новости России и мира сегодня. "Конец тебе, дедушка!" по-татарски (разумеется, в разных регионах произносится по-разному чуть-чуть). Смотрите видео на тему «Татарский Анекдот Про Дедушку» в TikTok. Переводы «дедушка или бабушка» на татарский в контексте, память переводов.
Дедушка перевод с русского на татарский:
Татарский Дед Мороз торжественным парадом проехал по выставке «Россия» | дед, дедушка, старик. |
Татарский Дед Мороз получает до 8 тысяч писем ежегодно | Часть терминов родства в татарском идентичная с таковыми в азербайджанском и стамбульским турецком,а часть разнится в значениях, no mozhet, kto-to e. |
Рашид Сюняев: «Я никогда не жил в Казани, но с детства знал, что это столица татар» | Новости. Проект Familio. |
Татарский Дед Мороз получает до 8 тысяч писем ежегодно
2014 Санкции против России простым языком#россия #новости #политика #санкции Санкции против России простым языком#россия #новости #политика #санкции Слабым, Не Смотреть! Тюрьма Пожизненно Черный Дельфин АД для Зеков! Вся имеющаяся информация о слове Дедушка: род, число, часть речи, возможные опечатки, возможные грамматические ошибки. Кыш Бабай – зимний волшебник-даритель, татарский Дедушка Мороз, в дословном переводе на русский «зимний дед». дед, дедушка, старик. Вся имеющаяся информация о слове Дедушка: род, число, часть речи, возможные опечатки, возможные грамматические ошибки.
Блог посвящен деревне Трехозерки Краснооктябрьского района Нижегородской области
- 20090510-PICT2170
- Как пишется дедушка на татарском языке
- Inde Question. 4 вопроса о татарском языке
- Татарский Дед Мороз пожелал россиянам добра в наступающем году | ОТР
- Уважение к старшим в названиях
- Лучший комментарий
Как пишется дедушка по татарски
Почитав произведения знаменитого национального поэта Габдуллы Тукая, она узнала о Кыш Бабае и его помощниках. Сегодня татарский волшебник живет в 2-этажном деревянном доме, вокруг которого растут ели, а на озере за особняком в теплое время года можно увидеть лебедей. Кыш Бабая здесь вы встретите лишь в зимний период. В остальные месяцы его резиденция становится музеем, посвященным татарскому поэту Габдулле Тукаю. Для новогоднего оформления особняка волшебника используют мишуру.
Лестница ведет на 2-й этаж. Каждая ее ступенька служит для выполнения одного желания. Ступая по ним не спеша, можно загадать несколько желаний. Второй этаж служит опочивальней татарского Деда Мороза.
Здесь на столе стоит большой самовар. По вечерам волшебник гоняет чаи со своими помощниками. Другой стол предназначен для писем, которые отправили ему дети.
Новогодние письма с пожеланиями можно написать любому их них. Как написать письмо, с чего начать? Конечно, сначала нужно поздороваться, потом немного написать о себе, как зовут, чем занимаешься, увлекаешься. Потом нужно описать несколько своих добрых поступков, совершенных за год.
Слова приветствия и вежливости никогда не будут лишними и более того, поспособствуют коммуникации в положительном ключе. Данный тематический словарь подразделен на самые обыденные и часто употребляемые категории, такие как общие вопросы, обращения, просьбы, ориентирование в незнакомой местности, числительные и многое другое.
Русско-татарский разговорник с переводом и произношением может быть полезен как в деловой, так и в обычной туристической поездке. Для удобства разговорник можно скачать в формате pdf. Встреча, приветствие, знакомство.
Ее платье скроено на манер национального платья. Кстати, она сама готовит наши любимые татарские блюда бэлиш и чак-чак и угощает гостей. Которые скромные и читают стихи или хулиганистых? Я их называю улым и кызым — сын и дочка.
К тому же непоседы понемногу могут побороть свои плохие привычки. Я знаю много хороших людей, которые выросли из шалунов. Ведь письма вам приходят пачками. Часто упоминают куклы, конструкторы лего. Кстати, многие указывают, чтобы я и маму, и папу, и сестренку не забыл, не обошел их вниманием. Но вообще ребята скромны в своих желаниях — не требуют чего-то дорогого. А часто и вовсе просто желают всем здоровья и радости. Злых заказов, например, отомстить обидчику, совсем не бывает.
И я знаю, почему - от них у нас избавляет Шурале леший на сказочной тропе. Уже несколько лет дети просят, чтобы не было войны. Ведь они знают, что происходит в мире, и очень переживают. Случается, и взрослые присылают письма. Помню послание одной бабушки.
Поздравление от татарского Деда Мороза — Кыш Бабай
Родные не оставляют ветерана одного. Дети приезжают к нему по нескольку раз в неделю — помогают по дому и в огороде, поздравляют со всеми праздниками. А недавно главу семейства чествовали в связи с 87-летием. Один особенно мне понравился, про прадедушку. Стол просто ломился: салаты, горячее и даже домашний торт.
Алкоголя не было — я за здоровый образ жизни. Жавдат Аминов энергичен и полон сил. Он не привык сидеть без дела. Летом занимается огородом: выращивает помидоры, огурцы, картошку, редис.
Урожаем обязательно делится с близкими. А еще у ветерана есть довольно необычное хобби — он собирает велосипеды.
Говорят, что большую часть пути с Поволжья шли пешком. На дорогу уходило 2 -3 года. Сюжет Хабаровский край Татары — один из коренных народов Поволжья, имеющий богатую историю и культуру. В прошлом они были известны как искусные воины и умелые ремесленники, строили города и развивали торговлю. В Хабаровске татары селились слободами. У них была мечеть была в центре краевого центра, пока «по доброй воле» подарили в тридцатых годах прошлого века советскому государству. У этого народа было все — и ратные подвиги во время войны, и героический труд на советских стройках ради светлого будущего. Дома же в семьях бережно хранили, как могли, огонек древней татарской культуры, хранили родную речь, а в этом тысячелетии построили мечеть в краевой столице.
Важно: в татарском языке допускается вставлять русское слово, если не знаешь как его сказать на татарском. Раньше у меня был дядя Шамиль брат моего отца , про него, косвенно, и будет речь. Однажды к моей маме пришла моя тётя сестра моего отца.
Лицо печальное. Сели они за стол и тётя начала с мамой на татарском разговаривать видимо чтобы меня не расстраивать.
И отношение местного населения к этим мигрантам было как минимум сочувствующим. Многим местные жители помогали и принимали их в свои дома. Мы должны помнить это сейчас, когда отношение в России к трудовым мигрантам из Средней Азии трудно назвать доброжелательным. Каково ваше мнение? Выскажу свою личную точку зрения. А как я могу относиться к этому вопросу: я татарин. В первый раз приехал в Казань в 1962 году студентом второго курса физтеха.
Комитет комсомола Казанского университета устроил нас в общежитии на Красной Позиции. Отец просил меня поклониться могиле Тукая. Был на кладбище, обошел пешком значительную часть города. Я никогда не работал и не жил в Казани, но с детства знал, что наша столица, столица татар — это Казань. Казань очень изменилась за 55 лет, с тех пор, как я первый раз побывал в ней, она стала красивым и ухоженным городом, в который хочется приезжать вновь и вновь. А 55 лет назад это был бедный рабочий город. Мои дальние родственники жили недалеко от центра, но я мало где видел столько бараков, покосившихся деревянных домиков, ушедших под землю своими окнами, отсутствие канализации… Помню, как был поражен, когда через несколько лет побывал в Баку, где была совсем другая картина. Ответ был прост: мы добываем нефть! Сейчас мы все знаем, что из недр Татарстана выкачано заметно больше нефти, чем из недр Азербайджана.
Но Татарстан не был союзной республикой, ему мало что доставалось. Каждому ясно, что заметная часть наблюдаемых в республике изменений — в значительной мере результат договора, подписанного в те годы, когда распадалась великая страна, в которой мы все жили, и Россия предпринимала большие усилия, чтобы прекратить парад суверенитетов. Договор придал населению республики большие силы, и как результат мы видим расцвет Казани, заметную экономическую активность во всем Татарстане. После рассказов отца о великом переселении народов меня с детства стали интересовать история средних веков в Европе, Китае, на Ближнем Востоке и новейшая история. В школе в 5—7-х классах тратил все перепадавшие мне деньги на покупку подробных атласов и учебников для старших классов и вузов по интересовавшей меня истории. Перечитывал подряд, страницу за страницей, Малую советскую энциклопедию, кажется, 1928 года издания, часть томов которой были у нас дома. Кто-то заранее вырезал из нее страницы с портретами и статьями о бывших вождях, оказавшихся впоследствии врагами народа. Потом стал читать серьезные книги по истории. Все надеюсь, что найдется время и смогу перечитать еще раз все 7 томов «Истории упадка и крушения Римской империи» Эдварда Гиббона, написанные еще в 1776—1788 годах, и просмотреть запомнившиеся места в «Записках о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря естественно, в переводе на русский.
В свое время они произвели на меня громадное впечатление. Я бывал в Астрахани, видел там Кремль, построенный руками пленных татар из каменных блоков и стандартного квадратного золотоордынского кирпича дворцов, бань и мечетей, разобранных в заброшенном к тому времени Сарае-Бату на Ахтубе и сплавленных в Астрахань на плотах. Экскурсоводом был научный работник, он добавил в ответ на наш вопрос: «Большую часть плотов поймать не удавалось, и они уходили в дельту большой реки и в море». К сожалению, из-за загруженности работой без отпусков и выходных не нашлось времени проплыть с друзьями по общежитию на байдарке до Селитренного к развалинам Сарая-Бату. Одна из татарских столиц — северная ставка могущественного правителя Золотой Орды хана Узбека, находилась в Мухши — Наровчате к северу от Пензы, всего в 50 км от деревень, где родились мои родители. Русские исследователи из Саратова больше ста лет назад нашли в Наровчате остатки дворцов из мрамора и стандартного квадратного золотоордынского кирпича, больших мечетей, бани с системами водопровода и канализации, фундамент монетного двора а золотоордынские монеты, отпечатанные в Мухши, находили во многих кладах, разбросанных по громадной территории, которая впоследствии превратилась в Дикое Поле. В фундаментах зданий, построенных в XIX веке, эти исследователи обнаружили могильные камни с арабской вязью, примерно такие я видел когда-то в фундаменте церкви в Великом Болгаре. Я читал обо всем этом лет 40 назад. Несколько лет назад обзор об этом же с необходимыми ссылками напечатала на одном из московских сайтов кандидат исторических наук Фаузия Байрамова.
В новой книге научных обзоров о Золотой Орде, выпущенной Институтом истории им. Марджани и Оксфордским университетом на английском , тоже много раз упоминается город Мокши так его легче найти в указателе золотоордынских городов в конце книги , приводятся планы раскопок большой общественной бани и фотографии найденных при раскопках монет и экспонатов, хранящихся в различных музеях. Фото: scientificrussia. В одном из парадных залов Московского Кремля можно увидеть барельефы, на которых изображены гербы, названия и годы присоединения силой оружия различных территориальных приобретений Российской империи: среди них одними из первых оказались Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства, не говоря уже о землях и кочевьях ногайских орд. Каждый раз, когда удается попасть в Кремль и пройти с экскурсией по нему, прохожу, вчитываясь в надписи на каждом барельефе. Именно поэтому татары разбросаны почти по всей территории России, они живут на той земле, где жили их предки. Меня удивляет Казань. Хорошо, что сейчас в городе можно услышать татарскую речь, но редко. И это странно: по переписи населения в ней проживают 542 тысячи татар.
Почему они стесняются говорить на родном языке? Кто им мешает? Мне довелось побывать на конференциях в Квебеке который делает все возможное, чтобы сохранить французский как государственный, не только в Квебеке, но и всей Канаде , в Стране Басков и в Каталонии, даже в северном Уэльсе, где полвека назад почти никто не говорил по-гэльски, а сейчас все вывески и названия улиц приведены не только на английском, но и на мертвом языке кельтов, и весь обслуживающий персонал в гостиницах и кафе двуязычен. И все это начинал Ричард Бертон, великий актер, более известный нам как муж Элизабет Тейлор. Он дал деньги на первые кружки родного языка. Но прежде всего нужны интересные учебники и разговорники, составленные в соответствии с современными методиками. Две мои внучки — семилетняя Алия и пятилетняя Алсу — ходят по воскресеньям на уроки татарского языка в Москве, но впечатление, что переводы известных всем советских мультфильмов на татарский нравятся им не меньше этих уроков. Теперь их начинает смотреть и Карима, самая младшая из моих московских внучек. Я рад, что у меня пять внучек.
Тем не менее было приятно получить как-то по электронной почте письмо от студента Рауфа, подписанное «Твой единственный внук». И мне немного больно, что ваша центральная улица носит имя Баумана… — А не Сююмбике, как тут предлагали некоторые. Для нас это замечательный образ, ее считают героиней, имя ее окружено легендами. Для туриста название «Проломная» несет в себе громадный смысл. Ведь борьба за Казань проходила непросто: в ходе осады пришлось закладывать мины, надо было взрывать стены… Все знают, что была серьезная иностранная помощь. Закладывал мины англичанин Батлер. Я несколько раз разговаривал с пра-пра- не знаю сколько раз правнуком известного Генриха фон Штадена — немецкого авантюриста и опричника, тоже снабжавшего, говоря современным языком, западными технологиями Ивана Грозного. Профессор Генрих фон Штаден, тезка своего достаточно знаменитого предка, долгие годы работал в Институте высших исследований в Принстоне и является специалистом по истории медицины Римской империи. Но он внимательно читал книгу своего предка.
Разговоры с ним показали еще раз, что все в эпоху Ивана Грозного было непросто.
Навигация по записям
Говорим по-татарски : Дедушка | Татарский Дед Мороз Кыш-Бабай вместе со своей внучкой Кар-Кызы и другими сказочными персонажами гулили по улицам, заходили в дома. |
Дедушка по татарски | Дед по-татарски, 5 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква Б, последняя буква Й, слово подходящее под определение. |
Татарский мальчик создал комикс в память о дедушке | К дому Деда Мороза по-татарски гостей сопровождают свита из разных сказочных героев под чутким руководством самого Шайтана. |
Татарский Дед Мороз получает до 8 тысяч писем ежегодно | Не исключаю, что благосостояние ваших клиентов как раз и связано с непонятными для вас телеканалами, между прочим, на этих телеканалах вас обучают по-татарски говорить. |
Inde Question. 4 вопроса о татарском языке
На праздник я приглашал все свое е окружение, в числе которых были Кар Кызы («кар» по-татарски означает «снег»), друзья Кар Малай и Кар Эби, а также помощники: дух леса Шурале, дух воды Су Анасы и вся лесная свита. Недаром его уважительно называют Бабаем в Татарстане, «дедушка» по-татарски. В России — Дед мороз (Ded Moroz) и Снегурочка (Snegurochka). •. Давати (дедушка по татарски – ред.) объяснил мне тогда, что звезды на всем небе крутятся в течение суток вокруг Полярной звезды как табун лошадей. А родная сестра у мужа замужем за татарином, там дети называют девушку по татарски со стороны отца, а наших бабушка и дедушка).
Как по татарски родственник?
Татарский Дед Мороз Кыш-Бабай вместе со своей внучкой Кар-Кызы и другими сказочными персонажами гулили по улицам, заходили в дома. Татарский Кыш Бабай со своей Снегурочкой – Кар Кызы, живет в своей резиденции в Арском районе республики. • Беларусь: дед Мороз носит имя Зюзя, которое происходит от глагола «зюзець»: мерзнуть, коченеть от холода. накормить гостей до состояния "не могу дышать, началась асфиксия" эт по-татарски. Новости Науки и Техники Подробности последних открытий и достижений. Как будет по татарски мама и папа? Перевод «Мама, папа сестра, брат» на татарский язык: «Әни, әти, сеңел, абый».
Как будет по татарски бабушка и дедушка?
Следует подчеркнуть, что главной помощницей зимнего чародея является не внучка, как у других Дедов Морозов, а дочка Кар Кызы. Ее платье также создали, опираясь на традиционную народную одежду татарских женщин. Свита татарского волшебника У Кыш Бабая по сравнению с другими зимними волшебниками большая сказочная свита. Дочь волшебника прекрасная Кар Кызы. Могучий и смелый Батыр. Дух леса колоритная Шурале. Алтынчэч - воительница, охранявшая Биляр от жестокого захватника Тимерхана. Тахир и Зухра — аналог Ромео и Джульэтты, герои старинной восточной легенды, повествующей о большой и трагической любви. Местная Баба Яга по имени Убырла. Также местный Змей Горыныч Аждаха.
Совсем незлой, а, скорее, дружелюбный Шайтан. Все эти герои живут в сказочных владениях Кыш Бабая и помогают ему принимать гостей. Интересные события и факты 23 и 24 ноября 2019 года в Казани торжественно отметили 10-летний юбилей резиденции зимнего волшебника Татарстана. Казанский Кремль принял сказочный парад. А из Финляндии пожаловал Санта Клаус. В этот же день был показан спектакль "Сказочный переполох".
Соседи часто приносят ему старые транспортные средства или детали и просят переделать их. А он не отказывает.
Жавдат Аминов очень любит читать. Любимый автор — Чингиз Айтматов. Его книги пенсионер перечитывал по нескольку раз, причем в переводе на татарский язык. Жавдат Аминов: — Как-то раз в отпуске был в Юрмале, где со мной произошел забавный случай. Выйдя на улицу, почувствовал недомогание — голова закружилась. Рядом оказались неравнодушные люди. Узнав, что я из Оренбургской области, посоветовали постоять у машин: мол, от выхлопных газов все пройдет. Представьте мое удивление, когда реально полегчало!
Поразительно, что мы, жители Оренбуржья, настолько не привыкли к чистому воздуху… Фото автора.
Первый — это Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников при КФУ. Второй — это Центр определения компетентности педагогических работников. Он будет относиться к Министерству образования и науки и откроется на улице Социалистическая в Авиастроительном районе Казани. Второй центр будет расположен на улице Роторная. Эти центры направлены на выявление и решение проблем учителей. Могут быть и пессимисты. Кто-то может сказать, что центры открываются, но учителям легче не становится.
Смотрите — врачи постоянно учатся, повышают мастерство, совершенствуются. Мы должны понимать: если мы будем преподавать по старинке, то окажемся позади своих учеников, они нас обгонят и им станет неинтересно. Приходить на неинтересный урок — наказание для ученика. Учитель только сам знает о своих проблемах. У нас 15 учреждений проводят занятия. При регистрации на курсы учитель сам выбирает — я иду на эти курсы или на другие, в Казань, в Челны, потому что эта проблема для меня актуальна, она созвучна с моим внутренним состоянием, подходит к моему профессиональному дефициту. Это послужит развитию профессионального мастерства педагогов. Не аттестация — аттестация проводится после всего этого.
Ее обязательно нужно пройти раз в три года. Если учитель на протяжении 20 лет сидит на первой категории или же в статусе «соответствует выбранной профессии», возникает вопрос — а почему он остановился на месте, почему не желает расти дальше. Ведь высшая квалификация отразится на всей жизни учителя. Увеличится заработная плата, а рост материального благополучия послужит духовному подъему. Данная система работает в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Скажу коротко, сюда входят подготовка педагогов, повышение квалификации и переквалификация, аттестация, новые центры, работа с педагогами, участие в конкурсах — скажем, в «Учителе года», соискание грантов и многое другое. По вопросу заработных плат учителей хочется сказать следующее: у нас ведь есть гранты «Молодой учитель», «Эксперт», «Мастер», «Старший учитель». Все они дают возможность учителям ежемесячно получать дополнительные выплаты в размере около семи, шести и четырех тысяч рублей и повышают их профессиональное мастерство.
Оценка труда учителей через гранты — очень хорошо. Этим людям мы поручаем работу с молодежью или создание школы наставника в рамках своего района. Если педагог работает в школе 30 лет, это уже большой наставник, человек с 30-летним опытом знает все тонкости. В прошлом году было построено 30 детских садов, в текущем — 29. В прошлом году более 6 тысяч, в нынешнем более 5 тысяч детей были обеспечены местами в детских садах. В каждом дошкольном учреждении есть ясельные группы для детей с 1,5 до 3 лет. На следующий год запланировано строительство 13 садов — в Казани, в Челнах, районах республики. Если все детские сады будут заполнены и не будет никаких очередей, то спустя какое-то время у нас бы возникла демографическая яма.
Хотя для родителей это и является большой проблемой, все же нехватка детских садов — один из факторов, указывающих на улучшение демографической ситуации. Сегодня около 15 тысяч детей стоят в очереди в детский сад. День регистрации в очереди и дата разделения на группы — 1 сентября. Из них 11 700 детей — дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Эти родители еще с удовольствием могут посидеть дома, но они встали в очередь. Одни говорят «нам пока еще не надо», но очередь они заняли. На сегодняшний день в очереди 3085 детей в возрасте 3 лет. А варианты, которые предлагаем мы, — через остановку, через две остановки или на другом конце города — многие просто отвергают.
Государство работает над этой проблемой. Вы и сами видите, есть республиканская программа Президента, направленная на строительство и капитальный ремонт детских садов и школ. Нужно отметить, строятся и ремонтируются ресурсные центры. В учебных заведениях среднего профессионального образования работает 41 профессиональный центр, все они хорошо оборудованы, созданы условия для получения различных компетенций, поэтому наши дети получили первое место в России по результатам «Ворлдскиллс» и удостоились кубка. Вы только подумайте: 38 золотых медалей, 39 серебряных медалей, бронзовых медалей, более 25 медальонов среди юниоров — это очень радует. В частности, эти программы направлены вот на это. Хватает и других программ. Я поддерживаю — скажете, почему?
Хотя бы в школе дети должны чувствовать себя равными. Семьи есть разные — живущие в трудных условиях, неполные семьи, слишком богатые или с плохими отношениями с родителями. Дети из этих разных семей собираются в одном месте, и хочется, чтобы в этих стенах они одинаково одевались, питались, получали одинаковое отношение к себе. Мы должны их одинаково любить, не выделяя, и уважать. Только в этом случае мы будем уверены, что правильно выполняем свою работу. К ученице, надевшей платок, мы должны отнестись как к личности. Не правильно спрашивать, почему она покрыла голову платком, почему платок такого-то цвета и так далее. Иногда платок, или шарф, или другие атрибуты, красивые разговоры не могут открыть внутреннее состояние человека.
Это тоже важно понимать. Унижение ребенка из-за ношения платка, выделение учеников, создание из этого проблемы также неверно. Не хочется употреблять слово «толерантность», я вообще не люблю это слово, оно ведь означает «терпимость». Мы всю жизнь и «не терпели», и «не выдерживали» — мы всегда жили в мире и согласии. Мы все — и русские, и татары, и чуваши, и в платке, и без, и верующие, и атеисты. Мы должны жить вместе. Школа — это очаг воспитания. Скажем, на уроках физкультуры есть свои требования — мы их выполняем.
Нельзя слишком глубоко углубляться, но в то же время если в душе ребенка заложены религиозные ценности, то я считаю, что нельзя его ломать и создавать на этом проблему. Во-первых, не стоит стесняться говорить на татарском языке. Если мы допускаем ошибки при разговоре на русском языке — неправильно употребляем окончания, пропускаем суффиксы, или что-то еще, — этого не нужно бояться или стесняться. Татары никогда не станут другой нацией. Неправильно петь чужую песню, теряя при этом свою национальную принадлежность, отрекаясь от родного языка, приспосабливаясь к кому или чему-либо, ограничивая рамками. Как же можно сохранить язык? Во-первых, нельзя сваливать задачу только на семью, школу. Наши дети превосходно говорят по-татарски, они так же родились в городе.
Свободно говорят и на татарском, и на русском, и на английском языке. Когда в семье не говорят на татарском языке, позже стесняются говорить на нем, не смотрят татарские передачи, не читают татарские газеты и журналы, не следят в интернете за татарскими СМИ, не интересуются писателями, певцами, художниками, теряют свои ориентиры, то, конечно, в таком случае и теряется язык. Чтобы не потерять свой язык, каждый татарин должен сохранить свои ориентиры. Главный ориентир — это татарский язык, переданный ему с молоком матери. Для чувашей — чувашский язык, для марийцев — марийский, для узбеков — узбекский. Порой смотрю с удивлением: сами твердят «нужно обучать на татарском, знать татарский», а у самих ни дети, ни внуки не знают языка. А потом еще утверждают: «До школы или садика знал, а потом забыл». Чтобы не работать, не знать языка и свалить свою вину на кого-то другого, сейчас есть школы и детские сады.
Хорошо, выпустится он из сада, окончит школу, затем вуз. А кого обвинять потом? В жизни всегда есть кого обвинить — или жену, или мужа. Негде говорить, нет времени, нет среды. Виноваты бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки в деревне уже вырастили нас. Вырастить внуков, одевать, кормить, учить татарскому — это уже не их миссия.
Из них 3 543 письма — из Татарстана. Но Кыш Бабай старается ответить каждому. На каждое отправляет ответ. По словам помощников Кыш Бабая, в письмах люди рассказывают о себе, о своих жизненных ситуациях, кто-то о проблемах, кто-то делится радостью, присылают фотографии и поделки. Поток туристов тоже растет.
Как по татарски родственник?
Рифкат Ахметьянов доктор филологических наук, главный научный сотрудник Центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ, автор этимологического словаря татарского языка 1. Слова «Сабантуй» и «шаббат» «суббота» совершенно разные как по значению, так и по происхождению. Сабан — татарский плуг, туй — свадьба, праздник. Слово «сабан» встречается в тюркских языках с IX века. Есть мнение, что «сабан» происходит от персидского «сапанд» — это метательное орудие вроде катапульты.
Как сказать что ты помагаешь маме, папе , бабушке, дедушке. Вы перешли к вопросу Как будет по татарски тётя, сестрёнка, папа, бабушка, дедушка, я?. Он относится к категории Другие предметы, для 1 - 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Другие предметы. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Как у татар называют маму? Как на татарском мама и папа? Родитель: Оля, Коля, вспомним с тобой членов семьи на татарском языке. Как татары называют отца? Как татары называют папу? Что такое Бажай? Родственные термины, обозначающие свояка, следующие: бажа, во многих говорах - бажай. Жены родных братьев по отношению друг к другу - апдындаш в ток-соранском говоре, ки-лендэш, апЬындаш. У башкир не было принято обращаться к родственникам по имени. Как сказать брат на татарском?
Школа никогда не выходит из головы учителя. Придя домой из школы, ему нужно подготовиться к урокам, проверить тетради, поддерживать связь с родителями каждого ученика, быть в курсе, понимать атмосферу каждой семьи. Когда возникает какая-нибудь проблема, первым делом мы начинаем обвинять учителя. Прежде всего, нужно выяснить, кто виноват на самом деле. Как родитель нужно уметь признавать, что, вероятно, я сам виноват в случившемся. Сейчас учителям нельзя даже смеяться. Могут обвинить в том, что педагог посмеялся над учеником, если учитель обращается к ученикам чуть громче — говорят, почему накричал, если подойдет и просто ласково погладит по голове и чуть испортит прическу — то всё, учитель поднял руку на ученика. Так нельзя работать, так невозможно работать, это неправильно. В наше время всё было по-другому. Конечно, мы не считаем нужным возвращаться в то время, мир меняется, в наше время не было ни телефонов, ни Ватсапа, ничего. Вот я как классный руководитель по вечерам ходил в клуб в соседнюю деревню — проверял, ходят ли туда мои ученики по вечерам или нет… Сейчас, наверное, мало кто так делает, времена уже не те. Сейчас просто фотографируют на телефон и отправляют — вот ваши ученики в клубе, на дискотеке, хотя в это время они должны находиться дома! Нельзя взваливать всё на учителя и забывать о требованиях к себе. Что касается бюрократии, нам всё известно об отчетности. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, учителю нужно давать свободу. Во-вторых, нельзя всё взвалить на школу. Кроме школы есть еще и другие структуры. Главная миссия школы — воспитание и образование. Но школа не может сказать: «Не надо с меня требовать, это не моя забота». У нас есть различные проекты, мероприятия, и необходимо принимать в них участие. Но во всем должна быть мера. Когда нагрузка чрезмерная, то, конечно, у учителя начинается стресс, агрессия. Агрессия родителей также находит отражение в детях. Агрессия переносится на ребенка. Сегодня мы должны воспитывать в детях стрессоустойчивость. Мир меняется. В вечернее время в прайм-тайм, когда все люди возвращаются домой и включают свои телевизоры, на телевидении начинаются разборки — кто что натворил, у кого на стороне родился ребенок. Прошло 30 лет, человека уже не стало, но его вторые, третьи, четвертые жены, внуки начинают ковырять старое, делать ДНК-анализы. А нужно ли все это показывать вот в такой форме? Для чего это нужно? Что это дает? Вместо того, чтобы после рабочего дня отдыхать перед телевизором, мы слышим и видим ругань, обвинения, оскорбления. Вот с чего нужно начинать работу. И телевидение, и СМИ должны работать в правильном направлении. Требуется стабильность и общества в том числе — нельзя всё взвалить только на систему образования. Мы все виноваты и мы все ответственны. Вот об этом мы не должны забывать. Сейчас зарплата рассчитывается по оценочным листам. Есть ли хоть какая-то возможность увеличить выплаты педагогам? Как должен оцениваться их труд? Нельзя сказать, что труд педагогов оценивается на высоком уровне и что учителя получают большие зарплаты. После перехода на новую систему выплат по баллам учитывается всё — участие в олимпиадах, количество победителей, результаты ЕГЭ учащихся. Без этого никак. Например, я работаю и сосед работает, тот же класс — у меня 10 «А» класс, у соседа — 10 «Б» класс. Я преподаю, но у моих детей нет возможности ни тут, ни там. А у другого учителя хорошие результаты. И все дети хотят перейти к нему. Тут возникает вопрос — а почему все хотят уйти к нему, почему не остаются учиться у меня. Данная система очень сложная. Но составлять рейтинг только по результатам ЕГЭ детей тоже неправильно. В одном классе могут быть собраны дети посильнее, в другом — на другом уровне. Кто-то постоянно приходит в такой класс. Они говорят «в прошлом году так же выпустил, и снова мне такой же дали». Чтобы избежать этого, в школе должна вестись методическая работа. Главный методист, ведущий методическую работу, — это директор, а вот самый большой технолог — это завуч. Заведующий учебной частью. Завуч должен определять возможности каждого учителя и его дефицитные стороны. Может быть, ему не удается наладить отношения с детьми, может быть, он строгий и ему не хватает мягкости, может, ему нужно указать путь, как проникнуть в душу учащихся. Или же ему не хватает компетенции в предмете, который он ведет. Все это должно учитываться. Для оценки деятельности учителей существует система баллов, но в каждом руководителе должны быть человеческие качества. Если директор школы объективно оценит учителя и скажет: «В твоей работе есть такие-то недостатки, давай мы вместе будем над ним работать», — то ни один учитель не обидится на такие слова и постарается обеспечить свою траекторию развития. В данном направлении есть национальные проекты — демография, наука, образование. Мы победили в федеральном проекте «Учитель будущего» и открываем два центра. Первый — это Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников при КФУ. Второй — это Центр определения компетентности педагогических работников. Он будет относиться к Министерству образования и науки и откроется на улице Социалистическая в Авиастроительном районе Казани. Второй центр будет расположен на улице Роторная. Эти центры направлены на выявление и решение проблем учителей. Могут быть и пессимисты. Кто-то может сказать, что центры открываются, но учителям легче не становится. Смотрите — врачи постоянно учатся, повышают мастерство, совершенствуются. Мы должны понимать: если мы будем преподавать по старинке, то окажемся позади своих учеников, они нас обгонят и им станет неинтересно. Приходить на неинтересный урок — наказание для ученика. Учитель только сам знает о своих проблемах. У нас 15 учреждений проводят занятия. При регистрации на курсы учитель сам выбирает — я иду на эти курсы или на другие, в Казань, в Челны, потому что эта проблема для меня актуальна, она созвучна с моим внутренним состоянием, подходит к моему профессиональному дефициту. Это послужит развитию профессионального мастерства педагогов. Не аттестация — аттестация проводится после всего этого. Ее обязательно нужно пройти раз в три года. Если учитель на протяжении 20 лет сидит на первой категории или же в статусе «соответствует выбранной профессии», возникает вопрос — а почему он остановился на месте, почему не желает расти дальше. Ведь высшая квалификация отразится на всей жизни учителя. Увеличится заработная плата, а рост материального благополучия послужит духовному подъему. Данная система работает в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Скажу коротко, сюда входят подготовка педагогов, повышение квалификации и переквалификация, аттестация, новые центры, работа с педагогами, участие в конкурсах — скажем, в «Учителе года», соискание грантов и многое другое. По вопросу заработных плат учителей хочется сказать следующее: у нас ведь есть гранты «Молодой учитель», «Эксперт», «Мастер», «Старший учитель».
Говорим по-татарски : Дедушка
Новости на татарском | Новости на татарском. Татарлар. @ Новости татарского государства. Лениногорск тарихта эзлебез 2019. Сабантуй Мордовия. Татарское общество Республики Адыгея «Дуслык»,. Сабантуй в Коломенском 2022. Новости татарский. Ульяновские татары. Ульяновские татарки. |
семья :: татары :: татарский язык :: картинка с текстом | Новости. Проект Familio. |
Inde Question. 4 вопроса о татарском языке - Инде | Дед Мороз общается с детьми и взрослыми по-русски, а его брат знает только татарский язык. |
Recommended Posts
- Татарско-русский и русско-татарский словари онлайн
- Дедушка у башкир
- 20090510-PICT2170
- Татарский Дед Мороз торжественным парадом проехал по выставке «Россия» — РТ на русском
В Ульяновске состоялся татарский фестиваль-конкурс «Вот это дедушки!»
Ведь она помогает преодолевать трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, дает надежду и опору в трудную минуту. Вера объединяет людей, делает их добрее и милосерднее. Новый год У татар, кряшен, мишарей и нагайбаков Новый год назывался Нардуган. В переводе с татарского «нар» — огонь, «дуган» — рожденный.
Праздновался он во время зимнего солнцестояния. В этот период день становится длиннее, а злые силы ослабевали. Татарский Дед Мороз Кыш-Бабай вместе со своей внучкой Кар-Кызы и другими сказочными персонажами гулили по улицам, заходили в дома.
Ряженые люди поели, танцевали, играют в шуточные игры и желали всем добра, достатка и любви.
Поэтому, услышав слово «бэхет», я автоматически воспроизвожу в голове его слово-пару — «тэуфик». Дословно оно переводится как «воспитанность, благочестие, благонравие, пристойность».
Оно означает, что невозможно достичь счастья в жизни без благих намерений. И этой фразой бабушки не просто желали нам светлого будущего, а хотели донести ценность благочестия как черты характера. С малых лет мы должны были понять важную истину: невозможно обрести бэхет, если не будешь открытым и приветливым к миру.
Как создавались татарские семьи? В юные годы моих бабушек деревенская молодежь собиралась вечерами на «аулак ой», что переводится как «свободный дом». Например, когда родители уезжали на несколько дней по делам.
Девушка должна была следить за порядком и выполнять домашние обязанности, при этом ей разрешалось звать на подмогу друзей — молодых девушек и парней со всей деревни. Каждый выполнял какую-то работу: девушки пряли пряжу, вязали носки, парни плели лапти или изготавливали что-то из дерева. В перерывах между работой они могли повеселиться.
Молодые люди танцевали, играли в игры, пели «такмаклар» — татарские частушки. Многие игры строились так, что в процессе нужно было выбрать пару — пригласить кого-то на танец или вместе выполнить какое-то задание. Так зарождалась симпатия между молодыми людьми.
Сейчас традиции и атмосфера «аулак ой» частично сохраняются на некоторых мероприятиях для молодёжи. Татарские организации в Казани, других городах и даже странах часто инициируют встречи, на которых одинокие люди могут завести знакомства. Накрывают небольшой стол для чаепития, гости общаются на культурные темы, поют песни, обсуждают татарские произведения или общаются с приглашённым гостем.
Я считаю, что важный элемент счастья в татарских семьях — особый татарский юмор, умение безобидно пошутить друг над другом, а иногда и над самим собой. Если вы посмотрите спектакли «Зятья Горгори», «Старик из деревни Альдермеш» или «Женщины 41-го», вы поймёте, о чем я говорю. Татарский семейный юмор — нечто уникальное, это особое настроение, которое живёт практически в каждом нашем доме.
То, что присутствует еще на «аулак ой» и сохраняется в отношениях между мужем и женой до глубокой старости. Мои бабушки и дедушки весело подшучивали друг над другом, работая в саду. Смеялись, вспоминая истории из молодости.
Фаузия эбекэй, садясь за свежую газету, всегда надевала очки. Они были крупные, советские, с большими линзами-лупами. Талгат бабакай какое-то время наблюдал за ней, а потом вдруг говорил: «Сняла бы ты эти очки, Фаузия!
Портят всю твою красоту! Говорил без злобы, с улыбкой, любя. Когда эбекэй дочитывала статью и снимала очки, бабай довольно улыбался: «Вот такой ты мне нравишься больше».
У Фаузии эбекэй на лице был небольшой изъян — в детстве она упала в погреб и разбила нос. Он начинался у неё чуть ниже и выглядел курносым. Дедушка часто приговаривал: «Конечно, я тебя люблю!
Если б не любил, разве взял бы в жёны с таким носом? Пары тех поколений всю жизнь проживали вместе, женитьба означала полное принятие человека однажды и на всю жизнь — со всеми особенностями, странностями, привычками и тараканами в голове. Всё было самим-собой разумеющимся, и никто не выступал против общепринятого уклада.
Женщины в татарских семьях, по крайней мере в XX веке, не подвергались никакой дискриминации. Вспоминая моих эбекэй, я не могу даже мысленно примерить на них образы каких-то рабынь с ущемлёнными правами. Женщины тех лет в большинстве своём были сильные, бойкие, уверенные в себе.
Совместный труд делал мужчин и женщин равными. Если муж косит траву, значит, в это время жена печёт хлеб. Пока жена поливает огород, муж кормит скотину.
На нынешнем этапе нужно, чтобы при возможности выбора татары, татарские дети из смешанных семей в городах и селах выбирали татарский язык. А для этого требуется большой труд родителей и учителей. Нужно, чтобы отношение учителя и родителей к языку изменилось. В этом направлении еще многое предстоит делать. Что касается содержания, то тут нужны учебники. У нас сейчас учебников так много. По татарскому языку и литературе в федеральный реестр занесено 89 учебников. Это учебники, которые переведены для детей, изучающих другие предметы на татарском языке.
Хочу сказать, что неправильно жаловаться на трудные учебники, плохую методику, тяжелые технологии и сваливать на них всю вину за то, что мы сами не доделали. Это неправильно. Если учитель будет работать с желанием и усердием, то для него учебник — это лишь дополнительная помощь. В этом направлении нам есть над чем работать. Такой красочный, что дети сами захотят по нему учиться. А есть такие же красивые учебники, чтобы ученик выбрал татарский язык? Мы работаем по нему, он составлен в основном для детей, знающих татарский язык не очень хорошо. Есть учебники Хайдаровой, Нигматуллиной.
Их много. Академия наук РТ совместно с учеными ИЯЛИ разработали современные учебники для детей 1-4 классов, они уже вышли в свет. В то же время в так называемых татарских школах только татарский язык, литература и внеклассные мероприятия проводятся на татарском языке. По вашему мнению, какой должна быть настоящая татарская школа, гимназия? Точные науки должны преподаваться на татарском языке? Каковы критерии татарских школ? К сожалению, на деле не везде так. В Актанышской гуманитарной гимназии сейчас точные науки преподаются на русском языке.
В школах, которые считаются татарскими, точные науки преподаются на русском. Или же на татарском языке уроки ведутся с 1 по 5 класс, а после переходят на русский язык, потому что всем предстоит сдавать ЕГЭ, ОГЭ. Это, безусловно, желание родителей, мы не можем запретить. В то же время мы не вправе всю вину сваливать только на родителей. Наша цель — преподавать предметы на татарском языке в тех школах, которые имеют статус школ, дающих образование на татарском языке. Главные критерии таковы. Вы сказали, что только воспитательная работа ведется на татарском языке. С одной стороны, очень хорошо, что внеклассные мероприятия и воспитательные меры ведутся на татарском языке.
По желанию родителей некоторые предметы ведутся на двух языках, мы не говорим, что это плохо, здесь учитывается подготовка к экзаменам, желание детей. Но у некоторых есть вопросы и сомнения по поводу того, нужно ли обучать физике, химии и математике на татарском языке. Мы должны предоставлять свободу: те, кто хочет обучать на татарском языке, делают это на татарском, те, кто выбирает русский язык обучения, учатся на русском. Поэтому у нас должны быть учебники. Назовем это контентом — цифровые платформы также должны быть на татарском языке. Вот наши критерии. Там такие хорошие условия. База этой школы и так была на уровне, директор сам хорошо владеет языками.
Работают кадры, у которых есть мотивация. Открывая новое здание на улице Бондаренко, знание языков являлось чуть ли не главным условием при приеме кадров. Открытие школы такого уровня в нашей столице и укомплектованность кадрами нас очень радует. В других местах еще не все проблемы решены. Во-первых, это новый проект, новое явление. Все началось по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева. Вы знаете, какое у него отношение ко всем программам, если он берется за дело, то мы все уверены — результат будет. Наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов подхватил новые идеи, новый проект, одобрил и дал зеленый свет.
В таком тандеме проект дает результаты, и, конечно, содержание тоже будет хорошим. В Елабуге еще есть проблемы и с кадрами, и в вопросе языка. Мы их активно решаем. Ведется совместная работа по подготовке учителей, оказанию им помощи, повышению профессионального мастерства, изменению отношения к языку, использованию терминологии, изучению татарского, русского и английского языков. В данном направлении в Казанском федеральном университете получают образование 365 студентов, по результатам сессии отличники учебы получают стипендии размером 15 тысяч рублей. Это большая поддержка — как материальная, так и духовная. Мы ждем этих студентов в школах. Не только в полилингвальных, но и в любых других.
КФУ совместно с нами ведет большую работу по подготовке кадров. Меняется и количество специализаций. Например, если учитель начальных классов ведет уроки на татарском и русском языках, значит, ему можно давать дополнительно иностранные языки. Учитель начальных классов — учитель технологии, физика — учитель технологии, физика — учитель английского, химия — учитель английского и так далее. Этот специалист сможет вести и уроки химии, и уроки английского. КФУ, его филиалы, а также Челнинский институт активно готовят такие кадры. Как вы к этому относитесь? Тесты могут проводиться только после того, как ребенок поступил учиться в данное учебное заведение.
На основании законодательства строго запрещается принимать экзамены, проводить собеседования или тестирование при приеме детей в 1 класс. Мы это контролируем, у нас есть проверяющие органы, прокуратура за этим строго следит. Никто не имеет права нарушать закон. Школа — это очаг воспитания, обычная это школа, или полилингвальная, или билингвальная, русская, татарская, чувашская, мордвинская, марийская… Закон един для всех школ! А уже после поступления в школу классов может быть много. Например, десять первых классов. Уже в учебном процессе можно провести среди них тестирование. Кто-то из детей имеет талант художника, кто-то силен в физкультуре, математике, кто-то хотел бы быть артистом.
Учитывая эти моменты, в полилингвальных школах не запрещается проводить тесты, собеседования вместе с родителями и по их результатам разделять детей на группы, классы, потому что в конечном счете это идет на пользу ученику. Если я люблю петь, но сижу с детьми, сильными в математике, то мне этот предмет будет даваться тяжелее. Я считаю, что в школе не запрещено разделять на группы, чтобы не оказаться в похожей ситуации. Претензия была высказана на этот счет. Неправильно сажать за одну парту ребенка, который хорошо говорит на татарском языке, и ребенка, который татарский не понимает, но хотел бы изучать. Тот, который знает язык, быстро осваивает учебный материал, активно работает на уроках, много отвечает, а учитель выбирает середину, и этому ученику уже не интересно сидеть на уроке, он будет думать, что уже все знает. А тому ученику, который знает язык плохо, еще нужно все это узнать и освоить. Вот для чего проводилось тестирование.
Если ученик пришел из другой школы и не знает татарский язык, то и слова о том, что он не должен здесь учиться, быть не может. У нас такого нет. Если ребенок желает учиться в данной школе, мы обязаны его принять. Ведь он стремится изучать язык, ему это интересно. Мы не вправе отвергать его. В таком случае мы теряем и свою миссию, и задачи, и качества настоящего педагога, и останемся черным пятном в жизни ребенка.
Поэтому, безусловно, у родителей должно быть самосознание, а у ребенка — желание.
Раньше мы преподавали татарский язык по шесть часов в неделю. Начиная с 90-х годов и вплоть до 2017 года — 5-6 часов и в старших классах 4 часа. Это не повлияло на отношение к языку, людей, владеющих татарским языком, больше не стало, мы не добились каких-то результатов. И мы не можем утверждать, что все татары хорошо знают татарский язык и что многие русские выучили татарский. Нужно открыто об этом говорить. Мы не смогли сделать татарский язык таким, чтобы его хорошо знали и другие народы, не смогли улучшить, взрастить и поменять отношение своего народа к родному языку, не смогли довести его в прямом смысле до высокого уровня. Мы — люди, работающие в государственной структуре, мы должны работать, учитывая интересы других национальностей, интересы всего народа.
На нынешнем этапе нужно, чтобы при возможности выбора татары, татарские дети из смешанных семей в городах и селах выбирали татарский язык. А для этого требуется большой труд родителей и учителей. Нужно, чтобы отношение учителя и родителей к языку изменилось. В этом направлении еще многое предстоит делать. Что касается содержания, то тут нужны учебники. У нас сейчас учебников так много. По татарскому языку и литературе в федеральный реестр занесено 89 учебников.
Это учебники, которые переведены для детей, изучающих другие предметы на татарском языке. Хочу сказать, что неправильно жаловаться на трудные учебники, плохую методику, тяжелые технологии и сваливать на них всю вину за то, что мы сами не доделали. Это неправильно. Если учитель будет работать с желанием и усердием, то для него учебник — это лишь дополнительная помощь. В этом направлении нам есть над чем работать. Такой красочный, что дети сами захотят по нему учиться. А есть такие же красивые учебники, чтобы ученик выбрал татарский язык?
Мы работаем по нему, он составлен в основном для детей, знающих татарский язык не очень хорошо. Есть учебники Хайдаровой, Нигматуллиной. Их много. Академия наук РТ совместно с учеными ИЯЛИ разработали современные учебники для детей 1-4 классов, они уже вышли в свет. В то же время в так называемых татарских школах только татарский язык, литература и внеклассные мероприятия проводятся на татарском языке. По вашему мнению, какой должна быть настоящая татарская школа, гимназия? Точные науки должны преподаваться на татарском языке?
Каковы критерии татарских школ? К сожалению, на деле не везде так. В Актанышской гуманитарной гимназии сейчас точные науки преподаются на русском языке. В школах, которые считаются татарскими, точные науки преподаются на русском. Или же на татарском языке уроки ведутся с 1 по 5 класс, а после переходят на русский язык, потому что всем предстоит сдавать ЕГЭ, ОГЭ. Это, безусловно, желание родителей, мы не можем запретить. В то же время мы не вправе всю вину сваливать только на родителей.
Наша цель — преподавать предметы на татарском языке в тех школах, которые имеют статус школ, дающих образование на татарском языке. Главные критерии таковы. Вы сказали, что только воспитательная работа ведется на татарском языке. С одной стороны, очень хорошо, что внеклассные мероприятия и воспитательные меры ведутся на татарском языке. По желанию родителей некоторые предметы ведутся на двух языках, мы не говорим, что это плохо, здесь учитывается подготовка к экзаменам, желание детей. Но у некоторых есть вопросы и сомнения по поводу того, нужно ли обучать физике, химии и математике на татарском языке. Мы должны предоставлять свободу: те, кто хочет обучать на татарском языке, делают это на татарском, те, кто выбирает русский язык обучения, учатся на русском.
Поэтому у нас должны быть учебники. Назовем это контентом — цифровые платформы также должны быть на татарском языке. Вот наши критерии. Там такие хорошие условия. База этой школы и так была на уровне, директор сам хорошо владеет языками. Работают кадры, у которых есть мотивация. Открывая новое здание на улице Бондаренко, знание языков являлось чуть ли не главным условием при приеме кадров.
Открытие школы такого уровня в нашей столице и укомплектованность кадрами нас очень радует. В других местах еще не все проблемы решены. Во-первых, это новый проект, новое явление. Все началось по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева. Вы знаете, какое у него отношение ко всем программам, если он берется за дело, то мы все уверены — результат будет. Наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов подхватил новые идеи, новый проект, одобрил и дал зеленый свет. В таком тандеме проект дает результаты, и, конечно, содержание тоже будет хорошим.
В Елабуге еще есть проблемы и с кадрами, и в вопросе языка. Мы их активно решаем. Ведется совместная работа по подготовке учителей, оказанию им помощи, повышению профессионального мастерства, изменению отношения к языку, использованию терминологии, изучению татарского, русского и английского языков. В данном направлении в Казанском федеральном университете получают образование 365 студентов, по результатам сессии отличники учебы получают стипендии размером 15 тысяч рублей. Это большая поддержка — как материальная, так и духовная. Мы ждем этих студентов в школах. Не только в полилингвальных, но и в любых других.
КФУ совместно с нами ведет большую работу по подготовке кадров. Меняется и количество специализаций. Например, если учитель начальных классов ведет уроки на татарском и русском языках, значит, ему можно давать дополнительно иностранные языки. Учитель начальных классов — учитель технологии, физика — учитель технологии, физика — учитель английского, химия — учитель английского и так далее. Этот специалист сможет вести и уроки химии, и уроки английского. КФУ, его филиалы, а также Челнинский институт активно готовят такие кадры. Как вы к этому относитесь?
Тесты могут проводиться только после того, как ребенок поступил учиться в данное учебное заведение. На основании законодательства строго запрещается принимать экзамены, проводить собеседования или тестирование при приеме детей в 1 класс. Мы это контролируем, у нас есть проверяющие органы, прокуратура за этим строго следит. Никто не имеет права нарушать закон. Школа — это очаг воспитания, обычная это школа, или полилингвальная, или билингвальная, русская, татарская, чувашская, мордвинская, марийская… Закон един для всех школ! А уже после поступления в школу классов может быть много. Например, десять первых классов.
Уже в учебном процессе можно провести среди них тестирование. Кто-то из детей имеет талант художника, кто-то силен в физкультуре, математике, кто-то хотел бы быть артистом. Учитывая эти моменты, в полилингвальных школах не запрещается проводить тесты, собеседования вместе с родителями и по их результатам разделять детей на группы, классы, потому что в конечном счете это идет на пользу ученику. Если я люблю петь, но сижу с детьми, сильными в математике, то мне этот предмет будет даваться тяжелее. Я считаю, что в школе не запрещено разделять на группы, чтобы не оказаться в похожей ситуации. Претензия была высказана на этот счет. Неправильно сажать за одну парту ребенка, который хорошо говорит на татарском языке, и ребенка, который татарский не понимает, но хотел бы изучать.
Тот, который знает язык, быстро осваивает учебный материал, активно работает на уроках, много отвечает, а учитель выбирает середину, и этому ученику уже не интересно сидеть на уроке, он будет думать, что уже все знает.