Александр Невский 6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. Александр Невский 6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году.
Народный календарь. 28 марта. День Александра впереди; дома сиди, в лес не ходи
Именины Александра в 2024 году: когда празднуют, какого числа отмечается | День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. |
День святого благоверного князя Александра Невского – Музей Фелицына | Когда отмечают именины Александра в 2024 году. Ниже представлены все даты празднования именин для Александра на весь 2024 год по месяцам и дням согласно церковному календарю. |
Имя Александр: значение и характеристика
Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. В Свято-Владимирском соборе в Херсонесе, на втором этаже, расположен придел в честь святого благоверного князя Владимира. Почти все, что пришел в этот день на богослужение, причастились Святых Христовых Таин. Краткое житие святого благоверного великого князя Александра Невского, чудотворца, в иноках Алексия. Родился он 30 мая 1220 года в г. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.
От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари.
В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю». Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань.
Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй в святом Крещении Филипп видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов.
В 325 году его избрали Цареградским архиепископом. Александр на протяжении 20 лет в неспокойные времена еретика Ария руководил архиепархией. За это время обратил в христианство многих людей.
Народный календарь В старину готовили кашу из ячменя на молоке, которую называли свытной или сытной — отсюда и пошло название праздника. Сытным этот день также назвали потому, что было принято накрывать богатые сытные столы, приглашать гостей, подавать хлеб, приготовленный из нового урожая. При этом по поверьям нельзя здороваться с первым гостем, который пришёл в дом.
Примечательно, что наряду с независимостью мужчинам с этим именем нравится забота, доброта. Однако, стоит понимать, что этот человек честен от природы. Не потерпит мужчина никакого обмана от окружающих или же фальши. Отметим, что женщины любят Александров, а они, в свою же очередь, любят женщин. Но вот, если кто-то захотел завоевать сердце Александра, то сделать это будет непросто. Кого же хочет видеть рядом с собой такой мужчина? Расскажем подробнее. Александру нужна самодостаточная женщина, она также должна быть целеустремленной. Что же касается семьи, то Александр должен быть главным. В таком случае его женщина сможет заполучить преданного мужа, а впоследствии также и заботливого отца для детей.
По традиции в этот день на Руси справляли обильные застолья. Данная пора издревле знаменовалась сбором овса, который и являлся основным «компонентом» блюд данного дня. Хозяйки повсеместно готовили сытную и скоромную ячменную кашу, пекли пироги с разнообразными начинками, варили кисели. К дню Александра поспевало домашнее пиво из свежего урожая ячменя — напиток обязательно подавали к праздничной трапезе. К этой дате крестьяне на полях оставляли несколько стеблей ячменя, овса и льна, которые на Александра Сытника срезали, «завивая» в букет или небольшой венок. На него заговаривали поле на будущий щедрый урожай зерновых культур.
Имя Александр: значение и характеристика
Александров день 2025 | 6 декабря Церковь празднует день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. |
Именины Александра - день Ангела Александра | Александр Основатель — Патер Дий из древнего Рода, который жил достаточно давно. |
День святого благоверного князя Александра Невского – Музей Фелицына | Этот день посвящен памяти святого Александра Невского, одного из самых почитаемых святых в православной церкви и важной фигуры в русской истории. |
Александров день
День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа. В народном календаре эта дата носит название Александров день или Лесное ухоженье, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на Известия (18+). Два святых мученика Александра пострадали за веру в IV веке, и в этот день чтят их память, отчего и называют день Александровым. Александр Невский 6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. Именно в день памяти Александра Невского — 12 сентября 1941 года — в блокадный Ленинград прибыли первые суда с зерном и боеприпасами.
Когда и какого числа Александров день в 2025 году
Урван, оценив юный возраст пришедших, сначала пытался отговорить их от самопожертвования, но молодые мужчины настояли на своем. Их бросили в темницу, где уже были Агапий и его слуга Дионисий. После этого их обезглавили на глазах собравшейся толпы. Традиции Лесного ухоженья На Лесное ухоженье охотники и люди, которые отправлялись по грибы и ягоды, низко кланялись деревьям и извинялись за вторжение. А травники и знахари предпочитали в этот день собирать целебные растения, чтобы позже сделать из них снадобья и настойки для лечения больных и раненых. Они верили, что 28 марта молодые ростки хранят в себе самую большую силу. Также считалось, что в этот день лучше всего снимать порчу, исцелять головные боли и делать обереги. А после Лесного ухоженья люди опасались ходить в лес в одиночку, а особенно забредать далеко, так как начинался разгар волчьих «свадеб».
Известно, что в этот период звери становятся очень агрессивными и непредсказуемыми, поэтому человеку опасно находиться в чаще. Кандидат филологических наук, культуролог Татьяна Воронцова в беседе с «Лентой. Да и само слово "ухоженье", которое используется якобы в народном названии, с лингвистической точки зрения выглядит подозрительным и не встречается даже в словаре Даля — не то что в современных словарях.
За это их подвергли публичным истязаниям. Оба Александра и еще несколько христиан, которые находились в толпе, выступили вперед и во всеуслышание объявили, что также готовы пострадать за Иисуса. Всех их подвергли мукам и обезглавили. Традиции и обряды 28 марта: Главные традиции 28 марта - почтение лесу и духам, сбор лекарственных растений, снятие порчи, лечение мигреней. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особые заговоры.
В этот день принято было выказывать почтение лесу и духам, которые в нем живут. Травники, грибники и охотники, перед тем как войти в бор, просили разрешения и извинялись, что потревожили его. Травники и знахари 28 марта собирали растения для лечебных настоек и снадобий.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли. В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. Житие св. Меж двух зол. Священник Алексий Веретельников. К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского Юлия Кулакова. Небесный Покровитель.
Беда в том, что, поклявшись любить вечно, Александр спустя некоторое время с таким же пылом и верой в охватившее его чувство будет клясться другой женщине. Рожденные летом Александры особенно сильно любят детей, как своих, так и чужих. Рожденные в другое время года в отношениях с детьми более сдержанны. В 2024 году Александр отмечает именины 109 раз.
Имя Александр: значение и характеристика
День Ангела Александра по месяцам. Александр отмечает свои именины 145 раз в году. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Сегодня в России отмечают День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. В эту дату православная церковь почитает святого князя Александра Невского, который знаменит победами в битвах на Неве и Чудском озере.
Именины Александра
Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В детском возрасте Александры нередко болеют, но если подростками начинают закаляться и заниматься физическими упражнениями, тогда из них вырастают крепкие и стойкие мужчины. Народный праздник Александров день отмечается 28 марта 2023 года (дата по старому стилю – 15 марта).
Народный календарь. 28 марта. День Александра впереди; дома сиди, в лес не ходи
Солнце ясное — пора поле озимое перепахивать и яровыми засевать. Когда лещина украсится пушистыми сережками, тогда и земля больше промерзать не будет. Если утром напротив Солнца стоит туман — непременно дождь пойдет. Какой ещё православный церковный праздник 23 апреля Мчч. Иакова, пресвитера, Азадана, диаконаи Авдикия, диакона, Персидских ок.
Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Великий князь Иоанн Иоаннович 1353-1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1363-1389 , будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.
Это пиршество становится своеобразным прощанием с летом и теплым приемом осени. Главное блюдо этого праздничного стола - вкусная каша из ячменя, приготовленная на молоке. Эту кашу называют "сытной", так как в нее добавляют мед из летнего урожая. Неотъемлемой частью традиций Дня Александра-Сытника было заготовление клюквы, одной из полезнейших ягод. Этим занимались, как правило, женщины и старики. Для знахарей этот день начинался с утра в лесу, где они собирали корешки лечебных растений. Перед сбором растений они читали "Отче наш", чтобы получить благословение от Господа.
Однако вера мученика оказалась сильнее, и он был обезглавлен. Пришедший к власти в конце III века император Диоклетиан продолжил политику гонений, жертвами которой стали еще два Александра. В один из языческих праздников состоялось массовое поклонение жителей Кесарии языческим идолам. Но из толпы выделялась группа христиан, отказавшихся принимать участие в обряде. За неповиновение они были публично подвергнуты мукам, позже им отрубили головы. Оба Александра и еще шесть человек теперь известны нам как мученики Кесарийские. Немного о традициях В старину 28 марта было известно в народе как лесничий день. Лес в то время был богатым источником пропитания: люди собирали грибы, ягоды и травы, охотились на зверей.
Не в силе Бог, а в правде! 12 сентября – день памяти святого князя Александра Невского
Например, в этот день не рекомендовалось выносить подушки и перины на солнце для просушки, так как считалось, что нечистоты могут забраться в них. Также не стоило перестилать постель и стирать постельное белье. Торговцам советовали не считать и не касаться мелочи в этот день, чтобы избежать затяжных финансовых трудностей. Играть в карты в День Александра-Сытника считалось опасным делом, так как считалось, что это может привлечь сто бед. Хозяйкам и ревнивым женам на заметку. Бережно относились к соли, не давая её взаймы, так как считалось, что с солью можно унести семейное счастье. Аккуратность также касалась предметов гигиенического ухода - в этот день не рекомендовалось мыть голову, так как это могло привести к потере волос.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Господь чудесно открыл это тогдашнему Владимирскому святителю, митрополиту Кириллу.
Как только во Владимире услышали о приближении к городу процессии с телом благоверного князя, все устремились навстречу. Плач народа покрывал все: не слышно было голоса духовенства и певчих; по словам современника, казалось, что от стонов и крика могла потрястись земля. Господь ниспослал утешение оплакивавшим кончину благоверного князя. Во время совершения погребального чина произошло чудо.
Когда эконом митрополита Кирилла Севастьян приблизился к гробу и хотел разнять руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее «прощальную грамоту» разрешительную молитву , то благоверный князь, как бы живой, сам простер свою руку, принял свиток и затем снова сложил свои руки крестообразно на груди. Князя погребли в соборной церкви Рождественского монастыря Владимира. Через 120 лет после кончины благоверного князя Александра при московском великом князе Дмитрии Ивановиче Донском в первый раз русские одержали победу над татарами на поле Куликовом. В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую жизнь, ночью в церковном притворе со слезами молился Господу об избавлении Руси от полчищ Мамая.
Какой ещё православный церковный праздник 23 апреля Мчч. Иакова, пресвитера, Азадана, диаконаи Авдикия, диакона, Персидских ок. Григория V Ангелопулоса , патриарха Константинопольского 1821. Флегонта Понгильского, пресвитера 1938 ; мч. Димитрия Вдовина 1942 Пригодится в апреле 2024 - статьи по сезону Восемь самых необходимых календарей на апрель.
Именины Александры по православному календарю: когда день ангела у Саши
По распоряжению владыки, тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными. В 1552 году, отправляясь в поход на завоевание Казанского царства, царь Иоанн Васильевич молился во Владимире перед ракой с мощами благоверного князя Александра, призывая его на помощь. Казанский поход окончился благополучно. В 1547 году, по желанию царя Иоанна Васильевича, в Москве происходил церковный собор, под председательством знаменитого митрополита всероссийского Макария, на котором установлено было всероссийское празднование русским святым, почитавшимся до того времени местно. На этом соборе был установлен и всероссийский праздник в честь благоверного князя Александра Невского, и, по распоряжению митрополита, составлена была служба на 23 ноября, на день преставления благверного князя и новое, более пространное житие. В 1724 году был установлен и новый праздник — 30 августа, по случаю перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. На берегах Невы спустя около 500 лет после кончины святого Александра императором Петром I были одержаны блестящие победы над старым врагом России — шведами. Здесь в 1703 году было положено начало новой столице Русского государства, а в 1717 году и новой русской святыне — Александро-Невской Лавре. Император Петр I желал, чтобы из Владимира перенесены были в Санкт-Петербург мощи благоверного князя, и как только Россия почувствовала себя прочно в новозавоеванном крае, было сделано распоряжение о перенесении мощей.
Филицаты Римской 17 февраля — почитание памяти праведников муч. Александра Покровского и муч. Александра Соколова 19 февраля — церковь почитает праведника муч. Александра Телемакова 20 февраля — почитание памяти праведника муч. Александра Талызина 21 февраля — почитание памяти праведника муч. Александра Абиссова Именины Александра в марте: 6 марта церковь чтит память муч. Александра Вислянского 8 марта церковь чтит память прп. Александра Константинопольского 10 марта почитается память муч. Александра Виноградова 14 марта почитается память муч. Александра Ильенкова 17 марта почитается память муч. Александра Лихарева 22 марта церковь чтит память муч. Александра Севастийского 25 марта церковь чтит память муч. Александра Державина 26 марта почитается день памяти муч. Александра Пиднсого 28 марта в эту дату церковь празднует два дня таких Святых: Александра Сидского Памфилийского и Александра Египетского , Кесарийского 29 марта почитается день памяти муч. Александра I Римского 30 марта почитается день памяти муч. День Ангела Александра 9 апреля почитается день памяти прп. Александра Вочского 23 апреля почитается день памяти муч. Александра Африканского 27 апреля почитается день памяти муч. Александра Орлова 28 апреля церковь чтит память муч. Александра Гневушева 30 апреля церковь чтит память прп. Александра Свирского Именины Александра в мае: 3 мая церковь чтит память прп. Александра Ошевенского 4 мая церковь чтит память прп. Александра Синайского 24 мая церковь чтит память прп. Александра Петровского 26 мая церковь чтит память Святых мучеников: Александра Римского, Александра Заозерского, Александра Тивериадского 27 мая церковь чтит память муч. Александра 29 мая церковь чтит память муч. Александра Иерусалимского Именины Александра в июне: 1 июня день иконопочитания таких Святых мучеников: Александра Саульского, Александра Ерошова 2 июня день иконопочитания муч.
Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.
С 1724 года святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. А в 1922 году ее передали в Эрмитаж. Останки князя поначалу отправили в Москву, и когда в 1930-е годы образовался Музей истории религии и атеизма, туда попали и мощи. Фотография вывоза из Александро-Невской лавры изъятых церковных ценностей в 1922 году позволяет увидеть малую раку Наконец в 1989 году они были переданы обратно в Александро-Невскую лавру. Также часть мощей мизинец находится в Успенском соборе города Владимира. В дореволюционной России 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского. Впервые орден был пожалован Екатериной I в день бракосочетания дочери Петра 21 мая 1725 г. Значение ордена повысилось, когда в день Св. Александра Невского, 30 августа 1725 г. Кавалером ордена была и императрица Екатерина II. Александра Невского жаловался исключительно по императорскому соизволению, как знак высочайшей милости. Этой наградой очень гордился Александр Васильевич Суворов. Как и Александр Невский, А. Суворов малой силой разбил превосходящего противника, литовского гетмана, и положил конец восстанию в Литве. Понравилась статья?
12 сентября День Александра
12 сентября — это день, когда мы вспоминаем преподобного Александра Свирского, основателя и игумена Александро-Свирского монастыря. Традиции и поверья праздника Александра Сытника, отмечаемого в народе 12 сентября 2023 года В народном месяцеслове день 12 сентября (30 августа по старому стилю) обозначен, как праздник Александра Сытника, или же Александров день. Даты именин Александра, даты дня Ангела. День Александра – это праздник, который отмечается ежегодно в России 30 августа. Протоиерей Андрей ЕФАНОВ. День Александра Невского в 2022 году отмечается 6 декабря. День памяти святого благоверного князя Александра Невского по православному им немного истории.
Новости и события Российского исторического общества
Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. 28 марта все Саши, Сашеньки, Александры будут отмечать свои именины. В детском возрасте Александры нередко болеют, но если подростками начинают закаляться и заниматься физическими упражнениями, тогда из них вырастают крепкие и стойкие мужчины. 12 сентября отмечают Александров день.