Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. Надежда Крупская, бывшая его жена, впоследствии пошла жить с Лениным. Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Крупская, Надежда Константиновна
Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. Надежда Крупская – русская революционерка, государственный и культурный деятель, доктор педагогических наук, основной идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской.
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Надежда Крупская до сих пор остается одной из самых загадочных и неоднозначных фигур российской истории. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Надежда Крупская отстаивала право женщин быть важным звеном в строительстве социализма и общественном труде.
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования | Надежда Крупская – русская революционерка, государственный и культурный деятель, доктор педагогических наук, основной идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. |
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель | Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?». |
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве. Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское.
В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков. Вопросы народного образования. Народное образование и демократия. РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения. То же. О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926.
О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях. Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах. Клара Цеткин, М.
Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. Биография В.
Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов».
Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде.
Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить.
А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.
Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать».
По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т.
Тогда же стала доктором педагогических наук. Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея.
Внезапно у Надежды открылся перитонит, но ее по неизвестным причинам не прооперировали. Ее прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Если бы Крупская знала, что ее там похоронят, то наверняка, оставила бы другое распоряжение по этому поводу.
Она всегда протестовала против нахождения в Мавзолее тела Ленина, просила Сталина похоронить его как всех, на кладбище. Карьера Крупской Несмотря на ее заслуги в деле революции, все же популярность Крупская завоевала исключительно потому, что много лет была женой человека, сумевшего разрушить предыдущее мироустройство и начать строительство совершенно другой жизни. Самая важная ее заслуга — это быть супругой Ленина.
В жизни Ленина она играла большую роль — помощница, друг, советчик, поддержка, своеобразная «каменная стена». Но нельзя отрицать и того, что она сама отличалась житейской мудростью. Она смогла не раствориться в своем супруге, как многие из жен политиков.
Окружающие считались с ней, и это было понятно самому Ленину. После того, как Надежда поняла, что ее личная жизнь не сложилась, что ее муж находит удовлетворение в объятиях любовницы Инессы Арманд , она не пустилась в разборки и не начала биться в истерике. Крупская просто предложила Ленину расстаться, а сама продолжала дружить с разлучницей.
После смерти Арманд именно Надежда опекалась ее детьми, а позже внуком. Но Ленин не решился на развод, он понял, что на Надежде держится очень много, он расстался с Инессой, несмотря на свою любовь к этой женщине. Личная жизнь Почти на всех фото Крупская запечатлена уже в зрелом возрасте, когда она сильно располнела, и ее глаза стали выпуклыми.
Это все последствия наследственного заболевания — базедовой болезни, которая не только изменила ее внешность, но и привела к бесплодию. В юные годы Надя была не красавицей, но достаточно милой девушкой. Главными чертами ее характера называли решительность и целеустремленность.
Она могла бы прожить спокойную жизнь, преподавать в гимназии или зарабатывать гувернанткой, но этого ей было мало. Она хотела активных действий, участия в чем-то масштабном и грандиозном. Нужно сказать, что Ленин сразу сватался именно к ней, но девушка ему отказала.
Надя об этом прекрасно знала, но, тем не менее, все же согласилась выйти за него замуж.
Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева.
Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…». Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски.
Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила.
Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала».
Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать.
Как Надежда Крупская стала женой Ленина
Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, затем Ленинского комсомола и пионерской организации. В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. С ноября 1920 года — председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года — председатель научно-методической секции Государственного учёного совета ГУСа Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания.
Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Крупская — автор многочисленных работ о В.
Другая бы сдохла от зависти, а этой был приятен успех подруги. Васильева: В 1890-м, за четыре года до встречи с Лениным, Надежда знакомится в революционном кружке со студентом-технологом Классоном. Начинает посещать его марксистский кружок. При встречах с Ариадной Надя, не называя имени, говорила ей об «одном товарище», много значащем в ее жизни. Насколько близкими были их отношения, судить не будем. Во всяком случае, Крупская посещает Публичную библиотеку, пользуясь читательским билетом Классона.
Она становится учительницей на курсах для рабочих. Те наперебой провожают ее домой. Тут из поклонников выделяется Иван Бабушкин, впоследствии известный революционер-подпольщик. Высокий, статный, усатый. Васильева: Ей был нужен тот, кто поведет за собой. Несмотря на маленький рост, Ленин умел зажечь женщин. С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина». Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца. Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция.
А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу. Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу. Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом». Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью. Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни.
Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра.
Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов». Как Надежда советской педагогики изменила страну через доступное образование, смотрите в нашем ролике.
В почетный караул становятся тт. Дзержинского и другие.
Пришла проститься с Надеждой Константиновной делегация союза советских писателей. В почетном карауле стоят тт. Петровский, Ярославский, Горкин, Щербаков. Николаева, Пронин. С каждым часом людской поток все увеличивается.
За два дня — 28 февраля и 1 марта — через Колонный зал Дома союзов прошло около 500 тысяч человек, отдавших последний долг Надежде Константиновне. Жители Москвы направляются на траурный митинг на Красную площадь в день похорон Н. Источник фото: В светлое будущее - с Надеждой. Малоизвестные фотографии соратницы и жены вождя, родившейся 150 лет назад. В 11 часов вечера доступ в Дом союзов прекращен.
Последние смены почетного караула. Близкие и родные Надежды Константиновны один за другим подходят к гробу. Последний раз всматриваются они в дорогие черты лица покойной. Крепким поцелуем они прощаются с Надеждой Константиновной. Похороны Надежды Крупской В 12 часов друзья и родные поднимают на руки гроб с прахом покойной и выносят его из Колонного зала Дома союзов.
Траурная процессия направляется к крематорию. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. Источник: Правда. В последние три дня мысли я чувства миллионов людей были в Колонном зале Дома союзов у смертного ложа Надежды Константиновны Крупской.
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием.
В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку.
В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания.
Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения. Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию.
Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места. В 1919 году все скаутские организации были распущены. На «скаутском пепелище» при комсомольских ячейках «на местах» было приказано создавать детские группы.
И хоть пионеры, как и скауты, частенько ходили в походы с палатками, суть этой организации оказалась всё же иная.
Надежда Крупская 1915—1916 годы в бархатном пальто и шляпке «таблетка» В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции[ править править код ] Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда [ нет в источнике ] и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.
Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин , Н. Крупская , А. Ульянова-Елизарова ; стоят — М. Ульянова , Д.
На самом деле без этой женщины не было бы ни советской педагогики, ни пионерии. Да и Ленин, скорее всего, так и остался бы известным лишь в узких кругах Володей Ульяновым. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 г. Отец - Константин Игнатьевич служил поручиком, мать - Елизавета Васильевна была гувернанткой. Тихая бледная девочка с детства отличалась умом и тягой к знаниям. Она получила лучшее по тем временам образование для девушки - с золотой медалью окончила частную гимназию, а затем поступила на Бестужевские курсы. Крупской исполнилось 14 лет, когда привычная жизнь изменилась. Умер отец, и Наде с матерью пришлось выживать. В тонком пальтишке не по погоде и дырявых башмаках девочка бегала по петербургским лужам от одного дома к другому - давала частные уроки детям, а по вечерам преподавала в воскресной школе. Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала.
И умненькая! С трех лет отлично училась на дому. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее. И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное». Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками. Тогда спровоцировала базедову болезнь, бегая по промозглым улицам Петербурга. Это наследственное аутоиммунное заболевание щитовидки. Но его развитию способствуют частые простуды и вирусы.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Итак, любопытные факты о Надежде Крупской, что много лет подряд так старательно утаивали советские историки. Надежда Крупская (справа) и секретарь ВЦСПС Клавдия Николаева, усадьба Архангельское, 1936 год. В историю Надежда Крупская вошла как верная соратница своего супруга Владимира Ленина. Смотрите видео онлайн «Смертельная тайна Надежды Крупской. Смотрите BigPicture история 6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР.