Новости что значит сакральный

Сакральное в теологии означает подчиненное Бо­ гу. Сакральный смысл герба нашего Российского. происхождение: Лат. sacrum — священный. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. Значение слова «сакральный» простыми словами Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?

Возможно, слово стало плодом научных изысканий. Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии. Как утверждает автор «Философского словаря» Д. Жюлиа, новый термин к старому понятию был необходим для того, чтобы разграничить лексиконы священнослужителей и ученых, которые значительно расширили спектр оригинальных обозначений. На деле это выглядит примерно так: для отправителей культа священными являются только предметы в рамках собственной религии, тогда как для научных работников любой подобный объект, независимо от происхождения, становится сакральным. Но и в том и в другом случае «сакральный» — это не только священнодействие или предмет, имеющий отношение к божественному, но и все то, что подлежит трепетному почитанию как особо ценный идеал.

Напротив, сакраментальный относится к религиозным обрядам, которые считаются особыми, посредническими действиями или знаками, которые соединяют человека с божественным. Сакраментальные действия или обряды имеются в большинстве мировых религий и они символизируют божественную благодать или особое обличение Бога. Таким образом, сакральный фокусируется на священных объектах и символах, в то время как сакраментальный уделяет внимание ритуалам и обрядам, которые обладают религиозной значимостью и могут связывать человека с духовными силами. Вместе эти два понятия помогают дать человеку понимание о том, что всеобщее, абстрактное божественное присутствует не только в символах и обрядах религии, но и в священных предметах и других манифестациях культуры.

Но нет ничего проще, чем заглянуть в толковый словарь и развеять туман над сакральным смыслом слова «сакральность». Итак, смотрим в энциклопедический словарь: сакральный от латинского sacralis — священный , обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. В ходе истории процессу освящения, сакрализации противостоит десакрализация, секуляризация различных сторон человеческого существования. Облако тегов Иногда форма облака «говорит» больше, чем его содержание Сакральность выстраивается вокруг того, что компьютер умнее, а статистика слов не врет. И глядя на кучу слов мы понимаем, что за ними какой-то смысл, но понять смысл не можем, только догадаться. И здесь у многих просыпается нечто, что они принимают за интуицию, тем более намек в форме облака слов что-то да значит… многозначительное многоточие , получается ощущение знания без знания. Про обратную ситуацию можно прочитать здесь.

Здесь, однако, очевидно творится чудо приближения обретения смысла самого бытия личности в мире, высвечиваемое посещением мира Зоны, которым тоже невозможно манипулировать. Подобно тому, как законы природы незримы, но они управляют миром, проявляясь в упорядоченности наблюдаемых явлений, так и священное, будучи само незримо, всегда проявляется через особые шифры, знаки и символы культуры, толкующие глубинную природу бытия. Религиоведение стремится в самой общей форме дать истолкование многочисленным богословским и философским учениям о первоначале бытия и месте человека в мире. При этом религиоведческая методология должна опираться не только на понятия, в которых сами религиозные объединения описывают это бытие, но и создавать особый «метаязык» второго порядка, отстраненный от многообразных форм самой непосредственной религиозной жизни. Тем самым религиоведение всегда представляет собой определенное истолкование «эмпирической религии» с позиций определенной теоретической модели сакрального как такового.

Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?

Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов. Значение слова сакральный, что означает слово «сакральный» в словарях: Культурология. Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов.

Сакральный смысл: объясняем простыми словами

сакральный — Викисловарь имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
Сакральное Значение слова сакральный смысл. Термин «сакральный» означает.

Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?

Отзвуки сакрального отношения к телесности отчетливо слышны до сих пор. Так, людская нагота, казалось бы совершенно натуральная по своей сути, табуирована в культуре. Исторически в обнаженном виде совершались языческие и оккультные обряды, античные атлеты раздевались в гимнасии, но все эти особые ситуации были строго регламентированы. Несмотря на то, что со времен винтажных натуристов и хиппи 60-х многие общественные движения призывают «десакрализировать наготу», оказывается, что людей не так-то просто заставить поменять установки и перестать впечатляться ню. Художники и политические активисты, от Марины Абрамович до Femen, неоднократно оголялись на публике, пытаясь донести свои идеи до масс. Но пока внеконтекстное раздевание на глазах у других считается перформансом представлением, актом , это действие так и остается выходом из обыденного, за пределы нормы. На футбольных полях время от времени появляются раздетые фанаты.

Их странное хобби называется «стрикерство» и наверняка дарит бегущему перед огромной толпой и камерами голому человеку массу трансгрессивных переживаний. Это своего рода триумф антиинтимности, грубое и демонстративное нарушение правил локализованной наготы. Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета. Сакральное и другие категории Ужасное и нуминозное Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма.

Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким. Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога. Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека. У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное. В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх. А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира.

Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным. Сакральное являет себя в насилии и войне, которые также нарушают обыденное существование и буквально именуются адом. Комментируя его фронтовые воспоминания, Жорж Батай отмечает : «Это язык мистицизма. Это пристальное внимание к ужасам — не порочность и не отчаяние. Это преддверие храма». Сакральный страх выводит субъекта за границы обыденного.

Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть. Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее. Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости».

Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум. Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал , что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого». Чтобы избежать оценочных трактовок, Отто ввел для религиозного опыта категорию нуминозного.

Это прикосновение к чему-то настолько далекому от обыденного, что ни одно из «земных» ощущений не может сравниться с ним в полной мере. Нуминозное, согласно Отто, сочетает в себе моменты ужасающего tremendum , всемогущего majestas , «энергийного» то есть того, что позволяет говорить о Боге как о мировой воле — «совершенно иного» mysterium. Постигнуть такую силу невозможно, потому что она находится вне нашего рацио, однако ее присутствие ощущается, создает эффект таинственности, вызывает ужас и восторг. Искусство и эстетически прекрасное Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве.

Почему воскресенье Вербное? Пасха бывает очень ранней, поэтому выбор распустившихся растений невелик».

Что символизируют ветви вербы? Они встречали Его как земного царя и военачальника. Ждали, что Он вот-вот сметёт ненавистный оккупационный римский режим. Но Он шёл в Иерусалим как Царь мира для освобождения людей от власти диавола. Люди кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову!

Ладыгин, О. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М. О словаре Словарь по мифологии М. Ладыгина представляет собой справочное издание, предназначенное самому широкому кругу читателей. В словарных статьях отражены сведения о богах, духах, полубожественных персонажах, героях эпоса, произведений фольклора, а также об объектах, имеющих мифологическое значение растения, животные, места, атрибуты и т.

Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения , по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее.

Сакральный смысл что это значит простыми

Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Этимология слова Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». То есть священный - это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный.

Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной.

Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т.

Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение.

Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др. Другой пример сакрального пространства - храм.

Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени.

Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример - католическая месса, содержание которой - таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица , Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания - некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага - власть над всем миром, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии.

Символика и аллегория в сакральном смысле В сакральном смысле, символика и аллегория играют ключевую роль. Они помогают передать глубокий исконный смысл истины, превращая его в пронзительные образы и знаки. Символы в сакральном смысле используются для выражения сложных космологических и духовных идей. Они часто имеют множество разных уровней значений и могут быть поняты и интерпретированы по-разному в зависимости от контекста и культурной традиции. Символы в сакральном смысле могут включать святых изображений, геральдических эмблем, знаки зодиака, религиозные иконографии и даже символы в Алхимии. Эти символы имеют глубокую историческую и духовную ценность и могут вдохновлять идеи и мысли на более глубоком уровне. Аллегория, с другой стороны, используется для передачи истины через притчи, сказки и мифы. Это форма наглядного изложения абстрактных идей и концепций через воображаемые истории.

Яркий пример - католическая месса, содержание которой - таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания - некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага - власть над всем миром, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах - Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы - труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным - от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия - возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека - сложенные на груди или вскинутые к небу руки, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко - характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. Что такое Сакральное? Значение слова «Сакральное» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Сакральное от Лат. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. Для слав. В картине мира С. В аксиологии С. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С. Убеждение в существовании С. В религии С. Отто в классич. В религ. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религ. Поэтому в контексте религиозной культуры С. Уже в древних культурах к восприятию С. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С. Обособленность С. При этом, однако, религ. Поэтому при описании С. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С. Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства. Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Святость и святые в русской духовной культуре. Les formes elementaires de la vie religieuse. Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G. Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R. Mysticism, Sacred and Profane. Забияко Раньше женщины вкладывали особый сакральный смысл в свои повседневные дела. Может быть, поэтому семьи были гармоничнее и крепче, а люди здоровее и счастливее? Так женская энергия, которую, как известно, впитывают наши волосы, восстанавливается. Женщина с длинными волосами имеет очень сильную энергетику, и способна создать "обережный круг" для любимого мужчины. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция. Такое зелье станет нектаром, и сможет напитать и исцелить не только тело, но и душу. Если женщина готовит наспех, суетясь, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то муж не захочет с ней длительных отношений. Если же она вкладывает в этот процесс всю свою душу, готовит не спеша, и ее блюда всегда разнообразны, значит, и семейная жизнь будет долгой и интересной. Замешивая тесто можно медитировать на сплочение отношений между членами семьи. И тогда в ней он действительно станет способен достигать любых высот. И дом наполняется светом вашей любви, радостью и волшебством.

Для слав. В картине мира С. В аксиологии С. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С. Убеждение в существовании С. В религии С. Отто в классич. В религ. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религ. Поэтому в контексте религиозной культуры С. Уже в древних культурах к восприятию С. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С. Обособленность С. При этом, однако, религ. Поэтому при описании С. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С. Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства. Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Святость и святые в русской духовной культуре. Les formes elementaires de la vie religieuse. Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G. Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R. Mysticism, Sacred and Profane. Забияко Раньше женщины вкладывали особый сакральный смысл в свои повседневные дела. Может быть, поэтому семьи были гармоничнее и крепче, а люди здоровее и счастливее? Так женская энергия, которую, как известно, впитывают наши волосы, восстанавливается. Женщина с длинными волосами имеет очень сильную энергетику, и способна создать "обережный круг" для любимого мужчины. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция. Такое зелье станет нектаром, и сможет напитать и исцелить не только тело, но и душу. Если женщина готовит наспех, суетясь, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то муж не захочет с ней длительных отношений. Если же она вкладывает в этот процесс всю свою душу, готовит не спеша, и ее блюда всегда разнообразны, значит, и семейная жизнь будет долгой и интересной. Замешивая тесто можно медитировать на сплочение отношений между членами семьи. И тогда в ней он действительно станет способен достигать любых высот. И дом наполняется светом вашей любви, радостью и волшебством. Благоприятно очищать дом пламенем свечи, открывать окна, для свободного движения воздуха, жечь благовония, делать влажную уборку и выращивать цветы. Тем самым вы заручаетесь поддержкой всех стихий, и обретаете защиту. Ко всем делам относитесь как к ритуалу, наделяя его особым сакральным смыслом. Именно в таких внешне незаметных деяниях женщины и проявляется ее истинная, магическая сила. И счастье приходит к ней в виде душевной гармонии, успешного любящего мужа, здоровых умных детей, дружной и крепкой семьи. Сакраментальное - освященное, святое, заветное. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью. Символом сакрализации выступает освящение, т. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Помимо теологического понимания С. Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического эгоистического существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту. Система сакрализации состоит из. На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. Всякая религиозность сопряжена с С. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. Степени С. Пивоваров 3 Сакральное - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении « Сакральное » 1917 определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент « страха » перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает:вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство греха, искупления и т. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено. Сакральное от лат.

Сакральный. Сакральное Что такое сакральный мир

Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера.

Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками.

Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться.

Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени.

С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.

Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше.

Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр.

Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности?

Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. Святое, священное, сакральное - сравнение понятий Святость - это атрибут Божества и Божественного. Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального.

Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом. Что скрывает значение слова "сакральный"? Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе.

Оно может быть интерпретировано по-разному и иметь различные оттенки смысла. Кроме того, сакральное значение слова может быть истолковано по-разному в зависимости от личных убеждений и мировоззрения человека.

В заключение, сакральное значение слова — это нечто большее, чем просто его лексическое определение. Это глубокая и многогранная концепция, которая отражает важные и значимые для человека идеи, ценности и практики. Оно имеет свои корни в религиозных и культурных традициях, но также может быть применимо и в современном мире. Сакральное значение слова — это то, что помогает нам понять и ощутить связь с высшими силами и осознать нашу роль в мире. Вам также может понравиться Дискретные сигналы — это сигналы, которые могут 03 Слово «позабавило» означает вызвать улыбку 04 Реликвия — это предмет, который имеет особую 05 Слово «ranger» в переводе с английского означает « 04 Слово «доджер» является неологизмом, который 013 Слово «богара» имеет несколько значений 03 Значение слова равнодушие можно описать как отсутствие 02 Слово «деграданты» в переводе с латинского 02.

Несмотря на то, что сакральный смысл может быть как явным, так и неявным, он всегда влечет за собой некоторую таинственность, неопределенность и магическое ощущение. Рассказывать о сакральном смысле в простых словах — задача сложная, но возможная. Главное — это обращать внимание на тонкости и контекст, в которых он формируется.

Он говорит о нём как о содержании откровения, которое суть также предмет веры: «... Вместе с тем в кантианском духе он закрепляет сакральное в сфере морали и долга: «Только чистый долг как чистый есть в себе и для себя священный».

Сакральное как внутреннее ядро религии оказывается у него «законодателем чистого долга» или «моральным законодателем» Гегель. Однако, подобно Канту и Гегелю, он использует понятие сакрального в контексте «врождённой нравственности». Говоря о принесении Авраамом в жертву Исаака и об индийской женщине, которая приносит в жертву своего сына, он писал, что первый «склонился перед божественной властью, которая лишь хотела его испытать, подчинился велению простому и священному» Местр. Юбера и М. Мосса , Ж.

Батая , Р. Жирара именно жертвоприношение, т. Итак, в 17—19 вв. В качестве условной субстанции возникает в результате превращения «священного объекта» в «нечто священное». Обрастает ассоциациями с привилегированным сущим чувством или долгом.

Связывается с жертвоприношением как общечеловеческим феноменом, что в качестве формы сакрализации встречается во все эпохи и во всех культурах. Теории сакрального в 20 в. На рубеже 19—20 вв. В работах «Первобытная культура» Э. Тайлора 1871 и «Золотая ветвь» Дж.

Фрэзера 1890 это понятие используется хотя и часто, но как предикат и вне теории, поскольку их интересует, соответственно, обоснование анимизма как «минимума религии» и различение магии , религии и науки Тайлор. Вместе с тем в работе «Лекции о религии семитов» 1889 У. Робертсона-Смита впервые фигурирует принцип амбивалентности сакрального; он писал, что есть два рода табуированных объектов — чистые и нечистые: «В наиболее диких обществах между этими двумя обозначенными видами табу отсутствует... Несмотря на этот прорыв, автор по-прежнему не различает понятий сакрального и святости и совсем не противопоставляет между собой сакральное и профанное. Эмиль Дюркгейм.

Одна из первых и весьма значимых работ, где возникает это противопоставление — «Очерк о природе и функциях жертвоприношения» А. Мосса 1899. Они соприкасаются в жертвоприношении, которое «состоит в установлении связи между сакральным и профанным миром посредством жертвы, т. Пресловутая же его «функция» заключается в объединении людей в единое целое: «Но акт отказа, непременно входящий во всякое жертвоприношение... Примечательно, что здесь сакральное впервые выходит за рамки религиозного и сближается с социальным в качестве его субстрата и механизма его работы.

Наиболее систематическое выражение этой же, по сути, теории было представлено в знаменитой книге Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» 1912 , определившей всё дальнейшее развитие концепта сакрального и оказавшей влияние на множество других авторов. Три её важнейших положения таковы: Основанием и содержанием религиозных верований является различение сакрального и профанного: «Отличительной чертой религиозного мышления является разделение мира на две области, одна из которых включает в себя всё сакральное, а другая — всё профанное» Дюркгейм. Сакральное бывает чистым и нечистым, причём оба его полюса равно удалены от профанного: «Существует две разновидности сакрального: благое и пагубное, и между этими противоположными формами не существует какого-либо разрыва: один и тот же предмет может принимать то одну, то другую форму, не меняя при этом свою природу» Дюркгейм. Скрытой подлинной сущностью сакрального и религии является социальное; верования и обряды создают связи между людьми и призваны управлять коллективными силами.

Дюркгейм отмечал, что «... Уже из-за одного того, что они имеют своей явной функцией укреплять связи, существующие между верующим и его богом, они укрепляют связи, существующие между индивидом и обществом, членом которого тот является, потому что бог — это образное выражение общества» Дюркгейм. Соответственно, автор одновременно защищает религию как нечто объективное, истинное и полезное, но и разоблачает её, сводя к сакральному как механизму коллективности. Магистральную линию Э. Дюркгейма, А.

Мосса в этот же период поддерживают и множество иных «ортодоксальных» представителей французской социологической школы Л. Леви-Брюль , Ж. Дюмезиль , Р. В то же время некоторые авторы развивают её в более философском ключе. Так, в 1937 г.

Батай, Р. Кайуа и М. Лейрис основали Коллеж социологии , целью которого было восстановление сакрального в современном мире, где оно угасло: «... Необходимо создать духовное сообщество из числа тех, кто стремится как можно дальше продвинуться в своих изысканиях в этом направлении» Коллеж cоциологии... Докладчики кружка развивают собственную теорию сакрального в духе Дюркгейма, различая правое позитивное и левое негативное сакральное, но делают акцент на том, что социальным ядром является прежде всего эта последняя его форма, связанная со смертью, насилием и разложением.

Из отдельных идей коллежа следует выделить «сакральное в повседневной жизни» Лейриса, который рассматривал этот феномен уже вне всякой связи с религией, как запретные места, предметы или эффекты, провоцирующие аффект причастности к коллективу Коллеж cоциологии... С 1930-х гг. В большей близости к антропологии и социологии его используют, например, Р. Перу Р. Кайуа принадлежит работа «Человек и сакральное» 1939 , написанная в духе А.

В ней он использует идеи амбивалентности сакрального и социального пароксизма, который перемежает сакральное время с профанным и тем самым это время структурирует. Сакральное Кайуа описывает одновременно как свойство некоторых вещей, людей, пространств, моментов времени и т.

Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место

священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. В анатомии "сакральный" означает "крестцовый, относящийся к крестцу". Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме. Сакра́льное — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому. Вот что там пишут: САКРАЛЬНЫЙ — [лат. sacer (sacri)] священный; относящийся к вере, религиозному культу; обрядовый, ритуальный. Сакральное в теологии означает подчиненное Бо­ гу. «Десакрализация сакрального» родила категорию святого; «десакрализация святыни» означает пришедшее сознание ценности, – самоценного для нас, как и святыня, но притом объективного, истинного, удостоверенного разумом.

Сакра́льный

сакральный I. 1. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов. Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.

В чем сакральное значение Вербного воскресенья и надо ли хранить веточки? Объясняет священник

Поскольку понятие сакрального в его современном значении возникло в 17 в., авторы Античности, Средних веков и Возрождения использовали его в «естественной» форме бытования в языке – как предикат вещей и явлений, связанных с религией. имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Очевидно, что сакральное и священное – синонимы, однако в научном языке стали использовать термин «сакральное», чтобы избавиться от дополнительных значений «религиозный», «церковный». 1. то же, что и сакральный в значении ‘обрядовый’ 2. Священный, заветный. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.

Как найти сакральные знания

Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости. Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется. Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности. Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером. В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире. Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации. В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ.

В современном обществе сакральное как бы вернулось к своему истоку: невидимой стороне человеческого существования, доступной только самому человеку. Конечно, современный человек тоже вынесен за пределы самого себя и живёт в социальном пространстве, которое подчиняет его собственным правилам и объективирует его сущность. Однако при всём при этом современный человек ощущает надёжную стену, отделяющую его внутренний мир от внешних влияний. Он с большим скепсисом относится к тем большим идеям, которые не так давно кружили голову многим европейцам. Сегодня эти большие идеи выброшены на свалку истории вместе с их создателями. Это, конечно, не говорит о том, что современный человек вообще утратил веру в какие-либо идеи. Речь идёт лишь о том, что такая вера не является тотальной. Она может объединять людей в относительно небольшие сообщества, довольно часто носящие маргинальный характер. В условиях современного плюрализма, характеризующего свободный мир, победа одной из этих идеологий над остальными представляется, по меньшей мере, маловероятной. Тем не менее каждая из этих идеологий осуществляет сакрализацию определённых образов и представлений, выдавая их за саму реальность.

В результате этой, нерелигиозной, по сути, сакрализации происходит конституирование определённых ценностей. На смену монизму христианской сакрализации приходит, таким образом, плюралистическая сакрализация постмодерного общества. Отсутствие единого религиозного понимания сакрального, утраченного вследствие секуляризации общества и, как следствие, распространения атеизма, заставляет людей создавать различные формы сакрализации, распространяющиеся на иные, нежели религиозные, предметы и явления, однако наделяемые при этом сходным с религиозным смыслом.

Батай противопоставляет профанное и сакральное как замкнутость человека в своей единичности и состояние континуальности, коллективного бытия или единства с мировым целым, которое для него ассоциируется со смертью, насилием и трансгрессией запретов и провоцирует двойной эффект влечения и отвращения. Одним из важнейших понятий для него является также трата, т.

Особенно он подчёркивает момент, связанный с насилием. В работе «Эротизм» 1957 он пишет: «Сакральность выражает себя как проклятие, связанное с яростью violence », где понятие violence можно перевести также и как «насилие» Батай. Сакральное становится у него высшей ценностью и единственным спасением в ситуации «падшего» мира обособленных друг от друга людей. Последним выдающимся представителем французской социологической школы считается Р. Жирар, создатель миметической теории , основанной на идее о подражательной природе желания.

В книге «Насилие и священное» 1972 философ отмечал, что если каждый заимствует свои желания у других, между людьми возникает насилие, которое грозит им уничтожением; спасением от него служит механизм козла отпущения, когда общее насилие переносится на невинную жертву. Далее жертва обожествляется и возникает сакральное — трансцендентный буфер насилия. При этом насилие образует «подлинную сердцевину и тайную душу священного» Жирар. В дальнейшем, развивая свою теорию, автор пришёл к идее, что иудео-христианское откровение разоблачает механизм козла отпущения , а Страсти Христовы нарушают его работу, так что сакрального в современном мире более не осталось Жирар. Из этого изложения можно сделать несколько выводов: во-первых, сакральное является понятием очень гибким и в дисциплинарном плане подвижным, оно может свободно обрастать научными, философскими и теологическими импликациями, а также перемещаться между различными сферами знания или зависать в промежутках; и во-вторых, начиная с 1-й четверти 20 в.

Иногда эта ценность может быть и негативной Р. Жирар, Э. Левинас , но гораздо чаще ею наделяется профанное как тёмное, отделяющее от бытия начало. Рудольф Отто. Проект феноменологии религии оформился в начале 20 в.

Гуссерля и К. Ясперса , философии жизни В. Дильтея , немецкой философии чувства и веры , кантианства и либеральной протестантской теологии. Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К.

Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р. Отто 1917. Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т.

Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг.

Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике. В 1930—1950-х гг.

Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й. Вах , привнесший в феноменологию религии герменевтику Шлейермахера, а также Г. Кристенсен , К. Блеекер, Г.

Виденгрен и Элиаде. Феноменология религии претендовала на роль интегральной теории религии, но после 2-й мировой войны подверглась резкой критике за европо- и христианоцентризм и теологические импликации. В 1970-х гг. К неофеноменологии религии обычно относят также В. Гантке и О.

Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни.

Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б. Вельте среди других авторов — К.

Большой… … Большая психологическая энциклопедия Сакральный — от латинского sacralis священный , обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

В ходе истории процессу освящения, сакрализации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь сакральный — I. Понятия о земельном праве церкви, ка праве сакральном, особенном, а part. Карташев 2 440.

В значительной мере она [праздничная культура Средневековья] восходит к традиционным сакральным действам эпохи мифопоэтических языческих верований Даркевич.

Определение сакрального смысла Однако, ограничить понятие сакрального смысла только религиозной символикой было бы неправильным. Сакральный смысл может иметь место и в культурных, философских и литературных произведениях. Он позволяет углубленно понимать и значение основных мотивов и сюжетов, воплощенных в этих произведениях. Сакральный смысл существует как для коллективности группы людей или целого общества , так и для индивидуума самого по себе. Например, сакральный смысл может быть воплощен в национальных символах или во флагах и гербах страны. В данном контексте он придает гордость и идентификацию нации самой себе, а ее символам. Сакральный смысл может быть интерпретирован по-разному в зависимости от культурных или религиозных убеждений человека. Один и тот же предмет или символ может иметь разные значения для разных людей.

Как найти сакральные знания.

Сакральность означает что-то божественное, таинственное и мистическое.
Как найти сакральные знания.: marena99 — LiveJournal Сакра́льное — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому.
Что означает слово сакральный? (Михаил Данчишин) / Стихи.ру Практически в каждой мировой религии есть свои "священные числа", а каждое число символизирует определенное значение.

Значение слова «Сакральный»

САКРАЛЬНЫЙ Сакральный смысл, сакральный орнамент, сакральные культы, сакральный перфоманс, сакральные танцы, сакральное ощущение. Таким образом, слово "сакральный" часто связывается и с мистикой, и с магией.
Что такое САКРАЛЬНЫЙ? Значение слова Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного.
Значение слова «сакральный» Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме.
Что такое сакральность Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов.

Сакральное и мирское

Значение слова сакральный смысл. Термин «сакральный» означает. Практически в каждой мировой религии есть свои "священные числа", а каждое число символизирует определенное значение. от латинского sacer, что значит «священный».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий