А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного.
Новости и события Российского исторического общества
Венчание на царство. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году.
На Руси состоялось первое венчание на царство
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение
Формировалось оно за счет дворян, которым раздали земли близ Москвы. По призыву государя им необходимо было предоставить солдат в полном обмундировании, их количество зависело от размера земельного надела. Вдобавок к этому создали систему приказов. Этот орган отдаленно напоминал современные министерства, его функции были установлены Стоглавом 1551 года.
Далее Иван Васильевич организовал военные походы на Казань 1545-1552 и Астрахань 1554-1556 , в результате которых влияние русского государства расширилось на Сибирь и до Кавказа. Организация торгового пути с Англией через Белое море и учреждение «Московской компании», осуществлявшей поставки между Туманным Альбионом и портом в Архангельске, спровоцировало Швецию на начало войны с Россией. Однако уже в 1557 году удалось подписать договор о перемирии на 40 лет и восстановить границы, установленные еще Ореховским мирным договором в 1323 году.
Зрелые годы Чем старше становился царь, тем большие проблемы возникали у страны. Из-за отсутствия возможности беспрепятственно осуществлять торговлю на Балтийском море Россия несла огромные экономические потери. Доступ к Балтике смог бы решить и военно-политические проблемы, так как собственный флот в данном регионе становился мощным рычагом давления на соседние государства.
В январе 1558 года началась война с Ливонской конфедерацией, не выполнявшей свои обязательства по договору 1503 года, по которому она обязывалась выплачивать недоимки по «юрьевской дани». Первый этап военных действий был победоносным, уже к весне следующего года русские отряды разбили все ливонское рыцарство. Такие успехи всколыхнули всю Европу, уже 31 августа 1559 года по Виленскому договору Ливония вошла под протекторат Литвы.
Дополнили данное соглашение 15 сентября договоренностью о военной помощи Ливонии от Польши и Литвы. Это обстоятельство преобразовало конфликт в столкновение сильнейших восточно-славянских государств друг с другом. Портрет Ивана Грозного Боевые действия возобновились с января 1560 года и затянулись до 1583 года.
В результате Российское государство лишилось значительных территорий на северо-западе, приграничные районы обезлюдили. Это поражение было вызвано рядом проблем, требующих одновременного решения. Из-за череды политических ошибок Избранную раду распустили, на период 1565—1572 гг.
Предательство новгородской знати вынудило царя в 1569 году организовать разорительный поход на Новгород опричным войском. Обострилась проблема, связанная с набегами крымского хана и степных кочевников, которым в 1571 году удалось сжечь Москву. В 1575 году Иван Васильевич осуществил показательный отказ от царствования в пользу касимовского хана, с целью демонстрации беспомощности других.
Вернувшись на престол, ему удалось обогатить казну, признав недействительным все документы, подписанные временным правителем и заключив их заново. Страну разрывало на части, но благодаря решительной воли царя все же удалось сохранить государство в целости и приумножить территорию. Оттого и прозвали его «грозным» для своих врагов и мудрым реформатором для своей страны.
Смерть Умер первый царь 18 марта 1584 года. По одной из версии его отравили и после придушили.
Русские земли, наоборот, находились в процессе объединения. Московские князья включили в свою титулатуру слово «царь», но прибегали к нему лишь при составлении внешнеполитических документов. На золотой печати, прикрепленной к тексту мирного договора с Данией в 1516 году, отец Ивана Грозного уже именуется как «царь и государь». Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта. Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами.
С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена в Петербург. Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров. Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими". Если бы не эти усилия первого русского царя, то немалая часть современных украинцев просто не появилась бы на свет, поскольку их предки были бы убиты или уведены в рабство татарами, натиск которых он сдерживал. Конечно, и у него бывали неудачи, но в целом это был один из самых эффективных правителей России, причем активно привлекавший к управлению страной специалистов из народа и поощрявший местное самоуправление. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 года. Были проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне. Заложенные государем Иваном IV основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий. Он усмирил и присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Башкирию и земли Ногайской орды. К завершению его царствования Россия стала больше всей остальной Европы. Тут стоить отметить еще такой важный факт, что сейчас РФ во многом живет именно за счет земель, присоединенных Иваном IV, поскольку они оказались очень богатыми, в том числе на ископаемые ресурсы. Иван Грозный также основал более полутора сотен городов, в том числе такие важные, как Уфа, Белгород 1593 г. Однако первый русский царь каждый раз находил выход из трудной ситуации, грамотно подбирал для этого администраторов и полководцев.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
В эти же самые годы Константинополь «Царьград» находился под властью крестоносцев, что на Руси было расценено как «погибель царства». Перенос царского титула на правителя Орды может свидетельствовать о том, что Орда заняла в русском общественном сознании пустующее место «царства». Восстановление Византийской империи в 1261 году привело к тому, что на Руси «царями» стали именовать сразу двух правителей: императора Византии и хана Золотой Орды. При этом русские князья почти перестают называться «царями» даже для их обозначения «высоким стилем». Положение начало меняться с конца XIV столетия, когда под предводительством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича «Донского» велась открытая борьба с властью Орды. В 1374-1382 гг.
Дмитрий правил фактически совершенно независимо. Вероятно, именно по этой причине в «Слове о житии и преставлении» он именуется царем. Одновременно царем назывался природный Чингизид - хан Тохтамыш, тогда как не принадлежавший к династии Чингизидов узурпатор Мамай царем не считался. В отношении Тохтамыша Рогожский летописец и Симеоновская летопись высказываются более чем уважительно: «Князь же великий Дмитреи Ивановичь, то слышавъ, что сам цар идеть на него съ всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя». Ордынский хан Тохтамыш, которого в Москве называли царем иллюстрация из Лицевого летописного свода В 1453 году османы взяли Константинополь, окончательно пало христианское православное «царство».
С этого момента Великое княжество Московское стало считать себя единственным православным государством, представлявшим реальную силу, и решило наследовать место Византии в мире, то есть стать «царством». Уже в написанном в 1461-1462 гг. Однако на монеты этот титул не попал, и психологический барьер, из-за которого ордынский хан «сам царь» считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, продолжал существовать даже в конце XV века при Иване III Васильевиче. По мере уменьшения зависимости от Орды царский титул стал все чаще применяться к московским великим князьям. Иван III под конец жизни начал систематически называть себя новым расширенным титулом «царь и государь всея Руси».
Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III — Дмитрия Ивановича. Дмитрий Иванович Внук — первый, кого венчали на царство Наконец, в 1547 году произошло официальное венчание Ивана IV на царство, и этот титул окончательно утвердился в качестве официального, поэтому словами «первый русский царь» обычно называют именно Ивана Грозного. О личности Ивана Грозного и его деятельности уже не одно столетие ведутся различные споры, однако стоит признать, что именно этот государь стал одной из ключевых фигур в отечественной истории. На годы его правления выпало немало трудностей и конфликтов с соседними государствами, а их разрешение определило дальнейшее геополитическое положение России. Были приняты важнейшие реформы, плодами которых пользуются и сегодня.
Информации о жизни великого князя осталось немного, но та, что есть, позволяет сделать выводы о тогдашней эпохе. Ознакомимся ближе с жизнедеятельностью первого русского царя. Ранние годы и вступление Ивана IV на великокняжеский престол Родился будущий царь 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское. Родителями его были Василий III — князь владимирский, московский, государь всея Руси и Елена Глинская из угасшего литовского княжеского рода. Уже в три года Иван IV остался без отца и формально занял его место.
Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед кончиной Предчувствовав скорую кончину, Василий Иванович создал так называемую «седьмочисленную» коллегию бояр для управления государством во время малолетства своего старшего сына.
Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой.
А если ежедневно себе об этом не напоминать, если вот так постом не погружаться в то, что связано с осознанием целеполагания жизни, то рассуждение о Небесном Царстве останется красивым песнопением, высокой духовной поэзией, отвлеченным нравственным идеалом, но не целью. Более того, есть очень опасное обстоятельство: можно войти в состояние стремления построить Царство Небесное на земле — общество с достижением максимального уровня комфорта. И вот тут очень важно не исказить смысл. Речь не идёт о том, чтобы человеку лишить себя красивой одежды, возможности слушать достойную музыку или вести образ жизни, где есть место для гармонии в земных красках. Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости.
Присоединение Казани Астрахани. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Смерть Ивана Грозного и итоги его правления. Поэтому сразу после смерти великой княгини начинается период боярского правления и борьбы за власть между враждующими боярскими группировками: Бельских, Глинских, Захарьиных, Шуйских. Борьба придворных партий сопровождалась насилием и произволом. Сводя друг с другом личные и родовые счёты, бояре не останавливались ни перед чем. Имели место и заточение политических противников в темницу, и ссылки, избиения и убийства. Это было время ослабления центральной власти, чиновничьего произвела, взяточничества, казнокрадства, раздачи государственных должностей по блату «своим» людям. Что стало причиной роста социального напряжения, обострения классовой борьбы и народных выступлений, которые имели место в Пскове, Новгороде, Москве. Вся эта несправедливость происходила на глазах будущего государя, который и сам постоянно терпел от бояр физические и нравственные обиды. Бояре не стеснялись при царевиче оскорблять его покойных родителей, могли ворваться ночью к нему в покои выискивая свих политических оппонентов, они не заботились ни о нравственном, ни об интеллектуальном развитии будущего правителя, ни даже о том во что он одет и сыт ли. При этом на официальных приёмах ему, как и подобает, воздавались царские почести. Такое лицемерие и жестокое обращение травмировало психику Ивана IV, формировало в нём жестокость, скрытность, коварство, мстительность. В результате накопленные в детстве личные обиды, позже стали причиной введения царём опричнины и его деспотизма. Решение о принятии царского титула Иван IV принял самостоятельно в возрасте шестнадцати лет, поставил в известность об этом митрополита и бояр и те одобрили это решение. Коронация Ивана IV состоялась 16 января 1547 г. Ритуал венчания был разработан и проведён митрополитом Макарием. Отслужив долгую и торжественную литургию, митрополит надел на голову молодому царю венец и вручил символы царской власти: крест, и бармы, которые византийский император Константин прислал в XII веке своему внуку Владимиру Мономаху. Политическое значение этого события заключалось в укреплении власти московского государя. Новый титул возвысил Ивана Васильевича над всеми боярами и княжатами. Теперь он был не просто старшим из князей, но и царём. Этот титул на Руси и в Европе считали равным императорскому. Так называли византийский императоров. Все переведённые на русский язык византийские поучения призывавшие чтить царя, стали относится и к московскому государю. Царь со своими приближёнными переждал пожар на Воробьёвых горах. В поджоге Москвы народная молва обвинила Глинских. Этот слух дал толчок народным волнениям. Один из Глинских - Юрий был убит, а дворы их родственников и сторонников сожжены и разграблены. После погромов москвичи двинулись к царю на Воробьевы горы, и потребовали для дальнейшей расправы, выдачи Глинских. Ивану IV с великим трудом, не скупясь на посулы, удалось уговорить восставших разойтись по домам. Восстание очень напугало царя. Но восстание в Москве было далеко не единственным. Выступления против произвола властей произошли и в других городах: Коломне, Опочке, Пскове и Устюге Великом. Народные волнения хотя и были жестоко и быстро подавлены, но всё же повлияли на ход дальнейших исторических событий, так как во - первых сделали очевидным сильное социальное напряжение в обществе, вызванное чиновничьим произволом, и во - вторых убедительно показали юному царю, что страна нуждается в реформах по централизации власти и укреплении государственности. С этого момента Иван IV приступает к подготовке и проведению реформ. Курбского название «избранной рады», состоявшей из представителей придворной администрации, знати и духовенства. Самыми известными членами Избранной рады были думный дворянин А. Адашев, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, князь, А. Курбский, митрополит Макарий, писатель и публицист И. Пересветов, глава посольского приказа И. Висковатый, будущий руководитель опричнины Малюта Скуратов, воевода А. Басманов, князь М. Поскольку многие члены кружка входили в состав Боярской думы, возглавляли приказы и обладали реальной властью, то сложившийся кружок, несмотря на то, что он и не имел официального статуса, можно смело назвать правительством, которое помогало царю в управлении страной. Деятельность избранной рады продолжалась одиннадцать лет 1449-1560. За эти годы рада разработала и осуществила ряд серьёзных реформ направленных на централизацию государства. Период правления избранной рады был отмечен проведением местной и судебной реформы, военной реформой, созывом земского собора 1449 , изданием нового судебника 1550 , созывом стоглавого собор 1551 , а также присоединением Казани 1552 и Астрахани 1556. Речь об этих событиях пойдёт ниже. Историки считают период совместного правления Ивана IV с избранной радой самыми счастливыми и демократичными годами его правления. Но уже начиная с 1553 г. Причиной ухудшения отношений послужила тяжёлая болезнь Ивана IV. Не надеясь выздороветь, царь завещал престол своему сыну Дмитрию, который был ещё грудным младенцем. По этой причине многие из придворных отказались присягнуть Дмитрию, в качестве своего кандидата на престол они выдвинули двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого. Однако вопреки всеобщему ожиданию Иван IV поправился. Он великодушно объявил о прощении своего родственника и приближённых, но судя по всему явленное государем великодушие не было искреннем. В годы опричнины Иван Грозный свёл счёты не только со сторонниками своего двоюродного брата, но и с самим Владимир Андреевичем, заставив его выпить яд. После выздоровления царя избранная рада продолжала свою работу ещё целых семь лет. Но в 1560 г. Её смерть стала поводом для возобновления конфликта. В смерти супруги государь обвинил бояр, якобы отравивших Анастасию. Действительно ли царь в это верил, или это был надуманный предлог, чтобы разогнать раду, сказать наверняка трудно, но так или иначе избранная рада после этого прекращает свою деятельность и Иван IV становится уже единоличным правителем. Целью земского собора было прекращение политических раздоров, снижение недовольства вызванного социальной несправедливостью накопившегося в народе за все годы боярского правления, и установление гражданского мира и согласия в обществе. Об этом говорит и речь царя, с которой он выступил перед собором. В ней государь обличил злоупотребления бояр времён своего малолетства, но в тоже время призвал забыть взаимные обиды и начать совместную работу на благо страны. Поэтому другое название первого Земского собора — Собор примирения. Собор наметил программу реформ, обсудил проблему отмены кормлений и пресечения злоупотреблений наместников, принял решение о разработке нового судебника и утвердил право царя следить за его подготовкой. Созыв первого Земского собора имел большое историческое значение, так как стал важным шагом в становлении сословно-представительной монархии в России. Правовой основой при его составлении разработчикам послужили совместные решения Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, а также судебник 1497 г. По сравнению со старым судебником, новый был существенно расширен за счёт новых статей и лучше систематизирован, в него вошли многие статьи из предыдущего судебника, но в пересмотренной и переработанной форме. Составителями в судебник были внесены, прежде всего, изменения связанные с усилением центральной власти. В нём впервые в русской истории было введено наказания за взяточничество для государственных служащих. Уже первая статья судебника запрещала судьям брать за производство суда и ходатайств взятки, и решать дело несправедливо руководствуясь чувством мести или дружбы с одной из сторон. Выдача боярином, окольничим, дворецким, казначеем или дьяком без надлежащего разбора дела в суде правовой грамоты признавалась недействительной. Если судья получал взятку и выносил неправовое решение и этот факт подтверждался, то он должен был уплатить истцу сумму иска и в тройном размере, и возместить ему судебные издержки в полном объёме. Если дьяк за взятку подделывал список, или записывал дело, не так как было в суде, то за это он подвергался штрафу и тюремному заключению. В тоже время за ложное обвинение во взятке, если этот факт подтверждался, клеветник наказывался битьём кнутом на торговой площади и тюремным заключением. По новому судебнику за преступление своих крестьян теперь отвечал помещик, что усилило их личную зависимость от него. Судебник так же достаточно подробно регламентировал положение холопов. Холопом считался человек, принявший ключничество в селе по докладной грамоте, родившийся от рабы или вступивший в брак с рабой. Холоп, принявший ключничество без докладной грамоты, не считался рабом и был свободным. Свободными признавались и дети, если они родились до продажи своих родителей в холопство и при этом живут отдельно или у другого владельца. Таким образом, составители попытались ограничить распространение холопства. Судебник 1550 г. Плата за пожилое при этом увеличивалось. Этим был сделан ещё один шаг к закрепощению крестьян. Кроме того, Судебник ввёл новую пошлину за «повоз», которая уплачивалась, если крестьянин отказывался перевезти с поля урожай землевладельца. Судьям, отныне все дела предписывалось рассматривать по новому судебнику и принимать решения в соответствии с ним. По новым делам не отражённых в статьях судебника, решения должны были приниматься по указанию царя и приговора боярской думы, и затем дописываться в судебник. Судебник имел большое историческое значение. Он упразднил судебные привилегии удельных князей, и этим увеличил роль центральных государственных органов власти. Впервые в истории России единственным источником права провозглашался закон. Название Стоглавого собор получил потому, что принятые им решения были записаны в сборнике, разделённом на сто глав. Собор одобрил проведение реформ Иваном IV и принятие судебника 1550 г. В тоже время собор провёл важные преобразования во внутрицерковной жизни. Из числа почитавшихся в отдельных русских землях святых был составлен единый общерусский пантеон. Унифицировалась и упорядочивалась церковная обрядность. Искусство подлежало регламентации. Новые произведения должны были создаваться по утверждённым образцам. Были приняты меры по улучшению морально-нравственного облика духовенства. Собор запретил монахам пить водку. Дозволив им пить только виноградное вино, пиво и мёд. Протопопам вменялась в обязанность следить, чтобы священники не дрались, не сквернословили и не заходили в церковь пьяные. В целях повышения образовательного уровня священнослужителей и правильного исполнения ими своих обязанностей предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и отменил подсудность духовных лиц царю, теперь они полежали только суду церковному. По вопросу о церковном землевладении было принято решение оставить в руках церкви земли, приобретённые ею ранее, но в дальнейшем церковь имела право покупать земли и получать их в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о церковном землевладении наметилась линия на его ограничение. Одной из причин начала реформы стали неудачные походы на Казань 1547-1550 гг. Военная реформа началась с того, что в 1550 г. Иван IV из «детей боярских» и дворян выбрал 1070 «лучших слуг» и пожаловал им земли в 60-70 км от Москвы. Так образовался особый разряд «дворян московских» занесённых в специальную «тысячную книгу» и поэтому названных «Избранной тысячей». Из дворян, вошедших в «избранную тысячу» был создан специальный полк, который составил основу дворянского ополчения и стал основным поставщиком командного состава для русского войска. Именно из «избранной тысячи» в основном назначались наместники, полковые командиры и другие военнослужащие должностные лица. В том же году Иван Грозный реорганизовал старые отряды пищальщиков, которые теперь стали называться стрелецкими. Всего по приказу царя было создано шесть стрелецких полков по 500 человек в каждом. Каждый полк делился на сотни. Стрельцы набирались из вольных людей. За службу, которая была пожизненной и наследственной, они получали жалование и земельные участки. Для материального обеспечения стрелецкого войска вводился специальный налог — «пищальные деньги». Стрельцы были вооружены пищалями, бердышами и саблями. В военное время они отправлялись в походы, в мироне охраняли города, а в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей. В стрелецких полках впервые в России были введена система воинских званий: стрелецкий голова, полуголова, воевода, сотни, пятидесятник, десятник, стрелец. Каждый полк и сотня имели своё специальное знамя. Стеллецкие полки были постоянно функционирующими формированиями, и это даёт основание считать их первым шагом на пути к созданию регулярной армии. При Иване IV так же значительно была усилена артиллерия, которая наряду с дворянским ополчением и стрелецкими полками была третьим основным родом войск. В русских артиллерийских войсках насчитывалось до 2000 орудий, которые обслуживали квалифицированные пушкари. У пушкарей и стрельцов часто проводились совместные боевые учения, на которых отрабатывалось взаимодействие между ними. Однако, ход военной реформы, начатый Иваном IV, тормозило местничество, суть которого заключалось в том, что назначение должностных лиц на высшие руководящие посты государственного управления и армии производилось не по способностям и заслугам, а исключительно по знатности рода. Причём потомки знатных родов находились в тех же самых служебных отношениях, равенства или подчинения, что и их предки. Такое положение дел служило причиной вражды и сословных споров, как в мирное время, так и во время, военных походов, что лишало армию оперативного руководства и разлагающим образом влияло на ратных людей. Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г. Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых. При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта. Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка. Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне. Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу. Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет. Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья.
Венчание на царство Ивана IV Грозного
Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Восстание против Глинских Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года.
Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек.
Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar. Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского.
В качестве царя короновался впервые только Иван Грозный. Важно отметить, всё обставлялось так, будто Иван повторяет то, что уже было до него: якобы ещё Владимиру Мономаху его дедушкой Константином Мономахом из Византии были присланы царские регалии — и шапка Мономаха, и царские оплечья, и крест золотой, и скипетр, и держава.
По сравнению со всеми другими государями нашего Отечества, в том числе причисленными к лику святых в частности, это Димитрий Донской , Иван Грозный, один из немногих, лежит в Архангельском соборе на территории алтаря. Конечно, это ни о чем не говорит, но именно там находится его гробница. Посещая во время экскурсий Архангельский собор и разглядывая надгробия царей, часто спрашивают: «Почему же мы не видим гробницы Ивана Грозного? С другой стороны, в жизни Ивана Грозного много таких эпизодов, когда он показывал примеры удивительного русского благочестия. Конечно, нельзя подходить к личности Ивана Грозного с мерками нашего XXI века, потому что XVI век был особым, и не только в истории нашего Отечества, а вообще в истории европейских государств. Поэтому трудно оценивать его личность с позиции сегодняшнего дня. Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила.
Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни. Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет. Что касается людей церковных священнослужителей и мирян , то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные. Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине. Потому что, наверное, нет и не было ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную. Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный. Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь. Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов.
Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов. Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного. Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало. Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу... Тем не менее мы закрываем глаза на жестокость Петра, даже самодурство, которое было... Поэтому если сравнивать Петра I и Ивана Грозного, считаю, что Иван Грозный был не более жестоким монархом и не менее сделавшим для величия, славы, укрепления нашего государства, чем Петр I. Мне кажется, что эти личности где-то сопоставимы. Поэтому, мне кажется, отношение к Петру I должно быть более трезвенным у наших современников, мы должны оценивать его реально — не все было так лучезарно.
И личность Ивана Грозного оценивать нужно не как какого-то самодура и тирана, садиста. Он, конечно, имел свои изъяны, но в его правлении было много и положительного. Ведь действительно много общего. Создание опричников, создание НКВД. Все мы знаем картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына. Сталин, конечно, не убивал своего сына, но, как мы знаем из некоторых источников, у него была возможность спасти Якова из плена, но он сказал фразу, ставшую крылатой: «Я не меняю солдата на генерала».
Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью.
Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных. Итак, уже в процедуре венчания Ивана IV и особенно его сына Федора Ивановича мы можем усмотреть важные моменты русского обряда венчания на царство. Прежде всего, здесь следует сказать о неизменном религиозном характере церемонии. Её основой с самого начала и до конца существования русской монархии оставалась церковная молитва молебен, литургия. Так же важно отметить, что публичная презентация нового царя присутствует уже в коронации Ивана IV как один из важнейших смыслов венчания на царство.
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
Весь ритуал также был разработан Макарием. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог».
Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».
По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале.
Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г.
Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г.
Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами.
Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента.
Из Лицевого летописного свода Public domain Ивана Грозного — первого в истории русского царя — венчали на царство почти так же, но церемония стала сложнее: в число регалий был включен Крест честной животворящий, содержавший, как считали, частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Этот крест возлагался на царя как символ его царской миссии: он отвечал за грехи своего народа перед Богом. В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон. Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство. Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом.
Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения. Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого. Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах.
Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо.
Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты.
На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул. В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула. Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя. Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство. И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула.
16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство
В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство.