Во время Великого поста нужно молиться чем чаще, чем лучше.
Врач призвала не путать Великий Пост с диетой: семь недель — слишком долго
Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его".
Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол.
Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом!
Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать.
Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою.
Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни.
Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать.
И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру.
В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен.
Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина.
Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь.
Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь.
Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет.
Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите.
Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно.
Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением.
Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте.
He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть.
Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить.
Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели.
Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения".
Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит.
Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь».
Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде".
И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса.
Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом. Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею.
Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».
Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста.
Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св.
Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением. Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто.
Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания.
Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас! Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека.
Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.
При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста. Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "...
Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется. Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно.
А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь.
Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то.
Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение.
Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором.
Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала. Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь".
Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние. Так учили, например, Оптинские старцы.
Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение.
Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными. Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни...
Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "... Как матушка N.
По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти. Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет.
Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами.
Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние.
Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться.
Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей.
Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена.
Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф.
Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин.
Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть. В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен см.
При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор.
Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения.
На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник. Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления.
К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы.
Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св.
Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?
Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла.
В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою?
Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие.
Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св.
Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
В период сухоядения можно есть все растительные продукты, не подвергшиеся термической обработке: овощи, фрукты, грибы, орехи, семечки, мед. Также разрешено есть хлеб, а иногда, при менее строгом следовании правилам квашеные и маринованные овощи и печеные фрукты. К такому варианту стоит особенно внимательно присмотреться тем, кто постится впервые или же имеет проблемы со здоровьем. Но что точно понятно, так это то, что в такие периоды поста не стоит употреблять алкогольные напитки. Большинство дней сухоядения приходится на первую неделю Великого поста: ограничения следует соблюдать с 19 по 22 марта.
Вторник Завтрак: рисовая каша с ягодами, хлебцы. Напиток — чай. Обед: свежие щи с капустой, луком, морковью и картофелем, соленые огурцы, хлебцы. Напиток — томатный сок. Ужин: запеченные яблоки с брусникой, сухарики, Напиток — чай с медом. Среда Завтрак: бутерброды с креветками, огурцами и дольками лимона. Напиток — кофе без молока. Обед: салат из помидоров, огурцов, зелени, зеленого лука, приправленный соком лимона и горчицей, черный хлеб. Напиток — морс из ягод. Ужин: молоко из тыквенных семечек, орехи, хлебцы. Напиток — чай с медом. Четверг Завтрак: картофельные фрикадельки, жареный сыр тофу. Обед: вареники с грибами и соевой сметаной, черный хлеб. Напиток — морковный сок. Ужин: ленивые голубцы, сухарики. Напиток — чай с лимоном. Пятница Завтрак: тосты с бананами и медом. Напиток — кофе с соевым молоком. Обед: гречка, запаренная с вечера кипятком, с добавлением пюре из авокадо и кусочков лимона. Ужин: салат из груши, руколы и орехов, заправленный клюквенным соком, сухарики.
Но это, повторюсь, — идеал. Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции... О том, как и почему постились в разных христианских странах Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей. Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие. В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи. На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост. О том, как изменился мир и отношение к посту Но в современном мире всё с тех пор изменилось.
Облегченный вариант «сухого» поста
- Слушаться доктора, а не священника
- Что такое сухоядение, описание термина, кому оно разрешено и рецепты
- Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360°
- Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
- Другие рецепты
Сухоядение в пост — что это и зачем
Чего нельзя есть мирянам во время Великого поста? Особенно полезна в строгий пост фасоль, ведь она богата белком, который в основном содержится в мясе и в рыбе, что строго запрещено употреблять во время сухоядения. Что это такое, что означает сухоядение в пост? Но до этого чем приступать к сухоядению, нужно осознать, что пост — это до этого всего смирение плоти и победа духа над ней. Дни поста, когда церковным уставом рекомендовано сухоядение — пожалуй, одни из самых трудных: растительное масло добавлять в еду нельзя, варить, жарить, запекать — тоже нельзя. время, когда мы себя к этой умеренности приучаем.
Что можно есть в пост
Для мирян считается[ источник не указан 218 дней ] дополнительным подвигом, на который рекомендуется [ источник не указан 218 дней ] получить благословение духовника. При этом сухоядение запрещено в субботы и воскресенья по 64-му правилу апостольскому. В частности, запрещение на строгий пост в субботу исходит от святителя Сильвестра [6]. Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется.
Следует питаться просто приготовленными блюдами из овощей, фруктов и злаков. В понедельник, среду и пятницу постящиеся придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена тушеная и вареная еда. В субботу и воскресенье допускается горячая еда с небольшим количеством растительного масла. Шестая неделя Великого поста 3 апреля — 9 апреля Неделя носит название Вербной и приближает светлую Пасху. В понедельник и среду придерживаемся сухоядения.
Во вторник и четверг — едим вареное и тушеное. А вот питание в пятницу, субботу и воскресенье существенно отличается.
Что можно и нельзя есть в сухоядение Мнения священнослужителей о сухоядении в пост несколько расходятся. Некоторые из них придерживаются строгой формы, во время которой можно есть хлеб, сырые, сушеные, маринованные, квашеные, соленые овощи и грибы, приготовленные без добавления масла. Также можно есть зелень, фрукты, мед, орехи, а пить воду и соки. Определенные споры существуют и по поводу того, можно или нет пить в сухоядение чай и кофе.
Конечно, продукты, которые запрещено есть во время поста, всем хорошо известны. Это все то, что содержит животные жиры: мясное, включая птицу, молочное, а также яйца. По монастырскому уставу, в некоторые дни Великого поста можно есть только блюда, которые не подвергались термической обработке, а в другие приготовленные на огне, но без масла. На самом деле не все так страшно, как кажется. Что такое сухоядение? Например, пугающее слово «сухоядение» означает вовсе не отказ от воды, как можно понять на первый взгляд. Воду пить, конечно, можно. Реклама А вот РИА «Новости» пишет, что «на Руси предписание о «сухоядении» понималось как, пусть даже сваренная, но остывшая еда». Что такое горячая пища без елея?
Великий пост — как правильно поститься?
Смысл Великого поста — и когда он проходит Что нельзя есть в Великий пост Что можно есть в Великий пост Морепродукты во время Великого поста Как подготовиться к Великому посту 18–24 марта: Торжество православия (или Федорова неделя) 25–31 марта. Рацион питания мирян во время поста зависит не только от определенных требований, но и от их возможностей. Сухоядение указывает на весьма строгую форму поста. Дни поста, когда церковным уставом рекомендовано сухоядение — пожалуй, одни из самых трудных: растительное масло добавлять в еду нельзя, варить, жарить, запекать — тоже нельзя.
10 рецептов для сухоядения
Также в салат можно добавить кунжут, перец, чеснок, зелень, соевый соус и даже сухофрукты. Многие думают, что супа готовятся только с помощью тепловой обработки, однако, существует рецепт холодного супа, который называется Гаспаччо. Для него используются томаты, которые перемалываются в сок. Затем к смеси томатов добавляют измельченные в кашу 2 огурца, пучок лука, корень сельдерея, зеленый перец, чеснок. После этого суп настаивают несколько часов и только после этого подают к столу. Также период воздержания и сухоядения не означает отказ от Десертов. Существует рецепт особенного печенья, для приготовления которого понадобятся четыре стакана орехов кешью, половина стакана смеси из сухофруктов. Все компоненты перемалывают через мясорубку, а затем скатывают в шарики. По желанию внутри печенья можно сделать углубление и вставить туда ягоды, кусочки фруктов, мед.
Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение. Принимать пищу необходимо 4—5 раз в день небольшими порциями, в идеале — каждые три часа. Понедельник: сухоядение Завтрак: бутерброды с ржаным хлебом, авокадо, помидорами и семенами кунжута. Обед: томатный суп гаспачо. Ужин: печеный картофель с квашеной капустой.
Для этого орехи любые подсушить в духовке, остудить. Растереть дольку чеснока, горсть орехов, немного соли и воды ступке до кашицеобразного состояния. Разбавить еще немного водой. Соусом полить горячий картофель. Тыква, запеченная с яблоками и медом Тыкву очистить, нарезать ломтиками. Яблоко разрезать на 4 части, удалить сердцевину. Смешать тыкву и яблоки с медом, запечь в духовке до мягкости. Молодые кабачки с чесноком Кабачки вымыть, разрезать на 4 части вдоль и каждую часть еще на 2-3 части. Несколько долек чеснока очистить, раздавить лезвием ножа, растереть с солью, подать с кабачками. Намазка из печеного чеснока и фасоли Половину стакана сухой фасоли замочить на ночь, сварить в подсоленной воде, откинуть на дуршлаг. Головку чеснока в кожуре запечь в духовке в течение получаса, очистить. Растереть теплую фасоль с чесноком. Подавать, намазав на сухари. Намазка из свежих помидоров Помидоры надрезать, опустить в кипяток на минуту, затем обдать ледяной водой и снять кожицу. Разрезать помидоры пополам, удалить сок и семена. Мякоть очень мелко порубить с чесноком и зеленью. Посолить по вкусу. Намазку подавать с черным сухим хлебом. Салат из капусты с клюквой Капусту нашинковать соломкой, перетереть с солью.
На пятницу 7 апреля выпадает Благовещение. Стол пусть будет постным, но праздничным — разрешается послабление в виде рыбы. В Лазареву субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино, а в Вербное воскресенье — рыба и вино. Седьмая неделя Великого поста 10 -15 апреля Завершающую седмицу называют Страстной. Это самая строгая в Великом посте. Первые три дня — понедельник, вторник и среда — отведены под сухоядение. Православные употребляют постную пищу без термической обработки.
Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
Великий пост самый долгий, но не самый строгий, как ошибочно думают многие. Так что значит сухоядение в пост? Всем людям, которые хотят держать Великий пост важно понимать, что дни сухоядения не предписывают какого-либо голодания или употребления сухой пищи.
Что разрешается есть в пост при сухоядении
По церковному уставу во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Сухоядение – это одна из строгих степеней поста, допускающая употребление в пищу только холодной еды растительного происхождения без масла. Что означает сухоядение и каково его предписание в пост? Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Напиток — томатный сок. Ужин: запеченные яблоки с брусникой, сухарики, Напиток — чай с медом. Среда Завтрак: бутерброды с креветками, огурцами и дольками лимона. Напиток — кофе без молока. Обед: салат из помидоров, огурцов, зелени, зеленого лука, приправленный соком лимона и горчицей, черный хлеб.
Напиток — морс из ягод. Ужин: молоко из тыквенных семечек, орехи, хлебцы. Напиток — чай с медом. Четверг Завтрак: картофельные фрикадельки, жареный сыр тофу.
Обед: вареники с грибами и соевой сметаной, черный хлеб. Напиток — морковный сок. Ужин: ленивые голубцы, сухарики. Напиток — чай с лимоном.
Пятница Завтрак: тосты с бананами и медом. Напиток — кофе с соевым молоком. Обед: гречка, запаренная с вечера кипятком, с добавлением пюре из авокадо и кусочков лимона. Ужин: салат из груши, руколы и орехов, заправленный клюквенным соком, сухарики.
Суббота Завтрак: баклажаны, фаршированные соевым сыром тофу, хлебцы с рыбной икрой, яблоко. Напиток — кофе. Обед: постный борщ с растительным маслом, тушеные кабачки с чесноком, хлеб.
Некоторые из них придерживаются строгой формы, во время которой можно есть хлеб, сырые, сушеные, маринованные, квашеные, соленые овощи и грибы, приготовленные без добавления масла. Также можно есть зелень, фрукты, мед, орехи, а пить воду и соки. Определенные споры существуют и по поводу того, можно или нет пить в сухоядение чай и кофе. Есть мнение, что заливать чай или кофе кипятком можно, а вот варить — нельзя.
Хотя особо рьяные постящиеся не пьют даже чай. Сухоядение — это сухая пища, которую не подвергали тепловой обработке. То есть сырые овощи, сырые фрукты, орехи, сухофрукты и так далее. В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. Но без растительного масла. Это строгий пост. Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется. Потому что это неделя торжества православия.
Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу. Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина. Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла. Суббота и воскресенье — всегда горячая пища с растительным маслом. Но, повторюсь, это строгий монастырский устав. Для мирян же пост менее строгий.
Сверху посыпаем обычными подсолнечными семечками и перемешиваем все это с кусочками тыквы. Затем необходимо поставить в холодильник как минимум на два часа.
Подавать на стол в холодном виде. Этот сытный и сладкий напиток готовили ещё традиционно в древней Руси. Его рецепт сохранился и до наших дней. Для его приготовления нам понадобится взять мёд, клубничное варенье и клюквенную выжимку. Поставьте кастрюлю с тремя литрами воды на огонь и после закипания положите туда стакан мёда и пол-литра клубничного варенья. Затем перемешайте и дайте закипеть. После нескольких минут кипения следует влить клюквенный сок и специи. Можно использовать корицу, имбирь или гвоздику на свой вкус.
Подавать на стол следует в горячем виде. Грушевое наслаждение. Этот лёгкий фруктовый салатик не только очень вкусный, но и полезен в нём множество полезных витаминов, которые подарят вам запас энергии и сил на целый день. Стакан изюма замечает предварительно в тёплой воде на двадцать минут. После воду слить и дать обсохнуть, положив на пергамент. Для заправки смешаем в ёмкости грейпфрутовый сок, яблочный уксус, чёрный молотый перец, сахар и соль. Затем тщательно взболтаем получившуюся смесь. Две груши почистим и порежем крупными кусочками.
В салатницу выложим листья латука и изюм. А также можно добавить орехов по вкусу. Полить нашим соусом и в конце положить нарезанные кусочки груш. Все тщательно перемешать. Медовый каприз. Этот сладкие десерты готовится быстро и легко, но при этом он очень вкусен и сытен, что особенно важно в дни строгого поста. Ржаной хлеб тонко порежем, удалив с краёв корочки. Каждый кусочек намажем мёдом, дав как следует пропитаться.
Лимон натрём на тёрке, а полученную цедру выложим на каждый кусочек хлеба. Сверху необходимо посыпать корицей, после чего можно собирать наш импровизированный торт, накладывая ломтики друг на друга. Сверху для украшения можно натереть грецких орехов. Они также придадут приятный привкус угощению. Перед употреблением необходимо дать торту настояться, поставив его в холодильник на несколько часов, после чего подавать к столу охлаждённым. Завтрак из сухофруктов. Все наверняка любят сухофрукты и одно из хороших решений на завтрак это сделать вкусную и питательную закуску из них. А также можно добавить орехи для придания ноток лесных вкусностей.
Чернослив, изюм и курагу необходимо залить тёплой водой на пятнадцать минут. Инжир, финики и орехи можно мелко натереть на тёрке или измельчить ножом. После чего вытащить сухофрукты из воды и все вместе перемешать.
Меню для среды и пятницы. Что есть в дни сухоядения Великого поста
Перед началом Великого поста я говорю своим прихожанам, что это время духовного испытания. По традиции масленичная неделя, предполагающая поедание блинов в режиме нон-стоп, перешла в режим Великого поста. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние.