На карте река располагается в российских районах Дальнего Востока и Сибири в северо-восточной части Азии. Река Колыма: где находится, бассейн реки, природа, описание. Где находится Колымский край? Сам я координаты этих лагерей на картах так и не нашел, но это повод посетить Колыму специально, чтобы съездить в эти два лагеря.
Колымское (Магаданская область - Россия)
Карта реки Колыма. Именно он перед самой своей загадочной смертью нашел на Среднекане, одном из колымских притоков, то, что давно предсказывалось геологами, — золотоносные жилы, часть гигантской драгоценной дуги, протянувшейся из Забайкалья через Колыму и Клондайк в саму Калифорнию. Большая подробная карта Магаданской области на сегодняшний день 2024 со всеми районами и городами, и их границами крупно (в хорошем качестве) на русском языке в. Река Колыма: где находится на карте, фото, длина, притоки, города, исток,куда впадает, рыба.
Полюс холода и жестокости: как в архипелаге ГУЛАГ появился самый страшный «остров»
Колыма расположена в Северо-Восточной части России и имеет ограниченные пути доставки. Географическое положение: Колыма расположена на Северо-Востоке России, на перекрестке морей и гор. Для получения более подробных сведений о районе, где находится Колымское, приблизьте карту, воспользовавшись шкалой масштаба либо щелкнув на изображение мышью. Подробная карта Магаданской области онлайн с обозначением дорог, разделением на районы, города, деревни и села.
Магаданская область (Россия) на карте мира
Если взглянуть на карту мира, географические координаты Колымы будут находиться в Северо-Восточной части России, между городами Чита и Магадан. Где река Колыма на карте? В данном разделе размещается спутниковая карта Магаданской области высокого разрешения с улицами и номерами домов. В некоторых поселках, расположенных на берегах реки Колыма, находятся базы отдыха. Река Колыма: где находится, бассейн реки, природа, описание. Не знаете где находится Река Колыма?
Колыма это где?
На карте река располагается в российских районах Дальнего Востока и Сибири в северо-восточной части Азии. Река Колыма на карте России: где находится и в какое море впадает? Река Колыма на карте России (17 фото): особенности, характеристики, описание, притоки, интересные факты, исток и устье. Колымский край (разговорный вариант — Колыма) — историческая область на северо-востоке России, охватывающая бассейн реки Колымы и северное побережье Охотского моря. это низменность, расположенная в восточной части Российской Федерации, на территории Магаданской области и Республики Саха (Якутия).
Река Колыма
Место происшествия, где вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку на Колыме Семь пострадавших при ЧП с Ми-8 на Колыме остаются в больнице. Колыма выходит в Колымский залив Восточно-Сибирского моря, которое также именуется Колымским. Берет свое начало на Охотско-Колымском нагорье от слияния рек Кулу и Аян-Юрях, впадает в Колымский залив Восточно. вы можете перемещаться по карте, используя мышь, а также приближать и отдалять карту с помощью кнопок '+' и '. Берет свое начало на Охотско-Колымском нагорье от слияния рек Кулу и Аян-Юрях, впадает в Колымский залив Восточно.
Покажи на карте где находится Колыма
Семён Дежнёв , в товариществе с другими казаками, предпринял морские путешествия к востоку, для открытия устья реки Анадырь. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов. Дмитрий Лаптев в 1741 году, описывая Колымское прибрежье, соорудил на устье Каменной Колымы опознавательный знак, или маяк.
Кроме этого, край известен своими залежами полезных ископаемых — золота, угля, нефти, газа и ряда других ресурсов.
Колыма является уникальным регионом России, где наряду с необъятными просторами и ледяными пустошами можно найти живописные пейзажи, удивительную биоразнообразие и незабываемые виды природы. Реки, озера и горы Колымы 1. Горы Череккунт — это одна из самых высоких горных систем Колымы, их высота достигает 1 943 метра над уровнем моря.
Горы Череккунт представляют собой яркое проявление альпийского рельефа и отличаются своей красотой и панорамными видами. Горы Колымского хребта — это горная система, простирающаяся на территории известных месторождений золота. Высота гор Колымского хребта достигает 1 900 м и выше.
Эти горы покрыты густыми лесами и характеризуются бурными реками и великолепными пейзажами. Горы Амгуньского хребта — это гранитное плато, простирающееся на территории Магаданской области. Эта горная система примечательна своими глубокими долинами и удивительными скальными образованиями.
Реки и озера Колымы также являются отличительной чертой этой местности: 1. Река Колыма — одна из самых крупных рек России, ее протяженность составляет около 2129 км. Эта река замерзает на протяжении большей части года и является важным транспортным путем для местного населения.
Озеро Большое Мурное — красивое озеро, расположенное на территории Магаданской области. Оно окружено красивыми горами и является популярным местом для рыбалки и отдыха на природе. Озеро Омулевое — это глубокое озеро, расположенное на границе Якутии и Магаданской области.
Вскоре из Нижнеколымского зимовья, обращённого в укрепление, или острог, начали делаться поиски к востоку для отыскания новых земель в 1647 и 1648 гг. Семён Дежнёв , в товариществе с другими казаками, предпринял морские путешествия к востоку, для открытия устья реки Анадырь. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов.
Тем, кто ищет самую актуальную географическую информацию, помогут Яндекс-карты: Плюсом Яндекс-карт является наличие различных дополнительных функций. Там можно искать объект по адресу, или строить маршруты между различными точками. Полезная информация?
Где находится Колыма: Укажи на карте местоположение
Магаданская область на карте России с границами. Магаданская область границы. Карта Магаданской области подробная. Города Магаданской области на карте. Где находится Магаданская область на карте России. Магаданская область на карте России. Колымское Нагорье на карте России. Калымское над Горье на карте России. Где находится Колымское Нагорье на карте России.
Карта колымских лагерей. Колыма на карте СССР. Карта гулагов на территории Казахстана. Карта концлагерей СССР. Карта Сусуманского района Магаданской области подробная. Сусуманский район Магаданской области на карте. Карта лагерей Магаданской области. Карта Сусуманского района Магаданской.
Магадан лагеря на карте. Магаданская область карта с поселками. Карта магодан кой области. Карта России Магадан на карте. Магадан на карте России. Реки впадающие в Восточно Сибирское. Реки впадающие в Восточно Сибирское море. Река Колыма презентация.
Исток реки Колыма. Контурная карта Магаданской области. Карта Магаданской области вектор. Магадан Бутугычаг карта. Река Анадырь на карте. Река Анадырь на карте России. Колыма,Магадан Красноярск,на карте.
Что каждый день придется «жить» в машине по 10-12 часов. Ну, и так далее. Конечно, все это прибрасывалось, примерялось и оценивалось. Но, тем не менее, уже тогда в мае 2022 года твердое решение, ехать в Магадан, было принято бесповоротно и не подвергалось сомнению весь 2023 год. На конец августа 2023 года, были запланированы и выписаны отпуска. В общем, процесс подготовки к поездке был запущен. Думаю, можно набрать причин 30, а может и больше. Например, у меня — это одна из больших хотелок и мечт, входящих в ТОП-10 путешествий по России. Очень красивая якутско-магаданская горная природа. Озеро Байкал с его пешеходной тропой вдоль побережья. Магические Ленские столбы. Город-призрак Кадыкчан. Пара знаменитых дацанов в Улан-Удэ. А также испытание в бою новой «игрушки» — коптера. Хотелось еще посетить 8 регионов России 4 для меня новых. Да просто преодолеть себя и доехать до одной из дальних точек страны, помочив ноги в Охотском море. Проехать 4 новых часовых пояса, не с востока на запад, как обычно, а в их обратном направлении. Также побывать на паре-тройке десятков других достопримечательностей в городах по пути следования. В общем, чем заняться в поездке вопросов не возникало, главное нужно было преодолеть себя и мощное домашнее притяжение. Подготовка к поездке Прицеп. Долго думали, брать его с собой в дорогу или нет. Конечно, прекрасно понимали, что прицеп снизит нашу скорость, уменьшит мобильность и проходимость, а также увеличит расход топлива. Плюс в городах придется искать охраняемые стоянки для банальной сохранности вещей в автоприцепе. Но, как ни крути, 2 запасных колеса на Дастера, одно запасное на прицеп, две канистры с бензином, пара канистр с питьевой водой — все это в салон автомобиля точно не поместится. Его присутствие в поездке даже не обсуждалось. Российский автобокс TerraDrive объемом на 480 литров, служит нам верой и правдой уже больше 8 лет. А заполнен он был 4-5 не тяжелыми, но объемными сумками с личными вещами. Туристическое снаряжение. С нами также едут: две палатки, 4 спальника, пара столов, 4 стула, две газовых горелки, плюс запасной баллон с газом на 5 литров, ну и набор посуды для приготовления пищи на природе. Пару термосов и термокружку для мобильного комфорта в салоне автомобиля также берем с собой. Специально для этой поездки был куплен 10-дюймовый планшет Xiaomi с GPS и симкартой от Йоты здесь и далее не реклама. Закреплен он был на переднюю консоль автомобиля. В качестве навигации было установлено приложение навигатора с закаченными offline картами России. Оно и стало основным путеводителем, а все достопримечательности и интересные места были внесены в сам гаджет заранее. Для сверки маршрута во второй планшет Teclast были закачаны запасные и дублирующие программы Organic и 2Gis. Куда тоже были установлены карты России с регионами и городами по пути следования. Кстати, основной планшет, кроме навигации, служил нам и развлекательным центром. Предварительно помещенный в него видеоконтент мы смотрели каждый день. Ну, а музыка с планшета играла в салоне без остановки в оставшиеся часы поездки. Предварительно две канистры заполнены родниковой питьевой водой, закуплены пара упаковок с минералкой. Это must-have. Ну и 3-4 коробки десятков различных продуктов с долгим сроком действия. Это так называемое НЗ. Основные же закупки будем делать уже по пути следования. Питаться планируем в кафе-столовых, а в отсутствие оных уже готовить еду самостоятельно. Мобильная связь и Интернет. Собственно, у каждого было по 2 симкарты от 2 различных операторов.
Где находится Колымский край? Река Колыма. Фото взято из открытых источников Колымский край, или Колыма в разговорном употреблении, является исторической областью на северо-востоке Российской Федерации. Здесь протекает одноимённая река Колыма, также территория края захватывает северное побережье Охотского моря. Известно, что территориально Колымский край состоит из Магаданской области и отдаленных районов Якутии. Стоит заметить, что Колыма никогда не была отдельной административной единицей: территория края всегда входила в состав того или иного региона. В 1920 — 30 — х годах прошлого века появилось само наименование «Колыма». Первоначально оно имело прямую связь с открытием крупных месторождений золота и разнообразных полезных ископаемых в бассейне реки Колымы.
При этом, климат делает Колыму привлекательным для любителей активного отдыха, так как здесь можно заниматься рыбной ловлей, охотой и другими видами спорта на открытом воздухе. Колыма — территория на карте России Северная часть Колымы примыкает к Ледовитому океану, что делает ее климат непредсказуемым и суровым. Зимы очень холодные, а лето короткое и прохладное. Однако, Колыма известна также своей природной красотой и уникальными ландшафтами. Здесь можно найти горные хребты, реки, озера и болота, которые образуют уникальные экосистемы. В прошлом Колыма была центром трудовых лагерей и местом каторжных работ. Здесь на территории Дальстроя были развернуты лагеря для заключенных, где они принудительно работали в шахтах и на стройках. Сегодня Колыма стала одним из туристических пунктов, так как туристы могут увидеть руины старых лагерей и узнать историю этих мест.
Где находится Колыма на карте России и как туда добраться: полезные советы и информация
Там они построили Нижнеколымское зимовье. Разведка оказалась удачной — бассейн Колымы стал крупнейшим меховым районом всей Сибири. Прежде всего, здесь добывали соболей В начале прошлого века на Колыме обнаружили золото Вскоре зимовье превратилось в острог, который начали использовать для освоения соседних земель. В 1741 году сюда прибыл Дмитрий Лаптев, который поставил маяк в устье Каменной Колымы. Впоследствии в этих местах побывали экспедиции Биллингса, Врангеля и других. В начале прошлого века на Колыме нашли золото. С тех пор эти края поразила «золотая лихорадка».
Поначалу стихийно орудовали старатели. Их убивали, грабили. Только в 1924 году власти начал наводить порядок в этой сфере. Тогда на реке появился БерегЛАГ. Огромное количество заключённых строили дороги, промышленные предприятия, рубили лес и добывали золото. Символом того страшного времени является памятник «Маска скорби» в Магадане.
Колыма частично судоходна. Навигация продолжается максимум пять месяцев. Основными портами являются Черский, Зырянка и Сеймчан. На реке действует каскад ГЭС, который обеспечивает электричеством Магаданскую область. В реке обитает 33 вида рыб, включая сига, муксуна, омуля, нельму и других. Будете у нас на Колыме — милости просим!
При упоминании Колымы в памяти непременно всплывает цитата из комедии «Бриллиантовая рука»: «Будете у нас на Колыме — милости просим! Романтика, экзотика, брутальность — всё это сосредоточено в одном месте. Эту территорию удобно познавать во время сплава по Колыме — так она предстанет перед вами во всей своей красе и мощи. Колымский край Поскольку все пути на Колыму ведут через Магадан, стоит уделить время достопримечательностям этого северного города. Стоит посетить краеведческий и геологический музеи, а также мемориальную квартиру поэта, певца и композитора Вадима Козина. На сопке Крутая стоит памятник «Маска скорби» работы Эрнста Неизвестного.
Мемориал посвящён жертвам политических репрессий. Своеобразной достопримечательностью является Колымская ГЭС.
Озеро богато природными ресурсами, такими как рыба и древесина, что делает его важным рыболовным и лесопромышленным районом.
Озеро Колыма протянуто на северо-востоке и имеет форму изогнутого полумесяца. Его площадь составляет около 2600 квадратных километров. Колыма является пресноводным озером, которое питается главным образом снегами и ледниками, расположенными в окружающих горах.
Благодаря своему уникальному местоположению и красоте природы, озеро Колыма стало популярным туристическим направлением. Здесь можно насладиться прогулками по живописным побережьям или совершить рыбалку в богатых водоемах. Кроме того, местные горы предлагают возможность для пеших и горных прогулок, которые позволяют людям насладиться красотами природы и получить уникальный опыт.
Важно отметить, что в зимнее время озеро Колыма замерзает и становится декорацией для зимних видов спорта, таких как лыжный спорт и коньки. Оно находится в восточной части области, на территории Евено-Кыргызского района, на южном склоне Верхоянского хребта. Озеро имеет круглую форму и диаметр около 2 километров.
Его площадь составляет примерно 3.
Одни лишь призраки зданий. Лучше всего трагедия подобных мест понятна, когда читаешь стихотворения комсомольцев , которые приезжали осваивать эти земли: Зовут нас неизведанные дали На край ещё нехоженой земли. То место, где одни снега лежали Мы нежно Синегорьем нарекли. В пять этажей возводятся дома. И рядом день, когда рукой бывалой Тебя мы остановим, Колыма.
Я слушаю её в часы ночные Как с девушкой сижу наедине. И звёзды как свидетели немые Из космоса подмигивают мне… 21. Еще один вымирающий населённый пункт на Колыме — город Сусуман. Даже в эти места добралась дешёвая пластиковая архитектура. Место тоже выглядит очень депрессивно. Когда-то здесь жило около 47 тысяч человек — сегодня осталось 4 тысячи, то есть население сократилось почти в 12 раз!
Советская застройка, старые детские площадки, турники и брусья — всё это соседствует с новыми ксиловскими детскими площадками. В городе можно найти несколько живых приятных для глаз зданий, но общую картину умирающего города изменить они не в состоянии. В отдельных местах даже кажется, что время здесь остановилось пару десятилетий назад. Своего рода машина времени. Поразительно, но даже в подобных местах можно встретить интересные образовательные проекты, которым могут позавидовать жители российских городов-миллионников. И это при том, что на Колыме даже самые обычные школы есть далеко не в каждом посёлке.
В Сусумане, например, есть вот такой самолёт. И это не просто какой-нибудь макет — здесь в здание встроили часть настоящего самолёта, который уже отлетал своё. Можно зайти внутрь и посмотреть настоящую кабину управления! Здание, как и самолёт, принадлежит «Станции юных техников». Посещают станцию в общей сложности 163 ребёнка.
Что греха таить: я и сама подзабыла некоторую информацию. Начнём путешествие с запада на восток от города Воркуты 102 Город Воркута находится в Республике Коми. Расположился в 150 км севернее полярного круга на реке Воркуте, что в переводе с ненецкого обозначает "изобилующая медведями". В 20-30 годах прошлого века в местности были обнаружены огромные по масштабу месторождения угля.
Началось освоение северных земель и строительство шахт силами заключённых Воркутлага. Закрытый отдел полиции в районе Воргашор. Фото И. Маслов Закрытый отдел полиции в районе Воргашор. Маслов Климат очень суров - всего 70 дней в году нет морозов. По официальным данным на 2019 г здесь проживает - 54 233 человека.
Покажи на карте где находится Колыма.
В первой части своего рассказа путешественник описал заброшенные поселки Магаданской области , обилие комаров и заоблачные цены на еду и бензин. В новом тексте автор поведал о плохих дорогах, знаменитом кафе «Куба» и пути до Якутска. Колымская ностальгия Как бы странно это ни звучало, у автостопа на Колыме есть свои плюсы. Во-первых, это необычно: в таких поездках присутствует своя романтика, особенно когда мчишь по бескрайним просторам на «буханке» или каком-нибудь КамАЗе.
Во-вторых, так действительно лучше узнаешь регион и его обитателей, поскольку в дороге водители часто делятся историями своей жизни и вспоминают былые времена, когда Колыма процветала. Но, к сожалению, находятся и те, кто считает путешествия автостопом несусветной глупостью и обязательно тебе об этом сообщит. Первую попутку на выезде из Сусумана ждать долго не пришлось — двое работников «Сусуманзолото» на «буханке» остановились сами и предложили подбросить на 30 километров вперед, после чего свернули в глухую тайгу.
Но эти короткие 30 километров были настоящим мучением: всю дорогу брутальные магаданцы давали непрошеные советы и учили меня жизни. Для порядка даже немного постращали медведями, а на прощание выдали три банки бурятской тушенки, сказали: «Ну, теперь от голода точно не помрешь», — и отправили в добрый путь. Фото: Никита Мясников Другим интересным попутчиком в этот день оказался водитель фуры Mercedes, подобравший меня у поворота на Мяунджу.
Мужчина родился, вырос и прожил почти всю жизнь на Колыме, однако несколько лет назад переехал с семьей в Липецк. Но Колыма его не отпускает, поэтому работает он до сих пор здесь, вахтовым методом. Родной регион магаданец искренне любит, почти с каждым поселком возле трассы связаны у него какие-то теплые воспоминания, в голосе явно слышны ностальгические нотки.
А сейчас куда ни глянь — разруха», — грустно произнес магаданец. По иронии, вскоре после этой фразы, на 720-м километре, появился печально известный Кадыкчан. Это самый большой и самый известный поселок-призрак на Колыме.
В 1989 году его население достигало 5800 человек, а к 2010 году он полностью опустел. Кадыкчан был шахтерским населенным пунктом и жил исключительно за счет добычи каменного угля. Закрытие обеих шахт в 1990-е не оставило ему шансов на существование Индия в снегах Граница регионов отмечена стелой «Якутская АССР», оставшейся еще с советских времен.
Размеры Якутии поражают воображение — больше трех миллионов квадратных километров. Это немногим меньше Индии или немногим больше Аргентины. На этих бескрайних просторах проживает всего один миллион человек.
Якутия настолько огромна, что расположена сразу в трех часовых поясах. Поселок Артык — первый населенный пункт на якутском участке трассы. Население составляет всего 400 человек, хотя в 1989 году здесь было 2400 жителей.
Место это примечательно разве что своими морозами: абсолютный минимум температуры здесь составил минус 62,9 градуса и был зарегистрирован в 1939 году. Места здесь очень живописные, со всех сторон возвышаются высокие горы, у подножия которых разлилась широкая река. Сам же поселок выглядит довольно неряшливо, особенно в стороне от главной улицы: пыльные разбитые дороги, гнилые сараи, покосившиеся заборы.
Во-вторых, так действительно лучше узнаешь регион и его обитателей, поскольку в дороге водители часто делятся историями своей жизни и вспоминают былые времена, когда Колыма процветала. Но, к сожалению, находятся и те, кто считает путешествия автостопом несусветной глупостью и обязательно тебе об этом сообщит. Первую попутку на выезде из Сусумана ждать долго не пришлось — двое работников «Сусуманзолото» на «буханке» остановились сами и предложили подбросить на 30 километров вперед, после чего свернули в глухую тайгу. Но эти короткие 30 километров были настоящим мучением: всю дорогу брутальные магаданцы давали непрошеные советы и учили меня жизни. Для порядка даже немного постращали медведями, а на прощание выдали три банки бурятской тушенки, сказали: «Ну, теперь от голода точно не помрешь», — и отправили в добрый путь. Фото: Никита Мясников Другим интересным попутчиком в этот день оказался водитель фуры Mercedes, подобравший меня у поворота на Мяунджу. Мужчина родился, вырос и прожил почти всю жизнь на Колыме, однако несколько лет назад переехал с семьей в Липецк. Но Колыма его не отпускает, поэтому работает он до сих пор здесь, вахтовым методом. Родной регион магаданец искренне любит, почти с каждым поселком возле трассы связаны у него какие-то теплые воспоминания, в голосе явно слышны ностальгические нотки.
А сейчас куда ни глянь — разруха», — грустно произнес магаданец. По иронии, вскоре после этой фразы, на 720-м километре, появился печально известный Кадыкчан. Это самый большой и самый известный поселок-призрак на Колыме. В 1989 году его население достигало 5800 человек, а к 2010 году он полностью опустел. Кадыкчан был шахтерским населенным пунктом и жил исключительно за счет добычи каменного угля. Закрытие обеих шахт в 1990-е не оставило ему шансов на существование Индия в снегах Граница регионов отмечена стелой «Якутская АССР», оставшейся еще с советских времен. Размеры Якутии поражают воображение — больше трех миллионов квадратных километров. Это немногим меньше Индии или немногим больше Аргентины. На этих бескрайних просторах проживает всего один миллион человек.
Якутия настолько огромна, что расположена сразу в трех часовых поясах. Поселок Артык — первый населенный пункт на якутском участке трассы. Население составляет всего 400 человек, хотя в 1989 году здесь было 2400 жителей. Место это примечательно разве что своими морозами: абсолютный минимум температуры здесь составил минус 62,9 градуса и был зарегистрирован в 1939 году. Места здесь очень живописные, со всех сторон возвышаются высокие горы, у подножия которых разлилась широкая река. Сам же поселок выглядит довольно неряшливо, особенно в стороне от главной улицы: пыльные разбитые дороги, гнилые сараи, покосившиеся заборы. Но у тех, кто знаком с историей Усть-Неры, удивления это не вызывает. Городишко трижды переживал сильное наводнение из-за поднятия уровня Индигирки — в 1951, 1959 и 1967 годах. В местном краеведческом музее до сих пор хранятся фотографии тех событий.
Людей тогда переселяли на сопки, все складские помещения были затоплены.
Однако одно дело было послать туда, к этим потенциальным бесценным ресурсам, геологическую экспедицию, или вести добычу силами небольшой полуавтономной артели. Масштабное освоение богатств Колымы, которое было необходимо стране, предполагало принципиально иной фронт работ, участие в них десятков тысяч человек, которых необходимо было туда привезти, где-то поселить, чем-то кормить, организовать доставку нужного оборудования и вывоз руды. Северо-восток СССР представлял собой практически безлюдные пространства, изолированные от остальной территории страны, с тотальным бездорожьем и максимально не подходящим для жизни и тяжелой работы климатом. Это был настоящий остров на материке, добраться до которого по земле было крайне трудно, и вот именно здесь, среди поросших редколесьем сопок, окруженных болотами, в убивающие морозы требовалось срочно наладить добычу десятков тонн золота ежегодно.
В начале 1930-х годов в Москве сложилось мнение, что единственным способом сделать это было создание мощнейшей, подчиненной непосредственно центру организации, вертикально интегрированного суперконцерна, контролировавшего бы все аспекты жизни на этой территории — от экономики до малейших нюансов быта. Перед этим комбинатом были поставлены две крупные задачи: во-первых, организовать форсированную разведку и добычу полезных ископаемых золота и олова , а во-вторых, заняться сооружением дорожной сети от побережья Охотского моря до разрабатываемых приисков. Для этого «Дальстрою» были даны беспрецедентные полномочия. Чем-то они напоминали условия деятельности старых торгово-промысловых монополий, Русско-Американской компании или Британской Ост-Индской компании, имевших не только эксклюзивные права на экспорт колониальных богатств и получение за счет этого прибыли, но и фактически управлявших подконтрольными территориями, к примеру Русской Америкой или Индией. К 1951 году в управлении комбината находилось 3 млн квадратных километров, седьмая!
Здесь «Дальстрой» имел монопольные права на использование имевшихся природных ресурсов, не только золота и олова, но и вообще всего, включая лес. Но главным было даже не это. Территория «Дальстроя» была фактически изъята из подчинения партийных и хозяйственных органов существовавших административных единиц, куда она формально входила Дальневосточного края и Якутской АССР. Вся полнота власти, включая права на сбор налогов и распоряжение прочими доходами включая даже выручку от реализации алкогольных напитков и табачных изделий , суд, исполнение наказаний, не говоря уже об осуществлении экономической деятельности, — все это находилось в непосредственном управлении треста и его подразделений. Главным же отличием от торгово-промышленных монополий прошлого был статус «Дальстроя».
Директор позже начальник «Дальстроя» был для его территории вождем, любимцем всех детей, поводырем и карающей десницей. Первым руководителем комбината, ставшего фактически государством в государстве, был назначен Эдуард Берзин, бывший латышский стрелок, а затем секретарь Дзержинского и кадровый чекист. Эдуард Берзин на фоне Магадана 1930-х годов Уже 4 февраля 1932 года, спустя менее трех месяцев после создания «Дальстроя», в бухту Нагаева в Охотском море зашел пароход «Сахалин». На его борту находились не только Берзин собственной персоной и другие руководители комбината, но и первая группа вольнонаемных работников, а также около сотни заключенных и сопровождавшая их военизированная охрана. Еще в 1929 году советское правительство выпустило постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», в соответствии с которым в целях «колонизации» отдаленных районов и «эксплуатации их природных богатств» там создавались новые или расширялись существующие концентрационные лагеря.
Этот документ стал отражением решения Политбюро ЦК ВКП б , потребовавшего ускорить освоение северных окраин через сосредоточение там контингента заключенных. Они должны были не только «перевоспитываться», но и по возможности оставаться там же после освобождения, заселяя безлюдные территории. Фактически речь шла об их колонизации, которая включала бы прежде абсолютно не используемые земли в хозяйственную жизнь страны. Вслед за пароходом «Сахалин» в бухту Нагаева один за другим потянулись корабли с будущими «колонистами». В 1932 году на Колыму завезли около 9 тыс.
К концу 1936 года в Севвостлаге Северо-Восточном исправительно-трудовом лагере , ставшем фактически производственным подразделением «Дальстроя», было сосредоточено свыше 60 тыс. Этот первый период — «эпоха Берзина» — был относительно либеральным, насколько этот термин мог быть применим к крупнейшему острову архипелага ГУЛАГ. В первые годы заключенные были расконвоированными, то есть их, по сути, никто не охранял, в том числе и потому, что преобладали среди них осужденные на небольшие сроки. Многие из них квалифицированные специалисты получали заработную плату на уровне свободных вольнонаемных работников к примеру, заключенный горный инженер получал 650 рублей.
По моим самым смелым прикидкам, следующую ночь нам придется провести в нежилом поселке Мякит он находится почти на трассе. Так оно и вышло. Дорога поворачивала направо, указывая нам путь в сторону каких-то домиков, похожих на сараи. Назовем место нашей остановки торжественно — главной площадью.
Я подошел к первому дому, который был закрыт на гвоздь, но он легко вынимался. Внутри я обнаружил заправленную кровать. Мой взгляд оценивающе обежал комнату, а мозг вынес вердикт: здесь давненько никого не было. Мы обошли все дома. Три из них оказались закрыты на замки, еще один — на болт. Он выглядел обжитым: заправленная кровать, куртки на крючках, баллоны с газом, выстроенные в ряд. Посреди комнаты стояла большая клетка. После небольшого совещания было решено остановиться в этом доме, если до темноты не нагрянут хозяева.
Хозяева не приехали, и вот мы уже расстилаем тент на матрасе, кидаем туда пенки и спальники. Город Сусуман Следующая ночь вообще должна была стать самой холодной, потому что мы забрались максимально далеко на север — в город Сусуман. Здесь обнаружилось всего две гостиницы. Одна из них — на автовокзале, который был похож на полузаброшенное здание. Там место стоило около 3 500 рублей с человека, что выглядело крайне дорого для таких экономистов, как мы. Соседняя гостиница оказалась через дорогу. Когда я вышел из машины, заметил, что нигде во дворе не горит свет. Лишь в редких окнах виднелись следы свечек.
На одном из подъездов висело объявление про отопление, которое должны включить уже завтра. Прогноз погоды показывал, что на улице минус 3 градуса. Как оказалось, во всем квартале отключили свет, и предполагаемое время его включения растворилось в неизвестности. В этой гостинице цены были получше: всего 1 900 рублей за кровать в трехместном номере. Выбирать больше было не из чего. Поселок Омчак Точно помню, что я засыпал с мыслью о том, что мы идем по графику. За следующий день мы должны были доехать через Кадыкчан и Мянджу до поселка Омчак, где находится тюрьма, и вновь включить импровизацию в поиске места. Огромное количество покинутых сельских домов внушало оптимизм.
Каждый из них мог стать прекрасным местом для ночлега. Мы потратили около часа, чтобы обследовать все покинутые дома поселка Омчак. В итоге остановили свой выбор на какой-то заброшенной вахтовой бытовке, которая находилась по дороге к бывшей тюрьме. Дверь бытовки висела только на верхней петле и могла свалиться в любой момент. Внутри бытовки было огромное количество мусора. Мы сгребли все в одну сторону и очистили пространство для сна. В углу на полу лежал большой лист железа, на котором когда-то стояла буржуйка. В эту ночь она бы нам не помешала.