Новости кто стал первым в россии царем

Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Почему Филарет изменил привычную линию поведения? Куда исчез его конформизм, покорность? Может быть, на него повлиял подъём антипольских настроений, мужество Шеина, унижение Шуйского? А может быть, наконец, он освоился со своим положением, оглянулся вокруг, увидел, что происходит, и сделал окончательный выбор?

Быть или не быть России? Раздражённый Сигизмунд распорядился арестовать членов русского посольства и рассовать их по темницам. Поляки обвиняли Филарета, будто он, отправляясь в посольство, тайно договорился с патриархом Гермогеном не пускать королевича на трон, «а патриярх ему имался всех людей к тому приводить, чтобы сына его Михаила на царство посадити».

В заключении Филарету пришлось провести долгих восемь лет. Переход на сторону короля сулил ему свободу, почести и возвращение из плена на родину, но Филарет, хотя на карту была поставлена его голова, отказался торговать интересами Отечества. О ранней жизни его сына Михаила мы знаем очень мало.

Родился он 22 июля 1596 года в Москве, отличался слабым здоровьем. Самым ярким впечатлением детства Михаила стала резкая смена роскошного боярского терема на тяготы ссылки. Конечно же, личные качества юноши играли ничтожно малую роль в его карьере.

Романову досталось популярное имя», — отмечает Скрынников. В то время, когда поляки вступали в предательски сданную им Москву, подросток Михаил, получивший ранее придворный чин стольника, жил вместе с матерью инокиней Марфой в романовском подворье в Китай-городе. Патриоты России тяжело переживали факт захвата оккупантами столицы.

Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, вдохновившись грамотами патриарха Гермогена, призывавшими к сопротивлению оккупантам, кинул клич — и начал сбор земского ополчения. Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение.

Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича. На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении. Засевшие в Кремле и Китай-городе отряды полковников Николая Струся и Юзефа Будилы, доведённые голодом до людоедства, сдались в ноябре.

Но ещё до этого поляки вышвырнули из Кремля до нитки ограбленные ими семьи русских бояр — в том числе Михаила Фёдоровича с Ксенией-Марфой. Для того чтобы окончательно возродиться, Россия настоятельно нуждалась в легитимной власти. Ведь мало того, что Сигизмунд и Владислав отнюдь не отказались от своих притязаний, так обозначился ещё один претендент на российский трон — шведский король Карл IX хотел посадить на шею россиянам своего сына Карла Филиппа, а пока удовольствовался оккупацией Новгорода.

Его вскоре ликвидировали, но оставался малолетний «ворёнок» — сын убитого ещё в декабре 1610-го Лжедмитрия III и знатной польской шляхтянки Марии Мнишек Иван. Поэтому в Москве был спешно собран Земский собор, для участия в котором съехались делегаты от всех русских земель, по разным оценкам от 700 до 1 500 человек, которым предстояло выбрать законного царя. На трон претендовали представители знатных боярских родов — и в январе 1613-го начались выборы.

В какой-то момент выборный процесс зашёл в тупик — слишком много оказалось знатных претендентов и у каждого были свои сторонники, ратовавшие за своего избранника. Вельможи, желавшие царствовать, подкупали людей, «дающе и обещающе многие дары». Но большинство кандидатур вызвала неприятие — ведь некоторые знатные роды чересчур запятнали себя сотрудничеством с польскими оккупантами, а, например, спасителю Москвы Дмитрию Пожарскому, напротив, не хватило родовитости и влиятельности.

Михаилу же Романову, также выдвинутому в числе кандидатов, в недостаток выставляли молодость и отсутствие достаточного жизненного опыта. Против него высказался даже собственный дядя Иван Никитич Романов — «князь Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме, кому державствовати?

Сенат являлся коллегиальным органом принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны , его члены назначались Петром I лично. Для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Коллегии, как исполнительные органы управления, заместили устаревшую систему приказов. По мере необходимости коллегии дополнялись новыми отраслевыми органами, названными канцеляриями.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата страны. Регламент утверждал коллегиальный единогласный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде была создана должность обер-прокурора. Экономические реформы Причиной экономических преобразований Петра I было существенное отставание Русского царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав, в чём он убедился во время своего первого визита в Европу. Не меньшей причиной для такой реформы стала необходимость обеспечения армии снабжением и вооружением для защиты государственного суверенитета. Социальные реформы Социальные преобразования Петра коснулись многих сфер жизни — образования, науки и здравоохранения, а также культуры и церкви. В числе значимых изменений в этой области Русского государства и затем Российской империи: Основана первая регулярная русская газета, которая получила название «Ведомости», появились переводы многих книг на русский язык, а в 1703 году — первая книга на русском языке с арабскими цифрами «Арифметика» Леонтия Магницкого.

В 1708 году Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв, две буквы: «кси» и «пси» были из него исключены. В 1724 году был утверждён устав и в 1725 году открыта Академия наук. Открылись специализированные школы в Санкт-Петербурге и на Урале. Было введено обязательное обучение дворян и духовенства. В 1724 году издан указ, запрещающий насильственную выдачу замуж и женитьбу. Были введены новые правила в одежде и внешности. Введено новое летоисчисление и календарь: в новый 1700 год Пётр ввёл празднование Нового Года 1 января, а не в день осеннего равноденствия, как это было ранее.

Проведена реформа времени, было введено понятие «сутки». Была проведена сословная реформа с введением в 1722 году Табели о рангах. Церковные преобразования заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат. Запрет на избрание патриарха в 1700 году и учреждение взамен него в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало становление абсолютизма, как формы правления государства — прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей. Русский тот, кто Россию любит и ей служит. Пётр I Итогом реформаторской деятельности великого русского правителя было: [6] Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии. Введение нового принципа административно-территориального деления и изменение принципа основного налога.

Создание регулярной армии и флота, а также инфраструктуры для обеспечения военных частей провизией, вооружением и помещениями для войск. Развитие различных видов и отраслей промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и других. Внедрение европейских традиций в культуру русского общества. Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук. Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю. Смерть Пётр Алексеевич обладал достаточно крепким здоровьем, но на протяжении всей жизни страдал от сильных головных болей, а незадолго до смерти его начали изматывать приступы почечнокаменной болезни. Иоганн Таннауер, «Портрет Петра I на смертном одре» Летом 1724 года его болезнь усилилась, а в октябре, вопреки советам своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, Пётр отправился осматривать Ладожский канал, где переохладился, вытаскивая севший на мель бот с солдатами [8].

Силы начали оставлять больного императора. В начале шестого часа утром 28 января 8 февраля по новому стилю 1725 года Пётр Великий скончался в своём Зимнем дворце на набережной Невы у Зимней канавки. Похоронен был в Санкт-Петербурге в соборе Петропавловской крепости. Немецкий художник И. Личность, характер Внешность и поведение Петра I вызывали у людей беспокойство и недоумение. Он был высоким и худощавым, с узкими плечами и маленькими руками, с небольшой головой относительно тела. Его лицо страдало сильными судорогами, особенно во время гнева и эмоционального возбуждения.

Современники объясняли эти судороги детским потрясением, которое он пережил, или попыткой отравления царевной Софьей. Во время своих поездок за границу он проявлял грубость и неуклюжесть, что пугало утонченную аристократию. Несмотря на это, его величественный взгляд и обаяние выражали его ум, смышлённость и величие. Герцог Сен-Симон, встретивший Петра в Париже в 1717 году, описал его как очень высокого, хорошо сложенного мужчину с круглым лицом, высоким лбом и красивыми бровями. Его лицо было красноватым и загорелым, с красивыми большими черными глазами, которые были оживленными и проницательными. Взгляд Петра был величественным и доброжелательным, пока он сдерживал себя, но в противном случае становился суровым и диким, с вызывающими страх судорогами на лице. Судороги случались редко и были мгновенными, и после них его взгляд становился странным, почти растерянным, но вскоре возвращался к нормальному [10].

Его практическая хитрость и сообразительность позволили ему провести множество реформ, которые изменили политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Однако, помимо своих достоинств, Петр I также имел свои недостатки. Его радостный нрав порой проявлялся в жестокости и прямолинейности, что могло приводить к непредсказуемым последствиям. В юности он участвовал в безумных пьяных оргиях и проявлял агрессию по отношению к близким и знакомым, что свидетельствует о его несовершенстве как личности. Во время боевых действий на территории Речи Посполитой, Петр I принял решение арестовать монахов, которые назвали Иосафата Кунцевича святым мучеником, и повесить монаха, который проповедовал против русских. Это решение вызвало многочисленные споры и критику со стороны религиозных деятелей и общественности. Семья Евдокия Первая жена — Евдокия Фёдоровна Лопухина при рождении Прасковья Илларионовна; 30 июля [ 9 августа ] 1669 — 27 августа [ 7 сентября ] 1731 , венчание с Петром I состоялось 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой.

В 1698 году Евдокия Лопухина была замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и сослана в Суздальский монастырь, где была пострижена под именем Елены. В 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем — в Ладожский Успенский монастырь. Спустя несколько месяцев после воцарением её внука Петра II , Евдокия Фёдоровна с почётом была перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах, где и умерла. Дети: Алексей Петрович 18 28 февраля 1690 — 26 июня 7 июля 1718 и Александр Петрович 3 13 октября 1691 — 14 25 мая 1692.

Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности.

На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий».

При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу.

Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул.

По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться». Так Россия стала империей. Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России.

Эти признания императорского титула российского монарха означали признание претензий России на роль одного из лидеров мировой политики того времени. Россия между Востоком и Западом», приуроченная к 300-летию подписания Ништадтского мирного договора.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. Личной трагедией царя стал разрыв с наследником. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет.

Почему пришлось выбирать нового царя?

  • 25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
  • Детство Петра
  • Как короновали русских царей? - Узнай Россию
  • Первый царь
  • Амбициозные князья

16. Первый русский царь

Воспитывался тётей по отцовской линии княгиней М. Черкасской возможно, рос вместе с её сыном, своим двоюродным братом князем И. Опала с Михаила Фёдоровича и его родителей снята в 1605 г. Лжедмитрием I , тогда же его отец стал митрополитом Ростовским и Ярославским. Михаил Фёдорович получил чин стольника. В 1610—1612 гг. В конце 1612 — начале 1613 гг. В это время как один из ближайших претендентов на русский престол Михаил Фёдорович был двоюродным племянником Фёдора Ивановича , последнего царя из династии московских Рюриковичей разыскивался польско-литовским отрядом или, возможно, отрядом черкас т. Был спасён крестьянином Иваном Сусаниным , не выдавшим его местопребывание.

Избран на царство на Земском соборе 21 февраля 3 марта 1613 г. Авраамий Палицын зачитывает в Богоявленском монастыре грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г. На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б. Салтыковых из рода Салтыковых в 1616 воспрепятствовали браку царя с его избранницей М. Хлоповой, за что в 1623 отправлены в ссылку, прощены Михаилом Фёдоровичем в 1633 , затем — отца, патриарха Филарета.

На протяжении всего царствования опирался на поддержку других родственников и лиц из близкого круга Романовых, в первую очередь — князя И. Шереметева, князей А.

В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже. Детство государя Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество , правление русскими землями перешло к нему.

Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её по слухам, она была отравлена. Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха. Принятие нового титула и женитьба В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой. Московское восстание Летом 1547 г.

Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия.

Принимая благословение патриарха во время венчания в Успенском соборе Кремля, Борис сказал: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищего, последнюю рубашку разделю с народом». И действительно, он щедро подавал нищим. При жизни его даже называли «нищелюбом». Есть предположение, что Борис Годунов готовил указ, по которому должно было определять размеры повинности крестьян и тем самым положить конец их безграничной эксплуатации. Но всё более проявлялись сложности, которые было трудно преодолеть в течение семилетнего царствования Бориса. Многие историки считают, что на экономику страны негативно повлияла внутренняя и внешняя политика Ивана IV. И аргументировалось это тем, что во время опричнины, не только на войне, но и в мирной жизни, в результате насильственных переселений семьи теряли своих кормильцев, близких родственников, друзей. Были ощутимы и огромные материальные потери. Но существует и прямо противоположное мнение: при Иване IV экономическое и политическое положение России укрепилось. Неурожайные годы начала века в значительной мере осложнили ситуацию в стране и явились одной из главных экономических причин зревшей Смуты. Это отмечено во всех источниках того времени. Начались голод, болезни, эпидемии. Активен был царь Борис в борьбе с голодом. Он пытался бесплатно накормить голодающих, но на всех хлеба за счет царской казны не хватало. Он стремился дать работу всем желающим, но денег, которые они получали, было недостаточно для покупки необходимого количества хлеба. Люди умирали от голода. Кроме того, продолжался процесс закрепощения крестьян после смерти Ивана Грозного. Всё это ухудшало жизнь народа и тоже становилось питательной основой для Смуты, одним из её истоков. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным... Этот "рабоцарь", царь из рабов, представлялся им загадочною смесью добра и зла... Читайте также.

Заключение перемирия с Польшей в 1619-м году вызволило из плена его отца Филарета. Большинство русских патриархов не претендовали на светскую власть. Назначенный патриархом сразу после возвращения в Москву Филарет стал исключением. При царе-сыне владыка не просто стал влиятельной фигурой, он выступал официальным соправителем. Ни о каком противостоянии сына с отцом и речи не было. Молодой и неопытный Михаил Федорович безоговорочно признвал первенство своего родителя. Присвоенный патриарху титул звучал, как «Великий государь Филарет Никитич». В истории русского патриархата больше никто не именовался с упоминанием мирского отчества. Самостоятельные шаги Михаила Федоровича и оттепель после смуты Васнецов. Расцвет Кремля. Заморские путешественники свидетельствовали, что в Москве наблюдается изобилие всех мыслимых вещей для комфортной и богатой жизни, да ещё и продаются они по умеренным ценам. Речь шла о «русском чуде». Несмотря на открытую ситуацию с двоевластием двух государей, царя и патриарха, роль Михаила Фёдоровича и членов Боярской думы оставалась определяющей в делах. Урожденный мудрым Михаил Романов учитывал мнение отца, идя на компромиссы. Но с каждым днем и новым опытом его решениями управляли не страх и безволие, а объективная оценка политической ситуации. К слову, из сохранившейся переписки отца и сына можно сделать вывод, что в их взаимоотношениях не было место диктату. Строки пронизаны взаимным уважением и доброжелательностью. С кончиной Филарета царь и вовсе 12 лет управлял Россией самостоятельно. В истории он остался праведным и честным государем.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Мережковского, И. Мечникова, К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, И. Павлова, С. Рахманинова, В. Розанова, В. Серова, В. Сурикова и многих других.

Потому не нашлось ему и места на памятнике «1000-летие России» в Новгороде. Между тем концепция Карамзина была основана на «показаниях» диссидентов-бояр и иностранцев например, некий Горсей писал, что в одном только Новгороде царь Иван убил 700 тыс. Карамзинской концепции долгое время придерживались историки XIX века Н. Костомаров, В. Ключевский и др. Между тем она давно опровергнута тщательными научными исследованиями. Да, политические репрессии были, но репрессии в большинстве своём оправданные, т. Спорить можно только о методах их проведения степени жестокости. И направлены они были против боярской «номенклатуры», которая во все времена независимо от политического строя стремилась урвать себе побольше прав, привилегий и власти в ущерб государственным, а значит, и общенациональным интересам. Особенно нагло «номенклатура» распоясалась в период малолетства Монарха.

Страшные впечатления детства преследовали потом Ивана всю жизнь. Заговоры бояр продолжались и после того, как Иван надел царскую корону. И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы. Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю. За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник». Теперь о масштабах репрессий.

XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий. Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр.

Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание — Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение. Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф.

Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство.

Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна. Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие. В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России. Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки.

Во время двухмесячного похода в Москву образовался круг верных царю людей: в него входили братья Салтыковы, получившие первые ответственные должности, князь А. Лобанов-Ростовский и родственник старицы Марфы К. Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам. Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках. Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы.

В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву. Южные города грабили крымские татары. Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг. Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом.

Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых.

Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными. Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода. Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя. Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск.

В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни. Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода. Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей.

Михаил Фёдорович

Михаил Романов являлся ближайшим родственником последнему законному московскому правителю из династии Рюриковичей. Почему иностранцы не одобряли выбор Земского Совета Избрание юного Михаила на царствование. Некогда великую державу разбила Смута. Нового царя даже поначалу негде было поселить, так как Кремль был разграблен и разрушен поляками. Палаты с хоромами стояли без полов и крыш, для восстановления не было пригодных материалов, казна опустела. Объективно оценивая плачевность обстановки, иностранцы скептично отзывались о выборе русских, предсказывая им с молодым царём окончательную гибель. Голландец Исаак Масса на старте правления Михаила писал, что не дает 16-летнему царю и года. Вспоминая методы Ивана Васильевича, он утверждал, что России нужен только такой царь. Русский народ, по мнению зарубежных политиков, выстоит только с сидящим по локти в крови владыке. Все разводили руками, как Россия допустила приходу на трон мягкого юноши после властного авторитарного лидера.

Шестнадцатилетний Михаил Федорович умел от силы читать, никаких царских навыков не имел, был объективно слаб здоровьем. Ведь рос Романов в Белозерской ссылке, в которую его вместе с семьей отправил Борис Годунов. Не исключалось даже, что новый государь страдал рахитом, подобно родным сестре и брату. Кроме того, царь не был женат, не имел детей, и их появление на фоне состояния здоровья выглядело сомнительным. А такая ситуация не внушала доверия в крепость династии. Кроме всего этого, отец Михаила пребывал в польском плену, что в любой момент могло быть использовано инструментом иностранного давления. Двоевластие в России и Филарет Михаил Федорович встречает отца из плена. Правил страной по факту совсем иной человек. В первые годы своего правления царь Михаила Фёдоровича грамотно расставил приоритеты.

Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г.

Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея. Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным. Жёны и дети царя Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор.

Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет. Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца. Смерть Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно.

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла [15]. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой. В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь мещовского [16] дворянина Евдокия Стрешнева , дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 15 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём царь ввёл Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне , ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой. Смерть[ править править код ] Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царя Алексея Михайловича 1629—1676 , царевича Алексея Алексеевича 1654—1670 , царя Михаила Фёдоровича 1596—1645 , царевичей-младенцев Василия и Ивана Михайловичей. Фотография К. Из коллекций Музея архитектуры им. Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Уже в 1627 году, в возрасте 30 лет, Михаил Фёдорович так «скорбел ножками», что иногда, по его собственным словам, его «до возка и из возка в креслах носят».

Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному. Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств. Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром. Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение.

Первый царь

Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.

Михаил Фёдорович — первый из Романовых

Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Кто из правителей стал первым в России царём.

Как на Руси появился царь?

Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе. Первый русский царь, им стал Иван Васильевич Грозный, который венчался на царство в 1547 году. Правда ли, что Иван Грозный был первым русским царем, или этот титул использовался на Руси до него? Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер.

Первый выбранный царь

То есть, в них перечислялись земли, принадлежащие тому или иному князю. Например, черниговский, полоцкий или городецкий. После кровопролитных набегов монголо-татарского войска разоренный Киев несколько утратил свое влияние, и центр политической жизни Руси переместился во Владимир. Началась длительная и драматичная династическая борьба между Рюриковичами, претендовавшими на этот удел. Например, тверской князь Михаил Ярославич 1271 или 1272-1318 гг. Во всяком случае, так его называл в своем письме константинопольский патриарх Нифонт I. Но это не значит, что другие Рюриковичи были согласны признать власть Михаила Ярославича над собой. Московские князья вскоре перехватили у тверских родственников титул «Великий князь Владимирский и всея Руси». В частности, так назывались Иван Калита 1288-1340 гг. Но в их случае речь шла только о притязаниях амбициозных правителей на власть над всеми русскими землями.

По праву государь Большинство историков считают первым правителем, абсолютно законно называвшим себя «Великий князь всея Руси», Ивана III Васильевича 1440-1505 гг. Этот титул официально закрепился за ним в 1493 году после ряда военных и дипломатических успехов, значительно расширивших территорию Московского государства. Действительно, вся территория Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей, вошла в состав нового Русского государства, которому предстояло теперь шагнуть в совершенно иное историческое время». Иван III Васильевич по наследству от отца получил возможность управлять большей частью русских земель.

Подлинное величие человека в том и состоит, что во имя благородных целей он готов через многое переступить. Смута — это многолетняя гражданская война в России, отягощенная иностранным вторжением.

Ее катастрофические последствия выражались не только в тотальном разорении и опустошении целых городов и уездов, когда вся Россия лежала в руинах. Смута оставила свой след даже в психологии русских людей, в чьих головах поколебались прежние представления о сакральном характере верховной власти Всем стало отчетливо ясно, что пора прекратить взаимное истребление, поэтому очевидное понимание общегосударственных задач по восстановлению страны из пепелища явным образом превалировало над личными обидами. Могу привести такой пример. Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова.

Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента.

Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне.

Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы — наследники». Символы царской власти: шапка Мономаха и держава Древние пророчества Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси. Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор — пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии — попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны. Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев. В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации. И все это — на протяжении каких-то полутора десятилетий. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней. После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему». После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками причастниками … всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь. Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили! Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия. Простота сущая? Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия.

В это время начинается довольно активное книгопечатание. Петр изменил алфавит, он изменил время, введя новый календарь России. Русский историк первой половины-середины XIX века Михаил Петрович Погодин, который по убеждениям своим был славянофилом, очень много писал о Петре. Петр был его кумиром. И он писал примерно так: вот мы встаем утром, какое сегодня число? Этот календарь нам дал Петр. Нам приносят утреннюю газету. Это Петр придумал газету в России. Мы садимся, нам подают вот такие-то блюда. И это Петр их ввел. Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым. Какой из вышеупомянутых сфер мы бы с вами ни коснулись, мы увидим вот это противоречие. Например, говоря о культуре, мы скажем, что великая русская культура XIX века не была бы возможна без петровских преобразований. Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам. Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется. Без петровских реформ она не появилась бы. Одновременно с этим ориентация в сторону культурных европейских образцов породила культурный раскол в русском обществе между образованной элитой и необразованной массой, которая составляла большую часть населения страны. Он ощущался очень долго. Некоторые историки говорят об этом культурном расколе как об одном из факторов, — я подчеркну, именно об одном из факторов, — которые привели в конечном счете к событиям 1917-го года. Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных Слово самодур, я думаю, к Петру совсем не подходит. Он, во-первых, был человеком своего времени, и это надо понимать. Во-вторых, Петр был человеком порывистым, с довольно резкими сменами настроения. Он не был алкоголиком. Он пил, да, пил много и заставлял пить других. Судя по всему, он делал это, чтобы послушать, что они будут говорить, когда напьются. Конечно, Петр не носил с собой постоянно щипцы, чтобы вырывать зубы. Это относится к сфере исторических анекдотов, однако зафиксировано, что пару раз у кого-то он зубы действительно выдрал. Но за этим стоит совершенно другое, большой интерес Петра к достижениям естественных наук. Появилась идея о силе человеческого разума, с помощью которого человек в состоянии менять окружающий мир, в том числе мир социальный, то есть строить его на рациональных основах. Это центральная идея эпохи, которой проникся Петр I. Поэтому, вырывая зубы, он демонстрировал ее воплощение. Ты страдаешь, у тебя зуб болит.

Отрок Михаил, сын монаха

  • Арабский халифат и его распад
  • Михаил Фёдорович
  • Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил | Аргументы и Факты
  • Пётр I - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»

Как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

  • Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
  • Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования
  • Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?
  • Михаил Фёдорович — первый из Романовых
  • 25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
  • Мир с поляками и освобождение из плена отца

Первый царь

Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий