Новости что такое лык

Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. лык – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале

Что такое лыко, что значит лыко.

Знаете ли вы: Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. что это такое Как изготовить мочалку из лыко Основные плюсы и минусы мочала из природного материала, способы изготовления. Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе. Что такое драть лыко? Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: весной срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Лыка не вяжет – так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону.

Что такое лыко?

Драть лыко. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; … ЛЫКО в Новом словаре русского языка Ефремовой: ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; … ЛЫКО в Большом современном толковом словаре русского языка: ср. Плетутся из лык см.

Есть еще одна хорошая поговорка на эту тему «Хоть лыком шит, да мылом мыт! Лыком шит — значит беден. Мылом мыт — значит вовсе не так беден, ибо мыло стоило дорого! И еще выражение: «Не всякое лыко в строку».

Строкой называли ряд плетеного изделия. Смысл этой поговорки — не любой материал подходит для исполнения изготовления чего-либо.

Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются. Лычье ср. Лыковый, лычный, к нему относящийся или из него сделанный. Лычаки муж.

Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд! Лычник, лыкодер муж. Лычага жен. Лычажный, мочалыжный. Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий.

И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет. Лычь жен. Лыч ниж. Лычеек муж. Лычма жен. Оторванная часть берега, на тинистой речке.

В лыковце четыре, во ржаве два? По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко - в эту пору оно легко снималось с деревьев. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев преимущественно липы ; кусок, полоса такой коры, используемая для изготовления верёвок, корзин, плетения рогож и т.

Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников.

При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком. Лыковая одежда Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка.

На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей. Подведем итоги Многим нравится лыко. Что это такое, вы уже знаете. Мы подробно рассмотрели добычу и обработку этого доступного и прочного природного материала.

Много сотен лет человек работал с ним, и оно надежно служило ему. Сейчас есть различные мастер-классы, возрождающие народные промыслы. Не пойти ли в ближайший выходной в лес и не надрать ли там немного лыка? Природный материал для плетения, получаемый из луба некоторых деревьев, в основном из липы Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. На заготовку лыка используют молодые стволы до 10 лет деревьев.

В основном это липа, но может быть и ива, вяз и другие. Для изготовления лаптей требуется 3-4 дерева липы. Лыко в ремесле Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. В первую очередь, из него изготавливали обувь. В основном это были лапти.

Так же, из лыка плели коврики-рогожи. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве.

Попробуем разобраться – какая мочалка лучше всего и сколько их нужно

  • Значение слова "лыко"
  • Свойства и польза
  • KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11 и без вирусов
  • Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение

Значение слова "лыко"

Морфологические и синтаксические свойства[править]. -лык. Словообразовательная единица (аффикс). Для понимания того, что же такое липовое лыко, надо коротко рассказать о строении древесного ствола. «Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Лыко что такое

Происхождение Чтобы понять, откуда берет корни данный фразеологизм, стоит пояснить, что такое лыко. лык – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале начинай сначала” и какие у нее варианты.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка

Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты — мясо и овощи, яйца и молоко. Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» — не просто слова из Толкового словаря Даля — это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева. Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы.

Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор — некто Пермяк — уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель.

С молодых лип кору — зубами, по свидетельству Кеппена, — драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы — с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам».

Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские — одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две. Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова — фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало — помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен.

Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», — рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню. Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков. Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей — место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации.

Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня — продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому — здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея — Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует — от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками.

Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда — высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. Букалейцы производят из мочала два типа изделий — малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет — женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки — по высокой, к слову, цене — в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом — «восьмеркой».

Настоящая русская мочалка готова. Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату — товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен 140 рублей против 25. Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки — не менее двадцати в день.

Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской — и так весь год, кроме больших праздников. Темное мочало используем для кистей, белое — для мочалок», — отвечает женщина. Век назад такая технология не работала. Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков немногим более 20 сантиметров , растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу.

Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея — в Букалее у всех свои мочища. В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами. В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея — второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры.

К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ. Раньше транспортировка сырья к реке или запруде была сопряжена со множеством проблем. Телеги застревали в болотистых лесах, и крестьянам приходилось придумывать нестандартные способы перевозки тяжелого груза. Самоучитель мочальников описывал экстравагантную методику, о которой нельзя не упомянуть: изготовление «на скорую руку » салазок из елей. Но как-то справлялись — мама нашей провожатой Нины Беловой, бросившая промысел всего несколько лет назад из-за проблем со здоровьем, помнит, что подобные салазки делал ее дед. Мы стучимся в дверь дома Лены и Алексея, и минут через пятнадцать нам открывают ворота.

Проходим двор, задний двор, огород и, наконец, оказываемся перед мочищем, которое напоминает пруд c картины «Аленушка». Я и представить не могла, что через несколько минут окажусь в нем. Уже знакомый нам запах из сарая Евдокии Федоровны здесь достигает кульминации. Семья заготавливает сырье все лето: кора этого года остается в воде до осени, а Алексей тем временем достает из мочища прошлогоднюю кору. Вы молодые люди, в артели не работали. Вам никогда не хотелось заняться чем-то более современным?

Мой интерес кажется ей странным. По словам Алексея, мочалом заниматься выгодно. Это позволяет работать только пять месяцев в году, а зимой можно найти работу в городе. Личные мочища появились у букалейцев десять лет назад, когда работавшие рядом с деревней нефтяники выкопали жителям пруды в качестве платы за постой. Раньше кору замачивали в реках или ручьях в лесу — там же, где и сдирали. Иногда один ручей запруживали через каждые десять метров.

Мочалу нужна именно стоячая вода, запруда, и тому есть две причины. Во-первых, в этом случае луб точно не унесет течением. Во-вторых, поясняет самоучитель мочальников, «чтобы луб не почернел от воздуха». Осенью кору вынимают из воды и отделяют подкорье. Раньше для этого в Букалее использовали русский инструмент с забавным названием — кочедык его еще называют лапотным шилом — без кочедыка лапти не сплести. Но со временем в деревне растерялись все кочедыки, а найти новые в современной России оказалось непросто.

До сих пор в Букалее рассказывают, как еще в советское время несколько деревенских мастеров поехали за кочедыком в ГУМ, но не нашли там ничего подобного и очень расстроились. Теперь Алексей справляется и без инструмента: отделяет мочало руками, впиваясь ногтями в кору. В нос ударяет очень сильный специфический аромат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Он сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Евдокия Федоровна с одной липы получает больше пуда сырья. В Букалее по-прежнему используют эту меру веса — еще одна частичка прошлого, которое здесь стало настоящим.

В доме сестры Евдокии Федоровны, Татьяны, мочало взвешивают на настоящих пудовых весах 1903 года. Два мастера в Букалее до сих пор занимаются плетением лаптей — но делают это не регулярно, а «когда захочется». Как утверждают лапотные мастера, их продукцию тоже, хотя и нечасто, закупают для спа-салонов — лапти там используют как массажные тапочки. Но по сравнению с кистями и мочалками лапти пользуются меньшим спросом. Масштабным промыслом мочало стало лишь в России , несмотря на то что «сырье» — липа сердцевидная растет по всей Европе. Почему так сложилось — точного ответа не могут дать ни этнографы, ни культурологи.

Зато любопытные комментарии есть у экологов. В 2012 году сотрудники Института лесоведения РАН установили, что у исчезновения ремесла лыкодеров есть как минимум один огромный плюс: после столетий жестокой рубки липа в России за последние 70 лет наконец-то восстановила ареал. Липа сердцевидная, Tilia cordata, превратилась в объект национального мочального промысла благодаря специфической структуре ствола. Луб — проводящая сок ткань между корой и древесиной — имеется у всех деревьев. Но именно у липы луб самый толстый, прочный и мягкий. Особенно много липового луба уходило на заготовку лаптей — для них срубали совсем молодые деревья.

По словам Кеппена, лапти из бересты и вяза были неудобными и быстро чернели. Но даже без лаптей, на одно мочало для рогож, только в 1912 году было срублено 5 миллионов лип! Не случайно Кеппен предлагал расширять производство разных видов ткани и обуви вместо рогожи и лаптей. Сегодня вымирание грозит уже не липе, а ремеслу. Татьяна Федоровна с благодарностью вспоминает даже советские, казалось бы недавние, времена, когда на липовое мочало был стабильный спрос. Летом мы продавали их на весь год», — рассказывает женщина.

Про будущее в Букалее никто не говорит — вопросы на эту тему задавать здесь, похоже, неприлично. Пожилые женщины вспоминают прошлое, а молодые семьи предпочитают жить настоящим. На обратной дороге из Букалея Нина Белова убеждает нас, что мочало — очень выгодное занятие для ее земляков: «На мочало есть спрос, и никто не возился бы с лыком, если бы это не окупалось с лихвой». Наша провожатая задумывается на несколько минут и продолжает: «Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков». В голове в сотый раз за эти дни проносятся строки из детства: «На дворе был кол, на колу — мочало; начинай сначала!

Теперь я понимаю их смысл и значение.

Потому что на один лапоть уходит почти целый день. Что удивительно, такую «плетеную обувь» еще можно встретить в музеях Башкортостана. Зачем лошади лапти, если у нее есть подковы? Дело в том, что ранней весной лошадь могла поранить ноги о плотный наст, а лапти оберегали животное от этого. Подобную «обувь» плели круглой формы с помощью деревянного кочедыка. Плетеные предметы и кочедык хранятся в с. Ассы в Музее Арслана Мубарякова и в Зуяковском школьном историческом музее. Лапти для лошадей.

Ассы, Белорецкий район РБ Хозяйственная утварь Башкиры также занимались изготовлением утвари из лыка. При этом использовали не только липовое, но и березовое, вязовое, черемуховое лыко. Делали короба, корзины, кузова, котомки. Изготавливали высокие лыковые сумки для бутылей — для бузы, айрана, воды, а также для переноски и хранения продуктов. Обычно лыковый короб с провизией привязывали к седлу во время летних сенокосов. Изготавливали и кнуты для лошадей, и чехлы для топоров. Применение их было весьма разнообразным. Самое главное преимущество циновок — натуральный материал. Поэтому в отдаленных башкирских деревнях их до сих пор используют как подстилку под ноги, как седелку для бани, а попону — для укрытия лошадей от холода.

Для плетения использовали специальное устройство, состоящее из досок с зарубками из 12 и 13 пар деревянных чурок. Во время работы такое приспособление с чурками с помощью веревки прикрепляли к потолку, после этого приступали к плетению. Сначала по краю доски раскладывались волокна мочала, а затем чурки перекидывались с одной стороны на другую. Плели до тех пор, пока не получали попону желаемого размера. Эти станки сегодня можно увидеть не только в музеях, они встречаются и у некоторых деревенских мастеров лыка дома. Работа на этом станке ручная, трудоемкая. В былые времена этим ремеслом занимались его отец и еще несколько мастеров деревни. Бурзян-Елга граничит с одной стороны с лесным Зилаирским, с другой — с Бурзянским районами. В этом регионе тоже еще есть мастера лыка.

Оно раритетное. Отец всю жизнь лесом занимался, лыко драл, седла для лошадей, сани делал. Был мастером. Продукция из лыка экологичная, прочная. Вью веревки, седелки для бани, ковры-рогожи для чулана, седла, попоны для лошадей, мочалки для бани делаю. Конечно, хотелось бы это сделать источником дохода. Но наша деревня отдаленная, с продажей проблематично, сюда никто специально не приедет... Витье веревок, арканов Витье веревок получило распространение в горных и горно-лесных районах Башкортостана. Арканы толстые веревки из лыка остаются востребованными благодаря их исключительной долговечности и прочности.

Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел. Предметы из лыка. Музей Арслана Мубарякова, с. Ассы, Белорецкий район РБ Дранье лыка — своеобразное ремесло. К сожалению, сегодня почти забытое. Издревле работа с лыком начиналась с наступлением весны. Сначала снимали липовую кору для мочала во время сокодвижения в деревьях — с конца мая по июнь.

А для получения более качественного материала возвращались к этим заготовкам позжe — в июле. Эта работа всегда считалась сезонной. Процесс получения лыка у всех народов разный, но приемы практически одни и те же. Сначала тщательно выбирали дерево, затем валили его с помощью топора, отдирали длинные полосы коры с помощью того же топора или специального инструмента в виде длинной палки с острым концом. Также драли лыко и руками. Получали кору в виде трубок: одна толстая, другая более тонкая. После этого их надевали друг на дружку и погружали для замачивания в воду.

Вода должна была быть теплая, спокойная — без течения, у берега. В Белорецком районе на пути к Инзеру часто встречались в мелких речках запруды с мокнущим лыком. Такое мочение продолжалось до конца лета, до самой осени. В августе-сентябре древесную ткань уже можно было отделить от ствола. Теперь мастера привозили вымоченное и тщательно промытое от слизи и ила лыко в деревню, вешали под навесом для сушки. Бывало, что высушенную часть липовой коры связывали как пшеничные колосья. В итоге получали белое и желтое лыко.

Белое, как правило, использовали для душистых мочалок, а желтое, попроще, — для хозяйственных нужд. Отмачивание лыка в речке В этой работе участвовали в основном мужчины, так как она очень трудоемкая и требовала от мастера много сил. Во время войны и в послевоенные годы в некоторых отраслях лесозаготовки трудились женщины и подростки. Трудились круглый год: зимой рубили лес и вывозили к сплавным рекам, весной работали на сплаве, получали смолу, заготавливали лыко. Рубка и сплав леса, заготовка различного сырья, гонка смолы и дегтя, дранье лыка, углежжение многие годы были главными промыслами башкир-катайцев. Рассказывает Ринат Шайбаков, историк-краевед из Белорецкого района: «В Белорецком районе все деревни устья реки Инзер занимались лесоразработкой и лесопромышленным ремеслом. Одно из них — дранье лыка, своеобразное ремесло многих народов.

По берегам реки Инзер и с западной стороны горы Зильмердак растет много липы. Отсюда и липовый мед. Лыко всегда являлось востребованным товаром. Его продавали или обменивали в близлежащих городах или в больших населенных пунктах: Верхнеуральске, Катав-Ивановске, на Аскинском рынке. Продавали или обменивали на картофель, чай, сахар. Русские промышленники: Куликов, Колотов, Некрасов — держали малые предприятия. Заводские сообщества также не отворачивались от такого прибыльного дела.

Лыко с рогов лавтаками валится, лохмотьями. Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются.

Лычье ср. Лыковый, лычный, к нему относящ. Лычаки м.

Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд!

Лычник, лыкодер м. Лычага ж. Лычажный, мочалыжный.

Лыковатый, волокнистый, на лыко похожий. И лычага, да за воровину ответит. Молодость ременны гужи рвет, старость и на лычаге прет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий