Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». Когда Масленица сгорает, к месту сожжения подходит Макс Грибоедов — местная легенда, как он сам о себе говорит, и вымазывает лицо сажей.
Сопутствующие сайты
Организовать Масленицу с ряжеными самостоятельно в городе или деревне не очень легко. На променадной части пермяков встречали ряженые, здесь можно было попеть частушки и поиграть в подвижные игры вместе с аниматорами. По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи. В подмосковном Сергиевом Посаде чучело Масленицы сожгли из огнемета. Зиму там проводили шествием ряженых.
У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными
Культ Ярилы Прежде всего, Масленица — праздник очень древний. Возник он ещё во времена язычества. Считается, что изначально празднование Масленицы на Руси было связано с культом бога Солнца Ярилы. Недаром оно приходилось на конец зимы — начало весны, когда Ярила «сходил» на землю. Советский фольклорист В. Пропп «Русские аграрные праздники», 1995 считал, что в первую очередь масленичные обряды были связаны со стимуляцией плодородия, подготовкой к началу полевых работ.
Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Жертвоприношения Сегодня в это сложно поверить, но, согласно этнографическим источникам, вплоть до XVII столетия на Руси существовала традиция человеческих жертвоприношений на Масленицу. Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма.
Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай.
Чтобы гости праздника запомнили его как самый веселый и оригинальный, организаторы учреждают два специальных конкурса: «Лучший ряженный Вселенной» и «Лучший блинолет Вселенной». Участвовать в конкурсах могут все желающие индивидуально, семейной или дружеской командой. В конкурсе ряженых неважно кто Вы - вышедший из дымохода чужак, важный гусь или экзотическая «форма жизни» с далёкой планеты.
Главное оригинальность и креативная идея! А на конкурс блинолетов приглашаем мам, пап, детей на санках или в детских колясках-ракетах. Главное — это праздничное настроение водителей и пассажиров.
Вкусные да масляные. Главное действо проходило на территории внутреннего дворика, где особую атмосферу праздника создали инсталляции — русская печка, накрытые угощениями столы с блестящими самоварами, развешанные яркие ленты и павловопосадские платки.
В стиль были одеты и юные североморцы. Русско-народная атрибутика в нарядах создавала особый колорит.
Начало в 12:00. Зарайск Масленица.
Читайте также
- Чучело Масленицы
- Эту фотографию можно купить в следующих форматах:
- Гигантские маскоты приглашают на Широкую Масленицу в Парк Николаева - ГТРК Чувашия
- Блины с куском молока и ряженые мужики: костромичам рассказали о местных традициях на Масленицу
Сопутствующие сайты
Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона. Будет более 200 человек ряженых, они впервые в такую большую группу соберутся на праздник. В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи.
С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово
Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. Масленицу в Санкт-Петербурге готовятся отпраздновать гуляниями с ряжеными, кулачными боями и джигитовкой, игровыми экскурсиями, а также программой с. Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00.
Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Программа
Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину". Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка.
Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями". Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. В "Записках" А. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей". Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.
В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.
Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков. Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем".
Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу. Драматург А. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке: Прощай, честная Масляна!
Однако некоторые обычаи этого народного праздника сегодня могут выглядеть весьма странными. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников. Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. Его в конце концов сжигали на большом масленичном костре. Это был символический акт, если расшифровать: зима должна была уступить место весне, теплу.
В самые древние времена во время этого праздника проводили символические жертвоприношения. Для исполнения роли Масленицы звали ряженых, в процессе церемонии их как будто бы убивали, что тоже символизировало собой проводы зимы и появление весны. Позднее вместо ряженых стали использовать чучело. Его могли вылепить из снега, скрутить из соломы или смастерить из веток деревьев. Чучело гримировали, то есть пририсовывали ему глаза и рот с помощью угля, а роль носа играла морковка. Но судьба у таких кукол была одна — их сжигали. Кстати, в некоторых регионах России символ Масленицы не только жгли, но и могли утопить в каком-нибудь водоёме, сбросить с горы или просто разорвать. Если было принято прибегать к услугам человека, он ложился в корыто или гроб. Его друг стоял рядом, изображал священнослужителя и щедро окропляя мнимого «умершего» святой водичкой. Итак, чучело Зимы сжигали, и это был очистительный обряд, который был должен избавить всех живущих в округе от влияния нечисти.
Часто ритуальный костер делали из старых и ненужных вещей, это могла быть рассохшаяся кадка, развалившиеся сани, обветшалая домашняя утварь.
В Костроме масленицу награждали не только похвальными прибаутками, но и шутливыми ругательствами — «Масленица-кривошейка». Обозвали её так не из-за кривой шеи — просто праздник пролетал так быстро и был настолько насыщенным на события, что можно было шею свернуть, пытаясь уследить за всем. Видимо поэтому гулять в нашем регионе начинали не с понедельника, а с родительской субботы. И первый блин всегда выходил комом. И не потому что плохой и некрасивый — это считался «поминальный блин». Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Его выпекали, могли открыть окошечко, поставить на окошечко, чтобы птички склевали. А могли — чаще всего на Костромской земле — поднять повыше, на слуховое окно, чтобы птичкам было безопаснее поклевать. Иногда их крошили, а иногда целым блинчиком и складывали». Отличалось и праздничное меню в нашей области.
Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года.
Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы.