Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Вход в стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. Власти Турции планируют реставрацию мечети Айя-София — бывшего патриаршего православного собора Святой Софии, сообщило 31 октября агентство «Анадолу».
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы
В беседе с Daily Storm религиовед Роман Силантьев предположил, что акция террористов стала возможной благодаря бесплатному входу в Айя-Софию и тому, что движение «Талибан» не запрещено в Турции. В данном случае — горе побежденным грекам, свои святыни в свое время надо было лучше защищать. У нас, русских, таких проблем пока не возникает. Печально, что террористы могут таким образом вести свою пропаганду.
Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества. Фото: Ramin Abdullayev АА.
В Министерстве культуры и туризма страны сообщили, что в 2023 году из России в Турции отдыхали более 4 миллионов человек, россияне по-прежнему возглавляют турпоток. Источник изображения: rtraveler. Однако сумма прохода в храм не уточняется.
Русские ушли, но легче туркам не стало. Османский Ближний Восток изъят французами и англичанами, войска Антанты заняли Стамбул, гарем султана самораспустился в связи с хроническим недофинансированием. Отечество в опасности! Турецкие патриоты во главе с Кемалем Ататюрком поднимают над Анкарой алое знамя с полумесяцем.
Новые власти, отбившиеся от интервентов, аннулировали султанат с халифатом и провозгласили светскость одним из принципов Турецкой республики: религии в жизни страны теперь отводилось второстепенная роль. Оправившись от удара, зажила новой жизнью. До такой степени новой, что в 1935 году указом Ататюрка великая стамбульская Айя-София, бывшая почти полтысячелетия мечетью, была переоборудована в музей. А в 1967 году дело дошло и до Айя-Софии в Трабзоне. Слои османской краски были смыты, и на свет божий показались забытые трапезундские фрески. Вот такими я их увидел в июне этого года: Фрагмент фресок притвора.
Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024
«Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью | Храм Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. |
Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана | святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. |
«Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью | это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. |
«Оставит след в истории, как Путин»: почему Эрдоган сделал Айя-Софию мечетью | Храм Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. |
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя (ныне Стамбула) в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле. Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине).
В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)
От былого православного величия Константинополя практически не осталось и следа, за исключением, наверное, некогда главного храма Византии — собора Святой Софии, хоть и обросшего в XV веке минаретами, но до сих пор не отказавшегося от своего христианского происхождения. Но об этом чуть позже. Мечетей в Стамбуле, пронзающих небо своими стройными минаретами, невероятное множество. Правда, для меня, туриста неискушенного мусульманской архитектурой, все они на одно лицо, поэтому рассказать что-либо об их архитектурных достоинствах я вряд ли смогу.
Вот, например, Новая мечеть, или по-турецки Yeni Cami, — одна из крупнейших мечетей Стамбула. Расположена она у, наверное, самого оживлённого места Стамбула — рядом с Галатским мостом, поэтому мы проезжали мимо неё довольно часто, каждый раз обращая внимание на её внушительные размеры. Но, конечно, особое место среди всех стамбульских святынь занимают две — Айя-София и Голубая мечеть.
Айя-София Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом. Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие.
Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью. Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Айя-София — третий собор, построенный на этом месте. Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году.
Через 44 года она сгорела во время народного восстания. Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
Печально, что террористы могут таким образом вести свою пропаганду. Это дает почву для разжигания новых конфликтов. Но как-то помешать этому, мы, наверное, [сейчас] не сможем», — сказал он. Раньше, скорее всего, им было денег жалко, а теперь вход бесплатный, и они воспользовались случаем», — добавил религиовед.
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ , по которому историческое здание стало мечетью. Теперь там будут проходить традиционные религиозные церемонии мусульман. Музеем здание сделал Ататюрк.
Первый президент Турецкой Республики хотел видеть свою страну светским государством. Но в XXI веке новые власти отменили его решение ради своих политических целей. Лазейка из кризиса Турция еще до пандемии оказалась в состоянии не только экономического, но и социального кризиса. Граждане все меньше доверяют властной верхушке и чувствуют все большее давление. Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман. Об этом в беседе с «360» заявил турецкий журналист Тунджа Ойретен. Единственный способ для нее сохранить власть — это сделать что-то связанное с религией. Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама. Таких в Турции почти половина населения», — поделился он.
Незадолго до этого Госсовет республики аннулировал решение от 1934 года о превращении собора в музей.
В марте 2019 года Эрдоган выступил с предложением изменить музейный статус собора Святой Софии в Стамбуле. В тот же день Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
До этого, пока Айя-София считалась музеем, входной билет стоит 100 лир (около $15 на тот момент). Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. До этого, пока Айя-София считалась музеем, входной билет стоит 100 лир (около $15 на тот момент).
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов
Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду.
Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей.
Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.
Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа.
А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого.
Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель.
Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.
Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться.
В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса.
Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа.
Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован».
Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты.
В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин.
Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором.
В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе.
В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города.
Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор.
Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете.
В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже.
Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий.
Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями.
В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора.
В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни.
Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится.
Было доведено до внимания, что со дня сдачи в эксплуатацию в 537 году по 1453 год Айя-София действовала как церковь, с 1453 по 1934 год — как мечеть, впоследствии была музеем, а сегодня снова функционирует как мечеть-музей. Решением Кабинета Министров Турции от 24 ноября 1934 года Айя-София перестала функционировать как мечеть и открыла свои двери для посетителей как музей. Члены делегации после ознакомления с мечетью Айя-София пообщались с горожанами. Было отмечено, что турецко-азербайджанское единство имеет большое значение в мире и в регионе. Граждане в очередной раз напомнили о тезисе «Одна нация, два государства».
Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея.
Он создает некое тройное послание. Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром. Никакой практической необходимости в создании в центре Стамбула такой мечети просто не существует. Совсем рядом со Святой Софией была выстроена знаменитая Голубая мечеть. Она была создана, как и большинство мечетей в Турции, по образцу Святой Софии — настолько сильное впечатление на мусульманских архитекторов произвело это творение эпохи Юстиниана. Кроме Голубой мечети вокруг много больших и малых мечетей.
Так что это символический жест, а также попытка заручиться дополнительными очками накануне скорых выборов. Вид на Святую Софию и Голубую мечеть. Фото: rawpixel. Он уже давно позиционирует себя как главный лидер этого мира и многие свои внешнеполитические жесты соизмеряет с этим статусом. Обращение Святой Софии в мечеть — это символ и некое утверждение, кто в доме хозяин. Также это и жест, обращенный в сторону христианского мира, Европы и всех международных институтов, которые категорически против этого акта.
Они все прекрасно понимают, что это не какая-то частность, не какой-то сюжет, связанный с обращением конкретного музея в действующее богослужебное пространство. А демонстративный отказ Эрдогана и Турецкой Республики от пути и стратегии, когда-то обозначенной «отцом нации» Мустафой Кемалем Ататюрком, который, превратив Святую Софию в музей, обозначил свой курс превращения Турецкой Республики в светское государство, которое стремится к объединению с Европой. Статус Ататюрка в Турции сопоставим, условно говоря, со статусом Ленина в СССР, его портреты — на турецких деньгах и чуть ли не в каждом втором окне. Он — один из главных национальных символов. Намеченный им путь развития государства закрыт передачей Софии.
Исследовательница Византии Наталья Тетерятникова, упоминает об этом в своей статье, опубликованной в журнале «Пера»: «При активной поддержке МИД США и Американского посольства в Анкаре между Ататюрком и Уиттимором велись переговоры, в результате которых «Айя-София» была закрыта как мечеть и открыта вновь в качестве музея». Кроме того, эти культурные! Первый приказ от турецкого врага лорда Керзона Если вспомнить высказывание от 1918 года английского лорда Керзона, известного своей враждебностью по отношении к исламу и туркам, о том, что «Айя-София», бывшая христианской церковью, конечно же снова будет возвращена в прежнее состояние», то становится понятно, что «операция мозаика» Уиттимора является «Крестовым походом», приказ о котором был отдан англичанами. В результате этих «переговоров» «Союз Византийского института» убедил президента Мустафу Кемаля, и 7 июня 1931 года кабинет министров принял следующее решение: «Разрешить мистеру Т. Уиттимору выявить мозаики, оставшиеся под штукатуркой мечети «Айя-София», и давать экспертизу». Так было вырвано разрешение! Часть решения, касающаяся «экспертизы», была важной. Никто не знает, насколько правдивым было утверждение, переходившее из уст в уста, о том, что «когда «Айя-София» была превращена в мечеть, мозаики на стенах были замазаны штукатуркой». А что, если под штукатуркой ничего не окажется?.. Как раз в такие моменты и начинался процесс «экспертизы», для которой у Уиттимора также были полномочия. Мусульмане, не знавшие о том, что «после открытия мозаик мечеть будет закрыта», опасались, что, когда раскопки, начатые с залов и коридоров, дойдут до мечети, уже будет «невозможно совершать намаз». Однако «местный» член Византийского института Халиль Этхем Бей, продемонстрировав свои глубочайшие религиозные познания! Уиттимор возвел деревянные леса непосредственно в зоне мечети и приступил к работе. Он хотел проверить, есть ли мозаика под сурой «Ан-Нур», что была написана на куполе и частично разрушена швейцарским архитектором Фоссати, и даже начал ее скрести, однако ему этого не разрешили. Уиттимор, не пожалевший великолепной каллиграфической работы кадыаскера Мустафы Иззет Эфенди, все же сжалился над коврами. Несмотря на толстые шторы под лесами, под предлогом, что «на них осядет пыль», он приказал убрать ковры. Конечно же, в связи с этим мечеть «Айя-София» на время была закрыта для совершения поклонений! Кто же знал, что нет ничего более постоянного, чем временное… Из-за того что работы здесь все никак не могли завершиться, мечеть тоже не открывалась. В этот период мечеть была взята под полицейское оцепление и туда не подпускали в особенности турок и мусульман. В начале Уиттимор потратил очень много времени и усилий на «экспертизу». Из-за того, что верхняя часть лесов была плотно занавешена черными шторами, никто не мог увидеть того, что под штукатуркой ничего нет… Разве шедевральные надписи не были произведением искусства? В Византии в период иконоборчества 726—842 , когда живопись считалась харамом, мозаики в соборе «Айя-София» были стерты, а затем вновь восстановлены. Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой. Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили. Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет. На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет! Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку». Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству».
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
Айя-София первая платной будет. Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора.
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил праздничный намаз в мечети Айя-София в Стамбуле.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Это решение позволяет проводить в здании мусульманские богослужения. Незадолго до этого Госсовет республики аннулировал решение от 1934 года о превращении собора в музей. В марте 2019 года Эрдоган выступил с предложением изменить музейный статус собора Святой Софии в Стамбуле. В тот же день Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента.
В данном случае — горе побежденным грекам, свои святыни в свое время надо было лучше защищать. У нас, русских, таких проблем пока не возникает. Печально, что террористы могут таким образом вести свою пропаганду. Это дает почву для разжигания новых конфликтов.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.
В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В.
Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75].
Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами.
Ограничились публичными заявлениями и обращениями. При этом возражения как политиков, так и представителей христианских церквей звучали довольно неожиданно: «Мы не хотим, чтобы здесь кто-либо молился, пусть Святая София остается музеем и только музеем».
Тем не менее ситуация радикально изменилась: да, Святая София останется музеем, но и молиться в ней вновь начнут мусульмане. Почему так случилось? На протяжении 900 лет он служил главным храмом Византийской империи, но был полностью разграблен и стал мечетью сразу после падения Константинополя, в мае 1453 года.
Для Османской империи мечеть, получившая название Айя-София, стала символом завоевания: христиане проиграли, и турки-победители «выгнали» из храма христианского бога и посвятили здание другому богу — Аллаху. Таким образом на следующие 482 года Святая София, стала символом не только падения Византии, но и исторической слабости Православной церкви. Мечеть существовала до тех пор, пока не пала Османская империя и новое государство на этой территории — Турецкая республика — не провозгласило себя секулярным, то есть свободным от влияния ислама.
Это повлекло и новое изменение статуса Святой Софии. Краткая историческая справка необходима для подтверждения довольно простого факта: каждое изменение статуса Святой Софии связано с грандиозными политическими переменами. Они открыто отказались от секулярного наследия Ататюрка, что позволяет говорить о возможном возвращении к идее Османской империи.
Речь, повторю, идет о символах, но символах очень значимых. Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый?
В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд.
Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Айя-София первая платной будет. В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз. Вход в стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu.