Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в 1965 году собрал рекордную кассу. Источник здесь и далее: кадры из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Трус, Балбес, Бывалый и Ко
- Последние новости
- Главный Шурик отечественного кино: 22 августа 1999 года не стало Александра Демьяненко
- «Шурик, водку будешь?»: роковая роль приблизила смерть Александра Демьяненко
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика – смотреть онлайн. Доброе кино для всей семьи.
«Операция «Ы»: как выглядят места съемок 50 лет спустя
Подобные кинокартины не только развлекают, но и учат добру, честности и справедливости. Фильмы про Шурика — это пример того, как можно снять хорошую комедию без пошлости, насилия и цинизма.
Выбор актёра [ править править код ] Идея снять комедийный фильм о современном обществе появилась у режиссёра Леонида Гайдая после выхода картины « Деловые люди », основанной на произведениях О. Гайдаю понравился сценарий , получивший название «Несерьёзные истории», в котором рассказывались забавные приключения находчивого, но наивного студента-очкарика Владика Арькова. Авторами сценария были Морис Слободской и Яков Костюковский , первый из которых уже сотрудничал с режиссёром при создании его первого комедийного проекта « Жених с того света » [11]. Сначала главного героя решили назвать Владик Арьков, но цензура отклонила эту идею, опасаясь возникновения нежелательных ассоциаций с В. Но для Гайдая не имело решающего значения, как именно называется его персонаж, важным была возможность добавить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс , подчёркивающий простоту и эксцентричность героя. Так Владик был переименован в Шурика [7]. Поиски Шурика начались летом 1964 год. Режиссёр выбрал Александра Демьяненко , который в то время работал в Ленинграде [1].
Изначально планировалось назвать его «Несерьёзные истории». Первый съёмочный день состоялся 27 июля 1964 года на киностудии «Мосфильм».
Но чиновники отказали ему, так как у актера не было своего жилища: всю жизнь он арендовал комнату в коммуналке.
Одинокий актер, чьим единственным близким человеком была мать, топил недовольство жизнью в алкоголе. А когда в аварии погиб его друг Леонид Быков, Смирнов ушел в запой и попал в больницу. Медики диагностировали ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, проблемы с легкими и выраженную одышку.
Со временем начало казаться, что актер пошел на поправку, однако он скончался в день выписки в возрасте 59 лет. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга. За его плечами были такие популярные фильмы, как «Пес Барбос и необычный кросс», «Человек ниоткуда», «Когда деревья были большими», «Самогонщики».
Несмот ря на то, что никулинского Ба лбеса обожали зрители, ему удалось выйти из этого образа обаятельного выпивохи и получать роли в драматических фильмах. Например, «Ко мне, Мухтар! После «Бриллиантовой руки» популярность Никулина была огромной.
Персонаж Семен Горбунков был создан специально под Никулина, в ленте также сыграли его супруга и сын. В 1971-м артист сыграл в рязановской картине «Старики-разбойники». Одной из самых важных серьезных картин, где снимался бывший клоун, считают фильм «Чучело», где он исполнил роль дедушки главной героини, которую сыграла Кристина Орбакайте.
Никулин продолжал сниматься до 1 983 года, в том чи сле играл в киножурнале «Ералаш». Всю жизнь прожил с одной женой — Татьяной Покровской, с которой познакомился в цирке. В браке родились сыновья Максим и Станислав.
Максим подарил родителям троих внуков. В 97-м артист перенес операцию на сердце, но здоровье продолжало ухудшаться. Никулин скончался в том же году, его могила находится на Новодевичьем кладбище.
Далее больших ролей он не имел, но второстепенные были вполне яркими. В его фильмографии более семидесяти картин, самые известные из них «Три толстяка», «Сказка о потерянном времени», «Семь стариков и одна девушка», «По кровские ворота», «Судьба человека». Также играл в киножурналах «Ералаш» и «Фитиль».
Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Пейзаж третий и еще финальный : отделение милиции Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон. Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем.
Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе. Пейзаж четвертый: стройка Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово улица Седова и 2-й Ботанический проезд ; в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы. Пейзаж пятый: панорама Свиблово Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.
Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки. На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться — неизвестно… Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова он попадает в кадр и в других эпизодах фильма.
На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле. Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка — 2-й Ботанический пер. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе.
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания Седова, N12-14. За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону. В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово — белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное — еще не восстановленного Троицкого храма прямо под бетонной плитой, которую тащит кран.
Информация
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"
- Aleksandr Demyanenko
- Где и как снимали «Операцию «Ы»
- В фильме Леонида Гайдая про Шурика нашли киноляп-послание
Александр Демьяненко
Смотрите онлайн фильм Операция «Ы» и другие приключения Шурика на Кинопоиске. Чем не повод вспомнить о Шурике, любимом герое советских фильмов, все самое важное. Смотрите онлайн фильм Операция «Ы» и другие приключения Шурика на Кинопоиске. Криминал, комедия, мелодрама. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Селезнёва, Алексей Смирнов и др. Студент Шурик попадает в самые невероятные ситуации: сражается с хулиганом Верзилой.
Фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» смотреть онлайн
Главный Шурик отечественного кино: 22 августа 1999 года не стало Александра Демьяненко Блокнот. | Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Советская комедия 1965 ьтесь: Шурик. |
Фильмы про Шурика | «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала в СССР лидером кинопроката 1965 г. Фильм посмотрели 69,6 млн человек. |
Проклятье Александра Демьяненко. Звездная и роковая роль Шурика
Операция «Ы» и Другие Приключения Шурика 1 ч 34 мин 33 с. Видео от 17 апреля 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Главный герой лучших фильмов про Шурика — студент-физик Александр Тимофеев, регулярно попадающий в различные забавные и нелепые ситуации. Главный герой лучших фильмов про Шурика — студент-физик Александр Тимофеев, регулярно попадающий в различные забавные и нелепые ситуации. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика HD(комедия)1966.
Проклятье Александра Демьяненко. Звездная и роковая роль Шурика
Пырьев, как мудрый психолог, поддержал Леню и дал разрешение на съемку. Актера на роль Труса нашли быстро, Георгий Вицин уже снимался в «Женихе с того света». Юрия Никулина, который исполнил роль Балбеса, Леня видел в одном из фильмов. На роль Бывалого сначала пригласили Ивана Любезнова. Тот прочитал сценарий и сказал: «Знаете, я уже в том возрасте, что бегать не могу…» Леня опять к Пырьеву. Тот сказал: «Возьми из Театра киноактера этого толстого, Моргунова. Он молодой, пусть бегает». Так и образовалась троица. Герои стали народными любимцами и после «Операции «Ы»…» снялись еще в одной картине Гайдая — «Кавказская пленница…».
Сначала Леня не хотел продолжать фильмы с этими персонажами. Вы не представляете, сколько сценариев приходило! Я спрашивала: «Неужели нет ни одного хорошего? Все, что я мог про них сказать, сказал». Но тут ему позвонил Морис Слободской, с которым он был знаком по «Жениху с того света», и говорит: «Я сейчас работаю с Яковом Костюковским, хотим встретиться». Авторы авторитетные, Леонид Иович согласился. Костюковский убеждал, что надо обязательно писать сценарий про троицу, что это золотая жила. Слободской тоже говорил, что это замечательные герои, маски, про которых можно сочинить очень много интересных сюжетов.
Леня показал стопку черновиков и сказал: «Для меня это уже отработанный материал». Яша спросил: «А что же вы хотите? И так они стали работать над созданием образа Шурика. Но троица все-таки появилась в новелле «Операция «Ы»…». Правда ли, что фразу «Я всегда помню, где я была, когда и с кем» героиня позаимствовала у вас? Леня, Морис Слободской и Яша Костюковский работали над сценарием у нас дома. Однажды я принесла с рынка антрекоты мужчин ведь кормить надо , стала их готовить.
В итоге ему удалось убедить руководство партии, что Федя — это вымышленный персонаж, который не имеет никакого отношения к Кастро, а вымазанный в краске Федя — никакой не расизм по отношению к жителям «черного континента».
Оба спорных момента пропустили, но зато еще на этапе сценария пришлось менять имя главного героя. Первоначально персонажа, которого сыграл Демьяненко, должны были звать Владимиром. Но Гайдая настоятельно попросили поменять имя неуклюжему пареньку — чтобы избежать ненужных параллелей с вождем мирового пролетариата Владимиром Лениным. Так Владимир и стал Шуриком.
Но все последующие роли Варлей были уже не такими яркими. Яркую актрису считали главной красоткой СССР.
Вокруг Натальи всегда было множество поклонников, но ее личная жизнь складывалась непросто. В 20 лет она вышла замуж за свою первую любовь, режиссера Николая Бурляева, но брак быстро распался. Вторым супругом Варлей стал ее бывший однокурсник Владимир Тихонов. У пары родился сын Василий. Однако счастье снова оказалось недолгим — муж знаменитой артистки начал злоупотреблять алкоголем, и они развелись. В 1985 году на свет появился второй сын Варлей — Александр.
Имя его отца Наталья решила скрыть от общественности, а ребенку дала свою фамилию. В 2022 году Варлей отметила 75-летие. Артистка до сих пор появляется на телеэкранах, участвует в шоу со звездами. А в прошлом году Наталья снялась в мини-сериале "Ваша тетя Люси", где сыграла неунывающую пенсионерку, которая на старости лет решила вернуться из Парижа на родину в Россию. Владимир Этуш товарищ Саахов, стоматолог Шпак Владимира Этуша называют настоящей эпохой советского кино. Картины, где он блистал, помнит не одно поколение.
О театре Этуш грезил еще с детства — сразу после школы он пошел вольным слушателем в Щукинское училище, хотел быть режиссером. Но в планы вмешалась война. В 19 лет Владимир ушел на фронт: воевал в горах Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. Этуш вернулся домой целым и невредимым, окончил училище, а потом стал сниматься в кино. Роль товарища Саахова была написана специально под Владимира Абрамовича. Как вспоминал артист, служба на Кавказе помогла ему вжиться в роль горца, ведь он запомнил акцент местных жителей, знал их жесты и мимику.
Персонаж получился ярким, харизматичным, а его фразы стали крылатыми. После громкого успеха "Кавказской пленницы" режиссеры наперебой предлагали Этушу самые разные комедийные роли. Артист много снимался в сказках, даже сыграл злобного Карабаса-Барабаса в "Приключениях Буратино". В 70-х годах Этуш снова поработал с Гайдаем. Тогда на экраны вышел фильм "12 стульев", где он исполнил роль зажиточного инженера Брунса. А спустя пару лет артист перевоплотился в стоматолога Шпака из комедии "Иван Васильевич меняет профессию" — и снова завоевал всенародную любовь.
За свою долгую жизнь Этуш сыграл около 80 интересных, разноплановых ролей. В его фильмографии есть даже политический детектив. С 1945 года он хранил верность Театру имени Евгения Вахтангова, радуя зрителей талантливой игрой. В 1987 году он стал ректором Щукинского училища, а с 2003 года — занял пост художественного руководителя. Несмотря на преклонный возраст, Этуш не отказывался играть на сцене, был востребованным и энергичным.
Кроме того, манера двигаться, некоторая неуклюжесть, порой застенчивость.
Теперь по поводу профессии Шурика. Тут может быть такой вариант: учась в политехе, он на досуге интересуется фольклором и во время каникул о них упомянуто в закадровом тексте едет «в один из горных районов» собирать обряды, сказки, тосты. А после возвращается в Москву «грызть гранит» технических наук. Фото: Кадр из фильма — Если Шурик в этих фильмах один и тот же, почему он не узнал «троицу» при встрече на Кавказе? Но, хоть и с некоторой натяжкой, «накладку» можно объяснить следующим образом. Поэтому они были одеты весьма основательно — в шубы, тулупы, меховые шапки… Вдобавок их конфликт происходил ночью в плохо освещенном помещении.
В «Кавказской пленнице» события разворачиваются летом, так что одежда на этих персонажах совсем другая, и солнышко светит вовсю. Допустим, что студент — немного рассеянный да еще с плохим зрением, в столь сильно отличающихся условиях попросту не узнал «криминальных элементов». А уж им-то и подавно не было смысла «расшифровываться» и подавать вид, что прежде встречались с этим человеком. Кстати, хронологически их рандеву тоже оправдано: ведь события в фильме происходят двумя годами позже «Операция…» вышла в 1965-м, а «Пленница» — в 1967-м , значит, «троица» вполне могла отсидеть назначенный судом за попытку ограбления склада небольшой срок, выйти на свободу и вновь взяться за дела, наказуемые Уголовным кодексом. Опять Шурик, опять троица, опять погоня. Тем более что не было времени разобраться — почти сразу же после «Операции «Ы» я должен был приступить к съемкам «Кавказской пленницы»…» С одной стороны, это подтверждает наличие в двух картинах общего главного героя.
А с другой — «не было времени разобраться». Фраза наводит на мысль, что режиссер не стал углубляться в логические рассуждения и снял вторую комедию, «проигнорировав» первую. Использовал образы уже полюбившихся зрителям действующих лиц в новом фильме. Поэтому там фигурируют очень похожие на персонажей из «Операции «Ы» студент-очкарик, Трус, Балбес и Бывалый… — Не будем забывать про Шурика из фильма «Иван Васильевич…» Это тот же персонаж, только повзрослевший? Следует учитывать, что комедия снята по мотивам пьесы писателя Михаила Булгакова. Там главного героя зовут Николаем.
А в Александра-Шурика его «перекрестил» Гайдай при подготовке сценария. Вероятно, чтобы сохранить прежний свой «фирменный бренд», гарантирующий картине дополнительную популярность. Хотя некоторая преемственность персонажа все-таки наблюдается. Внешнее сходство но при этом в «Иване Васильевиче…» герой Демьяненко уже не блондин, а брюнет. Логичным выглядит и род его занятий: спустя несколько лет выпускник политеха, ставший инженером, занялся созданием сложной конструкции — машины времени. В качестве аргумента «против» — наличие у изобретателя Тимофеева жены Зинаиды это имя перекочевало в фильм из булгаковской пьесы , как две капли воды похожей на героиню новеллы из «Операции «Ы», которую звали Лидой обе роли исполнила актриса Наталья Селезнева.
Неужели Шурик, расставшись когда-то с Лидой, годы спустя смог найти точную ее копию и жениться на ней? Правильнее предположить, что в третьей комедии актер Александр Демьяненко сыграл совершенно другого своего тезку. К слову, тогда вполне «легитимными» становятся персонажи в «Иване Васильевиче…», сыгранные актерами, уже работавшими в предыдущих комедиях: Михаилом Пуговкиным, Владимиром Этушем. На кого же ты похож?! Случаев, когда в одном фильме актер исполняет две роли, довольно много. Классическая ситуация — если, по сценарию, в картине должны участвовать очень похожие друг на друга люди.
Тогда артисту приходится работать за двоих. Пример — из того же «Ивана Васильевича... Можно вспомнить и другие популярные картины с «двойниками». А в фильме «Президент и его внучка» очень убедительно «раздвоилась» юная Надежда Михалкова, сыграв разлученных и потом нашедших друг друга сестер-близняшек. Среди первых советских актеров, которые рискнули на съемочной площадке перевоплотиться в образы двух разных, но схожих внешне людей, — Любовь Орлова. В картине «Весна» режиссера Григория Александрова звезда советского экрана снялась в ролях «порхающей» опереточной актрисы Шатровой и женщины-ученого Никитиной.
В фильме «Весна» Любовь Орлова «раздвоилась». Фото: Кадр из фильма Самыми технически сложными в таких фильмах были эпизоды, где двое «близнецов» показаны общающимися между собой. В докомпьютерную эпоху использовался метод комбинированной съемки.
#[ВКадре]: 55 лет со дня выхода фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
Леонид Гайдай , 1965 г. Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате В картине 1965 года «Операция Ы и другие приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая зрители нашли забавный киноляп. Самые внимательные заметили одну странность в новелле «Наваждение», где Шурик выходит из библиотеки с книгой в руках.
Но вскоре удачно найденный образ обернулся трагедией - режиссеры перестали предлагать интересные роли. Выручили театр, телевидение работал над озвучиванием дублированных фильмов, мультфильмов и игровых фильмов.
С 1996 - актер Театра "Приют комедиантов" спектакли "Владимирская площадь" Л. Разумовской и "Антигона" Ж.
Однако с театром ему не повезло — он больше выступал в антрепризах. Тем не менее, с 1984 до последних дней был артистом петербургского Театра комедии им. Акимова , где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене — спектакль «Дон Педро» реж. Казакова играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным , а также работал в «Приюте комедианта». В кино актёр дебютировал ролью , которая привлекла к Александру Демьяненко внимание и зрителей, и режиссёров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. У этих же режиссёров Демьяненко снялся в фильме «Мир входящему» 1961 , благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на фестивале в Венеции В том же году вышли два фильма , которые сделали актёра известным и в СССР , — «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети». Вскоре Александр Демьяненко покинул театр имени Маяковского и начал работать на киностудии Ленфильм.
Удачными актерскими работами Демьяненко отмечены приключенческие картины «Государственный преступник» и «Сотрудник ЧК» После комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» , Александр Демьяненко стал актёром комедийным.
Вскоре Александр Демьяненко покинул театр имени Маяковского и начал работать на киностудии Ленфильм. Удачными актерскими работами Демьяненко отмечены приключенческие картины «Государственный преступник» и «Сотрудник ЧК» После комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» , Александр Демьяненко стал актёром комедийным. И все три фильма Гайдая с участием Демьяненко - «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» , «Кавказкая пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» — вошли в «золотой фонд» советского комедийного кино.
Однако удачный образ Шурика как камень висел на актере , не позволяя выйти за рамки сложившегося амплуа. Режиссёры вскоре перестали предлагать интересные роли. Выручило телевидение , где Демьяненко выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли. Среди которых «Кумир» Дюрренматта , «Чародейная ночь» С.
Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра, — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана.
В фильме Гайдая про Шурика зрители нашли киноляп, оказавшийся подсказкой режиссера
Режиссёр пришёл в восторг от новеллы «Весеннее наваждение», а вот впечатление от двух других было подпорчено: «В комедии главное — чёткость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен», «Я считаю, что надо кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Гайдай Худсовет и цензоры получившуюся комедию приняли прохладно. Сценаристов и режиссёра обвинили в насмешке над милицией, которая не смогла перевоспитать хулигана, и над народами Африки в виде измазанного сажей Феди.
Шурик стал визитной карточкой актёра. В этом фильме три части, и все наполнены юмором, и самым настоящим праздником. Кроме Демьяненко, в нём снимались другие известные актёры, и прежде всего, Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин, не раз снимавшиеся у режиссёра Гайдая.
Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен — авторитет отца был огромным. В юности Александр Демьяненко не только часто ходил на спектакли его отец работал режиссером в оперном театре , но и занимался в кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры. Здесь, в «народном театре», актер и сыграл свои первые роли. Также молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасным поставленным низким баритоном. Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Поэтому он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Из Москвы родители Демьяненко получили телеграмму: «Победа!
К тому же в Ленинграде жила Марина Склярова — будущая жена Демьяненко. О решении бросить хороший московский театр ради квартиры и кинокарьеры Александр впоследствии очень жалел. Серьезных театральных ролей у Демьяненко больше не было: в зрелые годы он участвовал только в комедийных и антрепризных спектаклях. Шурик В начале шестидесятых годов Демьяненко был крайне востребован в кино. Первый же «ленинградский» фильм с его участием — «Порожний рейс» 1962 — получил второй приз на Московском кинофестивале. В это время актер играл две-три большие кинороли в год. Судьбоносным в карьере и жизни Александра Демьяненко стал 1964 год.
Актёры и съёмочная группа
- Операция "Ы" и другие приключения Шурика - статьи к фильму
- Добавить отзыв
- От режиссёра
- Самый глобальный секрет Леонида Гайдая: сколько Шуриков в его комедиях - МК
- Биография Александра Демьяненко
- Что стало с актерами фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
О ярких мужских типажах отечественного кино — в материале РИА своего времени — ШурикОдним из прототипов Шурика был Чарли Чаплин. У типичного представителя советской молодежи Шурика (Александр Демьяненко) очень нетипичная, невероятно насыщенная событиями жизнь. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Александр Демьяненко можно посмотреть на Иви. Актёр Александр Демьяненко прославился на всю страну и надолго запомнился зрителям, благодаря роли смешного и немного нелепого Шурика в комедиях Леонида Гайдая.
#[ВКадре]: 55 лет со дня выхода фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
Журналист Павел Сироткин "Порожный рейс" 1963 Фото: кадр из фильма Порожный рейс" К 1962 году Александр Демьяненко уже стал популярным актером: о нем писали газеты, его приглашали на съемки, в Ленинграде ему дали квартиру, а "Ленфильм" предложил, конечно же, главную роль. В фильме "Порожный рейс" он сыграл Павла Сироткина — талантливого журналиста, который по редакционному заданию отправиться в Тайгу на леспромхоз. Сироткин, сам того не желая, сталкивается с откровенными финансовыми махинациями в работе предприятия. И, как честный человек, не может допустить такого произвола. Образ отважного журналиста тут же полюбился зрителям, а за Демьяненко закрепился образ идеала советской честности и совести. Это был совершенно новый актерский опыт: классическая сказка с добрым концом для Демьяненко стала очередным актерским вызовом, с которым он успешно справился. В фильме по одноименной сказке Евгения Шварца Демьяненко сыграл бродячего музыканта Яна. Герой влюбляется в принцессу, но, как полагается, королевская семья против союза дочери и музыката и сватает ее к богатому королю Каину.
Отважный Ян отправляется сражаться за свою любовь. Следователь Андрей Поликанов "Государственный преступник" 1964 Фото: кадр из фильма "Государственный преступник" В фильме Николая Розанцева Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.
Шурик отвечает, что да, на что Федя сначала замечает, что «это не наш метод», а потом практически молит о пощаде: — Шурик, может, не надо?! Но Шурик неумолим и отвечает фразой, мгновенно ставшей крылатой: «Надо, Федя, надо! Но советское киношное руководство усмотрело в той самой фразе… политический подтекст! Удивлению Гайдая не было предела, когда тот узнал подробности: цензоры усмотрели параллели с лидером кубинской революции Фиделем Кастро. Оказалось, что в высоких кремлевских кабинетах лидера дружественной страны исключительно так и называли, потому бдительная цензура посоветовала убрать слова, которые можно было считать как некое «послание» Кастро.
Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины. В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей. Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Выбор актера и первые съемки Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика. Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
Вы знаете, это что-то похожее на смесь известки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы мне всю голову намазали сожгли этим бланкитом, и, к чертовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что — это впечатление осталось», — делился он позднее воспоминаниями. Найденный образ студента Шурика оказался настолько удачным, что после выхода на экраны комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актер проснулся знаменитым. Как многие отмечали впоследствии, этот киногерой был как бы смонтирован из двух людей — из самого исполнителя и режиссера. Гайдай стал получать мешки писем от благодарных зрителей с настойчивыми требованиями продолжить историю Шурика, результатом чего стал выход на экраны фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» , где вновь произошло столкновение главных советских архетипов: шестидесятника-интеллигента немного физик, немного лирик и трехглавой «шпаны» — Труса, Балбеса и Бывалого. Но и на этом народная любовь не ослабела, и в начале уже нового десятилетия Демьяненко вернулся в классике застойного кино «Иван Васильевич меняет профессию» , где сыграл самозабвенного ученого, изобретателя машины времени, который по случайности привел ко власти в России XVI века управдома и жулика. К сожалению, народная любовь в какой-то момент стала играть против Демьяненко. Новое время потребовало от Гайдая поиска других героев и сюжетов не всегда однозначных , а другие авторы не могли избавиться от клише в восприятии всенародного любимца. Демьяненко начал плотнее работать с телевидением, где играл в моноспектаклях по текстам таких авторов, как Фридрих Дюрренмат и Славомир Мрожек.