Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках.
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова. В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Аполлинария Суслова, Людмилы Сараскиной в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн.
Сараскина Л.: Аполлинария Суслова
Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. Прокофий Суслов зажил в столице на широкую ногу: нанял штат прислуги, а для двоих своих дочерей, Аполлинарии и Надежды, пригласил гувернанток и учителя танцев.
Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь
О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него. Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова.
Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей
В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. Анна Достоевская в Ялте, Аполлинария Суслова (по мужу Розанова) в Севастополе. Подпишитесь на Первый Севастопольский в ях. Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной.
ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.
Идея равенства мужчин и женщин помогла Надежде сделать блестящую карьеру, преодолев все трудности, и стать первой женщиной врачом в России, а Апполинарии, увы, нет. Раннее разочарование в мужчинах, как в существах слабых, не умеющих сделать решительный шаг на пути к свободе, погубило в сердце юной энтузиастки веру в возрождение. А ведь она мечтала посвятить себя «хождению в народ», но зацикленность на внутренних обидах не дала ей этого сделать. В конечном счёте её независимость принимала уродливую форму желания властвовать и мстить: «… Я была много раз оскорблена теми, кого любила, или теми, кто меня любил, и терпела… но чувство оскорбленного достоинства не умирало никогда, и вот теперь оно просится высказаться. Все, что я вижу, слышу каждый день, оскорбляет меня, и, мстя ему, я отомщу им всем. Я отравлю его медленным ядом. Я отниму у него радости, я его унижу…».
Достоевский показал себя прекрасным психологом, запечатлев её в автобиографическом романе «Игрок» в образе Полины. Она — молодая падчерица в семье отставного генерала, в доме которого главный герой Алексей Иванович работает учителем. Полина влюблена во француза де-Грие, в свою очередь в неё влюблен англичанин Астлей и сам Алексей. Ради неё главный герой идёт играть в рулетку, чтобы восполнить проигранное её бабушкой состояние. Она денег не принимает, отталкивая его всё время, а через два года он узнает, что за всю свою жизнь любила Поля только его. Странная, мучительная история любви не заканчивается ничем: Полине всё время мешала её гордость.
Другой яркий образ, запечатлевший характер Аполлинарии — образ Настасьи Филипповны в романе «Идиот», которая, будучи обижена в юности господином Тоцким, превращается в безжалостную, но глубоко страдающую женщину. На протяжении всего романа она словно ищет смерти, делая себя предметом купли-продажи, разыгрывая себя, как игрушку, за деньги между мужчинами, и, в конце концов, доводит Рогожина до исступления: он убивает её. Полина и Настасья Филипповна пленяли мужчин красотой и обманчивой страстью, лишь для того, чтобы увидеть их страдание и падение. Они роковые женщины, обреченные на конец, в таких образах нет воздуха, она затворницы в кельях своей бесконечной гордости и боли, которую простить не в силах. От Аполлинарии Сусловой практически ничего не осталось, кроме её дневника, нескольких писем и парочки рассказов, зато её образ плеядой роковых образов проходит через позднее творчество Достоевского. Она была страдающей душой, которая была не в силах измениться, вся её жизнь — крест на своем счастье.
Но именно она смогла отразиться в этих печальных зарисовках русской души, жаждущей апокалипсического конца.
Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям". Достоевский приехал во Францию чуть позже... Аполлинария даже и не ждала его. У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: "Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж.
Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой - излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный - подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца... Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела". Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал.
И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: "О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя... А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью - лишь бы с Достоевским. Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему. А Аполлинария жаждала отнюдь не покорного служения гению, но личной свободы... После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения.
Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году. И за те более, чем полвека, которые прошли с ее разрыва с одним из самых великих и противоречивых русских писателей, она сделала многое, чтобы доказать и себе и своим знакомым свою независимость от него и даже холодное равнодушие к его имени. Аполлинария Суслова в молодости Аполлинария Суслова в молодости Мечты о независимости и «свободной любви» манили Аполлинарию ещё с молодости.
Ее знакомство с Достоевским, вероятнее всего, состоялось на почве повести «Покуда», которую начинающий автор Аполлинария Суслова принесла в журнал братьев Достоевских «Время». Главная героиня этой довольно неумелой и скорее слабой, чем талантливой повести - непонятая и одинокая, но развитая и глубоко чувствующая молодая женщина, живущая в разладе с окружающей средой. Спасаясь от гнета вздорной матери, она выходит замуж без любви за недостойного ее человека, потом порывает с мужем, едет в провинцию зарабатывать грошовыми уроками и вскоре умирает от чахотки. Многое в героине, кроме раннего брака и ранней смерти, напоминает Суслову - уходы в никуда, разрывы с близкими людьми. Начинающую писательницу очень волновали женская эмансипация и судьба женщины, которая решила остаться верной себе и не «подстраиваться» под пошлую окружающую среду. Она даже как будто предугадала «формулы своих разрывов» - «не женщина, а упрямый черт; с ней нельзя не ссориться; но трудно с ней расстаться тому, кто ее любит». Женщина, «с которой нельзя не ссориться, но трудно расстаться», обладала в молодости интересной внешностью. Воспоминания современников рассказывали о больших серо-голубых глазах, правильных чертах лица, пышных волосах и гордо закинутой голове. Очарованием красоты и молодости, а ещё сложностью натуры и максимализмом запросов она очень привлекала Достоевского.
И отвыкал он от неё мучительно, хотя в отношениях с ней страдал и бесился от ревности, обижался на равнодушие к своим бедам, бездушные требования развестись с умирающей женой, а в последние месяцы их отношений чувствовал себя задетым постоянным противоречием себе почти во всем. После того, как жена его умерла, он, как порядочный человек, и сохраняя в себе что-то от прежней страстной любви, не один раз предлагал Аполлинарии выйти за него замуж. Но она упорно отказывала, записывая в дневнике, что он этим ее только злит «Сегодня был Федор Михайлович, — писала она в дневнике, — и мы всё спорили и противоречили друг другу». Достоевский времен отношений с Аполлинарией Ф. Достоевский времен отношений с Аполлинарией Спустя 15 лет история повторится с известным в будущем русским философом и мыслителем Розановым, горячим поклонником Достоевского, посвятившим ему многие свои работы. Он был младше Сусловой двадцатью годами, влюбился в неё будучи ещё гимназистом, и, получив специальное разрешение, женился в 20 лет на 40-летней Аполлинарии. Страсть его очень подогревало то, что она когда-то была возлюбленной Достоевского, его да и многих из молодёжи того времени кумира. Много позже Розанов оставил такое пристрастное и очень уязвленное воспоминание об их первой встрече -"С Суслихой я первый раз встретился в доме моей ученицы А. На Катьку Медичи она в самом деле была похожа".
Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал.
Отношения постепенно осложнялись разными обстоятельствами, несхожестью характеров, а вскоре и вовсе стали затруднять обоим жизнь. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья». Как и предвидел писатель, жизнь у неё не сложилась.
Бывшая любовница знаменитого писателя вынужденно уехала на жительство в провинцию, была под надзором полиции. Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены», - восторженно отзывался о «великолепной» Аполлинарии Василий Розанов — писатель, философ, в жизнь которого она ворвалась, очень скоро превратив её в ад. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Будучи моложе её на 16 лет, он женился на ней. Ненависть к мужу после расставания с Достоевским Аполлинария выражала открыто и неистово, она долго не могла прийти в себя, посылала бывшему любовнику письма, втайне надеясь, что всё у них ещё сложится. Однако время шло. Фёдор Михайлович похоронил жену, вторично женился на своей помощнице Анне Григорьевне Сниткиной. Молодая жена тайком познакомилась с соперницей, она боялась, что старая привязанность возобновится. Но роль разлучницы Сусловой не удалась.
В 43 году её настигла «последняя» жгучая любовь к студенту, гостившего у Розановых в доме. Студент сильно пострадал от этой роковой женщины, которая, не встретив взаимности, осложнила ему жизнь - он любил другую, а смириться с чужим счастьем Суслова не могла. Тайно прочитанное письмо от студента к её мужу, в котором тот позволил неосторожные высказывания о государе Александре III, она переслала жандармам.
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один.
Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман.
Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.
Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.
Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены.
Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора.
Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым".
Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!
Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года.
Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину.
Отношения Достоевского и Апполинарии развивались как в древнегреческой трагедии — на последнем накале страстей. Жена писателя была смертельно больна туберкулезом, Апполинария рвала и метала, требуя развестись с ней. Она устраивала истерики, потом такие же истерические примирения. Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Как-то Достоевский обещал съездить с Апполинарией в Европу, в Париж… Его задерживали какие-то дела, поэтому она отправилась одна. К моменту приезда Федора Михайловича у нее уже был некий ухажер-альфонс, который обобрал ее до нитки и оставил одну. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа.
Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Не вполне известно, что там разыгралось за действие, но финал его известен: Апполинария согласилась оставить нож и неверного любовника в Париже, и ехать с Достоевским в Германию. Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж. Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви. После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом.
Дочерям Аполлинарии и Надежде он решил дать настоящее образование.
Надежда впоследствии стала первой русской женщиной-врачом. Аполлинария училась в пансионе благородных девиц, потом семья Сусловых перебралась в Петербург , и здесь девушка стала посещать лекции в университете. Достоевского , в то время — уже маститого писателя , чьи лекции имели большой успех у молодежи. На момент встречи Достоевскому было сорок, Аполлинарии Сусловой двадцать один. Любопытен портрет Сусловой той поры в воспоминаниях дочери писателя — Любови Фёдоровны Достоевской : «Полина приехала из русской провинции, где у нее были богатые родственники, посылавшие ей достаточно денег для того, чтобы удобно жить в Петербурге. Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены. Однако она усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе… Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь… Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным.
Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» К сожалению, свидетельство дочери Достоевского в первой своей части является заведомой клеветой. Суслова вообще не могла быть студенткой: в 60-х гг. XIX века в России попросту не существовало высшего женского образования. Женщины могли появляться на лекциях только в качестве вольнослушательниц, причём университетское начальство смотрело на это неодобрительно, а о претензии на допуск к экзаменам не могло быть и речи см. Активное участие Сусловой в студенческой жизни было возможно только в амплуа возлюбленной какого-нибудь революционно настроенного студента но свидетельств такого рода нет. Что касается истории знакомства Сусловой и Достоевского, то версия дочери писателя представляется вполне правдоподобной. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Понятно, что писателю трудно было отказывать возлюбленной в её невинных просьбах: так, например, её повесть «Покуда», довольно слабая и претенциозная, всё-таки была напечатана в журнале братьев Достоевских «Время». Дальнейшие отношения Сусловой и Достоевского можно охарактеризовать как «любовь-ненависть».
В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири. Но, увы, художественное произведение — не биографический документ. Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой.
Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины. Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор! Я не знаю существа более зависящего: развитие его ума, характера, его взгляд на вещи — всё зависит от внешних причин. Разум, эта высшая способность человека, кажется, дан ему для того, чтобы глубже чувствовать собственное бессилие и унижение перед случайностью» — звучит вполне в духе ещё не написанных «Записок из подполья». Может, это и подкупило Достоевского при знакомстве с произведением Сусловой?
А может, — нельзя исключать — тут прослушивается его редакторская правка? Характер героя его имя Александр , наделённого болезненной рефлексией, с детства уединявшегося от самых близких людей, тоже близок подпольным героям Достоевского. Этим интересны первые страницы повести «Покуда». Но затем появляется героиня сперва невеста, затем жена брата героя , которую Суслова наделяет собственными чертами, и интерес повествования резко падает. Александр находит в Зинаиде свой идеал, но с её стороны встречает не более чем симпатию. В истории этой героини Суслова в чем-то напророчила свою будущую судьбу: Зинаида оставляет мужа, уезжает в другой город, поступает в гувернантки.
В финале — умирает в полном одиночестве. История вполне тривиальная. Федор Достоевский, 1879 год. Натура страстная, недобрая, красивая, нервная, истеричная и с драмой. Можно ли сказать, что это описание подходит Сусловой? Какой её видел писатель, современники и какой она видела себя?
Означает прежде всего неистово страстную, «демоническую» женщину, соблазнительную и соблазняющую. Любопытно, однако, что, признавая Суслову прототипом ряда женских образов Достоевского, её муж, Василий Розанов, как раз отказывался считать её прототипом именно Грушеньки. В Суслихе — ничего грубого, похабного». Впрочем, и Митя Карамазов словом «инфернальница» характеризует лишь одну сторону Грушеньки, связанную со страстным характером, полом, надрывом.
Суслова Аполлинария Прокофьевна
Тётенька никого никогда не любила и не способна была полюбить, ничего не сделала, кроме как большого количества любовников. Счастливым она не сделала ни одного мужчину и сама счастлива не была. У своих мужчин скорее вызвала стокгольмский синдром. Если она и вдохновляла Достоевского, то без нее он бы сам стал Достоевским раньше и менее трагически. Разоблачительной тенью?
Разоблачающей что? Что значит фраза: «и лицом не общим выраженьем»? Настасье Филипповне тоже симпатизирую искренне, но не стоит забывать, что она была содержанка, ей торговали, как товаром и не по ее воле развратили в 13 лет, она была — типичным пациентом психиатрической клиники. Не вижу никакого примера для подражания молодой девушке.
Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии? Я — ни одной. Но встречала много тех, кто мечтает стать проституткой, в той или иной степени.
This work was originally published anonymously or under a pseudonym: a before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication, or b between January 1, 1943 and January 1, 1954, and the name of the author did not become known during 70 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication. This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993. If the work was first published after the death posthumous rehabilitation of the author, copyright term is counted from January 1 of the year following the year of publication, provided that the work was published within 50 years after the death of the author who died and was not posthumously rehabilitated before January 1, 1943, or within 70 years after the death posthumous rehabilitation of the author who died rehabilitated posthumously between January 1, 1943 years before January 1, 1954.
Происхождение и юность Русская писательница Аполлинария Полина Суслова родилась в 1840 году в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Ее отец Прокофий Суслов начинал жизнь в качестве крепостного графа Шереметева и работал писарем. Благодаря незаурядному уму он смог вырасти до управляющего всех имений графа и получить вольную до отмены крепостного права.
Затем Суслов переехал в Петербург , стал купцом и делал все, чтобы обеспечить дочерям Аполлинарии и Надежде достойную жизнь и образование. Сначала сестры занимались с учителями на дому, а затем их определили в пансион благородных девиц. Больше всего в школьной программе Полину привлекала история Древней Греции и античное искусство, а Надежда интересовалась естественными науками и рано начала публиковать свои рассказы в журналах, включая «Современник». Женщинам в то время нельзя было получить высшее образование, но посещение лекций не возбранялось — и сестры ходили в Санкт-Петербургский университет как вольнослушатели. Там они получали знания и знакомились со студентами, благодаря которым могли посещать балы и литературные вечера. Встреча с Достоевским В 1861 году 21-летняя Суслова познакомилась с Федором Достоевским, чьи лекции и произведения имели большой успех у прогрессивной молодежи. На момент их встречи писателю было 40 лет. К этому времени он выпустил повесть «Записки из Мертвого дома» об опыте каторги, издавал с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время» и состоял в первом браке с Марией Исаевой , которая болела туберкулезом. Писатель уже тогда был довольно известен, но свои главные произведения написал после встречи с Сусловой.
А именно — великое пятикнижие, в которое вошли романы «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1866 , «Бесы» 1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1880.
Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей.
А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью — лишь бы с Достоевским. Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему. А Аполлинария жаждала отнюдь не покорного служения гению, но личной свободы… После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. Уже расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее». Розанов знал, что Аполлинария была любовницей самого Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» 11 ноября 1880 года Розанов получил свидетельство: «От ректора Императорского Московского Университета студенту 3-го курса историко-филологического факультета Василию Розанову в том, что к вступлению его в законный брак со стороны университета препятствий нет».
Невесте — 40 лет, жениху — 24.
«Инфернальница» Аполлинария Суслова
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография | Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. |
Полюбите нас беленькими — Журнальный зал | Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. |
Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных | Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Аполлинария Суслова, Людмилы Сараскиной в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна | Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов. |
Злой гений Достоевского и Розанова
Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф. Автор нескольких автобиографических повестей. Около 1900 года переехала в Алушту, а затем в Севастополь, где была «председательницей» отделения Союза русского народа 1911.
О чем пишут! Вот тут у меня книжечка: шесть изданий и вышло в шесть месяцев….
Lobulo восхищается тем, что в Америке булочник может получить несколько десятков тысяч в год, что там девушку можно выдать без приданого, что шестнадцатилетний сам в состоянии себя прокормить. Вот их надежды, вот их идеал. Я бы их всех растерзала…». Мария Дмитриевна умирает весной 1864 года.
Тогда писатель с чистой совестью делает предложение своей возлюбленной, но она, конечно, отказывается. Обида была сильнее желания стать счастливой. В дальнейшем они расстанутся окончательно, последнее письмо придёт от нее в 1867 году, когда Федор Михайлович был уже женат на молодой стенографистке Анне Сниткиной. Да и сама Аполлинария всё-таки выйдет замуж, но уже будучи сорокалетней женщиной, за молодого журналиста 24-летнего Василия Розанова, будущего русского философа.
Влюбленный юноша видел в ней что-то трагически надрывное, как и Достоевский когда-то. Красота страдальческого лица разжигала внутри Розанова интерес к её душе. Правда, в течение 7 лет, она постоянно изменяла ему, при этом обвиняя его во всех смертных грехах. Нет, не счастья хотела эта женщина, а окончательного падения в бездну.
Умирает она у 1918 году в Крыму. Идея равенства мужчин и женщин помогла Надежде сделать блестящую карьеру, преодолев все трудности, и стать первой женщиной врачом в России, а Апполинарии, увы, нет. Раннее разочарование в мужчинах, как в существах слабых, не умеющих сделать решительный шаг на пути к свободе, погубило в сердце юной энтузиастки веру в возрождение. А ведь она мечтала посвятить себя «хождению в народ», но зацикленность на внутренних обидах не дала ей этого сделать.
В конечном счёте её независимость принимала уродливую форму желания властвовать и мстить: «… Я была много раз оскорблена теми, кого любила, или теми, кто меня любил, и терпела… но чувство оскорбленного достоинства не умирало никогда, и вот теперь оно просится высказаться. Все, что я вижу, слышу каждый день, оскорбляет меня, и, мстя ему, я отомщу им всем.
Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф. Автор нескольких автобиографических повестей. Около 1900 года переехала в Алушту, а затем в Севастополь, где была «председательницей» отделения Союза русского народа 1911.
Судьбы двух этих женщин различны настолько, что с трудом верится в то, что они были родными сестрами. Однако действительно ли истории их жизней можно свести к банальному противопоставлению: святая — грешница? Как скачать аудиокнигу - "Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу?