Россия, Михаил Александрович Врубель. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.
Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован.
Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.
Там же познакомился и подружился с В. Бывает в театрах, влюбляется, расстается и опять влюбляется. Отбывает в течение года воинскую повинность, после чего в 1880 году наконец поступает в Академию художеств к тому же Чистякову. Врубель талантом, увлеченностью, неординарным подходом к изображению сразу же обратил на себя внимание студентов академии. Интересовался творчеством художников из объединения « Мир искусства».
Но по свидетельству биографов мало с кем из художников дружил. В 1884 году крутой судьбоносный поворот-приезд в Киев. Немедленно включается в работу. Изучает фресковую Византийскую живопись по сохранившимся фрагментам в Кирилловской церкви и,конечно, в Софиевском соборе 11век Много читает. Быстро овладевает мастерством фресковой живописи, иконописью и в течение короткого времени пишет для мраморного иконостаса храма иконы « Богоматерь с младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи. Отношения с коллегами дружеские, но как и в Академии художеств, без особой близости. Не смотря на некоторую отстраненность, известны теплые воспоминания Мурашко о совместной работе, а художник Степан Петрович Яремич стал автором первой фундаментальной биографии Врубеля. В Киеве вскоре после приезда сложились добрые отношения с семьей Адриана Прахова, особенно с его женой Эмилией.
Врубель был очень увлечен Эмилией Праховой, трагично переживал отсутствие взаимности. Михаил Александрович в состоянии отчаяния даже нанес себе повреждения ножом на груди. По словам Константина Коровина, он видел следы порезов, о причине рассказал Врубель. Лицо Праховой просматривается в лике Богоматери и даже Христа. Впрочем, Врубель как и другие художники, использовал в качестве моделей своих знакомых. Прототипом образа Богородицы в центре апостольской группы «Сошествия Святого Духа» 1884 явилась Мария Федоровна Ершова, фельдшер, которая ухаживала за Эмилией Львовной во время болезни. В образе одного из апостолов третий слева снизу запечатлен профессор Адриан Викторович Прахов. Известный русский психиатр, психоаналитик профессор Иван Дмитриевич Ермаков в бытность студентом, видел Врубеля в клинике Московского мединститута. В последующих статьях и в рукописной работе «Новеллы о творчестве» Ермаков отметил, что портрет Христа Врубель написал с лица женщины, заразившей его сифилисом.
При этом он усилил «страдальческое, глубоко ушедшее в себя и в то же время благостное выражение» этого лица. Автор подчеркивает роль творчества как психологической защиты: «сам находясь в состоянии глубокой подавленности, Врубель занялся не своими проблемами, а образом женщины, ее горем, ее ужасом». А таинственная «Девушка на фоне персидского ковра» -дочь владельца ссудной кассы Дахновича. В киевский период, нуждаясь в деньгах, Врубель периодически бывал у Дахновича. Безденежье «помогло» запечатлеть для потомков ничем не примечательную девочку и создать шедевр. Михаил Владимирович Алпатов называл Врубеля «художником — визионистом», вспоминая героя Чеховского «Черного монаха». По мнению Михаила Нестерова, знакомы по совместной работе в Киеве Врубель, «совершенно бескорыстный невинный, витал в своих видениях- грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, нежданным, негаданным… прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран». Он был чувствительным и чутким человеком». Значительно позднее Сергей Судейкин вспоминал: «В 1906 году на выставке русского искусства в Париже некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля.
Молодого человека звали Пикассо». Пабло Пикассо писал о Врубеле: «Я часто прибегаю к крайним возможностям чисто «скульптурной» трактовки, к острому очерчиванию плоскостей. Это есть в африканской скульптуре, в русской иконе, это было у Врубеля». Интернетный журнал «Философия жизни» январь 20,2012. По окончании работ в киевских соборах, Врубель какое —то время продолжает жить в полюбившемся городе, преподает в рисовальной школе у брата художника Мурашко, пишет по фотографиям картины. Денег не хватает. Но получив, распоряжается по «Врубелевски». Я так счастлив! В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом.
Судьба совершила очередной вираж. Врубель подружился с Саввой Мамонтовым, выезжал с семьей мецената заграницу, работал в знаменитом Абрамцево, занялся керамикой, оформлением спектаклей Частной оперы. Познакомился с прекрасной певицей Надеждой Забелой, по иронии судьбы много лет учившейся в Киеве. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. Город не отпускал художника. Как не стать фаталистом! Душевное родство поэта и художника было очевидным. Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре Петербург в самом конце декабря 1895 года.
В 1896 году поженились в Женеве. Врубель очень любил жену, восторгался ее артистическим мастерством, часто писал портреты в жизни и ролях. С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда. В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля. В 1903 году Врубели остановились в Киеве по пути в усадьбу известного коллекционера и общественного деятеля В. Внезапно заболел двухлетний Саввочка Врубель и в течение нескольких дней умер от менингита, по некоторым данным от воспаления легких. Растерянные, убитые горем родители хоронят сына и, не зная, что делать, продолжают поездку. Врубели безутешны. Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным.
Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880. Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной,раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей». Трепетно ожидающий рождения ребенка от любимой женщины, адепт красоты, совершенства, Михаил Александрович трагично принял случившееся. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи сифилис?
Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал. Одни из самых знаменитых произведений Врубеля — т.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Демон поверженный. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. В 1880 г. Михаил Врубель окончил Петербургский университет, после чего отбыл краткосрочную воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса.
Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины
Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым Bладимир фон Мекк , один из организаторов выставки «Мир искусства», вместе со своим дядей Николаем Карловичем приобрели многие эскизы Врубеля, в том числе один из вариантов «Демона», когда в 1902 году совет директоров Третьяковской галереи решил его не приобретать картину. Только позднее, в 1908 году, «Демон» был приобретён Третьяковской галереей, где и находится по сей день, являясь одной из значимых картин собрания. Характер образа и отзывы критики[ править править код ] Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно работал над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. По определению критика Н. О том же писал в 1908 году М. Художник действительно не выдержал напряжения, его психика надломилась.
В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом жена художника своей родной сестре Екатерине Ивановне Ге: Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, всё помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. Блок написал: Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности… Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини… Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидел голову неслыханной красоты… впоследствии он её переписал, уничтожил… Потерян результат — и только… Более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула" [10] Наконец Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику [11].
Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фриной. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил «во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев , который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Развитие темы[ править править код ] Образ демона постоянно встречается в творчестве Михаила Врубеля. Ранее, в 1890 году художник написал картину « Демон сидящий ».
В 1899 году появился незавершённый « Демон летящий ».
Найдя необходимую композицию, художник несколько раз переделывал картину в поисках колорита и света. Когда работа уже была практически готова, мастер снова переписал работу. Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета. Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда.
В частности, «Демон поверженный» принес ему мировую известность. Это произведение вошло в сокровищницу русской культуры наравне с полотнами Репина и Сурикова. Современники Врубеля отмечали его новаторство в области живописной техники. Действительно, его «кристаллический» стиль не имел аналогов в искусстве того времени. Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников. Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов.
Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи. Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина. Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею. Это одна из жемчужин галереи.
Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей. Это произведение стало визитной карточкой художника. Образ Демона в массовой культуре Загадочный образ Демона Врубеля вышел далеко за пределы высокого искусства. Отсылки к «Демону поверженному» встречаются в массовой культуре. Этот персонаж появляется в фильмах, мультфильмах, книгах, компьютерных играх. Его изображают на обложках альбомов рок-групп.
Порой Демон Врубеля используется в коммерческих целях, для оформления рекламы. Но даже такое вульгарное заимствование свидетельствует о знаковости этого образа в культуре. Актуальность «Демона поверженного» Несмотря на то, что с момента создания картины прошло более века, ее образы не утратили актуальности. Вечная тема борьбы Добра и Зла, воплощенная в «Демоне», по-прежнему волнует людей. А мятущаяся личность героя близка современному человеку.
Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Для Врубеля творец, художник — всегда был над толпой. Оттого и обреченность на непонимание и бесконечное одиночество художника.
Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и, вследствие этого, не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Тоска врубелевского Демона - это тоска интеллигенции на сломе веков. Это была категория людей, делающих идола из искусства, обожествляющих себя как творцов. Александр Блок писал о Врубеле так: «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением». Нужно признать, что это страшные слова, которые в полной мере отражают трагедию великого мастера модерна, направившего свой талант в очень опасное русло. Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. Врубель — тревожная, зрячая душа.
Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи. По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе - 1886.
Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра. В начале 1902 года картина “Демон поверженный” была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке “Мир искусства”. Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством.
Демоны Врубеля
Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека. Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича.
Наказание Врубеля
То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным.
Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь».
Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена.
Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».
В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков.
Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности.
Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался.
Ему предстояло написать на месте не сохранившихся фресок новые и восстанавливать старинные византийских росписи XII века вместе с местными мастерами, работавшими под руководством художника и педагога Николая Мурашко. Работа затянулась на долгие годы, и это время определило дальнейшую творческую и личную судьбу гения. Судьбоносной стало знакомство с Эмилией Праховой — супругой его нанимателя. Молодой художник без памяти влюбился в эту дерзкую, остроумную и своенравную женщину. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха», — вспоминала ее внучка, художница Александра Прахова. Она была на десять лет старше и у нее уже было трое детей. Но Врубелю было все равно, для него Эмилия была его прекрасной дамой, музой, чей образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме. Если любовь — это сумасшествие, то именно тогда художник и потерял разум. Как отвечала Эмилия на открытое проявление чувств молодого мастера не известно: после смерти Праховой, согласно ее завещанию, вся переписка с Врубелем была сожжена. Но романа возникнуть не могло. Адриана Прахова поначалу забавляла романтическая увлеченность художника, на гране культа, но потом начала раздражать. Поэтому он отправил Врубеля в Италию — для изучения памятников византийского искусства. По дороге в Венецию Врубель «загулял», да так что, что художник Самуил Гайдук, исполнявший росписи по эскизам Михаила Александровича, вынужден был ждать его два дня. По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начали побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью. Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки. Так случилось с акварельным эскизом «Восточная сказка», написанной для землевладельца Ивана Терещенко, поддерживавшего рисовательную школу Мурашко. Впрочем, после художник склеил разорванный лист — сегодня он хранится в Киевском музее русского искусства. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»… В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона — с огромными глазами Эмилии Праховой. Как раз в это время, в 1886 году, в Киев ненадолго приехал его отец, и застал сына в нищете, похудевшим и бледным. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем засаленный сюртук и вытертые панталоны , я не видал. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек. Больно, горько до слез», — написал Александр Михайлович в письме. Там же он описал картину, над которой работал художник: «Демон». Он трудится над нею уже год... Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающею... Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый». Дух, страдающий и скорбный, захватил разум Врубеля. Он не только писал его, но и лепил. В этом образе он видел то свое наваждение — Эмилию, то себя самого. Чем больше Врубель работал над образами киевских церквей и иконами и параллельного погружался в богемную жизнь, тем больше в нем зрел кризис веры. Образы Христа казались ему чуждыми, писал он сестре, а его эскизы росписей Владимирского собора были отвергнуты Праховым — и не из-за личных отношений, а из-за оригинальности и отхода от канонов.
Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» 1890 и «Демон поверженный» 1902 , о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра».
Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас". Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе. Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона". А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках.
Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
В 1896 г. После критики со стороны ИАХ ее отказались экспонировать непосредственно на выставке, однако Савва Мамонтов все равно продемонстрировал панно в специально построенном отдельном павильоне. В 1903 г. Заметными работами второй половины 1890-х гг. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Широкую известность получил ряд его картин, созданных в этот же период под влиянием сочинений Римского-Корсакова: "Прощание Царя морского с царевной Волховой" 1898 , "Царевна-лебедь" 1900 , "Лебедь" 1901. С 1902 г. Несмотря на болезнь, продолжал творческую деятельность. Среди его работ последнего периода: картина "Шестикрылый серафим" 1904 , портреты 1904 - "Портрет Надежды Забелы-Врубель на фоне березок", 1905 - "Дама в лиловом" , пейзажи и натюрморты.
С 1904 г. В 1905 г. В 1906 г.
Статьи Мистическая сторона живописи М. Врубеля Сложно сказать, до какого момента художник передавал в картинах свое состояние, а с какого момента они начали влиять на него. Но совершенно определенно, есть что-то во всей этой истории роковое, мистическое, по-своему зловещее. Дата публикации: 19 марта 2011 Текст: Катя Карцева Время на прочтение: 3 - 5 мин. Известно, что Михаил Врубель — замечательный представитель русского символизма и стиля Модерн, главным в своем творчестве сделал образ Демона. Изначально в 1891 году Врубель взялся за эту тему, чтобы проиллюстрировать юбилейное издание сочинений М.
Большая часть иллюстраций относилась к поэме «Демон». Но в дальнейшем фантазии на тему Демона настолько захватили Врубеля, что он посвятил им остаток своей творческой жизни — 12 лет. По странной случайности, не только картина, но сама жизнь художника с тех пор развивалась с все нарастающим магико-трагическим уклоном. Демон в творчестве Врубеля не являлся олицетворением чистого зла, он всегда был сложнее глубже. В первой картине «Демон сидящий» 1891 скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Врубель не вел дневников, мало писал, поэтому его творчество навсегда осталось частично покрыто вуалью тайны.
Второй период принято называть «московским», временные рамки ставятся от даты сотворения картины «Демон сидящий» 1890 год , заканчивается период в 1902 году, написанием картины «Демон поверженный», после этого периода Врубеля настигает болезнь — его госпитализируют в лечебницу. Последний период жизни Михаил Александрович провел в лечебнице — душевная болезнь не дала художнику спокойно жить. Михаил Врубель. Жизнь наполнена сложными и запутанными перипетиями, не всегда общество принимало картины творца, но зато у художника был постоянный заказчик, небезызвестный меценат Савва Мамонтов. Уже к концу жизни Врубеля можно назвать «признанным». Михаил Нестеров художник, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства : Михаил Нестеров. Однажды, еще в Киеве, в мастерской Врубеля появилось большое полотно: на нем была изображена одна из самых решительных, трагических страниц евангельской истории «Моление о чаше». Они разбудили объятого сном невинности художника, полные неописуемого восторга от им сделанного, а он, протирая глаза, недоуменно слушал, как они умоляли не трогать, не прикасаться к чудной картине, просили его дать им слово в этом. И он, беспечный, им его дал это так просто — дать слово. Посетители уехали с тем, чтобы через час явиться втроем. Все устроилось как нельзя лучше, «Моление о чаше» Терещенко так же восхитило, как и Прахова с Васнецовым, и, к общему удовольствию, вещь была у Врубеля приобретена. Деньги были уплачены вперед, с одной лишь просьбой, чтобы Михаил Александрович к картине больше не прикасался… В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали «рыжие». И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от «Моления о чаше» остался лишь небольшой незаписанный угол. Сам же Михаил Александрович был в восторге и утверждал, что только что написанное куда выше прежнего. Да мало ли странностей проявлял он тогда! И все же талант его рос. Врубелем на сцене Панаевского театра, в Петербурге, где я в, самом начале своей карьеры пела в оперном товариществе. Как-то перед Рождеством наш представитель передал нам о желании С. Мамонтова поставить на нашей сцене, но на свой счет и со своими декорациями, «Гензель и Гретель» Гумпердинка. Предложение было принято, и начались репетиции. Мне дана была роль Греты. И вот на одной из репетиций, еще первоначальной, утренней, я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса он был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня, — на сцене было темно; но звук голоса ему понравился. Вообще, пение и музыку он любил чуть ли не больше всех других искусств. Почти всегда присутствовал он при разучивании мною с аккомпаниатором партий, и повторения не утомляли его. Не обладая никакими специальными музыкальными знаниями, он часто поражал меня своими ценными советами и каким-то глубоким проникновением в суть вещи.
Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение. Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин. Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским , который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен. Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств. Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены. Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии. Творчество Первую награду — малую серебряную медаль — студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения. После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину.