Поднаторев на арене, Никулин и Шуйдин создали самостоятельный дуэт, и многие годы радовали зрителей своими комическими номерами.
10 раз горел в танке: как воевал знаменитый клоун Михаил Шуйдин
Юрий Никулин «Про меня уже врут, пишут: «великий клоун», — сказал Юрий Никулин в одном из интервью. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…». Детство Родился Никулин 18 декабря 1921 года в Демидове ныне Смоленская область. Отец Юрия Никулина Владимир Андреевич родился в Москве, но демобилизовавшись из Красной армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове.
Их фильма "Двадцать дней без войны" В 1925 году семья перебралась в Москву. Жили в коммуналке в Токмаковом переулке, недалеко от площади Разгуляй. Во время войны Во время советско-финской войны зенитная батарея, в которой служил Никулин, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.
Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Никулиным, который был у него в учениках.
Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла. Я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку. Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь.
Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились». Было это в 1949 году. Фойе было превращено в выставку портретов юбиляра — кадров из фильмов с его участием. Звучали песни в исполнении Юрия Никулина, в том числе «Постой, паровоз, не стучите, колеса…». Леонова, который посещал все цирковые премьеры вместе с супругой Надеждой Ивановной, которую за глаза калининская номенклатура называла «мамой родной» с ударением на первом слоге.
Программа состояла из двух частей. На арену, возможно, впервые за все существование цирка, были водружены стол для президиума и трибуна. Звучали здравицы в честь юбиляра. Выступали П. Леонов и приглашенные столичные знаменитости. Публика, пришедшая на представление, а не на выслушивание речей, была ошеломлена.
Виновник торжества готовился к выступлению за кулисами. Цирковая часть программы сгладила впечатление от заседательской. Каждое появление клоунов встречали овацией.
А сами артисты просто придумали номер.
Скорей всего, придумал Никулин. Он много снимался и знал много причин, почему дубль надо переснять. Конечно же на съёмках эти дубли любого артиста задалбывали. Никулин не был исключением.
Вот и пропесочили непутёвых киношников на арене цирка. Про Шуйдина - много не сказано. Ну, и капля дёгтя. К сожалению, Михаил Шуйдин выпивал.
Особенно, когда не было работы в цирке когда Юрий Никулин снимался в очередном фильме. На Никулина пьянство партнёра также оказывало негативное впечатление. Никулин был немного старше Шуйдина.
Там он ходил в кино — в частности, в кинотеатр «Титан» на Невском и в «Молодёжный» на Садовой улице. Конечно, бывал в цирке. А однажды по случаю вместе с состоятельным другом семьи отобедал в ресторане «Универсаль» — некогда модном месте неподалёку от Московского вокзала. Иногда навещал дальних родственников, которые жили на Советском проспекте. Во время одного из визитов, весной 1941 года, Никулин поделился с роднёй «инсайдерской» информацией: скоро начнётся война с Германией. Родственников это насмешило — какая война? Недавно с Германией был подписан пакт о ненападении. Война В мае 1941 года старослужащий Никулин проводил последние — как он тогда думал — армейские деньки на наблюдательном пункте неподалёку от станции Репино. Демобилизация, возвращение домой — 22 июня стало ясно, что всё это придётся отложить на неопределённый срок. Большую часть военных лет Никулин сражался под Ленинградом. Сначала в том же полку, где начинал службу в армии, но в 1943-м, пережив контузию и пролечившись в госпитале, получил назначение в 72-й отдельный зенитный дивизион в Колпино. Там он стал командиром отделения разведки, а затем помощником командира взвода. Война в воспоминаниях Никулина сохранилась без прикрас. Помнил он и блокаду. Родственники, которые привечали его на Советском проспекте такое название носил Суворовский и не верили, что Германия нападёт, почти все её не пережили. Несколько раз солдат Никулин и сам был на волосок от гибели, но спасался. Потом говорил — повезло, родился в рубашке. Но бывало и хорошее. Дважды, оказавшись с поручением в Ленинграде, Никулин находил время заглянуть в «Молодёжный» находился в «доме с четырьмя колоннами» на Садовой улице , чтобы посмотреть комедию «Джордж из Динки-джаза». Правда, оба раза не досмотрел — один раз из-за артобстрела, а в другой раз из-за бомбёжки. И всё-таки фильм произвёл впечатление: в мирное время, по примеру главного героя, Юрий Владимирович долго, но, к сожалению, безуспешно пытался выучиться игре на банджо. Где бы ни доводилось воевать Никулину — близ Выборга, под Пулково или в районе Пушкина, — он всегда развлекал однополчан песнями или анекдотами, которых знал множество. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актёром, и конферансье, и певцом, и — уже тогда — клоуном. Сам сочинял клоунады, сам делал костюмы, сам же и выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем. Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В августе 2021 года в честь Никулина-воина переименовали часть сквера Пограничников в Сестрорецке — теперь это сквер Юрия Никулина. Цирк В 1949 году, когда Никулин работал в Цирке на Фонтанке, на представление пришёл тот самый Ефим Лейбович, с которым в войну они были клоунской парой во фронтовой самодеятельности. Посмотрев половину выступления, Лейбович заглянул за кулисы и честно сказал: не понравилось — в армии было живее и смешнее, а тут не то. Что ж, после войны у Юрия Владимировича и впрямь началась совсем другая жизнь. Выучившись цирковому мастерству, он приступил к работе на вторых ролях у тогдашней суперзвезды — клоуна Карандаша артист Михаил Румянцев , который вскоре вывез Никулина на гастроли в Ленинград. Чего только не приходилось делать — например, ездить в Ботанический сад и просить у сторожа бертолетову соль, которая нужна была Румянцеву, чтобы делать взрывающиеся хлопушки. Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде.
Клоун Михаил Шуйдин: как герой Курской битвы стал тенью Юрия Никулина
Никулин и Шуйдин на гастролях, 1976 г. Фото:kino-teatr. Самый знаменитый цирковой номер Никулина – сценка с бревном, которую он исполнял с Михаилом Шуйдиным. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1964 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка.
На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
Шуйдин пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре спустя 2 года после Юрия Никулина. – В легендарном клоунском дуэте с Никулиным Шуйдин был главным, и даже весь реквизит и технику для выступлений он делал сам, потому что был фрезеровщиком пятого разряда и до войны работал слесарем-лекальщиком на заводе, – рассказал Максим Никулин. дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, просуществовавший больше 30 лет, родился в студии знаменитого клоуна Михаила Румянцева - Карандаша. Юрий Владимирович Никулин был человек и артист удивительно разнообразных талантов. дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, просуществовавший больше 30 лет, родился в студии знаменитого клоуна Михаила Румянцева - Карандаша. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Никулин и Шуйдин — советский клоунский дуэт артистов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Никулин страшно психовал, когда Шуйдин напивался и срывал выступление
Три тура конкурса прошел только Шуйдин и еще двое. Талантливый студент сразу приглянулся Карандашу, и уже в мае 1949 года Михаил Иванович Шуйдин-клоун вместе с Юрием Никулиным впервые вышел на арену харьковского цирка. Опытный педагог Румянцев сразу обратил внимание на то, что эти два начинающих клоуна прекрасно сочетаются на манеже. Время показало, что Карандаш не ошибся — этот дуэт стал самым прочным в мировой истории циркового искусства. Дуэт просуществовал более 30 лет, но это был дуэт превосходных партнеров на арене, а вне ее они почти не общались. Причина таких отношений скрывалась в разности их взглядов на жизнь. Даже общие темы не становились предметом их разговоров, хотя на сцене им было достаточно полувзгляда, чтобы понять мысль партнера.
В начале их работы было даже некоторое соперничество, скрытое от посторонних глаз. Шуйдин Михаил Иванович часто злился, когда известные люди приходили в их гардеробную и нахваливали только Никулина, не замечая при этом его. Конечно, все это не могло не сказаться на их взаимоотношениях: они даже ссорились, особенно когда Михаил Иванович в сильном подпитии мог сорвать представление, нагрубить жене Никулина. Но все это обычно длилось недолго. Смекалка и умение обращаться с инструментом оказались кстати и в работе клоуна. Однажды, будучи уже артистом цирка, Шуйдин спас номер известного иллюзиониста Эмиля Кио: он сделал для Кио новую трюковую шкатулку взамен разбитой ассистентом.
По воспоминаниям Юрия Никулина, Шуйдин в большинстве случаев сам готовил реквизит для циркового номера. Шуйдин снялся в трех фильмах «Клоуны и дети», «Маленький беглец», «Без страха и упрека» и двух сериалах «Как уходили кумиры», «Великие клоуны». В сериалах артист играл самого себя. Михаил Иванович был очень чувствительным артистом, психология которого жаждала званий.
Никулина и М.
Шуйдина, а также фрагменты фильмов с участием Ю. Юридический адрес: 117587, г. Москва, Варшавское шоссе, д.
Дядя сторож динамовского стадиона встретил нас словами: «Чего приперлись? В хоккей записываться? Езжайте в конюшню». Мы в шоке, нам по семь лет, кто тогда знал, что такое «конюшня», почему там надо в хоккей играть. Объяснил, как проехать, и главное, пояснил, что «кони» даже в такой мороз тренируются, а «Динамо» - нет. Доехали мы до ЦСКА, зашли во дворец спорта, а там нас опять отфутболили. Это было поле, предназначенное для русского хоккея.
Для того, чтобы пройти туда, надо было пересечь аэропорт, где тогда даже самолеты садились, взлетали, это сейчас там Ходынка. А нам нужно было пролезать через дыру в заборе, и потом по этому полю километра два шуровать. Он тренировал 1957 год, на год старше нашего. Виноградов дал нам разрешение надеть коньки, потренироваться, и решил всех оставить, пригласив на следующее занятие через неделю. Уже на него пришел другой наш тренер — легендарный детский наставник Юрий Александрович Чабарин. Нас поначалу гоняли на большой поляне, а уже потом мы переходили на коробку, куда выходили все, у кого была форма. Чабарин был для нас, как отец, мы ему доверяли. Когда у нас ноги мерзли, играя на улице, он бежал в ларек, покупал газеты, обматывал нам ноги, согревал. Наша основа, я в том числе, уже пару раз становилась чемпионами Москвы, и только потом, кстати, в нашей команде появился Слава Фетисов. Со Славой мы быстро сдружились, ходили друг к другу в гости, я хорошо знал его родителей, он моих.
С его отцом — дядей Сашей я до сих пор хорошо общаюсь, он сейчас остался единственным папкой из нашего выпуска. На 50-летии Славы я вспоминал, как наша молодежная команда прилетела в 1974 году в Монреаль на товарищеские встречи с канадскими сверстниками. А там телевидение, пресса, мы такого внимания к себе и не ожидали. Смешно получилось, когда мы заселились со Славой в гостиничном номере, и порешали кто первым пойдет в ванную. Пошел Слава, я жду-жду, все местные каналы на телевизоре перещелкал. А Слава никак ванную наполнить не может. Там надо было ручку повернуть, чтобы вода не сливалась, а он этого не знал, все пытался дырку в ванной ногой заткнуть смеется. Запомнилось то, что в Москву в те годы практически постоянно приезжали шведы, чтобы играть товарищеские матчи. Все в фирменной форме, а мы во всем перешитом. Юрий Александрович быстро нас научил иголкой пользоваться, чтобы сами могли себе что-то в форме подлатать, подшить.
И обыгрывали мы этих шведов — 15:0, 16:1, примерно такие счета были. В книге Фетисова было только воспоминание о том, что он привез вам бейсбольную перчатку. А ведь мог помочь с крагами, клюшками. Одна мне не подошла, я ее, если не ошибаюсь, отдал Славе. А с «шервудом» я сам играл, и, как мне показалось, бросок у меня стал гораздо сильнее. А еще я вспоминаю, что играл некоторое время клюшкой, доставшейся в «наследство» от Валерия Харламова. Эта клюшка «пережила» самого Харламова, я с ней поиграл, а потом подарил своему племяннику. И он в первой же игре её сломал. Я потом понял, что же я натворил! Это же музейная реликвия.
Цирковые из коллектива, в котором он работал в те годы, рассказывали, что дядя Миша нас замучил своими рассказами о том, как сын играет в хоккей, сейчас находится на матчах с канадцами. Он понимал, что я занимаюсь делом. С пятого класса я начал заниматься в эстрадно-цирковом училище, и времени на ерунду у меня просто не хватало, что было очень важно. Я в шесть утра вставал, в семь был на раскатке в ЦСКА, потом мчался на занятия в эстрадно-цирковое училище, был там до четырех вечера, а в пять был уже на второй тренировке ЦСКА. Вечером готовил уроки, поскольку в армейской спортшколе было очень строго по вопросам успеваемости.
Комедийные положения большинства сценок, исполнявшихся дуэтом, были основаны на противоречии характеров образов. Никулин Юрик — флегматичный неулыбающийся персонаж, не лишённый черт трогательности и наивности. Шуйдин — предприимчивый мастер на все руки , неунывающий «рубаха-парень», задира, который всё время стремится разыграть своего приятеля [1].
20 фотографий Юрия Никулина
– Шуйдин и Никулин более тридцати лет проработали вместе, достигнув редкого взаимопонимания. Артисты Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка.