Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.
Кто такая богиня Мара?
Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену. Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы.
Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление. Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году. Смерть также означала приход новой жизни.
Хотя это и печальное событие, но неизбежное и, по сути, особенно горевать по этому поводу не стоит, ибо, по древним преданиям, смерть — это не конец, а переход в другой мир. И бояться этого нет причин. Русский народ всегда был очень тесно связан с природой и верой, и чувствовал, что он оберегаем высшими силами.
В чистоте души, несомненно, сила славянского народа. Славянский гороскоп: Морана 16 октября — 1 ноября Люди, появившиеся на свет в это время года, обретают покровительство Мораны. В имени этой славянской богини прослеживается четкая связь со словом «мор», которое означает внезапную смерть, настигающую почти всех поголовно.
Мор мог погубить и крохотную деревушку, и огромное государство. Морена является богиней болезненной, бесплодной дряхлости, увядания жизненных процессов, смерти. И жертвы этому созданию приносили соответствующие — увядшие цветы, опавшую листву, испорченные, гнилые плоды.
А еще считалось, что ей нравится принимать угасшие человеческие жизни. Людям, находящимся под ее покровительством, суждено родиться в унылое, пугающее время, когда можно рассчитывать и надеяться исключительно на себя. Из всех остальных знаков именно этот считается самым сильным, причем эта сила имеет свойства, граничащие с магическими.
Терпеливые и упорные дети Морены неуклонно продвигаются к поставленной цели и при этом ни капли не нервничают: они и так знают, что все получится. Когда они попадают в самые сложные, безвыходные житейские ситуации, даже и не думают опускать руки, а наоборот, собирают в кулак всю свою волю. Кроме того, в сложных положениях они находятся под защитой самой Судьбы.
Представители этого знака не избегают и не боятся борьбы. Более того, они всегда настроены на победу и не боятся смотреть в лицо самой смерти. Неслучайно люди-Морены могут становиться прекрасными врачами, в частности, работающими в реанимации и хирургии: уж они-то способны практически любого вытащить с того света.
Без противоборства, без конкуренции им не кажутся интересными ни любовь, ни дружба. Родившимся в этот период присуща не только стойкость, но и необычайно развитая самодисциплина. Они не умеют идти на компромиссы и нередко могут быть мстительными.
В то же время часто этим людям приходится колебаться между двумя привязанностями. Они не дают своим чувствам взять над собой полную волю. Не любят ответственности и поэтому стараются ее избежать, хотя работу выполняют неизменно на высоком уровне.
Детям Мораны одновременно присущи доброжелательность, нежность, мечтательность, благоразумие, элегантность, тонкий эротизм — и агрессивность, угрюмость, мрачность, вспыльчивость, упрямство, неистовство, ревнивость. Большинство представительниц прекрасного пола, родившихся под покровительством Мораны, являются пресловутыми роковыми женщинами. Впрочем, чаще всего энергетика и мощь детей этой богини направлена на оборону и гораздо реже — на нападение.
Люди-Морены чрезвычайно сильны, но даже они нуждаются в дополнительной энергии. Для них ее источником является мертвая вода. Ее можно набрать в каком-либо водоеме, когда вода в нем наполовину замерзает.
Подобно сказочной, она выступает для представителей этого знака защитой от всевозможных проблем и воскрешает к жизни, придавая новые силы.
Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом Кощеем. По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело.
При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь. Ритуалы и праздник в честь Марены С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. День Марены традиционно отмечают 1 Марта.
Мара - воплощение мора Мара — злой дух, как и Морена , воплощение смерти, мора. Позднее Мара частично утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, часто так называют всяческую нечисть. Мара — имя чучела, которое сжигают на костре в ночь на Ивана Купалу. В низшей мифологии воплощение ночного кошмара. Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Марцана Марцана — богиня смерти всех живых существ, кроме человека: ее жертвы доставляют людям богатые плоды охоты, рыбалки и звероловства. Баба Яга В славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках». Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса центре иного мира , то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти.
Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия. Умения, силы и способности[ Холод - Марена является как бы противником весны, стараясь сохранить зиму как можно дольше, насылая морозы. Современное использование[ ] В наши дни Марену часто представляют как олицетворение зимы и символическое утопление означает конец сезона холодов и возвращение жизни. Тем не менее, современные интерпретации обряда являются упрощенными, не в последнюю очередь из-за комбинации двух первоначально отдельных обрядов и изменений, внесенных в них. Исследователи подчеркивают, что Марену представляли не только как олицетворение зимы, но и как славянскую богиню.
Позже Марена стала ассоциироваться со смертью, что упростило ее значение и важность как богини, которая была не только смертью, но и жизнью, управляя природой. Ее утопление в воде исследователями понимают как символический спуск в подземный мир, только чтобы возродиться вновь следующей зимой.
Гадания онлайн на 2024 год
- Функции и происхождение
- Морана(мара)-Богиня смерти,Славянская мифология слушать онлайн на Яндекс Музыке
- Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
- Женщина-Морана
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик. Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия. Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.
Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей! Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.
Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.
В этом случае Марена могла превратить человека в лихомана, то есть он становился разбойником, пиратом или вором, а иногда в него вовсе вселялась нечисть. Хотя, конечно, Марена могла просто уничтожать таких людей. Однако она не делала этого, полагая, что эти лихоманы должны существовать в назидание людям, чтобы те помнили, что плохие поступки всегда влекут за собой страшные и зачастую необратимые последствия. Как гласят древние сказания, владения Мары Марены находились за черной Рекой Смородиной, которая разделять Явь и Навь и через которую перекинут Калинов Мост, который охраняет Трехглавый Змей.
Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время. Навь в славянской мифологии — это воплощение прошлого, это то, что уже состоялось, а теперь ушло; Навь — страна мертвых, что враждебна стране живых — Яви. Считается, что Навь — мир потусторонний, нематериальный, мир мертвецов. Иногда Навью называют не только загробный мир, но и темную силу этого мира.
Мара прядет нить судьбы из живых сущностей,в конце обрезает серпом, что означает смерть Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее как в мире Яви, так и Нави Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное.
Дни Мары — это 25 ноября, когда встречают зиму, и 1 марта, когда богиню зимы провожают. В последний раз её вспоминают на весеннее равноденствие, когда к людям приходит богиня весны Леля, а Мара окончательно уходит в Навь, её чучело сжигают. Длинными и суровыми зимними ночами Мара властвовала над древними славянами, а потому не могла быть просто злодейкой, а была суровой, но справедливой Богиней, оберегающей людей, которые относятся к ней с уважением.
Несмотря на её темный образ и попытки разрушить мир, также часто она его спасала и все же принадлежит к светлому пантеону Богов. Наши предки чтили Мару, она фигурирует во многих былинах и сказках, а также существует множество ритуалов связанных с её фигурой. Мара — это один из фундаментальных принципов бытия. В её образе спрятан глубокий взгляд на круговорот жизни и смерти от наших предков. Образ богини Мары существует не только в славянской мифологии.
Например, в латышской мифологии Мара является одной из центральных богинь, она опекает коров, корова для древнего латышского человека является главным животным, дающим все необходимое. Она отвечает за урожай, от которого зависит жизнь древнего человека. Латышскую Мару часто связывают с мифологическим образом Девы Марии. Если сравнивать со славянскими Богинями, то наиболее похожий образ — это Лада. Она мать, ей поклоняются как главной богине.
Также интересным мне кажется момент, что имя Мара не фигурирует больше нигде кроме буддизма. С санскрита слово значит — «кончина», «гибель» и Мара в целом очень близка по духу и образу богине Кали, которая фигурирует как в индуизме, так и в буддизме.
С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну Богумиру , посылая ему змея с маленькими живыми яблоками. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави. Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост , а другие ворота — в горах великан Святогор стережет.
И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется. Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем. Олег удивленно моргнул. Нет, он не ошибся.
Женщина действительно держала на ладони настоящий человеческий череп, окованный серебристым металлом. Хотя почему бы и нет. Она ведь богиня, а не нежить.
Морена и Чернобог — Властители Нави
Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще. Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т. Мара — богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах.
Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь. Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости. Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю. Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами.
Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам. Она была высокого роста и обладала на редкость белоснежной, и даже «прозрачной» кожей. Кстати, вполне вероятно, что образ снежной королевы пошел именно от славянских легенд. Во многом они похожи, и даже среда их обитания имеет невероятные сходства, не говоря уже о привычках и силе. Нередко Мару называли воплощением льда и достоинства. Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти — спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу. Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса.
Вместе они практиковали изучение стихий и магии.
За перерождение душ отвечала богиня Карна, а за оплакивание умерших — Желя. Морана Морана в первую очередь богиня смерти, зимы, ночи. Согласно верованиям, она безраздельно властвовала над миром живых зимой.
Ее имя созвучно с такими словами, как «мор», «мрак», «морочить». Богиня, согласно верованиям, была стройной, красивой и бледной девушкой с черными волосами. Ее изображают с серпом. По легенде она любила ткать, причем ткала она нитями судьбы людей.
Обрезая нить серпом, она забирала жизнь. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. Сестрами Мораны были богиня жизни Жива и богиня весны Леля. По легендам, Морана какое-то время была замужем за Кощеем бессмертным, а также дружила с колдуньей Ягой.
Славяне верили, что по земле ходят прислужники Мораны, злые духи болезней — мары.
Богиня Мара: образ и как выглядит Образ Мары прослеживается благодаря сказкам и былинам. Мара часто ассоциировалась с Ягой, хотя являлась ее подругой. Злобная девка Маринка вводила в искушение богатыря Добрыню, пыталась заморочить ему голову. Подобно Снежной королеве, богиня славян Мара обитала в ледяном дворце мира Нави, а зимой гуляла по просторам русских равнин. Вступая в права в начале зимы, повелительница тьмы представала в облике холодной красавицы с белоснежной кожей и черными очами. Длинные черные волосы ее были распущены по плечам. Ее наряд был белого или лазурного цвета, вызывал ассоциации с саваном. В руках она могла держать серп, которым косила свою страшную жатву. Читайте также: Десятиручка и Доля-Недоля: как куклы лечили и оберегали наших предков К концу зимы статная надменная богиня превращалась в сгорбленную старуху — Смерть с косой в руках.
Ее цветами уже могли быть черный и черно — багровый. Сжигая на костре на Масленицу соломенное чучело, олицетворявшее саму Зиму, славяне тем самым прогоняли повелительницу тьмы и смерти. Иногда Мара могла появиться и летом в поле в образе Полудницы — красивой девушки в белом с серпом в руке. Что ей стоило в летнее марево затуманить сознание путника, повергнуть солнечным ударом? Стоит заметить, что согласно воссозданным мифам, Богиня смерти была настолько прекрасна, что пользовалась популярностью у Богов мужского пола, выбирая себе женихов. Хозяйка медной горы П. Бажова, предстающая в его сказах в разных образах то пещерной девы, то странницы, то юной красавицы, также была черноволосой, хладнокровной, надменной, но справедливой. Жила она в холодных каменных подземельях, в самоцветных чертогах. Уж не богиню ли смерти Мару так преподносил нам уральский сказочник? Баба Яга В славянской мифологии лесная старуха-волшебница.
Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках». Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса центре иного мира , то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» происходит от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которые славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом умершего внутри. Этот обряд погребения существовал у древних славян до IX века. Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых. Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» запах живых неприятен мёртвым. Баба-яга — повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Чёрный всадники, то есть утро, день и ночь. Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Бабу-ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.
Есть и другой вариант — быть съеденным ею и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса. Мара в славянской мифологии. Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Богиня Мара персонаж славянских мифов. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.
Читайте также
- Атрибуты богини
- Мужчина-Морана
- Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
- Женщина-Морана
Морана, Morana
Богиня Морана в славянской мифологии. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть.
Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь. Мне кажется, богиня просто почувствовала неограниченную власть, что подтолкнуло её к переходу в царство Нави и мрака. Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы.
Слайды и текст этой презентации
- Родные боги : Морана или Мара, Морена
- Представление богини Мары у славян
- Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
- Дети мары - Мой Тор
- Мара - богиня смерти
Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна. Мара, Марена в славянской мифологии богиня смерти, отвечающая с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи.