Но с наличием обострившегося конфликта между Индией и Китаем – а он обострился! – создание таких институтов видится уже в сильном тумане. Индия в союзе с США стремится делегитимизировать движение «Талибан», препятствуя Китаю укрепить свое влияние в регионе.
Индия и Китай пришли к согласию о снижении напряженности на границе двух стран
Замысел Вашингтона, как отмечает министр, во втягивании других стран в военное противостояние с Китаем и Россией. Главная» Новости» Приехала ли индия в давос. Индия и Китай, два мировых гиганта, оказывающих всё более растущее влияние на трансформацию геополитической ситуации, вновь продемонстрировали, что между ними сохраняются напряжённые отношения. Мощный поток уничтожил часть шоссе Роинг-Анини, соединяющее две страны, а также район долины Дибханг с остальной частью Индии.
Китай заявляет о победе над Индией на границе с Гималаями
Индия в союзе с США стремится делегитимизировать движение «Талибан», препятствуя Китаю укрепить свое влияние в регионе. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. Товарооборот России и Индии, по данным индийской статистики, за 10 месяцев 2023 года достиг 54,7 миллиарда долларов, Москва вошла в четверку основных торговых партнеров Нью-Дели, заявил посол России в Индии Денис Алипов. Между Индией и Китаем существует давний территориальный спор о принадлежности почти 60 тысяч квадратных километров в северо-восточном штате Аруначал-Прадеш, а также участка горной территории на севере Кашмира.
Китай заявляет о победе над Индией на границе с Гималаями
Осенью 1962 года этот спор даже перерос в пограничную войну. Новое обострение случилось в мае 2020 года, когда произошли несколько конфликтов между индийскими и китайскими военными, после чего Нью-Дели и Пекин усилили военное присутствие в регионе. Читайте также Но можно ли считать это противоречие экзистенциальным? Смогут ли американцы воспользоваться им? Или прав обозреватель американской газеты?
Байдену это выгодно, это его тема, которой он занимался в свои самые продуктивные годы. Думаю, создание этой повестки — это прежде всего игра на него. Насколько принципиальны разногласия? Этот конфликт можно сравнить как с желанием австрийской элиты вернуть себе былое величие Австро-Венгрии.
Где-то глубоко эта идея сидит, но всерьез о ней мало кто говорит. И у Китая, и в Индии общего гораздо больше, чем разъединяющего. Оба народа эксплуатировали европейцы и обида на них там куда больше, чем антагонизм друг к другу. На какие компромиссы стороны не пойдут никогда?
И насколько Запад может использовать эти противоречия?
Премьер добавил, что стабильные и мирные отношения между Индией и Китаем важны не только для них самих, "но и для всего региона и мира". Newsweek публикует высказывания главы правительства Индии в виде текста с подзаголовками, не в формате вопросов и ответов. Кроме того, указывается, что слова премьер-министра "отредактированы для компактности". Столкновения на границе В мае 2020 года в горной области Ладакх на границе Индии и КНР произошли столкновения, которые привели к жертвам с обеих сторон.
В воздушном бою приняли участие 32 самолёта. Подробностей произошедшего очень мало, известно, что со стороны Пакистана принимали участие восемь американских Ф-16, индийскую авиацию представляли два МиГ-21. Об остальных участниках данных нет. Истребитель ВВС Пакистана по итогам воздушного боя был подбит и потерпел крушение. В результате сражения Пакистан потерял один американский самолёт, Индия — два, один из которых упал на её территории, второй — на стороне противника, пилот попал в плен. Эти события стали продолжением конфликта, произошедшего 14 февраля. В этот день пакистанский смертник, подорвав себя, убил более 40 военнослужащих противника. В ответ индийцы нанесли авиаудар по позициям пакистанской армии.
Сегодня После своеобразного «обмена любезностями» стороны наконец-то осознали, что находятся на грани ядерной войны. Проанализировав события и возможные «перспективы», противники внезапно поняли, что даже сев за стол переговоров, не смогут найти авторитетных посредников. Инвестиции и покупка недвижиммости в Дубай. США использует Исламабад в качестве главного парламентёра в Афганистане. Индийцы выступают в качестве одного их главных элементов сдерживания внешней политики Китая. Последний, в свою очередь, вряд ли сможет оказать значительную помощь. Слишком многими бизнес-контрактами он связан с Исламабадом, а желания ссориться с индийцами нет из-за собственных давних вопросов, касающихся территорий Тибета. Таким образом, американское или китайское правительство не может выступать в роли посредника из-за сильной взаимосвязи и двухсторонней зависимости, которая может отразиться на дальнейшем сотрудничестве если один из противников окажется недовольным результатами.
Поэтому можно предположить, что именно такая оценка происходящего могла послужить причиной того, что стороны приостановили вражду. Исламабад отпустил пленного лётчика. Нью-Дели, получив военнослужащего, прекратил активные движения войск вдоль границ. Можно предположить, что обе стороны «остались довольны» результатом: Пакистан показал, что способен уничтожить авиацию противника. Индия вернула пленного пилота и отомстила за террористический подрыв авиаударом. Хотя армии двух стран сегодня и находятся в боевой готовности, такой активности, как в конце февраля и начале марта уже не наблюдается. Политики при этом сели за стол переговоров, поняв, что война возможно, третья мировая не нужна ни одной, ни другой стороне. На протяжении 70 лет своего независимого существования как государств современного мира Индия и Пакистан находятся в напряженном отношении друг с другом.
Но из-за того, что оба государства являются членами Ядерного клуба и имеют на своём вооружении более 100 атомных боеголовок, каждый результат давнего противостояния может оказаться плачевным.
В азиатский клубок противоречий втянуты и другие страны. В этой ситуации Россия оказалась перед огромными и важнейшими вызовами.
После этого индийское правительство «предупредило Китай о нежелательности эскалации напряжённости». Индийцы обвиняют Китай в подготовке к военной экспансии в Индийский океан, утверждают, что Китай активно ведёт разведку и в целом ведёт себя агрессивно. С начала шестидесятых годов отношения между Индией и Китаем были в лучшем случае напряжёнными, а в худшем — скатывались к войне.
В 1962 году вспыхнула короткая индийско-китайская война, в которой китайцы одержали верх. В 1967 и 1987 годах страны опять балансировали на грани военного полномасштабного военного столкновения, но обошлось. В 1998-1999 годах во время индийских ядерных испытаний индийские политики, не стесняясь, называли Китай главным врагом.
В 2013 и 2017 годах в приграничных районах опять дошло почти до боестолкновений — и опять в последний момент стороны остановились. Китай активнейшим образом вооружает и поддерживает Пакистан — смертельного врага Индии. Кроме того, Китай активно строит флот.
По темпам роста боевого состава ВМС — это сегодня мировой лидер. Пока в качестве ответа Индия раздула свои сухопутные войска до численности, превысившей китайские. По высокотехнологичным видам ВС — авиации и флоту, преимущество пока у Китая.
В попытках уравновесить Китай индийцы активно сотрудничают с Вьетнамом, а также с Японией. Надо понимать — конфликт Индии и Китая носит крайне глубокий характер. Обе страны развиваются как глобальные промышленные производители, конкурируют за одни и те же рынки, за одни и те же ресурсы.
Кроме того, у них неурегулированный пограничный спор и остро стоящий «пакистанский вопрос». При этом кардинальные противоречия между США, Индией и Японией отсутствуют, что чревато усилением их позиций в будущем. Для России это противостояние имеет двойственное значение.
С одной стороны, отношения с Китаем для нас экстремально важны с любой точки зрения. С другой — необходимо, чтобы у Китая был противовес, и он не набрал слишком большую силу. Китай таким образом может отчасти уравновешивать США с их неуёмной агрессивностью, а Индия — уравновешивать Китай.
Россия активно и с выгодой для себя накачивает Индию оружием и военными технологиями.
Китай и Индия
«А с другой — необоснованно критикуют нормальные торгово-экономические отношения России и Китая, это очень лицемерный и безответственный подход», — цитирует его РИА Новости. Если какая-то страна хочет нанести ущерб Китаю, Россия чувствует себя обязанной порвать с ней отношения. Индийские СМИ сообщают о китайском отряде численностью до 300 человек, который получил «решительный и твёрдый ответ». Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. Отсутствие демаркированной границы между Индией и Китаем в Гималаях (две страны разделяет линия фактического контроля) остается на протяжении десятилетий источником напряженности. В Гималаях несколько индийских военных получили ранения в результате столкновения с солдатами Китая, об этом пишет ФедералПресс.
Hindu: Индия и Китай проверили разведение войск на границе в Ладакхе
В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год.
Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта.
Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов.
Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний.
Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости.
В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг. В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях.
Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34. На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков.
Также в сообщении сказано, что утверждения Китая о принадлежности территорий «не имеют под собой никаких оснований. Подобные шаги китайской стороны только усложняют решение пограничного вопроса».
Последней каплей стало размещение 36 французских истребителей Дассо Рафаль Dassault Rafale на аэродроме базы в Хасимара. При этом наблюдатели отмечают, что ещё никогда Индия не размещала свои самолёты вплотную к китайской границе. Нужно понимать, что мнение прессы не является официальным, но нагнетание обстановки в Китае — это тревожный знак, свидетельствующий о том, что руководство страны действительно обеспокоено действиями соседей. Ситуация в Гималаях способна выйти из-под контроля. Недавно в Тибете появилась авиационная база, где разместили истребители J-11 и J-10. Эксперты полагают, что в случае попытки Индии перейти в наступление, авиация на базе в Хасимара будет подавлена очень быстро. Растёт и число китайских беспилотников WZ-7, которые обладают продвинутыми средствами слежки за позициями потенциального противника. При этом эксперты полагают, что подобные дроны ещё и способны использовать средства радиоэлектронной борьбы, что ослепит индийские военные базы, сделав их лёгкой мишенью для ракет.
После завершения СВО наша страна может включиться в этот вопрос, привлекая в том числе инвесторов из Китая и Индии на новые территории. Теперь на смену западной гегемонии, обернутой в искаженные ценности демократии, в мире наступает эпоха политического прагматизма. Когда страны все чаще будут действовать, исходя из своих национальных интересов, а не в ущерб им. На востоке это уже поняли, последний оплот этого порядка — Европа. Как только к власти в европейских столицах придут прагматики, американоцентричная система окончательно падет. Однако не все эксперты настроены столь оптимистично. А тем более, на Индию и Китай, которые чрезвычайно разочарованы немощью РФ. Другое дело, если Россия выстоит в СВО и победит разумеется, в одиночку , вот тогда она станет вновь привлекательной как партнер, и Китай с Индией к ней потянутся. Если при посредничестве России Индия и Китай договорятся, то всем от этого только польза. Весь вопрос — насколько принципиальны разногласия. Вообще статус России как посредника в переговорах хоть с кем-либо, а в особенности во взаимоотношениях между такими супердержавами, как Китай и Индия, нулевой. Пока что РФ не справляется с функцией посредника даже во взаимоотношениях, например, Армении и Азербайджана. И вообще, все понимают, что РФ должна сегодня думать не о каком-то посредничестве, а о том, что происходит в зоне СВО. Читайте также «СП»: По-вашему, наша дипломатия до этого еще не доросла?
Глава минобороны Китая Шанфу призвал нормализовать вопрос вокруг границы с Индией
Поэтому индийцы и китайцы обладают повышенной самооценкой и уступки традиционному противнику невозможны. Пограничное столкновение 9 декабря было не самым жестоким: в драке никто не погиб в отличие от «палочной» стычки в 2020-м, когда были убиты 20 индийцев. Но оно более опасно из-за общей напряженности в мире. Украинский конфликт и угроза военной конфронтации в Тайваньском проливе, обострение ситуации вокруг Ирана сплетают мировые противоречия в единый причудливый клубок, чреватый тяжкими последствиями. Чем острее противостояние между Индией и Китаем, тем больше вероятности сближения первой с ведущими странами Запада. То, что это дееспособное объединение, должны доказать анонсированные на январь 2023 г. Пока Индию удерживает от сближения с Западом традиционное военное, политическое и экономическое партнерство с Россией.
С 1960-х гг. Сейчас Индия, покупающая российскую нефть с дисконтом, хотела бы продолжить балансирование между противоборствующими в мире сторонами, но возможностей для этого у нее все меньше. Для России, безусловно, важны отношения с Нью-Дели, но отношения с Пекином важнее. Китайская продукция и технологии могут отчасти заменить западные, доступ к которым сейчас закрыт, а Индия ничего сопоставимого предоставить России не может. Импорт российской нефти важен для Индии, но надо понимать, что существенно нарастить его объемы Индия не может: индийский рынок не резиновый. Зависимость Индии от российского вооружения велика, но не фатальна: индийцы всегда закупали наряду с советским российским английское, французское и шведское оружие, а в последние годы — американское и израильское.
К тому же сотрудничество Индии с Россией в военно-технической сфере не безоблачно: индийские СМИ наряду с хвалебными материалами в адрес российских вооружений нередко помещают негативные статьи. В частности, некоторые индийские эксперты возмущались закупками у России танков Т-90, но их поставки в конце концов продолжились. Но несколько масштабных контрактов Индия сорвала: так, индийцы отказывались от закупок истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и Ка-31, вышли из проекта создания истребителя 5-го поколения. При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах. Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг. Нью-Дели приходится считаться с несопоставимостью экономического, технологического и военного потенциала двух стран.
Формально азиатские гиганты примерно равны: население Китая и Индии — по 1,4 млрд, армия Китая — 2,7 млн против 3,5 млн у Индии. Но соотношение по военной технике совсем другое.
В ответ глава КНР заявил, что улучшение отношений служит интересам обеих стран и их народов. В итоге Моди и Си поручили своим соответствующим должностным лицам активизировать процесс деэскалации в зоне границы между Индией и Китаем в Гималаях.
ЛАК является границей стран де-факто, она признана юридически в соглашениях между Китаем и Индией. Кроме того, стороны пришли к согласию о необходимости решения спорных вопросов в кратчайшие сроки и "о поддержании динамики диалога и переговоров через военные и дипломатические каналы". В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году. Китай считает Аруначал-Прадеш частью входящих в его состав территорий южного Тибета.
Индия может серьезно задуматься о вопросе присоединения к коллективному Западу после нарастающих взаимоотношений между Китаем и Россией Источник фото: Фото редакции Источник "ИноСМИ" , ссылаясь на зарубежный источник The Indian Express, сообщает, что Индия может серьезно задуматься о вопросе присоединения к коллективному Западу после нарастающих взаимоотношений между Китаем и Россией. Стоит напомнить, что между Китаем и Индией довольно давно наблюдаются крайне натянутые и сложные отношения, а теперь Пекин и Москва явно показали свое намерение повысить дружбу на политической арене и оказывать сотрудничество в сферах энергетики, идя против Запада.
Оползень смыл шоссе, соединяющий Индию и Китай
Сейчас Индия, покупающая российскую нефть с дисконтом, хотела бы продолжить балансирование между противоборствующими в мире сторонами, но возможностей для этого у нее все меньше. Для России, безусловно, важны отношения с Нью-Дели, но отношения с Пекином важнее. Китайская продукция и технологии могут отчасти заменить западные, доступ к которым сейчас закрыт, а Индия ничего сопоставимого предоставить России не может. Импорт российской нефти важен для Индии, но надо понимать, что существенно нарастить его объемы Индия не может: индийский рынок не резиновый.
Зависимость Индии от российского вооружения велика, но не фатальна: индийцы всегда закупали наряду с советским российским английское, французское и шведское оружие, а в последние годы — американское и израильское. К тому же сотрудничество Индии с Россией в военно-технической сфере не безоблачно: индийские СМИ наряду с хвалебными материалами в адрес российских вооружений нередко помещают негативные статьи. В частности, некоторые индийские эксперты возмущались закупками у России танков Т-90, но их поставки в конце концов продолжились.
Но несколько масштабных контрактов Индия сорвала: так, индийцы отказывались от закупок истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и Ка-31, вышли из проекта создания истребителя 5-го поколения. При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах. Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг.
Нью-Дели приходится считаться с несопоставимостью экономического, технологического и военного потенциала двух стран. Формально азиатские гиганты примерно равны: население Китая и Индии — по 1,4 млрд, армия Китая — 2,7 млн против 3,5 млн у Индии. Но соотношение по военной технике совсем другое.
У Китая 1232 боевых самолета, у Индии — всего 538. Танков у Китая меньше 3500 против 4292 единиц зато бронетехники у Китая больше в 3,5 раза. Вдвое больше у Китая и артиллерии, такое же соотношение по боевым кораблям.
Эксперты утверждают, что ядерных боеголовок у Китая 320, у Индии — 150. Если Китай полностью обеспечивает себя отечественной техникой и вооружением закупая у России технологии , то Индия надеется выйти на самообеспечение только в отдаленной перспективе. Со сложной техникой у Индии дела обстоят еще хуже.
Китай производит авианосцы, Индия — нет. Китай производит стратегические бомбардировщики Xian H-6K , Индия — нет.
Китай — второй по значимости внешнеторговый партнёр Индии, Индия входит в десятку основных торговых партнёров Китая, а общий объём двусторонней торговли приближается к 70 млрд дол. Подписанный в Дели пакет соглашений в частности, о масштабных инвестициях только лишний раз подтверждает перспективность двусторонних экономических отношений. Да и к идее "шёлкового пути" отношение в Индии постепенно меняется. Так, в ходе визита китайский и индийский лидеры обсудили идею транспортного коридора БКИМ Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма , а также другие крупные инфраструктурные проекты, способствующие интеграции всех стран региона. Но значение визита Си Цзиньпина в Индию выходит далеко за рамки экономики.
Ещё важнее его геополитическая составляющая. Сегодня в стремительно меняющемся мире формируется совершенно новая архитектура глобальной экономики, политики и безопасности. И от того, как будут складываться отношения двух ведущих экономик Азии, зависит стабильность не только этого региона, но и направления развития глобальной политики на десятилетия вперёд. Главный геополитический фактор, который объективно способствует сближению Китая и Индии, заключается в том, что обе страны в равной степени не приемлют идею однополярного мироустройства, попытки сохранения которого приобретают в последнее время всё более агрессивный характер. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что новое обострение международной обстановки — будь то в Восточной Европе, на Ближнем Востоке или в Восточной Азии — выпало на время, когда страны БРИКС а Китай и Индия вместе с Россией по праву могут считаться тремя главными опорами этого объединения приступили к реализации планов создания Банка развития.
Индия ещё в 2003 году признала суверенитет Китая над Тибетом, однако Китай тогда признал индийский суверенитет только над Сиккимом, не отозвав свои претензии на штат Аруначал-Прадеш, который в Китае именуется Южным Тибетом. За несколько дней до визита представитель Далай-ламы в Индии Темпа Церинг призвал Индию занять более активную позицию по Тибету, а во время переговоров тибетские активисты устроили демонстрацию в Дели. Другой комплекс проблем, осложняющих двусторонние отношения, связан с тем, что Китай всё активнее проникает в акваторию Индийского океана и усиливает своё влияние в странах — соседях Индии по этому бассейну.
В англоязычной литературе эта китайская стратегия получила название "нить жемчуга", и в Индии многие полагают, что цель стратегии — окружение Индии с моря. Вот и на этот раз перед приездом в Индию Си Цзиньпин посетил две другие страны Южной Азии — Шри-Ланку и Мальдивы, являющиеся важными звеньями "нити жемчуга". В Коломбо и в Мале Си Цзиньпин активно продвигал идею "морского шёлкового пути" и нашёл у партнёров полное взаимопонимание. В Индии же многие рассматривают проект "нового шёлкового пути" как продолжение политики "нить жемчуга". Впрочем, есть несколько факторов, объективно способствующих тому, что обе страны преодолеют сохраняющуюся в обоих обществах атмосферу недоверия, вызванную нерешённостью названных проблем. Один из них заключается в том, что, даже не будучи друзьями, Индия и Китай успешно развивают плодотворные торгово-экономические отношения. Китай — второй по значимости внешнеторговый партнёр Индии, Индия входит в десятку основных торговых партнёров Китая, а общий объём двусторонней торговли приближается к 70 млрд дол.
Заинтересованность РФ заключается в возможности использовать в будущем средства банка и валютного пула БРИКС для снижения негативных последствий антироссийских санкций», — сказал Колесников.
Таким образом, системообразующим элементом оказывается Китай, который традиционно индифферентно относится к особенностям внутриполитического устройства своих экономических партнёров и не склонен связывать кредитование их экономик с политическими условиями, как это делают европейцы и американцы, сопровождая выдачу денег массой политических и идеологических условий. Сам факт участия КНР в альтернативном Западу глобальном экономическом проекте позволяет Пекину создавать финансовую инфраструктуру для масштабирования юаня в статусе мировой альтернативной доллару и евро валюты, что является мощнейшим инструментом для продвижения собственных внешнеэкономических инструментов», — считает Колесников. Китай, ставший по факту второй экономикой мира а по паритету покупательной способности — первой , категорически не устраивает сложившаяся под эгидой МВФ система управления мировой финансовой архитектурой. В свою очередь, Индию как традиционного апологета политики неприсоединения вполне бы устроил неформальный характер БРИКС, в рамках которого страна, не особо вкладываясь в проект экономически и не вступая в прямую конкуренцию с глобальным Западом, могла бы получать свои профиты.
Наши проекты
- Внешнеэкономические связи
- Главные новости
- Тибет - яблоко раздора
- Страны обсудят запуск прямого торгового маршрута между Приморьем и Индией
Последние новости
- СМИ: Россия сделала выбор между Китаем и Индией
- Последние новости
- Китай заявляет о победе над Индией на границе с Гималаями
- Для разрешения учиненных Западом конфликтов: как прошла встреча ШОС в Индии