На N3-entry можно посмотреть фильм Следствие ведут знатоки: Ответный удар в хорошем качестве. Жанры: Криминал. В ролях: Алла Балтер, Марк Минков, Борис Лазарев. Параллельные дела приводят следователей на городскую свалку. Первый цветной фильм знаменитого телецикла. Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» был создан по инициативе Министерства внутренних дел СССР.
Следствие ведут знатоки: Ответный удар (1975) — Актёры и роли
И это особенно сильно сработало через 40 сорок! Тогда это принципиально не могло быть понято. Не было тогда эмпирического знания о свойствах предпринимательской души. По наитию отображали её в этой картине. И ничем, кроме использования диалектики, не могу объяснить подобную меткость. Ведь это и был практически общий вектор восприятия советским обществом их нравов. Преступники в фильме родились и выросли в СССР, а вот менталитет у них типично западный, или современный российский! Это и поразило!
Услышал с экрана, ещё не глядя даже, монолог руководителя преступной экономической группу в великолепном исполнении Менглета и его суть, гипнотическое угадывание принципов мышления современных дельцов-олигархов-спекулянтов захватило, какое-то дежавю наоборот, буквально! Видеть чёткое, глубокое описание пороков современно общества, показанное из прошлого — это практически сюжет фантастического свойства, овеществлённый силой советской культуры и талантов создателей конкретного фильма. И вот что подумалось — а ведь в этой давней картине под личиной спекулянтов показаны те самые люди, которые правят нами сегодня, владеют всем богатством страны, наработанным столетиями, включая географические территории! И если ранее они только и могли, что таясь, переживая и нервничая, тырить достаточно незначительные суммы денег, то сегодня нет им преград, везде они окажут своё специфическое влияния. И общество, не имеющее сегодня защиты от этих негативных для него деяний, впадает потихоньку, постепенно, незаметно, в кому. Самое тут плохое именно в постепенности этог процесса. Крайне трудно переломить именно микроскопические но постоянные, ставшими привычными действиями.
ФИЛЬМ 10. Сколько возможностей для махинации! Это дно и исследует троица «знатоков». ФИЛЬМ 11. Предполагаемый преступник пойман. Неожиданно через несколько дней находящийся с ним в камере пожилой вдовец, отец двоих детей делает заявление, что убийца - он. ФИЛЬМ 12. ФИЛЬМ 13. Скрываясь от погони, преступник-рецидивист выбрасывает пистолет.
Его случайно находит один из подростков, живущий неподалеку, он рассказывает о нем своим приятелям. Однако грабитель не хочет расставаться со своим оружием — и начинается «охота». ФИЛЬМ 14. ФИЛЬМ 15.
Удерживаются персонажи и от прямой унылой дидактики. Но, что важнее, именно Ответный ход окончательно перемещает акценты со следователей на мир преступников, несравнимо более интересных, чем неизбежно закостеневшие и типично советские идеальные детективы. Особенно хорош в отрицательном обаянии Георгий Менглет — современный барин и бывший актёр. Одна из лучших ролей в биографии и у Валерия Носика, довольно мерзкого и одновременно жалкого подпевалы при хозяине. Метущаяся интеллигенция на чистой актерской совести Анатолия Ромашина. Но помимо сильных актерских работ есть и ещё одна особенность — сменилось послевоенное поколение, в том числе и преступное. И у этого поколения иные — уже советские ментальные черты. Барство, к примеру — сыгранное, а не аристократическое, подпевательство — вынужденное, а быт — современный. Разве что цинизм ещё окончательно не привился. Пришёл домой поздно, ТВ не смотрю принципиально, а вот жена увлекается иногда, причём именно детективами всякого рода. Пару раз глянул на экран — и зацепило! Смотрел все 4 серии до 4 часов ночи, уже и жена давно ушла, а я не мог оторваться! Так уж заботятся о нас спецы по обработке сознания, показывая достойные фильмы только в недостойное время. Мне то что, раз в год можно и не выспаться, а вот каково телеманам, ищущим зрелищ постоянно? Надо признаться, что 4-х серийный фильм так мне показалось по окончании просмотра, хотя пишут о 3-х сериях в едином показе ощущается чуть затянутым, хотя в нём и нет никаких логических лакун, нет рекламы: o и всё идёт последовательно, всё связано друг с другом.
Несмотря на это, съёмки сериала в 1982 году прекращаются в связи с перестановками во власти. Смерть Л. Брежнева и избрание Ю. Против Щёлокова может быть возбуждено уголовное дело, а многие его проекты, включая «ЗнаТоКов», замораживаются или закрываются. По каким-то причинам, возможно в рамках борьбы со «щёлоковщиной», и к большому недовольству телезрителей традиционную песню-заставку «Незримый бой» сменяет другая песня композитора Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Мы с тобой за этот город отвечаем». В этот период в СССР начинается Перестройка, а усиливающаяся гласность уже не позволяет сохранять сериал в тех идеализированных рамках, в которых он был задуман. Поэтому, постепенно и размах преступности, демонстрируемый в «ЗнаТоКах», и проблемы милиции демонстрируются в сериале всё более реалистично, хотя главные герои остаются по-прежнему честными милиционерами, преданными своему долгу. В 1989 году в связи с серьёзными изменениями в стране сменилось руководство Центрального телевидения. По воспоминаниям Лавровых: Новая наша наставница с места в карьер изумила: «Вот если б Знаменского и Томина арестовали за взятки! Как было бы интересно и свежо! Авторы связывают это решение с крайне негативным отношением к милиции, которое возникло в это время в советском обществе в результате политики гласности. Советские ЗнаТоКи закончились. В новых реалиях современной российской жизни режиссёры Владимир Хотиненко и Вячеслав Сорокин сняли ещё два дела с участием заметно постаревших Томина и Знаменского, которых сыграли бессменные Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Зинаиды Яновны Кибрит в сериале уже нет, она лишь упоминается, как погибшая в автокатастрофе, так как актриса Эльза Леждей умерла 12. В последних двух сериях снова звучит песня «Незримый бой» композитора Марка Минкова на слова Анатолия Горохова. В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз «Динозавр» даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести. Показательной чертой образа Знаменского является его прямота и нелюбовь к применению жёстких методов психологического воздействия на подследственных. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого. В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского «Ответный удар», «Из жизни фруктов» , он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать. Знаменский не женат, живёт с матерью её играет Вера Васильева — врачом-психиатром — и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учёный-палеоботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Отважный боец и артистичный импровизатор, балагур, но отнюдь не пустослов. В его обязанности входят оперативно-розыскные мероприятия, и Томин — частый поставщик новых фактов. В отличие от Знаменского, Томин, как правило, не носит милицейской формы, он боец незримого фронта, и во многих фильмах цикла его задача сводится к перевоплощению — он входит в доверие к преступникам, чтобы их разоблачить «С поличным», «Ответный удар». По словам Зиночки, Томин обладает «несносной привычкой подкрадываться как кошка». Любопытно, что в соответствующей повести Лавровых «Естественная убыль» это повышение отсутствует. По воспоминаниям Леонида Каневского, Томин получает звание майора в связи с письмами на телевидение розыскников-сотрудников милиции, которые были недовольны тем, что их представитель почему-то имеет звание ниже, чем следователь. В основной, советской части сериала, как и Знаменский, не женат и живёт вместе с матерью — Тамарой Георгиевной в исполнении актрисы Варвары Сошальской-Розалион — в одной из квартир дома 34 на Большой Сыромятнической улице над четой пенсионеров, которые систематически просят его «ходить в мягких тапочках». В последних двух, постсоветских сериях Томин женился, имеет сына, служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живёт в городе Лион Франция. Во многих делах её оценки и свидетельства с применением последних достижений науки играли решающую роль. Зиночке случалось и самой сталкиваться один на один с преступником «Шантаж» , проявляя при этом завидное самообладание и находчивость. В середине сериала вышла замуж за «умницу, спортсмена, без пяти минут доктора наук», который, однако, в сериале не появляется. Изначально Лавровы планировали любовный роман и бракосочетание между Зиночкой и Знаменским, и намёки на такое развитие сюжета сохраняются в первых фильмах цикла, однако цензоры из МВД не разрешили такой поворот, и Зиночке «подобрали» мужа на стороне. Вячеслав Бровкин вспоминает, что многие телезрители «а особенно телезрительницы» тоже были против женитьбы Знаменского. Отмечается, что Зиночка в роли равноправного аналитика среди главных героев — необычно сильная для данного периода советской истории роль женщины, что отчасти компенсируется тем, что она говорит языком науки чаще, чем высказывает своё собственное мнение. Актриса Эльза Леждей скончалась в 2001 году, так что в двух последних фильмах вместо Кибрит введена более молодая эксперт Китаева, ученица Кибрит, в исполнении Лидии Вележевой, а Зиночка в 23-м фильме упоминается как некоторое время назад погибшая в автокатастрофе. Слово «кибрит» в переводе с болгарского означает «спички» упоминается в фильме «Черный маклер». В первых делах этот образ воплощён в полковнике Скопине, начальнике следственного управления, которого играет Семён Соколовский. В первых фильмах цикла ЗнаТоКи действуют самостоятельно и не нуждаются в руководящих указаниях свыше, а их начальство почти незаметно. В этом фильме цикла Скопин лично инициирует расследование и постоянно координирует взаимодействие милиции и ОБХСС, а когда над Знаменским повисает подозрение в доведении подследственного Баха до самоубийства, сам берётся за расследование и доводит дело до завершения. На экране ещё один идеальный образ — образ милицейского начальника, строгого к расхитителям, но сочувствующего бывшему освободившемуся преступнику, а также подчёркнуто внимательного к витиевато выражающейся старой женщине, обращение которой к Скопину и даёт толчок всему делу. Евгений Соковин из службы внутренней безопасности милиции изучает поступивший сигнал о взятке, якобы данной Знаменскому кладовщиком Малаховым, которого играет Леонид Куравлёв, и по совместительству «заменяет начальство». Давнее знакомство Соковина и Томина оставляет определённый отпечаток панибратства на отношениях Соковина и ЗнаТоКов, и Соковин ведёт себя значительно мягче Скопина. В этом фильме цикла генерал также выступает инициатором и координатором расследования, однако в отличие от предыдущих начальников и выглядит, и говорит этот генерал значительно добрее. В фильме он всё время как бы извиняется перед Знаменским за возникающие трудности и за давление партийных органов на милицию. Его играет Анатолий Грачёв. В последнем из них, на фоне ЗнаТоКов он выглядит бледно — проявляет растерянность, когда узнаёт о шантаже Кибрит, составляет ненужную схему связей Миркина, устраивает засаду на Чистодела, когда тот уже мёртв, а главное, позволяет Праховой выведать у себя приметы Чистодела и шантажиста. Медведев оказывает реальную помощь в расследовании дела. В этом фильме Томилин на равных участвует в расследовании со ЗнаТоКами и герои не устают подчёркивать, что между ОБХСС и милицией нет никаких проблем, несмотря на трудности с «разграничением сферы влияний». В этом фильме Филиппов фактически заменяет Томина по своим функциям. Играет Ковальского Григорий Лямпе.
Следствие ведут знатоки (12/37). Ответный удар. Дело №10
Фильм следствие ведут знатоки дело 10 ответный удар. Вся информация по сериалу Следствие ведут знатоки: список и график выхода серий, описание и рейтинг на Это дно и исследует троица «знатоков».
Следствие ведут знатоки Дело № 10. Ответный удар фильм (1971)
Знаменский с лёгкостью устанавливает, что бродяга лжёт. Но зачем?.. Всё говорит о том, что Силин не мог провернуть ограбление без сообщников. Более того — неудачливым вором жертвовали специально. Его подельники были уверены, что Силин возьмёт всю вину на себя. Следователь Знаменский пытается разобраться, почему Силин не выдаёт сообщников. Ему нужны правдивые показания. Ирина Маслова настолько сильно любит своего супруга, что не замечает его цинизма, равнодушия и эгоизма. Из-за любимого человека Ирина согласилась участвовать в махинациях Кудряшова — заведующего кондитерским цехом. Сообщники путём манипуляций с рецептами создавали излишки готовой продукции, и присваивали доходы от реализованной продукции. Но Ирина почему-то вызывает у Знаменского искреннее сочувствие, и он отпускает её до суда под подписку о невыезде.
Но побег Масловой на море может разрушить всю карьеру следователя. Михеев недавно вышел из тюрьмы и решил вернуться к хорошо знакомому ремеслу. Изготовление клише — самую тонкую часть работы — уголовник собирается поручить молодому художнику Игнату Никишину. Михеев близко сходится с Игнатом, и постепенно приучает парня к «красивой» и роскошной жизни, исподволь внушая мысль, что деньги не всегда могут доставаться честным путём. При обыске у него обнаруживают весы, на которых взвешивали золотой песок. Экспертиза подтверждает выводы следствия: да, обвиняемый, помимо спекуляции, занимался скупкой золотого песка. Неожиданно объявляется и загадочный поставщик, но не с повинной, а шантажируя эксперта, который проводил экспертизу. Если Зинаида Кибрит не подделает экспертное заключение, её племянника похитят. Пострадавший скончался от полученных травм на месте аварии. Вскоре Каталина задерживают.
Его вина очевидна, свидетелей происшествия хватает. Расследованием этого дела занимается Знаменский, чья дотошность, внимание к мелочам и принципиальность, хорошо известны. И, казалось бы, вполне понятное и очевидное дело принимает новый оборот.
С другой стороны, майор Томин расследует серию краж, в которых фигурирует мусоровоз, находящийся поблизости. И снова дорожка ведёт к свалке. Ответный удар" 1975 Евгений Евгеньевич Воронцов - личность многогранная и даже, можно сказать, многоликая. Бывший артист, певец, который некогда зарвался и преступил закон, за что отсидел три года, теперь довольствуется малым, но это только на первый взгляд. Ему всё так же хочется блистать и покорять дам, и производить впечатление, а не только злобно топтать сваленные на помойке афиши тех, с кем он когда-то начинал и кому завидовал. На свалке Воронцов сколотил преступный синдикат.
Он платит своим подручным, но и припугивает тюрьмой, учит, что говорить в милиции, если вызовут. И всегда знает, как подставить других и выгородить себя. Босс ценит его меньше, чем своего кота, которому Ферапонтиков вычесывает блох. Воронцов называет своего водителя-бухгалтера-кладовщика то Финтифлюшкин, то Форточкин, а тот на всё готов ради хозяина, на любую подлость, но в то же время - обижен, что его преданность не ценят! Все это выльется в кульминацию драмы в конце второй серии всего в фильме 3 серии.
Подальше от всего белого света. К стенке! Стоять дольше! И нюхать кирпич. Я прошу не забывать, что на всех нас сейчас дует ветерком из могилы.
Подруга, которую ждала девушка, подошла, увидела взгляд, от которого она упала и неожиданно серьезно поранила ее. Все это видел интеллигентный человек, стоявший рядом, которому обычно было все равно. Однако что-то заставило его вмешаться и сказать правду. Пожилая женщина приходит к полковнику Скопину и жалуется на странную работу в пункте приема вторсырья: администратор практически не появляется на работе, а по приезду отказывается принимать макулатуру и тряпки под любым предлогом. При этом, согласно документам, получатель выходит за рамки плана по приему вторсырья от населения. Проверка раскрывает банду, которая берет ценные материалы у государственной компании за поддельные бумаги, проводит их через пункт сбора, похищает деньги, предназначенные для скупщиков металлолома, а сами материалы продает цеховым работникам. Следствие поручено Знаменскому.
"Ответный удар": 10-е дело знатоков, которое многие считают №1
Ферапонтиков подсказывает ему, как лучше всего это сделать, чтобы оградить своё доброе имя для близких, и диктует текст предсмертной записки. На следующее утро Баха находят мёртвым в реке, а на Петровке получают его предсмертное письмо с обвинениями в адрес следователя. Знаменского отстраняют от ведения дела, его допрашивает прокурор. Параллельно Томин ведет дело о серии квартирных краж. В каждом случае свидетели видели поблизости от места происшествия мусоровоз. Томин подозревает, что воры как-то связаны с вывозом мусора, и сам «вживается в помоечный быт» — становится завсегдатаем свалки.
После задержания он оказывается в одной камере с Тобольцевым, сидящему по мелкому хозяйственному преступлению. Через неделю после этого события Тобольцев заявляет, что Холин не причастен к убийству, а настоящий виновник преступления он сам. Следователь понимает, что Тобольцев не просто так взял на себя вину Холина, однако разобраться в истинных причинах такого поступка оказывается нелегко.
Но ограбление оказалось неудачным для злоумышленников, поскольку в квартире не оказалось тех денег, на которые они рассчитывали. В то же время супруги Петуховы утверждают, что у них забрали крупную сумму денег, которую прислал им сын, работающий на Севере. Но вскоре отказываются от возбуждения гражданского иска по этому делу… Невольным пособником преступников оказывается водитель такси Артём Кирпичёв. Молодой человек не сразу, но всё-таки соглашается сотрудничать со следствием и становится приманкой для преступников. Личность преступника довольно быстро удалось установить: им оказался опасный вор-рецидивист Бондарь. Но все усилия оказываются напрасными: против преступника нет ни одной улики. Пистолет бесследно исчез, а продавцы магазина не могут уверенно опознать грабителя. Милиция предполагает, что Бондарь сбросил оружие, уходя от погони в одном из жилых дворов.
Но получится ли у сотрудников милиции отыскать решающую улику?.. За банальным деревенским сюжетом, грубо нарисованным, на самом деле скрывался подлинный эскиз кисти Эль Греко. Иностранец заявляет, что приобрел «Подпаска» в одном из комиссионных магазинов и о том, что на самом деле представляет картина, он даже не догадывался. Одним словом, нет никаких оснований для привлечения его, гражданина иностранного государства, к делу о контрабанде. Расследованием преступления занимаются ЗнаТоКи. В тот момент, когда Знаменский и Кибрит выходят на след преступников, исчезает важный фигурант — начальник сушильного цеха Миловидов. Накануне своего исчезновения Миловидов публично обвинил нескольких работников фабрики в причастности к хищениям. Жена Миловидова заявляет, что её супруг собирался зайти домой к Горобцу, начальнику склада готовой продукции.
В результате обыска в сарае Горобца обнаруживают окровавленную рубашку… Следствие ведут знатоки. Вскоре представители группы народного контроля, куда входит и майор Знаменский, обнаруживают, что регулярные исчезновения нескольких тонн овощей — вполне рядовое явление на базе, которому не удивляется никто из сотрудников. Знаменский понимает, что столкнулся не с простой халатностью, а с систематическими хищениями в особо крупных размерах. И вряд ли за это преступление по силам совершить одному человеку. В салоне разбитого автомобиля была обнаружена крупная сумма денег — 62 тысячи рублей.
В тот момент, когда «ЗнаТоКи» нападают на след преступной группировки, пропадает важный фигурант в деле — начальник сушильного цеха Миловидов, который накануне публично, на общем собрании обвинил нескольких работников фабрики в ненадлежащем ведении дел. Из жизни фруктов Майора Знаменского включают в группу комитета народного контроля, расследующей многочисленные случаи злоупотреблений на плодоовощной базе, которой заведует Антонина Михайловна Чугунникова. Представители группы обнаруживают, что пропажа нескольких грузовиков овощей — рядовое явление на базе. Знаменский, занимающийся поиском бесследно исчезнувших трёх вагонов с помидорами, очень быстро понимает, что столкнулся со сложившейся преступной группировкой, которая, пользуясь объективными сложностями учёта и несовершенством системы контроля, занимается систематическими хищениями в особо крупных размерах. Он где-то здесь Водитель новой «Волги» не справился с управлением, вылетел с трассы и погиб.
В машине обнаружена крупная сумма денег — 62 тысячи рублей. В одной — он сотрудник службы времени с весьма скромным достатком, стареньким «Москвичом», примерный семьянин, отличный парень. В другой — преуспевающий делец подпольной мастерской, пижон на новой «Волге», имеющий любовницу и прочие «прелести» финансового благополучия. Полуденный вор В разработку «ЗнаТоКов» попадают два дела. Одно из них связано с бандой, промышляющей угоном и сбытом автомобилей. Другое — с вором-«гастролёром» Глебом Цараповым. Уникальная особенность преступника заключается в том, что свои кражи он совершает ровно в полдень, каждый раз проявляя при этом недюжинную изобретательность и хладнокровие. Пожар «ЗнаТоКи» выезжают на пожар. Сгорел практически дотла ОРСовский склад промтоваров. Старичок-сторож вечером почувствовал необъяснимую сонливость, заснул на посту, не сумел вовремя отреагировать на возгорание, и пожарных вызвал случайный прохожий, когда было уже поздно.
На днях на складе ожидалась полугодовая ревизия — случайно ли возникло возгорание? Бумеранг «ЗнаТоКи» расследуют кражу денег из касс универмага в подмосковном городке — преступники проникли в магазин в обеденный перерыв, воспользовавшись халатностью работников, имевших обыкновение уходить на обед, не включая сигнализацию. Единственный свидетель, шофёр Алексей Барсуков, отец-одиночка с двумя маленькими детьми, живший вблизи станции метро «Новокузнецкая», был запуган преступниками и поэтому скрыл, что видел преступников и даже знает одного из них. На месте преступления находят записную книжку, перчатку и папиросные окурки, по которым следствие выходит на ранее судимого Подкидина. Без ножа и кастета На приём к генералу милиции приходит москвич Охтин, недавний новосёл.
На следующее утро Баха находят мёртвым в реке, а на Петровке получают его предсмертное письмо с обвинениями в адрес следователя. Знаменского отстраняют от ведения дела, его допрашивает прокурор. Параллельно Томин ведет дело о серии квартирных краж.
В каждом случае свидетели видели поблизости от места происшествия мусоровоз. Томин подозревает, что воры как-то связаны с вывозом мусора, и сам «вживается в помоечный быт» — становится завсегдатаем свалки. Краденые серьги видят на манекенщице из Дома моделей Ляле.
Самое интересное дело Знатоков
Актеры сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи" (слева направо) Леонид Каневский, Георгий Мартынюк и Лидия Вележева. 1975 — Следствие ведут знатоки. Ответный удар 11. Фильм на русском «Следствие ведут знатоки: Ответный удар» [WEB-DL] скачать через торрент в лучшем full hd 720, 1080 качестве. Следствие ведут знатоки: Дело №6: Шантаж (1972) – смотреть видео онлайн в Моем Мире. Полная информация о сериале Следствие ведут знатоки: Ответный удар: актерский состав, кто снимался, главные герои, сценарист, дата выхода, номинации и награды. Краткая инструкция «Как бесплатно скачать сериал Следствие ведут знатоки: Ответный удар» без установки торрент-клиента.
Следствие ведут знатоки - 10 (Ответный удар) (1975)
На нашем сайте Torrentify вы можете скачать через торрент фильм Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар. из альбома Следствие ведут Знатоки, 1971-1989, автор Zuba75. Ответный. 4 ч 13 мин 37 с. Видео от 22 января 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Кадр из фильма «Следствие ведут знатоки. Дело №10 "Ответный удар"». Расследуются махинации шайки, связанной с приемом у населения вторсырья. Петровка-38 ведет расследование дела о хищении пушнины.
Следствие ведут знатоки Ответный удар Серия 1
Первые четыре фильма односерийные, а пятый и шестой уже были разбиты на две серии. Практику на Петровке, которую регулярно проходили исполнители главных ролей, пришлось прекратить. Если ранее Георгия Мартынюка, Эльзу Леждей и Леонида Каневского представляли как студентов-юристов и разрешали присутствовать на следственных мероприятиях, то теперь арестованные узнавали в них «ЗнаТоКов». По воспоминаниям Георгия Мартынюка, один из подследственных, реагируя на резкие действия своего настоящего следователя, стал апеллировать к нему с фразой «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо» [7]. Леонид Каневский также вспоминает, как к нему арестованная заведующая магазином обратилась «товарищ Томин» [11] [13]. С седьмого фильма в телесериале увеличивается число уличных сцен и актёров второго плана, а постановщика Вячеслава Бровкина поначалу сменяет Юрий Кротенко. Изначально он задумывался состоящим из 5 — 6 фильмов [14] , и когда в связи со зрительским успехом и требованиями МВД [15] съёмки продолжились, Леонид Каневский хотел навсегда оставить роль Томина, и авторы готовились продолжать телесериал без него. Съёмки из студийных павильонов впервые переносятся в здания управления МВД [16]. В этот период цикл отмечается правительственными наградами. Смерть Л. Брежнева и избрание Ю.
Консультанты телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» тоже поменялись. Министр Щёлоков, покровитель телесериала, со скандалом лишился своего поста, над ним нависла угроза возбуждения уголовного дела, и он покончил с собой. Многие проекты Щёлокова, включая «ЗнаТоКов», замораживаются или закрываются [3] [6]. По каким-то причинам, возможно, в рамках борьбы со «щёлоковщиной» [3] , и к большому недовольству телезрителей, традиционную песню-заставку «Незримый бой» сменяет песня композитора Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Мы с тобой за этот город отвечаем» [17]. В этот период в СССР начинается перестройка, а усиливающаяся гласность уже не позволяет сохранять телесериал в тех идеализированных рамках, в которых он был задуман изначально. Размах преступности, демонстрируемый в «ЗнаТоКах», и проблемы страны в том числе практика давления на милицию со стороны партийных органов демонстрируются в телесериале всё более реалистично, хотя главные герои остаются по-прежнему честными милиционерами, преданными своему долгу. В 1989 году в связи с серьёзными изменениями в стране сменилось руководство Центрального телевидения. В этом эпизоде страна, в которой работают «ЗнаТоКи», полностью преображается — на экране показана организованная преступность, убийства, рэкет, торговля наркотиками, а главный преступник и вовсе ускользает от Знаменского.
Шутиков скрылся, и местонахождение его неизвестно. Дело возвращают на доследование, Шахова освобождают из-под стражи прямо в зале суда. Ваше подлинное имя Следователь Знаменский ведёт заурядное дело о бродяжничестве, доставшееся ему «по наследству» от пожилого следователя, который попал в больницу. Подследственный — типичный бомж с обычной для него биографией: работа с кочевой бригадой шабашников, пьянство, утеря документов, скитания, случайные подработки и мелкое воровство. Однако Знаменский легко выясняет, что в деревне Чоботы Петровы никогда не жили, а леспромхоза в Архангельской области, где бродяга якобы подрабатывал, никогда не существовало. С поличным При попытке кражи на складе промтоваров задержан Силин, недавно освободившийся из заключения. Всё говорит о том, что у Силина были сообщники в ограблении склада, более того — сообщники знали, что Силина непременно схватят и сознательно пожертвовали им, уверенные, что он их не выдаст. Действительно, Силин упорно твердит, что действовал в одиночку. Знаменский пытается понять, кого и почему покрывает Силин, и добиться от него правдивых показаний. Повинную голову… Знаменский расследует дело о хищениях в кондитерском цехе при ресторане «Ангара», по которому проходят подследственными заместитель директора Кудряшов и заведующая производством Маслова. Динозавр В подъезде дома убит ударом ножа человек по фамилии Серов. Он жил не здесь, родственников и близких приятелей, к которым он часто заходил бы в гости, в подъезде нет. Расследуя убийство, «Знатоки» выходят на фальшивомонетчика со стажем Михеева. Шантаж Знаменский наведывается в колонию, где отбывает срок осуждённый за хищение Кудряшов, чтобы допросить его о личности ювелира, у которого расхититель приобретал золотые изделия. Кудряшов, получивший 12 лет колонии, не видит смысла скрывать поставщика, имя которого на следствии утаил. В результате за спекуляцию драгоценностями арестован сотрудник скупочного пункта Борис Миркин. В ходе допросов Знаменский убеждается, что Миркин не спекулянт-одиночка, а связан с другими подпольными дельцами. Кроме того, при помощи экспертизы установлено, что через руки Миркина проходили не только ювелирные изделия, но и золотой песок. Несчастный случай Водитель такси совершил наезд на пешехода и скрылся; пострадавший скончался на месте. Сотрудница находящейся рядом конторы по озеленению Локтева переписала свидетелей и передала список милиции.
Такое вытворял, будто вторая жизнь в запасе… Довез. Санитары бегом ее в приемный покой. И — на следующий вызов. Потом заскочил узнать… И тут меня поленом по башке: померла. У врачей, говорят, пятиминутка была. Пока до твоей знакомой руки дошли, она и тю-тю… Круто я тогда сорвался. Плюнул на ихнюю «скорую», а матери телеграмму отстукал: «Срочно сообщи здоровье». Представляете, дурак? Я бы от души посочувствовал, Моралёв, если бы не одно твердое убеждение. Ведь вы не перепроверили, правда ли это? Чего же проверять, когда ясно. А мне вот неясно. И не верю я, что врачей не вызвали с какой-то пятиминутки к умирающей женщине! Вам было обидно, было жаль ее — может быть, до слез — верю. Но потом вы из этого случая сделали себе для всего оправдание — всему дальнейшему. Вот вам почему этот случай дорог. Не оправдание, а глаза у меня открылись тогда! Понял, что жить надо красиво и себе на пользу. Ладно, поговорим и про жизнь себе на пользу. У следствия к вам много неприятных вопросов. Сначала, значит, душу разбередили, а потом с вопросами? Такое оно, ваше следствие?! Давайте без показных нервов, Моралёв… Итак, красивая жизнь. Завтраки-ужины в «Арагви», маникюрша на дом. Моралёв меняет тон, прибедняется. Много я там позавтракаю-то… Возьмешь булочку да чашку кофе. Исключительно для ливера, гражданин майор, для звону. А маникюрша ко мне и вовсе по женской части. Замужняя, после работы несподручно, а днем — шасть к клиенту со своими пузыречками, и шито-крыто. ЗИМ — тоже «для ливера»? Машина не моя. Брат разрешает покататься. С братом сейчас беседуют. Он на собственные средства приобрел свой автомобиль? Раз с ним беседуют, пусть он и расскажет… все что надо. У правды, Моралёв, загадочное свойство: сколько ее ни топи, она выплывает… Пауза. Делает вид, что изучает послужной список Моралёва. Гм… не найду… В цирке вы когда работали? В цирке? В цирке не работал. Неужели забыли? Ассистентом у Кио? Путаете, гражданин майор. Вы уверены?.. Получается — такой природный талант? Чего — талант?.. Да фокусы показывать. Моралёв молчит, чуя подвох. Это ж надо уметь: зиму напролет скупали у граждан ценное сырье, а снаружи глянешь — палатка будто вымерла. Снегом сверх крыши засыпана. Классный номер! Восхищаюсь, Моралёв! Просто горжусь знакомством!.. Мне тут передали разные бумажки — я глазам не поверил. Вот совсем недавно, в те числа, когда на палатке красовался замок, вы, оказывается, сумели принять у населения массу добра. И выписали кипу квитанций — аккуратным почерком, почти без орфографических ошибок. Допустим, я по домам собирал? И покажете эти дома? Зрительная память плохая. Беда… Ну, а те отливки, что вы при наших сотрудниках на склад сдавали, — их-то помните? Их, между прочим, со свалки брали, и я не присутствовал. Откуда я знаю, чего там алкаши навалят?.. Если они, к примеру, труп подложат — я за убийство пойду? Не прикидывайтесь простачком. Груз ваш. Характер его не вызывает сомнений — промышленные заготовки. А чего их на свалку выкинули, если они промышленные? Кто выкинул, с того и спрашивайте. Спросим, Моралёв, будьте уверены. Сцена двадцать первая Служебный кабинет профессора Ломова. Своеобразие в обстановку вносит лишь большой застекленный шкаф с образцами руд. Входит Ломов, пропуская вперед Кибрит. Ломову немного за 40, держится свободно. Усаживайтесь… Курите? Только если очень волнуюсь. Тогда, видимо, редко… Итак, наука на службе криминалистики… Ну что я могу сказать — просьбу вашу выполнил, выводы бесспорны. Это не бронза — довольно сложный сплав. И, конечно, не отходы, а заготовки. Две бракованные, остальные годные. И можно определить круг предприятий, где… Ломов останавливая ее жестом. Я вам подскажу, как его определить, но убедительно прошу в дальнейшем на меня не ссылаться. Как говорится, не с руки. Щекотливый вопрос… Какое-то расследование, в перспективе не исключен суд, да?.. Вот видите! Нет, увольте… Видит откровенную реакцию Кибрит, шутливо машет рукой. Эх, где наша не пропадала. Придется объяснить. С подобными сплавами экспериментирует известный и уважаемый металлург, некогда мой учитель. Естественно, не может быть и речи, будто он замешан в неблаговидных делах. Но узнать, что кто-то, хоть отдаленно причастный к твоей работе… Согласитесь, мало приятного. И тут еще я в роли… некоего, пардон, наводчика! Нет, честно, для меня это просто неприлично. Пожалуй, лучше обратиться непосредственно к нему? Мне назвали вашу фамилию, но могли назвать и другую, прямо его. Просто я тщеславен и балуюсь популярными статейками в печати. Вот фамилия случайно и попала в поле вашего внимания. Берется за авторучку. Да, записывайте. Авдеев Степан Николаевич… Сцена двадцать вторая Заводская лаборатория. Несколько вытяжных шкафов, столы с наборами химических реактивов. Одна из стен — застекленная — на уровне второго этажа выходит в цех. Видны работающие тельферы. Здесь Кибрит и Медведев беседуют с заведующим — молодым круглолицым весельчаком. В стороне ждет Бах. Дело ясное, что дело темное… Я, правда, недавно заведую лабораторией, но разберемся. Директор велел повиноваться вам беспрекословно. Отлично, начинаю пользоваться своей властью. Ознакомьтесь — это постановление о производстве металловедческой экспертизы. Заведующий читает. Сплавы бронзы… Лично я предпочитаю брынзу… Не прислушивайтесь, как занервничаю — всегда острю и всегда не смешно… О-о, тут даже проставлен номер изделия по нашей номенклатуре! Откуда вы узнали? Экспертизу будет проводить профессор Авдеев. Он сам уточнил, что необходимо. Сам Авде-ев! Снимаю шляпу. Для нас, грешных, — зам. Где можно изъять указанные образцы? В литейном. Вот товарищ Бах оттуда. Или я тоже нужен? Да, вы должны присутствовать. Выходит, попаду в детективную историю? Страшно, аж жуть… Баху. Кстати, в этих «уголовных» отливках опять полно газовых пузырей. Поглядели бы, что там с технологией? Я старший мастер по снабжению. Ну-ну, Борис Львович, не прибедняйтесь. Это только так называется. Вы человек знающий, начальник цеха к вам прислушивается… Медведев. Имейте в виду, что нам надо изъять еще и книги межцехового учета. Прошу вас быть понятым. Ой, товарищи, начинаю писать мемуары! Кабинет Скопина. Скопин, Знаменский, Кибрит, Медведев. Признаюсь, новых фактов допрос Моралёва не дал… Медведев. Даже для ареста материала не набралось. А зачем нам один палаточник? Пусть погуляет. Вырывать — так уж с корнем. До корней не близко, Вадим Александрович, — завалены горами утиля. Всю эту публику выручает простота нравов. И на свалке и на складе документация ведется, скорей, для виду. Больше надежды на раскопки со стороны завода: там как-никак учет и контроль. Тоже не очень. Отходы, говорят, не золото… Скопин. Слово нашей даме. У меня дела как будто повеселее. Экспертизы проведены. Болванки, которые вез Моралёв, и те, что мы нашли на свалке, — идентичны заводским. В основном — это просто отливки, непосредственная продукция литейного цеха. Только небольшая часть — возврат из других цехов, где обнаруживали брак. Значит, есть точный участок для поиска. Вторая экспертиза касалась металлической стружки. Третья — обтирочных концов. И стружка и тряпье — того же заводского происхождения. Как и следовало ожидать… Возмутительное ротозейство: у них под боком жулик грузит дорогой металл, закидывает сверху мусором и вывозит себе с заводской территории! Как говорится, куда только смотрит милиция! Значит, так. Милиция в моем лице — смотрит сейчас в книги межцехового учета. Первосортные дебри, скажу я вам. Зинаида Яновна остроумно заметила: «Есть точный участок для поиска». У меня был совершенно точный участок — стог сена. И точный искомый предмет — иголка. К Кибрит. Одно утешение, что мы с вами, кажется, угадали, кто прячет иголку. Так вы тоже подозреваете этого мастера… с музыкальной фамилией? Понимаете, он отбирал для нас болванки на складе цеха, и все заводские нервничали. А вот от него шла волной молчаливая, но до того острая неприязнь! А что за человек? Никаких пятен на биографии. Был инженером, старый директор понизил, рассказывают, будто просто по самодурству. Директора потом сняли, но Бах так и остался в должности мастера по снабжению. Человек культурный, непьющий, семейный… И все же это он. Или один из них — искомых. Не пришло ли время побеседовать с ним официально? Можете его завтра вызывать, Пал Палыч. Приведу только в систему свои наблюдения и с утра положу вам на стол — вместе с некоторыми документами. Знаменский К Кибрит. А за тобой акты экспертиз. Ладно, часам к десяти. Ну действуйте, желаю удачи. Дача Воронцова. В «деловой» комнате Воронцов и Моралёв. Мальчика отпустили? Даже без подписки о невыезде? Твое счастье… Моралёв. Может, как-нибудь обойдется, Евгений Евгеньич? Следователь вроде ничего, не зверь… Воронцов. Для тебя, дружок, один следователь хорош — глупый. Еще дурей тебя. На такое рассчитывать трудно. Что же мне теперь?.. Пользуйся тем, что отпустили, наживай моральный капитал. Палатка у тебя есть. Руки есть.
Не стыкуется уже то, что рецидивист Башка и громила-первоход Комод должны были на разных зонах сидеть. Башка на строгом, Комод - на общем или, в крайнем случае, усиленном, что вряд ли - нанесение... При наличии денег и связей не составляло сложности его достать. Захватившие самолет в Тбилиси молодые...
Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело 10. Ответный удар (1975)
Первые четыре фильма односерийные, а пятый и шестой уже были разбиты на две серии. Практику на Петровке, которую регулярно проходили исполнители главных ролей, пришлось прекратить. Если ранее Георгия Мартынюка, Эльзу Леждей и Леонида Каневского представляли как студентов-юристов и разрешали присутствовать на следственных мероприятиях, то теперь арестованные узнавали в них Знаменского, Кибрит и Томина. По воспоминаниям Георгия Мартынюка, один из подследственных, реагируя на резкие действия своего настоящего следователя, стал апеллировать к нему с фразой «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». Леонид Каневский также вспоминает, как к нему арестованная заведующая магазином обратилась «товарищ Томин». С седьмого фильма в сериале увеличивается число уличных сцен и актёров второго плана, а постановщика Вячеслава Бровкина поначалу сменяет Юрий Кротенко.
Изначально сериал задумывался состоящим из 5 - 6 фильмов, и когда в связи со зрительским успехом и требованиями МВД съёмки продолжились, Леонид Каневский хотел навсегда оставить роль Томина, и авторы готовились продолжать сериал без него. Вячеслав Бровкин вспоминает: К нам в редакцию пришло несколько тысяч писем примерно такого содержания: «Убьёте Томина — продадим телевизор». Так что в следующим фильме Томин у нас «выздоровел». Таким образом стало ясно, что съёмки сериала будут продолжаться ещё долго. Съёмки из студийных павильонов впервые переносятся в здания управления МВД.
На «ЗнаТоКов» обращает внимание критика, в журнале «Советский экран» появляется небольшая, в целом положительная рецензия, отмечающая, однако, тот факт, что отрицательные персонажи затмевают мастерством главных героев: Рядом с Евгением Евгеньевичем Георгий Менглет и его способным учеником Федей Ферапонтиковым Валерий Носик заметно потускнели, задержались, что ли, на каком-то возрастном рубеже наши давние знакомцы с Петровки, 38 — Пал Палыч Знаменский Г. Мартынюк , Шурик Томин Л. Каневский и Зиночка Кибрит Э. Для них у авторов не нашлось новых красок». В этот период цикл отмечается правительственными наградами.
Несмотря на это, съёмки сериала в 1982 году прекращаются в связи с перестановками во власти. Смерть Л. Брежнева и избрание Ю. Против Щёлокова может быть возбуждено уголовное дело, а многие его проекты, включая «ЗнаТоКов», замораживаются или закрываются. По каким-то причинам, возможно в рамках борьбы со «щёлоковщиной», и к большому недовольству телезрителей традиционную песню-заставку «Незримый бой» сменяет другая песня композитора Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Мы с тобой за этот город отвечаем».
В этот период в СССР начинается Перестройка, а усиливающаяся гласность уже не позволяет сохранять сериал в тех идеализированных рамках, в которых он был задуман. Поэтому, постепенно и размах преступности, демонстрируемый в «ЗнаТоКах», и проблемы милиции демонстрируются в сериале всё более реалистично, хотя главные герои остаются по-прежнему честными милиционерами, преданными своему долгу. В 1989 году в связи с серьёзными изменениями в стране сменилось руководство Центрального телевидения. По воспоминаниям Лавровых: Новая наша наставница с места в карьер изумила: «Вот если б Знаменского и Томина арестовали за взятки! Как было бы интересно и свежо!
Авторы связывают это решение с крайне негативным отношением к милиции, которое возникло в это время в советском обществе в результате политики гласности. Советские ЗнаТоКи закончились. В новых реалиях современной российской жизни режиссёры Владимир Хотиненко и Вячеслав Сорокин сняли ещё два дела с участием заметно постаревших Томина и Знаменского, которых сыграли бессменные Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Зинаиды Яновны Кибрит в сериале уже нет, она лишь упоминается, как погибшая в автокатастрофе, так как актриса Эльза Леждей умерла 12. В последних двух сериях снова звучит песня «Незримый бой» композитора Марка Минкова на слова Анатолия Горохова.
В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз «Динозавр» даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести. Показательной чертой образа Знаменского является его прямота и нелюбовь к применению жёстких методов психологического воздействия на подследственных. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого.
В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского «Ответный удар», «Из жизни фруктов» , он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать. Знаменский не женат, живёт с матерью её играет Вера Васильева — врачом-психиатром — и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учёный-палеоботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Отважный боец и артистичный импровизатор, балагур, но отнюдь не пустослов.
В его обязанности входят оперативно-розыскные мероприятия, и Томин — частый поставщик новых фактов. В отличие от Знаменского, Томин, как правило, не носит милицейской формы, он боец незримого фронта, и во многих фильмах цикла его задача сводится к перевоплощению — он входит в доверие к преступникам, чтобы их разоблачить «С поличным», «Ответный удар». По словам Зиночки, Томин обладает «несносной привычкой подкрадываться как кошка». Любопытно, что в соответствующей повести Лавровых «Естественная убыль» это повышение отсутствует. По воспоминаниям Леонида Каневского, Томин получает звание майора в связи с письмами на телевидение розыскников-сотрудников милиции, которые были недовольны тем, что их представитель почему-то имеет звание ниже, чем следователь.
В основной, советской части сериала, как и Знаменский, не женат и живёт вместе с матерью — Тамарой Георгиевной в исполнении актрисы Варвары Сошальской-Розалион — в одной из квартир дома 34 на Большой Сыромятнической улице над четой пенсионеров, которые систематически просят его «ходить в мягких тапочках». В последних двух, постсоветских сериях Томин женился, имеет сына, служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живёт в городе Лион Франция. Во многих делах её оценки и свидетельства с применением последних достижений науки играли решающую роль. Зиночке случалось и самой сталкиваться один на один с преступником «Шантаж» , проявляя при этом завидное самообладание и находчивость. В середине сериала вышла замуж за «умницу, спортсмена, без пяти минут доктора наук», который, однако, в сериале не появляется.
Изначально Лавровы планировали любовный роман и бракосочетание между Зиночкой и Знаменским, и намёки на такое развитие сюжета сохраняются в первых фильмах цикла, однако цензоры из МВД не разрешили такой поворот, и Зиночке «подобрали» мужа на стороне. Вячеслав Бровкин вспоминает, что многие телезрители «а особенно телезрительницы» тоже были против женитьбы Знаменского. Отмечается, что Зиночка в роли равноправного аналитика среди главных героев — необычно сильная для данного периода советской истории роль женщины, что отчасти компенсируется тем, что она говорит языком науки чаще, чем высказывает своё собственное мнение.
В отличие от Знаменского, Томин, как правило, не носит милицейской формы, он боец незримого фронта, и во многих фильмах цикла его задача сводится к перевоплощению — он входит в доверие к преступникам, чтобы их разоблачить «С поличным», «Ответный удар». По словам Зиночки, Томин обладает «несносной привычкой подкрадываться как кошка». Любопытно, что в соответствующей повести Лавровых «Естественная убыль» это повышение отсутствует. По воспоминаниям Леонида Каневского, Томин получает звание майора в связи с письмами на телевидение розыскников-сотрудников милиции, которые были недовольны тем, что их представитель почему-то имеет звание ниже, чем следователь. В основной, советской части сериала, как и Знаменский, не женат и живёт вместе с матерью — Тамарой Георгиевной в исполнении актрисы Варвары Сошальской-Розалион — в одной из квартир дома 34 на Большой Сыромятнической улице над четой пенсионеров, которые систематически просят его «ходить в мягких тапочках». В последних двух, постсоветских сериях Томин женился, имеет сына, служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живёт в городе Лион Франция. Во многих делах её оценки и свидетельства с применением последних достижений науки играли решающую роль. Зиночке случалось и самой сталкиваться один на один с преступником «Шантаж» , проявляя при этом завидное самообладание и находчивость. В середине сериала вышла замуж за «умницу, спортсмена, без пяти минут доктора наук», который, однако, в сериале не появляется. Изначально Лавровы планировали любовный роман и бракосочетание между Зиночкой и Знаменским, и намёки на такое развитие сюжета сохраняются в первых фильмах цикла, однако цензоры из МВД не разрешили такой поворот, и Зиночке «подобрали» мужа на стороне. Вячеслав Бровкин вспоминает, что многие телезрители «а особенно телезрительницы» тоже были против женитьбы Знаменского. Отмечается, что Зиночка в роли равноправного аналитика среди главных героев — необычно сильная для данного периода советской истории роль женщины, что отчасти компенсируется тем, что она говорит языком науки чаще, чем высказывает своё собственное мнение. Актриса Эльза Леждей скончалась в 2001 году, так что в двух последних фильмах вместо Кибрит введена более молодая эксперт Китаева, ученица Кибрит, в исполнении Лидии Вележевой, а Зиночка в 23-м фильме упоминается как некоторое время назад погибшая в автокатастрофе. Слово «кибрит» в переводе с болгарского означает «спички» упоминается в фильме «Черный маклер». В первых делах этот образ воплощён в полковнике Скопине, начальнике следственного управления, которого играет Семён Соколовский. В первых фильмах цикла ЗнаТоКи действуют самостоятельно и не нуждаются в руководящих указаниях свыше, а их начальство почти незаметно. В этом фильме цикла Скопин лично инициирует расследование и постоянно координирует взаимодействие милиции и ОБХСС, а когда над Знаменским повисает подозрение в доведении подследственного Баха до самоубийства, сам берётся за расследование и доводит дело до завершения. На экране ещё один идеальный образ — образ милицейского начальника, строгого к расхитителям, но сочувствующего бывшему освободившемуся преступнику, а также подчёркнуто внимательного к витиевато выражающейся старой женщине, обращение которой к Скопину и даёт толчок всему делу. Евгений Соковин из службы внутренней безопасности милиции изучает поступивший сигнал о взятке, якобы данной Знаменскому кладовщиком Малаховым, которого играет Леонид Куравлёв, и по совместительству «заменяет начальство». Давнее знакомство Соковина и Томина оставляет определённый отпечаток панибратства на отношениях Соковина и ЗнаТоКов, и Соковин ведёт себя значительно мягче Скопина. В этом фильме цикла генерал также выступает инициатором и координатором расследования, однако в отличие от предыдущих начальников и выглядит, и говорит этот генерал значительно добрее. В фильме он всё время как бы извиняется перед Знаменским за возникающие трудности и за давление партийных органов на милицию. Его играет Анатолий Грачёв. В последнем из них, на фоне ЗнаТоКов он выглядит бледно — проявляет растерянность, когда узнаёт о шантаже Кибрит, составляет ненужную схему связей Миркина, устраивает засаду на Чистодела, когда тот уже мёртв, а главное, позволяет Праховой выведать у себя приметы Чистодела и шантажиста. Медведев оказывает реальную помощь в расследовании дела. В этом фильме Томилин на равных участвует в расследовании со ЗнаТоКами и герои не устают подчёркивать, что между ОБХСС и милицией нет никаких проблем, несмотря на трудности с «разграничением сферы влияний». В этом фильме Филиппов фактически заменяет Томина по своим функциям. Играет Ковальского Григорий Лямпе. Ковальский очень артистичен, имеет типичный для мошенника и афериста характер и манеру держать себя, музыкален, поёт тенором. Структура сюжета[править править исходный текст] Тройка главных героев составляет единую команду по функциональному признаку — у каждого из ЗнаТоКов своя роль: Знаменский проводит допросы и работает с документами, Томин ищет улики и охотится за подозреваемыми, а Кибрит проводит технические экспертизы. Как правило, все решения ЗнаТоКов коллективные, они советуются друг с другом. Типичному для многих детективных историй индивидуальному любопытству и стремлению сыщика в «ЗнаТоКах» места почти не отведено, здесь коллективный ум работников милиции борется против коллектива преступников, и этот обоюдный коллективизм типичен для советской идеологии. В отличие от типичного детектива, в большинстве фильмов цикла преступник известен практически сразу, и интрига закручивается лишь вокруг привлечения преступника к ответу — сумеют ли докопаться ЗнаТоКи до истины? Частичными исключениями являются только дела 17 «Он где-то здесь» и 19 «Пожар» , где главные «злодеи», Щепкин и Уварова, проявляются только во второй половине фильма. Неоднократно главной загадкой фильма становятся причины нелогичного поведения подозреваемого или свидетеля. С другой стороны, как и принято в современном жанре сериалов, в том числе детективных, главные герои оставались совершенно неизменными в течение всего периода. Георгий Мартынюк, отзываясь о роли Знаменского, жалуется: Мне порой было даже скучновато играть эту роль, там же в характерах ничего не развивалось. Поднадоедал мне Знаменский. В «ЗнаТоКах» много внимания уделяется психологии преступления, и характеры преступников и их пособников иногда даже затмевают собой главных героев сериала. В соответствии с идеологией сериала и поставленным в МВД задачам, Ольгa и Александр Лавровы уделяют много места исследованию механизма втягивания в преступление, при этом зритель отчасти сочувствует втягиваемым персонажам, но не сочувствует матёрым преступникам-рецидивистам, которые их втягивают. Характерно, что обе роли с перерывом в 9 лет играет один и тот же актёр Василий Бочкарёв. В ряде фильмов цикла внимание уделяется воспитательной работе среди персонажей, которые наблюдают за моральным падением окружающих, но не пытаются их спасти. Характерен также повторяющийся из фильма в фильм образ исключительно честной женщины, которую невозможно вовлечь в преступные махинации, и она либо удерживает своего мужчину от преступной деятельности, либо отворачивается от него, когда про эту деятельность узнаёт. Зачастую муж или любовник такой женщины вынужден до последнего момента скрывать от неё свою преступную жизнь. Персонаж Шахини, однако, фигура более сложная и противоречивая, и её последующие дубликаты, по сравнению с ней, идеальны. Излюбленный приём Лавровых — переплетать два отдельных преступления таким образом, чтобы в концовке фильма они каким-то образом соединились. Чаще всего ЗнаТоКи, начиная расследование таких преступлений порознь, обнаруживают, что нити ведут в один и тот же рассадник «зла». В сюжетах многих фильмов цикла обыгрываются противоречия между более решительным Томиным и более осторожным Знаменским. Чаще в итоге Знаменский оказывается прав. В кино и наяву Цензура Министерство внутренних дел СССР являлось и заказчиком, и спонсором, и главным цензором сериала. В СССР все телевизионные программы подвергались цензуре, и авторы и редакторы сериала регулярно должны были получать множество разрешений от различных государственных инстанций, прежде чем очередная серия могла выйти на экран. По их требованию, например, ЗнаТоКи бросают курить, а на романе между Знаменским и Кибрит авторы вынуждены поставить крест. По воспоминанием главного режиссёра Вячеслава Бровкина: у нас было несколько консультантов, главный из которых — генерал-лейтенант Викторов, заместитель министра внутренних дел. Викторов получал сценарий каждой серии, внимательно его прочитывал, записывая на полях свои предложения и замечания.
Сюжет На приём к полковнику Скопину приходит пожилая женщина с жалобой на странную работу приёмочного пункта вторсырья: приёмщик практически не появляется на работе, а когда появляется — под любым предлогом отказывается принимать макулатуру и тряпьё. При этом по документам приёмщик перевыполняет план по приёму вторсырья у населения. Проверка вскрывает махинации шайки, которая вывозит по подложным документам ценные материалы с государственного предприятия, пропускает их через приёмный пункт, присваивает наличные деньги, предназначенные сдатчикам утиля, а сами материалы сбывает цеховикам. Расследование поручают Знаменскому. Перевалочным пунктом, где обезличивается «вторсырьё», служит городская свалка. Организатор шайки, заведующий свалкой Воронцов, предвидя скорое разоблачение, предпринимает ответный удар: когда один из подозреваемых по этому делу, Борис Бах, приходит к нему на дачу за помощью, Воронцов лишь советует ему на допросах всю вину брать на себя, чтобы пойти за халатность, а не за групповые хищения.
Повинную голову… 5. Динозавр 6. Шантаж 7. Несчастный случай 8. Побег 9. Свидетель 10. Ответный удар 11. Любой ценой 12.