Торжества Православия (27 февраля – 5 марта). Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.).
Недели подготовительные к Великому посту
Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля и продлится (с учетом также Лазаревой Субботы, Вербного Воскресенья и Страстной недели) до 15 апреля включительно. Все подготовительные недели к Великому посту и шесть недель Великого поста учат нас тому, как мы можем приготовить себя к радости Воскресения Христова. Неделя о мытаре и фарисее - начинается первая из трех подготовительных недель Великого поста. Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля, но ему предшествует подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. Каждая седмица Великого поста именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д., и завершается неделей (воскресным днём). Публикуем расписание подготовительных недель к Великому посту, 2 из них сплошные.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
А наследством является наша прекрасная, чудная, замечательная жизнь, этот прекрасный мир. Каждый человек — целый микрокосмос. Каждый по-своему талантлив, красив и замечателен. Это наследство, эту жизнь мы часто проматываем, как тот младший сын, в пьянстве и блуде. Самое главное, Отец ждет нашего возвращения, готов простить. Даже если мы будем вновь и вновь уходить, но просить прощения, Он вновь и вновь готов простить, принять, обнять нас и вернуть нам часть наследия.
Конечно, дни Великого поста — попытка вернуться подвигом молитвы и поста к своему Небесному Отцу. И наконец, третья подготовительная неделя Великого поста — Неделя о Страшном суде. Само название говорит о чем-то необычном и страшном. Конечно, страх в том, что закончится существование этого мира, человечества. По учению Православной Церкви, Христос придет вторично — и наступит Страшный суд над каждым человеком, будет принято решение в зависимости от его деяний, где он будет: в вечности с Богом или вне Бога.
С Богом — это там, где Божия Матерь, ангелы, праведники, вечное счастье, о котором можно только мечтать, молиться и спешить, насколько возможно, жить по-божески. А если согрешили, каяться и бежать, как блудный сын или блудная дочь, к своему Отцу. Конечно, страшная участь у тех, кто будет там, в вечности, без Бога. А без Бога — это ад. Часто говорят в писаниях, в нашей литературе, что это огонь или лед невероятный, тьма, сковороды или что-то еще, где поджаривают людей, — это все образы для восприятия человеческим разумом.
Как еще можно описать что-то страшное, как не огонь, в котором человек постоянно горит и не может сгореть? Что на самом деле ад? Сейчас на земле нам это не понять. Это можно представить только образами.
После вечерни совершается Чин Прощения: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы войти в пост в примирении. Это последний день, когда разрешена скоромная кроме мясной пища. Верующим рекомендуется не предаваться чревоугодию, вкушать умеренно. Несколько столетий назад наши предки в этот воскресный день обязательно прибирали дом, шли в баню, а затем проводили вечер в тишине и размышлении о приближающемся Посте.
Великий пост — самый важный, он должен подготовить христианина к Пасхе. Он самый строгий: в первый и последний день вообще не рекомендовано принимать пищу, а первая и последняя недели имеют особые ограничения в меню. Даты начала и окончания поста зависят от того, на какой день выпадает Пасха, в 2023 году — это 16 апреля, поэтому поститься верующим необходимо с 27 февраля по 15 апреля. Это некая манифестация того, что мы можем. Что дух важнее чрева, что мы держим под контролем», — добавил Протоиерей Максим Кокарев. На подготовительную неделю выпадает и Масленница, которую все любят и ждут. Все знают, как отмечать этот праздник: сжигать чучело, кушать блины и веселиться.
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощеного воскресенья Богослужебные особенности После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских».
В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.
Как называется вторая неделя Великого поста
- Календарь и статья о неделях подготовительных
- Подготовка к Великому посту 2022 — 5 подготовительных недель
- Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) — Свято-Михаило-Архангельский храм
- Наши сообщества
- Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
- Подготовка к Великому Посту
Притча о мытаре и фарисее:
- Преддверие Великого поста: о подготовительных неделях - Симбирская митрополия
- Подготовительные недели Великого поста – Александро-Невский храм
- Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
- Начало и конец Великого поста в 2024 году
Значение Великого поста
- Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни) — Свято-Михаило-Архангельский храм
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ — Храм Сретеня Господня
- Подготовительные недели Великого поста
- Выбор редакции
Подготовительные недели перед Великим Постом
Светлое Христово Воскресение 29 января, воскресенье — неделя о Закхее, пролог подготовки к Великому посту. Со следующего воскресенья, 5 февраля, за богослужением начинают использовать Постную Триодь. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы: 5 февраля — Неделя о мытаре и фарисее. На воскресной утрене реально 4 февраля, в субботу вечером впервые в этом году поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Последующая седмица с 6 по 12 февраля - сплошная, поста в среду и пятницу нет 12 февраля, воскресенье - Неделя о блудном сыне. На утрене воскресенья реально 11 февраля, в субботу вечером впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Последующая седмица с 13 по 19 февраля - мясопустная, последняя перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо. На этой седмице возобновляется пост в среду и пятницу 18 февраля, суббота - Вселенская родительская поминальная суббота мясопустная. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 17 февраля вечером, служится особое заупокойное богослужение - парастас, в субботу, 18 февраля, после Литургии совершается панихида.
Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На Всенощном бдении поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Постовые предписания: заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. Сырная седмица. Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы.
Священник освящает вербы в субботу, на всенощном бдении, и в воскресенье, после Божественной литургии. На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга. Что есть в Вербное воскресенье?
Первое подготовительное воскресенье именуется Неделя о мытаре и фарисее. Свое название она получила от евангельской притчи, которая читается в этот день на Литургии Лк. Ее содержание следующее. В храм помолиться вошли два человека — гордый «праведник» — фарисей и смиренный «грешник» — мытарь. Первый в мыслях был наполнен восхвалением себя за свои «заслуги» и осуждением других, а последний не смел поднять глаза на небо, но в глубоком покаянии взывал: «Боже! Он видел только свои грехи, свои неправильные поступки. Воспоминанием этой притчи Церковь учит нас, как надо готовиться к Великому Посту: первое — дух смирения, второе — осознать свою вину перед Господом и ближними, т. И что очень важно — никого не осуждать, чтобы самому не быть осужденным. Из содержания богослужения этого дня человек понимает, что гордость является сердцевиной многих наших грехов и удаляет нас от Бога. На всенощном бдении этого дня впервые звучит умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», которое будет исполняться каждую субботу вечером в храмах до 5 Недели Великого поста. С этого дня на богослужениях мы слышим молитвословия из Триоди Постной. Седмица после этого воскресенья по Уставу является сплошной, т. Второе подготовительное воскресение носит название Недели о блудном сыне. На воскресной Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки 15: 11-32 , где повествуется поучительная история о младшем сыне некоего человека, по всей видимости, довольно зажиточного по восточным понятиям. Он совершил дерзкий для тех времен поступок — пришел к родителю и потребовал часть своего наследства.
Подготовительные недели к Великому Посту
Перед Великим постом предстоят три подготовительные недели, последняя из которых — Масленичная (сырная). На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. Главная» Богослужебная жизнь» Подготовительные недели к Великому посту.
Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
Мы стоим на пороге Великого поста, начинаются подготовительные недели. Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Публикуем расписание подготовительных недель к Великому посту, 2 из них сплошные. Великий пост длится 40 дней в воспоминание того, как Господь наш Иисус Христос после крещения в Иордане от Иоанна удалился в пустыню и пребывал там 40 дней в посте и молитве. Великий пост в 2023 году начнется 27 февраля и продлится (с учетом также Лазаревой Субботы, Вербного Воскресенья и Страстной недели) до 15 апреля включительно. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.
Вопросы о религии. Какие подготовительные недели следуют перед Великим постом
Неделя о блудном сыне. На Литургии читается отрывок Лк 15:11-32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он - пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Цикл Евангелия Великого поста: притча о блудном сыне.
Вселенская родительская суббота. Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
Неделя о Страшном Суде. На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие о Страшном суде.
На Всенощном бдении поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского - «Помощник и Покровитель... Подготовка к посту подходит к своему завершению.
Для луковой начинки можно использовать любые другие специи — карри, все виды перца, тмин, тимьян, розмарин или даже универсальную приправу для овощных блюд.
Что можно пить в Великий пост При составлении меню на каждый день для мирян важно знать, что в Великий пост 2024 запрещено пить крепкие алкогольные напитки, разрешается выпить немного красного вина только в субботу, воскресенье и на православные праздники. Из других напитков можно пить разные кисели, компоты, морсы, соки, чай, кофе и воду. Для тех, кто активно занимается спортом, допустимы белковые протеиновые коктейли, в составе которых отсутствует молочная сыворотка.
Великий пост 2024 — время самопознания, духовная работа над чистотой своих мыслей и души. В такие дни важно грамотно продумать ежедневное постное меню с учетом образа жизни, здоровья, предпочтений и, конечно, финансовых возможностей.
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать Что можно делать во вторую неделю Великого поста. Вторая неделя кажется терпимее, позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути. Вторая седмица Великого поста имеет особое значение для верующих, которые стремятся к самопознанию и духовному развитию. В этот период многие уделяют больше времени молитве и медитации, чтобы научиться лучше понимать себя и свою душу. Церковь рекомендует также заниматься благотворительностью и другими добрыми делами, которые помогут верующим на пути к Божественной любви.
Что нельзя делать во вторую седмицу Великого поста В этот период священники рекомендуют не только ограничить себя в еде, но и избегать бесполезных разговоров и пустословия. Это связано с памятью о святителе Григории Паламе, ведь его подвиг святого был именно в молчании. Кроме того, верующим следует избегать развлечений, которые могут отвлечь от духовной практики и укрепления веры. Телевизор, компьютерные игры, социальные сети и другие виды развлечений могут отнять время, которое можно было бы уделить молитве, чтению священных текстов или благотворительности.
Святитель Афанасий Сахаров пишет: "Как нарушители воли Божественной, как грешники безответные, мы весьма нуждаемся в покаянии. Поэтому усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние". Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии.
Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы. Седмица после Недели о блудном сыне называется мясопусной, потому что после нее уже прекращается вкушение мяса "мясопуст" - мяса "отпуст", прекращение вкушения мяса.
Суббота мясопустной седмицы называется Субботой мясопустной и посвящена сугубому поминовению усопших, не только наших сродников, но и всех прежде почивших православных христиан. В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах, которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде. Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия" с заупокойными стихами. Также поются "Непорочны" 17-я кафизма на две статии, а после них заупокойные тропари. В этот день также положено служить великую панихиду. Особо примечателен по своему содержанию и составу канон утрени.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Время подготовки к Великому посту включает в себя четыре недели — неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, неделю о Страшном Суде и Прощеное воскресенье сыропустную неделю. Однако между ними всего три календарных недели седмицы. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви словом «неделя» называют лишь один день — воскресенье.
Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за стол?
Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
RU 27 февраля начинается Великий пост — самый продолжительный из четырех многодневных постов. Он продлится 48 дней и завершится 15 апреля, накануне Пасхи Христовой. Это время дается для того, чтобы люди успели подготовиться к Светлому празднику, встретить его с чистой душой и светлыми помыслами. Федорова неделя: история Первая неделя Великого поста, наступающая сразу после Масленицы и Прощеного воскресенья , считается одной из самых строгих и сложных. Ее первый день, названный Чистым понедельником, полагается провести в хлопотах по дому.
Об этом сетевое издание «Учительская газета» рассказало накануне. Учитывая, что это рабочий день, верующие оставляют домашние дела на вечер. В целом седмица, которая в православном календаре называется Федоровой, должна пройти спокойно, нацелив мирян на дальнейшие действия. Ее предзавершением станет Федорова суббота, установленная в память о святом великомученике Феодоре Тироне. В 2023 году она придется на 4 марта. Великомученик Феодор Тирон Фото: pinterest. Первый раз — 1 марта по новому стилю , в день его мученической смерти, и в субботу первой недели Великого поста, у которого нет четкой привязки к датам.
В этом году Федорова суббота придется на 4 марта. Утренний молебен в честь Феодора Тирона по традиции проходит в пятницу. Тогда же освящается кутья пшеница, приправленная медом.
В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный блуждающий сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя седмица к Великому Посту — о Страшном суде Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо , или неделей о Страшном суде. Притча о Страшном суде Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы. Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием неумытное истязание, неумытный суд. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Торжества Православия (27 февраля – 5 марта). В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.