Первый абхазский кириллический алфавит, состоящий из 37 букв, разработал русский языковед барон Петр Услар. Сегодня абхазские буквы имеют основу из видоизмененного кириллического алфавита. Для этого наречия характерно маленькое количество гласных и большое число согласных звуков: из 64 букв только 6 гласных.
Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных — полный список букв в абхазском алфавите
Вероятно, многие задаются вопросом: сколько же букв в абхазском алфавите? И будет удивительной новостью, что абхазский язык содержит в себе целых 64 буквы. кий алфавит состоит из 54 букв. 13. В Абхазском алфавите имеется 54 буквы. Абхазский алфавит на латинской основе (1928—1938) (в связи с отсутствием ряда символов этого алфавита в Юникоде они переданы с помощью изображений). Согласные буквы в абхазском алфавите Абхазский алфавит, также известный как абхазо-адыгейский алфавит, состоит из 62 букв.
Сколько букв в абхазском языке — алфавит насчитывает целых 64 символа!
[3]. Сегодняшний абхазо-кириллический алфавит содержит множество букв, которые существуют только на абхазском языке. Сколько букв содержится в Абхазском алфавите? полный перечень. Абхазский алфавит является 62 буквы кириллицы используются для записи в абхазами. В Абхазии на абхазском говорят около 100 тысяч человек. В современном абхазском алфавите 64 буквы. Смотрите видео онлайн «Абхазский язык | как говорят абхазы» на канале «» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 сентября 2023 года в 13:27, длительностью 00:01:00, на видеохостинге RUTUBE.
Смотрите также
- Всемирный абхазо-абазинский конгресс
- Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных
- Сколько букв в абхазском алфавите
- Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
- Report Page
Сколько букв в абхазском алфавите
С другой стороны, абхазский алфавит содержит 56 согласных букв. В согласных буквах абхазского алфавита можно найти такие звуки, как б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, х, ц, ч, ш, щ, ф, х, ч, ц, з, дз и т. Каждая из этих букв обозначает определенный звук, который передается при произнесении слова. Таким образом, можно сказать, что абхазский алфавит содержит как гласные, так и согласные буквы, которые вместе обеспечивают полный набор звуков для этого языка. Это позволяет написать и правильно произнести любое слово на абхазском языке.
Структура абхазского алфавита: гласные и согласные в сочетании Абхазский алфавит состоит из 62 букв. В нем встречаются и гласные, и согласные.
При спряжения префикс а- и суффикс -ра отпадают. Сара сцоит - я иду. Ты муж знаешь? Ты жен работаешь? Армия — ар. Виноград — ажь. День — амш. Естественно, вполне возможно, что предки части людей, носящих эти фамилии, по разным социальным причинам могли поселиться здесь в XIX—XX вв.
Что же касается Абжуйской Абхазии, здесь удельный вес грузинских фамилий более высок: например, почти все абхазское населения села Квитоули абх. Кутол носит исключительно грузинские фамилии. Название, несомненно, является грузинизированным вариантом абхазской формы Айтарны, оформленной абхазским топонимическим суффиксом -ны. Основа Айтар является именем языческого семиликого божества скотоводства. Особенно важен анализ абхазских терминов, связанных с христианской религией, которые указывают, что предки абхазов не имели прямых контактов с греками и христианизировались лишь в позднефеодальную эпоху с помощью грузин. Тем самым опровергается и достоверность гипотезы о том, будто абасги и апсилы являлись предками абхазов сходство терминов абасг и апсил с терминами абаза, абхаз и апсуа нельзя считать решающим фактором, ибо, как известно из мировой истории, этнонимы и племенные имена неустойчивы и часто меняют этническую семантику. Наше заключение, в первую очередь, опирается на тот факт, что в абхазском языке для обозначения греков используется не какой-либо греческий автоэтноним эллин, йон, грек , а этноним, заимствованный из мегрельского диалекта абырзен ср. Не менее значимо и то обстоятельство, что в абхазском языке не только греческие христианские термины, но и греческая лексика других отраслей заимствована через грузинский письменный язык или мегрельский диалект. Основная масса абхазов, проживающая в бассейне Кубани, видимо, оставалась язычниками до позднего средневековья, когда началось экспансивное расселение абхазов в Причерноморье, заселенном христианскими грузинскими племенами. Именно в процессе их ассимиляции абхазы должны были усваивать как собственно картвельскую, так и картвелизованную греческую христианскую лексику в виде субстрата.
Анализ абхазской лексики показал, что в абхазском сванская лексика не выявляется ни в одной отраслевой группе, за исключением топонимов, хотя факт проживания сванов на территории современной Абхазии в зоне между реками Кодори и Псоу с древнейших времен неоспорим. Отсутствие сванизмов в абхазском можно объяснить лишь тем, что ассимиляция сванов мегрелами произошла гораздо раньше, чем предки абхазов появились на этих землях вспомним проживание смешанных племен под названием сваноколхов в раннефеодальную эпоху. Естественно, по этой причине сванская лексика не могла попасть непосредственно в абхазский язык. Что же касается мегрелизмов, то они вместе с мегрелизованной лексикой весьма широко представлены во всех слоях абхазской отраслевой лексики, часть из них следует считать субстратом, а другую часть — заимствованием. Мы должны отметить и то, что мегрелизмы шире представлены в абжуйском диалекте абхазского языка, нежели в бзыбском, но почти отсутствуют в абазинских диалектах. В христианской терминологии абхазского языка привлекает внимание группа слов, которые дают возможность хотя бы приблизительно установить время заимствования картвелизмов абхазским языком. Например, представляет интерес слово авхвама от мегр. Сравнение его со сванским лакхвам молельня указывает на то, что в мегрельской форме изначально должен был присутствовать гортанный согласный кх, который в случае заимствования слова окхваме абхазским языком до X—XIII вв. Присутствие в бзыбском в этой основе простого согласного х подтверждает факт заимствования этого слова лишь после X—XIII. В обоих диалектах абхазского языка для обозначения большой восковой свечи употребляется слово акялантар от мегрельского келантари ср.
Исходя из того факта, что как греческая праформа, так и литературный грузинский вариант сначала обозначали подставку для свечи, а не свечу ср. Еще один пример: после XV в. Как известно, именно c XV в. Чкондидский эпископ являлся главой церкви Самегрело, а до этого начиная с XII в. Важно и то, что как в XV в. Важно и то, что в абхазском отсутствуют или калькированы с мегрельского фразеологизмы и идиомы библейского происхождения, а это также свидетельствует, что христианство среди абхазов стало распространяться не ранее XVI в. Для установления маршрутов миграций абхазских племен неоценимы данные абхазской ботанической терминологии, анализ которой показал, что большая часть из 262 ботанических терминов заимствована из мегрельского диалекта или грузинского литературного языка сванская лексика и здесь отсутствует. Из 120 названий культурных растений более четверти 34 названия являются картвельскими по происхождению, или же заимствованы через посредство картвельского языкового мира. К этой группе относятся названия следующих важных растений: рожь, ячмень, репа, свекла, огурец, абрикос, сорта фасоли и т. Сравнительно меньше картвелизмов в терминологии диких растений — 20 названий из 145.
В эту группу входят названия осоки, лютика, барбариса, люцерны, плюща, свинороя и др. Среди названий диких растений абхазским языком заимствованы имена растений, имеющих важное практическое значение в жизни и деятельности человека, однако не заимствованы названия тех диких растений, ареал распространения которых ограничивается исключительно высокогорьем субальпийский и альпийский пояс , заимствованы лишь названия тех культурных и диких растений, которые распространены в низовьях гор, на плоскости и в болотах. По нашему мнению, этот факт прямо отражает маршруты миграции предков абхазов из бассейна Кубани к приморским и низменным местностям современной Абхазии через горные перевалы Большого Кавказского хребта. Из плоскостной части, низкогорья и среднегорья бассейна Кубани абхазы, видимо, сначала поселились в высокогорной полосе северных склонов Кавказского хребта см. Ламберти и так называемую латино-французскую карту 1654 г. При переселении абхазов с северного высокогорья в высокогорье южных склонов Большого Кавказа не было необходимости заимствовать из мегрельского диалекта или литературного грузинского языка терминов, отражающих высокогорную природу, ибо она уже была отражена исконно абхазской лексикой, однако при заселении абхазами уже давно забытых ими низменностей и болотистых мест в абхазском возникла необходимость заимствовать у местных мегрелов термины, отражающие новую для пришельцев среду. Важны также сведения карты Джакомо Гастальди 1561 г. Ламберти 1654 г. Также важны сведения И. Татищева о наполнении Северного Самегрело, т.
Важные сведения содержат фольклор и этнография абхазов. Например, предания о приходе их предков с Северного Кавказа распространены среди фамилий Зухба, Авидзба, Ашуба, Бганба и др. По сведениям абхазского этнографа Л. Акаба, большинство абхазских фамилий, особенно проживающих в предгорьях Абжуйской Абхазии, при выполнении общефамильных обрядов высочайшим и сильнейшим покровителем считают не находящиеся в непосредственной близости древние христианские храмы Илори, Мокви, Бедиа, Дранда , а находящееся в нескольких десятках километров от их места обитания в верховьях р. Бзыбь языческое святилище Налкуба, или Псхвыныха, что ясно указывает на маршрут движения предков абхазов сначала с Северного Кавказа к истокам Бзыби, затем в ее низовья, а оттуда через Сухуми в Абжуа. На этот же маршрут указывают даже две формулы приветствия, распространенные среди абхазов и по сей день. Возникает вопрос: почему абхазы желают аробщикам и пастухам, чтобы они благополучно отнесли груз или отогнали скот именно выше, а не к морю или куда-либо в другом направлении? Потому, что эти формулы явно возникли в тот период, когда основная масса абхазов обитала в труднодоступных горах и было актуально пожелать ближнему благополучно преодолеть горные преграды. В этой связи привлекает внимание и семантика слова ага, заимствованного абхазским языком из мегрельского, где оно означает берег. Ага в абхазском обозначает как море и приморье, так и юг см.
Сухуми, 1986. В нынешней Абхазии море в строго южном направлении находится лишь на протяжении нескольких километров — от города Гудаута до близлежащего села Псырцха, в других же приморских частях море с берегом граничит либо с запада, либо с юго-запада. Ассоциация моря и морского берега с Самегрело и с югом является неоспоримым отголоском того времени, когда территория нынешней Абхазии была заселена только грузинами и входила в состав Самегрело. О маршруте миграции абхазских племен из Бзыбской Абхазии сначала по направлению к Сухуми, а затем в сторону Абжуа указывает и география распространения некоторых своеобразных звуков в абхазском языке. Как известно, абхазский язык имеет два диалекта: бзыбский и абжуйский. Главнейшей основой дифференциации диалектов является существование в бзыбском диалекте тех 9 специфических согласных, которых нет ни в абжуйском диалекте, ни в литературном абхазском языке. В этом отношении важно, что звуковой состав абжуйского диалекта, распространенного в непосредственном соседстве с мегрельской речью, более нов и прост, нежели у бзыбского диалекта, с одной стороны, и ашхарско-тапантского диалекта абхазского языка — с другой К. Отмечается также существование тенденции упрощения в обоих диалектах абхазского языка фарингальных согласных кх и кхв, подобно изменениям согласного кх в картвельском языковом мире. Таким образом бзыбский диалект занимает среднее, переходное место между абазинскими диалектами и абжуйским, ибо в абазинском языке согласные кх и кхв имеют твердую позицию, а в абжуйском они обретают положение, соответствующее правилам картвельского языкового мира К. Неодинакова ситуация и в отношении присутствия специфических свисяще-шипящих согласных даже в говорах бзыбского диалекта, в которых замечается зональный характер распространения названных специфических согласных.
Учитывая эти данные, считаем единственно верным предположение, что географические особенности сохранения или утраты названных специфических бзыбских согласных не являются случайным фактом и связаны с маршрутом передвижения абхазских племен: тенденция утраты специфических согласных в бзыбском диалекте усиливается с запада к юго-востоку от отхарского к аацинскому говору , что, по нашему мнению, явно вызвано более сильным влиянием субстратного слоя мегрельского диалекта и живой мегрельской речи на говоры, распространенные юго-восточнее. Видимо, абхазы поселились сначала в зоне распространения отхарского говора конечно, после того, как спустились с верховьев Бзыби и впоследствии начали мигрировать в сторону реки Гумиста и города Цхуми ныне Сухуми , а затем и в сторону Абжуа. На последнем этапе к ним присоединились и другие абхазские племена, перевалившие через Большой Кавказский хребет в верховья Кодори и спустились вниз по течению этой реки. На это, помимо отмеченных выше обстоятельств, указывают и особенности речи потомков батумских абхазов, выселенных во второй половине ХIХ в. В их речи свистяще-шипящих согласных вовсе нет, тогда как в речи тех батумских абхазов, которые являются потомками абхазов, выселенных из зоны от реки Бзыбь до Адлера, эти специфические согласные широко употребляются Э. Итак, полное исчезновение в абжуйском диалекте абхазского языка 9 специфических согласных и сильно выраженный зональный характер тенденции исчезновения этих согласных в говорах бзыбского диалекта прямо отражает уровень интенсивности влияния картвельского субстрата и живой мегрельской речи на абхазский язык, те же данные говорят и о волновом характере миграции предков абхазов с Северного Кавказа на территорию современной Абхазии. Многие из них широко употребляются и по сей день, хотя некоторая часть этих слов и изменила свое прямое первоначальное значение. Некоторые слова практически вышли из употребления и сохранились только в народной памяти, иногда их можно услышать только от пожилых людей. В абхазском языке имеется значительное количество слов, имеющих непосредственную связь с обрядами и положениями Ислама, его историей, что свидетельствует только о самоопределении абхазов как мусульман. В абхазском языке Всевышний в настоящее время традиционно именуется Анцва Ду, что не противоречит канонам Ислама, если вкладывать в него смысл Единого, не рождавшего и не бывшего рожденным Бога, посылавшего людям пророков и посланников, последний из которых Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует.
Анцва по своему значению соответствует персидскому «Худай», тюркскому «Тенри», славянскому «Бог», часто употребляемым мусульманами Евразии. Слово Аллах, прекраснейшее из имен Всевышнего, в настоящее время употребляется не часто, его применяют, как правило, пожилые абхазы. Возможно, уже в советский период в этом сыграл роль, ставший традиционным для мусульман Абхазии, обычай сокрытия веры. Как пример — описание в полевом дневнике Галины Старовойтовой, проводившей здесь этнографическую экспедицию: «Называет мысленно бога "Аллах". Анцва — по-абхазски» О 60-летней жительнице поселка Хабью Нюре Канжолия, 1981 г. Красноречивое свидетельство о широком использовании в народе слова «Аллах» еще до основной волны хиджры приводит в своих «Воспоминаниях кавказского офицера» русский военный шпион Ф. Он побывал в Абхазии в 1835 г. С криком: Аллах! Имя Аллаха можно услышать в считающихся традиционными для абхазов формулах: перед любым хорошим делом говорится «Псымиллах» от арабского БисмильЛляh «С именем Аллаха» , а в знак одобрения, чтобы не сглазить, «МашьАллах» — от арабского Ма ша Аллаh — «Так пожелал Аллах». В абхазском языке часто используется и восклицание «Йа Рабби!
Упоминанием Аллаха является и абхазское выражение «Аферым», означающее «браво» от фарси афарин, упрощенное от Афаридегяр — Всевышний. Традиционное абхазское приветствие «Асалам» от арабского Салям буквально означает «мир», является однокоренным со словом «Ислам» и упрощением от мусульманского приветствия «Ассаляму алейкум». Производное от него асалам шеку — письмо буквально «письменное приветствие». Широко применяется в современном абхазском и многими воспринимается как исконно местное, слово «апааимбар», происходящее от фарси «пайгамбар» и означающее «приносящий весть», то есть пророк, посланник. Этот термин и по сей день широко распространен среди персо- и тюркоязычных народов, им обычно называют пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог или иногда других пророков Аллаха с добавлением его имени например, Муса пайгамбар, Иса пайгамбар.
На нём говорил малочисленный народ убыхи, живший в окрестностях современного Сочи.
Этот язык - мировой рекордсмен по количеству букв в алфавите. Их в нём аж 92 и почти все согласные. Убыхский алфавит. К сожалению, последний известный носитель языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году в Турции в деревне Хаджиосман. Есть энтузиасты, которые пытаются его учить, недавно вот даже записали песню. Звучит интересно, похож на абхазский: Лично для меня языки абхазо-адыгейской группы слышатся какими-то грубоватыми, в целом, слушать интересно.
Но находятся люди, которые считают абхазский и прочие даже красивыми. Месяц Абхазии в ДП, нетипичный обзор многогранной территории. Места, персоналии, события и т.
Также в немного изменённом виде этот алфавит использовался в букваре 1892 года, составленном К. Мачавариани и Д. Алфавит из букваря А.
Чочуа 1925 В 1887 году монография Услара была переиздана М. При этом использованные в первом издании рукописные начертания букв были заменены печатными, а в их внешний вид были внесены некоторые изменения. В частности, седиль была заменена надбуквенной запятой, а грузинские буквы заменены кириллическими. В дальнейшем абхазская письменность стала развиваться на основе именно этого варианта алфавита [2]. В конце XIX века модифицированный вариант алфавита Услара-Завадского был принят Абхазским переводческим комитетом, который занимался переводом Библии на абхазский язык.
Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»
Он основан на грузинском алфавите и был модифицирован специально для письменности абхазского языка. В абхазском алфавите присутствуют как гласные звуки, так и согласные звуки. Гласные звуки обозначаются символами, а согласные звуки могут быть обозначены одной или несколькими буквами. Некоторые буквы имеют ударение, которое может менять значение слова. Особенностью абхазского алфавита является наличие ряда диграфов — комбинаций двух букв, обозначающих один звук. Также, некоторые буквы имеют диакритические знаки, которые изменяют звук, к которому они относятся. Использование абхазского алфавита регулируется официальными нормами и стандартами, установленными органами, занимающимися развитием абхазского языка. Буквы алфавита используются для написания различных литературных произведений, учебных материалов и официальных документов на абхазском языке. Абхазский алфавит имеет 64 буквы. В абхазском алфавите присутствуют диграфы — комбинации двух букв, обозначающие один звук.
Восточный Бук — дерево, которое прочно находится на первом месте в этой стране, так как занимает более половины всех лесных насаждений. В фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» леденящая кровь схватка знаменитого сыщика с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада снималась у Гегского водопада в Абхазии. Жители Абхазии называют свою страну «Апсны», что означает - Страна души.
Не смогли подобрать подходящий тур? Оставьте заявку, и мы найдем то, что Вам нужно.
В истории абхазской письменности выделяется 4 этапа: 1862—1926 годы — письменность на основе кириллицы 1926—1938 — письменность на основе латиницы 1938—1954 — письменность на основе грузинского алфавита с 1954 — письменность на основе кириллицы Так вот в зависимости от алфавита и выделяется число букв. В первом абхазском алфавите было 55 знаков Абхазский алфавит на основе грузинского имеет 33 буквы грузинского алфавита.
Печатная форма алфавита Услара с дополнениями и изменениями М. Алфавит Переводческого комитета. Аналитический яфетидологический алфавит Марра. Латинизированный алфавит Н.
Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных?
А именно — сыше 150; В стране невероятная погода: количество солнечных дней стабильно превышает 200 чаще всего указывается цифра 220. Это больше 7 месяцев! Правда, в отличие от Поднебесной, она скромнее, и тянется на 160 километров. Зато она украшена почти 2000-ми башнями; Почти половина населения страны по результатам переписи живет в горной местности; Город Гал основал один из самых знаменитых долгожителей Абхазии Кецба Тлабганом.
Он прожил… 140 лет! Интересные сведения, касающиеся истории Абхазии: Особый обряд погребения умерших названный воздушным берет исчисление с древнейших времен, с эпохи «колхидской бронзы». Этот обряд соблюдался до 18-го века; В резиденции, расположенной вблизи озера Рица, вождь Сталин принимал в гости лидера Китая Мао Цзе Дуна.
Китайский лидер признался, что ошеломлен красотой и величием горного озера; Село Дурипш — уникальное место в сельской местности, которое принимало в разные годы в гости сразу трех политиков мирового значения: Хо Ши Мина, Хрущева и Фиделя Кастро; Виноделие, которое является жемчужиной сельского хозяйства страны, возникло за несколько тыс.
Место действия сцены — Гегский водопад; Причиной образования самого крупного на всем Кавказе озера Амткял послужил мощный обвал в горах, ставший следствием мощнейшего землетрясения в октябре 1891 года; Получившие ранения во время многочисленных сражений воины Абхазии, согласно традиции, скрывали муки и боль от всех, кто их окружал. Вместо стонов они, как могли, пели специальную песню о ранениях; Уникальный старинный свадебный обычай в стране можно встретить и в настоящие дни. Суть обычая: на свадьбе у жениха отсутствует… непосредственно сам жених, а также — ближайшие родственники возлюбленной!. Абхазия, наиболее занимательные даты и цифры: Пальмы в Абхазии удивляют своим разнообразием. В стране,в общей сложности, растет около двадцати видов этих красивых деревьев; В Сухуме возведен самый первый памятник, посвященный… обезьянам!
Согласно надписи на памятнике, многие страшные недуги людей изучались с дальнейшим нахождением средства лечения именно благодаря опытам, проводимым на обезьянах; Территория Абхазии славится большим количеством сохранившихся дольменов — их около пятидесяти. При этом, они значительно старше, чем пирамиды Египта; Сухумский Ботанический сад известен как один их старейших садов, его коллекция удивительных растений начала формироваться еще в 1838 г. Это произошло в 1933 году; Абхазские свадьбы и ныне бьют все рекорды по количеству приглашенных.
Розена, П. Палласа и Ю. Клапрота [2]. Кириллица Услара Абхазский алфавит в версии М. Услар издал первую грамматику абхазского языка — монографию «Абхазский язык». К этой книге была приложена первая абхазская азбука. Абхазский алфавит, составленный Усларом, в своей основе имел кириллицу. При создании алфавита Услар использовал разработки академика Шёгрена , использованные им в 1840-е годы для создания осетинский кириллической письменности.
Существуют и исключительные буквы, отсутствующие в грузинском алфавите. Абхазский алфавит имеет 28 гласных знаков и 34 согласных знака. Гласные знаки в абхазском алфавите представлены гласными знаками и их модифицированными формами. Согласные знаки включают общеупотребительные и редко используемые сочетания звуков. Абхазский алфавит может быть представлен в виде таблицы, где каждая буква сопровождается соответствующим фонетическим символом: А — [а].
Где разговаривают на абхазском языке? !
Учительница средней школы Республики Абхазии (носитель языка) произносит буквы и примеры слов с участием этих букв. С 1954 года принято начертание букв абхазского языка на основе графики русского алфавита. 1-Услар Созданный им алфавит был основан на русской версии кириллицы, и состоял из 55 букв, охватывая все фонемы абхазского языка, включая расширенный состав фонем бзыбского диалекта. В нем было 76 букв, и он назывался "абхазский аналитический алфавит".