Статья подразумевает под собой «саботаж, то есть сознательное неисполнение обязанностей или умышленное небрежное их исполнение с целью ослабления власти правительства и деятельности госаппарата». В Совете Федерации 19 февраля прошел круглый стол, на котором член комитета СФ по конституционному законодательству Ольга Ковитиди представила законопроект о введении в Уголовный кодекс (УК) ответственности за саботаж в период СВО.
В Уголовный кодекс хотят вернуть статью за саботаж
В УК РФ хотят вернуть статью за саботаж, наказанием по которой может стать до 10 лет лишения свободы. Сенатор Ольга Ковитиди представила законопроект о введении в Уголовный кодекс (УК) ответственности за саботаж в период проведения Специальной военной операции. Интерфакс: Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников раскритиковал предложение вернуть в российский Уголовный кодекс статью "саботаж", заявив, что современный УК достаточно полно регулирует ответственность за подобные действия.
Депутаты предложили вернуть в Уголовный кодекс статью за саботаж
Уголовный кодекс (УК) РФ необходимо дополнить нормой об ответственности за саботаж с учетом новых вызовов в условиях противоборства с недоброжелателями России. Статьей 293 УК РФ предусмотрена ответственность за халатность — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности. В Совете Федерации 19 февраля прошел круглый стол, на котором член комитета СФ по конституционному законодательству Ольга Ковитиди представила законопроект о введении в Уголовный кодекс (УК) ответственности за саботаж в период СВО. Уголовный кодекс (УК) РФ необходимо дополнить нормой об ответственности за саботаж с учетом новых вызовов в условиях противоборства с недоброжелателями России. Применение статьи 281 УК РФ, которая криминализует диверсию и саботаж, имеет серьезные последствия для лиц, признанных виновными в этом преступлении. В проекте постановления Верховный суд напоминает, что за преступления против военной службы в период мобилизации или боевых действий наказывать надо строже, даже если в статьях УК нет упоминания об отягчающем характере таких нарушений в особый период.
Что должен выявить суд
- Крашенинников выступил против возвращения в УК РФ статьи "саботаж"
- Ввести уголовное наказание за саботаж в отраслях народного хозяйства
- Ответственность за диверсию и саботаж по УК РФ статья 281
- Что должен выявить суд
Под сталинскую статью о саботаже попадут законодатели: чем опасны новые поправки в УК
Сенатор от Крыма отметила, что «в связи с активным проведением СВО усиливаются попытки иностранных спецслужб помешать России не только на поле боя». В 1958 году ее из УК исключили, но по словам сенатора, «такие составы не могут пропасть», поэтому саботаж был «раздроблен» и фактически вошел в диспозиции таких статей, как диверсия, халатность, злоупотребление полномочиями при исполнении гособоронзаказа ГОЗ. Новый законопроект предлагается добавить в УК ст. Под саботажем будет пониматься «умышленное действие или бездействие, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды лицом, исполняющим свои трудовые обязанности в период СВО, военного времени или чрезвычайного положения, с целью скрытого противодействия государственной политике и управлению, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства».
Парламентарий напомнила, что за последние несколько лет в законодательстве появился ряд поправок, которые ужесточили санкции за воспрепятствование властям в исполнении их полномочий в период спецоперации, за дискредитацию участников СВО, также уточнены понятия «государственная измена» и «шпионаж», появилась новая статья об ответственности за мародёрство. Ольга Ковитиди. Так, во Франции очень полно расписывается понятие саботажа, под которым понимают действия, способные причинить вред основополагающим интересам нации путём посягательства на документы, оборудование, сооружения, технические устройства. В США различают две формы саботажа и квалифицируют его как совершённый в мирное или военное время, а также в период введения чрезвычайного положения.
В Госдуме России предложили вернуть в уголовный кодекс статью за саботаж Соответствующую инициативу выдвинул руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, пишет газета «Известия». Наказанием за данное преступление, по замыслу депутата, должно стать лишение свободы на срок до 10 лет. Под саботажем Соловьев, в частности, понимает невыполнение указов и распоряжений президента России, развал экономики и армии.
Ответственность за диверсию Для того чтобы виновные были наказаны за диверсию, пред судом стоит достаточно серьезная работа — установление фактов, поиск доказательств и изучение обстоятельств, которые позволили бы причислить действия нарушителя к диверсионному акту. В отличие от других уголовных дел, статьей 281 будут заниматься сотрудники отдела федеральной службы безопасности. После того, как ими будут собраны все материалы дела, они передаются в суд. Слушания по ст. Диверсия считается особо опасным преступлением, влекущим за собой самое строгое наказание в виде пожизненного лишения свободы. Раньше за диверсию была предусмотрена смертная казнь, но в связи с мораторием на подобное наказание, санкция больше не используется, и высшей мерой возмездия по данной статье выступает пожизненное лишение свободы. По статье 281 обвиняемый может ходатайствовать о созыве присяжных заседателей, но это возможно только в случаях, если обвинительный акт базируется на третьей части ст. В зависимости от обстоятельств совершения преступления, приговор может различаться и включать такие санкции: повреждение или разрушение объектов без человеческих жертв с целью предоставления ущерба государству, наказывается санкцией в виде 10-15 лет лишения свободы; если преступление осуществлено организованной группой, имеет человеческие жертвы и привело к сильному снижению экономической или оборонной способности страны, виновный будет наказан лишением свободы от 12 до 20 лет; если вследствие диверсии не только пострадали, но и погибли люди, законодатель предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет. Очень важным моментом при назначении наказания за диверсию является выяснение факта остальных преступных деяний. Достаточно часто диверсия — не единственное нарушение, которое осуществляет преступник, соответственно, суд должен учитывать преступления в совокупности. Наказание за диверсию в совокупности с другими нарушениями Достаточно часто перед судом стоит задача разграничить диверсию и убийство, экстремизм и терроризм. Последние не всегда сопряжены с массовой гибелью людей, они ставят перед собой цель не уничтожить конкретного человека или группу людей, а, к примеру, возбудить всеобщую ненависть к определенному кругу лиц, заставить органы власти отменить принятое решение или, как выше упоминалось, ослабить оборону страны.
СМИ узнали о планах коммунистов вернуть в УК РФ статью за саботаж
За преступление предполагалась ответственность от года лишения свободы с конфискацией всего или части имущества, а при отягчающих обстоятельствах — расстрел. Ранее статью «саботаж» уже предлагали вернуть в УК, с инициативой выступали в региональных парламентах, однако успеха авторы идеи не добились. По мнению экспертов, перспективы инициативы довольно туманны, и причин тому несколько. Так, во-первых, чтобы доказать состав преступления, нужно доказать умысел подрыва госвласти или экономики страны. Кроме того, под саботаж могут подпадать преступления, которые в данный момент квалифицируются по другим статьям. Например, получение взятки, мошенничество, превышение должностных полномочий и так далее. Понятие же «саботаж» настолько расплывчатое, что под него можно подвести все что угодно.
В действующем Уголовном кодексе РФ нет такой статьи, она была только в УК редакции 1926 года, отметила парламентарий. Мы должны идти в ногу со временем и принимать соответствующие изменения в законодательство», — указала она. По словам политика, все предложения круглого стола будут обобщены и представлены председателю Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрею Клишасу.
В дальнейшем эти идеи могут стать законодательными инициативами.
Такими примерами полны материалы «Прямых линий» с Президентом. При этом оправдания некоторых должностных лиц выглядят примитивными отговорками, не соответствующими уровню компетенции как самих оправдывающихся, так и степени подготовленности воспринимающей аудитории. В зоне постоянного общественного внимания и критики находится деятельность по системному лоббированию двусмысленных, противоречащих Конституции РФ и ряду федеральных законов а зачастую и здравому смыслу проектов внедрения и развития т. Такая деятельность предсказуемо провоцирует негативный общественный резонанс и формирует протест-ную активность значительных групп населения, способствует её усилению.
Неоднозначные оценки получают факты выборочного исполнения лишь отдельных положений федеральных законов, выраженных в т. Например, отказы от деятельности в Крыму на основании официально озвученных, вполне политических соображений руководства таких компаний, обусловленных внешнеполитическими санкциями в отношении России. Периодически появляются публичные обвинения в адрес региональных властей в «саботаже», наносящем значительный ущерб государству на конкретных участках и направлениях работы 3. Озвучивание термина «саботаж» в подобном контексте может быть оправдано пониманием сущности данного явления. Саботаж уникален в своей эффективности как средство торможения и даже остановки социально-экономического развития, но не прямого, агрессивного уничтожения его механизма.
Для исполнителя преимущество такого метода причинения ущерба видится в том, что он позволяет обеспечить уход от ответственности, сохранив свой системный статус или гарантировав его безболезненную трансформацию, в крайнем случае - максимально затруднить квалификацию своего поведения как преступного. Преодоление такой ролевой маскировки и неочевидности признаков саботажа предполагает наличие у правоохранительных органов высокого уровня правовой подготовки и навыков выявления и фиксации доказательств, характеризующих именно субъективную сторону состава преступления, так как установление истинного отношения субъекта к своим действиям является наиболее труднодоказуемым элементом правоприменения. Однако юридическая наказуемость саботажа в современном законодательстве России отсутствует. То есть в чистом виде такая форма противодействия государственным интересам не подлежит бесспорной квалификации по УК РФ. Аргументация неактуальности и ненужности отдельной статьи в УК «саботаж», заявленная в ходе обсуждений в СМИ, выглядела иногда слишком уж узкой и упрощенной.
Основной её мотив ёмко и характерно можно выразить наиболее растиражированным примером: «умысел - понятие субъективное, его проблематично доказать»; «статей УК вполне достаточно для наказания недобросовестных сотрудников. Если умышленно причинил вред - диверсия, если неумышленно -халатность» [2]. Думается, что из первой посылки, придающей регулирующее значение степени сложности доказывания субъективной стороны, логично следует переход дискуссии в сферы, не связанные с правом, так как решающее значение получает не общественная опасность деяния, а потенциальные проблемы криминалистической тактики и целеустремленности кон- кретных сотрудников правоохранительных органов. Вторая часть приведенного примера не учитывает ряд специфических свойств обозначенных статей УК, отличающих их от саботажа. А именно: состав ст.
С «халатностью» саботаж разграничивает не только наличие ущерба определенного размера «халатность» - материальный состав , форма вины «халатность» возможна только по неосторожности , но и статус субъекта «халатность» - только должностное лицо. Аналогично дело обстоит и с иными преступлениями, предполагающими определенный статус субъекта, необходимый размер ущерба, а также корыстную или иную личную заинтересованность персонифицированная выгода [3, пункт 16]. Также стоило бы отметить, что, в отличие, например, от ст. Еще одна опасность саботажа видится в сложности своевременной «постановки диагноза» - правовой оценки самого факта, а значит, и нейтрализации источника угроз, так как симптомы умышленного деяния скрываются за внешне добросовестной деятельностью «псевдолегальных уловок и задержек». Это один из терминов, предложенных американским идеологом «цветных революций» и специалистом по технологии «ненасильственных» государственных переворотов Джином Шарпом в своем трехтомнике «Политика ненасильственных действий» [4], изданном еще в период Первой холодной войны.
В нём и в основанных на данном труде последующих книгах он детально рассматривает условия эффективного применения «198 методов ненасильственных действий» [5], во многом основанных на акциях саботажного характера. Важно отметить, что адресатами рекомендаций Шарпа являются не только и не столько граждане, задействованные в сфере государственного управления, а вообще лица, составляющие какую-либо структурированную общность как международную, так и внутри страны. Основным принципом реализации тео- ретически обоснованной Шарпом тактики антигосударственных действий, уже неоднократно доказавшей свою эффективность, является именно совокупность якобы «ненасильственных» мер, осуществляемых приемами социального, экономического и политического саботажа в оригинале: «Sabotage and nonviolent action». Подразумевается не только невыполнение своих функций, - это относится и к должностным преступлениям, - но и имитация определенного поведения, формально не подпадающего под признаки противоправности. Например, буквальное исполнение всех предписаний по принципу т.
В её итоге жизненно важные цели приносятся в жертву устаревшему техническому регламенту и становятся недостижимыми. Схожий эффект противодействия и ослабления государственной власти, согласно выводам Шарпа, дают следующие акции оппозиционно настроенного правительственного персонала: «Задержки и препятствия работе учреждений»; «Намеренная неэффективность работы и избирательный отказ от сотрудничества исполнительных органов»; «Псевдолегальные уловки и задержки»; «Отказ от сотрудничества мелкими правительственными органами», «Выборочный отказ в помощи представителям правительства», «Блокирование передачи команд и информации» [4] и т. Со времени опубликования Шарпом своей работы в 1973 г. Механизм «цветных атак» в значительной степени выстраивается на парализации заранее определенных государственных структур конкретными исполнителями лицами, группами в заданный момент времени, на нужной организаторам переворота стадии развития предварительно «разогретого» внутриполитического противостояния. Как показывают документальные материалы и последующие публичные признания официальных лиц, управление протестными энергиями организуется и планируется при поддержке и непосредственном участии внешних сил, преследующих свои политические интересы, по сути враждебные атакуемому государству.
Поэтому при ненадежности канала иностранного влияния на ключевых представителей государственных структур и на значимые политические группы внутри страны вся многоходовая «ненасильственная» схема вмешательства в суверенные дела государства не срабатывает. Или срабатывает не до конца, не достигая задуманной цели, но создавая предпосылки для организации возможного вооруженного противостояния между «силовиками» и «повстанцами». Такой «форс-мажор» с потерей внешнего контроля имеет место в случае решительных и своевременных действий со стороны государства Китай - 1989 г. В последнем случае отказ от дальнейшей реализации плана «цветной атаки» и от перевода его в насильственный вариант индикативен, так как обнаруживает подлинную цель деструктивных акций и скоординированные действия между «улицей» и заказчиками акций «уличной демократии» - реальными политическими игроками. Их вычленяет и объединяет явная неприемлемость вполне определенной, но не просчитываемой заранее вариации - в случае появления третьей силы в виде альтернативной протестной улицы, инициатор антигосударственных процессов рискует получить внезапный переход полномочий, выбитых из рук «диктатуры» как пишет Шарп [6], к новому субъекту процесса.
Новому, а значит, во многом не изученному и неконтролируемому в отличие от заранее сконструированного и подготовленного ядра «майданного актива», ведомого и существенно зависимого от внешних сил по крайней мере, информацион-но-медийно. Симптоматично, что именно при таких характеристиках конфликта методы Шарпа дают наиболее явный сбой, так как вместо противостояния с «тираном» или «тоталитарным государством», которые уязвимы от «ненасильственного оружия», появляется разделение населения на непримиримые между собой гражданские сообщества, каждое из которых правомочно и безупречно с точки зрения демократии западного образца. Думается, что при таких условиях потеря эффективности методов Шарпа происходит из-за схожести природы и равнозначности политического оппонента, которого становится затруднительно «саботировать» и тому подобным способом «ненасильственно побеждать», так как у него отсутствуют взаимоувязанные, обременительные политические и иные обязательства, а также соответствующая зависимость от необходимости их исполнения. Важную роль играет то, что сам «оппонент» является значительной частью народа, а следовательно, не имеет нужды в дополнительном подтверждении легитимности своей власти и получения опоры в «источнике суверенитета» и соответствующих процедурах. Изучение реакции зарубежных СМИ, иностранных политических деятелей, лидеров и СМИ «внесистемной оппозиции» во время известных митингов на площадях «Болотная» и «Сахарова», а также после ответной реакции митингов, прошедших сначала на Воробьевых горах, а затем и на Поклонной горе, позволяет хронологично и наглядно проследить изменение вектора информационного сопровождения деструктивных акций и сворачивание управляемой радикализации их участников на Украине в 2014 г.
Можно предположить, что, когда итоговый результат противостояния становится непредсказуем для потенциального бенефициара не гарантирован даже хаос в атакуемой стране , это означает полную неприемлемость дальнейшего развития первоначальной программы и необходимость её полной остановки.
Автор инициативы предполагает определять саботаж как «действие или бездействие, направленные на дестабилизацию промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей экономики, а равно деятельности органов государственной власти, организаций, предприятий или иных учреждений с целью ослабления государственной власти или экономики Российской Федерации, а равно неисполнение указов и распоряжений президента Российской Федерации». Ответственность за преступление составляла не менее года лишения свободы с конфискацией всего или части имущества или даже расстрел при отягчающих обстоятельствах. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что под статью за саботаж «можно подвести всё что угодно».
Борьба с вредителями. В Совфеде предложили вернуть в УК статью о саботаже
Работодатель может применить следующие дисциплинарные взыскания: 1 замечание; 2 выговор; 3 увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Так, в ст. При наложении дисциплинарного взыскания нужно учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Итак, если установлено, что работник саботирует свои должностные обязанности или нарушает трудовую дисциплину, работодатель может объявить ему замечание или выговор. Причем взыскание оформляется в письменном виде путем издания приказа, с которым работник должен быть ознакомлен под подпись. И только при повторном нарушении, выявленном в течение года с момента применения первого наказания, работника можно уволить по п.
Уволить работника после первого нарушения можно только в случае, если это был прогул, появление на работе в состоянии опьянения, разглашение тайны или хищение п. Привлекая к дисциплинарной ответственности саботажника, следует соблюдать порядок, установленный ст. В противном случае увольнение будет признано незаконным. Кроме этого, имейте в виду, что должностные обязанности, за неисполнение которых вы привлекаете работника, должны быть четко прописаны в трудовом договоре или должностной инструкции, с которой работник ознакомлен под подпись. Также тщательно фиксируйте все нарушения, которые допускает работник. В частности: оформляйте все опоздания и ошибки в работе документально актами, служебными записками, докладными ; если нужна подпись сотрудника в каком-либо документе, а он отказывается его подписывать, факт отказа зафиксируйте в акте.
Если саботажник в результате был уволен, готовьтесь к тому, что он пойдет в суд. И если вы поняли, что нарушили процедуру, лучше сами предложите работнику восстановление, так как если это произойдет через суд, расходов будет больше. Однако установлена административная ответственность за нарушения в сфере госзакупок. Согласно ч. Уголовная ответственность Статьей 293 УК РФ предусмотрена ответственность за халатность — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
И добавила, что законопроект был подготовлен ею еще в ноябре прошлого года, однако не был подан, поскольку сначала должен пройти обсуждение. Интересно мнение новых регионов — для них это как ни для кого актуально, мы общались с представителями новых субъектов.
И я, как крымчанка, могу сказать, что этот закон нужный. Мы на протяжении 10 лет пребывания в составе РФ знаем, что такое попытки диверсий. У нас очень хорошо работают силовые ведомства. И, тем не менее, мы должны создать все правовые инструменты, чтобы защищать интересы государства и общества было легче", - уверена сенатор. По словам Ковитиди, сегодня противник все более активно использует пропаганду, свой агентурный аппарат и пытается нанести ущерб Российской Федерации.
По ее мнению, предлагаемая норма будет актуальна в ближайшие 10—15 лет — в такой срок она оценила нормализацию жизни в новых регионах после завершения спецоперации. В ней граждан Украины призывают, в частности, «осуществлять акты саботажа». Участвующий в заседании круглого стола член комиссии Общественной палаты ОП по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Владимир Винницкий заявил, что предложенная Ковитиди формулировка диспозиции саботажа «во многом перекликается с другими 95 статьями УК, которые так или иначе защищают интересы государственных органов и государства в целом». Все это, конечно, будет вызывать недоверие государства к собственному обществу. С учетом тяжкого наследия это, конечно, будет вызывать и нехорошие ассоциации, это надо помнить», — сказал он. Член ОП выразил опасение повторения «печальной истории» и признался, что не хотел бы, чтобы «кто-то бы начал писать доносы».
При таком состоянии объекты не могут быть восстановлены или их реконструкция является экономически нецелесообразной. Повреждением считается приведение имущества в частичную негодность. Такие объекты можно восстановить. Состав и признаки преступления Как и любое преступление, диверсия имеет определенный состав. Объективная сторона являет собой совершение поджога, взрыва или других действий направленных на полное или частичное разрушение инфраструктуры или отдельных предприятий, имеющих важность для государства, для обеспечения жизнеспособности населения. Субъективной стороной преступного действия есть прямой умысел подорвать оборонную способность государства и его экономическую стабильность. В качестве субъекта нарушения выступает дееспособный гражданин, достигший возраста 16 лет. Если этот человек действует по заказу спецслужб иностранного государства, то его действия расцениваются, как государственная измена или экстремизм и подразумевают санкцию по другой статье. Диверсия считается оконченным преступлением с момента осуществления общественно опасных действий, направленных на уничтожение или повреждения важных для государства объектов. Считается действие оконченным, даже если вследствие маневров нарушителя объекты не были разрушены и повреждены, по независящим от нарушителя причинам. Необходимо отметить, что по признакам преступления диверсию сложно отличить от террористического акта. Главным отличием двух этих нарушений является цель. В случае с терроризмом целью преступника есть наличие материального ущерба государству, а человеческие жертвы являются непреднамеренными. Если гибель людей предусмотрена нарушителями изначально в качестве цели, то это уже диверсия. Большинство нарушителей, привлеченных к ответственности, пытаются переквалифицировать свои действия из диверсии в терроризм, так как приговор за него гораздо мягче. Субъективная сторона Диверсия всегда совершается с прямым умыслом. Это значит, что виновный осознает противоправность действий, понимает последствия, но желает совершить преступление. Мотивы деяния бывают самыми разными. К примеру, диверсанты могут руководствоваться корыстными намерениями, желанием отомстить, ненавистью к существующему государственному строю и пр. В качестве обязательного критерия для оценки деяния по ст. Ответственность за диверсию Для того чтобы виновные были наказаны за диверсию, пред судом стоит достаточно серьезная работа — установление фактов, поиск доказательств и изучение обстоятельств, которые позволили бы причислить действия нарушителя к диверсионному акту. В отличие от других уголовных дел, статьей 281 будут заниматься сотрудники отдела федеральной службы безопасности. После того, как ими будут собраны все материалы дела, они передаются в суд. Слушания по ст. Условия, особенности и процедура экстрадиции в уголовном праве Диверсия считается особо опасным преступлением, влекущим за собой самое строгое наказание в виде пожизненного лишения свободы. Раньше за диверсию была предусмотрена смертная казнь, но в связи с мораторием на подобное наказание, санкция больше не используется, и высшей мерой возмездия по данной статье выступает пожизненное лишение свободы. По статье 281 обвиняемый может ходатайствовать о созыве присяжных заседателей, но это возможно только в случаях, если обвинительный акт базируется на третьей части ст.
Статья саботаж ук рф. Теория всего
В Уголовный кодекс РФ может вернуться статья за саботаж, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Сенатор от Республики Крым Ольга Ковитиди предлагает ввести уголовное наказание за саботаж в условиях особых "юридических режимов": в военное время, в условиях ЧС или на период проведения СВО. Статья за саботаж существовала в Уголовном кодексе РСФСР с 1926 по 1958 год, передают “Известия”. Применение статьи 281 УК РФ, которая криминализует диверсию и саботаж, имеет серьезные последствия для лиц, признанных виновными в этом преступлении. В КПРФ предложили вернуть в Уголовный кодекс статью за саботаж. Отметим, статья за саботаж в разных формах существовала в Уголовном кодексе РСФСР с 1926 по 1958 год.