Новости пергамент бумага береста

хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Ранжирование носителей по рассматриваемому параметру выстраивает их в следующей последовательности: каменная стела, глиняная табличка, пергамент, экран, бумага/картон, папирус, береста, восковая табличка.

«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»

История создания ручки / Хабр Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.
История бумаги на Руси. - От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском.
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета.
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена Современные носители информации: бумага; дискета; диск; кассета.
Задание МЭШ Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром.

ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА

А на Руси он появился в конце X века. Пергамент называли по способу изготовления «кожей» или «телятиной». Делали этот материал из шкур ягнят, телят и козлят. Для создания одной небольшой книги приходилось забить стадо в 100-150 голов. Даже один лист изготавливали очень долго. Шкуры сначала очищали, затем замачивали в растворе извести, сушили, обрабатывали специальными составами на основе муки, молока и мела и только потом делили на листы. Писали на пергаменте перьями, которые макали в чернила. Их, как правило, делали из сажи или так называемых чернильных орешков — личинок насекомых орехотворок. Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета.

Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей. Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров.

Эту ситуацию можно сравнить с отсутствием кассовой ленты в торговых сетях», — цитирует эксперта издание «Деловой Петербург». Крафт-бумага, небелёная целлюлоза и борщевик: производитель ищет выход из кризиса Если на вопрос: «Кто виноват? Однако, стоит признать, что не для всех: некоторые отечественные производители выход из ситуации нашли. И пока изобретательные люди в социальных сетях делятся способами создания собственной крафт-бумаги из различных цветущих и не очень растений и старой макулатуры, лесопереработчики начинают сами изготавливать необходимые им химикаты. Например, Архангельский ЦБК, столкнувшись с прекращением поставок белящего реагента, переориентировал производство и начал изготавливать небелёную целлюлозу и небелёную крафт-бумагу. Специалисты комбината разработали альтернативный способ производства двуокиси хлора. Это позволило им исключить из технологии сернистый ангидрид.

Единственным нюансом в данном случае стал процесс переориентации на других поставщиков реагентов: китайских, турецких и индийских, — который должен занять некоторое время. Также нельзя сказать, что в России совершенно отсутствуют производители необходимых реагентов. Хлорат натрия, используемый ЦБК в качестве отбеливателя для целлюлозы, не является сложным химикатом: его производят из обычной поваренной соли. И в нашей стране производители данного реагента есть — тот же ЗАО «Илимхимпром», расположенный в Братске. Однако количество, в котором российские предприятия его производят, попросту не удовлетворяет потребности отрасли. Ушедшая с российского рынка финская Kemira освободила широкую нишу не только для отечественных производителей химсырья, но и для компаний из Азии. Не секрет, что сегодня в сотрудничестве с российскими компаниями крайне заинтересованы в Китае. В Поднебесной хлорат натрия тоже производят, как и в Индии с Турцией. Главная задача сегодня — наладить поставки из этих стран.

Однако промышленный эксперт Леонид Хазанов подчеркнул, что переориентация на китайских поставщиков может сказаться на цене итогового продукта — офисной бумаги: «Особенно много их [поставщиков] в Китае. Там их количество в разы превышает число производителей в Европе, однако вопрос заключается в следующем: по каким ценам? Цены они могут поднять, соответственно, в этих условиях офисная бумага подорожает. Тотального дефицита бумаги пока не ожидаю, потому что в России её производят много.

Берестяные листы, процарапанные Онфимом, хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. А вот другая грамота. Предлагаем одному из учеников прочесть её текст: «Невежа писа, не дума каза, а хто се цита... Читаем в переводе на современный русский язык: «Невежа написал, не думая, показал, а кто это читает...

Дополним, что эта запись вначале поставила в тупик учёных-исследователей: оказалось, что буквы обоих строк надо читать не подряд, а по вертикали! Далее укажем, что в новгородских берестяных грамотах заключена самая разнообразная информация, которая позволяет учёным лучше и полнее представить повседневную жизнь новгородцев. На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы: О чём писали новгородцы? Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов? Содержание листов с отрывками Фрагмент 1 «От Фёдора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда».

Фрагмент 2 «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж». Фрагмент 3 «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве». Фрагмент 4 «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл».

Фрагмент 5 «От Жилы к Чудину. Дай отдай рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведётся принять, ляжет на тебя». Фрагмент 6 «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения. Да прикажи привезти мне... В ходе совместного обсуждения прочитанного делаем выводы: В средневековом Новгороде письма на бересте были привычным средством общения; люди писали о поимке беглых холопов, просили вернуть долги, объяснялись в любви, просили переслать забытые и нужные вещи.

Новгородцы постоянно писали и читали письма, что свидетельствует о широком распространении грамотности. В грамотах содержится множество бытовых подробностей, которые не могли быть включены в официальные документы. Это позволяет лучше узнать о быте разных слоёв населения Новгорода. В завершении учебного занятия отмечаем, что на сегодняшний день известно около тысячи берестяных грамот. Берестяные грамоты — ценнейший источник по истории и культуре Древней и Удельной Руси. До нас дошли буквально крохи великого наследия — войны, пожары и время унесли сотни и тысячи берестяных грамот. Рекомендуемая литература Балязин В.

Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы. Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными.

Дефицит офисной бумаги: где искать виноватых?

  • Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
  • Древнерусские берестяные грамоты. Досье
  • Арабский халифат и его распад
  • Вам будет интересно
  • Информация
  • Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге | Лесной комплекс

О книжном «строении»

На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Состаренный лист бумаги. 25. Фактура бересты. хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.

Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги

Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу. По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI—XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX—X веках. Открытие берестяных грамот Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много правда, довольно поздних документов и даже целых книг в основном старообрядческих , написанных на расслоенной бересте. Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

После этого полученный лист папируса использовался для написания текста.

Папирус обладает хорошей прочностью и гибкостью, что позволяло создавать большие свитки с накопленным текстом. Однако папирус хрупкий и неустойчивый к внешним воздействиям, поэтому со временем многие папирусные рукописи были уничтожены. Пергамент — это материал, получаемый из обработанной кожи животных, обычно овечьей или телячьей. Пергамент был популярен в средние века и раннее новое время. Чтобы получить пергамент, кожа снималась с животного и тщательно очищалась от шерсти и жира. Затем она обрабатывалась раствором известкового молока, чтобы стать гибкой и гладкой. После этого кожа сушилась и натягивалась на раму. Пергамент отличался от папируса своей прочностью и долговечностью, а также возможностью повторного использования путем смывания старого текста и написания нового.

Пергамент, однако, был более дорогим и сложным для производства по сравнению с папирусом, поэтому его использовали преимущественно для создания рукописных копий дорогих и важных текстов. Береста — это материал, получаемый из коры березы, древесного растения. Береста была широко используема в Русском княжестве и других славянских странах до появления бумаги. Для получения бересты кора березы снималась с дерева и прессовалась под прессом. Затем полученные листы бересты просушивались и достигали необходимой прочности. Береста была гибкой, прочной и долговечной, а также отлично сохраняла написанный текст.

Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье.

Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур. Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко. Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки особые наросты на дубовых листьях. Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь. Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные. Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве.

Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев. Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла. Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож — название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям. Приход металлических перьев на смену птичьим Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию. Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям.

Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге.

Датировка[ править править код ] Главным способом датирования берестяных грамот является стратиграфическое датирование на основании археологического слоя, из которого извлечена грамота , в котором важную роль играет дендрохронология в Новгороде с большим количеством часто ремонтировавшихся деревянных мостовых датировка точнее, чем в других городах — обычно в пределах 30—40 лет. Некоторое количество берестяных грамот может быть датировано благодаря упоминанию в них известных по летописям исторических лиц или событий например, в ряде грамот выступают представители шести поколений знаменитого новгородского рода бояр Мишиничей — посадники Варфоломей, Лука, Онцифор Лукинич , Юрий Онцифорович и другие. Данный способ обычно употребляется вместе со стратиграфическим датированием и независимо подкрепляет его. В последнее время, с накоплением фонда берестяных грамот, появилась возможность комплексного параметрического датирования грамот на основе целого ряда внестратиграфических признаков — прежде всего палеографии , а также лингвистических признаков и этикетных формул, имеющих хронологическое значение. Данный метод, разработанный А. Зализняком , успешно применяется для грамот, не имеющих вообще или достаточно узкой стратиграфической даты. Содержание грамот[ править править код ] Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер взыскание долгов, торговля, бытовые указания. К этой категории тесно примыкают долговые списки которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» и коллективные челобитные крестьян феодалу XIV — XV века.

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания , расписки, купчие , судебные протоколы и т. Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения , литературные и фольклорные произведения заговоры , школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству , записи учебного характера азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули. Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима. Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима середина XIII века , автора нескольких берестяных грамот Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, лапидарны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем». Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения. Грамоты как исторический источник[ править править код ] Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. Черепнину и В.

Специфика источников[ править править код ] Берестяные грамоты являются одновременно вещественными археологическими и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями. Политическая и социальная история[ править править код ] Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода ср. Янина , выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи таков известный нам благодаря работам А. Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права , о развитии судебной бюрократии и делопроизводства эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки. Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которых не бывает в официальных документах. История повседневности[ править править код ] Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций особенно в переписке высокопоставленных чиновников уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного.

Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы «приказы» , вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. Новгородские берестяные грамоты показывают, что женщина могла заключать договоры, выступать поручителем, выступать в судах по финансовым вопросам, заниматься каким-либо прибыльным делом, например ремеслом или ростовщической деятельностью [54].

Остались вопросы?

Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозная бумага. хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.). Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.

Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста.

Например, принято решение построить на Троицком раскопе большой Центр имени Валентина Лаврентьевича Янина — строительство вот-вот начнется, все бумаги подписаны, поэтому огромный участок нужно полностью пройти за два сезона. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой. От бересты до бумаги в России. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси.

Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве

При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. На заостренном конце делалась продольная щель, при тупом конце было несколько параллельных щелей. Писали также крупным птичьим пером с косо обрезанным кончиком его ствола эта часть пера так и называется — очин , на кончике которого тоже делался продольный разрез. Или тонкой полой тростинкой, очиненной с одного конца таким же образом. В отличие от чисто механического принципа царапающего стержня, перо работало по другим физическим законам — законам капиллярной гидродинамики, где движущей силой является поверхностное натяжение на границе раздела двух фаз. Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном». Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась.

Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку.

Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник.

А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я недостойная» [7]. Имеются берестяные грамоты с записями заговоров и других фольклорных текстов, которые позволяют судить о древности памятников фольклора [57]. Диалектизмы[ править править код ] Большинство берестяных документов с территории Новгородской республики из Новгорода, Старой Руссы и Торжка написано на древненовгородском диалекте , отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка на различных уровнях: в фонетике , морфологии , отчасти также лексике. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова имеющий ряд собственных фонетических особенностей. Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык церковнославянский, наддиалектный древнерусский. В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо реже с незначительным влиянием книжной нормы. Прочие грамоты из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы, Вологды также несут информацию о древнем говоре данных регионов, однако из-за небольшого количества материала лингвистическая ценность их пока меньше, чем у новгородских грамот. Орфография и история алфавита[ править править код ] Азбука, датируемая 1025 — 1050 гг. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах. Берестяные грамоты являются важным источником при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита. Абецедарии из берестяных грамот отражают различные этапы формирования состава кириллицы, причём они не прямо соответствуют репертуару букв, фактически использовавшихся в текстах той же эпохи [60]. Грамотность писцов[ править править код ] В силу специфики орфографии и диалектных особенностей берестяных грамот в 1950 — 1970-х годах , несмотря на то, что уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот Н. Мещерский , Р. Якобсон , В. Борковский , Л. Жуковская , исследователи берестяных грамот нередко трактовали непонятные места как произвольные ошибки малограмотных писцов или даже иностранцев против «правильного» древнерусского языка: это позволяло истолковывать спорные отрезки текста практически как угодно. Текстов, записанных действительно малограмотными людьми или небрежно с заметным числом ошибок , очень мало. Есть всего две славянские грамоты, где возможно предположить, что они написаны нерусскими: в них смешиваются глухие и звонкие согласные , что характерно для речи прибалтийско-финских народов но и тут возможен русский говор с финским субстратом. Значительная часть прежних прочтений и переводов была пересмотрена, и теперь при исследовании вновь открытых грамот непременно учитывается большое количество сведений о древненовгородском диалекте и бытовой орфографии. Расставлены современные знаки препинания и пробелы. Вместо ятя везде пишется е. Грамота не имеет признаков древненовгородского диалекта; некоторые не очень яркие характеристики могут указывать на то, что писавший мог быть уроженцем Юго-Западной Руси Берестяные грамоты — важный источник по истории русского языка; по ним точнее, чем по другим средневековым рукописям, зачастую сохранившимся только в списках, можно установить хронологию и степень распространённости того или иного языкового явления например, падения редуцированных , отвердения шипящих , эволюции категории одушевлённости , а также этимологию и время появления того или иного слова. Грамоты практически непосредственно отражают живую разговорную речь Древней Руси и не несут на себе, как правило, следов литературной «шлифовки» стиля и книжного влияния в морфологии и синтаксисе. Сопоставимого с ними в этом отношении материала среди традиционных книжных памятников древнерусского языка нет. Глускиной об отсутствии в древненовгородском диалекте вторoй палатализации , в отличие от всех других языков и диалектов славянского мира. Такое предположение имеет значение для истории древнерусского языка и всей славянской языковой семьи в целом [62].

Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в. В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т. К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов. В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их. Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название. Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович Кто и когда изобрел пергамент? Вы, наверное, знаете, что древние грамотеи для своих записей использовали различные писчие материалы. Самые известные из них — это папирус, пергамент и бумага, на которой мы пишем до сих пор. Папирус изобрели древние египтяне, бумагу — китайцы, а вот что такое пергамент? Кто и когда его изобрел? У европейцев и некоторых народов Азии пергамент оказался победителем в конкуренции с папирусом. И случилось это по многим причинам. Именно на пергаменте, а не на папирусе были написаны многие древние и средневековые книги. Пергамент и сейчас иногда используется в канцелярии Ватикана для приготовления почетных наградных документов и грамот, торжественно вручаемых известным во всем мире людям за их особые заслуги. Пергамент как тип древней бумаги — это особым образом обработанная телячья кожа — впервые был изготовлен в государстве Пергам, в Малой Азии, в III веке до нашей эры Римский ученый и писатель Плиний Старший сообщает, что изобретен пергамент был в результате острого соперничества в собирании книг между царем Египта Птолемеем Эпифаном и царем Пергама Евменом. Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, тогда единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус. Однако скорее всего изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма. Евмен, несомненно гордившийся появлением в его царстве нового типа бумаги, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры, римлянин Марк Антоний щедро подарит 200 000 пергаментных книг из своей библиотеки. Так «пергамская бумага» окончательно победила папирус. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор? Первый радиолокатор изобрел в 1904 году немецкий инженер Христиан Гюльсмейер. Свое изобретение он назвал «телемобилоскоп». Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги Новейшая книга фактов. Во время второй мировой войны американцы наладили выпуск плоских металлических бензобаков емкостью до 20 литров. Одна из узких сторон бензобака скошена, и на ней расположено сливное отверстие с пробкой. Такое местоположение горла Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел магнитотерапию? Первым предложил использовать магниты для лечения некоторых болезней великий врач и алхимик Теофраст Парацельс 1493—1541.

Смысл послания прост: Гостята пишет Василию, скорее всего брату или дяде, что муж забрал всё ее приданое, женился на другой, а ее выгнал. Поэтому женщина просит родственника приехать и заступиться за нее. Это послание XII столетия хорошо иллюстрирует существовавшую к тому моменту около века возможность супругов развестись. Гостята считает, что муж нарушил процедуру, ведь на Руси причины для развода с женой были четко определены: измена, общение с чужими людьми без ведома мужа, покушение на жизнь или имущество супруга. Интересно, что Гостята делает акцент именно на том, что супруг присвоил ее приданое, то есть отстаивает свои имущественные права. А ныне веди семо налезъ. Не налезеши ли, ни приведеши къ мъне, а язъ хоцу къ князу на тя». Поначалу специалисты не могли понять смысла послания из-за слова «продале». Оно могло означать как продажу в холопы фактически в рабы , так и наложение штрафа. Согласно ей, господин не имеет права продать в холопы закупа — наемного работника. Гюра, видимо, нарушил этот закон, сделав холопом сына Суботки. Та, естественно, не согласна и требует вернуть сына, а в противном случае грозит пойти к князю. Если бы обвинение подтвердилось, Гюре грозил бы большой штраф — 12 гривен. И сына Суботке пришлось бы вернуть. О выделенных, но не дошедших до получателей деньгах Еще один пример жалобы — письмо XIV века от новгородских крестьян к господам Якову и Ивану. Предмет обращения весьма прозаичен: один из феодалов год назад послал своим подопечным рубль целый слиток серебра, на минуточку , но те его так и не получили. Крестьяне, похоже, считают , что деньги утаил ключник, и просят «допросить» его: «Въспроси, осподине…» Нечто похожее произошло и у вологжанина начала XIV века Якова с братом Остафом. Яков пишет : «Послалъ с тобою емь рубле — ко Самълу рубле. Ни мне рубля, ни мне проторъвъ». Смысл сообщения таков : Яков послал какому-то Самойлу с Остафом рубль, но в итоге остался и без денег, и без чего-то еще значение слова «проторы» пока не удается однозначно установить. Интересно, что Яков не упрекает Остафа напрямую. Возможно, он уверен, что брат не мог присвоить деньги. О мошенниках с липовыми документами Из некоторых грамот можно узнать и детали криминальной жизни древнего Новгорода. Так, крестьяне из села Избоище жаловались господину, что с поддельными «рукописаниями», то есть официальными грамотами, по его владениям без его ведома ходят не то мошенники, не то нечистые на руку чиновники. С помощью липовых документов они шантажируют и грабят крестьян. Послание датируется примерно 1422—1446 годами. Летописи за 1445 год сообщают , что в Новгородской земле действительно орудовала шайка таких мошенников. А и ныхъ бе вз весте неть. А животъ взяле. Какъ, осподине, пецалуеше? Дальше автор донесения пишет, что некие остальные пропали без вести, а у убитого украли имущество «А живот взяле». В конце он спрашивает адресата о дальнейших распоряжениях. О любви Есть в грамотах и более приятные вещи. Так, из них мы узнаем любовные истории жителей Древней Руси, порою весьма захватывающие. Одной из самых выразительных берестяных грамот стало письмо новгородки, написанное возлюбленному на рубеже XI—XII веков: «…ъ тобъ тришьдъ. А въ сю недълю цьтъ до мьнь зъла имееши, оже еси къ мънъ нь приходилъ? А язъ тя есмела акы братъ собъ! Ци уже ти есмь задела сълюци? А тобе веде яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притькль… ныне кедь инодь. Въспиши жь ми про… тьбь хаблю. Ци ти буду задела своимъ бьзумьемь, аже ми ся поцьньши насмихати, а судить Богъ и моя худость». Перевести это можно так: «[Я посылала к] тебе трижды. Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался… теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про… [то, будешь со мной или нет]. Если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то суди [тебя] Бог и я недостойная». Письмо было тайным, на что указывает не только содержание, но и отсутствие места для традиционного «поклона» — указания на то, кто и кому пишет. Похоже, тайные послания были нередки в Древней Руси, а в Новгороде — уж точно. Неизвестны ни адресат, ни отправитель письма, ни причина секретности. За обрывком бересты скрывается любовная драма 900-летней давности. Женщина задета тем, что любовник не пришел на свидание. При этом из текста видно, что она знакома с книжной культурой того времени. Очевидно, она образована, принадлежит к высшему обществу, а писать и получать письма для нее — обычное дело. Источник По содержанию письма можно определить и характер отправительниц: это независимая и смелая женщина. Она боится позора, но не ищет оправданий. А используя самоуничижительный синоним местоимения «я» «моя худость» , показывает, что считает себя вправе судить своего возлюбленного первой после Бога. Скорее всего, в первой половине письма Моисей писал о том, что его собственные сердце и душа разгорелись до тела и вида какой-то женщины, и ожидал от нее взаимности. Вероятно, первая часть послания была уничтожена, чтобы не компрометировать предмет воздыханий Моисея.

Берестяные грамоты

Стебли растения срезали, очищали от внешних слоев и разрезали на узкие полоски. Затем полоски прокладывались параллельно друг другу и скреплялись, создавая длинные листы материала. Далее листы папируса смачивались водой и сжимались, чтобы образовать прочную поверхность для письма. Они также могли быть склеены вместе, чтобы создать свертывающиеся панели, известные как кодексы. Папирус был широко использован в Древнем Египте и других культурах ближнего Востока, а также в греческой и римской цивилизациях. Он использовался для письма текстов различной тематики, включая литературу, науковые записи, документы и законы. Использование папируса постепенно снижалось со временем, особенно после развития пергамента в 2-ом веке до н. Однако ориентиром использования папируса было около 13-14 веков н. История пергамента Пергамент появился в Древней Греции, именно отсюда и пошло его название.

В городе Пергам, который находился на территории нынешней Турции, был создан центр пергаментного производства. Сам процесс изготовления пергамента требовал особой техники и сложных манипуляций с животными шкурами. Пергамент делали из кожи различных животных, таких как коровы, овцы или козы. Прежде всего, кожу снимали с трупов животных, затем она переносилась в специальный раствор, содержащий известковую пасту. После этого процесса кожу глажили и высушивали, что позволяло ей стать белой и гладкой. Пергамент был очень прочным и долговечным материалом, что позволяло использовать его для создания документов, книг и манускриптов.

Действительно, сохранившиеся документы чрезвычайно важны для исторической реконструкции. Только вот в отношении подлинности многих документов Средневековья имеются серьезные сомнения. И причина в том, что материальные носители обладают ограниченной способностью хранить сведения, порой бесценные, о нашем прошлом. По историческим меркам это сравнительно небольшой промежуток времени - несколько столетий. В Москве несколько лет назад прошли юбилейные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения русского мыслителя и историка Н. Морозова, и международная конференция по проблемам цивилизации. Среди представленных докладов внимание исследователей привлекла работа Игоря Шумаха «Пергамент и бумага». Автор с позиций естествознания и истории техники аргументированно развенчал бытующие заблуждения по поводу древности многих исторических документов. Его доводы против фальсификаторов прошлого человечества сохраняют свою значимость и сегодня. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего 23-79 гг. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках. Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой - со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя с мясной стороны вырабатывали пергамент. Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины. Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело. Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, - временем после 1650 года. Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века. Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента материала для письма parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum - выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке. Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур. Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» лат. Codex Argenti , памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года. Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года. Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными железо-галловыми чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер 1604-1668 гг. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были. Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил. Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии. Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года. НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, — в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году. Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока. Во II веке до н. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса. В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих». В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги.

Но такой способ был неудобным так как свитки бересты занимали много места. Слайд 4 Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных — пергамент. Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н.

Для бумажных мануфактур даже собирали, тряпье, веревки, старые паруса и пр. В 1719 г. Коллегия Адмиралтейства опубликовала указ о продающихся сортах бумаги, в котором упоминался перечень различных сортов бумаги: от больших листов для рисования до аптечной бумаги и даже картузной для боевых зарядов. К середине XVIII века существовало 20 бумажных предприятий, которые выпускали бумагу не всегда надлежащего качества. Поэтому в 1744 году Мануфактур-коллегией была создана комиссия для проверки качества российской бумаги. Убыточные мануфактуры были закрыты, а также был произведен расчет годового объема бумаги, в котором нуждалась Россия. В 1778 г. Сенат издал указ о клеймении бумаги. Вдвое сократился импорт бумажной продукции. Существовало три вида мануфактур: государственные, купеческие, а также помещичьи, которые помещики открывали в своих имениях. В 1816 году в Петергофе открывается первая в Российской империи бумажная фабрика, на которой заработала бумагоделательная машина фирмы Фудринье, открыв тем самым эпоху машинного производства бумаги. Предприятия с ручным и машинным производством бумажной продукции продолжали сосуществовать еще до конца XIX века. В 1818 году при участии инженера Бетанкура в Петербурге создается производство по выпуску ассигнаций и государственных бумаг - Экспедиция заготовления государственных бумаг впоследствии - Гознак , которая способствовала развитию технологий производства бумаги в стране. В 1850 г. Открытие метода получения целлюлозы из древесины значительно удешевило производство бумажной продукции. С 1880-х годов появляются первые целлюлозные заводы в Петербургской и Вологодской губерниях, а также в Риге.

Пергамент береста - фотоподборка

Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23. Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24. Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма. Пергамент в качестве писчего материала был очень дорогим удовольствием. Для растущих потребностей человечества в закреплении собственных достижений требовался продукт более дешевый. Спасение пришло из Китая. Китаянки, варившие коконы шелкопряда для получения шелка, обнаружили, что на сетке, где они отжимали шелковую вату, остается тонкий слой материала, на котором после просушки можно было писать. Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой. Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26.

С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам. В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины. Трехвековая гегемония бумаги как фиксатора графических знаков, запечатлевающих речь, кончилась на рубеже XX и XXI веков. Наступила эпоха электронной бумаги, электронных книг. Сравнительный анализ носителей В 1966 году вышел доклад Хадсоновского института США , посвященный методам технологического прогнозирования, процитированный затем в советской и зарубежной литературе 29. Среди них — метод огибающих кривых. Если коротко, суть его заключается в том, что каждой стадии технического развития некого объекта рассмотрения присущ свой жизненный цикл — от зарождения до практического исчезновения, каждую стадию сменяет следующая с более высокими значениями параметров, и, экстраполируя эти смены на будущее, можно предсказать, каких значений характеристик этого объекта следует ожидать в перспективе. Кривые жизненного цикла строятся в координатах «параметр — время», а огибающая кривая описывает эти кривые, касаясь каждой из них в одной точке.

В качестве примера в докладе приводится эволюция транспортных средств, изучаемым параметром является скорость перемещения в пространстве. Появившиеся железнодорожные поезда перехватили скоростную пальму первенства, выйдя на уровень нескольких десятков километров в час. Реактивная авиация полвека тому назад осваивала сверхзвуковые скорости. Дальше в докладе Хадсоновского института идет экстраполяция, в которой фигурируют ракеты на ядерном топливе, ожидавшиеся до 2000 года, и космические корабли на термоядерном топливе, которые должны появиться ближе к середине XXI века. Скорости в буквальном смысле космические. Спутники с ядерными установками на борту уже есть, до термоядерных двигателей дело пока не дошло. Огибающая кривая выходит на уровни скоростей, приближающиеся к скорости света, но без указания, даже приблизительно, сроков их достижения. Выбор изучаемого параметра представляет собой сложную задачу. В хадсоновском примере им стала скорость перемещения, измеряемая довольно просто.

Хотя было бы интересно сравнить те же транспортные средства по пассажировместимости. Древняя арба и американский космический шаттл были бы в этом случае вполне сопоставимы. Какой же параметр должен быть использован в нашем случае? Размер разового тиража Один из параметров для сравнения — число одновременно изготавливаемых копий документа, разовый тираж. Слово «одновременно» в данном случае означает «в один присест», причем «присест» по времени может быть достаточно продолжительным. Науке неизвестно наличие идентичных экземпляров записей на каменных носителях. Даже в Вавилонии была только одна колонна с законами Хаммурапи, хотя и в те времена незнание законов не освобождало от ответственности. Разовый тираж — единичный. Археологами найдено несколько десятков тысяч глиняных табличек.

Только лишь при раскопках Мари, столицы древнего государства на берегу Евфрата, уничтоженной тем же Хаммурапи, было обнаружено 23 тыс. Но, несмотря на обилие найденных глиняных записей, дубликатов среди них тоже нет. Восковые таблички предназначались в основном для сиюминутных сообщений. Обычай оставлять себе копию отправленного письма появился гораздо позже. Как следствие, разовый тираж восковой записи тоже не превышал одного экземпляра. По той же причине единичными по содержанию были и берестяные грамоты. Лишь когда от стилуса перешли к каламу и птичьим перьям, а от глины — к папирусу, пергаменту и бумаге, появилась возможность одновременно делать несколько копий одного и того же текста. Скриптории существовали при монастырях. Переход от рукописной техники к печатной впервые был осуществлен, само собой, в Китае.

Там с деревянных досок начали печатать в VI веке н. Литеры вырезались из дерева, из них собирались строки и целые страницы. После печати страница разбиралась на отдельные литеры, из которых можно было набрать новый текст 37. Те из нас, кому посчастливилось держать в руках верстатку, поймут, что десять веков в истории человечества — не так уж и много. По крайней мере, лет 15 тому назад мне довелось воочию наблюдать, как с деревянного набора печаталась концертная афиша. Тираж той афиши был 300 экземпляров. Страница из Библии Гутенберга книга Бытия : цветные инициалы и красочные иллюстрации сделаны вручную напечатано в Майнце ок. Нынешние материалы позволяют печатать миллионные разовые тиражи без смены форм 39. Тиражи изданий, содержащихся в глубинах электронных сетей, едва ли поддаются суммарному учету.

Вашингтон, США привел в действие сайт Amazon. К Рождеству 1995 года стало ясно, что за первый же год компания Amazon продала книг на миллион долларов. К концу 1999 года стоимость компании достигла 7,3 млрд долл.

Между тем, бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось. В 1670 г.

Далее просвещенные европейцы еще улучшили наработки своих коллег и привели бумагу практически к современному виду и качеству. Так в 1789 г. А уже в 1798 г. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины.

Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности. Несмотря на прогрессивные изменения в производстве бумаги, в основе работы современных бумагоделательных машин лежит все тот же технологический принцип получения бумажного листа из волокнистой массы, смешанной с водой, который родился в Древнем Китае. В следующем докладе специалисты Центра планируют рассказать о не менее интересной истории знакомства Московской Руси с бумагой и развития российского бумажного производства.

Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей.

В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским.

Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей.

Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы.

Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1. Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям.

Ереван, 1941. Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Вопросы истории и теории христианского искусства.

Дионисий Фурноаграфиот. Порфирия, епископа Чигиринского. Виннера и Н. Карскiй Е. Очеркъ славянской кирилловской палеографiи. Варшава, 1901. Клепиков С. Исследования и материалы.

Лихачевъ Н.

Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента. Папирус пергамент Манускрипт.

Пергамент береста

Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. ручная работа, handmade.

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий