На севере Швейцарии феминистки устроили шествие в преддверии Международного женского дня.
Нужно ли отменять 8 Марта в России
Весна - 8 марта 2020 - Новости Екатеринбурга - Международный женский день считали преимущественно коммунистическим праздником. Ситуация изменилась в 1967 году, когда традицию выходить на митинги 8 марта переняли представительницы второй волны феминизма. История возникновения 8 Марта: как из протестов против неравенства появился Международный женский день, почему он стал праздником и как его отмечают во всем мире сегодня. Международный женский день в СНГ принято отмечать широко и, как считают, феминистки, совершенно неправильно. В обществе принято воспринимать 8 марта «женским днём», а 23 февраля — мужским (хотя, его отмечают 19 ноября).
Уральская феминистка о 8 Марта: «Этот день связан с борьбой и равенством»
Международный женский день за рубежом. День солидарности женщин в борьбе за равные права ежегодно отмечается 8 марта в ряде стран. В 1975 году праздник получил признание ООН и стал Международным женским днем. Инфоурок › Новости › События ›8 марта: как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права превратился в Праздник весны и красоты. Снова вернуться к теме феминизма и его правового статуса в России заставили события последних лет и даже дней, прокомментировал новую-старую инициативу Олег Матвейчев. Далее в этой же версии говорится, что в 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. 8 марта давно превратился в день цветов и подарков, но мало кто помнит подлинную историю происхождения этого дня. В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта.
8 Марта: феминизм и коммунизм
Депутат Матвейчев усомнился в запрете 8 Марта при признании феминизма экстремизмом. Знаменитая феминистка Клара Цеткин, считающаяся главным «автором» Международного женского дня, предполагала, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. 8 Марта был учрежден как день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию. Катя: «8 марта в Новосибирске мы провели пикет, посвящённый Международному дню солидарности женщин в борьбе за свои права.
«Цветы клумбам, права — женщинам»: митинг феминисток прошел в Алматы
8 марта — Международный женский день, день солидарности женщин в борьбе за свои права, появившийся в ХХ веке. Праздник 8 Марта существует с начала 20 века, но сегодня первоначальный свой посыл Международного женского дня в глазах многих утерял. В обществе принято воспринимать 8 марта «женским днём», а 23 февраля — мужским (хотя, его отмечают 19 ноября).
8 Марта – праздник феминисток?
Информация о проведении пикета появилась за несколько дней до назначенной даты в одной из социальных сетей в паблике «Феминизм+Красноярск». 8 Марта утратило свой смысл для феминизма ровно в тот момент, когда его официально утвердили в ООН (1975 год). 8 Марта отмечается Международный женский день, он проводится при поддержке Организации Объединённых Наций. Менее известны подлинные обстоятельства и побудительные причины, которые заставили этих двух уважаемых женщин заняться организацией празднования дня 8 марта. Международный женский день под лозунгом инвестиций КАРТ-БЛАНШ.
У истоков радикального феминизма, или подлинная история праздника 8 марта
Так социалистическое общество постепенно вынуло из требования женской эмансипации его опасное ядро, предотвратив возведение распущенности и разврата уже в его новой форме в новый социальный стандарт. Политический праздник за освобождение женщины от рабства семье и мужчине превратился в «мамин день» и просто в «женский день», когда мужчины как раз проявляют галантность к женщинам не потому, что они разновидность мужчин, а потому, что они женщины, причём слабые и нуждающиеся в мужской защите. Самодостаточная сильная женщина считается неудачницей по судьбе и вызывает сочувствие, что отражено даже в массовой культуре «Сильная женщина плачет у окна» — Алла Пугачёва. Воплотившись в жизнь, любой тезис переходит в свою противоположность. Наступает стадия отрицания отрицания. Однако сдвинувшиеся влево бывшие правые либералы радикально левые либералы — абсурд, ставший реальностью в наше время подхватили тезис эмансипации и приспособили его для своих либеральных нужд. Освобождение женщины превратилось в проповедь освобождения не от социальной роли, а от пола. Гендерный феминизм как радикальное требование подавления в себе своей собственной женской сущности, вновь обрушил женщину в рабство — теперь уже в рабство диктатуры агрессивных лесбиянок. И новое зло оказалось хуже старого.
Проблема освобождения — вечная проблема человечества, ставящая перед ним глубочайшие вопросы бытия. От чего освобождаться и до каких пределов? И не получается ли так, что то, что сочтено рабством, связано тесными узами с тем, что является базовой ценностью человека? Ведь потребность в любви — главное качество человека, а любовь и есть самоотвержение себя ради того, кого человек любит, вплоть до отвержения своей жизни. Тема жертвы делает любовь понятием сакральным.
Считаем, что нужны гораздо более жёсткие законы и в отношении сексуальных преступлений. В будущем феминистки надеются добиться равноправия и открыть кризисный центр без упора на сохранение детей в сложной ситуации Источник: Илья Бархатов Феминистки выступают против проституции, но за «шведскую модель» в доработанном виде.
Суть в следующем — нужно наказывать за торговлю телом не женщину, а клиента и сутенёра. В Челябинске много спа-салонов, которые по факту являются легальными борделями. Мы писали об этом практически в каждом дворе, но при этом всем как будто наплевать. Куда смотрят правоохранительные органы, я не знаю. Мы пытаемся привлечь внимание к этому. С мнением участниц движения много кто не согласен. Челябинцы срывают листовки феминисток, жгут их и присылают фото- и видеоотчёты об этом.
А мы к этому не стремимся, поэтому их очень раздражает наша деятельность. Активные на митингах женщины-борцы за свободу в жизни предпочитают оставаться в тени, не афишируя свою деятельность Источник: Илья Бархатов Трудности и неодобрение общества женщин не пугают. Они продолжают взращивать в обществе активную гражданскую позицию. В будущем хотят снять фильм о жертвах домашнего насилия, развить движение в других регионах и привлечь к существующим проблемам внимание мужской половины населения.
Мне кажется, такая позиция достаточно странная для девушек, которые борются за свои права. Я всячески поддерживаю борьбу женщин с дискриминацией, действительно существует такая проблема, женщины должны отстаивать свои права, с этим никто не спорит, и я это поддерживаю. Но тот метод, который они выбрали, через угнетение — мы не будем пускать мужчин в наше заведение, по половому признаку отсечем аудиторию — мне кажется странным. В комментариях многие писали, что стоит написать заявление на девушку, которая брызнула в лицо баллончиком. Мы этого делать не будем, мы не держим зла на них. Если наше присутствие там кого-то оскорбило, мы хотим извиниться. Мы никого не хотели оскорбить, мы никого не хотели смутить. Присутствие было исключительно позитивным, мы только хотели поздравить девушек с 8 Марта, что нам и удалось. Ответ активистов «Сети» говорит лишь о том, что мужчины не понимают слова «нет» и по-прежнему неуважительно относятся к женщинам и их личному пространству, заявила Business FM одна из создательниц феминистского кафе «Симона» Леда Гарина: — Я к этому отношусь как к тому, когда мужчина демонстрирует свое мнение по отношению к тому, когда женщина говорит «нет». Все случаи изнасилований, например, начинаются с того, что мужчина говорит: «Я хочу».
Норма — понятие большинства. Праздник подразумевает выполнение определенных ритуалов, задает паттерны поведения и настроение. Это привычка. Из дня протеста стал днем женственности Если взять точку зрения феминизма, то это важная дата в развитии женского движения и борьбы, которую мейнстрим превратил в букет тюльпанов. Элитарный праздник для «своих» с определенной идентичностью превратился в массовую традицию. Пластмассовый мир победил, и это, конечно, мешает фем-движениям проявлять свой голос и просвещать людей на критические для общества темы. Мешает в том смысле, что 8 Марта из дня протеста превратился в день женственности, а женственность в системе ценностей консервативного общества нашего большинства подразумевает неравенство по отношению к мужчине. Это самый прибыльный день для продавцов чисто женских удовольствий. Вообще, само понятие «праздник» может доставлять удовольствие только в том случае, если не задумываться о его происхождении. Если копаться глубже, вооружившись призмой скептицизма, то дни рождения и Новые года приближают нас к смерти, в мае мы празднуем победу одного политика над другим, в феврале поощряем насилие и милитаризм, а в марте упражняемся в лицемерии и подхалимстве. Кроме того, любой праздник — вовсе не общественное достояние. С развитием рынка любой праздник превратился в событие, которое вынуждает нас потратить больше денег, чем обычно. На практике крайне тяжело сознательно выйти за рамки многолетних традиций я, к примеру, до сих пор не могу перестать смотреться в зеркало, если что-то забыл дома. Сражаться за убеждения легче, чем по ним жить, поэтому даже самая ярая феминистка в хороводе массового веселья может на долю секунды выключить рациональность и улыбнуться комплименту от случайного прохожего.
Феминистки против 8 Марта. Никаких цветов и подарков!
Женщины, которые считают, что всё ещё продолжается, процветает неравенство, выходят на мирные марши с плакатами, говорящими о том, что им не нравится. Женщины и мужчины дарят друг другу подарки, в частности, женщинам дарят подарки, которые ни к чему не обязывают, которые не означают, что сегодня, если я подарил или подарила тебе подарок, у нас будет секс, или подарок, который означает, что сегодня я подарил тебе подарок, а все остальные 364 дня ты будешь продолжать мыть полы и обслуживать меня эмоционально, физически — как угодно, и так далее. Некоторые исторические праздники, освещающие какие-то важные исторические события, то есть день памяти, день траура, День Победы, мы празднуем для того, чтобы помнить. И так же 8 Марта важно праздновать, чтобы помнить женщин, погибших на митингах, маршах. Суфражисток били, сажали в тюрьмы, убивали. Важно помнить, что это наша история, всемирная история, к которой мы тоже причастны. Мы должны помнить, чтобы понимать, насколько важными были действия тех женщин, насколько сильно они повлияли на нашу историю, и, возможно, наши слова, наши статьи, мирные марши, которые проходили в прошлом, тоже войдут в историю, и для будущих поколений это будет важно. Возможно, действия будущих поколений будут важны для последующих, и чтобы не забывать, как было, чтобы не повторилась кровавая история с насилием, убийствами, нужно продолжать помнить и отмечать этот день хотя бы как-то. Вместо того чтобы напоминать друг другу о важности равноправия, мы превратили этот день в театрализованный фарс вокруг женщин. Ну, мол, пусть они сегодня поиграются, почувствуют себя настоящим человеком. А завтра — снова за посуду, грязное бельё, терпеть побои, изнасилования и так далее.
Почему значение праздника нивелировали? Думаю, потому, что мы живём в патриархальном обществе, которое со скрипом относилось ещё к суфражисткам. В моём понимании, это день, когда признают права женщин, но акцент смещается в ту сторону, что она функция, а не человек, что она должна нас радовать своим видом, цвести и пахнуть. Это такие отступные: мы вам подарим один день, посвящённый вашим правам, но мы его нивелируем своим отношением к ценностям равноправия. Правильно было бы отмечать, как и большинство дней памяти: как День Победы, например. Поэтому этот день должен продолжать борьбу, так как гендерное неравенство — это всё ещё актуальная тема, и необходимо укреплять позиции женщин в патриархальных обществах. Должны быть демонстрации, марши, первыми лицами страны должны проводиться отчёты о работе, проделанной в сфере борьбы с гендерным неравноправием. Это должен быть полноценный день гражданской активности в контексте гендерного неравенства Патриархальная система подавляет и мужчин, и женщин, вынуждает женщину быть объектом, а мужчину быть хищником и агрессором, не иметь права на эмоции и слабость. В отношении профеминистов есть стереотипы из категории "подкаблучник", "полумужчина": дескать, не вышло быть альфа-самцом, поэтому ищет себе подружек. Это глупо.
Потому что любой взрослый мужчина, который считает, что у его жены, подруги, сестры, дочери должны быть равные права, они не должны подвергаться психологическому, экономическому, сексуальному насилию, может считать себя профеминистом. Потому что он против патриархального давления на женщину. Как это по факту реализуется? Ну, сложновато, конечно. У нас пока, в принципе, мало информации и понимания того, почему патриархальная система плохая. У нас мало понимания, что такое феминизм. Мужчин пугают радикальным феминизмом: мол, будут страшные последствия. Хотя многие радикально-феминистические движения как раз-таки сосредоточены на радикальной борьбе с патриархальной системой и ни в коем случае не призывают кому-нибудь что-то отрезать и так далее. Конечно же, к слову "женский" у нас тут же автоматически пристёгивается женская гендерная социализация. Пожелания весны и женственности были всегда, но меня всегда смущал тот факт, что меня принуждают быть кем-то только исходя из моего пола, а не исходя из моих способностей, стремлений и желаний.
Меня всегда раздражало, когда я делала что-то по дому, что я делать не люблю, а кто-нибудь, умиляясь, глядя на меня, говорил "хозяюшка". Я не хозяюшка, я могу много больше, чем быть уборщицей. Извращённое понимание праздника 8 Марта меня всегда смущало, а когда я окончательно осознала масштаб проблемы и системы, которая превращает день борьбы за женские права в праздник весны и женственности, я была возмущена. В этот день культивируют образ женщины как функции, говорят: продолжайте быть украшением офиса и обслуживать нас. Женщинам дали права без той продолжительной борьбы, которая происходила на Западе, где женщины добивались права получать образование, боролись за право иметь собственность и голосовать. В некоторых европейских странах это случилось только в 60-х годах. В Канаде женщин вообще признавали людьми через суд, и это длилось годами. На Западе женщины этого сознательно и долго добивались. А на территории СССР права женщинам дались значительно проще. В конце 19 — начале 20 века были движения за женские права, но это длилось достаточно недолго и не успело закрепиться в ментальности.
Потом мы получили права, но так как не было продолжительной борьбы и своей партии, женщины просто получили двойную-тройную нагрузку. Они были обязаны не только рожать, воспитывать, наводить порядок дома, но и работать, кормить семью. Нельзя было выбрать — дом или карьера, — всё было принудительно, была статья за тунеядство.
Сотрудников полиции заинтересовал ее огромный розовый круг, на котором вместо плаката было написано «Люби себя! Спасай себя!
RU Алена рассказала, что это форма выражения заботы о себе: «Хочется, чтобы женщины помнили, что в первую очередь нужно думать о своем комфорте». Полицейские фотографировали плакаты. Некоторые из них попросили убрать. RU Через полчаса после начала митинга на площадь приехал велосипедист. Он сказал, что в плакатах активисток читается ненависть к мужчинам.
Во многом именно поэтому левые женские течения вступили в конфронтацию с православной и католической церковью, хотя и не были сплошь атеистическими. Клара Цеткин В 1910 в этой истории возникла женщина, с именем которой нередко и связывают историю праздника. В Копенгагене состоялась Международная конференция работающих женщин. Клара Цеткин была одним из лидеров социал-демократической партии Германии. Она предложила ежегодно отмечать во всех странах день борьбы за права женщин. В качестве даты такой международной акции утвердили 19 марта.
Громче всего в этот день женщины заявили о себе в Германии. Дата 8 марта появилась несколько позже и не стала общепринятой. Международный женский день в России В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин. Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта.
Разумеется, по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы согласованно — 8 марта. В том числе и в России. Предвоенная весна 1914 года стала, пожалуй, высшей точкой в европейской истории праздника. Читайте также — Поздравления с 8 марта 2017: стихи, смс Требования женщин 23 февраля 1917 года по новому стилю — как раз 8 марта! Это был один из важных актов Февральской революции.
Чего только не требовали женщины в тот день. И возвращения мужей с фронта, и прекращения надоевшей войны, и уравнение в правах с мужчинами и, конечно, хлеба. Главный лозунг этого действительно массового шествия был — «Хлеба и мира! В стране шли забастовки невиданного масштаба, органы власти пребывали в лихорадке — и гражданские, и военные.
И дальше идет интересный набор вещей: женщину уводят подальше от семьи, от деторождения, подальше от традиционных ценностей», — сказал депутат.
Автор идеи о признании феминизма экстремизмом считает, что борьба не с конкретными нарушениями, а в целом за те или иные привилегии за женщин — уже не отстаивание прав, а «форматирование мозга под определенные политические задачи». Что имеется в виду под правами: если мы считаем, что женщина — это человек, а я такого придерживаюсь тоже мнения, то чем тогда конкретно отличаются права женщины от права человека? Олег Матвейчевдепутат Госдумы «Советский союз был первой страной в мире, которая дала женщинам избирательное право и массу других прав, которых не было в так называемых буржуазных странах, есть страны, которые до 1970-х годов дискриминировали женщин. Но у нас все эти права есть, эти все права остаются, за что еще дальше бороться, что еще требовать? Олег Матвейчев 4 апреля в эфире телеканала «Россия 1» сообщил , что подготовил законопроект о признании феминизма экстремистской идеологией.
Поводом для этого стало убийство военного корреспондента Владлена Татарского.
8 марта и болезнь феминизма
В большом зале Калашниковской хлебной биржи было оглашено заявление работниц о необходимости предоставить женщинам политические и социальные права. Женская манифестация на улицах Петрограда 23 февраля 8 марта 1917 года. Фото: Википедия Отмечать день, посвященный женщинам, именно 8 марта 23 февраля по старому стилю было решено после митингов, проведенных в 1914 году в Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландах, Швейцарии, России, Штатах и других странах. Считается, что именно 8 марта в 1857 и 1908 годах в США состоялись крупные забастовки работниц текстильных фабрик, несогласных с невыносимыми условиями своей жизни и готовых бороться за свои права. Сейчас Международный женский день — выходной во многих странах бывшего Советского Союза, кроме Латвии, Литвы и Эстонии. Также в этот день отдыхают в Монголии, Вьетнаме и на Кубе.
Как отмечать 8 Марта, по мнению феминисток? Ходить на санкционированные митинги в поддержку женщин 8 Марта — это день солидарности трудящихся женщин, а не повод получить букет тюльпанов. Разве это нормально? Но до сих пор ни о каком равенстве речи идти не может. Выступать против насилия Феминистки активно выступают против насилия над женщинами, харассмента, против запрета абортов и вывода их из ОМС. Мы по сей день живём в таком абсолютно патриархальном дискурсе.
В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Подразумевалось, что в этот день женщины смогут обратить внимание общественности на свои проблемы посредством митингов и шествий. История гласит, что данный праздник изначально назывался «Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права», а дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой, возможно, на самом деле никогда не было. Точнее, была, но бастовали вовсе не текстильщицы. Кто же это был, расскажем чуть позже. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы Клара Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Эсфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эсфирь убедила его не только не убивать евреев, а наоборот — уничтожить всех их врагов, включая самих персов.
Однако одной историей авторы не ограничились. С точки зрения феминизма в книге рассмотрены одежда, работа по дому, карьера, слово «поэт», право плакать, необходимость драться и многое другое. Но при переводе текст дополнили информацией, актуальной для тех, кто живет в России, и частично заменили шведские реалии на российские. Сасса Бурегрен, Элин Линделл.
Феминистки Тюмени - о 8 Марта
На них любая желающая может представить свою поэзию, прозу, песни и комедийные монологи. Также Екатерина организует женские стендап-вечера в Томске и работает над грантовым проектом, посвящённом популяризации женщин-учёных из регионов. Что не так с 8 марта? Алёна Я могу понять женщин, которые ждут и празднуют 8 марта.
Для многих работающих женщин, а тем более мам, это единственный день в году, когда с них снимут домашние обязанности и дадут просто отдохнуть. Или наконец поблагодарят за службу цветами и конфетами. Я поздравляю своих маму и бабушку, дарю им подарки, потому что я люблю их радовать, для них 8 марта — это праздник и отдых, переубеждать их и приходить в гости с плакатом я не вижу смысла.
Но если выйти за пределы своего благополучного семейного пузыря, я вижу, что 8 марта — это подачка. В 2018 году в России от рук родственников и партнеров погибли 5 тысяч женщин по данным МВД России — в 10 раз меньше — прим ред. А сколько еще женщин живут в ситуации насилия без ресурсов, чтобы уйти?
Принято молчать и терпеть. Екатерина Мне жутко не нравится вся риторика вокруг 8-го марта. Праздник из памятной для движения за права женщин даты превратился в день весны и нежности.
Однако каждый человек свободен: если кому-то нравится получать цветы и комплименты в этот день — почему бы и нет? Хотелось бы только избавится от вот этих обязательных клише, когда, например, начальник выходит в офис и начинает говорить о том, чтобы мы чаще улыбались. У меня был случай на работе, когда я помогала начальнице делать открытки на 23 февраля и 8 марта.
И для мужчин, и для женщин наше руководство требовало делать что-то резко гендерно окрашенное, отвергая все чуть более сложные идеи. Как бы мне хотелось, чтобы он праздновался… Да как угодно, но хотелось бы, чтобы в этот день больше подсвечивали именно проблемы женщин, особенно — домашнее насилие. Как можно защитить женщин?
Об этом напоминает издательство «Белая ворона» , подготовив своим читателям подарок к Международному женскому дню — книгу «Что мы празднуем 8 марта». На сайте указано, что книга рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, но даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — интересна она будет не только детям и подросткам, но и всем, кто неравнодушен к истории феминизма. Однако одной историей авторы не ограничились. С точки зрения феминизма в книге рассмотрены одежда, работа по дому, карьера, слово «поэт», право плакать, необходимость драться и многое другое.
Все проекты — псу под хвост. По той же причине работодатели зачастую платят женщине меньше, чем мужчине: чтобы выгоднее покрыть декрет, если такой риск возникнет. Сегодняшний феминизм — всего лишь субкультура, адепты которой борются за насилие над языком в виде феминитивов и пытаются сражаться с «мужским угнетением». Сегодняшний феминизм — это новая модная тенденция, говорящая нам, что подмышки и ноги можно не брить, а вместо прокладок использовать менструальные чаши. Сегодняшний феминизм замалчивает главную проблему, он обходит ее стороной, делая огромную услугу всем тем, кто продолжает следовать порочной капиталистической логике. Он не решает вопрос женщины в системе капитализма, потому как ее права постоянно нарушаются, она кажется неполноценным субъектом и намного чаще мужчин стоит перед выбором: семья или карьера? И именно ответ на вопрос о роли в капиталистической, рыночной системе сделает женщину более свободной, сильной и независимой. Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции.
Оставалось только определиться с датой этого события. По счастью, у родственников Розы Люксембург были хорошие связи с хасидами Хабад Любавич, известными толкователями Торы, и через них удалось переправить запрос к самому Шолом-Дов-Беру Шнеерсону. Ответ пришел далеко не сразу и был очень объемным, так как содержал огромное количество ссылок на Тору, Агаду, Шулхан Арух ха-Рав, цитаты из Рамбама, раби Моше Гринвальда и прочих мудрых ребе. К сожалению, документ этот был утрачен во время Второй мировой войны, от него осталось только упоминание вышеперечисленных авторитетов. Известно, что он насчитывал 352 страницы убористого почерка и был написан на идиш. На основании внимательного изучения огромного количества материалов хасидские раввины пришли к выводу, что праздновать следует не день выхода Адама и Евы из рая, а тот день, когда Ева проявила решительность и самостоятельность, сорвав плод с древа познания Добра и Зла. Принято считать, что эту идею внушил Еве змей Быт. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?