Новости автор оперы хованщина

Премьера постановки «Хованщина» — весьма значимое событие в веренице мероприятий, посвященных юбилею великого русского баса. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Хованщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла. Эскиз костюмов для оперы Мусоргского 'Хованщина' Замоскворечье.

Опера «Хованщина» возвращается на сцену МАМТа

Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.

На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского

Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк» — уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка». Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами.

Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории Римский-Корсаков создает «Псковитянку» и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу.

Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории.

Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову.

На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру.

Билеты на официальном сайте Мариинском театре:.

Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье.

Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары наемные всадники.

Софья Алексеевна полагала, что Хованский, служащий для стрельцов непререкаемым авторитетом — они даже называли князя батей, — сможет усмирить бунтовщиков, однако этого не произошло. У Хованского были свои цели, в которые явно не входила помощь царевне. Охрана Кремля, бывшая основной задачей стрельцов, вскоре стала лишь предлогом: на деле войско контролировало передвижения всех кремлёвских обитателей и всё настойчивее и настойчивее диктовало свои требования. Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра 19-го века с портрета 17-го века wikipedia. Старообрядцы, покинувшие отдалённые скиты и проповедовавшие среди стрельцов, нашли поддержку в лице Хованского. Рассчитывая на помощь народа и безусловную победу, приверженцы старых обрядов призвали патриарха принять участие в диспуте о вере. Состояться он должен был на Красной площади, однако царевна Софья прекрасно понимала, что народ в сложившейся ситуации окажется на стороне стрельцов и староверов.

Опера о русском Холокосте

отметил Сергей Сидоров. И сюжет «Хованщины» создан в соответствии с концепцией романовской истории, особенно финал оперы. отметил Сергей Сидоров. Хованщина Опера.

На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского

Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.

Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским. Пропала дань татарская, престала власть боярская, А ты, печальница, страждешь и терпишь!

Господи, ты, с высот беспредельных наш грешный мир объемлющий, ты, ведый тайная вся сердец, болящих, измученных, Ниспошли ты разума свет благодатный на Русь, даруй ей избранника, той бы спас, вознес злосчастную Русь, страдалицу. Ей, господи, вземляй грех мира, услышь меня: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников! Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена. News и Яндекс. Новостях , а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс. Дзен , Telegram и MediaMetrics.

Исполнителем роли монаха-старообрядца Досифея и одновременно режиссером-постановщиком спектакля был Федор Шаляпин. Шаляпин-режиссер менее известен широкой публике и специалистам, нежели Шаляпин-певец, хотя за свою плодотворную и долгую, чрезвычайно успешную сценическую жизнь поставил более двадцати спектаклей, как в Большом и Мариинском театрах, так и в миланском театре Ла Скала. Выходят люди в соответственном эпохе одеянии — да и это не обязательно, выходят и поют: один — а—а—а, другой — о—о—о, третий — э—э—э, а хор зудит — у—у—у! Это может быть сделано очень весело, очень страшно, очень скучно, — но это не имеет никакого отношения к тексту оперы и музыке Мусоргского». После проведения колоссальной репетиционной работы — ведь нужно было переломить статическую и шаблонную исполнительскую инерцию солистов и хора, малознакомого, а то и вовсе не знакомого до того с музыкой «Хованщины», Шаляпин вспоминал, что, начиная с генеральной репетиции, «опера имела огромный успех». Сама премьера привела его в «блаженное состояние»: «Помню, я говорил хористам какую-то речь, плакал от радости и, наконец, предложил отправиться в Казанский собор спеть панихиду по Мусоргскому. Отправились охотно, прекрасно спели, потом я отвез венки на могилу Мусоргскому и Стасову». Сцена из спектакля Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров, объединенных идеей восстановления подлинного Мусоргского, с трудом буквально пробивала себе путь на театральную сцену. Однако только в исторической перспективе можно увидеть, насколько стремительным и ошеломительно быстрым за каких-то сто с небольшим лет! Многотрудная сценическая судьба сочинения, не законченного автором, привела и приведет в будущем к великому многообразию композиторских и дирижерских решений, научно-издательских подходов, постановочных идей и художественно-сценографических образов. В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М. Мусоргского 1880 ; — творческую редакцию Н. Римского-Корсакова 1883 ; — сценическую версию С. Дягилева, М. Равеля, И. Стравинского 1913 ; — научно-академическое издание П. Ламма 1931 ; — редакцию дирижера Н.

Билеты на официальном сайте Мариинском театре:.

Хованщина (опера)

В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским. Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.

Обычно мы их чередуем, поскольку должны выпускать специалистов опытных, готовых к работе с современными режиссерами, с новыми актерскими приемами. Обычно они стоят в рядах, поют по нотам, а здесь нужно было выучить текст наизусть, перевоплощаться актерски. Участие Молодёжного симфонического оркестра тоже было нововведением.

Девушка отмечает, что ей повезло принимать участие в «Хованщине», поскольку студенты впервые исполняли оперу на сцене театра, ещё и в сопровождении оркестра.

Но нет — по режиссерскому замыслу Леонида Баратова одновременно здесь логично располагается до сотни артистов. В четвертом действии при массовом вынесении приговора стрельцам на сцене поместились и женский хор, поющий за жен и матерей, и войско Петра, и даже духовой оркестр.

Грандиозная массовая сцена завершается драматургически сильным ходом — помилованием царём раскольников. Животные на главной сцене страны появляются в некоторых постановках. И неизменно устраивают «вау-эффект» для публики.

А еще с каждой нотой зрители все внимательнее вслушивались в слова арий. Кто не понимал, следил за титрами на экране. Но смысл арии Шакловитого в исполнении Эльчина Азизова уловили, казалось, все.

Ей, господи, вземляй грех мира, услыши мя: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников! О чем на этой неделе говорили любители прекрасного Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях. Чтобы идти на этот спектакль, надо быть подготовленным зрителем.

Объёмное сочинение великого русского композитора завершается в полночь. Пять часов оперы выдержали не все. Те, кто пришел сделать селфи на фоне Царской ложи, покинули партер уже в первом антракте.

Остальные восторженно кричали «Браво!

Редакция не вступает в переписку с авторами. Положительное решение сообщается. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения того или иного автора.

При перепечатывании материалов ссылка на «Бельские просторы» обязательна.

Премьера оперы "Хованщина"

Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего. Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление «Рассвет на Москве-реке» ; сцена гадания Марфы из 2-го действия «Силы потайные, силы великие» ; ария Шакловитого из 3-го действия «Спит стрелецкое гнездо» ; антракт к 4-му действию «Поезд Голицына» ; «Пляски персидок» из 4-го действия.

История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1].

В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г.

Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой.

В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю. В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал.

Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо. Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером.

Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже — всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки но не музыки! Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А.

Режиссер — А. За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Историческая точность в образах персонажей «Хованщины» «Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!

Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд.

Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»». Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни.

После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. Образы оперы Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой — народ: стрельцы, раскольники.

На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского.

Князья не могут договориться, их заботит только, кто из них будет главенствовать.

Перерастающий в ссору спор останавливает пришедший на княжеский совет Досифей. Удалившийся от мира, в прошлом тоже князь, Досифей корит Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, а Голицына в пристрастии к европейским обычаям. Глава раскольников призывает князей подумать, как охранить Русь от нововведений царя Петра, как сберечь старую веру. Вбегает Марфа.

Она напугана покушением на её жизнь и рассказывает, что была спасена солдатами царя Петра, петровцами. Вошедший Шакловитый сообщает, что царю Петру поступил донос на Хованских, которые «на царство покусились». Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники.

Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!..

Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы.

Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска. Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло.

Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове «Пляска персидок» из оперы «Хованщина» фрагмент.

Батя, батя, выйди к нам

Салават Вахитов. Издается с декабря 1998 года. Относится к категории «литературных толстяков», таких, как «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Дружба народов», «Урал». Передавая рукописи в редакцию журнала, авторы соглашаются с условиями договора оферты, размещенного на сайте belprost.

Обычно они стоят в рядах, поют по нотам, а здесь нужно было выучить текст наизусть, перевоплощаться актерски. Участие Молодёжного симфонического оркестра тоже было нововведением. Девушка отмечает, что ей повезло принимать участие в «Хованщине», поскольку студенты впервые исполняли оперу на сцене театра, ещё и в сопровождении оркестра. Это работа непосредственно с дирижёром и оркестром, поскольку петь с оркестром и под аккомпанемент фортепиано — это абсолютно разные вещи, - делится впечатлениями Софья.

В итоге юный царь умер в 20-летнем возрасте 27 апреля 1672 года. Наследника он после себя не оставил, его единственный сын прожил всего 10 дней. Таким образом обозначился кризис престолонаследия. После смерти Фёдора Алексеевича началась борьба за влияние на государственное управление между двумя боярскими родами: родственниками первой жены Алексея Михайловича — Мстиславскими, и родственниками его второй жены — Нарышкиными. Нарышкины «выстрелили» первыми, возведя на престол маленького Петра I. Тем самым они фактически совершили дворцовый переворот, так как престол должен был наследовать Иван, родной брат Фёдора, но он тоже был весьма нездоров, и якобы понимая, это Фёдор на смертном одре назвал своим преемником 10-летнего Петра. Однако Мстиславские решили дать отпор.

Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны. Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник. Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы.

Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью.

Любой исход мог бы стать для страны фатальным, подчеркнули в Музыкальном театре. Мусоргский начал работу над оперой в 1872 году, когда отмечался всплеск интереса к истории России. Работа продвигалась трудно. Опера осталась не оконченной. К 1881 году она была готова в клавире за исключением финальной сцены. Первым масштабное произведение дописал и оркестровал Николай Римский-Корсаков.

Позже появилась редакция Дмитрия Шостаковича, которую отличает мрачная атмосфера.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий