Порывы ветра на Байкале могут достигать 60 метров в секунду. Замерзает Байкал поздно, в начале января, толщина льда бывает примерно один метр, но местами достигает и двух метров.
Последние новости (Иркутск)
- Почему водители вынуждены идти на риск
- Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
- Предельная Глубина. Тайны байкальского льда
- Лед на Байкале аномально тонкий. Водителей Бурятии предупредили о «смертельной угрозе»
- МЧС: толщина льда на Байкале не превышает 20 сантиметров | АиФ Иркутск
- Священный Байкал
На южном побережье озера Байкал установился ледовый покров
Оказалось, что дзен-камни появляются не из-за ветра, а в ходе сублимации. Под этим термином в науке принято понимать процесс, при котором лед переходит из твердого состояния в газообразное, минуя форму жидкости. Фотографии проведенного эксперимента Читайте также: Что такое «ледяные вулканы» и где они образуются? Когда на лед падает солнечный свет, находящийся сверху камень играет роль зонтика. Он не дает излучению превратить лед под камнем в пар, в результате чего и возникает своеобразная подставка. В ходе научной работы протекающие процессы были значительно ускорены, чтобы исследователи как можно быстрее узнали результаты и не тратили время зря. В природе на образование ножки изо льда может уйти целая неделя или даже больше.
Чтобы увидеть процесс образования дзен-камней во всей красе, посмотрите видео ниже. Самое интересное начинается с 2:22 минуты По словам французских физиков Николя Таберле Nicolas Taberlet и Николя Плиона Nicolas Plihon , камни-дзен — это удивительные природные конструкции в виде камней, стоящих на тонких подставках изо льда. Долгое время ученые не могли объяснить причину возникновения этих образований. Но в рамках своей научной работы они наконец-то сделали это и даже показали наиболее наглядным образом.
Февраль и начало марта: пик ледового сезона К февралю уже весь Байкал сковывает ледовым панцирем. Наплески в гротах, ледяные пещеры, трещины и торосы, пузырьковый лед, сокуи — словом, кульминация зимнего байкальского сезона! Поэтому больше всего туров на Байкал продается именно на февраль и начало марта. Это время самого красивого и прочного льда. Его толщина составляет от 70 до 110 см, что позволяет запустить ледовую переправу на остров Ольхон точная дата открытия зависит от погодных условий. А уже оттуда начинается гравийная дорога до главного населенного пункта Ольхона. Протяженность ледовой дороги — 11 километров. С ледовой переправы нельзя съезжать, но можно припарковать автомобиль и прогуляться до ледяных гротов — они тянутся вдоль всего побережья острова Ольхон. На фото 1 — ледяные гроты на мысе Хоргой. Фото 2-4 сняты в феврале в Большом Голоустном. Прозрачность льда такая, что можно разглядеть дно Байкала. Самый идеальный и безопасный вид транспорта зимой на Байкале — это хивус. На машине рекомендуем передвигаться только по Ольхону. Причем на север острова можно проехать исключительно на проходимом автомобиле: сначала вас ждут пески, а затем лесная дорога с глубокой колеей. Оптимальное решение — нанять местного водителя на УАЗике, который и дорогу знает, и интересные места покажет. Но не только Ольхон и Малое Море привлекают искателей льда в феврале. Чуть меньше востребованы поселок Бугульдейка и бухта Ая. Но сразу предупреждаем: открытого льда на пути встретить практически не удастся. Хочется отдельно только напомнить про культуру посещения природных мест. Есть даже специальный Кодекс ледовых путешественников, разработанный командой «Байкалики» и представителями сферы туризма Иркутской области. В нем рассказывается, как путешествовать зимой по Байкалу без риска для жизни и природы. Вторая половина марта: время белого льда Заснеженный Байкал в Большом Голоустном, март Итак, во второй половине марта закрывается ледовая переправа на остров Ольхон. Курсируют только хивусы. Остров Ольхон вновь пустеет, природа выдыхает. Лед еще можно застать в Бугульдейке, Большом Голоустном и Листвянке. К концу марта лед теряет свою прозрачность. Кристаллизуется, превращается в ледяную шугу. Читайте также Сало, шуга и шорох: что вы не знали о байкальском льде Апрель: время пробуждения Людей на Байкале мало.
Нередки случаи, когда она составляет около одного метра, а в заливах и торосистых местах превышает два метра. Так, зимой с 1903-го на 1904 год между поселком Танхой и Портом Байкал была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывали металлические рельсы и предполагали перевозить по ним железнодорожные вагоны с западного на восточный берег, однако планы оправдались не в полной мере.
Чтобы мониторить выезд транспорта на опасные участки, с сегодняшнего дня спасатели организовали на Байкале мобильные посты. Их расположили в самых популярных местах отдыха. Кроме того, на Ольхонской переправе задействовали видеонаблюдение.
Содержание
- Когда на Байкале прозрачный лед? Вы спрашивали-мы отвечаем!
- Зимний Байкал — километры прозрачного льда: gelio — LiveJournal
- На Байкале сейчас можно наблюдать самое необычное и красивое явление - становление льда
- Правила комментирования
- 7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций
- Сообщить новость
Лед на Байкале станет платным. И это не шутка
На Байкале толщина льда не одинаковая, она колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, нередко образуются трещины. Метровый слой льда покрывает почти всю поверхность Байкала, а в заливах его толщина может быть полтора-два метра. Ученые и космонавты в течение нескольких десятилетий наблюдали на весеннем льду озера Байкал огромные кольца.
У вас включен VPN?
В ночное время они слабо затягиваются льдом, что днём несёт смертельную угрозу для автомобилистов. Выезд автотранспорта на ледовую поверхность Байкала вне ледовых переправ запрещен. За такое нарушение предусмотрено административное наказание, напомнили в Главном управлении МЧС по Бурятии. Наиболее безопасными для пассажиров сейчас являются аэролодки, которые могут передвигаться как по льду, так и по воде.
У истока Ангары в Иркутском районе — вода, а вот в Ангарском районе идет ледоход, имеется кромка в районе станции Суховская. В Усольском районе толщина льда на Ангаре в границах города — 30—35 сантиметров. На реке Лене в Жигаловском районе толщина льда — от 50 до 120 сантиметров, в Киренском районе — 45—60 сантиметров, в Усть-Кутском — от 30 до 40 сантиметров. На Братском водохранилище в Усть-Илимском районе — лед толщиной 50—70 сантиметров. В Братском районе в черте города в заливах — 50—60 сантиметров, по району — до 80 сантиметров, на расширениях 40—50 сантиметров. В Нукутском районе — 75—80 сантиметров. В Осинском районе в заливах — от 65 до 75 сантиметров. В Черемховском — 50—65 сантиметров. В Боханском районе в границах сёл Олонки, Буреть, Каменка — 50—55 сантиметров, сёл Казачье и Серёдкино — 55—60 сантиметров.
Хотя если учесть, что к марту, времени моего приезда, лед нарастает до толщины 100—120 см, он должен выдержать и вес танка. Обратной стороной прочности «ледовой дороги» являются трудности в прорубании майны для подводных спусков. Бензопила, конечно, выручает, но даже она не способна одолеть всю толщу льда в один проход. Ледяные кубики приходится извлекать послойно. Но вот майна расчищена, путь вниз свободен. Если цель погружения полюбоваться льдами из-под воды, то прорубь делают обычно рядом с «нажимом». Вот как их описывает в своей статье В. Шостакович: «Нажимы представляют в окончательном своем виде щели, края которых нажаты друг на друга, благодаря чему над щелью лежит крышеобразно торос, образовавшийся из обломанных краев щели». Под водой это тоже выглядит достаточно живописно: то беспорядочное нагромождение отдельных льдин, то ледяные пещеры и гроты, образованные заглубившейся кромкой одного из ледяных полей. Ученые объясняют образование нажимов температурным расширением льда. Оказывается, что при перепаде ночных и дневных температур в 20 градусов а это на Байкале не редкость один километр льда расширяется почти на полтора метра! А если взять 10 или 20 км?! Поэтому льды на Байкале постоянно находятся в движении. Едешь утром — скатертью дорога, а к вечеру приходится закладывать крюк в десяток километров, чтобы объехать двухметровый вал, образовавшийся над свежей трещиной. Или же вооружаться пешнями и лопатами, чтобы расчистить в нем проход, который сможет одолеть машина. Сопровождается образование нажима треском и грохотом, сравнимым с шумом, производимым артиллерийской канонадой. И если даже на поверхности это может вызвать определенные неудобства, то под водой это неприятно вдвойне и втройне. Наша группа однажды чуть не попала «под раздачу» в связи с этим природным явлением. Погружались вместе с группой подводников из Франции на трещине, где-то посередине Малого моря. Целью погружения были фото- и видеосъемка рельефа нижней поверхности льда. Операторы и их модели выискивали живописные ледяные скалы и пещеры. Ничто не предвещало неожиданностей. Как вдруг... Едва последний дайвер успел покинуть один из подводных ледяных гротов, как раздался душераздирающий треск, и льдины, образовавшие стены этой пещеры, сложились, как карточный домик! Ильф и Петров охарактеризовали бы такую ситуацию философской фразой: «Беременные женщины были очень недовольны». Для названия льда на Байкале существует множество терминов. В труде Шостаковича упоминаются несколько основных типов ледового покрова. Это «сокуй», «осенец» и «колобовник».
А фотографы приезжают сюда со всего мира, чтобы снимать его на закате, на рассвете и даже ночью. Мы знаем как минимум семь причин, почему ступить на байкальский лёд нужно хотя бы раз в жизни. Трещины в ледяной глади Байкала появляются постоянно, особенно в сильные морозы. Их появление сопровождается громким треском, напоминающим раскаты грома или пушечные выстрелы, который часто пугает новичков на озере. Когда это происходит прямо под ногами — становится страшно и бывалым рыбакам. Трещины в 2-3 метра шириной, которые разрывают лёд на отдельные поля и могут тянуться на десятки километров, называют «становыми». Они обычно появляются в одних и тех же районах озера. Благодаря трещинам байкальские рыбы зимой не гибнут от недостатка кислорода под толстым слоем льда. А ещё именно они создают тот характерный рисунок, по которому можно безошибочно узнать фотографии с зимнего Байкала. Метровый слой льда покрывает почти всю поверхность Байкала, а в заливах его толщина может быть полтора-два метра. На мелководье вода промерзает до самого дна. Лёд настолько крепкий материал, что в морозные дореволюционные годы по льду озера пускали временную железную дорогу, а сейчас на Байкале проводят первый в мире фестиваль экстремальных видов спорта на льду. Открытый лёд — самый надёжный.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Погода на Байкале в феврале. Морозы до -20 °C держатся до середины февраля, потом становится больше солнечных дней и теплеет до -10 -15 °С. Толщина льда в проливе доходит до двух метров, в открытом Байкале — более полуметра. сообщил начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Бурятии Николай Зайцев. Именно этот залив самый первый покрывается льдом. Лед на Байкале встает в середине января и держится до конца марта. Нарастание льда на Байкале происходит постепенно. Лед Байкала — это действительно то, что надо увидеть хотя бы один раз в жизни своими глазами, это действительно космос, что-то нереальное и фантастическое!
МЧС: На Байкале процесс становления льда только начинается
на 25-27 см меньше нормы, в районе острова Ольхон (поселок Хужир) - около нормы. Площадь Байкала составляет более 31 тысяч метров, поэтому он полностью покрывается льдом только к середине января. В марте лед на Байкале становится самым прочным, в этом месяце на Байкале обычно стабильно холодно, что способствует укреплению льда. В Слюдянском районе толщина льда на озере Байкал составляет от 2 до 15 см. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже.
ЗИМНИЙ БАЙКАЛ
В сентябре 2008 г. Согласно источнику [76] , система оказалась неработоспособной и менее чем через месяц после её запуска комбинат пришлось остановить. По постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 года [77] ликвидирован запрет на «производство целлюлозы , бумаги , картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды» без каких-либо ограничений по срокам, объёмам или концентрациям веществ. Оно также кардинально изменяет ещё два пункта, касающихся складирования, захоронения и сжигания опасных отходов на берегу озера Байкал, внесённого в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [78]. Несмотря на многочисленные протесты активистов, БЦБК вновь начал выпускать белёную целлюлозу в промышленных масштабах 8 июля 2010 г. По результатам проб, взятых при погружении аппаратов «Мир» в июле 2010 г.
В районе ЦБК диоксиновое загрязнение в 40—50 раз превышает таковое в северной и центральной частях озера. Пробы брались на разных глубинах, и в абсолютном большинстве зарегистрировано превышение нормы диоксинов в 3—8 раз [79] [80]. В феврале 2013 года Правительством России было принято решение о закрытии БЦБК, в сентябре 2013 года производство было остановлено, начат процесс увольнения персонала предприятия [81]. По заявлению конкурсного управляющего, слухи о закрытии комбината 25 декабря 2013 года не соответствуют действительности, комбинат в любой момент может возобновить свою работу, если кредиторы посчитают это целесообразным [82]. Байкал как водохранилище[ править править код ] Иркутская ГЭС С 1956 года озеро используется в гидроэлектроэнергетике — оно стало составной частью Иркутского водохранилища , в результате чего уровень воды поднялся почти на 1 м [84].
По мнению к.
В береговых скалах спрятано очень много гротов. Самый большой грот Саган-Хушуна расположен под «старшим братом». Сосульки-сталактиты, свисающие со свода пещеры. Один из самых популярных и излюбленных туристами гротов находится на острове Харанцы. На закате он красиво подсвечивается солнечными лучами. Ледяной грот. Внутри грота температура выше, чем снаружи. Летом подойти к гротам нельзя, так как судно может разбиться о скалы. Туристы выстраиваются в очередь, чтобы сфотографировать грот.
В каждой пещере встречаются абсолютно разные ледяные узоры, и все они очень впечатляют. В проливе Малое Море расположен остров Харанцы. Учёные считают, что в древности он служил наблюдательным пунктом, так как с этого места отлично просматривается большая часть западного побережья Ольхона. Мыс Бурхан, который также называют скала Шаманка. Вблизи мыса расположен посёлок Хужир — самый крупный населённый пункт на Ольхоне. Вид на Шаман-скалу, которая считается одним из самых известных образов Байкала. Мыс Бурхан с высоты. Посёлок Хужир. Раньше большинство его жителей работали на Маломорском рыбзаводе, но сейчас предприятие почти не функционирует, поэтому местное население живёт за счет туристического потока. Самый популярный транспорт на зимнем Байкале — УАЗ-2206, известный как «буханка».
Сесть за руль здесь отваживается не каждый, а опытных водителей, знающих расположение зимников и владеющих всеми тонкостями езды по замёрзшему озеру, называют ледовыми капитанами. Есть и альтернативные способы передвижения. Самые предприимчивые велосипедисты организуют зимние велотуры, а самые отважные — участвуют в ежегодной экстремальной гонке «Ледовый шторм» и за три дня преодолевают 205 километров. Но иногда можно встретить и по-настоящему экзотические виды транспорта. Узкий и извилистый Огой — самый большой остров в Малом Море. В длину он протянулся почти на 3 километра. Южный мыс острова Огой. Из-за необычной формы скалы его называют Драконом. Само слово Огой переводится с бурятского как «безводный». Огой считается одним из так называемых мест силы, ради которых многие приезжают на Байкал.
Мы тоже не смогли не воспользоваться такой возможностью, поэтому не стали задерживаться в Северобайкальске и в тот же вечер пересекли Байкал по хорошо накатанному зимнику, чтобы заночевать на горячем источнике Хакусы, куда летом попасть на автомобиле невозможно. А наутро выехали в южном направлении вдоль восточного побережья. Почему именно там? Да потому что решили двигаться только по зимникам и посмотреть, есть ли они на Байкале и в каком состоянии. От источников Хакусы шёл хорошо видимый и накатанный по снегу след.
Здесь нам в какой-то степени не повезло, потому что вся северная часть Байкала была покрыта снегом. И вообще местные жители говорили, что прошедшая зима очень снежная и они давно не припомнят, чтобы его было столько много. Но зато благодаря снегу, трещины были видны издалека и можно было мчаться с любой скоростью. Дело в том, что трещины бывают двух видов — когда лёд сходится и когда расходится. В первом случае из-за вздыбленного льда трещину видно очень хорошо на любом льду.
А вот когда лёд разошёлся, то здесь всё сложнее. Во-первых, нужно избегать движение по льду во время метели и ближайшие дни после неё. Так как такую трещину мгновенно затягивает позёмкой. И засыпать может настолько равномерно, что вы даже пешком её не увидите. И так может припорошить даже разошедшийся на несколько метров лёд.
Ну и если за день-два до вашего выезда мела метель и не было морозов, то такое место не промёрзло и все шансы провалиться остаются. Ну и во-вторых, разошедшуюся трещину плохо видно на чистом льду. Здесь вроде бы хочется разогнаться, но это зачастую оказывается опасно. На Байкале большой плюс езды именно по зимнику, а не по целине — это частые встречи с разными интересными людьми. Дело в том, что там принято останавливаться и обмениваться информацией о дороге со всеми, кто едет вам навстречу.
А ведь по льду Байкала помимо местных жителей, едущих по своим делам или на рыбалку, едет много туристов. И передвигаются они на всём подряд. Кого мы там только не видели: велосипедистов, мотоциклистов, квадроциклистов, лыжников и даже кайтеров. Каждая встреча интересна и незабываема.
Буквально накануне под лед провалился автомобиль. В салоне были четыре человека, в том числе ребенок. К счастью, они смогли выбраться из салона.
Когда на Байкале прозрачный лед?
Напомню, открыли в этом году переправу 10 февраля. Закрывают раньше обычных сроков из-за сильного повышения температура много промоин и трещин. Отслеживать состояние озера можно в том числе и со спутника по снимкам из космоса: Фото Байкала со спутника 14 апреля 2024 года Озеро Байкал сейчас смотреть онлайн в реальном времени Давайте вместе посмотрим, что происходит на Байкале в Листвянке сейчас в режиме онлайн на вэбкамере. Жмите на большую стрелку по центру экрана и смотрите на Байкал онлайн.
Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой.
Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь.
Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться».
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду.
Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину.
Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос.
Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос.
Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон.
Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г.
Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру.
Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку.
Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека.
Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры.
Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода.
В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку.
Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед. Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов.
В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г. Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет.
Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней. На конькобежном марафоне 2012 г. Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют.
Обычно на коньках проходят в день 40—60 км, маршрут от МРС до Листвяки 200 км проходят за три дня. При попутном ветре по гладкому и чистому от снега льду можно проходить до 50 км в день. Но если придется преодолевать торосы, скорость может снизиться до 2 км в час. Байкальский лёд бывает идеально гладким не равномерно.
Проблемы для быстрого передвижения создают поля пакового льда и обширные торосы. Передвигаться лучше всего на быстросъёмных коньках, с лыжными палками и буксируемыми санями, вместо рюкзака за плечами. В 1965 г.
Сесть за руль здесь отваживается не каждый, а опытных водителей, знающих расположение зимников и владеющих всеми тонкостями езды по замёрзшему озеру, называют ледовыми капитанами. Есть и альтернативные способы передвижения. Самые предприимчивые велосипедисты организуют зимние велотуры, а самые отважные — участвуют в ежегодной экстремальной гонке «Ледовый шторм» и за три дня преодолевают 205 километров. Но иногда можно встретить и по-настоящему экзотические виды транспорта. Узкий и извилистый Огой — самый большой остров в Малом Море. В длину он протянулся почти на 3 километра. Южный мыс острова Огой.
Из-за необычной формы скалы его называют Драконом. Само слово Огой переводится с бурятского как «безводный». Огой считается одним из так называемых мест силы, ради которых многие приезжают на Байкал. По-настоящему большой поток паломников хлынул на остров в 2005 году, когда на его вершине воздвигли буддийскую Ступу Просветления. Она символизирует освобождение от человеческих страстей, преодоление препятствий и раскрытие всех способностей ума. Буддизм в этих местах соседствует с шаманизмом. На острове то и дело встречаются причудливые пирамиды из камней. Правда, складывают их не столько адепты шаманских практик, сколько простые туристы — для исполнения сокровенных желаний. Ещё один остров в Малом Море носит название Хубын, что в переводе с бурятского означает «малыш». Лёд на Байкале встаёт только в январе.
Это связано с тем, что озеро очень глубокое: когда верхний слой воды охлаждается, он тяжелеет и опускается вниз, а на его место раз за разом поднимаются более тёплые, а потому более лёгкие слои. В феврале — марте толщина льда достигает максимума и колеблется от 70 сантиметров до 1,5—2 метров. Байкальский лёд настолько чистый и прозрачный, что на мелководье сквозь него можно разглядеть дно. В толщу воды проникают солнечные лучи, поэтому жизнь под ледовым покровом не замирает — там развиваются водоросли и зоопланктон. Тонкие трещинки и разные текстуры образуют неповторимый трёхмерный узор. Здесь, например, он похож на спираль ДНК. Эти белые шарики — замёрзшие пузырьки метана. В Байкале растворено около 800 тонн метана. Парниковый газ, который поднимался со дна, не успел выбраться на поверхность и мгновенно вмёрз в лёд. Если проткнуть такой пузырь и поджечь, вспыхнет лёгкое и почти не дымящее пламя.
Местами можно увидеть вмёрзшие в лёд растения. На фоне тёмных глубин эти застывшие пузырьки выглядят космически — как будто смотришь фрагмент из Star Trek.
На лед укладывали металлические рельсы и предполагали перевозить по ним железнодорожные вагоны с западного на восточный берег, однако планы оправдались не в полной мере. Вес паровозов оказался слишком велик, и перед перевозкой их приходилось разбирать, а использовать в качестве основной рабочей силы не паровую, а конную тягу, — рассказывает сотрудник лаборатории гидрохимии и химии атмосферы ЛИН СО РАН Максим Шиховцев. В итоге за месяц активной эксплуатации по зимнему рельсовому пути через Байкал было перевезено более 2 тысяч вагонов и 65 паровозов, что стало беспрецедентным случаем реализации инженерной мысли.
Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала
Спешите увидеть: Такого красивого льда на Байкале не было много лет - Российская газета | на 1 градус превышает норму. |
МЧС: толщина льда на Байкале не превышает 20 сантиметров | Некоторым путешественникам везет застать прочный лёд на Байкале даже в конце января — в ПСЖР есть целая история про это, а ещё про то, во сколько обошлось путешествие. |
Специалисты рассказали о состоянии льда на Байкале: «В его прочности есть сомнения» | К марту толщина льда достигает одного метра. |
Сколько продержится лед на Байкале в этом сезоне - МК Иркутск | В минувшие выходные на льду озера Байкал образовалась трещина шириной от 3 до 10 метров протяженностью более 10 километров. |
Как на Байкале прямо сейчас • (онлайн камера) | 35. Зимой толщина льда здесь достигает 1 метра, а в заливах может доходить и до 2 метров. |
Лёд Байкала
На самом деле на Байкале насчитывается более 50 видов льда, каждый из которых уникален и красив по-своему. Как передвигаться по льду Байкала Лед на озере очень прочный, толщиной более метра, и может выдержать автомобиль. Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию.
На Байкале почти полностью установился ледовый покров
Порывы ветра на Байкале могут достигать 60 метров в секунду. Лед на Байкале зимой не везде одинаково толстый и безопасный. Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию. На Байкале из-за повышения температур и порывистых ветров регистрируются негативные изменения состояния льда.