий.
От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать.
К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов.
Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области.
Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.
За годы войны ее силами было отражено свыше 270 воздушных налетов, уничтожен 1 561 вражеский самолет. Ликвидировать последствия авианалетов и артобстрелов активно помогали жители. Практически все ленинградцы в годы блокады прошли подготовку по противохимической и противовоздушной обороне, умели тушить небольшие пожары. После немецких воздушных атак на крыши жилых домов для тушения "зажигалок" выбегали и подростки, и пожилые женщины. Светомаскировка в Ленинграде действовала до апреля 1945 года. В темное время суток не было уличного освещения, в домах свет можно было зажигать только при зашторенных окнах.
Рассчитывать только на свои силы В распоряжении ленинградцев было только то, что осталось внутри кольца. Осенью 1941-го нарушилось снабжение продовольствием, топливом, электричеством, что привело к тяжелейшим последствиям для населения зимой 1941—1942 годов. Многие предприятия находились в черте города, но их оборудование было по большей части вывезено на заводы в глубь страны. Но отдельные цеха всех заводов работали все блокадное время", — поясняет Денис Мастридеев. Промышленность осажденного города выпускала более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи, необходимых фронту. Работали предприятия легкой, пищевой промышленности, велись научные разработки в сфере оборонки, медицины, городского хозяйства. Связь Ленинграда с "большой землей" обеспечивала Дорога жизни по льду Ладожского озера. В Ленинград по ней везли хлеб, а обратно — военную продукцию.
По ней же осуществлялась эвакуация населения. Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари. И, естественно, она была хорошо охраняема. Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска.
После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. Во время блокады из Ленинграда эвакуировали почти миллион жителей. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации.