Богиня Мара персонаж славянских мифов. Богиня Морана. По преданиям Морана была рождена от искр, которые летели из-под молота Сварога, когда он бил о камень Алатырь.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть.
Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях. И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие — засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод.
Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась: — Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь!
Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! Кажется, одни беды от Морены. Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота Легенды и мифы о славянской Богине Морене Самый известный миф о Богине Морене — миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика.
Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно.
Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью. Мифология Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства. Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами.
Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара — темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть. Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса — Ягой. Их дружба была не совсем обычной.
Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями. Читайте также: Комнатные растения для водолея. Цветы для водолея Богиня Мара и Кащей Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави — Кащеем.
Если Мару рассматривать как богиню смерти, то этот образ явно должен иметь несколько иное толкование, подобное тому, что дается А. Асовым: Мара — обитательница Ния, Кащея. Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению.
В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще. Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною.
В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т.
Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок.
Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов.
Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить.
Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно. Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя. Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена — это символ Зимы, часть времени года.
Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность. Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар. Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности. Посмотрите обереги Богини Морены Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей.
Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей. Она перестанет освещать мир и даст богини пройти незамеченной. Чаша из черепа человека. Особый артефакт, которой сделан из черепа человека, чью душу она забрала первой.
Существуют легенды, согласно которым колдуны и волхвы испив из этой чаши, обретали немыслимое могущество. Но для простых людей она была губительна. Стоило им выпить из нее, как их душа навсегда оставалась в царстве Морены. Волки и вороны составляли свиту богини. Заслышав зимой тоскливых вой животных в чаще леса или увидев стаи птиц, люди понимали, что идет Мора, а вместе с ней метель и стужа. Лунный металл — серебро — также является атрибутом этого божества. Все металлические предметы, начиная от оружия до украшений были изготовлены из него.
Даже подковы ее кобылы. Священное растение — ель. Черная Луна скрывает присутствие богини Морена — Богиня-Покровительница Богиню Морену своей покровительницей чаще выбирают Ведающие, те, кто не страшится прикоснуться к тайнам мира Нави. Но и обычный человек может выбрать Морену, Богиню Зимы и Смерти своей покровительницей.
Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.
Навьи духи, кто это?
- Читайте также
- Мара – славянская богиня смерти
- Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
- Богиня Мара.
- Мара – славянская богиня смерти
Богиня смерти Мара
Читать также Макошь Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования. Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти. В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем.
После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед Морана — богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.
Каждая из них особо сильна в своё время.
Предназначение их в том, чтобы людей мучить, да за Кривду наказывать. Обычно тем, кто Правдой исполнен, в ладу с природой и родом живёт, предков чтит, они не страшны. Морена странствовала в снегах, время от времени навещая людей, появляясь со своими злокозненными приспешниками, духами ночи и болезней, известными под названием «мары» или «моры». С ними Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались моры.
В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю. Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам. Она была высокого роста и обладала на редкость белоснежной, и даже «прозрачной» кожей. Кстати, вполне вероятно, что образ снежной королевы пошел именно от славянских легенд. Во многом они похожи, и даже среда их обитания имеет невероятные сходства, не говоря уже о привычках и силе. Нередко Мару называли воплощением льда и достоинства. Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти — спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу. Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса. Вместе они практиковали изучение стихий и магии. Считалось, что Мара особенно преуспела во власти над водой и тьмой, но также знала она и добрую магию. А самое интересное — считалось, что в своем красивом облике Мара оставалась очень малое время. Дело в том, что к наступлению весны Мара превращалась в ужасную ворчливую старуху, которая ни за что не хотела отдавать правление сестрам — Ладе и Живе. Сила Мары Наши предки верили и знали, что Мара обладает невероятной магической силой и постоянно ее совершенствует. Именно эта богиня могла направить силы на поддержание света или тьмы.
Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Слайд 4 Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест.
Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.
Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.
Для язычников богиня Марена символизировала цикл перерождения.
Вот почему в ее руках никогда не было косы, а облик зависел от времён года. Поздней осенью, ближе к зиме она — прекрасная стройная девушка с бледной кожей и длинными тёмными волосами, в светлых одеждах. В начале весны — согбенная старуха в изношенной ветхой одежде, символизирующая окончание зимы, которая в мифологии означает сон природы, смерть всего живого.
Праздники в честь Марены — богини плодородия Древние славяне посвящали Маре весенний и осенний праздники. В марте отмечали Навий день — день памяти умерших. Справляли воскрешение мертвых в загробном мире, поклонялись духам предков и Маре — владычице мира тьмы.
Второй праздник отмечался поздней осенью, в пору воцарения Марены в правах владычицы зимы — периода, когда замирает жизнь. Для защиты от нее люди зажигали факелы или головешки, демонстрируя могущество огня и его превосходство над холодом. В весенний праздник, означавший проводы зимы и встречу нового года, все славяне совершали сходные обряды, когда соломенное чучело Мары носили по деревне, а потом сжигали, но были в этом действе и отличия.
Западные славяне для обряда вынесения Марены одевали чучело в праздничную одежду, иногда — в светлое платье. Его несли с песнопениями за село, и там одни славянские племена ее сжигали или топили, другие — разбивали о ствол дерева или разрывали, третьи — забрасывали камнями или били палками, четвертые — закапывали в землю или бросали в пропасть. После уничтожения чучела наступало завершение обряда.
Молодые украшали лоскутками и лентами жердь, на которой крепилось чучело или срубленное дерево. Одежды, предварительно снятые с Марены, надевали на ранее избранную для этого девушку, и все отправлялись с песнями в село, поздравляя друг друга с началом весны. Это — день поминовения язычницы Евдокии, жившей во II н.
За то, что она приняла христианство, ей было даровано могущество воскрешения мертвых. Главная цель всех обрядов — воздействие на плодородие перед приближающимися полевыми работами. Чучело Мары символизировало плодородие, и ритуальные обряды его проводов-сожжения должны были сделать плодородной землю.
Пепел от чучела раскидывали по полям, чтобы дать росткам толчок для нового возрождения. От Мары — к Масленице После христианизации славян их языческие верования соединились с христианскими праздниками, а отголоски языческих поверий и ныне живут в религиозных ритуалах. Так, обряд начала колеса года славяне проводят в воскресенье накануне Великого поста.
Воскресенье перед постом словаки называли Мареновым или Черным, чехи — Смертным или Вербным. У нас это день называется Прощёным воскресеньем, и он завершает Масленичную неделю. Любопытно следующее.
Великий пост предваряет Пасху, главный праздник православных христиан, а вся неделя перед постом и самый его канун, воскресенье, последний день Масленицы, заполнены языческими обрядами. Один из них — заговенье, то есть обильная еда перед наступающим постом. Исстари этот обед проводился в память об умерших и для их душ, которые, согласно поверьям, приходили на него.
Второй — обрядовый ритуал проводов-похорон зимы-Мораны, переименованной в Масленицу. Празднование Масленицы было связующим звеном зимы и весны и границей между ними, а соломенное чучело, олицетворявшее старуху-зиму, являлось отзвуком архаичных мифов об умирающем и воскресающем божестве. Сожжение зимы — богини мрака и смерти — в духе древних поверий знаменовало встречу весны, несущей тепло и свет.
Мара в славянском фольклоре Образ Мораны сохранился во многих фольклорных жанрах. Северные былички объясняют, почему Мара ушла в царство мертвых. Ее с двумя сестрами — Живой и Лелей — похитил Скипер-Змей и превратил в чудовищ.
Боги: Перун, Хорс, Велес и Стрибог погубили его, освободили и расколдовали сестер, но душа Мары осталась тёмной, и она ушла в Навь. В сказках и былинах Мара всегда изображается злодейкой: принимает облик других девушек, испытывает богатырей, вредит главным героям и всегда проигрывает, потому что по законам сказки зло должно быть наказано. Существуют сказки, в которых Мара хранит магические предметы: живую и мертвую воду, шапку-невидимку, молодильные яблоки.
В преданиях богиня смерти предстает в облике двойника или женщины с распущенными волосами. Появление Мары знаменует увидевшему ее скорый конец земной жизни. Легенды рассказывают, как Морана каждое утро караулит солнце, чтобы погубить его, но каждый раз отступает перед его лучистой торжествующей мощью.
Существовали древние поверья в добрую силу Марены. Ее ликом или идолом славяне-язычники защищались от болезней, от нападения врагов. На русском севере до сих пор сохранились заговоры, в которых упоминается имя Марены.
Их читают, чтобы остановить хвори, ослабить лютые зимние морозы. Богиня смерти Мара — символ магических сил Вера древних славян в колдовские силы, в то, что окружающее можно изменить магией, сделала образ Мары неотъемлемой частью гаданий и магических ритуалов ведунов, магов, ворожей. Ипостась Мары, закрепленная в гаданиях, — могущественная богиня смерти, в чьей власти остановить течение времени.
Колдуны признают Мару покровительницей ночи и зимы, колдовства и справедливости, злых духов. Для них она — божество ночных видений, через которые предупреждает людей об их будущем, властительница навьего загробного мира, проводник в мире вечности, где даруется бессмертие. Богиню Морену просят о помощи, когда хотят остановить, избежать чего-то в жизни, обращаются к ней в обрядах на здоровье.
Если Мару рассматривать как богиню смерти, то этот образ явно должен иметь несколько иное толкование, подобное тому, что дается А. Асовым: Мара — обитательница Ния, Кащея. Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы.
Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще. Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т.
Морана – богиня смерти
Find Free WordPress Themes and plugins. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и Черная Луна. Каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не дает ей сделать это. Мара — дочь богини Лады и бога Сварога.
В зависимости от времени года, она выглядит по разному. Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны походе на Снежную Королеву , а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму.
Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, что бы злая Морана поскорее ушла. Само имя «Морана» происходит от слова «мор». С образом богини селяне обходили деревни, когда в них начинался мор, умирали люди, животные. Они просили богиню забрать болезнь в Навь.
Ведь изначально Морена олицетворялась как богиня жизни и смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродится вновь. Со временем, об этом стали забывать и Морана ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам она играет с нитями жизни людей, ведя из в нужном направлении, а в конце, обрезая нить жизни умирающего.
У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней, или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все что было в этом месте камни, алтарь, сам идол сжигалось или топилось в воде. Читайте также: Какое дерево по гороскопу подходит тельцу Еще по земле ходят прислужники богини — мары. Призраки, которые по ночам, под окнами шепчут имена людей, живущих в доме.
Кто отзовётся на свое имя, тот вскоре умрет. Из других источников — мары наоборот, живут в домах людей, в уголках за печкой, если домовой помогает хозяевам, то мара, портит и рвет пряжу, крадет вещи. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе.
Марами, так же пугали детишек, маленьких и слабых, они могли утащить и убив, сделать такими. О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги Мареной Свароговной. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей, и пакостить главным героям.
Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем.
Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки. Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля! Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а также с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе.
В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Связана с Землей в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли и Водой которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды. Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат. Лада - славянская богиня любви и красоты.
Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.
Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати. И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.
Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем. Слова богатый на санскрите — бхагават и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий бедный, болезненный слепой, калека , небога бедняк, сирота или вовсе небожчик покойник.
В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.
Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии. Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней. Но не за одно только зло была ответственна Мара.
Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту. Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим. Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь.
Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости. Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю. Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие.
В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам.
Она также связана с тьмой, болезнями и сезонными умираниями всего живого.
Управляет холодом и метелями. Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок.
Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной. Морена в северной традиции гадания и магии На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше. Номер Резы — 21. Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям.
К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни. Обряды, обращенные к Морене, Богине Смерти, нужно проводить с особой осторожностью, как и любые другие обряды, обращенные к Богам Нави. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать.
О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара — дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня — дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная.
Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.
Кощей Бессмертный По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине Бабе Яге и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы.
Морана – богиня смерти
богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности. Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами.
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности. В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян. В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
Кто такая богиня Мара?
Сегодня мы хотим вернуться в глубины славянской мифологии и рассказать вам о богине, которая была крайне значимой у наших предков. воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней. Но не за одно только зло была ответственна Мара. Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту. Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим. Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь. Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости.
Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю. Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам. Она была высокого роста и обладала на редкость белоснежной, и даже «прозрачной» кожей. Кстати, вполне вероятно, что образ снежной королевы пошел именно от славянских легенд.
Во многом они похожи, и даже среда их обитания имеет невероятные сходства, не говоря уже о привычках и силе. Нередко Мару называли воплощением льда и достоинства. Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти — спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу. Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса. Вместе они практиковали изучение стихий и магии. Считалось, что Мара особенно преуспела во власти над водой и тьмой, но также знала она и добрую магию. А самое интересное — считалось, что в своем красивом облике Мара оставалась очень малое время. Дело в том, что к наступлению весны Мара превращалась в ужасную ворчливую старуху, которая ни за что не хотела отдавать правление сестрам — Ладе и Живе.
Сила Мары Наши предки верили и знали, что Мара обладает невероятной магической силой и постоянно ее совершенствует. Именно эта богиня могла направить силы на поддержание света или тьмы. И да, нечто подобное проявлялось и в духовности человека. Чем светлее был его образ при переходе в мир иной — тем легче этот переход осуществлялся, да и бед на него приходилось значительно меньше. Но на этом сила богини не заканчивалось. Ее способности и знания выходили далеко за пределы обычного проводника. Мара обладала способностью изменять ход времени. Причем не только в одном мире, но и глобально. Мара могла забирать жизни не только у смертных, но и у тех, кто обладал бессмертием с рождения. Мара способна дарить новую жизнь.
Иногда богиня предупреждала человека о скорой смерти, посылая ему зашифрованные знаки и сны. Таким образом, она готовила человека к тому, чтобы он подготовился к переходу в мир Нави. В силах Мары было наделить бессмертием человека, который прожил свою жизнь достойно. Силы Мары распространялись на все миры — Нави, Прави и Яви. Атрибуты Мары Атрибутами богини можно назвать все вещи, которые были связаны со смертью человека. Именно поэтому наши предки верили, что если они опознали предзнаменования скорой гибели, то нужно быстро наладить свои дела, попросить у богов пощады и т. Личными же атрибутами Мары можно назвать следующие предметы и существ: Есть еще и менее ужасные символы богини. Они означали смягчение смерти, прощение и спокойную гибель. Можно сказать, что эти предзнаменовения даровали человеку спокойствие, ибо люди верили, что в этом случае Мара сжалилась над ними и переход в мир Нави будет для них не таким ужасным, как мог бы быть. Такими символами считались: Легенды о Маре Несмотря на то, что славянская мифология считается одной из забытых, до нас все же дошли некоторые легенды и сказания о богах наших предков.
И ниже мы попытаемся рассказать вам обо всем, что нам удалось найти о Маре. Мара и Кощей Итак, выше мы уже успели упомянуть, что в некоторых легендах Кощея называют мужем Мары. Но эта же легенда рассказывает и о том, что Мара сумела одолеть его. А дело было так. Однажды Кощей похитил 3 прекрасных царевн из мира живых. Как водится, в старых добрых традициях, на помощь красавицам собрались 3 удалых молодца-богатыря — Зорька, Вечорка и Полуночка. Кощей вышел против них на битву, да и Горына с собой прихватил. Несмотря на всю силу и удаль богатырей, силы их были далеки от равенства. И тогда Даждьбог решил вмешаться. Сорвался он с места и поспешил к Маре, дабы та помогла одолеть ему врага.
За это Даждьбог пообещал исполнить любое ее желание. Тогда Мара отправилась к Ягине в гости. Последняя знала ход в мир Нави и за то, что Мара иногда делилась с ней душами усопших, Ягиня впускала ее туда. Так и велась их дружба долгие века. Так случилось и в этот раз. Спустилась Мара в мир Нави и остановила бойню. Сказала она Кощею, что он может взять ее в жены, а царевен — отпустить. Так и случилось. Но не знал тогда Кощей всей хитрости Мары. Оказалось, что богиня ведает тайну его бессмертия, что в яйце заключена.
Белорусская Мара — «нечисть», сходная по функциям с марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызывающий удушье в Средние века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами. Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском zmora «кошмар» , француском cauchemar «кошмар» , английском nightmare «кошмар», от night — «ночь». Мара-Морена — одна из самых древних, таинственных и загадочных Богинь в Славянских традиционных верованиях. Иногда Она предстаёт в обличье высокой Женщины или, напротив, сгорбленной Старухи с длинными распущенными волосами. Иногда — в облике красивой Девушки в белом, иногда — Женщины, одетой в чёрные одежды или рваную ветошь, с растрёпанными, косматыми волосами[33]. Тем не менее, Мара в русских поверьях не столько образ ночного кошмара, сколько воплощённая Судьба, ведающая о грядущих переменах в жизни обитателей дома Она как призрак часто появляется в доме. Слово «Мара» также означает и «туман», «мгла», «марево». В этом Мара схожа с «Белой Женщиной», повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.
Мара-Морена — это не только Владычица ночи, но также и Полудница, красивая Девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов в жарком летнем мареве. Время Мары — полдень либо полночь дня или года — «переломные» сроки, сочетающиеся также с переломами судьбы человеческой. В образе Мары видят сочетание как рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. Мара-Морена — Великая Мать всего сущего и одновременно воплощённая Смерть, женское лоно и одновременно погребальная Крада. Она подобна морю — материнской стихии, породившей всё живое, чьи воды, тем не менее, непригодны для жизни людей и животных, обитателей этого мира. Таким образом, в мифологическом мышлении Мара может представляться как Сверхличная сила, действующая во Всемирьи, и одновременно как отдельное существо. Сопровождают Морену многочисленные и безымянные мары — бестелесные навии или навки — вестницы смерти. Время года, которому покровительствует Морена — конец осени и зима, сторона света — запад где умирает Солнце , а также холодный север, время суток — ночь лучшее время для Тёмного колдовства...
Чернобог — Навий Владыка 1. Реконструированный Славянский миф, весьма популярный ныне в среде двоеверов, повествует, что давным-давно, когда на Земле царил Золотой век — век Прави, Даждьбог Сварожич был женат на прекрасной черноокой Морене. Вскоре Кощей выкрал Её из Небесных Чертогов, а отправившегося за ним в погоню Даждьбога заманил в ловушку и поверг наземь, разбив Солнечную колесницу Светлого Сварожича.
Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини. За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Заточенная в своей крепости Морена царствует в мире людей лишь четыре месяца. В конце осени силы повелительницы зимы слишком велики, и никто из богов не может помешать ей свободно гулять по Яве. Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле.
И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави. Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Сила богини Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть.
Язычники были убеждены в одушевлённости природы и, как следствие, верили в многобожие, в то, что всем окружающим управляют разные божества. Они верили в сверхъестественные силы, в то, что те сопровождают человека на протяжении всей его жизни, а его душу — после смерти. Они поклонялись умершим предкам, веря в их магическое участие в жизни потомков. То есть мифология славян, основанная на язычестве, слагалась из культа предков, обоготворения и олицетворения сил природы. И в этом ключе в их представлениях появлялись персонажи, подобные Маре.
Мифологическая картина мира древних славян Славянские мифы отражают веру древних в трёхчастное деление мира и двоичность полярных понятий. Трехчастный мир представлялся вертикалью трех царств: небесного, земного, подземного. На небесном уровне жили божества, на земном — люди, подземное царство — мир мертвых, или навь. Царства объединялись общечеловеческим символом — мировым древом. Оно моделирует вертикаль и горизонталь мира, начало и конец жизни.
Четверичная горизонталь соответствует сторонам света: восток — юг — запад — север. Зелёное и сухое дерево представляло дуализм существования — жизнь и смерть. Неразрывность парных двоичных противоположностей создают в мифах противопоставление света и тьмы, верха и низа, правого и левого, солнца и луны, мужского и женского, добра и зла. Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной. Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи.
Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров. В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня! Мара, следуя своему имени, была злым духом. Мара в славянской мифологии — низший дух Божества у древних славян делились на высшие и низшие.
Пантеон высших богов — единый, что свидетельствует о его формировании в эпоху, когда славяне еще не разделились на три ветви. Высшие славянские боги олицетворяли силы природы, ее мощь и ее стихию. Перун, бог-громовник, олицетворял грозу. Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо. Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце.
Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом. Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти. Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды.
У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии. У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым.
У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары. По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду. Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара». В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов.
Как Мара попала в обряды колеса года Славяне, подобно иным арийским народам, понимали круговорот времён года как непрерывную череду борьбы и побед тёмных и светлых сил. Началом годичного цикла у них было рождение нового солнца в весеннее равноденствие — время пробуждения природы, и отсчет колеса года с весенних месяцев сохранялся до 1492 года. Победа света над тьмой, весны над зимой, тепла над холодом воплощалась образом умирающего и воскресающего божества, и таким божеством стала Мара, которую чехи называли вторым именем — Smrtka. Ее возвышение имеет вполне объясняемые истоки: в богиню Мара превратилась из-за соприкосновения славянской языческой картины мира с античной мифологией. Сам же ритуал олицетворения природы и торжества сил плодородия осуществлялся обрядом сожжения чучела, символизирующего зиму, холод, смерть.
Посвящение Мары в божество Ритуал инициации низшего духа Марены-Маржаны в божество случился благодаря находчивости западных славян, владеющих грамотой. В письменных источниках они сблизили ее с античными богинями. Ян Длугош в хрониках «Польская история» ХV в. Древние чехи в фиктивных глоссах из «Mater Verborum» отождествили свою Морану с древнегреческими олимпийскими богинями Гекатой и Персефоной.
Морана: Славянский гороскоп
Морана, Morana | богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности. |
Морана. Славянская богиня 6 класс | Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы. |
Особенности имени
- Морана, Morana
- Богиня Морана в славянской мифологии
- Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
- Богиня Морана в славянской мифологии
Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
Славянская Богиня Мара Мара (Морена, Морана) – одна из самых неоднозначных славянских Богинь. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Мара в славянской мифологии Мара в славянской мифологии Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Морана — одна из главных богинь в славянской мифологии, олицетворение смерти и зимы.