При каких заболеваниях нельзя соблюдать пост? В статье рассказывается.
Великий пост в 2024 году
Помните только о том, что переедать в пост нельзя ни в коем случае – даже если вы ограничиваетесь строго постными продуктами. Строгий пост – нельзя есть никакую пищу, разрешена только вода. В понедельник, 27 февраля, у православных христиан после Масленицы начнется Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из всех многодневных постов.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Строгий и нестрогий пост различаются между собой списком разрешенных к употреблению постных продуктов. Питание должно быть полноценным в пост: завтрак, обед, ужин, а между ними полезные перекусы. Пост должен быть строжайшим. Есть вообще ничего нельзя. Что нельзя есть в Великий пост 2024 года? Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пищевой устав Великого поста не запрещает употребление морепродуктов даже тогда, когда нельзя есть рыбу.
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Рождественский пост 2023 питание по дням | Что можно есть в Великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. |
Великий пост 2023: когда начинается, календарь питания по дням, что можно и нельзя делать | Что можно и что нельзя есть в Великий пост, как подготовить организм к ограничениям и какие блюда помогут разнообразить постное меню — в материале «». |
Великий пост в 2024 году | Что можно и что нельзя есть в Великий пост? |
Великий пост: что можно есть постящимся | Мирянам, то есть тем, кто не принимал монашеский постриг, можно не так строго придерживаться всех запретов. |
Постные продукты и примерное меню того, что можно кушать в пост (строгий и нестрогий)
Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г.
Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста.
Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились.
Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.
Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.
Ели эти пресные коржи с тертым хреном, смешанным со свекольным квасом, заедали тертой редькой. Шестая, предпасхальная неделя Великого поста — Вербная.
Основные обряды, поступки, действия, связанные с этой неделей, совершались в воскресный день, в Вербное воскресенье. Весь этот день проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой. В старину в Вербное воскресенье обязательно варили ритуальную вербную кашу.
Седьмая, Страстная неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, его страданиям на кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершившихся событий каждый день этой недели именуется святым и великим. С апостольских времен дни Страстной недели были в глубоком почитании у христиан.
Продолжительность его 40 дней, а со Страстной неделей — 48 дней. Не подготовленному человеку трудно будет выдержать строгие ограничения. Православное предписание рекомендует первые два и последний день обходиться без пищи, а затем чередовать дни сухоядения без растительного масла и дни с вареной пищей без масла. В дни великого поста употребление растительного масла разрешается только по выходным дням вместе с вареной пищей, а рыбы — два раза за все время Вербное Воскресенье и Благовещение , в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. Если вы решитесь строго придерживаться Великого поста, можно изучить православный календарь питания, в котором подробно расписаны продукты и способы их приготовления на 40 дней. Если рассмотреть его по дням, то по понедельникам, средам и пятницам предусмотрена сухая еда черный хлеб, сырые фрукты и овощи, компоты, вода. По четвергам и вторникам разрешается горячая вареная пища без растительного масла каши, супы, тушеные овощи, бобовые. По воскресеньям и субботам — вареная пища на растительном масле. Выбрав такое питание, старайтесь хорошо пережевывать сырую пищу — это облегчит дальнейшее ее переваривание и избавит от дискомфорта в желудке и кишечнике. Есть календарь питания на каждый день по послабленному меню, который больше подходит для мирян. В нем исключается сыроядение и все дни присутствует вареная пища супы, каши, тушеные и вареные овощи , которая по определенным дням готовится с маслом или без него. Если человек живет полноценной церковной жизнью и часто причащается, исполняет установленные посты, то нет необходимости налагать на него дополнительные посты перед исповедью с последующим причастием. В канонах нет такого требования, они говорят только о посте по средам и пятницам. Тем не менее, по русскому обычаю есть традиция поститься три дня перед Причастием, тем более, когда оно бывает очень редко один-четыре раза в год. Тем, кто причащается реже двух раз в месяц или не соблюдает посты в среду и пятницу рекомендуют постится три дня перед причастием. Это значит есть животную пищу, постную пищу есть в меру только для насыщения , не употреблять алкоголь. Кто каждое воскресенье прибегает к Причастию, можно поститься лишь в среду и пятницу, а в субботу не есть мясных блюд. За 12 часов перед причастием ничего не есть и не пить. Перед исповедью без причастия оно не обязательно должно следовать после нее можно не держать пост. Исповедоваться можно в любое время, когда есть потребность исповедовать грехи и покаяться. В настоящее время пост часто рассматривается как разгрузочная диета или метод похудения. Нужно знать, соблюдение поста не всегда бывает эффективным в плане снижения веса. Часто многие, отказываясь от пищи животного происхождения, испытывают голод. Для преодоления его увеличивается употребление углеводов: хлеб с растительным маслом, постная выпечка, макаронные изделия, хлеб с медом или вареньем в качестве десерта, фрукты, сладкий чай. Неумеренное их употребление и избыток в рационе могут вызвать нарушения обмена веществ и привести к набору веса к концу поста.
Фото Густаво Зырянова Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В 2023 году страстная седмица выпадает на период с понедельника, 10 апреля, по субботу, 15 апреля. Каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней земной жизни Иисуса Христа, поэтому каждый день наделен особым смыслом. Церковь особо чтит дни Страстной седмицы, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Строгий пост в этот период соблюдают, чтобы духовно подготовиться к Пасхе. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, в храмах не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены только подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Великий понедельник Первый день Страстной Седмицы. Этот день связан с патриархом Иосифом, который является прообразом Христа. В Великий понедельник обычно принято начинать готовить дом к празднику Пасхи, убираться. Хозяйка должна обязательно протереть все стекла в доме, чтобы через них вошел солнечный свет и даровал счастье живущим. В Великий понедельник разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Великий вторник В Великий вторник вспоминаются притчи Христа. Заканчивают всё то, что связано с рукоделием. Завершают шитье, вязание, глажку. Если на Великий вторник идет дождь, то в этот год уродится много грибов.
Великий пост в 2024 году
Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка.
Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.
Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?
В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными.
Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей.
Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр.
Самое главное правило на этой неделе — уделить внимание молитве, помощи ближним и избежать развлечений и бытовой суеты. В этот период важно бороться с завистью, обидами и раздражением, избегать шумных застолий с алкоголем, курения и блуда. Это время глубокого покаяния, анализа собственной жизни и стремления к духовному совершенству. Цель — преодоление пороков и стремление к улучшению себя, соблюдение ограничений предписывается добровольно и искренне. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. Страстная неделя в 2024 году будет проходить с 29 апреля по 4 мая. Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. Великий Понедельник — начало Страстной недели в православной церкви, посвященный святому Иосифу Прекрасному. Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота.
В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит. Для сладкоежек отказ от любимых лакомств на время поста будет хорошим делом. Можно ли вкушать в посту морепродукты? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Устав складывался в теплых странах, где морепродукты — это традиционно простая и доступная еда. Поэтому, например, в Греции, даже Великим постом морепродукты в монастырях употребляют в пищу в те дни, когда есть разрешение на масло. В тех странах, где ситуация схожа, морепродукты легкодоступны и дешевы, вкушать их во время поста можно.
Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено
Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты.
Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство? Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит.
И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале.
Салаты же вместо растительного масла можно заправлять, к примеру, слабым маринадом или лимонным соком, а летом можно обойтись и без заправки — ведь в свежих овощах достаточно собственного сока. Пусть и отказ от молока и молочных продуктов вас не страшит — на какое-то время это делать необходимо, и такой запрет на период поста не только не вреден, но полезен. Согласно некоторым исследованиям, молоко как продукт самой природой предназначенный для детского питания, не очень-то хорошо усваивается организмом взрослых людей.
Так что потихоньку отвыкать от молока хотя бы во время поста вам не помешает. Под запретом жирные сладости, шоколад, выпечка и фаст-фуд. В пост, разумеется, запрещено употреблять алкоголь. Что можно есть в пост Фрукты и овощи Итак, что же можно употреблять в пищу во время поста? Конечно, самые желанные гости на столе в это время — это фрукты и овощи.
Там наибольшее количество витаминов, минеральных веществ, необходимых нашему организму. Так что летом на вашем столе каждый день пусть будут салаты из свежих овощей, а зимой — квашеная капуста, соленые огурцы, морковь, свекла. Едим мы во время поста и вареные и тушеные овощи. Но и здесь надо помнить, что чем меньше тепловой обработки, тем лучше — больше полезных веществ сохранится в готовом блюде. Поэтому овощи лучше закладывать уже в кипящую воду, а потом следить, чтобы они не переварились.
Не стоит варить овощи в большом количестве воды, и не допускайте при варке сильного кипения. И помните, что совсем не обязательно ограничиваться одной картошкой да капустой. Все разнообразие фруктово-овощного мира открыто перед вами, не забывайте о кабачках, перце, цветной капусте, кукурузе, зеленом горошке. Чем разнообразнее — тем лучше. Можно варить и овощные супы, добавляя туда крупы — рис, перловку.
Каши Очень важная составляющая постного стола — каши, конечно, сваренные на воде, а не на молоке, и без добавления сливочного масла.
Важно: в некоторые дни правилами запрещается даже растительное масло. А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье. Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками.
Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду.
Сегодня речь пойдет о постах для мирян, которые не придерживаются строгих предписаний для верующих. Некоторые первый раз собираются поститься, поэтому для них не предусматривается полный отказ от пищи и голодание, а только разумное ограничение ее. Соблюдение даже продолжительных постов их четыре , если они изначально не противопоказаны по состоянию здоровья, не может навредить человеку, поэтому диетологи о посте отзываются положительно.
Вегетарианское питание не является постоянным в православии — только временным и прерывистым. Вне постных дней не запрещено есть яйца, молочные и другие продукты животного происхождения, обязательно вкушение рыбы, которая наряду с растительными маслами по предписаниям Церкви считается постной пищей. В рыбе в 5 раз меньше соединительной ткани, поэтому она быстро готовится и легче переваривается в пищеварительном тракте, а белок ее лучше усваивается. Очень полезны рыбные жиры, которые обладают биологической ценностью, поскольку содержат полиненасыщенные жирные кислоты ПНЖК , имеющие значение в диетопрофилактике многих заболеваний. ПНЖК богаты ставрида, сельдь, скумбрия, сардина, мойва, нототения, тунец, лосось, печень рыб. Временные отступления от сбалансированного питания являются физиологичными и необходимы для поддержания активности органов и систем, которые обеспечивают усвоение пищи.
Согласно исследованиям Национальной академии питания США, система перемежающегося употребления мясной и вегетарианской пищи является рациональной, поскольку пищеварительная и иммунная система получает тренировку и комплексное оздоровление. Постная диета исключает мясо и животные жиры, молоко и яйца, кондитерские изделия с их добавлением, конфеты, выпечку. Православная кухня на несколько недель включает только растительные продукты: все овощи и фрукты, сою, гречку, рис, бобовые, нут, маш, грибы, горох, сейтан, киноа. Отказ от пищи животного происхождения полезен для организма. Переход на растительную пищу способствует нормализации обмена, снижению уровня холестерина , восстановлению микрофлоры кишечника и его эвакуаторной функции. Организм за время исключения жирной тяжелой пищи перестраивает обмен веществ и за время поста многим удается нормализовать вес.
Одновременно происходит очищение организма и избавление от токсинов , холестерина и липидов, продуктов обмена, поскольку растительная пища является источником клетчатки, которая выполняет функцию сорбента. При соблюдении такого питания улучшается функция желчного пузыря и моторная функция кишечника — исчезают запоры , если такая проблема существовала. Система православного питания носит гипоаллергенный характер. Это отмечено при наблюдении за больными, страдающими бронхиальной астмой , у которых во время постов отмечается уменьшение количества приступов. Рацион правильного питания во время поста должно быть разнообразным, тогда дефицита витаминов и минералов не возникнет. Самая главная проблема — недостаток в рационе белка, который нужно восполнять ежедневным употреблением бобовых чечевицы, гороха, сои, фасоли , а также грибов и круп.
Вегетарианские блюда часто готовят из сои, которая по содержанию белка превосходит мясо и поэтому занимает первую позицию в этом плане. Необходимый витамин В12 содержится в проросшей пшенице, зелени, рыбе, икре и морепродуктах они разрешены во время всех постов, но в определенные дни. Рыба является практически полноценной заменой мяса, так как в ней достаточно белка, кальция и витаминов, но содержится меньше железа. Рыбу нужно правильно выбирать и готовить.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. Какие правила важно соблюдать, что нельзя есть по Церковному уставу в Великий пост. строгий пост что можно кушать. Что можно и нельзя есть в Великий пост. Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты.