При этом самые высокие уровни рождаемости наблюдаются в странах Африки. Отмечается, что для роста численности населения Земли показатель рождаемости должен быть равен 2,1 ребенка на одну женщину.
16 фактов о населении Земли, заставляющих задуматься
Население Китая, Индии и Африки сравнялось. Что их ждет дальше? : Новости | Несмотря на неточность прогнозов в отношении будущей рождаемости в Африке, большая численность на африканском континенте молодых людей, у которых скоро появятся свои дети, говорит о том. |
Африка: рост населения и деградация окружающей среды | А в клубе «Валдай» предлагают заселить Россию беженцами из Африки на фоне демографической катастрофы. |
Демографический бум в Африке может стимулировать ее экономику | Учитывая, что население Африки в начале года оценивалось в 1 429 244 522 человека, годовой прирост составил 2.58 %. |
Демографическая трансформация в Африке
Бедность является одной из основных причин высокого уровня рождаемости в Африке. Привлечение мигрантов из Африки также малореалистичный сценарий, отмечает доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова. Новые данные свидетельствуют о том, что рождаемость в Африке быстро падает. Быстро начали падать и арабы Северной Африки, после долгих десятилетий стабильно высокого СКР в последние годы СКР там буквально посыпался.
Нет еды, но есть рождаемость: население Африки составляет уже миллиард человек (фото)
Топ-10 стран мира по численности населения | В самые ближайшие годы половину населения Африки будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет. |
Вы точно человек? | Быстро начали падать и арабы Северной Африки, после долгих десятилетий стабильно высокого СКР в последние годы СКР там буквально посыпался. |
Способно ли образование предотвратить социально-демографические коллапсы в Тропической Африке? | Скорее всего в ближайшие десятилетия рождаемость в большинстве стран Черной Африке упадет до этого уровня. |
В США призвали африканцев меньше рожать
Эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе демографический рост в Африке будет способствовать развитию экономики континента и повышению его политической значимости. ••• Ситуация с Африкой уникальна тем, что там с высокой рождаемостью как раз борются, и напрямую называются факторы, очень эффективно снижающие демографию. К 2100 году прогнозируемые показатели рождаемости в 183 из 195 стран не будут достаточно высокими для поддержания нынешнего населения без либеральной иммиграционной политики.
ООН увеличила прогноз численности населения Земли в связи с высокой рождаемостью в Африке
Причиной такого изменения станет бум рождаемости в Африке. Вот почему государственные программы и политика по сдерживанию рождаемости или созданию условий, при которых она уменьшится естественным путем, являются приоритетными для реализации демографического дивиденда в Африке. В самые ближайшие годы половину населения Африки будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет.
меры демографической политики в африке
Рождаемость на разных континентах/регионах Мира с 1960 года. Тренд один: рождаемость снижается во всех регионах Мира. При этом самые высокие уровни рождаемости наблюдаются в странах Африки. И когда компартия Китая собралась бороться с бедностью, то решила ограничить рождаемость, чтобы можно было скорее сформировать большой слой средне-зажиточных семей.
Эксперты рассказали о демографическом взрыве в Африке
В связи с этим, основными мерами демографической политики в Африке являются: 1. Снижение рождаемости. Одной из главных задач демографической политики в Африке является снижение рождаемости и равновесие между числом рождаемости и уровнем экономического развития страны. Для достижения этой цели используются различные меры, такие как информирование о планировании семьи, доступ к средствам контрацепции и улучшение образования для женщин. Повышение качества жизни. Важной частью демографической политики является повышение уровня жизни населения, включая доступ к образованию, здравоохранению и средствам существования.
Это может привести к снижению рождаемости, поскольку женщины будут иметь больше возможностей для образования и работы, а также для обеспечения своих семей.
Размер маткапитала Материнский капитал как мера государственной поддержки действует в России с 1 января 2007 г. Ее главная цель — повышение рождаемости в стране.
Размер выплаты индексируется каждый год исходя из прогнозируемой инфляции. С 1 февраля 2024 г. Сейчас средства материнского капитала можно потратить: на улучшение жилищных условий; на формирование накопительной части трудовой пенсии матери; на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; на получение семьями с низким доходом ежемесячной выплаты до достижения ребенком трех лет.
Эксперт по миграции, бывший заместитель директора ФМС России упразднена в 2016 г. Вячеслав Поставнин говорит, что массовая миграция в первую очередь происходит во внутренних регионах: для Латинской Америки это США. Привлечение мигрантов из Африки также малореалистичный сценарий, отмечает доцент факультета мировой политики МГУ Наталья Пискунова.
Жителям африканских стран выгоднее приезжать с целью заработка на Ближний Восток, в первую очередь в ОАЭ и Саудовскую Аравию: заработки выше, климат тот же, в то время как в России ни квот, ни денег, ни климата, ни знакомого языка. По словам Пискуновой, географическая удаленность в таких вопросах является серьезным фактором: из Африки в Россию перелет может занимать до 20 часов. Поэтому пока такое предложение выглядит смутно, в лучшем случае как временное или разовое.
Это особенно характерно для полигинных семей семей, где у мужа несколько жён на севере Нигерии. Наиболее распространены следующие мотивы такого фертильного поведения — боязнь развода. Поводом к нему может послужить то, что нигерийская женщина не в состоянии родить желаемое мужем число детей. Связи поколений, права и обязанности старших и младших компенсируют отсутствие пособий по безработице и социального производства, а также способствуют высокой рождаемости. Отсутствие механизации в сельском хозяйстве требует интенсивного труда и больших семей: Там, где дети выполняют большую часть полевых работ, отец большой семьи богат, а отец маленькой семьи беден. Высокая рождаемость в странах чёрной Африки объясняется в первую очередь бедностью региона: Значительная часть населения живет благодаря сельскому хозяйству.
Население Земли в ближайшее столетие вырастет с нынешних 7,2 млрд до 9,6-12,3 млрд человек. Весь этот рост придется на страны Африки, население которых в разных сценариях вырастет на два или даже пять миллиардов человек. Практически весь остальной мир — Азия, Европа, Северная и Южная Америка — столкнутся со старением населения. Главным победителем окажется Нигерия — ее население вырастет до миллиарда человек в 2100 году, а сама страна превратиться в источник неограниченного предложения дешевой рабочей силы. Прогнозы: рост мирового населения вряд ли остановиться В основе прогноза экспертов лежат оценки ООН. Организация ожидает, что до 2100 года население Земли вырастет с 7,2 млрд человек до 9,6 млрд к 2050 году и 10,9 млрд в 2100 году. Население Азии достигнет своего пика к середине века, а затем начнет снижаться. Science Ученые попытались дополнить прогнозы ООН. Для этого они проанализировали множество показателей, включая продолжительность жизни, рождаемость и другие, а затем вычислили динамику роста населения по нескольким сценариям. Вероятность развития событий по этому сценарию другие эксперты оценивают выше.
Подчинит ли Африка себе мир?
К 2100 году в Африке будет проживать 2,8 миллиарда человек прогноз обнародован в докладах ООН. Быстрый рост численности населения приведёт к широкомасштабной деградации окружающей среды. Противостоять этому могло бы повсеместно распространённое и эффективное планирование семьи. К такому выводу пришли авторы исследования, в котором смоделировано увеличение демографического давления на экосистемы континента.
Организация ожидает, что до 2100 года население Земли вырастет с 7,2 млрд человек до 9,6 млрд к 2050 году и 10,9 млрд в 2100 году. Население Азии достигнет своего пика к середине века, а затем начнет снижаться. Science Ученые попытались дополнить прогнозы ООН.
Для этого они проанализировали множество показателей, включая продолжительность жизни, рождаемость и другие, а затем вычислили динамику роста населения по нескольким сценариям. Вероятность развития событий по этому сценарию другие эксперты оценивают выше. Лютц ее оценил в одну-треть.
Будущее за Нигерией и странами Африки Азия останется самым густонаселенным регионом мира. Ее население достигнет пика к середине века, а затем начнет сокращаться. Рождаемость в Азии и Латинской Америке уже начала снижаться.
Большая часть роста численности населения придется на Африку.
Но в этой демографической гонке центральную роль к 2100 году должна будет сыграть Африка, так как из десяти самых густонаселенных стран к этому времени пять будут африканскими. Но даже, если сегодняшнее число 1,429 миллиарда жителей этой страны приблизительное, это делает указанную страну неконкурентным демографическим гигантом. Население Индии продолжало расти с момента обретения страной независимости.
В 2100 г. Однако этот статус ведущей демографической державы ставит перед Индией ряд новых проблем как на национальном уровне, так и в отношении ее места на международной геополитической арене. Что же касается Китая, то сейчас там проживает 1,412 миллиарда человек. Это в три раза больше, чем в 1950 году, и вдвое больше, чем ожидается в 2100 году.
Таким образом, в стране начинается беспрецедентный демографический спад, в результате которого на заре 22 века в ней останется менее 770 миллионов жителей, что вдвое меньше, чем в Индии. Вопреки тому, что предлагалось ранее, правительство теперь поощряет рост рождаемости в Китае. Так, в 2016 году страна отказалась от политики одного ребенка, однако особого успеха не достигла.
Какой же уровень женского образования необходим для быстрого снижения рождаемости? Имеется большое число исследований, ставивших целью количественно измерить влияние распространения образования на снижение рождаемости в отдельных странах, группах стран или регионах развивающегося мира. Сопоставление результатов таких исследований показывает довольно заметное различие в силе этого эффекта. Так, в середине 1980-х годов, когда большая часть развивающегося мира довольно заметно продвинулась в снижении рождаемости, наибольшая разница уровней рождаемости высокообразованных имеющих как минимум полное среднее и выше образование и необразованных женщин составляла 2—3 ребенка на женщину и обнаруживалась в странах Латинской Америки, в некоторых странах Западной Азии Иордания, Турция , а также Юго-Восточной и Восточной Азии Таиланд, Малайзия, Южная Корея Singh, Casterline 1985: 202.
В то же время исследователи, рассматривавшие связь уровня женского образования и рождаемости в Тропической Африке в 1980-х годах, показали, что в этом регионе влияние повышения образования на понижение рождаемости было заметно слабее Cochrane, Farid 1986; Cleland, Rodriguez 1988; van de Walle, Foster 1990; Rodriguez, Aravena 1991. Это поставило перед исследователями вопрос о пороговых уровнях образования и развития, достижение которых позволяет проявиться заметному влиянию образования на снижение рождаемости. Попытки определить значения таких пороговых уровней образования и развития для различных стран и регионов предпринимались уже в 1970-е годы; обзор подобных работ приводит С. Кохран в классической работе Cochrane 1979: 41—42. В исследованиях использовались различные показатели рождаемости общий или суммарный коэффициент , разные индикаторы уровня образования грамотность, число отученных лет, доля имеющих полное начальное образование и т. В начале 1980-х годов специалисты Отдела народонаселения ООН, систематизировав доступные на тот момент данные, выдвинули предположение о том, что пороговые уровни образования, по достижении которых оно будет оказывать заметный понижающий эффект на рождаемость, зависят от уровня развития общества в целом. Они выделили четыре тренда, которым может следовать динамика рождаемости по мере распространения образования в зависимости от того, насколько развитым было общество в момент начала второй фазы демографического перехода и начала распространения образования см.
Образование Рис. Динамика рождаемости по мере распространения образования на разных уровнях развития Источник: UN Population Division 1983: 5. Примечание: тренд 1 относится к наименее развитым странам, тренд 4 — к наиболее развитым. Четыре кривые, представленные на графике, иллюстрируют четыре типа динамики рождаемости по мере распространения образования в странах, находящихся на различных стадиях развития. Из графика очевидно, что начальный период массового распространения образования в наименее развитых странах мог сопровождаться не снижением, но, напротив, некоторым ростом рождаемости. Это явление особенно характерно для тех наименее развитых стран, где широко распространены традиционные социокультурные практики контроля над рождаемостью к примеру, послеродовое воздержание и длительное грудное вскармливание , которые начинают «размываться» по мере распространения образования, в то время как распространение современных способов контроля над рождаемостью заметно запаздывает. Четыре сценария, смоделированные ООН, были протестированы в работе С.
Сингх и Дж. Кастерлайна, построенной на данных Всемирного исследования рождаемости, и нашли подтверждение. Так, в наименее развитых странах выборки, таких как Бангладеш, Индонезия, Непал, имевших крайне низкий уровень образования и подушевой доход, динамика рождаемости в целом соответствовала тренду 1, выделенному специалистами ООН, а в высокообразованных развивающихся странах Латинской Америки и Карибского бассейна — тренду 3 Singh, Casterline 1985: 203. Другое исследование, опубликованное Г. Родригесом и Дж. Клеландом еще до выделения четырех трендов в работе специалистов ООН, также косвенно подтвердило эту систематизацию, показав, что у латиноамериканских стран, следовавших тренду 3, рождаемость действительно монотонно снижалась по мере повышения уровня образования отсутствие формального образования, стартовое начальное, полное начальное, среднее и выше , в то время как в некоторых наименее развитых странах Азии и Африки начальный уровень образования способствовал не снижению, но, напротив, некоторому повышению рождаемости по сравнению с полным отсутствием образования Rodriguez, Cleland 1980. Образование и традиционные практики ограничения рождаемости Таким образом, степень влияния различных уровней образования на рождаемость связана не только с различиями в уровнях развития общества.
Весьма значимым фактором является также степень распространенности в обществе традиционных социокультурных практик, направленных на ограничение рождаемости. Вот как это резюмировали Сингх и Кастерлайн по результатам своей работы, основанной на данных Всемирного обследования рождаемости. Однако больший уровень образования может также ассоциироваться с меньшей продолжительностью грудного вскармливания или послеродового воздержания, что само по себе будет способствовать повышению рождаемости. Можно поэтому ожидать, что страны, характеризующиеся сильными традиционными ограничениями рождаемости, будут иметь более высокие [образовательные] пороговые уровни — и это ожидание подтверждается. В большинстве азиатских стран несколько лет начального образования практически не влияют на брачную рождаемость, и лишь среднее образование ассоциируется со значительно более низкой рождаемостью. Дело обстоит иначе в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где любое формальное образование, даже несколько лет начальной школы, обычно приводят к снижению рождаемости, а полное начальное и среднее образование также приводят к значительному снижению рождаемости» Singh, Casterline 1985: 206. Значительное число антропологических работ включая наши собственные исследования показали, что традиционные социокультурные практики по ограничению рождаемости в Тропической Африке относятся к числу самых распространенных во всем развивающемся мире, при этом они глубоко укоренены в традиционной хозяйственной системе.
Действительно, традиционная хозяйственная система большинства африканских обществ имеет фундаментальное отличие от таких систем в других регионах развивающегося мира, поскольку основана на мотыжном земледелии где основным работником является женщина , в отличие от распространенного в Азии плужного земледелия где эта роль отводится мужчине. Этим обусловлен значительно более высокий традиционный вклад женщин в экономику и жизнеобеспечение домохозяйств и уровень женской занятости в Африке, чем в остальном развивающемся мире, что имеет ряд важных следствий в демографическом плане. В частности, необходимость сочетать рождение и воспитание большого числа детей и значительную женскую трудовую занятость приводит к возникновению в обществе различных механизмов и явлений, которые облегчают для женщины совмещение материнской и трудовой функций; в первую очередь к таким явлениям можно отнести распространенность расширенных семей, члены которых сестры, жены братьев, бабушки, старшие дети, в полигинных союзах — другие жены и др. Антропологические исследования отмечают огромное разнообразие социальных механизмов, практик и норм, направленных на поддержку расширенных семей и препятствование их нуклеаризации в Тропической Африке [1]. Большой вклад женского труда в существование домохозяйства также положительно коррелирует с распространенностью полигинии Clignet 1970; Boserup 1970 , которая, в свою очередь, тесно взаимосвязана с практикой длительного послеродового воздержания 1—2 года и даже более , обусловливающей длительные интервалы между рождениями Saucier 1972; Schoenmaeckers et al. Некоторые антропологи и демографы предполагали, что послеродовое воздержание играло в Африке ту же роль «социального ограничителя» в регулировании рождаемости, что и позднее вступление в брак в Европе до начала демографического перехода см. С учетом этого логично предполагать, что распространение массового образования в Тропической Африке действительно могло вначале привести к некоторому подъему рождаемости за счет размывания традиционных практик ее ограничения — в частности, ослабевания практики послеродового воздержания, что могло вести к сокращению интервалов между рождениями и соответствующему росту рождаемости.
Эта гипотеза подтверждается эмпирическими данными о динамике снижения рождаемости, которая заметно отличается в странах Тропической Африки от стран Азии и в целом соответствует и тренду 1, выделенному специалистами ООН, и нашим ожиданиям см. Это означает, что повышение женской занятости даже в современных секторах может слабее влиять на снижение рождаемости, чем это было в других регионах развивающегося мира. С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Достаточно ли будет для этого всеобщего начального образования к 2015 году если таковое будет достигнуто, что крайне сомнительно для целого ряда стран региона? Однако в этом дискурсе образование рассматривается само по себе, безотносительно к его влиянию на рождаемость. Рассмотрим, каким образом достижение стопроцентного охвата начальным образованием повлияет на суммарный коэффициент рождаемости в странах Тропической Африки. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары.
На основе корреляционного анализа можно сделать два важных вывода. Во-первых, стопроцентного охвата женского населения начальным образованием совершенно недостаточно для выведения рождаемости на уровень замещения. Во-вторых, в пределах Тропической Африки можно выделить несколько кластеров, в которых влияние образования на рождаемость проявляется с различной силой. В частности, особенно четко выделяются западноафриканский и восточноафриканский кластеры южноафриканские и центральноафриканские страны не группируются с такой четкостью, по всей вероятности, в силу наличия меньшего числа точек в нашей выборке для этих регионов. Корреляции между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное начальное образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Западной и Восточной Африки. Из приведенных диаграмм рассеивания видно, что в Западной Африке распространение образования имеет намного более сильное отрицательное влияние на рождаемость, нежели в Восточной. Однако ни тот ни другой паттерн динамики женского образования не стали основой для сколько-нибудь быстрого снижения рождаемости в Восточной Африке в последние годы.
Корреляционный анализ, проведенный отдельно для восточноафриканской и для западноафриканской выборки, подтвердил, что в первом случае влияние начального образования на рождаемость намного слабее и менее значимо, чем во втором. Иными словами, при некотором значении охвата женского населения начальным образованием страны Восточной Африки будут иметь более высокую рождаемость, чем страны Западной Африки при аналогичном уровне. Можно сказать, что Восточная Африка образует особый «резистентный» кластер, лежащий заметно выше общего тренда см. Однако в обоих регионах распространения всеобщего начального образования недостаточно для снижения рождаемости до уровня простого воспроизводства — в Западной Африке при стопроцентном охвате женщин образованием рождаемость составит 3,7—3,8 детей на женщину, а Восточной Африке — намного больше, примерно 5,2 ребенка на женщину. Среднее образование как способ снижения рождаемости в Тропической Африке Рассмотрим теперь потенциал распространения среднего образования в плане снижения рождаемости.