внешней разведки (подробнее). Но главная тайна – развал Советского Союза.
70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)!
Юрий заставил этого человека покаяться и признаться в работе на контрразведку КГБ. А что преступного сделал этот человек, он занимался достойным делом. Разные периоды были в нашей истории, сейчас СССР нет, а они, как работали, так и работают против нашей страны, а это значит, что дело не в идеологии и не в том, какой флаг развевается над Кремлем, и кто стоит во главе России. Дело в противостоянии между нашими странами, а оно было, есть и будет на протяжении многовековой истории. Щекочихин не понял, что водитель посла Британии занимался нужным благородным делом, ведя наблюдение за сотрудниками английского представительства. Кстати, когда Щекочихин работал в комиссии по расследованию убийства В. Листьева, его как-то спросили, а почему следствие не может раскрыть это дело, и Щекочихин, краснея, ответил, что, увы, не может.
А не может, потому что заказные убийства или террористические акты раскрываются в значительной мере, благодаря агентуре. Нет агентуры - такие дела очень сложно раскрыть, не говоря уже об их предотвращении. Ладно, журналисты. Порой странно вели себя «профессионалы». В результате довёл Россию до невиданного доселе всплеска преступности. Такие фильмы являются заказными, так же, как и у нас снимали по заказу.
Допустим, главное политуправление Министерства обороны СССР замечает, что падает престиж Советской Армии, и появляются такие фильмы как «Солдат Иван Бровкин», где показано, как в армии хорошо. Так же допустим, директор ФБР Гувер, в связи с какими-то негативными событиями внутри США, делает заказ и дает деньги на съёмку фильма, где будет показано, как хорошо и правильно работает Федеральное Бюро Расследования. Ведь практика работы ФБР была скомпрометирована многократно. Федеральное Бюро Расследования работало против компартии США, и в прокоммунистических симпатиях были обвинены даже люди, далекие от идей коммунизма. В «эпоху маккартизма» в ходе кампании по расследованию антиамериканской деятельности пострадали многие деятели искусства. Над попавшими в «чёрные списки» устраивались судилища.
Везде активно поработали агенты ФБР. Гувер внедрил свою агентуру во все политические движения. Когда началась самая грязная в истории США война во Вьетнаме, и в американском обществе возникли антивоенные настроения, ФБР активно с этим работало, агенты Бюро проникали в профсоюзы и студенческие движения. Разумеется, в массах отношение в ФБР было довольно негативным. Тогда и появлялись книги и фильмы о важной и полезной деятельности сотрудников ФБР, о том, как ведомство борется с террористическими сообществами, с наркосиндикатами. Гувер был на своем месте, ведь в разные годы ФБР решало разные оперативные задачи.
Было время, когда в течение десяти лет оно занималось только борьбой с преступностью, и тогда Гувер не лез в политику. Политическими делами ФБР стало заниматься только с начала Второй Мировой Войны, когда в ведомстве был создан отдел по борьбе с иностранным шпионажем, а контрразведка — это уже политика. С этого момента ФБР противостоит германскому, японскому, а позже и нашему шпионажу, и Гувер всё больше и больше берёт на себя решение политических вопросов. После окончания Второй Мировой войны ФБР увязало вопросы противостояния советскому шпионажу с борьбой с коммунистической партией США и стало заниматься политическим сыском. Круг оперативных задач, решаемых ФБР, расширялся, Гувер приобретал всё больший политический вес, и даже ненавидевший его Джон Кеннеди не мог снять Гувера с поста директора ФБР и убрать его из политики. Ряд серьёзных американских исследователей, берясь за расследование убийства Джона Кеннеди в Далласе, находили документальные подтверждения тому, что между кланом Кеннеди и Гувером шла невидимая борьба; будучи министром юстиции, Роберт Кеннеди установил негласное наружное наблюдение за одним из боссов нью-йорской мафии именно на выявление тесных отношений того с Гувером.
За отставку Гувера с поста директора было организовано несколько кампаний, но он проработал на своем посту до самой смерти.
Иногда подключался помощник Чебрикова генерал-лейтенант Мищенко Игорь Витальевич. И это при том, что действующее Положение о КГБ от 9 января 1959 года было совершенно секретным». Вторым тезисом было то, что новое Положение должно быть опубликовано в открытой печати. Если в старом Положении только упоминалось право «вести агентурно-оперативную работу в целях выявления и пресечения враждебной деятельности, для чего иметь необходимую агентуру, создавать конспиративные и явочные квартиры для работы с агентурой», то в проекте нового написали, что раскрывать — чтобы народ знал, что идет оперативно-розыскная деятельность.
Что глава такая-то — секретная. Чебриков посмотрел на него и говорит: «Вот там сидит Голушко, мы с ним вдвоем через неделю выпустим Положение». Все так и ахнули. Чебриков подписал, отпечатали и бегом к Горбачёву. И гласность, и демократизация.
Но у нас тут скоро намечается XIX партийная конференция. Давайте мы придержим немного этот документ и после конференции сразу выпустим это Положение о КГБ. Ведь такого нигде в мире нет! Все эти материалы были использованы в новом Законе об органах государственной безопасности СССР, который готовили уже при Крючкове, и 16 мая 1991 года этот закон был принят. Он проработал три месяца до ГКЧП.
К июлю 1991 года усилиями пятой колонны в стране был создан искусственный дефицит товаров. Еда, одежда, табак, водка — исчезло всё. Однако, зная о ситуации, Горбачёв и Крючков продолжали молчать. Учитывая рост недовольства в партийных рядах, у Горбачёва и его окружения оставался единственный выход — ликвидация КПСС. Для этого и понадобился ГКЧП.
Позже в своих «мемуарах» Ельцин пояснил цель этого назначения: «Перед ним стояла задача разрушить эту страшную систему подавления, которая сохранялась ещё со сталинских времён». Уже в сентябре 1991 года было упразднено Управление «3» защита конституционного строя , созданное на базе 5-го Управления. Тем самым, по словам Бакатина, был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам»… 22 октября 1991 года, по решению некоего эфемерного Госсовета, Комитет государственной безопасности был ликвидирован. С этого момента и вплоть до сегодняшнего дня формально госбезопасности нет — она не упоминается в названии ни одной из вновь созданных спецслужб. Иначе говоря, Бакатин поступил как крот враждебного государства, зарывшийся в верхах российской власти.
Такого прецедента в истории спецслужб ещё не было. Как рассказал автору этих строк генерал-майор Валерий Иванович Красновский, возглавивший в новой структуре транспортное управление, «надо мной Бакатин просто издевался — иначе это и не назовёшь. Он конечно знал, что я был ближайшим сотрудником Агеева. Поэтому он вызывал меня и никогда не разрешал садиться. Это тоже херня!
Например, мы получаем тайнописное послание от агента-двойника, на двух листах. Американцы ставят ему задачу по транспорту. Такая информация поступает крайне редко. Я снимаю копию с этого документа и звоню Бакатину, что у меня секретная информация, которую я хотел бы доложить. Часа через три мне звонят из приёмной председателя и говорят, что он меня ждёт.
Я прихожу к нему. Но я-то знал, что если бы эту бумагу увидели Крючков или Агеев, они бы её расцеловали. Но я стою. Минуту стою, другую.
Конечно, хорошо если он возглавляет отдел ЦРУ как Эймс. Но интересен и цэрэушник, допустим, занимающийся Гватемалой. Гватемала нам не нужна, но мы ставим перед ним задачу любым путём перейти в европейский или советский отдел, помогаем ему в карьере. Есть агентура из спецслужб, которую мы называем вспомогательной. Это установщики, наблюдатели, они тоже полезны в нашей работе. Установщики могут поставлять технику. А сотруднику дорожной полиции мы ставим задачу найти нам человека, который работает в контрразведке. Вот он встаёт у здания местной контрразведки и видит, как оттуда выходит сотрудник этого ведомства. Полицейский, фиксирует номер машины контрразведчика, пробивает его, узнает всё о его семье передаёт подробную справку разведчику. Тот обдумывает, как и где можно вступить в контакт. Узнав, что контрразведчик посещает какой-нибудь бассейн или клуб, разведчик тоже начинает ходить в эти заведения, или же отдает своего ребенка в тот же детский сад, что посещает ребенок заинтересовавшего нас человека. Таким образом, устанавливается знакомство. И мне лично известно, что от этих агентов поступала интересная информация - кем конкретно из наших ФБР интересуется. Да, Юрий Иванович Дроздов был прав, у него была информация, дающая веские основания подозревать Шевченко. Он писал об этом в Москву и требовал отозвать дипломата. И когда Аркадий Шевченко сбежал к своим новым хозяевам, Юрий Иванович был чист, потому что сделал всё, что смог. Шевченко испугался, что мнение Дроздова возобладает и совершил побег, подтвердив все подозрения разведчика. Почему же Управление «К», которым тогда руководил Олег Калугин, трижды не отреагировало на донесение относительно Шевченко? Ответ на этот вопрос может дать только сам Олег Калугин! И поскольку они были специалистами в области борьбы с терроризмом, то консультировали своих коллег из ФСБ. По вашему мнению, Игорь Николаевич, работа этого охранного агентства могла вестись в связке с действующими сотрудниками спецслужб РФ? Я отвечу так. С приходом рынка возможности спецслужб возросли во много раз, делайте выводы сами. А чисто гипотетически. Могут теми же схемами пользоваться наши спецслужбы, ведь офицер, которого я упомянул выше, был близок к руководству спецслужб и уходя в бизнес, открыл частную оффшорную компанию на Кипре? Поймите, есть такое понятие, как глубокое прикрытие. И возможность прикрытия на Западе и в России определяется одним обстоятельством — формами собственности. Естественно, у Запада возможностей для прикрытия сотрудников спецслужб было гораздо больше. Они могли посадить человека из разведки в посольство, а могли в частный банк или в частную фирму. Например, американскому разведчику делают венесуэльский паспорт, он едет в таиландскую фирму, которая находится в Австралии. Сейчас у России возможности для прикрытия сотрудников спецслужб расширились, но вот задачи сократились. А сейчас у России есть возможность прикрыть миллион человек, а нужно всего человек двести, остальное - нереализованные возможности.
А потому, к сбору разведывательной информации привлекались также и различные категории иностранных граждан, посещавших СССР, в том числе и иностранные туристы. Отметить в этой связи, что если в 1959 г. СССР посетили 34 тысячи иностранных туристов, то в 1967 г. В 70-е годы ежегодное количество иностранных туристов, посещавших нашу страну, превышало 500 тысяч человек. Только за 1954 год и первую половину 1956 года среди американских, английских и французских граждан, посещавших СССР в качестве туристов и участников разного рода делегаций, было выявлено более 40 представителей разведывательных служб указанных государств [18]. В те же 50-60-е годы КГБ СССР был разоблачен ряд как сотрудников посольских разведывательных резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так в 1958 г. Попов, а в октябре 1962 г. Поляков [19]. Однако вряд ли сегодня можно говорить о том, что степень масштабности и реальности угрозы разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб были адекватно восприняты и оценены тогдашним руководством Советского Союза и его органов госбезопасности. Объективности ради нельзя также не сказать и о том, что нечто похожее, в нашей стране повторилось и на рубеже 90-х годов прошлого века, горькие плоды чего мы пожинаем и поныне. Разведывательно-подрывная деятельность иностранных государств включает в себя проведение их специально-уполномоченными государственными органами гласных и негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты. В целом же, система разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, с которой призваны бороться органы контрразведки, включает в себя, как внешнеполитические установки правительств иностранных государств, структуру их специальных служб разведывательных, контрразведывательных, диверсионно-террористических и т. С середины 50-х годов, вследствие официально принятой администрацией Д. Эйзенхауэра «доктрины освобождения», роль и значение разведки в реализации внешней политики США последовательно возрастали, что не могло не сказываться на масштабах и интенсивности ее деятельности в отношении СССР, и что не могло не влиять на деятельность советских органов безопасности. Следует также коснуться и деятельности 4 управления КГБ, призванного вести борьбу с антисоветским подпольем, националистическими бандитско-повстанческими формированиями и попытками иностранных спецслужб использовать их в своих целях. Как известно, в ряде западных регионов СССР — на Украине, в Белоруссии и прибалтийских республиках в послевоенные годы продолжали существовать вооруженные «повстанческо»-сепаратистские группирования, подчас достаточно многочисленные, борьбы с которыми носила жестокий, бескомпромиссный, а подчас и кровавый характер. Произошедшая в марте 1954 г. Так, уже 11 мая 1954 г. Чуть позже в ходе завязавшейся после ареста указанных агентов оперативной игры, у берегов Литвы был захвачен быстроходный катер, доставивший очередную партию военного груза для «лесных братьев» — отдельные бандитско-повстанческие группы продолжали существовать до конца 50-х годов. На Украине 23 мая 1954 г. Кук [22] , что явилось завершением одной из масштабных операций по ликвидации националистического подполья на Украине. Серов отмечал, что только лично Н. Хрущеву было направлено 2 508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, в Совет министров СССР было направлено 2 316 сообщений. Также разведывательная информация направлялась КГБ в отделы ЦК КПСС по международным связям и по связям со странами народной демократии, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения. В записке также уточнялось, что за тот же период времени по отдельным вопросам оперативной деятельности КГБ, по вопросам политического, экономического и военного положения капиталистических стран, по отдельным вопросам положения в странах народной демократии в ЦК КПСС было направлено 4 504 документа, а в Совет министров — 1 750. В то же время следует подчеркнуть, что из общего числа указанных документов, 907 адресованных в ЦК КПСС и 330 адресованных в Совет министров СССР документов требовали решений инстанций по конкретным поднятым в них вопросам. И за этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая, напряженная и опасная работа советских разведчиков. В то же время в письме И. Провел 2 Всесоюзных совещания начальников органов госбезопасности, на которых были вскрыты еще имеющиеся недостатки в работе, намечены пути к их устранению… Значительно улучшился качественный состав органов госбезопасности. В настоящее время около 80 процентов сотрудников имеют высшее и среднее образование… Внимание всего руководящего состава и партийных организаций органов госбезопасности в настоящее время направлено… на привитие оперативным работникам высокой дисциплины, самоотверженности при выполнении специальных заданий, на постоянное совершенствование их чекистского мастерства, необходимого для борьбы с врагами нашей Родины». Непосредственно о деятельности «главного противника» в этом документе сообщалось: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности… Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств, наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности, развернули бешенную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого исторического документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Следует отметить, что определенные объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они, в частности, и в докладе Н. Принятое в июле того же 1956 г. Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе. Продолжим, однако, цитирование прерванной нами записки Серова в ЦК КПСС: «Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско — националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия». В данной записке также указывалось, что для укрепления разведывательных подразделений КГБ в них было направлено более 800 человек, окончивших ведущие вузы страны, в том числе институт международных отношений, военно-дипломатическую академию и другие. Что способствовало достижению некоторых результатов «… по добыванию качественной информации, что позволило Комитету госбезопасности своевременно информировать Центральный Комитет и Советское правительство о некоторых враждебных планах и намерениях глав империалистических держав по международным вопросам» [25]. В 1954 г. Высшая школа перешла на трехлетний срок подготовки сотрудников, а в ноябре того же года при ней была образована аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации. Следует также отметить, что при И. Серове началась работа по формированию нового «имиджа» советских органов безопасности, повышению доверия к ним со стороны населения. Софинова; «Страницы из жизни Ф. Дзержинского» 1956. В следующем году вышли из печати «Дневник и письма» Ф. Дзержинского, двухтомник его избранных произведений. В 1958 г. В числе важнейших событий, относящихся к периоду пребывания Серова на посту председателя КГБ, относится гибель в результате взрыва 29 октября 1955 г. Тайна гибели «Новороссийска», унесшей жизни более 600 членов его экипажа, не раскрыта и до сегодняшнего дня. Важнейшими политическими вехами руководства Серовым органами госбезопасности, бесспорно, являются начало процессов их очищения от лиц, виновных в нарушениях законности, а также реабилитации необоснованно репрессированных граждан. На этих направлениях деятельности органов КГБ мы остановимся подробнее, учитывая как то, что они до сей поры мало известны нашим сограждан, и, с другой стороны, представляют далеко не только исторический интерес. После образования 5 марта 1953 г. Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного министерства государственной безопасности, заместителями министра Л. Берии [26] были назначены С. Круглов, Б. Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г. Однако эта амнистия не затронула осужденных за «контрреволюционные преступления», т. Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н. Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг. Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30]. И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек. Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32]. Берия Л. Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г. Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола. В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов. Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства. По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания.
Радиоэлектронный щит и меч
Радиоэлектронный щит и меч / Спецслужбы / Независимая газета | 3-е главное управление преобразовывалось в 3-е управление КГБ при Совете Министров СССР. |
В августе 91-го по Москве ходили 60 тысяч вооружённых чекистов | Скончался генерал Филипп Бобков, 14 лет возглавлявший управление КГБ СССР по борьбе с идеологическими диверсиями. |
В августе 91-го по Москве ходили 60 тысяч вооружённых чекистов | В 1957 году в составе КГБ было создано Главное управление Пограничных войск. |
Охрана генсеку не указ. Часть I
Комитет госбезопасности стал союзно-республиканским органом при Совете Министров, руководить им назначили генерал-полковника Ивана Серова. Инициатива создания новой структуры приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову. Он посчитал, что структура МВД была громоздкой, из-за чего обеспечить должный уровень агентурно-оперативной работы было невозможно. В структуру нового ведомства вошли 10 управлений, главные из которых занимались разведкой за границей, контрразведкой и шифровально-дешифровальной деятельностью.
В 1959 году окончил восточный факультет Московского государственного института международных отношений и как специалист по Индии был направлен на работу в Генеральное консульство СССР в Калькутте.
С 1963 года во внешней разведке. По линии разведки находился в двух долгосрочных загранкомандировках. С 1984 года — на руководящих должностях в центральном аппарате внешней разведки. С 30 сентября 1991 г.
Ученый-арабист, он работал корреспондентом газеты «Правда» на Ближнем Востоке. Стал первым разведчиком, который занял пост министра иностранных дел 1996-1998 , а затем пост премьер-министра России 1998-1999. С 10 января 1996 г. С 1967 г.
С 1992 г. В 2004-2009 гг. С 20 мая 2000 г. Во внешней разведке с 1975 г.
Работал в Германии, в 1998—2000 гг. С 2007 г. В настоящее время Службу внешней разведки России возглавляет Михаил Фрадков 1950 г. С 1973 г.
В 1990-х гг. В 2004—2007 гг. Пять выдающихся сотрудников советской внешней разведки. Рудольф Абель настоящее имя — Уильям Фишер Родился 11 июля 1903 г.
Ньюкасл-апон-Тайн Великобритания в семье русских политэмигрантов, отец Генрих Фишер был обрусевшим немцем. В 1919-1921 гг. Уильям обучался в Лондонском университете, в 1921 г. Работал переводчиком, чертежником.
В 1924 г. В 1925 г. В 1927 г. В 1931-1934 гг.
В 1935-1939 гг. Впоследствии работал инженером во Всесоюзной торговой палате, на авиазаводе. В 1941 г. В 1942-1944 г.
В 1945-1948 гг. В 1948 г. В 1949-1950 гг. В 1950 г.
В 1957 г. Чтобы известить Центр об аресте, выдал себя за покойного товарища — Рудольфа Абеля. С 1962 г. Скончался в Москве 15 ноября 1971 г.
Арнольд Дейч Стефан Ланг Родился 21 мая 1904 г. С 1922 г. В июле 1928 г. В 1928 г.
Затем два года работал в московском аппарате ОМС Коминтерна. В январе 1933 г. Успешно выполнял спецзадания в Бельгии, Голландии, Австрии и Германии. В 1934 г.
Из подчинения Комитета выведены Пограничные войска, которые стали самостоятельной структурой. Система государственной безопасности была добита. После ликвидации общесоюзного КГБ Бакатин возглавил созданную на его основе Межреспубликанскую службу безопасности МСБ , был ее председателем с 6 ноября 1991 года. Официально он был освобожден с поста главы МСБ 15 января 1992 года. В 1992 году он выпустил книгу с громким названием «Избавление от КГБ». Но со временем Вадим Викторович стал оценивать свою деятельность в 1991 году значительно скромнее, сваливая всё на вышестоящее начальство.
В частности, отмечал, что Ельцин продавливал вариант полной ликвидации КГБ, увольнения всех сотрудников и набора новых кадров в совершенно новую структуру. А его вариант реорганизации КГБ «был вариантом реформ, а не разрушения». То есть КГБ разгромили, «реформировали» и «оптимизировали», но основу сохранили, хоть и в разных спецслужбах. Далее Бакатин работал в различных околополитических и бизнес-структурах. Умер 31 июля 2022 года. Сдача советских секретов Бакатин оказал огромную услугу Америке, в декабре 1991 года передав послу США в СССР Джеймсу Коллинзу в качестве жеста доброй воли Москвы схемы прослушки нового комплекса зданий американского посольства в столице.
Бакатин никогда не оправдывался, когда его обвиняли в предательстве за передачу секретов американцам.
В соответствии с ним перед внешней разведкой ставились следующие основные задачи: усилить разведывательную работу против США и Англии как главных агрессивных государств; своевременно выявлять агрессивные планы США и НАТО, других враждебных СССР стран, направленные на подготовку и развязывание новой войны; добывать достоверную, главным образом документальную, разведывательную информацию о внешнеполитических планах и практических мероприятиях США и Англии, противоречиях между ними и другими капиталистическими странами; освещать внутриполитическое и экономическое положение ведущих капиталистических стран, их торговую и экономическую политику, деятельность международных организаций и планов США и Англии по использованию этих организаций против СССР и других стран Варшавского договора. В области научно-технической разведки ставились задачи добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники. По линии внешней контрразведки ставилась задача агентурного проникновения в разведывательные, контрразведывательные и полицейские органы стран НАТО, предупреждать и парализовывать их подрывную деятельность против СССР[417]. Если объективно оценивать результаты деятельности по каждому из указанных направлений, то максимальных результатов удалось достичь только в сфере научно-технической разведки. В сфере политической разведки об этом будет подробно рассказано ниже в США и странах Западной Европы результаты были скромными. Большинство агентов — мелкие чиновники и журналисты.
Гений-тихоня. Как начальник ЦРУ стал лучшим агентом внешней разведки КГБ
Никита Хрущев. Когда Панушкин стал высокопоставленным чиновником в аппарате ЦК Коммунистической партии, окончательную роль в руководстве партии взял на себя генерал Александр Сахаровский, его первый заместитель, еще один профессиональный шпион, временно исполнявший обязанности его руководителя в течение года. В общей сложности Сахаровский останется 16 лет во главе Пе-Ге-У. Став более могущественным под руководством Юрия Андропова , бывшего высокопоставленного партийного чиновника, назначившего его президентом в 1968 году, КГБ радикально изменил свой статус. Идея Крючкова проста: неопытный в кремлевских интригах и недостаточный рост, чтобы затмить человека, который был лишь тенью Андропова, нового шпионского босса КГБ, был бы у него на ногах и всем был обязан своему благодетелю. В любом случае, дни бывшего Советского Союза уже сочтены, а вместе с ним и КГБ и его политический шпионаж, как считается в то время.
После переворота в Москве в Август 1991 г. С Декабрь 1991 г.
В результате американцы раскрыли несколько советских агентов и расшифровали ряд кодов советской военной разведки. Между тем противоборство крипторазведчиков продолжалось, и, как всегда, с переменным успехом. В конце 1970-х гг. Сопоставление копий с соответствующими зашифрованными вариантами позволило нашим криптоаналитикам пробить такую брешь в системе обеспечения безопасности связи американского посольства, что залатать ее можно было только с помощью полной замены посольских шифровальных машин. Выдал Барнетта в июне 1979 г. В январе 1983 г. Кроме того, известно, что в середине 1980-х гг.
Но за этим последовало два провала. В мае 1985 г. А в апреле 1996 г. В результате был наложен арест на его квартиру стоимостью 1,3 млн. В сентябре 1997 г. Монастырецкого освободили из-под стражи, но следствие продолжалось, а вот какой ущерб секретности российской шифрсвязи был при этом непомерном обогащении нанесен, не сообщалось. Укрепляя законодательную основу деятельности российских шифровальщиков, президент России издал ряд правовых актов, регламентирующих эту сферу обеспечения общенациональной безопасности. Так, 24 сентября 1992 г. В 1994 г.
В декабре 1998 г. Последний, однако, долго он на посту не задержался: его сменил бывший заместитель гендиректора агентства Владимир Матюхин. Именно ГУИР лучше всех в стране работает с открытыми источниками. Кроме перечисленных структурных подразделений, в составе ФАПСИ есть Криптографическая служба, занимающаяся внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы. Наиболее важная информация докладывается лично президенту России. Существует в составе ФАПСИ и Служба собственной безопасности, которая обеспечивает охрану сотрудников и помещений агентства. Известно, что сегодня штат ФАПСИ насчитывает несколько десятков тысяч человек, среди которых около 70 генералов. Дело в том, что еще в 1996 г.
Кроме того, агентство создало при своих региональных центрах особые подразделения, работающие как вычислительные комплексы. Они занимаются всей центральной, региональной и зарубежной прессой, статистической и оперативной информацией из регионов, анализируя социально-экономическую обстановку на местах. Колоссальный информационный поток надо как-то обрабатывать. Дабы не изобретать велосипед, большинство спецслужб пользуется социологическими методиками.
Конечно, КГБ неизлечимо болен, как болен весь организм тоталитарного режима. Тому примеров немало. Вот лишь короткие выдержки из материалов спецпроверки и писем сотрудников Ростовского областного управления КГБ вышестоящему начальству в Москве. УКГБ иностранец похитил секретные документы, в том числе шифротелеграммы... УКГБ, отдыхавший на юге с особо опасным преступником-убийцей... Сотрудник отдела Васильцов выдал объекту оперразработки мафиози — Е. Начальник отдела правительственной связи УКГБ Кравченко продал по спекулятивным ценам более тонны бензина и других горючесмазочных материалов. Деньги, как пояснил, требовались для встреч комиссий из центрального аппарата КГБ... О том, что доносительство давно стало нормальной формой взаимоотношений между сотрудниками КГБ, что там, так же как и в миру, подношения начальству было обычным делом кстати, Крючков, по слухам, подобных подарков не брал и систему подношений пытался подавить , — об этом и говорить не приходится. Слава Богу, не в замкнутом мире жили и живут. Так что КГБ болен — тут нет вопроса. Кроме одного: известно, что раковые больные могут жить годами, если сердце качает кровь. А Комитет — это сердце системы, и, разнося токсины, истерически хватаясь за жизнь, — не убьет ли он всех нас?.. Но не следует забывать и другого. То, что "нежные" и "бархатные революции" в Восточной Европе безумно напугали чекистов. Кстати, о бывших соцстранах. Известно, что все начальники управлений этих "подразделений" обязаны были пройти стажировку в Высшей школе КГБ. Немало оперсотрудников вышли из тех же стен, закончив обычные пяти- или трехлетние курсы. Не открою Америки, если скажу, что "перестройки" и там не обошлись без Комитета. Ибо понятно, что устойчивость военно-экономического Варшавского блока требовала более или менее ровной политической ситуации во всех соцстранах. Именно в Берлине, в районе Карлсхорст располагался европейский центр КГБ, откуда, согласно годовому отчету ведомства по охране конституции ФРГ, 350 офицеров и многочисленный вспомогательный персонал руководили советской разведывательной сетью в Западной Европе. Электронные архивы госбезопасности ГДР за два дня до штурма здания штази разгоряченной толпой были удачно переправлены в Союз. Сотрудники берлинского центра вместе со специально прибывшими из Москвы специалистами из Оперативно-технического управления КГБ СССР могут отнести эту удачную операцию на свой счет. Что касается бывших соцстран... В декабре 1990 года чехословацкие газеты обнародовали сенсационный документ — текст секретного договора между КГБ СССР и министерством внутренних дел ЧСФР в него входит управление безопасности , заключенный сроком на 5 лет. В марте 1991 года появилось сообщение, что этот договор в одностороннем порядке был расторгнут чехословацкой стороной. Важно: развитие событий в Восточной Европе убедило чекистов, что они неспособны контролировать лавину, именуемую тягой народа к нормальной жизни и хотя бы минимальной личной свободе. Но самое главное: на примере Чехословакии и ГДР они поняли, что при смене режима а не косметическом ремонте его, как мечталось интеллектуалам от КГБ им места нет. Новой, действительно демократической власти они могут оказаться не нужны вовсе. Таким образом, КГБ терял не только свою власть — обыкновенные, рядовые чекисты теряли личный, персональный кусок хлеба с маслом. И именно это превращало их борьбу с демократами в борьбу за выживание. Потому переворот, возвращение страны в тоталитарное русло, им был необходим. И не поддержать его они не могли. Материалы Государственной комиссии по расследованию деятельности КГБ во время путча этот мой скептицизм подтвердили. Расследование показало: 19 августа, в первый день переворота лишь единицы среди чекистов выступили против ГКЧП, абсолютное большинство — либо участвовало в перевороте, либо выжидало. Что касается спецназа "А-7", то приказа взять штурмом здание российского правительства боевики просто-напросто не получали. Не было такого приказа. Случилось другое. В переворот не вступил второй эшелон власти — теневые кабинеты КГБ, ВПК, армии, партийная и советская номенклатура на местах. Другими словами — переворот не поддержал тот важнейший передаточный механизм, та, образно говоря, "шестеренка", которая в тоталитарном государстве соединяет верхушку с ее "руками" и "ногами" — силовыми структурами. Без этой "шестеренки" приказы перестают быть приказами, их просто саботируют. Но уже к исходу дня понял: у "восьмерки" ничего не получится. А поняв это — он начал свою игру, в которой члены ГКЧП были не только не нужны — мешали. Повторю: в принципе гекачеписты все рассчитали правильно. Не додумались они до другого — самолюбие не позволило: в ГКЧП вошли люди, во-первых, из прежней властной когорты — уже по одному этому им не поверили. Во-вторых — до крайности лично непопулярные в стране. В третьих что, может быть, самое главное — непопулярные в своих собственных ведомствах. Премьер Павлов скомпрометировал себя в глазах населения тем, что поднял цены на товары первой необходимости и провел бессмысленную кампанию по обмену 50-рублевых денежных билетов. При этом пострадали прежде всего неимущие. В возглавляемом им Совете Министров над Премьером почти открыто смеялись. Вице-президент Янаев давно имел репутацию клоуна, пристяжного при Горбачеве. Трясущиеся с похмелья руки вице-президента на пресс-конференции 19 августа стали анекдотом года. Главный колхозник страны Стародубцев потерял вес среди активного крестьянства благодаря своей борьбе с новыми фермерами и выступлениями против передачи земли в частную собственность. Маршала Язова тысячи российских матерей обвиняли в том, что он посылает на смерть их детей в Закавказье. Не говоря уже о том, что "старик" безумно раздражал и мешал молодой поросли генералов. Тизяков и Бакланов для рядовых сограждан были "темными лошадками". Но важнее, что против Тизякова выступал Научно-промышленный союз Аркадия Вольского, а против Бакланова — целый ряд влиятельных людей из ВПК, которые "объелись бессмысленными указаниями Бакланова еще в то время, когда тот был председателем военно-промышленной комиссии Совета Министров, а потом секретарем ЦК КПСС, ведавшим вопросами обороны. Пуго сменил на посту министра внутренних дел пользовавшегося известностью Вадима Бакатина. Коррумпированность милиции была притчей во языцех повсеместно в стране. Не говоря уже о том, что Пуго был латыш, в ментальности обывателя — инородец, чужак. Наконец, Крючков как выходец из партаппарата имел сильную клановую оппозицию профессионалов в КГБ. Хотя его уму, собранности, умению организовать работу многие отдавали должное. Однако смещения Крючкова с поста Председателя КГБ его же коллеги добивались давно и лишь поддержка или — зависимость? Горбачева позволила Крючкову сохранить кресло летом 1991 года. Короче, окажись, не дай, конечно, Бог, во главе путчистов фигура фигуры менее известная и, уж во всяком случае, не так скомпрометированная, августовские события могли повернуться совсем по-другому. И совсем по-другому — не сомневаюсь — повел бы себя и второй эшелон власти. Но произошло то, что произошло. А теперь факты.
В 1955 году штатная численность органов была дополнительно сокращена на 7678 единиц, и 7800 офицеров переведено на положение рабочих и служащих [3]. Управление охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения 2-го Главного управления объединялось с 7-м управлением КГБ в единое 7-е управление охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения при Совете Министров СССР. Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях. Сокращение многочисленных структурных нагромождений сделало аппарат Комитета госбезопасности более оперативным и способным для успешной борьбы с врагами советского государства [3].
Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности
С этого момента спасение Империи и ее обломка, РФ, перестало быть целью для тайной андроповской структуры. Более того, контролируемый «сверху» распад СССР и демонтаж основных институтов стали питательной основой для закачки ресурсов в сеть. Кризис и последующая катастрофа скрыли от общества масштабы и эффективность этой работы, позволили провести ее незаметно, предотвратили возможное организованное сопротивление уводу из общества и народного хозяйства огромных финансов и инвестиционных ресурсов… Еще один вопрос мучает нас: какова была первоначальная идеология андроповской сети, и что с ней стало с течением времени? Ради чего была осуществлена одна из крупнейших в истории операций по переброске крупномасштабных государственных средств сначала за рубеж, а потом и в избранные центры «олигархов» — финансово-промышленной власти внутри страны? От ответа на этот вопрос зависит многое — и наше ближайшее будущее, и перспективы конкретных политиков, и очертания тех сил, которые выйдут на политическую сцену России в ближайшие годы. Входил ли генерал Калугин в эту андроповскую «сеть»?
Олег Калугин в 1973-1979 годах был начальником управления внешней контрразведки ПГУ КГБ, а после 1979 года — главным куратором над Чубайсом и его «экономическим кружком». Такие вот совпадения. Сначала главным кукловодом Чубайса фактически был Калугин, а затем — бывший подчинённый Калугина. Из книги О. Калугина «Прощай, Лубянка!
Он принял меня на следующий день. В длительной дружеской беседе…». Учитывая, что Ф. Бобков, являясь начальником 5-го Управления, был одним из фактических создателей диссидентского движения в СССР, его приятельские отношения с О. Калугиным наводят на размышления вспомним поход Калугина в сауну с неким диссидентом.
Похоже на то, что андроповская «тайная сеть» состояла в основном из сотрудников ПГУ внешней разведки и 5-го Управления — именно эти структуры в КГБ и стали движущими силами в подготовке «перестройки». Евстафьева в тот период. Вряд ли востоковеда назначили начальником разведки просто так, ни с того ни с сего. В разведку посторонних не берут. В 1956-1970 годах Евгений Максимович Примаков официально работал журналистом, сначала в Гостелерадио, затем в газете «Правда», и очень много ездил по странам Ближнего Востока.
Олег Калугин в 1960-1964 годах работал в США под видом журналиста — корреспондента Московского радио. Другой известный разведчик, генерал-майор Юрий Георгиевич Кобаладзе, в 1977-1984 годах находился в Великобритании под видом корреспондента Гостелерадио. Будущий директор Службы внешней разведки России 1996-2000 генерал армии Вячеслав Иванович Трубников в 1971-1977 годах занимался разведывательной деятельностью в Индии и Бангладеш под видом корреспондента Агентства печати «Новости». И поэтому со временем возглавил сначала советскую, а затем и российскую разведку. А затем Б.
Ельцин, который, как будет подробнее рассказано в дальнейшем, сам был выдвиженцем Ю. Андропова, назначил Е. Примакова министром иностранных дел 1996-1998 , а затем и председателем Правительства России 1998-1999. Возвращаясь к Анатолию Чубайсу, надо сказать, что его образ как главного виновника «грабительской приватизации» очень сильно раздут средствами массовой информации, да и самим Ельциным — вспомните его знаменитую фразу «Во всём виноват Чубайс». Просто Анатолий Борисович по своим внешним данным напоминал классический образ плохого мальчика из российского фольклора «рыжий-рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой» , и его оказалось очень удобно представить как виноватого во всех бедах России.
А в действительности он добросовестно выполнял указания настоящих организаторов «перестройки», и помимо Аркадия Евстафьева, могли быть и другие «связные», которых с коробкой из-под ксерокса никто не задерживал, и поэтому публике они до сих пор не известны. Внутри ельцинского плана было некое неочевидное спецначинание, согласно которому главные издержки по осуществлению развала СССР и демонтажу советизма надо переложить на либерально-демократические круги. Что сначала эти круги надо дискредитировать, причем тотально, а потом на сцену должна выйти другая группа».
Сталинское ГУО представляло собой особую надгосударственную структуру, не зависящую ни от каких министерств, ведомств или служб.
В охране Сталина была такая поговорка: "Кремлевский прапорщик равен сибирскому генералу". Статус сотрудника ГУО имел огромный вес, а у многих вызывал страх. В вопросах охраны правительства ГУО было выше любых чекистов. Это было, на мой взгляд, большой ошибкой.
Возглавлял комитет Владимир Семичастный, не имевший никакого отношения ни к разведке, ни к контрразведке, ни к охране: Хрущев просто назначил на эту важнейшую должность удобного для себя человека. Кроме того, охранять жизнь главного человека в стране — это высшая государственная задача. А после перевода в КГБ начальник охраны генсека имел над собой не менее двух десятков начальников. Они могли отдать ему любой приказ — например, бросить охраняемое лицо в опасности.
Так, кстати, и произошло в 1991 году с Горбачевым, когда он был в Форосе. К начальнику его личной охраны Владимиру Медведеву прилетели руководитель "девятки" Юрий Плеханов и его заместитель Вячеслав Генералов, приказали снять охрану, а самого Медведева отправили в Москву. Чтобы избежать такого риска, когда Ельцин пришел к власти, мы решили вернуться к сталинской схеме». Антипод КГБ Что же представляла собой упомянутая Коржаковым сталинская схема организации службы безопасности руководителя государства?
По сути, СБП была универсальным оперативным инструментом президента. Ее противопоставление КГБ заключалось в прямом подчинении службы самому президенту, со всеми вытекающими из этого положения полномочиями. Если проводить исторические параллели, то СБП была задумана как аналог той самой всероссийской ЧК, только подчиненной именно руководителю государства на правах, аналогичных отдельному от Совета министров министерству. Так, СБП имела право набирать личный состав без согласования с кем бы то ни было.
Руководителя СБП мог назначать и снимать только президент России. Соответственно этому статусу перед СБП ставились и конкретные задачи. И охрана президента России была только одной из них. Когда в администрации президента представили Положение об СБП, замешательство ответственного за юридические вопросы лица не поддавалось описанию.
Со мной работали суперпрофессионалы. Я называл эту службу "сборной спецслужб России" и горжусь тем, что у меня были такие подчиненные». Компетентные, с чистыми руками, никакими взятками их нельзя было подкупить. Они шли не столько служить Ельцину, сколько работать к Коржакову, который пользовался у "афганцев" безоговорочным авторитетом.
Это было очень важно. Поэтому новая служба создавалась не как обычная охранная структура, а как антипод КГБ. Это была, по сути, спецслужба, на которую, помимо охраны главы государства, возлагалось и решение вопросов государственной безопасности. В ее задачи входили сбор и оценка информации о процессах в политике, экономике, финансовой сфере, обороне, промышленности и общественной жизни».
В структуре СБП согласно задачам, отраженным в ее основополагающем положении, были выделены и соответствующие литерные обозначенные буквами отделы. Так, был создан отдел по борьбе с коррупцией в кремлевской администрации и правительстве соответственно. Одно из подразделений этой службы получило неофициальное название «отдел интеллектуального обеспечения». По сути, это была антикризисная служба СБП.
Под руководством Бориса Ратникова она занималась мониторингом ситуации в стране и за ее пределами, сбором признаков и детальным анализом возможных угроз безопасности государства и его первых лиц. Отдельное направление работы отдела было связано с изучением и противодействием собственными силами так называемым «пси-технологиям». В связи с этим сотрудники отдела не раз подвергались резкой критике. Мы спросили Бориса Константиновича о том, как он мог бы это прокомментировать.
Да, мы применяли пси-технологии, которые были разработаны в КГБ как инструмент для мониторинга потенциальных и реальных угроз в адрес России и высших должностных лиц. Вся полученная таким способом информация перепроверялась через органы разведки и контрразведки и только после подтверждения докладывалась руководству». Высоко оценивает работу этого отдела и Александр Коржаков: «После того как они на основе своего мониторинга за полгода предсказали события октября 1993 года, у меня не было ни малейшего повода им не доверять. Информация этой службы всегда была полезной и точной».
Утечка информации В те бурные во всех смыслах времена приватизации и «развивающейся демократии» только слепому не было видно, что конфликт президента с председателем Верховного Совета назревал давно. Ну а в СБП не только знали об этом, но и в соответствии со своими «уставными задачами» старались помочь сторонам найти разумное согласие в интересах страны. Борис Ратников. Фото из личного архива «Когда Руслан Хасбулатов был председателем Верховного Совета, — говорит Борис Константинович, — я познакомился с ним поближе, так как по долгу службы занимался оперативной разработкой теневой экономики.
Он попросил меня помочь ему разобраться в этом вопросе. Он был грамотным специалистом, поэтому мне было с ним легко, и у нас установились доверительные отношения. Однажды зимой или весной 1993 года я спросил: "Руслан Имранович, почему мы с вами находим общий язык, а вы с президентом не можете его найти? Я вообще не привык к коньяку.
Могу выпить немного вина, но в таких дозах я не выдержу, мне просто плохо будет". Когда собирался близкий круг, Борис Николаевич действительно мог выпить очень много коньяка и не захмелеть, а другие "ломались", и он был на высоте. Тогда я посоветовал Хасбулатову: "Вы перед встречей положите в портфель бутылочку хорошего вина. А когда они достанут коньяк, извинитесь, сошлитесь на то, что вы восточный человек и пить крепкое спиртное не в вашей традиции, предложите им тоже вина выпить.
В общем, не надо доводить Ельцина. Давайте я вам организую с ним встречу, Вы объясните, чего хотите, и конфликт будет разрешен». Потом я поговорил с Александром Коржаковым, а он договорился с Борисом Николаевичем. Встреча состоялась, но все пошло не так.
Коржаков рассказал мне, что Хасбулатов действительно достал вино, а Ельцин, как обычно, коньяк. Ну и, как я понял, после того, как уже было изрядно выпито, Ельцину не понравилось, что Хасбулатов ему что-то возразил, и он его то ли толкнул, то ли ударил. Какой же человек с Кавказа такое стерпит? Естественно, Хасбулатов после этого написал мне записку: мол, я Вам поверил, и вот чем все закончилось.
Я сожалею, что согласился, и больше ни на какие переговоры выходить не хочу». Эту записку Борис Ратников передал Александру Коржакову. Сам Коржаков также упоминал в своей книге, что локоть президента «сделал как бы неловкое движение». Впрочем, утверждать, что этот некрасивый эпизод стал причиной трагедии октября 1993 года, было бы более чем преувеличением.
По мнению Бориса Ратникова, он стал скорее точкой невозврата. Крови можно было бы избежать и после той неудавшейся встречи. А можно было сделать по-умному — сменить ночью охрану на свою и спокойно опечатать все кабинеты. Депутаты пришли бы на работу, а их просто не пустили бы, и не надо было бы никого расстреливать.
Мы предлагали такой вариант. Но тамошним демократам нужны была акция устрашения и кровь…». По мнению Коржакова, причина того, что стрельбу не удалось предотвратить, была в другом: «Мы не просто предлагали этот вариант, а дважды пытались опечатать депутатские кабинеты, но оба раза нам помешали непредвиденные утечки информации.
Зону в 30 км чертили циркулем В те далекие годы не было отдельной союзной структуры МЧС, и что-то похожее появилось даже не после Чернобыля, а только после землетрясения в Спитаке в 1988-м, когда надо было отселять большие массы людей. До этого республики справлялись своими силами: милицией, пожарными частями, армией, гражданскими автобазами, школам и детсадами, где размещали людей; системой потребкооперации, которая их кормила. Фото: Вячеслав Цуранов Но, во-первых, Чернобыль случился на границе двух республик, когда вся первичная информация была только у Киева, а Беларусь была вынуждена ее выпрашивать у киевских, как бедные родственники, потом ликвидировать последствия вслепую, ждать команду из центра и еще успокаивать людей.
В первые дни информации об объемах аварии не было ни из Киева, ни из Чернобыля, ни из Москвы. Дирекция станции информировала лишь о пожаре на крыше, а первая официальная информация Минску от Москвы поступила лишь 3 мая. Почему так? Можно предположить, что изначально предполагали диверсию рядом строилась секретная РЛС «Дуга» для обнаружения пусков ракет , и над объектами держали информационный зонтик. Опять же, есть точка зрения, что руководство БССР боялось паники и потому скрывало аварию, но на практике людей было не выгнать из собственных подворий в зоне отселения, приходилось уговаривать лично — если угрозы не видно и не слышно, ее как бы и нет. Эвакуировали почти насильно, под предлогом «на пару дней», иначе люди вообще не ехали.
Скрывать что-то ради отсутствия паники не было особого смысла, тем более, у Минска не было никаких данных. То есть из УССР, даже при желании, не могли дать всей картины. А главным передаточным звеном была Москва, где Горбачев боялся медийных последствий и шума от западных партнеров А вдруг диверсия? А вдруг нас хотят с поссорить с американцами? В итоге БССР оказалась предоставлена сама себе почти на неделю — как могли, так ситуацию и решали. Второй важный момент — кого именно отселять.
Ягода отмечал «благодушие и самоуспокоенность» как серьёзные недостатки в работе ленинградского управления наркомата, и особенно в службе охраны. Тем не менее преобразования произошли не сразу после рокового выстрела в Смольном. Долгое время не менялись ни структура Оперативного отдела, ни численность его сотрудников. Возглавил 1 отдел комиссар государственной безопасности 2 ранга Карл Викторович Паукер. В апреле 1937 года вместо К. Но ненадолго: уже 14 июня Владимир Михайлович был с снят с должности, а спустя три недели, 8 июля, покончил жизнь самоубийством застрелился. В кратком некрологе газеты «Грозненский рабочий» об обстоятельствах смерти тридцатидевятилетнего комиссара госбезопасности 3 ранга сообщалось иначе — что скончался он «после непродолжительной болезни от разрыва сердца». Сталина, старший майор госбезопасности Николай Сидорович Власик.
Несмотря на существенные кадровые перестановки, 1 отдел успешно выполнял все поставленные перед ним задачи. Одним из первостепенных и основополагающих принципов отечественной охраны было взаимодействие между спецслужбами и силовыми ведомствами. Так, в ноябре 1940 года группа личной охраны 1 отдела совместно с представителями контрразведки и разведки успешно обеспечила безопасность Председателя Совета Народных комиссаров и наркома иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова во время его визита в Берлин. Это была первая зарубежная поездка руководителя советского правительства. Проходила она в сложных условиях начавшейся Второй мировой войны, при постоянных бомбардировках английской авиацией столицы Германии. В любой момент под авианалёт могли попасть или резиденция министра иностранных дел Третьего рейха Иоахима фон Риббентропа, или имперская канцелярия, где проходили переговоры. Накануне войны в органах внутренних дел произошла реформа, направленная на обеспечение деятельности спецслужб в условиях надвигающейся войны. Для Страны Советов боевое противостояние Третьему рейху и его союзникам становилось всё большей реальностью.
Структура 1 отдела НКГБ СССР по состоянию на конец мая 1941 года выглядела следующим образом: 1 отделение в составе 7 оперативных групп обеспечивало личную безопасность И.
Первое главное управление КГБ СССР
Первое главное управление КГБ СССР — Википедия | Первое главное управление КГБ. В 1954 году разведывательные органы вновь были выделены в отдельную службу – Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР (с 1978 г. – КГБ СССР). |
Службе внешней разведки России (СВР) более 100 лет | Русский след | Скончался генерал Филипп Бобков, 14 лет возглавлявший управление КГБ СССР по борьбе с идеологическими диверсиями. |
70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)! | Пе́рвое гла́вное управле́ние КГБ СССР — структурное подразделение Комитета государственной безопасности СССР, ответственное за внешнюю разведку. |
КГБ во власти и бизнесе // Структура КГБ СССР - Компромат.Ру / | Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитет. |
ПЕ́РВОЕ ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ МГБ – КГБ СССР
Первым главным управлением КГБ при СМ СССР (ПГУ при СМ СССР) стала внешняя разведка. Прошу освободить меня от должности начальника Первого главного управления КГБ СССР и уволить из органов госбезопасности». Этой военной частью условно именовалось Первое главное управление (ПГУ) КГБ СССР. Главное Управление Имперской Безопасности До прихода к власти НСДАП, полицейские органы Германии входили в подчинение министерств внутренних дел земель, а также местных органов управления. Первое главное управление КГБ по шпионажу Первое главное управление (внешняя разведка) государственной безопасности. Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку.
Первое генеральное управление КГБ
Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете министров СССР (с 1978 года - КГБ СССР). Прошу освободить меня от должности начальника Первого главного управления КГБ СССР и уволить из органов госбезопасности». Первым главным управлением КГБ при СМ СССР (ПГУ при СМ СССР) стала внешняя разведка. У Путина, с руководителем ПГУ КГБ СССР генерал-лейтенантом Шебаршиным, "не сложились" ещё в 1990-м. По возвращению из Дрездена, Владимира Владировича Путина, находящегося тогда в штате Первого Главного Управлении КГБ СССР.
КГБ СССР 1954–1991
Комитет государственной безопасности СССР ⋆ Спецслужбы мира | Главное управление специальных программ президента Российской Федерации встретит день чекиста по праву – как выходец из системы КГБ/ФСБ. |
КГБ / Все новости и видео по теме // | В 1 отдел 9 Управления КГБ при СМ СССР входило 24 отделения личной охраны и 25 отделение (резервное), которое занималось обеспечением безопасности на эпизодических мероприятиях. |
Первое главное управление кгб ссср | Заместитель начальника Управления "3" КГБ СССР, генерал майор Добровольский Г.В. Являясь руководителем указанной выше группы непосредственно руководил мероприятиями по задержанию Уражцева, Гдляна, Комчатова и Проселкова. |
Охрана генсеку не указ. Часть I | зам. председателя КГБ и куратора 5-го управления КГБ - оказалась вакантной. |
Службе внешней разведки России (СВР) более 100 лет | Русский след | Первым главным управлением КГБ при СМ СССР (ПГУ при СМ СССР) стала внешняя разведка. |
КГБ – Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР (1954-1978)
При главных командованиях направлений, группе советских войск в Германии и Западной группе войск существовали управления особых отделов КГБ СССР. Резиденция Первого главного управления КГБ была эквивалентом станции Центрального разведывательного управления США (ЦРУ). Самостоятельным ведомством стало Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка – СВР). — заместитель Председателя КГБ, начальник Первого Главного управления КГБ Владимир Крючков (1988-1991 гг.). внешней разведки (подробнее).