Главная страница Ликбез Неделя сыропустная. Неделя сыропустная Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». Сыропустная неделя – это про то, что вы не животное, а создание божественное, а значит, дух и разум могут быть сильнее, чем наше тело.
Сыропустная неделя: что важно сделать в последний день перед Великим постом
Вступая в пост, мы идем на поиск этого сокровища. Если мы всерьез назвали себя христианами, если для нас слово «христианин» является не просто идентификацией среди мира, а нашим главным именем в этом мире, то тогда мы должны найти в себе все то, что делает нас похожими на Бога. Великий пост для нас — это большая радость, это тот самый период, когда каждый из нас с радостью и любовью устремляется на поиски самого себя: себя потерянного, изгнанного, изуродованного и искаженного своей собственной волей, но, тем не менее, не погибшего. Тот, кто верит в Бога, имеет вечную жизнь. Господь Сам стал Человеком, стал похожим на нас именно для того, чтобы мы поняли, как нам стать похожими на Бога. Апостол Павел говорит, что в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: мы должны мыслить, как Христос, видеть, как Христос, слышать, как Христос, говорить, как Христос см.
Так вот, вступая в сегодняшний пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, его красоте удивляться, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота — это Христос, наша жизнь — это Христос, наша пища — это Христос, наше питие — это Христос, воздух, которым мы дышим — это Христос.
Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова. Читайте также.
Мы догадываемся, что на этом пути будет множество тайных и явных соблазнов, ям и колдобин. И мы помним, учитывая опыт прошлых попыток, что едва ли нам удастся пройти этот путь без потерь. Но что бы нам ни нашёптывал наш отравленный и пропитанный грехом здравый смысл, как бы ни старался враг нашего спасения внушить нам отчаянную мысль, что всё, мол, это уже было, и не раз, да вот только толку чуть, а следовательно, зачем опять подвергать себя бессмысленным и тяжёлым испытаниям? Всем вместе, плечом к плечу, нам легче будет идти! Давайте пойдём! Праздник — это время, когда мы сами понимаем и всем вокруг доказываем, и доказываем собственным примером, что человек — не бесплатное приложение к желудку. Человек — свободен и свят!
И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова. Архиепископ Аверкий Таушев.
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: когда начинается подготовка к Великому посту?
«Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Основная тема Сыропустной недели — воспоминание Адамова изгнания, в этот день совершают Чин прощения. Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних; чтобы со спокойной душой, простив своих ближних, во время. Сыропустная седмица по церковным понятиям период, когда христиане готовятся к Великому посту. 662).Другие даты. Неделя сыропустная. четвертая подготовительная неделя Великого поста, Неделя воспоминания Адамова изгнания (Сыропустная неделя).
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Вступая в пост, мы идем на поиск этого сокровища. Если мы всерьез назвали себя христианами, если для нас слово «христианин» является не просто идентификацией среди мира, а нашим главным именем в этом мире, то тогда мы должны найти в себе все то, что делает нас похожими на Бога. Великий пост для нас — это большая радость, это тот самый период, когда каждый из нас с радостью и любовью устремляется на поиски самого себя: себя потерянного, изгнанного, изуродованного и искаженного своей собственной волей, но, тем не менее, не погибшего. Тот, кто верит в Бога, имеет вечную жизнь. Господь Сам стал Человеком, стал похожим на нас именно для того, чтобы мы поняли, как нам стать похожими на Бога.
Апостол Павел говорит, что в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: мы должны мыслить, как Христос, видеть, как Христос, слышать, как Христос, говорить, как Христос см. Так вот, вступая в сегодняшний пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, его красоте удивляться, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота — это Христос, наша жизнь — это Христос, наша пища — это Христос, наше питие — это Христос, воздух, которым мы дышим — это Христос.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». В текстах богослужения отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи, Светлого Христова Воскресения. В Прощеное воскресенье единственный раз в году совершается Чин прощения, во время которого, подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за нанесенные обиды, чтобы с мирной душой и чистой совестью войти в пост. Люди заговляются на постную пищу, то есть в последний раз перед постом вкушают продукты животного происхождения.
Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Навигация по записям.
Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вводят в заблуждение слова об унижении себя. Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александрсвященник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми». Отец Александр отметил, что от того, насколько велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил , что недостоин даже развязать ремень его обуви. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность. И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр. Фреска «Мытарь и фарисей» Фото: Public domain Протопресвитер Александр Шмеман говорил , что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь». Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасению заключается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были. Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем. Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой. Думаю, большинство из нас в те или иные моменты может поймать себя на мысли о своей гордости по поводу превосходства над другими людьми.
Вторая неделя Великого поста: что можно и что нельзя делать
Своим Богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу Сырную, Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое предпутие поста, седмица предочистительная". В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и пощением, соответственным времени Богослужением и примирением взаимным или обычаем взаимного прощения. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю пред Четыредесятницею сырную пищу; а, по словам блаженного Симеона Фесалоникийского в противодействие, какому - то еретическому мнению. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось по обету Византийского царя Ираклия 610 - 640. Шесть лет воюя против Хозроя, царя Персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяс в последнюю неделю пред Четыредесятницею.
По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ея св. Кроме этого постановления о воздержании в Сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ея пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовления к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю Сырную не сочетовает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает литургии, а вместо ея часы, и, как во дни св.
Николай Published Date: 07. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. В Успенском соборе прошли богослужения, посвященные событиям праздника: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии. Вечером было совершено богослужение с чином прощения, где были прочитаны молитвы перед святыми постами, а священнослужители и прихожане испросили друг у друга прощения.
Прощеное воскресенье перед Великим постом — день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости!
Слово «неделя» в данном словосочетании имеет не современное, а более древнее значение, подразумевая день недели — воскресенье. Слово же «сыропустная» можно разделить на две вполне понятных части: «сыр» и «пуст». Это день, когда в последний раз перед Великим Постом можно употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу, их как бы «отпускают», с ними прощаются на время воздержания. Таким образом можно постепенно, и в определенной степени снижая риск для здоровья, перейти на постную пищу.
Что советует предпринять Церковь Верующему человеку необходимо помнить, что несмотря на влияние христианства, Масленица остается языческим праздником. А значит, необходимо не поддаваться соблазнам чревоугодия и даже воздержаться от участия в традиционных обрядах , как, например, сжигание чучела. В церковном календаре эта неделя не является праздничной, более того, богослужения уже уподобляются богослужениям во время Великого Поста.
Ну а конкретно эта и вовсе воспринимается как непрекращающийся семидневный карнавал. Однако, с точки зрения Церкви, в это время для верующий действует запрет на употребление мясной пищи. При этом постом такой подход не считается. Примечательно, что традиционные блюда, которые обыкновенно готовят на этот праздник, наличия этого ингредиента не подразумевают. Более того, как и в церковном календаре, в народной памяти сохранился обычай "в последний раз" наестся мясом в воскресенье перед тем, как праздновать Масленицу.
Учитывая прохладное отношение многих церковных иерархов в явно имеющему языческие корни народному гулянью, многие обряды и традиции, принятые в этот день, религиозными деятелями также не приветствуются. В частности, сжигание чучела отчетливо напоминает жертвоприношения, поэтому принимать участие в такого рода событиях, точного значения которых человек сам до конца не понимает, не рекомендуется. Впрочем, простой люд придерживался прямо противоположной точки зрения. Обыкновенно строгие христиане, не пропускающие церковных служб и четко следующие правилам, верили, что на какое-то время исчезают даже самые строгие рамки. И если в эту неделю и действует запрет на что-то, так это на уныние.
Прощеное Воскресенье: как провести день перед Великим постом
Сыропустная неделя — это последний день перед Великим постом, преддверие долгого воздержания не только от животной пищи, но и от злых мыслей и дел. Сыропустной неделя именуется потому, что этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Прощёное воскресе́нье, или Неде́ля сыропу́стная (церк.-слав. недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ, греч. Κυριακή τῆς Τυρινής, Κυριακή τῆς Τυρο-φάγου), также Неде́ля Ада́мова изгна́ния. Неделя сыропустная или Прощеное воскресение – это последний день перед Великим постом, ровно за 7 недель до Пасхи.
Масленица или Сырная седмица
«Эта седмица заканчивается Сыропустной неделей (напомню, что неделей в Церкви называют воскресный день), когда в последний раз разрешается употреблять животную пищу (за исключением мяса). Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. 4. Жительство ангелов, т. е. возводит нас к равноангельской жизни, ибо «что такое пост, как не образ небесной жизни?». Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. 4. Жительство ангелов, т. е. возводит нас к равноангельской жизни, ибо «что такое пост, как не образ небесной жизни?». Сыропустная же неделя, это последнее воскресение, более известное как "Прощенное воскресение", которое следует за Сырной неделей, последний день когда на трапезе разрешается употребление скоромной пищи. Неделя сыропустная Прощеное воскресенье Воспоминание об Адамовом изгнании из рая Видео. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста.
Сыропустная неделя: что важно сделать в последний день перед Великим постом
Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова. Архиепископ Аверкий Таушев.
Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство. На литургии читается Евангелие, внушающее нам прощать ближним обиды и поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога 17 зач.
Господь, как знает каждый христианин, сотворил всечеловека Адама, как и каждого из нас, по Своему образу и подобию. Образом своим мы призваны являть Бога. Нам дарованы Божественные свойства, все то, что Господь имеет, как Свои вечные блаженные качества: любовь, свобода, творчество, милосердие, всемогущество, всеведение, всезнание, вездесущие, бессмертие... Но, тем не менее, все Свое, ведомое и неведомое, Господь в нас отобразил, все Свое нам даровал, и поэтому каждый человек удивительным образом несет в себе полноту Божественных качеств, которые в Боге вечные, а в нас являются Его Даром. А еще Господь даровал человеку при сотворении подобие. Это значит, что удивительные Божественные свойства даны человеку как некое семя, как сила, которую он обязан в себе развить, подражая Богу, взирая на Него, учась у Него, исполняя Его заповеди и тем самым раскрывая в себе божественные качества. Потому что образ Божий становится в нас очевидным только тогда, когда в нас начинает развиваться Его подобие, когда мы осуществляем его своей волей и своей свободой. И вот случилось грехопадение.
Это последнее воскресенье, в которое верующим разрешают есть сырную пищу до конца Великого поста. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из рая. Кроме того, сыропустную неделю называют Прощеным воскресеньем, так как в этот день принято просить прощения друг у друга. Текст притчи о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте. Толкование притчи о мытаре и фарисее Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует. При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой.
Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю
Сказано о Господе, что Он трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. Это свидетельство о том, что Он примет любую форму твоего поста. Но если ты будешь поститься как положено, ты получишь особую награду от Бога. Только не превозносись над теми, кто не может так же успешно проходить течение поста.
Далее в сегодняшнем Евангелии говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше». За последний год из России уехало более миллиона богатых семей, уехали за границу. Сказано: «Где сокровище твоё, там и сердце твоё».
Их богатства были вложены в швейцарские банки, в американские, британские банки, и они не могли отлепится от этих сокровищ, и они покинули родину и уехали. Господь предупреждает нас, что опасно собирать сокровища на земле, где воры подкапывают и крадут, моль и ржа разъедает. Но вместо моли и ржи мы можем сказать: инфляция и дефляция всё разрушает.
И человек в недоумении: в чём хранить свои деньги? В евро, в долларах или оставить в рублях, или на китайские юани перейти? Лучше всего в Боге богатеть.
Богатеть в Боге — это творить добрые дела. Те деньги, которые будете жертвовать нуждающимся людям, а сейчас всё больше и больше таких в нашей стране, это будет счет, который ты откроешь себе на небесах. Там нет никакой инфляции, там какой-нибудь Буш или Обама не сможет скомандовать, чтобы санкции какие-нибудь ввести против твоего благополучия.
Богатеющий добрыми делами, "в Боге богатеющий", он всегда будет иметь это сокровище на небесах. И когда мы покинем этот мир, за человеком последуют его добрые дела, то есть подлинное добро, добро в библейском понимании этого слова. Не добро в смысле имущества, а в смысле проявления любви.
Итак, сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас к прощению, призывает нас к духовной радости и призывает нас к благотворительности, ибо собирающий сокровища на небесах, это благотворительный человек. Таким образом, этим сегодняшним Евангелием в это Прощенное Воскресение заканчивается цикл Евангелий, которые вводили нас в Великий Пост.
Author: свящ. Николай Published Date: 07. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц.
В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. В Успенском соборе прошли богослужения, посвященные событиям праздника: Всенощное бдение с литией, две Божественные Литургии. Вечером было совершено богослужение с чином прощения, где были прочитаны молитвы перед святыми постами, а священнослужители и прихожане испросили друг у друга прощения.
Также накануне начала Великого поста мы слышим слова Господа о том, как правильно поститься: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». В текстах богослужения отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
Текст притчи о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже!
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Слово «мытарь» означает «сборщик налогов», то есть человек, занятие которого в библейские времена считалось недостойным и презираемым. Фарисеями же называли представителей наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. При этом в современном русском языке слово «фарисей» означает «ханжа, лицемер», рассказала «Ленте. Толкование притчи о мытаре и фарисее Согласно толкованиям Евангелия, разница между этими двумя людьми заключается лишь в том, что фарисей не считал себя грешным. Мытарь же глубоко сознавал свои грехи и всей душой в них раскаивался. Между тем грешниками являлись оба, поскольку безгрешных людей не существует. При этом фарисей чувствовал себя настолько выше и достойнее остальных, что расположился на заметном месте в храме, желая, чтобы и люди, и сам Господь видели, насколько он благообразный и заслуженный человек. В отличие от него мытарь стоял вдали, то есть не считал себя достойным приблизиться к алтарю. Это значит, что в глазах Бога наивысшим достижением человека является смирение», — рассказал в беседе с «Лентой.
Именно признание своих грехов, а также собственной незначительности из-за этих грехов и есть настоящее смирение гордыни, к которому призывают Христос и церковь. И пусть вас не вводят в заблуждение слова об унижении себя. Унижение себя не означает желание казаться более ничтожным, чем есть на самом деле отец Александрсвященник храма Всех Святых на Кулишках Эта фраза в притче означает лишь «понимание, что, будучи грешным, по определению нельзя претендовать на какую-то исключительность или даже просто более сильную значимость по сравнению с другими людьми».