Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. просмотрите отзывы путешественников (2 142 шт.), реальные фотографии (1 778 шт.) и лучшие специальные предложения для Санкт-Петербург, Россия на сайте Tripadvisor. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы.
Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского
Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I.
Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы,останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами.
Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться.
Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно.
Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён. Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским ; князя Голицына , фаворита Софьи ; старообрядцев во главе с Досифеем реальный Игумен Досифей 1690 ум. Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове».
Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение.
Характеристика первого действия
- Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
- Содержание:
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
- Батя, батя, выйди к нам
- 2 действие
- М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»
Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова.
Вообще говоря, Титель любит осовременивание оперы, но здесь от него отказывается в пользу брехтовской условности. И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной после сцены, в которой князь Голицын читает письмо царевны Софьи — «Верить ли клятве женщины властолюбивой и сильной?.. Вам, конечно, верю я охотно, но с вами осторожность надобна, а то — как раз в немилость, а там — голову напрочь!.. Осторожней, гетман-князь». Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля?
Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам.
Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр.
"Хованщина" М.Мусоргского в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Александр Лазарев
Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы. Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами.
Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова.
Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай. Валерия Горькая, Игорь Тринеев.
Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы. Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Шакловитый Действие третье. Картина первая. Стрелецкая слобода.
Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна. Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу. Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье.
Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая. Терем Ивана Хованского. Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок.
Слуга Голицына предупреждает об опасности. Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине! Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет.
Билеты, приобретенные на 24 марта 2024 года действительны. Афиша Апрель 26. Время сеансов: 21:30 и 22:30 ежедневно. Вход по приглашениям, получить которые можно в кассе Филармонии. Сезонный билет "Филармония Джаз".
Цена: 500-1200 руб.
Хованщина как зеркало добра и зла
подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».
Модест Мусоргский
Основной сюжет разворачивается в Москве во время стрелецких бунтов 17 века. Начальник стрелецких войск князь Хованский и претендент на трон князь Голицын пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. Сюжет не имеет книжного первоисточника, а либретто по историческим документам создано самим Мусоргским, страстно увлеченным русской историей. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова, в Санкт-Петербурге.
Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Фёдора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссёра первой постановки и исполнил партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ этого персонажа. Традиции императорской премьеры сохраняются и в нынешнем спектакле, в режиссуре выдающегося советского оперного режиссера Леонида Баратова.
Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э.
Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Эспозито, Досифей — Ф. Шаляпин , художники А.
Васнецов, К. Коровин и С. Шаляпина в роли Досифея, сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре 1911 20 ноября 1912 г. Стравинского и М.
Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм.
Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя.
В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой!
Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна.
Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое. Сопровождение же мелодии подчёркнуто просто. Никаких гармонических хитростей. Нет даже минорной доминанты в миноре, бывшей у кучкистов весьма любимой. Простейшие аккорды в простейшей же гармонической взаимосвязи — такого типа, как будто перед нами — не вторая половина XIX века, а едва ли не екатерининские времена.
Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени.
Премьеры в государственных театрах[ править править код ] Страница журнала « Искра », посвящённая постановке оперы в Мариинском театре 1911 После того как в Париже опера «Борис Годунов» вызвала огромный интерес, государственные театры стали задумываться о том, чтобы показать «Хованщину» [91]. Премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась 7 20 ноября 1911 года [35] , режиссёром был Фёдор Шаляпин, который, как и четырнадцать лет назад, исполнял партию Досифея. Его постановка не отличалась новаторскими идеями; своей целью он считал создание единого целого из элементов спектакля. Музыковед Исай Кнорозовский в журнале «Театр и искусство» писал, что грим у Шаляпина — такое же художественное произведение, как декорации Васнецова и Нестерова. Дирижёр Альберт Коутс тесно сотрудничал с Шаляпиным и соглашался на необходимые, по его мнению, оттенки [108]. Дирижёр Даниил Похитонов вспоминал о работе Шаляпина над постановкой оперы в Мариинском театре как о «самом замечательном периоде его артистической и режиссёрской деятельности». В спектакле были задействованы такие известные исполнители, как Иван Ершов , Павел Андреев , Василий Шаронов , и при этом в процессе постановки не возникло ни единого конфликта между ними.
В декабре 1912 года «Хованщина» была поставлена в Большом театре. Работу поручили режиссёру Петру Мельникову. Процесс постановки не оказался таким дружеским, как в Мариинском. Конфликт возник между Шаляпиным, прибывшим в Москву за неделю до премьеры для проведения генеральных репетиций, и дирижёром Вячеславом Суком , который отказался следовать свободному толкованию партитуры, в результате чего хор сильно разошёлся с оркестром. Сук утверждал, что хор слишком сильно увлекается драматизмом, «теряя палочку дирижёра», и требовал «статичного» пения, что, по мнению Шаляпина, было немыслимо. В результате последний вызвал из Петербурга Даниила Похитонова , который вместе с Коутсом дирижировал постановками в Мариинском театре. Он справился со своей задачей, и премьера прошла успешно.
Отзывы о спектакле, в основном, касались Шаляпина как режиссёра. В одном из них, за авторством музыковеда Юлия Энгеля , отмечалось, что «он [Шаляпин] больше заставляет вникать в музыку и считаться с ритмом» [110].
Смотрите также:
- Характеристика первого действия
- «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
- Опера Хованщина 2023 в Мариинском театре, Санкт-Петербург
- Модест Мусоргский
Краткое содержание
- Хованщина - опера в Москве - афиша, билеты |
- Характеристика первого действия
- Действие первое
- Мусоргский. Опера «Хованщина»
- Опера Мусоргского «Хованщина» (Khovanshchina) |
- Краткое содержание
Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского
Магическое впечатление от оперы Хованщина (Мари Козлова) / Проза.ру | В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». |
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский за 2 минуты пересказ сюжета | Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича (незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов). |
Батя, батя, выйди к нам
Хованщина (опера) — Википедия | Опера «Хованщина» с 7 февраля 2022 по 21 февраля 2024, Мариинский-2 (Новая сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. |
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание | Магическое впечатление от оперы «Хованщина» Второй раз в этом сезоне слушаю оперу Мусоргского «Хованщина» в Мариинском театре (16 января 2017 г.) и потрясаюсь мощью этой народной музыкальной драмы! |
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А.
М. Мусоргский. Хованщина
Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду. В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит — все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова. Действие четвертое Пирует князь Хованский — широко, разгульно. Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье.
Тут его и настигает смерть. А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий — Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю Действие пятое Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело. Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой — к смерти во имя истинной веры. Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер.
Тем временем на Красную площадь стекается народ, прославляя князя Ивана Хованского. Тем временем сын князя Андрей Хованский преследует Эмму — «лютерку» , однако ему помешала его бывшая любовница Марфа, которая, как оказалось, следила за ним. Снова появляется Иван Хованский. Видя Эмму, он отнимает девушку у своего сына. Тогда Андрей, не желая расставаться с Эммой, хочет ее убить. Девушку спасает лишь заступничество Досифея — руководителя лагеря раскольников.
Последний напоминает, что в скором времени в Кремле состоится большой «спор о вере» , и на этом споре ему предстоит отстаивать интересы веры своей от последователей и сторонников реформ патриарха Никона. Тогда Хованский посылает своих стрельцов на стражу Кремля. Досифей же и его сторонники взывают к Господу, чтобы тот придал им силы в грядущих испытаниях. Картина 2 Кабинет князя Голицына. Сам Василий Голицын читает послание от царевны Софьи, с которой у него любовная связь. Читая письмо, князь Василий Голицын сомневается в целесообразности и дальше быть фаворитом царевны.
Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам.
Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны.
По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей.
Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов.
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
Что слушать этой зимой: блокбастер в Большом и премьера оперы «Война и мир» - Ведомости.Город | Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». |
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» | Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». |
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» | Опера Модеста Мусоргского "Хованщина" о драматичных исторических событиях, столкновение старой Руси и новой, дворянской России, трагедия раскольников. |
Хованщина как зеркало добра и зла | Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. |