26 апреля, в понедельник Страстной седмицы Великого поста, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Иверской.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя. Какие приметы связаны с Великим понедельником и что нельзя делать в первый день Страстной недели перед Пасхой, читайте в Sputnik Грузия. Великий понедельник в православии в 2024 году приходится на 29 апреля. В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа.
Великий понедельник
И поститесь ли, как полагается православному христианину? Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия. Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души. Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал. Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.
Богослужения Страстного Понедельника предваряются утреней 9 апреля в Неделю Ваий. На утрени Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, проданного в Египет собственными братьями из зависти, как прообраз страданий Спасителя и Его дальнейшую победу. О событиях Нового Завета был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 21, 18-43 , где вспоминается проклятие Иисусом Христом бесплодной смоковницы, как образ лицемерных книжников и фарисеев, которые не имели истинной веры, не принесли молитвы и истинного покаяния, не делали добрых дел; притча о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа израильский народ; пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. В Великий Понедельник, на Литургии Преждеосвященных Даров был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея 24, 3-35 , в котором прозвучали слова Спасителя о будущем всего мира и о Его Втором пришествии, и прозвучало начало книги Иова - самого совершенного праведника дохристианской эпохи. В Великий Понедельник Святейший Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только один раз в году на Страстной Седмице. Возглавляет чин сам Предстоятель Православной Церкви.
А мы-то думали…» Господдержка, конечно, есть, но не везде и не всегда. Конкретно в Троице-Сергиевой Лавре она достаточно большая — в частности, очень значительные государственные средства вложены в ремонт инженерных сетей на территории Лавры. Есть помощь благотворителей, которые помогают нам реставрировать соборы, братские корпуса. Особенно благодарны мы людям, входящим в Попечительский совет Лавры и Академии, созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2001 году и возглавляемый нынешним Предстоятелем Русской Церкви. Последний призван улучшить экологию города, развить его инфраструктуру как своеобразного ожерелья вокруг святой Лавры. А Попечительский совет собрал людей доброй воли для помощи в решении внутренних проблем обители. Текущие расходы Лавры — коммунальные платежи, зарплатный фонд для трудящихся в лавках и храмах — во многом обеспечивают средства, которые жертвуют наши паломники. Мы им за это также особенно благодарны. Жить на пожертвования — это обычная для истории монастырей практика. Есть, конечно, и свои производства. У нас хорошо развита келарская служба, золотошвейные и другие мастерские. Постепенно работаем над оптимизацией их работы. Здесь большая благодарность специалистам из Росатома, которые помогают нам осваивать так называемые бережливые технологии философия в менеджменте, смысл которой — создавать большую ценность для потребителя за счет меньших усилий компании. Эти бережливые технологии по большому счету возвращают нас к тому, что хранилось в монастырской традиции, но с большей детализацией. Современное производство более технологично по сравнению с тем, что было в Средние века. Поэтому нам не грех поучиться у светских людей и постараться это передать нашим сотрудникам как особый подход к труду и самой жизни. Для христианина очень важно не только искать возвышенных духовных состояний, которые, по Промыслу, даются человеку Богом нечасто, но и умение продумать свою жизнедеятельность в деталях, не оставляя это просто «на авось». Поэтому хотелось бы спросить про ученое монашество — можно ли выделить его как отдельную категорию в наши дни? Это люди, которые не просто получили образование, но активно участвуют и в преподавании, и в научной деятельности. В Троице-Сергиевой лавре есть братья, которые не преподают, но занимаются научной деятельностью, защищают научные работы. Есть те, кто, будучи насельником Лавры, преподает и занимается разработкой новых учебных курсов. Сейчас ученое монашество несет большую ответственность за то, чтобы сохранить Предание Церкви, выразить его современным языком, помочь воспитать будущих священников, которые поведут десятки, а то и сотни людей, — ведь в нашу информационную эпоху один человек может влиять через интернет на огромную аудиторию. А возможна ли у нас модель институционального ученого монашества, как в Римско-Католической Церкви? Например, монастырь, который занимается исключительно переводами кого-нибудь из святых отцов. Пока это довольно сложно: сейчас, в отличие от 1990-х годов, в монашество приходит немного людей. Случается так, что человек долго учится, становится специалистом в своей области, но потом нужда церковной действительности требует его служения в качестве архиерея или представителя какой-то синодальной структуры, а это сложно совмещать с научной работой хотя некоторым, наиболее талантливым, удается. Такая ситуация связана, на мой взгляд, с тем, что наша Церковь все еще переживает период экстенсивного развития. Если рассмотреть послесоветский период церковной жизни, то первой волной здесь прошло возрождение храмов и монастырей, просвещение народа. Вторая волна — попытка эффективно устроить большие церковные структуры; и монастыри, и благочиния, и епархии сейчас гораздо масштабнее, чем в советское время. Третья волна, я думаю, должна быть ориентирована на внутреннее развитие отдельных монастырей, приходов, учебных заведений и в том числе на развитие богословской науки. Сейчас в проекте разработки находится монашеский устав духовной школы, который рано или поздно, я думаю, усовершенствуется и, даст Бог, реализуется. Тогда возможно будет появление монашеских научных коллективов, члены которых могли бы работать по принципу синергии, когда один плюс один — это уже не два, а больше. Надеюсь, что это, даст Бог, наше будущее. Какие в этом опасности, почему порой происходят обратные вещи — люди, погружаясь в теологию, отпадают от Церкви? Даже среди преподавателей Московской духовной академии можно назвать таких людей. Например, Алексей Иванович Сидоров, Константин Ефимович Скурат были людьми с большим духовным багажом, в чем-то их жизнь даже приближалась к старческому служению. Не говоря уже об их энциклопедической образованности и глубоком проникновении в тайны богословия. Однако и опасности в занятиях богословием есть.
Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. В эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. Дни Страстной, или Великой, седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. Евангельский отрывок на утрене Великого Понедельника Мф 21:18—43 содержит повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притчу о двух сыновьях и притчу о виноградарях.
Святцы на сегодня
- Сегодня Великий понедельник - первый день страстной недели
- Главное меню
- ГТРК Брянск - В понедельник начинается Страстная неделя
- 10 апреля – Великий понедельник Страстной седмицы Великого поста
- Страстная седмица. Великий Понедельник / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
- Сегодня – Великий Понедельник, начало страстной недели у православных христиан
Страстная седмица. Великий Понедельник
Главный мотив всех богослужений Великого понедельника – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В этом году Великий понедельник выпадает на 10 апреля. В Великий Понедельник Святейший Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только один раз в году на Страстной Седмице. Великий Понедельник – понедельник Страстной недели Великого поста.
Please wait while your request is being verified...
В Великий Понедельник на утрене мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Главная Новости Главные событияВ Великий Понедельник митрополит Амвросий совершил часы и Литургию Преждеосвященных Даров в храме благоверного князя Михаила Тверского. Тропарь на Великий Понедельник, глас 8. 29 апреля — Великий понедельник: что можно и нельзя делать в первый день Страстной седмицы. Также нельзя участвовать в торжествах и ругаться. Наконец, в Великий понедельник нельзя ходить на кладбище и поминать умерших.
Страстная седмица. Великий Понедельник
Для нас нет большой разницы, доживем ли мы до последних времен либо наши последние времена наступят для каждого частным образом, впереди — ответ перед Богом. Я слышал о пожилой бабушке, которая читала свою Библию дни напролет. Кто-то спросил ее внучку, что она делает, и она ответила: «Она зубрит к экзаменам». Многие люди ждут, пока не окажутся почти на смертном одре, чтобы подумать о подобных вещах. Но пора уже начинать, ведь наш «финал» может наступить раньше, чем мы можем представить.
На сугубой ектении возносились особые прошения о единстве Святой Руси, а также о гонимых архипастырях, арестованном в Киеве борющейся с Церковью украинской властью наместнике Киево-Печерской лавры, братии обители, монашествующих, пастырях и православных христианах Украинской Православной Церкви, жестоко преследуемых безбожной властью и адептами парасинагоги под названием ПЦУ на Украине за принадлежность к канонической Церкви. Архипастырь прочитал молитву о мире и о восстановлении Спасо-Преображенского собора на Соборной площади Твери, об Отечестве и восстановлении мира. По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил всех с началом Страстной седмицы: Мы вступили в Страстную Седмицу — тот небольшой период, который очень очевидно, ярко и однозначно готовит нас к встрече Воскресшего Спасителя. Вместе с Ним мы пройдем через Сионскую горницу, через предательство учеником, суд Пилата, поругание, заушение, оплевание, Крестную смерть и Его преславное Воскресение.
Я желаю, чтобы в эти дни Страстной седмицы как только возможно максимально был уменьшен в наших сердцах, да и физически тоже, шум мира сего. Постарайтесь сохранить себя для молитвы, для Бога, для всего того, что предлагает нам атмосфера Святой Церкви. Постарайтесь по возможности ежедневно, особенно если вы не связаны работой или какими-то особыми обязанностями перед обществом и семьей, быть утром и вечером в эти дни в святом храме. Конечно же, верные Христу обязательно будут с Ним в момент Его распятия и погребения, снятия со Креста, которые мы свидетельствуем служением вечерни с изнесением Святой Плащаницы, а затем утрени с чином погребения этой Плащаницы.
На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Всю неделю действует запрет на праздники, свадьбы и другие увеселительные мероприятия. Также в первые четыре дня Страстной недели хозяйки занимаются приготовлением куличей, готовят краску для яиц. Со среды запрещается шить, вышивать и вязать. За неделю перед Пасхой нужно починить все, что сломалось, а также разобрать шкафы, очистить от всего, что не используется.
Мы не празднуем дни памяти святых в Страстную седмицу. Мы эти праздники празднуем до нее либо после. Поэтому я думаю, что в связи с тем, что, по крайней мере, два человека, которые есть в этом храме, отмечают особые дни в своей жизни, обязательно позовут нас после Пасхи и мы отметим их личные даты. И не будем сейчас распыляться на всё это, потому что главный Лик, который мы должны видеть перед собой в эти Страстные дни, — это, конечно же, Лик Христа. И пусть ничто, даже самое личное и дорогое, и никто не будут нас от этого отвлекать. В Евангельском чтении на Литургии Церковь напоминает нам о судьбе богоотступного иудейского народа и о кончине мира так, как их предрек Иисус Христос. Верующие призываются к великодушию и беспристрастию. Об этом идет речь в притче о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына господина. Здесь изображается ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия, распявших и Его Самого. Так и христиане, нарушающие заповеди, продолжают распинать Сына Божия своими прегрешениями. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и Евангельских чтениях утрени и Литургии.
В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника. Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров.