В Казани все с "Тяп-ляпа" в середине 70-х годов и началось. Название «Тяп-Ляп» отсылает к прозвищу района Казани «Теплоконтроль», который располагается у озера Средний Кабан.
Завдат Хантимиров
- Террор «Тяп-Ляпа» в Казани, 1977-1978 годы
- Смешанные ОПГ
- Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории | PSYCHOLOGIES
- Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории
- Кого ОПГ «Тяп-ляп» пыталось убить дважды?
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. А история «Тяп-Ляпа» началась с 1973 года, когда 24-летний Антипов вышел из тюрьмы. Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». А уже в августе 1978-го члены «Тяп-Ляп» устроила массовый пробег в район, контролируемой ОПГ «Ново-Татарская Слобода», с которой у «тяп-ляповских» были враждебные отношения и, которая никак не уступала им территорию.
Читайте также
- Казанский феномен Ложь 2 Тяп-ляп
- Поделиться
- Как вычислить «мотальщика» в толпе?
- Не бандиты, а были бунтари
Женские ОПГ в Татарстане: «матрешки, войны между районами и связь с чушпанами»
Его окружали поселки, и местная шпана постоянно нападала на «тепловских» ребят. Сергей Антипов решил взять инициативу по защите молодежи с «Теплоконтроля» в свои руки. Здоровый образ жизни По словам участников группировки, «никто из них не был поглощен тюремной романтикой». Все началось с желания быть здоровыми и сильными. Соорудили в подвале пятиэтажки спортзал. Так появился сплоченный спортивный кулак, братство, товарищество. Главный принцип «Тяп-Ляпа» гласил: «В беде не бросать, не курить, не пить, проверка силы воли обязательна». Не бандиты, а были бунтари «Мы не были бандитами, а были бунтарями. Шли против блата и коммунистической диктатуры.
Ребята были начитанные, их уголовные байки не очень привлекали. Местные ребята тянулись к Антипу, несмотря на то что он был старше некоторых из их лет 10-15 лет. Впрочем, он был не единственным лидером «Тяп-Ляпа», скорее, первым среди равных. Имел обширные знакомства среди цеховиков Казани. Высшего образования так и не получил. По словам членов ОПГ, "его везде выгоняли, начиная от военного училища, заканчивая пединститутом. Он даже драться не мог". В группировке уважением не пользовался.
Хитер, коварен и смекалист, - вспоминает один из участников группировки. Он был очень жаден и крайне непорядочен в отношениях даже с теми, кого считал самыми близкими друзьями».
У чеченцев, кстати, способ коммуницирования между собой сильнее, чем в криминальном мире. Потому что когда все родственники, когда брат за брата - это все-таки более устойчивая система. У татар такого нет. У нас и ислам такой… - Пожиже?
Хотя некая тенденция к усилению идентичности есть. Я постоянно задаю своим казанским друзьям и знакомым вопрос «Как там у вас с национализмом? Соответственно, нельзя было отказать в приеме в группировку, если человек был неподходящей национальности. Тем не менее, основной костяк казанских группировок составляли, естественно, титульные национальности, и их было примерно 50 на 50. Татарских банд в Казани не было, хотя были и до сих пор существуют группировки, в названии которых есть корень «татар». Последняя получила такое название, потому что рядом была татарская школа.
Но, опять же, нельзя сказать, что там было что-то специфически татарское. Что касается кавказцев, то их, в общем, брали на улицу, но в Казани их было немного, поэтому серьезную силу они не представляли. Когда я спрашивал участников группировок, как они относятся к приходу людей других национальностей, они говорили: «Ну, ты знаешь, один-два нормально, но потом они начинают быстренько подтягивать своих, и у них внутри группировки появляется своя». То есть они более крепко связаны, для них это важнее, чем уличные понятия. Кроме того, в Казани сейчас есть мигрантские объединения группировочного типа. Например, когда участников «Суконки» переселили из центра на Квартала, в Азино и так далее, они отхватили там какие-то жирные куски и безразмерно разрослись.
И там внутри появилась такая бригада выходцев из Центральной и Средней Азии, на которую недавно жаловались в телеграм-канале «Татарская якудза». Они собираются на Кольце и докапываются до прохожих. То есть это такие уличные пацаны, люди, которым группировочный социальный лифт до сих пор важен и нужен, потому что других у них нет. Кроме того, я слышал о наличии таких ребят во многих современных группировках. И не будем забывать, что в 80-х были цыгане, как раз чисто этническая группировка. Они были деловые и предприимчивые, позволяли себе чуть более широкий набор инструментов, чем у традиционной казанской группировки, были связаны с цеховиками и благодаря этому зарабатывали кучу денег.
И, в общем, в 1989 году союз группировок их изгнал. Поводом стало то, что одной женщине, родственнице «первомайского» авторитета, цыгане продали два сапога на одну ногу. Деньги возвращать отказались, и за это им предъявили. А в казанцах уже кипела неприязнь к цыганам.
Благодаря таким подвигам «теплоконтролевские» завоевывали в городе все больший криминальный авторитет , ходили по самым дорогим ресторанам. Здесь «тяп-ляповцы» чувствовали себя хозяевами и не раз избивали посетителей.
В ресторане «Дом Татарской кулинарии» был столик, который никто не смел занять даже в отсутствие бандитов. Милиции бандиты не боялись Интересно, что рядовые «тяп-ляповцы» вымогали и грабили под идеей социальной справедливости. И понятия не имели о том, на что тратят «заработанные» ими деньги главари. Говорят, уже тогда у «тепловских» имелись коррупционные связи среди чиновников, ответственных хозяйственных работников. Якобы свой офицер в райвоенкомате делал им отсрочки от призыва, свой врач залечивал раны. Милиции они в принципе не боялись.
В этом отношении показательно преступление, совершенное в апреле 1978 года. Здесь они приметили паренька с транзисторным магнитофоном «Весна». Когда он вышел на улице Карла Маркса, «тепловские» направились следом. Как только парень зашел во двор Дома офицеров, один из налетчиков перегородил ему выход, а второй сбил с ног ударом кулака в челюсть. После чего отобрали у потерпевшего магнитофон и побежали прочь. Ограбленный побежал следом за ними, увидел патрульный экипаж и сообщил о преступлении.
В результате Масленцева догнал сотрудник милиции. Но тут же получил фирменный «тяп-ляповский» хук в лицо. Оправившись, милиционер снова догнал преступника. Но был нокаутирован несколькими ударами в висок и переносицу. Милиционер ослабел, но продолжал прижимать «тепловского» к стене. Тогда тот сбил его на землю и, несколько раз пнув ногой в живот, убежал… Расправа за 2 бутылки Основным криминальным промыслом «Тяп-Ляпа» были грабежи, кражи, угоны.
На счету участников банды не один десяток отобранных у казанцев модных мотоциклов «Ява». Но особо влекло «тепловских» в район казанского поселка Нагорный. Здесь располагалась так называемая «Сорочка» - рынок, где спекулянты торговали одеждой, и в том числе фирменными джинсами. Стоили они по тем временам не одну месячную зарплату - 200-250 рублей. Продавцы, боявшиеся милиции не меньше бандитов, называли покупателям цену так: «Два, два пятьдесят». А потом давали за них два рубля пятьдесят копеек.
Таких «покупок» было немало, но в милицию ни один продавец не обратился. По нынешним временам «Тяп-Ляп» считается абсолютно «отмороженной» группировкой. Драки и разборки они устраивали по любому поводу. А уж убить человека было вообще плевым делом. Как-то летом 1978 года Искандер Тазетдинов и Леонид Федоров со своими знакомыми Никольским и Евстафьевым отдыхали на даче, расположенной на острове «Татарстан» в районе казанского поселка Победилово. На третий день иссякли запасы спиртного, и они отправили за вином на «большую землю» двух подростков.
Те вернулись с пустыми руками, объяснив, что у магазина в деревне Старое Победилово две бутылки вина у них отняли местные парни. Федоров взял пистолет «Парабеллум», Тазетдинов схватил кухонный нож, Никольский - четырехгранный напильник, а Евстафьев нашел обрезок резинового шланга. На двух моторных лодках они переправились на берег. Перед тем как уйти в деревню, предупредили остававшихся в лодках подростков заводить моторы, как только они их увидят… У магазина они даже не стали выяснять, кто отнял вино у мальчишек. Евстафьев сразу налетел на двух стоявших там парней с кулаками. К ним же подбежали Федоров, Тазетдинов и Никольский.
Тазетдинов вонзил одному из парней нож в бок. В этот момент на помощь избиваемым поспешили еще трое местных. Федоров выстрелил им под ноги из пистолета, однако это не остановило сельчан. Завязалась драка, Тазетдинов ударил ножом в грудь второго парня. Тот скончался на месте - удар пришелся в сердце. Но и этого Тазетдинову показалось мало.
Он дважды вогнал клинок в грудь третьего потерпевшего. Местные стали спасаться бегством. Но Федоров все же успел выстрелить одному из них в спину. Пограничный конфликт Любое появление «тяп-ляповцев» в городе вызывало шок. Рассказывают, что однажды они прибыли к Дворцу культуры имени Урицкого на нескольких автобусах, блокировали зал, где проходили танцы, и просто так избили несколько десятков человек. Одной из немногих группировок, продолжавших сопротивляться «Тяп-Ляпу», оставалась «Новотатарка».
По численности она не уступала «Тяп-Ляпу», но придерживалась куда менее радикальных воззрений и не стремилась к разного рода криминальным подвигам. Тем не менее «тепловские» не раз предлагали соседям объединиться, но те предпочитали держаться автономно. Доставалось им за это регулярно. Например, «тепловские» устроили настоящую охоту на новотатарского авторитета Николая Даньшина по кличке Коля-Колесо. Парень жил на территории «Тяп-Ляпа», но дружил с «новотатарскими», его звали на «Теплый», он отказывался, что и предопределило его участь. План Хантимиров с Масленцевым придумали такой.
Дождавшись возвращения Даньшина поздно вечером домой, трое - Болдов, Шумов и Масленцев - должны были внезапно напасть на него в подъезде сзади, оглушить, после чего к ним присоединялись остальные участники нападения, вооруженные обрезками арматуры. При этом Масленцев предупредил подручных, что Даньшина надо бить жестоко - чтобы он попал в больницу. Нападавшим было приказано выкрутить лампочки в подъезде потерпевшего, чтобы обеспечить неожиданность нападения. Однако в этот день Даньшин так и не вернулся домой. Операцию перенесли на утро 25 февраля. Поэтому лидер «пятерки» предупредил своих подопечных, что они пойдут на дело без него - его уход со свадьбы одновременно с Колей-Колесо навлечет на него подозрения.
Пятеро «тяп-ляповцев» караулили Даньшина в подъезде соседнего с общежитием дома. По очереди выходили и наблюдали за теми, кто покидал застолье. Когда жертва все-таки вышла и направилась домой, они двинулись следом, но другой дорогой, рассчитывая перехватить Даньшина у подъезда, но опоздали. Через два дня Джавда узнал, что Даньшин сидит в пивбаре на улице Тукаевской. Хантимиров отдал приказ о нападении. Из питейного заведения в центре Казани Даньшин вышел не один.
Вместе с ним было пятеро друзей. Масленцев дал указание 18-летнему Петрякову первым нанести Даньшину сзади внезапный удар по голове. Он так и сделал. Но сбить Даньшина с ног парень не смог. Пришлось Масленцеву делать это самому. Он что есть силы ударил Даньшина по голове металлической трубой, и тот сразу упал на землю.
Лидер «пятерки» велел троим подельникам избить приятеля Даньшина - Равиля Князева, который пытался им помешать. Отогнав его, они все принялись избивать упавшего Даньшина ногами. Били в том числе и по голове. Один из нападавших - Евгений Лысов по кличке Клещ, который так и не догнал Князева, выбежал из подъезда и с разбега обеими ногами прыгнул на голову Даньшину. В этот момент из подъезда выбежал Князев с лопатой в руках. Он пытался отогнать избивавших от лежащего без движения друга.
Масленцев с железной трубой в руках и Клещ погнались за Князевым. Тот вынужден был забежать в пивбар. В это же время Сергей Витушкин арматурой бил по голове Хайбуллина, который пытался защитить Даньшина. Еще одного спутника Даньшина - Фазлыахметова, который тоже хотел помочь другу - Витушкин и Шумов просто вытолкнули со двора. И снова стали бить металлическими палками и пинать ногами Даньшина. Несовершеннолетний Лысов прыгал на его голове.
Наконец на шум во дворе среагировали жильцы дома. Увидев, что толпа парней нещадно избивает одного, лежащего на земле, они стали кричать, требуя прекратить. Испугавшись, что их задержат, бандиты вынуждены были ретироваться. Даньшин получил тяжелейшие травмы, в том числе перелом основания черепа с кровоизлиянием в головной мозг, и умер на месте происшествия. А один из организаторов этой жестокой расправы - Масленцев - в тот же день живописал ее во всех подробностях. Хантимиров и Масленцев напомнили им, что каждый должен придумать себе алиби на время убийства Даньшина.
И подробно проинструктировали, как вести себя на допросах и очных ставках в милиции - если вдруг до этого дойдет дело. Кроме того, Масленцев похвалил Лысова за то, что тот «прыгал на голову Даньшина, как изверг». Петрякова, напротив, упрекнул, что он с первого раза не смог сбить Николая с ног. Горячий прием в ресторане Воплощая планы Антипова по завоеванию Новотатарской слободы, «тепловские» стали готовить следующее нападение. Очередной жертвой «Тяп-Ляпа» должен был стать авторитет «Новотатарки» по кличке Манты. Мужчина слишком активно заступался за обиженных «тепловскими».
Манты предлагали войти в «долю» к бандитам, но он отказался. Вот как он позже описал расправу «тепловских»: «7 ноября я вечером сидел с женой Нелей, другом Равилем Ахметзяновым и его женой. Равиль отлучился от стола и оказался около буфета. Ко мне подошел Талгат с улицы Тукаевской и сказал, что Равиля бьют. Я подошел к буфету и там увидел, что у Равиля одна щека рассечена, я подошел и начал расспрашивать, в чем дело, зачем убивают Равиля. Там стояли из Теплоконтролевской банды: Степин, Захаров, Павлов и др.
В ответ Степин сказал: «вот защитник обиженных пришел, чего тебе надо? Одновременно ударили сбоку, сзади и свалили меня с ног. Как только я упал, они начали меня пинать, даже прыгали на меня ногами. Я защищался, как мог. Сказали Давиду, чтобы он подошел ударить меня. Давид сказал, что он против меня ничего не имеет и бить меня не будет.
В ответ на это Степин ударил его кулаком в лицо. В это время туда прибежал лейтенант милиции Витя из Бауманского РОВД и начал оттаскивать «тяп-ляповскую» банду от меня. Я лежал на полу и не мог встать. В ресторан зашел подполковник милиции Рябов, помог мне встать. В это время «тяп-ляповские» затеяли драку с другими, и милиция побежала туда. Во время избиения я отчетливо слышал слова Скрябина «Ты нам мешаешь делать деньги, на, получай».
В больницу я не обращался потому, что не мог ходить, в милицию не обращался, потому что могло быть еще хуже, убить могли. Поскольку на следующий день ко мне домой приехал Антипов и сказал мне: не думай принимать меры, нас все равно больше, ничего не докажешь». Манты в долгу не остался. Спустя несколько месяцев, когда он сидел в ресторане Молодежного центра, «новотатарские» привезли к нему в кузове грузовика зверски избитого Скрябу. Авторитет «тепловских» встал на колени перед Манты и умолял, чтобы он простил его и не убивал… «Новотатарский» проявил великодушие: сказал Скрябе, что он трус, и ему противно с ним связываться. До поры до времени большинство преступлений сходило «Тяп-Ляпу» с рук.
Но банда все же перешла ту грань, за которой милиция уже не могла закрывать глаза на ее бесчинства. Мотопогром в Ново-татарской слободе Чтобы окончательно переломить сопротивление непокорной Новотатарской слободы, главари «Тяп-Ляпа» решили устроить дикую акцию устрашения - напасть на казанскую улицу Меховщиков, которая была вотчиной «новотатарских». Этому нападению суждено было стать самым громким и самым последним преступлением банды. Акцию устрашения было поручено организовать 23-летнему Завдату Хантимирову. Но в тот день микрорайон патрулировали многочисленные милицейские наряды. Бандитам пришлось перенести операцию на вечер 31 августа.
Громить слободу собралось несколько десятков человек. Старшему из установленных следствием бандитов было 26 лет. Младшему - 17. Собравшись в районе 19 часов во дворе ПТУ, расположенного у остановки «Фабрика игрушек», три десятка «тяп-ляповцев», вооруженные несколькими обрезами, пистолетом «Парабеллум», гранатой Ф-1 и металлической арматурой, отправились в свой последний поход. Доехав до улицы Портовая, бандиты вышли из доставившего их на место фургона «ГАЗ-66» и, натянув на головы капроновые чулки, двинулись в сторону улицы Меховщиков. Хантимиров скомандовал разделиться на две группы: одной бежать по одной стороне улицы и расправляться со всеми, кто попадется на пути.
Первого прохожего под крики «Давай, давай! Следующей жертвой стал мотоциклист. Еще в одного мотоциклиста, ехавшего с пассажиром, Хантимиров выстрелил в упор из обреза. Но промахнулся и ранил своего же боевика. Следом за Джавдой остальные тоже стали палить из обрезов в проезжавшие мимо автомобили. В том числе в пассажирский автобус.
Когда бандиты добежали до улицы Якуба, их стали преследовать трое милиционеров и сотрудник ДНД. По ним дали залп из обрезов. Один из мужчин был ранен в голову, другой в ногу. При этом Ильдар Каюмов убил из обреза 74-летнего Абдулбария Закирова, еще двое потерпевших получили ранения. В довершение один из лидеров «павлюхинского» филиала «Тяп-Ляпа» Тазетдинов бросил в людей гранату к счастью, оказавшуюся учебной. Далее на платформе железнодорожной станции Вахитово участники банды избили еще двоих мужчин, после чего скрылись.
Всего в результате набега был убит один и ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции… Ильдар Каюмов на допросе у следователя Приволжского РОВД Казани Мухаметшина «Работники Приволжского РОВД укрыли 28 преступлений «Тяп-Ляпа» В годы «развитого социализма» официальная пропаганда гласила, что в нашей стране с бандитизмом покончено раз и навсегда. В Татарии таких прецедентов было три: в пятидесятые годы - банда Кормакова, в 1971 году - дело Казакова и Сидорова ограбление и убийство инкассаторов , в 1978 году - «Тяп-Ляп». Неудивительно, что о расследовании последнего уголовного дела взахлеб рассказывал «Голос Америки». По итогам «рейда» в слободу строгие выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии получили десятки сотрудников милиции. Собственно, и было за что. Ведь даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук.
Для разоблачения банды была создана уникальная опергруппа, в которую, между прочим, входил будущий глава МВД России Виктор Ерин. По банде «Тяп-Ляп» работало 20 следователей, но порой их число достигало и 25. Расследование длилось девять месяцев. Было собрано 30 томов уголовного дела. Обвинительное заключение состояло из более чем 300 страниц. Запуганные потерпевшие в массовом порядке отказывались давать показания на бандитов.
На признававших вину группировщиков давили сокамерники. Следователям предлагали неслыханные по тем временам взятки за одного из «тепловских» дружки готовы были выложить 1000 рублей! При этом поступала оперативная информация о том, что сидевшие в изоляторе бандиты планируют побег и физическое уничтожение следователей к последним в итоге была приставлена охрана. Джавда молчал до конца. Следователи прекрасно знали, что только через него они смогут выйти на истинных организаторов «Тяп-Ляпа». Однако парень не выдал ни одного из своих руководителей, пожертвовав ради них своей жизнью.
Хотя лидеры группировки к этому времени уже находились под стражей по обвинению в других преступлениях, и чтобы «притянуть» их к основному делу, нужно было немного… По окончании расследования 28 «тепловским», большая часть которых представляла собой не более чем криминальное стадо баранов, были предъявлены обвинения в бандитизме, 36 грабежах, 4 убийствах и 15 покушениях. И это не считая того, что из основного дела в отдельное производство были выделены десятки других. Впрочем, позже Масленцеву и Каюмову расстрел заменили на 15 лет лишения свободы. Узнав о помиловании, ждавший смерти Александр Масленцев чуть не сошел с ума и впал в истерический смех. Серьезные сроки получили и остальные бандиты. Больше всех повезло Марсу Ягудину - шоферу казанского Речного порта, который сидел за рулем автомобиля, на котором преступники приехали в Новотатарскую слободу.
Он получил 1,5 года в колонии общего режима. К этому моменту главари «тяп-ляповцев» уже ничем не напоминали криминальных хозяев Казани. Джавда был полностью сломлен. В одном из писем родным он писал, что на воле легко мог отжаться от пола 200 раз. Находясь в тюремной камере в Горьком, он передвигался, держась за стены… С расстрелом Джавды оборвалась единственная нить, связывающая молодежь «Тяп-Ляпа» с его теневыми лидерами. Ценой своего расстрела он спас им жизнь, как когда-то это делали средневековые пираты.
В конце концов он и 70 его головорезов предстали перед судом и были приговорены к смертной казни. В последнем слове Штертебекер попросил суд об одолжении: после того как ему отрубят голову, он побежит вдоль ряда своих товарищей. И скольких сумеет обежать, столько и будут помилованы. Гамбургский бургомистр согласился… Палач отрубил Штертебекеру голову, после чего обезглавленный пират пошел вдоль ряда приговоренных к казни разбойников. Один из стражников подставил ему подножку, и его бездыханное тело упало на одиннадцатом пирате. Тем же вечером одиннадцать пиратов были отпущены на свободу, остальные казнены….
Да, лидеры «Тяп-Ляпа» не были расстреляны, хотя, без сомнения, они в первую очередь заслуживали «вышку». Впрочем, Антип и его ближайшее окружение свой срок все равно получили. Практически все они были осуждены за серию разбойных нападений, совершенных в 1976-1977 годах. Скрябин, Степин и несколько их подельников, в числе прочего, были осуждены за вымогательство автомобиля. В 1979 году они поймали состоятельного казанца Девятова и, угрожая расправой, потребовали деньги за якобы разбитую им машину. Получив отказ, привезли на берег озера Кабан в районе завода «Теплоконтроль».
Там потерпевшего избили, сняли золотой перстень, часы и отобрали деньги. Потом угрожали расправиться с его семьей. В конце-концов мужчину поставили на крышу автомобили и, накинув ему на шею петлю, заставили написать расписку, что он обязуется выплатить ее предъявителю 1500 рублей. А в случае неуплаты согласен на «совершение над ним насильственных циничных действий». Спустя год Скрябин, Зарахович и еще несколько человек получили срок за разбойное нападение на двух мужчин. Согласно материалам уголовного дела, летом 1979 года на центральной казанской улице Ленина они остановили двоих мужчин, которым Скрябин предъявил удостоверение сотрудника милиции и потребовал следовать за ними для производства следственных действий.
Доведя мужчин до Ленинского садика, преступники их избили и раздели. Всего с мужчин было снято ценностей почти на 500 рублей. В результате Скрябин был приговорен к 11, Зарахович - к 10 годам лишения свободы. Сам Антипов был осужден за целый «букет» преступлений: изнасилования, разбой, грабеж, хулиганство и подделку документов. Он получил максимальный для того времени срок - 15 лет. В своем бандитском кураже лидер «Тяп-Ляпа» не останавливался даже на суде, где кинул ботинком в прокурора.
Освободившегося Антипа встречали уже не «тяп-ляповцы», а сотрудники правоохранительных органов, которые убедительно «попросили» бывшего лидера покинуть Казань в 24 часа. Уехав в Москву, он даже взял фамилию жены и больше никогда не имел серьезного влияния на казанский криминальный мир. Не все из десятков «тепловских», попавших за решетку, дожили до освобождения. Троих зарезали в колонии, другие скончались от болезней, кто-то сошел с ума. Большая часть освободившихся бандитов уже не нашла места в новом криминальном образовании, возникшем на месте разгромленной группировки. К власти в криминале пришла молодежь, да и время было уже другое.
Корни «Тяп-Ляпа» проросли по всей Казани и дали название печальному явлению массового бандитизма, вошедшего в историю под именем «казанский феномен». Интернет-газета «Реальное время» Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» - одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку. С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу. Тайна «казанского феномена» Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы.
Маленький зал, пара диванов, несколько кресел - сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше - друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен». Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием. Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е - 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы. Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев.
Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей.
Гром грянул в августе 1978 года.
К пешему наряду милиции в районе «Теплоконтроля» подъехал мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек 10-15. Ещё через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами.
Стало ясно — ситуация чрезвычайная. Карта контроля бандами Казани тех или иных территорий в 90-е годы Из материалов уголовного дела: «31 августа 1978 года в 20. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан.
В результате беспорядочной стрельбы были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек — убит». Впервые за 20 лет дело квалифицировали как бандитизм. Следствие шло полтора года.
Суд над бандой состоялся в 1980 году. Следствием было доказано около 70 преступлений банды. Суд приговорил к расстрелу четверых, из которых двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения.
Тех, кого судили по статье бандитизм, получили от 10 до 15 лет». Но место разгромленной ОПГ «Тяп-Ляп» тут же заняли другие казанские банды, не менее, а то и более жестокие. Вот данные только за 1986-87 годы в Казани, противостояние банд друг с другом: 51 групповая драка, 6 человек погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными ранениями.
С началом «реформ» ОПГ «институализировались», подмяв власть в Татарстане, и все 1990-е фактически были правителями в республике. Ситуация в Татарстане ещё более осложнилась в середине — конце 1990-х, когда в придачу к криминальным бандам ещё добавились исламистские группировки. Автор книги, министр МВД Сафаров приводит случай террора исламистов — подрыв 1 декабря 1999 года «кукморского газопровода» — магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
Рвануло и в Кировской области.
Почему «Тяп-Ляп» стала самой известной уличной бандой из Казани
Единственным конкурентом ОПГ «Жилки» стала бандитская команда «Тяп-Ляп», которая на тот момент приобрела уже достаточно высокий авторитет в Казани. При этом всячески отрицает, что «Тяп-Ляп» была группировкой, утверждает, что Джавду, устроившего пробег по Ново-Татарской слободе в 1978 году, мог остановить только он. Напоминаем, «Тяп-ляп» — организованная преступная группировка, известная организацией массовых драк в Казани — столице Татарской АССР в 1970 годы, а также убийствами.
Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана
Казань вспомнила «Тяп-ляп». Предъявлено обвинение по делу о перестрелке с участием старейшей ОПГ. В Казани все с "Тяп-ляпа" в середине 70-х годов и началось. Даже найденный кокаин силовики считают не случайностью, якобы группировка имела отношение к наркотрафику элитного наркотика из Санкт-Петербурга в регион и сбыту в Лаишевском и Зеленодольском районах Казани.
"Тяп-Ляп"-самая знаменитая преступная группировка Казани в период застоя
Казанская ОПГ-3 // "Борисковская" - Компромат.Ру / | Лидер ОПГ Тяп-Ляп Завдат Кантемиров. |
Банды Казани: что творилось в конце XX века в столице Татарстана | При этом всячески отрицает, что «Тяп-Ляп» была группировкой, утверждает, что Джавду, устроившего пробег по Ново-Татарской слободе в 1978 году, мог остановить только он. |
"Тяп-Ляп"-самая знаменитая преступная группировка Казани в период застоя | «Тяп-ляп» — организованная преступная группировка, известная в 1970-е годы организацией массовых драк и убийств в Казани — столице Татарской АССР. |
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
Но существует утверждение, что Антип попросту не смог подчинить себе соседей. Так и сколотились независимые «борисковские». Карась же в дальнейшем стал уважаемым человеком среди городского криминалитета. Про таких говорят — мог разрешить любой конфликт. Именно у него первым в Казани появилась «Лада» 99-й модели. Был он почти профессиональным боксером, тренировался в клубе «Локомотив», позже в «Электроне». Умер Карась в 1994 году своей смертью от болезни. Пока все делили асфальт, «Борисково» делило заводы В 80-е годы, пока весь город еще делил асфальт, «Борисковским» это уже было не так интересно.
Под их влияние попали крупные производства, например ликеро-водочный завод и «Красный Восток». Однако в итоге группировка не смогла поделить доход и раскололась на два лагеря. Во второй — Линар Речапов и Талгат Хайруллин. Закончилось все достаточно предсказуемо. Летом 1992 года был убит друг Речапова Хайруллин, а через несколько дней — Блохин. Главным подозреваемым в его убийстве стал Речапов. На ней он пытался предъявить авторитету претензии по поводу убийства Блохина.
Однако и сам на встречный вопрос о гибели Талгата ничего пояснить не смог. Потом «борисковские» и их союзники стали всерьез опасаться за свои жизни. У домов они выставляли охрану из молодых последователей. Но Сипка это не спасло. Во время пересменки охраны он погиб от пули киллера. Последний и раньше недолюбливал Узкого, а убийство Сипка сделало их врагами. Хайдер к началу 90-х уже окончательно уверовал в идею создания единого казанского «общака», начав подминать под себя группировки города.
Но вот «борисковские» сперва тактично отказывались, а после решительного «нет» от Речапова Хайдер был оскорблен. Хайдер нацеливался на роль главного в Казани, «борисковские» же вместе с союзниками выдвигали авторитетного Иглама. В итоге тогда же «вора» и застрелили. Хотя версий его смерти существует немало. Речапов же несколькими годами ранее переехал из «Борисково» в «Адмиралтейку», где стал пользоваться немалым авторитетом у местных. А позже и вовсе открыл в московской гостинице «Севастополь» казино, рестораны и дискотеки. С 1992 года группу Узкого стали называть «Севастопольскими».
Поэтому Антипов получил 15 лет «строгача» и сохранил жизнь, ну а Хантимирова приговорили к смертной казни через расстрел. Скряба отсидел в тюрьме 15 лет, а когда откинулся — примкнул к другой ОПГ. В 1994-м его застрелили Мозговым центром «Тяп-ляп» считали Сергея Скрябина по кличке Скряба — школьный друг Хантимирова был самым хитрым и подлым в группировке. К собирательному образу всех героев «Слово пацана» можно добавить и черты лидера ОПГ «Жилка» Хайдара Закирова — как многие из «шелухи», парень связался с криминалом в 14, ну а как «старшики» — стал циничным и жестоким.
Жизнь Хайдара оборвалась из-за покушения конкурентов: его расстреляли через отверстия вентиляции соседней многоэтажки. Кто стоит за Андреем Пальто? После этого снимка многие решили, что Андрей Пальто — автор книги «Слово пацана» Изначально проект «Слово пацана» рекламировали как историю примерного ученика музыкальной школы Андрея Васильева, который устал быть вечно битым одноклассниками «чушпаном» и через друга Марата «пришился» к «универсамовским» и деградировал до уровня бандита. Поэтому образ Пальто стал одним из ключевых в сериале, и зрителей безумно интересовало, срисован ли он с реального жителя Казани 80-х.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х», когда опубликовал в микроблоге общее фото с исполнителем роли Андрея. Леон Кемстач, как и Роберт Гараев, на снимке — в очках и с усами, ну а на фоне актера и журналиста красным горит вывеска «Пальто». Кроме того, Гараев репостнул видео поклонника, который прямо заявил, что читал произведение Роберта и считает его прототипом героя Леона. Теперь многие зрители уверены, что уже знают, как закончится сериальная история Андрея Васильева, ведь в главе «Как я писал эту книгу» Гараев рассказал о собственной судьбе.
Я переехал в другой район, поступил в университет, и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы», — делился с читателями журналист. Как закончат дни второстепенные герои?
Тяп-ляп банда Казань район Теплоконтроль. Теплоконтроль ОПГ. Теплоконтроль Казань группировка. Сергей рябчиков тяп ляп. Тяп ляп 80-е.
Казанские ОПГ тяп ляп фото. Банда Кибальчича Рязань. Хади Такташ группировка Криминальная Россия. Тяп-ляп, маляры мультфильм 1984. Тяп ляп 1977.
Тяп ляп маляры. Мультик тяп ляп маляры. Хади Такташ Радик Галиакберов. Казанская группировка Хади Такташ. Анвар Халиуллин Хади Такташ.
Рауф Шарафутдинов, Анвар Халиуллин. Завдат Хантимиров Джавда. Казанский феномен Хади Такташ. Хади Такташ Криминальная Россия. Казань 1992 год.
Тушинская ОПГ 2000. Хроники ОПГ Казани кинопленка 1992-1997. Хантимиров завдат Файзрахманович Джавда. Казанский феномен Новотатарские. Группировка Новотатарские Казань.
Снежок Казань ОПГ жилка. Бандитский Татарстан. Хайдер Закиров. Адельчик ОПГ кинопленка. Владислав Мухин ОПГ перваки.
Батров перваки. ОПГ перваки Казань Бибик. Владимир Михотов пятак тяп ляп. ОПГ тяп ляп члены. Казанская банда Хади Такташ.
Скрябин Казань тяп ляп. Хантимиров тяп ляп.
Ни тебе гривастых панков, ни увешанных цепями металлистов, ни брейкеров в модных бананах и солнцезащитных очках — зачатки этих течений были забиты самым безжалостным образом.
Псевдорусских патриотов в форме каппелевцев здесь тоже было не найти. А за волосы длиной более четырех сантиметров юноша мог запросто схлопотать «копилку» в черепе, а за серьгу — распрощаться с самим ухом. Впрочем, огрести по-полной он мог и ничем не выделяясь среди общей массы сверстников — достаточно было просто зайти на «чужую» улицу.
Казанская молодежь с упоением делила асфальт, не так резво, как в 80-е, ибо на улицах уже почти не было массовых драк, и убивали крайне редко, и была абсолютно аполитичной. Некоторые высоколобые местные аналитики ставили на казанский феномен, как на некое вещество, цементирующее межнациональные отношения. Лидерам группировок важнее были территориальные, а на межэтнические разногласия; разделения собственных криминальных сообществ по национальному признаку они бы ни за что не допустили.
Единственный межнациональный инцидент в нашем городе произошел в середине 80-х, когда в течение суток из Казани были изгнаны все цыгане. Ромалы просто не поняли, с кем имеют дело. Да в те же 80-е парни в олимпийках регулярно поколачивали кавказских сограждан, чтобы те знали, кто здесь хозяин.
В итоге, сегодня это чуть ли не самые примерные казанские горожане: на рынках льстиво заглядывая тебе в глаза, обсчитывают со всей любезностью». Вот что пишет некто XXL на одном тематическом сайте по поводу гопнического движения в Казани это человек пишет в 2004 году! И, как в других городах, в Казани имеются гопники, причем в количествах, превышающих мыслимые и немыслимые пределы.
А корень этому явлению — ОПГ — организованные преступные группировки, которые и плодят эту гопоту. В Казани вся гопота идет от ОПГ и получает воспитание именно в этой среде. Причем этих ОПГ расплодилось, как тараканов, куда в Казани не плюнь, везде чья-то территория, контролируемая группировкой.
Всю Казань поделили между собой, как колбасу. Каждая улица, каждый поселок или микрорайон закреплены за какой-нибудь группировкой. Каждая группировка называется по располагаемой и принадлежащей ей территории.
Если группировка контролирует 10-й микрорайон, соответственно и называются «Десяткой», а ее члены «десятовскими»; если расположены в районе Азино, значит и зовутся «Азиновскими», или так — есть Проспект Победы, значит, и зовутся «Проспектовскими». Но никогда они не называют себя группировкой, вот уже как несколько лет эти ОПГ у гопников именуются «улицами». Раньше называлась «конторой», теперь именно «улица».
И в первую очередь, когда гопники подходят к своей жертве, они спрашивают — «ты с улицы? Раньше принадлежность к ОПГузнавалась так — «Мотаешься? Многие ОПГ объединены в «семьи».
Количество членов одной ОПГ — от 100 человек до 500, а в среднем по 200—300 челов. Структура ОПГ: делятся на младший и старший возрасты. В самом верху это «Лидер», потом по убывающей: «авторы авторитеты », потом по возрастам.
Всего несколько возрастов, примерно от 12 до 15, один возраст, дальше от 16 до 19, от 20 до 25, а уже потом они становятся «авторами». Хотя раньше у них были свои названия: как «скорлупа», «зеленые» «супера», «старики». Каждый день на территории непосредственно группировки у каждого возраста происходит сходняк, причем в таком месте, чтобы простые смертные или другие группировки не знали.
На сходняк обязаны приходить все ее члены, и каждый день, иначе последует наказание. Чем на этих сходках занимаются? Да по сути ни чем, иногда играют в футбол, а в основном несколько часов просто маются от безделья, болтая о чем попало, потом расходятся.
И так каждый день. А вне сходняка «инспектируют» торговые точки и рынки или проводят какие-нибудь силовые акции. Так вот эти «пацаны» в школах, ПТУ, во дворах и прочих местах пользуются большим уважением и авторитетом.
Их считают там королями, остальные перед ними стелятся и лижут им зад, а также пытаются подражать им и быть похожими на них. Пользуясь такой властью, гопы творят обычный беспредел, и простые пареньки очень часто страдают от них. В общем, произвол обеспечен, а если случайно с таким схлестнешься, считай, что твоя жизнь превратилась в проблему.
Даже задев мелкого гопа-сосунка, рискуешь здоровьем. Если посчитают нужным, новичок будет драться против других пацанов ОПГ и, если опять-таки достойно сможет себя проявить, тогда его точно возьмут в ОПГ. И в добавок, конечно, дадут погоняло, ибо все уличные «пацаны» обязаны иметь погоняло.
В отличие от старых времен, сейчас клички даются достойные, не оскорбляющие достоинство. А дальше начинаются будни гопника, где он обязан каждый день приходить на сходняк и каждый месяц платить взносы в общак, и попробует пусть только вовремя не заплатить, рискует получить хорошую взбучку. Между делом проводят зачистку территории, особенно от нариков, найдут такого в подъезде, вытащат на улицу и давай всей толпой пинать его.
Ну и, конечно, еще отлавливают левых пареньков, особенно какую-нибудь компанию, поглумятся над ними, отнимут ихние вещи, ну и вломят пару раз. Если тока, конечно, это не член другой группировки. Но по большей части ОПГ между собой не воюют.
Все проблемы они быстро улаживают на стрелках и там же, разобравшись в ситуации, наказывают провинившихся. Но, естественно, не все проблемы можно уладить на стрелках. Так вот, игра ведется со счетом.
Например, счет до 5. Надо выловить, отдубасить, взять в плен и т. И так надо сделать 5 раз.
Кто первый успеет достичь цифры 5, та ОПГ и победила и война на этом заканчивается. Банды выросли на традициях группировки «Тяп-Ляп» и ей подобных и по сию пору сохраняют обычаи, дошедшие с тех времен. В каждой ОПГ существуют провинности, за которые очень жестоко наказывают.
Провинности бывают разными. Например, забил стрелку на чужой территории, а не на своей или, когда на него наехали, не смог постоять за себя… причем не важно наехал на него 1 чел или 10, он должен в отмах прыгнуть и пусть его запинают там до полусмерти, но он покажет себя настоящим пацаном и не опустит авторитет своей группировки. Или его застали с сигаретой, или в пьяном виде, тоже суровое наказание, а если узнают, что он нарик, так вообще убить могут.
Также не поощряются лишние понты, беспредел или если совершил что-либо не по понятиям. О наказаниях за провинности. Если вовремя взнос не принес, пропустил сходку, показал слабость, сделал лажу или совершил другую провинность, следует наказание, а провинившийся становится боксерской грушей, где старший возраст наказывает младший, тренирует кулаки и удары, причем ударами кулаком по морде и в полную силу.
Эти удары по лицу может провести либо один чел из старшего возраста, причем провинившемуся нельзя закрываться руками или стоять криво, либо, если провинность тяжелее, — его бьет весь старший возраст, каждый по очереди дубасит его кулаками по роже, а если он согрешил очень сильно, то ему еще достанется и от своего возраста, причем от всех. И пока каждый еще не надает по морде, наказание не прекратится. Такие наказания проходят постоянно, ну и для профилактики обычно любой старший возраст наказывает младший как минимум раз в неделю.
Вот вы представьте когда вся эта толпа съездит по роже бедняге, так вы бы видели потом морды этих наказуемых, это уже не морды, а какие-то квадратные деформированные телевизоры. После таких побоев по голове вряд ли наказанный сможет трезво мыслить поэтому гопники такие отмороженные. Часто после таких побоев приезжает «скорая», потому что иногда бьют до потери сознания.
Могут забить и не только кулаками, не гнушаются взять арматуру и избить по корпусу, ломая все кости, ну это уже на крайний случай, если провинность была тяжелой. Если подойти к ОПГ — еще дело вполне реальное, то вот уйти от них — куда более сложная задача. Мало того, что тебя изобьют, сломают нос, выбьют зубы или проломят череп, еще должен будешь заплатить немало откупных, плюс отнимут какие-то вещи, шапку, часы, а в некоторых случаях просто разденут до трусов или догола, даже зимой, и заставят бежать в таком виде до дома.
Но зато теперь ты свободен, как ветер.