Вариант с реального ЕГЭ 2023 по биологии основная волна, который прошёл у 11 класса 13 июня 2023 года, вариант заданий с ответами и решением для ознакомления и. • Анализ выполнения заданий линии 28 участниками ЕГЭ 2019 года.
Задание 28. Генетика: Решение задач
Если у тебя есть признак, а у твоего полового партнёра его нет, то по Дженкину ваш с партнёром ребенок будет иметь только половину признака. Звучит логично, ведь ваши с партнёром гены поровну участвуют в создании потомка. Потом ваш половинный потомок снова вступит в брак с кем-то без признака, и его половина разделится ещё напополам. И так в ряду поколений признак постепенно исчезнет. Итак, отвечаем на вопрос: Дженкин думал, что только половина признака передается от родителя потомку. Вопрос второй: «Почему Дарвин в своё время не мог найти аргументы в споре с Ф. Дарвин делал свои открытия в середине XIX века, Дженкин бурчал в то же самое время. Мендель же свой горох стал изучать уже во второй половине XIX века, а законы так вообще только в 1900 записали.
То есть на момент написания Дарвином его знаменитых книг никто ещё не догадывался ни о каких законах наследственности. Никто не знал и о хромосомах, а о генах так и подавно о них стало известно лишь в ХХ веке. Поэтому тогда вполне логично было предположить, что можно передать ребёнку половину признака.
Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.
Еще год занималась и написала на 74, но тоже не очень много занималась, работала. Только за пару месяцев до экзаменов ее вдруг пробило, что хочет сдать хорошо и занималась не поднимая головы. Ей для поступления туда, куда хотела, хватило в итоге Но, если ваша дочь сама не хочет, то смысла нет. Вы же не будете насильно в нее знания запихивать Anonymous 16. Она ей понадобилась неожиданно,для поступления в МГУ. Не то,что она не хочет,не видит смысла,так так у них,почти все кому нужна биология для поступления занимались с репетиторами и все в печали ждут результатов. Биологию еще не любит. Преподаватель, которая как раз на проверке ЕГЭ. Говорит, биология усложняется с каждым годом, выучить этот океан невозможно, Рохлов очень изобретательный. Многое завязано на химии. Моя дочь после экзамена сказала, что в первой части были вопросы, которые ранее не встречала никогда, их не много, но были. Во второй задача нового типа была и еще пара уж очень заковыристых заданий, ранее не сталкивалась. Сказала с пробниками земля и небо, может еще вариант такой попался.
Ответ: Содержание верного ответа и указание по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла Баллы Элементы ответа: 1 — 3 За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок 2 Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок 1.
Описание и характеристики
- Решение генетических задач
- Генетика | ЕГЭ 2022 — Stepik
- Генетика | ЕГЭ 2022 — Stepik
- Бесплатный интенсив по биологии
Как решать задачи по генетике на ЕГЭ?
Вторая часть Вторая часть ЕГЭ по биологии — это задания с развернутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности. В заданиях 22 и 23 задание обсуждаются биологические эксперименты: планирование, проведение и анализ. Номер 24 — нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы В задачах 25 и 26 требуются развернутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы» 27 и 28 — прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике. Для 27-го вопроса необходимо научиться решать задачи на закон Харди — Вайнберга, а в 28-м номере советую обратить внимание на решение заданий с голандрическим типом наследования и с псевдоаутосомным наследованием Как видите, обе части экзамена важны. Готовиться к ним нужно вдумчиво и последовательно. За каждый можно получить баллы, если изучить теорию и научиться применять ее на практике. Более подробную информацию о содержании экзамена можно найти в спецификации и кодификаторе. Как работать с этими документами, читайте в этой статье. Биология как наука. Живые системы и их изучение Блок о достижениях биологии, науках и методах исследования, которые они используют, об основных признаках живого и уровнях организации живой природы.
Клетка как биологическая система Информация обо всем, что происходит на клеточном уровне жизни, многообразие клеток и вирусов. Советую активнее поработать над этими темами: «Химический состав клеток», «Строение клеток», «Деление клеток» и «Обмен веществ».
Мужская особь: aabb один тип гамет ab. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Рассмотрите рисунок. Одна из форм анемии заболевание крови наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме.
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников. А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность На схеме — стрелочкой обозначен пробанд — мужчина, от которого начинали строить родослов- ную. Генотип мужчины — аа; его жены — Аа. Сын — аа. Родители мужчины: Аа и мать и отец, т. Определите генотипы родителей и потомства.
Как определяются доминантные признаки в данном случае? Гены, опре- деляющие гладкие семена и наличие усиков А, В , локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотноше- нии 1:1 31. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. Составьте схему скрещивания. АаВв х аавв G. АаВв — гладкие фиолетовые аавв — морщинистые желтые Аавв — гладкие желтые ааВв — морщинистые фиолетовые 3. Сцепленное наследование генов. Какой закон наследственности проявляется в F2?
Доминантные признаки — гладкие и окрашенные семена, т. В потомстве получается больше особей с гено- типами родителей и небольшая часть со смешанными признаками, что говорит о том, что идет кроссинговер. У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Каковы генотипы всех указанных родственников? Задача на анализ родословной по рецессивному сцепленному с Х — хромосомой признаку. У человека нос с горбинкой А — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный.
Полные губы В — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. Генотип отца — Аавв, матери — аавв. Генотипы и фенотипы потомков: Аавв — нос с горбинкой, тонкие губы, аавв — прямой нос, тонкие губы. Вероятность рождения полногубых детей равна нулю. Расщепление произошло в соответствии с законом независимого наследования Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, 35.
Объясните причины появления четырёх групп животных. Генотипы F1: АаВв ; фенотипы: коричневые, с волнистой шерстью. Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав. Проявляется закон независимого наследования признаков 36. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. У отца третья группа крови и положительный резус дигетерозигота , у матери вторая группа и положительный резус дигомозигота. Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус- фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов?
Со- ставьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании. Четыре фенотипические группы объясняются неполным сцеплением генов А и В, сцепление нарушено, т. Составьте схемы двух скрещиваний.
Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что плоский венчик — доминантный признак; воронковидный — рецессивный. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что белый венчик — доминантный при- знак; кремовый — рецессивный. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; от- сутствие усов — рецессивный. Розовая окраска — промежуточный признак: BB — красная окраска; Bb — розовая; bb — белая. У птиц гомогаметный XX пол мужской, а гетерогаметный XY женский. По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак А ; отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак а ; зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген ХВ коричневая — Хb.
Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значе- ния его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание. У человека ген нормального слуха В доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты дальтонизма — d рецессивный и сцеплен с Х—хромосомой. При определении ге- нотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание. Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. По условию: А — нет глаукомы а — глаукома В — синдром Марфана b — нормальное развитие соединительной ткани.
Составьте схемы скрещиваний. Со- гласно правилу единообразия Менделя получаем, что с гладкие плоды — доминантный признак; ребри- стые — рецессивный. Согласно правилу единообразия гибридов Менделя получаем, что нормаль- ная высота стебля — доминантный признак; низкорослые — рецессивный. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов а или b. Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак А ; сцепленный с полом ген ХB определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением гетерозигота.
В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? При этом его пол, если это самка, то aaХbY. При определении генотипа самки— анализирующее скрещивание. Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2? В потомстве получится 1:1 АаВЬ белая окраска и дисковидная форма : aabb жёлтые шаровидные плоды. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип. Это будет анализирующее скрещивание.
У дрозофил серая окраска тела А доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев В — над скрюченной неаллельные гены расположены в разных аутосомах.
В течение профазы, метафазы и анафазы количество ДНК по-прежнему превышает обычное в два раза. После завершения деления материнской клетки после завершения телофазы образовавшиеся дочерние клетки содержат количество ДНК, характерное для соматической клетки данного организма. У цветковых растений клетки эндосперма содержат триплоидный набор хромосом, поэтому количество ДНК в них в три раза больше, чем в гаметах. Тренировочные задания с ответами Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 27 и сверьте свой ответ с правильным спрятан в спойлере. Объясните результаты в каждом случае. В соматических клетках подсолнечника содержится 34 хромосомы. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК. Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ Схема решения задачи включает: 1 перед началом мейоза I число хромосом — 34, число молекул ДНК — 68; 2 перед началом мейоза I ДНК реплицируется, и каждая хромосома состоит из двух хроматид, но число хромосом не меняется; 3 перед началом мейоза II число хромосом — 17, число молекул ДНК — 34; 4 после редукционного деления мейоза I число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза. Определите, во сколько раз молекула белка лизоцима легче, чем молекулярная масса участка гена, кодирующего его.
Лизоцим состоит из 130 аминокислотных остатков. Средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка — 110 а. Средняя молекулярная масса одного нуклеотида — 345 а. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону и-PHК. Ответ поясните.
Техника решения задач Алгоритм Символика 1.
Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В. Определение типа наследования доминантность, рецессивность , если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания словами. Определение фенотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символам генов под фенотипами.
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета. Анализ решетки согласно поставленным вопросам. Краткая запись ответов 1. Р — перента — родители.
Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками. F — филис — дети. Гибридное потомство. F1 —гибриды I поколения, F2 — гибриды II поколения. G- гаметы А а …. А, В — доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки например, желтую окраску и гладкую поверхность семян гороха.
А, а — аллельные гены, определяющие конкретный признак.
Московская олимпиада по генетике
Решение задачи по генетике ЕГЭ этого типа будет выглядеть примерно так: Кодоминирование взаимодействие генов Кодоминирование — это задачи по генетике в ЕГЭ, в основе которых смешение признаков. У обоих родителей противоположные признаки выражены одинаково ярко, например, синий и красный цвет бутонов. В таком случае у детей проявятся оба признака — бутоны будут фиолетовыми. В задачах по генетике в ЕГЭ этого типа определяется скорее вероятность получения того или иного результата. Чаще всего, на экзамене проверяется умение работать с группами крови по системе АВ0.
Моно- и дигибридное скрещивание В задачах на генетику в ЕГЭ скрещивается пара с одним или двумя альтернативными признаками. Это значит, что нужно определить, например, только цвет глаз потомства моногибридное скрещивание или цвет глаз и кожи дигибридное скрещивание. В первом случае, в задании будет информация только о генах, отвечающих за цвет глаз, а во втором — еще и о генах, отвечающих за цвет кожи. Сцепление генов Сцепление генов в задачах на генетику ЕГЭ обычно означает сцепление с полом.
Это гены, которые находятся в одной хромосоме, а потому передаются вместе друг с другом. Чаще всего это задания на гемофилию — болезнь крови, носителями которой могут быть люди обоих полов, но болеющими — только мужчины.
Решая генетическую задачу, следует обращать внимать на описание условий — почти во всех случаях перед описанием скрещиваний имеются пояснения, которые помогут понять расположение генов и правильно решить задачу. Материалы для подготовки к экзамену Познакомиться подробнее с содержанием каждой линии и ознакомиться с тем, какие умения они проверяют, можно на сайте ФИПИ.
Для отработки заданий первой части рекомендуем обратиться к новой версии Открытого банка заданий на сайте ФИПИ, где с помощью фильтра можно выбрать нужный раздел биологии, тему и тип заданий. Там же размещен Навигатор самостоятельной подготовки , который поможет выявить недостаточно хорошо изученные темы и скорректировать эти пробелы в знаниях. В ходе самостоятельной подготовки полезно будет воспользоваться материалами с анализом структуры КИМ-2023 и рекомендациями по подготовке к экзамену, которые подготовлены ведущими экспертами предметных комиссий Москвы. Материалы представлены в виде вебинаров и кратких информационных роликов, они размещены на официальных сайтах Московского центра качества образования , Регионального центра обработки информации , а также в социальной сети «ВКонтакте» и на онлайн-сервисе Rutube.
Чтобы попробовать свою готовность к экзаменам и оценить уровень своих знаний, рекомендуем пройти диагностику в формате ЕГЭ. Проанализировав результаты диагностики, можно построить личный план подготовки к ЕГЭ. Независимые диагностики проводятся полностью в соответствии с процедурой реального ЕГЭ, и, помимо возможности увидеть примерные задания, вы получите шанс ознакомиться с правилами поведения на экзамене, потренироваться в заполнении бланков. Это дает возможность оценить и распределить время, отведенное на выполнение работы, научиться справляться с волнением на экзамене.
Независимые диагностики можно пройти как очно, так и дистанционно, а записаться на них можно онлайн на сайте Московского центра качества образования в разделе «ЦНД». Непосредственно на экзамене сначала следует хотя бы бегло ознакомиться с вариантом КИМ, а затем начать решать задания первой части. Несмотря на то, что время экзамена составляет 3 часа 55 минут, помните: на решение задач по цитологии и генетике может потребоваться продолжительное время, поэтому следует решать их в последнюю очередь. Будьте последовательны и систематичны в подготовке к экзамену!
Тогда и результат будет отличным!
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой изменяющейся , а какая — независимой задаваемой? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль? При значительном учащении дыхания развивается респираторный алкалоз увеличение свыше 7,45 значения рН крови. За счёт чего происходит увеличение значения pH крови? К каким последствиям может привести алкалоз? Какой защитный механизм существует в организме млекопитающих в том числе человека для поддержания постоянства рН внутренней среды?
Какая структура сердца человека обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какова особенность её строения и где она расположена?
Какое свойство генетического кода иллюстрирует это задание? Задание иллюстрирует такое свойство генетического кода как вырожденность. Следовательно, код вырожден.
Оценка экспертов — 2 балла. Эксперты снизили оценку на 1 балл, так как выпускник не написал цепей ДНК, кодирующих информацию. Ошибка в трех пунктах одинаковая. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид А. Что произойдет с фрагментом полипептида и его свойствами после возникшей мутации ДНК?
Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода. Оценка экспертов — 1 балл. Ответ верный, но без объяснений. Нужно полностью выполнять требования заданий! У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом.
Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II.
Все типы задач по генетике егэ биология 2023
Список заданий Московской олимпиады школьников по генетике 2023 года. Основные типы генетических задач ЕГЭ. Задачи со сцепленными генами. РЕШИ ЭТИ ЗАДАНИЯ, чтобы сдать ЕГЭ по Биологии! (это очень просто). ЕГЭ-2024 с Биологическим Тюленем | Возможный типа задач на кроссинговер, который может попасться в киме егэ по биологии: У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночной слепоты) и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Егэ Биология Раздел Генетика – покупайте на OZON по выгодным ценам!
Подготовка
- Открытый вариант ЕГЭ по биологии 2023 |
- Версии задач по генетике (ЕГЭ биология) | Задачи 12-23
- ЕГЭ по биологии: «Задачи по генетике – это просто» - МК
- Решение задач по биологии на генетику для ЕГЭ 2022
- Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии
30 вариантов ЕГЭ по биологии 2024
отрицательный контроль (новый формат 2023). В пособии представлен раздел биологии «Генетика». Задачи и методы генетики человека.
Ключи к этому заданию дописывались прямо во время экзамена
С каждым годом в ЕГЭ по Биологии становится заданий и вопросов по генетике, которые нужно уметь быстро и правильно решать. Видеоуроки ЕГЭ по биологии. Генетика: методические особенности и приёмы решения задач. по голандрическому типу. Задача по генетике. Решение генетических задач по биологии 11 класс ЕГЭ.
Поздравляю с успешным освоением новой темы!
- Задачи по генетике с решением. ЕГЭ по биологии
- Что изменится в ЕГЭ по биологии в 2023 году
- Задачи по генетике для ЕГЭ по биологии. Генетические задачи с ответами и решениями
- Подготовка
Кириленко Биология ЕГЭ Раздел Генетика Теория задания
Решение генетических задач по биологии 11 класс ЕГЭ. Основные типы генетических задач ЕГЭ. Задачи со сцепленными генами. Главная» Новости» Решу егэ биология 2024.