Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии. Под общим командованием американского генерала Дуайта Эйзенхауэра 6 июня года войска союзников численностью 2 миллиона тысяч человек начали высадку в Нормандии на береговом участке Шербур-Кан.
Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта
Оценивая успех высадки союзников в Нормандии, Сталин писал Черчиллю, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения. На них возлагалась основная задача по форсированию Ла-Манша, высадке в Нормандии и созданию плацдарма на французском берегу. Высадка в Нормандии Колли Руперт. Эйзенхауэр активно выступал против коммунизма, поэтому стремился привлечь союзников на сторону США в наиболее непростой период международных отношений. Во время высадки в Нормандии приготовил речь на случай провала.
Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»
Главная» Новости» Высадка десанта в нормандии. После высадки в Нормандии американское и английское командование почти два месяца было занято наращиванием сил, не предпринимая решительных действий против врага. Но лишь к 1 февраля американские войска приступили к высадке на побережье. Генерал Эйзенхауэр открыто заявил, что после высадки в Нормандии французы должны полностью подчиняться предписаниям «союзного командования», а организации де Голля нет места в этом раскладе сил.
Дуайт Эйзенхауэр
Высадка союзников в Нормандии. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии. Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней.
Нормандия 1944 - настоящие реальные кадры высадки
Высадка американо-английских экспедиционных сил в Нормандии, означавшая открытие второго фронта в Западной Европе, явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе Второй мировой войны. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии. Именно он возглавлял крупную наступательную операцию союзников – вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии в июне 1944 года. Однако потери при высадке в Нормандии были настолько велики (погибло около шести тысяч человек и еще больше было раненых и контуженных), что смерть «всего» 749 человек в ходе учений была вскоре забыта.
Орденами «Победа» награждены командующие союзников Эйзенхауэр и Монтгомери
Дэвид, отец Дуайта, принадлежал к протестантской общине меннонитов. Айда, его мать, также изначально принадлежала к одному из течений меннонитов, но затем перешла в организацию «Сторожевой Башни», то есть к Свидетелям Иеговы. Родители Дуайта были пацифистами, однако мальчика с юных лет интересовала военная история. Отец приносил ему книги, описывающие битвы Наполеона, Ганнибала и других полководцев. Увлечение было таким сильным, что родители стали использовать его в качестве наказания: не выполнил домашнюю работу — значит, не получишь книгу. Молодой Эйзенхауэр, 1900 г. Фото: www.
В каком-то смысле, он выбрал данную профессию от безысходности. У родителей не было средств для оплаты обучения в колледже, зато Эйзенхауэр зарекомендовал себя как сильный игрок в американский футбол. Это открывало Дуайту хорошую возможность для поступления в военную академию Вест-Пойнт, где курсанты учились за государственный счет. В 1911 году он был принят в академию. Статья по теме Ахтунг, шушпанцер! Проекты горе-танков, которые воплотили в металле В Первой мировой не участвовал, но медаль за победу получил Большими успехами в Вест-Пойнте Эйзенхауэр не отметился.
Среди 170 выпускников своего потока он занимал по успеваемости 65 место. К моменту вступления США в Первую мировую войну дослужился до звания капитана, однако назначения в отправляемые в Европу части не получил. Он отвечал за боевую подготовку подразделений, отправляемых на фронт. За эту работу Эйзенхауэр был награжден медалью Победы в Первой мировой войне. В 1918 году его рапорт об отправке на фронт все-таки удовлетворили, однако в боях ему участвовать не пришлось, так как война завершилась. Первой боевой операцией Эйзенхауэра стал расстрел ветеранов Первой мировой В июле 1932 года состоялся безоружный поход американских ветеранов Первой мировой войны на Вашингтон.
Они требовали улучшения своего материального положения.
Другое дело, что в одном из пяти секторов высадки — «Омаха» остальные носили имена «Юта», «Суорд», «Голд» и «Джуно» — десант действительно оказался в очень тяжелой ситуации. В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе». Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу.
Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом.
Десантники захватили мост через реку Орн и заняли город Сент-Мер-Эглиз, ставший первым освобождённым населённым пунктом на территории Франции. Вскоре после рассвета началась массированная высадка союзных войск со стороны моря. Ввиду бездарной подготовки наступления самой сложной ситуация оказалась на пляже «Омаха»: из-за тумана авиация отбомбилась в другом месте, а корабельная артиллерия промахнулась. В итоге пехота наступала на укреплённое побережье под огнём невредимых гитлеровцев», — рассказал Юрий Кнутов. Высадка союзников в Нормандии AFP 6 июня при создании плацдарма в секторе «Омаха» войска союзников потеряли 1700 человек убитыми и пропавшими без вести и порядка 3000 ранеными. Нацисты в тисках В конце июня союзникам удалось создать на побережье Нормандии плацдарм с протяжённостью по фронту до 100 км и до 40 км в глубину. Они также овладели глубоководным портом Шербур, что существенно облегчило выгрузку техники и войск. В июле численность контингента союзников в Нормандии достигла почти 1,5 млн военнослужащих. Благодаря полному превосходству в воздухе силам союзников удалось 25 июля прорвать фронт в районе Авранша и устремиться вглубь Франции. Попытки немецких войск ликвидировать прорыв оказались безуспешными. В середине августа в ходе Фалезской операции крупные силы нацистов попали в котёл, из которого вырвались со значительными потерями. Освобождённый Париж, 1944 год globallookpress. Несколько дней в городе с переменным успехом шли уличные бои. Нацистская система обороны в Западной Европе рухнула. Фронт временно стабилизировался осенью 1944 года уже в районе германской границы. Всего в операции «Оверлорд» были задействованы свыше 3 млн военнослужащих союзников. Их потери составили около 56 тыс.
Для этого в статье искусные политкулинары смешали все: и подтасованные факты, и откровенную ложь, и подмену смыслов, и откровенную шизофрению. В частности, отчаянно, безнадежно и позорно буксующее "победное контрнаступление" ВСУ называется "моральным эквивалентом D-Day", а противостояние Украины с Россией называется "войной добра против зла" по аналогии войны союзников против гитлеровской оси. Прикрывая пятую точку, авторы антироссийского манифеста стыдливо оговариваются, что "хорошие украинцы", может быть, и не совсем хорошие, но это неважно, потому что Украина — "неидеальная, но настоящая демократия", в то время как "Россия Владимира Путина — злодейка" и силами "друзей свободы" по всему миру она обязательно должна быть и будет повержена. Все бы хорошо, но американская "Родина-мать" вышла по факту колченогая, потому что выбранный в качестве символа радужной победы добра над злом D-Day подходит не только лишь всем. Санкции в конце концов убьют экономику. Вопрос в том, чью Дело в том, что американцы отчаянно пиарят высадку в Нормандии как великую битву за отсутствием реально громких и значимых побед во Второй мировой. В реальности десант в Нормандии стал для союзников вынужденным шагом, так как они сильно боялись, что русские закончат войну сами без второго фронта и установят в освобожденной Европе свои порядки.
General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
В жарких тропиках Императорская армия в результате боев и эпидемий лишилась более 200 тысяч солдат, тогда как США потеряли всего 7 тысяч человек. С ноября 1943 года эпицентр Тихоокеанских баталий переместился к Маршалловым островам. Но лишь к 1 февраля американские войска приступили к высадке на побережье. Практически не оказывая сопротивления, японское командование свои основные силы перебазировало в район островов Палау. В октябре 1944 года Японию постигла настоящая катастрофа. В заливе Лейте близ Филиппин она потерпела безоговорочное поражение от американских ВМС в самом масштабном за всю историю морском сражении. Именно тогда японская армия впервые применила тактику летчиков-камикадзе. Однако более 2000 убийственных атак смертников не смогли деморализовать американских военных.
Напортив, потопив флагмана японского флота линкор «Мусаси» американцы лишили противника возможности проводить крупные операции. Однако начать масштабную бомбардировку Японии мешала «паутина островных баз» и первой в этом списке была Иводзима. Только ценой почти 7 тысяч жизней американцам удалось подчинить себе важнейших опорный пункт. Еще более тяжелые бои ждали американцев на острове Окинава, который от побережья Японии отделяли всего 544 километра. Американцы столкнулись с невероятно ожесточенным сопротивлением японских защитников, каждый из которых был готов отправить с собой на тот свет с десяток врагов. За 82 дня кровопролитных боев с 1 апреля по 22 июня 1945 года японцы потопили или вывели из строя 186 кораблей ВМС США. Из 182 тысяч американских солдат погибли более 12 тысяч, свыше 36 тысяч были ранены, а около 26 тысяч составили «психиатрические потери».
По случаю победы британский премьер Уинстон Черчилль отправил американскому президенту Гарри Трумэну послание: «Эта битва среди самых напряженных и знаменитых в военной истории. Мы салютуем вашим солдатам и командирам, участвовавшим в ней». Американское командование отдавало отчет, что после вторжения в Японию эти потери многократно возрастут. Это предрешило выбор средства, с помощью которого можно было заставить Японию капитулировать. Жертвами взрывов чудовищной силы стали более 300 тысяч японцев.
В день «Д» его третий батальон, 1-й батальон 401-й ГИР, высадился сразу после полудня и расположился лагерем возле пляжа. К вечеру 7 июня два других батальона были собраны около Сент-Мари-дю-Мон. Вторая волна: миссия Бостон Схема высадки 82-го десантника, день «Д», 6 июня 1944 г.
Высадка 82-го десантного дивизиона, миссия «Бостон» началась в 01:51. Это также было переброской из 10 сериалов, организованных в три этапа, всего на 369 самолетах С-47 было перевезено 6 420 десантников. C-47 с 505-м не испытали тех трудностей, с которыми столкнулся 101-й. Следопыты на DZ O включили свои маяки «Эврика», когда первый 82-й серийный самолет пересек начальную точку и зажег голофановые маркеры на всех трех местах сбора батальона. В результате 505-й обладал самым точным падением в день «Д»: половина полка приземлилась на или в пределах мили от своей зоны действия, а 75 процентов - в пределах 2 миль 3,2 км. Остальные полки были рассредоточены сильнее. Половина полка опустилась к востоку от Мердере, где была бесполезна для выполнения своей первоначальной задачи. Примерно половина приземлилась неподалеку, в травянистом болоте у реки.
Оценки потерь от утопления варьируются от «нескольких» до «десятков» против общих потерь в день «Д» в дивизии в 156 убитых в бою , но большая часть оборудования была потеряна, и войска не смогли собрать войска. Своевременная сборка позволила 505-му полку выполнить две миссии в срок. С помощью француза,который привел их в город, 3-й батальон к 04:30 захватил Сент-Мер-Эглиз, столкнувшись с «незначительным сопротивлением» немецких артиллеристов. Ни одна из задач 82-го полка по расчистке территорий к западу от Мердере и разрушению мостов через Дув не была достигнута в день «Д». Однако один импровизированный батальон 508-го ПИР захватил небольшой холм у Мердере и на три дня сорвал немецкие контратаки на Шеф-дю-Пон, эффективно выполнив свою задачу. Два кармана 507-го полка размером с роту протянулись за немецким центром сопротивление в Амфревилле до тех пор, пока не будет облегчено захватом дамбы 9 июня. Посадка планеров в день Д Предрассветные нападения Два предварительных - посадка планеров на рассвете, миссии «Чикаго» 101-я и «Детройт» 82-я , каждая по 52 планера CG-4 Waco, приземление противотанковых орудий и войск поддержки для каждое подразделение. Миссии стартовали во время десантирования с парашютом и следовали за ними два часа, приземлившись примерно в 04:00, за 2 часа до рассвета.
Детройт был разрушен тем же облаком, что и парашютисты, и только 62 процента приземлились в пределах 2 миль 3,2 км. Несмотря на это, обе миссии предоставили тяжелое вооружение, которое было немедленно принято на вооружение. В двух вылетах погибло всего восемь пассажиров, но одним из них был помощник командира 101-й воздушно-десантной дивизии бригадный генерал Дон Пратт. Пять планеров из 82-го серийного выпуска, брошенные в облаках, пропали без вести через месяц. Вечерние миссии подкрепления Вечером дня «Д» две дополнительные планерные операции и миссия «Эльмира» обеспечили дополнительную поддержку 208 планерам. Оба они прибыли и приземлились еще до наступления темноты. Обе миссии сопровождались истребителями P-38 , P-47 и P-51. Кеокук был миссией по подкреплению 101-й воздушно-десантной дивизии, состоящей из 32 буксиров и планеров, которые взлетели в 18:30.
Он прибыл в 20:53, на семь минут раньше, зайдя через Юта-Бич , чтобы ограничить воздействие наземного огня, в зону приземления, четко обозначенную желтыми полосами и зеленым дымом. Немецкие войска в районе Тюрквилля и Сен-Ком-дю-Мон, в 2 милях 3,2 км по обе стороны от зоны приземления E, сдерживали огонь до тех пор, пока планеры не падали, и, хотя они причинили некоторые потери, были слишком далеко, чтобы причинить большой вред.. Хотя только пять самолетов приземлились на самой LZ, и большинство из них было выпущено досрочно, планеры Horsa приземлились без серьезных повреждений. Двое приземлились в пределах немецких позиций. Эта миссия важна, как первая операция союзников по планерам дневного света, но не имела большого значения для успеха 101-й воздушно-десантной дивизии. Эльмира была важна для 82-й воздушно-десантной дивизии, однако она доставила два дивизиона планерной артиллерии и 24 гаубицы. Он состоял из четырех сериалов: первая пара прибыла через десять минут после Кеокука, вторая пара - через два часа на закате. Первые планеры, не подозревая, что LZ был перемещен в зону высадки O, попали под сильный наземный огонь немецких войск, которые заняли часть зоны приземления W.
C-47 выпустили свои планеры для первоначального LZ, где большинство из них доставили свои грузы в целости и сохранности. Вторая волна миссии Эльмира прибыла в 22:55, и, поскольку никакие другие средства следопыта не работали, они направились к маяку Эврика на LZ O. Эта волна также подверглась серьезному наземному огню, когда проходила прямо над Немецкие позиции.
Войска, авиация и флот сделали все, что могли сделать храбрость и верность долгу. Если кто-то виновен в неудаче этой попытки, то это только я…» Сегодня высадка в Нормандии выдается Западом как самое важное, чуть ли не решающее сражение Второй мировой войны. Но всем, кто хоть понаслышке знаком с историческими реалиями, может лишь скептически улыбнуться, услышав такое утверждение. Для Запада словно не было битвы под Москвой, Курского сражения, эпопеи под Сталинградом, боев за Крым, освобождения Украины. Именно там солдаты и офицеры Советской армии показали невиданное мужество и стойкость, в тех местах они превратили лучшие части Вермахта и СС в бесконечную вереницу могильных крестов.
Летом 1944 года Германия, изнуренная долгой войной, лежащая в руинах, неуклонно таяла на глазах, словно больной, которого настиг неизлечимый недуг. Это были важные участки Второй мировой войны, но отнюдь не решающие. Наконец, в ноябре 1943-го Черчилль и Рузвельт пообещали Сталину, что откроют Второй фронт в будущем году. Небольшое отступление. Второй фронт все же существовал, причем, давно. Только в виде… тушенки. Консервами и другими продуктами исправно снабжали Советский Союз союзники — громадное им спасибо! Эту большую и необходимую поддержку нельзя забыть.
Сталин в Париже После Сталинграда и Курска Советская армия стала одолевать неприятеля, а потом стала ломать ему хребет. Русские армии неумолимо наступали, немецкие же лишь пятились назад. Исход войны уже не вызывал сомнений… В 1944 году политики в Лондоне и Нью-Йорке с ужасом представляли, что бесчисленная, разноязыкая армада Сталина, промаршировав по Европе, возьмет не только Берлин, но и ворвется в Париж. Вся Европа могла окраситься в красный цвет! И не было бы потом никакого НАТО, а британцы на своих островах затаились, как мыши, ожидая вторжения русского десанта. Да и американцы вели бы себя почтительно… Вернемся, однако, в реальность. Через неделю после открытия второго фронта, англо-американцы удостоились похвалы Сталина. Отвечая на вопрос корреспондента «Правды», он назвал успех союзников «блестящим».
Далее Сталин сказал: «Нельзя не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения… История отметит это дело как достижение высшего порядка". Спустя несколько дней после начала операции «Оверлорд» внимание советской прессы снова вернулось к событиям на Восточном фронте. Это было естественно — именно здесь, в смертельной схватке Советского Союза и Германии, решалась судьба Второй мировой. Вскоре после высадки союзников Нормандии, в июне 1944 года, Советская армия нанесла мощный удар по финским войскам и овладела Выборгом. Затем, как и обещал Сталин, началось мощное наступление в Белоруссии, в результате которого Красная Армия полностью освободила территорию Белоруссии и продвинулась вглубь Польши.
Созданный им штаб в январе 1944 года превратился в Верховное Командование союзных сил в Европе, ставшее главным исполнителем операции «Оверлорд». После Третьей Вашингтонской конференции, прошедшей с 12 по 17 мая с участием Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, на штаб генерала Моргана была возложена задача отработки плана высадки, а также разработки операций, чтобы ввести Вермахт в заблуждение по поводу действительного направления действий западных союзников. План вторжения во Францию Специально для проведения операции «Оверлорд» судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки были построены около 30 000 единиц десантных судов, разработаны и запущены в массовое производство плавающие и огнеметные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, специальные баржи с реактивными установками залпового огня. Для ускорения темпов погрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвленная сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю, и по которым военная техника танки, автомашины с ходу загружалась прямо на баржи.
Были также созданы временные искусственные порты и искусственные гавани для швартовки судов у побережья Франции. Вкопанная башня танка.
75 лет назад в годы Второй мировой войны был открыт второй фронт в Европе
National Archives Десантирование началось с высадки плавающих танков-амфибий DD tanks — self-propelled amphibious Duplex-Drive tanks и саперов из отрядов разграждения, которые должны были обеспечить расчистку путей высадки основного десанта на берег. Американские десантные катера высаживают бойцов на пляже в Нормандии под огнем береговой обороны немцев Силы береговой обороны на берегу «Омаха» включали 8 укрытых 75-мм артиллерийских батарей, 35 подземных бетонных укреплений с 75-мм пушками, 4 позиции для полевой артиллерии. Немецкие укрепления на берегах Нормандии National Archives USA В комплекс укреплений, входящих в Атлантический вал на данном отрезке входили также 18 позиций для противотанковых пушек калибром от 37 мм до 75 мм, 6 миномётных гнёзд, 38 огневых точек для стрельбы реактивными снарядами, а также 85 пулемётных гнёзд. Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии в 1944 году Укрепления Атлантического вала, которые предстояло штурмовать союзникам в День-Д возводили рабочие, насильственно доставленные с оккупированных территорий, также использовался труд военнопленных и солдат строительных батальонов. Британский танк М4 Шерман на барже перед высадкой на нормандский пляж. На втором плане десантный корабль LST-21 береговой охраны США В 7 часов 33 минуты 6 июня 1944 года началась высадка основного десанта союзников. Войска союзников высаживаются на побережье Нормандии При том что если на участке «Юта» высадка английских подразделений происходила практически по плану, не встречая сильного сопротивления, то на берегу «Омаха» американцы встретили яростное сопротивление фашистов. Когда американские десантные суда подошли вплотную к берегу немцы открыли шквальный огонь из артиллерийских орудий и пулеметов. Плавающий танк-амфибия Sherman в Нормандии Только пять танков-амфибий из 32 спущенных на воду смогли дойти до берега, остальные были уничтожены. Британские коммандос 4-й бригады высаживаются на берег в Нормандии в районе Сент-Обен-Сюр-Мер Потери десантных кораблей союзников составили 291 единиц, из них: танко-десантные судна LCT — 131, десантные катера LCA — 117, малые десантные суда для пехоты — 22, большие десантные суда для пехоты — 21.
Утро 7 июня после высадки союзников на плацдарм в Нормандии U. Navy Archives Подавить сопротивление береговой обороны немцев на участке «Омаха» американским войскам удалось только к 13 часам 6 июня 1944 года. Итоги первых дней операции «Оверлорд» К концу дня 6 июня 1944 года в американском и английском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантных дивизии и танковая бригада, общим составом около 200 тысяч солдат и офицеров, считая морской и воздушный десанты. Вооруженные силы США насчитывали на этом театре военных действий 73 000 человек, из них: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 — десант на пляж «Омаха» и 15 500 человек — воздушный десант в глубину Нормандии. Взорванный немецкий дот на пляже в Нормандии. National Archives На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих 61 715 из них это британские войска : 24 970 человек — десант на пляж «Голд», 21 400 человек — десант на пляж «Джуно», 28 845 человек — десант на пляж «Сворд» и 7900 — воздушный десант в тыл немецким войскам. National Archives Союзникам в «День Д» удалось захватить на побережье Нормандии плацдармы глубиной от 3 до 5 км. Полностью полоса высадки были зачищена от гитлеровцев лишь на следующий день 7 июня. Статистика десантной операции в Нормандии В ходе проведения такой масштабной десантной операции было задействовано 11 590 самолётов различного типа, которые в общей сложности совершили 14 674 самолёто-вылетов разведка, бомбардировка, высадка десанта, воздушные бои и т.
Союзнические планеры CG-4A и самолеты С-47 в небе Франции Военно-морские силы США и Королевского Флота Великобритании задействовали 6939 кораблей, судов и различных плавсредств: 1213 — боевых корабля, 4126 — десантных корабля, 736 — вспомогательных судов и 864 судна для грузовых перевозок и снабжения войск при высадке в Нормандии.
Несмотря на большие разрушения, принесенные первым японским авианалетом, американской зенитной артиллерии удалось сбить около трети атаковавших базу бомбардировщиков противника. Американская авиация, своевременно покинувшая место дислокации, не пострадала. Основное противостояние развернулось на море. Первый удар нанесла палубная авиация США сразу по трем авианосцам Императорского флота, через несколько часов нападению подверглись уже американские корабли.
В результате обоюдных атак продолжавшихся с 4 по 7 июня 1942 года больше преуспели США, потопившие все четыре японских авианосца и один крейсер. После тяжелого поражения Япония упустила стратегическую инициативу и была вынуждена сосредоточиться на обороне. Особенно удачной для США оказалась Новогвинейская кампания, где американская армия при поддержке трех австралийских дивизий нанесла весьма ощутимый удар по японским ВМС. В жарких тропиках Императорская армия в результате боев и эпидемий лишилась более 200 тысяч солдат, тогда как США потеряли всего 7 тысяч человек. С ноября 1943 года эпицентр Тихоокеанских баталий переместился к Маршалловым островам.
Но лишь к 1 февраля американские войска приступили к высадке на побережье. Практически не оказывая сопротивления, японское командование свои основные силы перебазировало в район островов Палау. В октябре 1944 года Японию постигла настоящая катастрофа. В заливе Лейте близ Филиппин она потерпела безоговорочное поражение от американских ВМС в самом масштабном за всю историю морском сражении. Именно тогда японская армия впервые применила тактику летчиков-камикадзе.
Однако более 2000 убийственных атак смертников не смогли деморализовать американских военных. Напортив, потопив флагмана японского флота линкор «Мусаси» американцы лишили противника возможности проводить крупные операции. Однако начать масштабную бомбардировку Японии мешала «паутина островных баз» и первой в этом списке была Иводзима. Только ценой почти 7 тысяч жизней американцам удалось подчинить себе важнейших опорный пункт. Еще более тяжелые бои ждали американцев на острове Окинава, который от побережья Японии отделяли всего 544 километра.
Американцы столкнулись с невероятно ожесточенным сопротивлением японских защитников, каждый из которых был готов отправить с собой на тот свет с десяток врагов.
Разработанный Монтгомери план высадки предусматривал высадку в пяти пунктах. В районах залива Гран-Ве у Карантана должны были высадиться в двух пунктах части американской 1-й армии, а восточнее нее на побережье вплоть до реки Орн - 2-я английская армия в трех пунктах. Захваченные таким образом плацдармы предполагалось как можно быстрее соединить в один общий. Для обеспечения высадки этих армий предполагалось высадить три воздушно-десантные дивизии. Высадка должна была последовать в ночь перед самой операцией. Согласно поставленной перед Монтгомери задаче, цель высадки заключалась в захвате района, необходимого для сосредоточения и развертывания сил для дальнейших наступательных операций. По мере расширения района высадки вслед за высадившимися армиями на континент должны были быть переброшены на американском участке высадки 3-я американская армия и на английском участке - 2-я канадская армия, после чего обе американские армии предполагалось объединить в 12-ю группу армий под командованием генерала Брэдли, а британскую и канадскую армии - в 21-ю группу армий под командованием Монтгомери. Одновременно Эйзенхауэр должен был принять от Монтгомери командование сухопутными войсками.
Сложной задачей было определение времени начала операции. Высадку воздушно-десантных дивизий нужно было проводить в ясную лунную ночь во второй ее половине. Устранение сильных немецких заграждений у берега лучше всего было вести при отливе. Далее, необходим прилив, ибо в противном случае десантные суда невозможно было бы снять с мели. Такие условия отлива и прилива должны были иметь место примерно минут через 40 после рассвета, с тем чтобы флот и авиация уже в первые утренние часы могли поражать прицельным огнем опорные пункты и батареи противника. Все эти предпосылки могли быть увязаны друг с другом при условии, что высадка будет проводиться 4, 6 или 7 июня. К началу вторжения союзники располагали более чем 8000 истребителей и бомбардировщиков, 2316 транспортными самолетами и 2591 планером. Предстоящее весною вторжение скрыть было невозможно. Тем больше мероприятий проводилось для сохранения в тайне времени и места высадки.
В армии вторжения ввели почтовую цензуру. С целью обмана противника распространялись ложные сведения, а в юго-восточных портах Англии было сосредоточено огромное количество транспортных судов и даже макетов судов. Части, погрузка которых на суда должна была происходить позже, по возможности, демонстративно перебрасывались в район Фолкстона и Дувра. Изготовлено было большое число чучел парашютистов, которые сбросили в ночь накануне вторжения над неатакуемыми районами. Парашютно-десантные части 3 воздушно-десантных дивизий после полуночи 6 июня высадились в намеченных пунктах. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку. Обе менее подготовленные американские воздушно-десантные дивизии высадились на участке шириной 40 и глубиной 25 км, простиравшемся от района севернее Сент-Мер-Эглиза до района севернее Карантана. При этом было потеряно значительное количество вооружения и снаряжения, войска оказались разбросанными на большом пространстве. Тем не менее они в течение дня смогли выполнить задачи.
С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Штормовой силы северо-западный ветер поднял уровень прилива выше, чем предполагалось. Много мелких десантных судов было выброшено на берег или опрокинуто. Лишь в 2 пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу, но и их много потонуло из-за большого волнения на море. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов.
К началу операции основные силы вермахта 179 дивизий и 5 бригад действовали на советско-германском фронте. На западном фронте, во Франции, Бельгии, Нидерландах, находилось только 58 дивизий неполного состава, объединенных в две группы армий Б и Г, которые подчинялись командованию "Запад".
Наибольшая плотность войск 9 пехотных и 1 танковая дивизии была на побережье Па-де-Кале, где гитлеровское командование ожидало высадку союзников. Обширный же участок побережья залива Сены, намеченный союзниками для вторжения, прикрывался лишь тремя дивизиями. Немецко-фашистские войска поддерживал 3-й воздушный флот 160 самолетов. В проливах Ла-Манш и Па-де-Кале гитлеровцы имели свыше 300 малых кораблей. С конца апреля 1944 года союзная авиация проводила систематические налеты на железнодорожные объекты противника во Франции и в течение мая-июня вывела из строя большое количество станций, мостов и подвижного состава, что резко ослабило обороноспособность немецко-фашистских войск. В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили две американские и одну английскую воздушно-десантную дивизию.
Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта
К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать. В ноябре 1943 года Адольф Гитлер 1889-1945 , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил Эрвина Роммеля 1891-1944 возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий. В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр 1890-1969 был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале самое узкое место между Великобританией и Францией , а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.
Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки.
Было разработано и подготовлено два вида портов, которым союзники дали условное обозначение "Гузбери" крыжовник и "Малбери" тутовая ягода. Основу этого порта составляли крупные железобетонные кессоны, также затоплявшиеся вплотную друг к другу. На них монтировались все необходимые для разгрузки судов приспособления. Для обеих, предназначавшихся для высадки армий было подготовлено по одному порту такого типа: кроме того, для каждого из пяти пунктов высадки предусматривался один "Гузбери". Этих сооружений было достаточно, чтобы обеспечить высадку и снабжение всех перебрасывавшихся в первую очередь сил, пока не будет захвачен первый порт. Другим техническим совершенным сооружением явилась прокладка летом 1944 г. Образцово, учитывая трудности, постоянно присущие всякой коалиции, была организована и система командования. Генералу Эйзенхауэру безо всяких ограничений подчинялись все выделенные для высадки и последующих операций сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, в том числе и стратегические ВВС.
Разработанный Монтгомери план высадки предусматривал высадку в пяти пунктах. В районах залива Гран-Ве у Карантана должны были высадиться в двух пунктах части американской 1-й армии, а восточнее нее на побережье вплоть до реки Орн - 2-я английская армия в трех пунктах. Захваченные таким образом плацдармы предполагалось как можно быстрее соединить в один общий. Для обеспечения высадки этих армий предполагалось высадить три воздушно-десантные дивизии. Высадка должна была последовать в ночь перед самой операцией. Согласно поставленной перед Монтгомери задаче, цель высадки заключалась в захвате района, необходимого для сосредоточения и развертывания сил для дальнейших наступательных операций. По мере расширения района высадки вслед за высадившимися армиями на континент должны были быть переброшены на американском участке высадки 3-я американская армия и на английском участке - 2-я канадская армия, после чего обе американские армии предполагалось объединить в 12-ю группу армий под командованием генерала Брэдли, а британскую и канадскую армии - в 21-ю группу армий под командованием Монтгомери. Одновременно Эйзенхауэр должен был принять от Монтгомери командование сухопутными войсками. Сложной задачей было определение времени начала операции. Высадку воздушно-десантных дивизий нужно было проводить в ясную лунную ночь во второй ее половине.
Устранение сильных немецких заграждений у берега лучше всего было вести при отливе. Далее, необходим прилив, ибо в противном случае десантные суда невозможно было бы снять с мели. Такие условия отлива и прилива должны были иметь место примерно минут через 40 после рассвета, с тем чтобы флот и авиация уже в первые утренние часы могли поражать прицельным огнем опорные пункты и батареи противника. Все эти предпосылки могли быть увязаны друг с другом при условии, что высадка будет проводиться 4, 6 или 7 июня. К началу вторжения союзники располагали более чем 8000 истребителей и бомбардировщиков, 2316 транспортными самолетами и 2591 планером. Предстоящее весною вторжение скрыть было невозможно. Тем больше мероприятий проводилось для сохранения в тайне времени и места высадки. В армии вторжения ввели почтовую цензуру. С целью обмана противника распространялись ложные сведения, а в юго-восточных портах Англии было сосредоточено огромное количество транспортных судов и даже макетов судов. Части, погрузка которых на суда должна была происходить позже, по возможности, демонстративно перебрасывались в район Фолкстона и Дувра.
Изготовлено было большое число чучел парашютистов, которые сбросили в ночь накануне вторжения над неатакуемыми районами. Парашютно-десантные части 3 воздушно-десантных дивизий после полуночи 6 июня высадились в намеченных пунктах. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку.
В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками.
Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе». Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый!
Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы.
Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом.
Интернациональный «Нептун» Высадка в Нормандии была многонациональной.
Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции[ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств.
Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс.
Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки.
Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри».
Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра. С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками.
Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной. Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах. Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки.
После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23]. В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог оставлять лагерь. Дополнительно с целью сохранения операции в тайне, за 10 дней до высадки была задержана вся почта, адресованная воинским частям, иностранным посольствам, временно запрещена посылка шифрованных телеграмм, задерживалась даже дипломатическая почта [24].
Американские учения "Тигр", ставшие катастрофой
Они увидели затянутые дымом пляжи, санитаров, склонившихся над ранеными, горящие танки и грузовики, сгрудившиеся на побережье, услышали грохот взрываемых танками-тралыциками мин, но нигде не замечали даже следов той бойни, которую ожидали». Позднее этот отряд оказался вовлеченным в жестокий бой в районе Франсевиля, где немецкие самоходки, укрывшиеся в лесу южнее деревни, доставили морским пехотинцам много хлопот. До первой волны морского десанта входили две полковые оперативные группы, усиленные двумя танковыми батальонами и двумя батальонами рейнджеров. Пехотные полковые оперативные группы были сведены в три батальона по тысяче человек в каждом. Каждый батальон имел в своем составе три пехотных роты по 240 человек в каждой и роту поддержки 190 человек. Всего друг за другом следуют 26 таких атакующих волн. Все они сгрудились у бетонного волнолома — единственного укрытия от убийственного огня. На двух пунктах вообще никто не высадился.
Поддержку с моря осуществляли два линкора, три крейсера, 12 эсминцев и 105 прочих судов в основном из состава американского флота, но в их числе были британские и французские корабли сил Свободной Франции. Вскоре американцам удалось прорваться вперёд, противнику не удалось скинуть десант обратно в море. В ход пошли огнемёты. Бункеры вспыхнули ярким пламенем. Оборона была прорвана. Первые жертвы не прошли даром, и уже после 6 июня на берег начали высаживаться всё новые и новые войска союзников, продвигаясь вглубь обороны немцев. Операция "Оверлорд" продолжалась до 31 августа 1944 года, закончившись освобождением Парижа. Командовали операцией генерал США Дуайт Эйзенхауэр внизу и британский генерал Виконт Монтгомери под первым портретом , прославившийся во время боевых действий в Северной Африке. Среди участников высадки в Нормандии был и американский танковый ас Лафайет Пул фото ниже. За 80 дней боёв принял участие в 21-й танковой атаке во Франции и Бельгии. За время боевых действий Лафайет Пул совместно со своим экипажем подбил и уничтожил 258 немецких бронемашин и автомобилей, из которых не менее 12-ти танков и штурмовых орудий, более 1000 солдат и офицеров, а также взял в плен 250 солдат противника.
Архивные фото Слайд 6 Высадка войск первого эшелона. Сектор Омаха, 6 июня 1944 года. Архивные фото Слайд 7 Высадка войск первого эшелона. Архивные фото Слайд 8 Выжившие солдаты из потонувших транспортных кораблей, 6 июня 1944 года. Архивные фото Слайд 9 Американские солдаты обследуют мертвых товарищей, 6 июня 1944 года. Архивные фото Слайд 10 Солдаты, которые высадились на северном побережье Франции 2 июня 1944 г.
Но другие генералы во главе с верховным главнокомандующим всем Западным фронтом Гердом фон Рундштедтом Gerd von Rundstedt хотели, чтобы бронетанковые силы оставались в резерве — для обеспечения гибкости. На Восточном фронте, где в воздухе господствовала Люфтваффе, это была верная стратегия, но этого нельзя было сказать о Северной Франции в 1944 году, — говорит Удстебё. Не осмелились разбудить Гитлера — А что думал Гитлер? В результате не было последовательного плана, предложенного вышестоящим руководством. Кроме того, когда началась высадка союзников, Гитлер спал, и его никто не осмеливался разбудить. Гитлер раньше 12 дня не вставал, и это означало, что немцы долго не могли решить, использовать танки или нет, — говорит Удстебё. Силы союзников высадились, захватили достаточный плацдарм и получали на берегу то, что им было необходимо. Большая заслуга в этом принадлежит Малберри Mulberry , искусственной, только что изобретенной системе временных береговых сооружений. Только пляж Омаха, где американцам пришлось несладко, стал исключением, — рассказывает подполковник Палле Удстебё. Операция имела кодовое название «Нептун» и стала крупнейшей в мире операцией с участием десантных судов. Она стала первой частью операции «Оверлорд», битвы за Нормандию.