Ораторское искусство имеет долгую историю.
Как научиться ораторскому искусству
Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. * * * Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторское искусство для начинающих.
Ораторское мастерство
Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию. Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Смотреть бесплатно видео пользователя Татьяна Ларина в социальной сети Мой Мир. Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию. Ораторское искусство имеет долгую историю.
Ораторское искусство и техника речи
Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством , нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки. Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь» - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием , поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением , владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое. Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике.
Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков. Проверьте свои знания Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Cтатистика На весь экран Игра загружается... Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Можно в конце вспомнить основные смыслы, которые аудитория должна вынести из выступления. И не забудьте похвалить слушателей за вопросы, активность или хотя бы за то, что вас внимательно слушали. Люди запомнят гораздо больше из вашего выступления, если примут в нем активное участие. Дробите долгое выступление на небольшие смысловые части Если планируете выступать дольше 20 минут, разделите речь на 15-20-минутные смысловые отрезки. У каждого такого фрагмента должна быть законченная мысль и понятный посыл. Так слушателям будет легче воспринимать информацию и следить за логикой речи. Между фрагментами выступления переключайте внимание аудитории. Можно ответить на вопросы, попросить выполнить небольшое упражнение, даже сделать 2-3-минутный перерыв. Позвольте себе ошибаться Чтобы аудитория верила вам, не нужно быть идеальным. Нужно быть вдохновляющим и живым. Позвольте себе ошибаться. Ошибка может стать стратегией оратора — вы допускаете ошибку и просите слушателей ее обнаружить. Но даже если вы ошибаетесь не нарочно, не пугайтесь. Исправьте себя сами или поблагодарите слушателя, который указал вам на неточность. После выступления разберите сами с собой ошибки Если что-то во время вебинара пошло не так, подумайте, почему так случилось. Нет смысла ругать себя, а вот трезво разобрать ошибки, реакцию аудитории и подумать, как вы будете с ней справляться в следующий раз — безусловно стоит.
Голос и речь. У успешного спикера голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Важно научиться играть со своей интонацией под стать смысловым поворотам в выступлении. Четкое, всем понятное проговаривание слов — еще один значащий элемент. Как улучшить свою дикцию: декламировать стихотворения, отрывки из пьес или прозы; изучать скороговорки особенно «Лигурию» ; применить метод Демосфена тренировал речь на берегу моря с галькой во рту. Камни усиливали четкость произношения, а шум волн имитировал звуки толпы ; заниматься с логопедом; использовать артикуляционную гимнастику; тренировать дыхание. Тон оратора — один из главных рычагов управления толпой. Психика напрямую связана с речевым аппаратом. Если выступающий не уверен в себе, его голос это выдаст. Спикер будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если ритор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему. Однако деловой костюм — далеко не универсальный вариант. Выбор одежды зависит от четырех особенностей: повода и темы выступления; ситуации, обстановки, в которой выступает спикер; способа подачи информации комический, серьезный, драматический.
Можно зажать зубами простой карандаш или пробку от вина и проговаривать любые тексты как можно чётче. Торопливость или, наоборот, медлительность выключают внимание собеседника. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе. Для этого попробуйте переключить себя из режима «я говорю» на «я разговариваю»: то есть сфокусироваться на собеседнике и его словах. Проверяйте себя мысленно: понятно ли ему то, что вы говорите, верно ли он воспринимает вашу мысль. Возможно, следующая рекомендация покажется слишком банальной, но для развития речи действительно важно читать вслух. Позволяет отточить интонацию, выразительность голоса и паузы. Для этого во время чтения важно обращаться внимание на знаки препинания. Запятые — это микропаузы, точки — более длинные паузы. В начале предложения и к середине голос идёт снизу вверх, а в конце предложения — ближе к точке, вниз. Таким образом, в речи появляются яркие краски, мелодика и ритм. Вербальный: слова, предложения, смыслы Это о том, что именно мы говорим. И снова полезно будет записать себя на диктофон и исследовать речь на слова-паразиты, канцеляризмы, неуместный сленг. Так вы поймёте, получается у вас выражать мысли кратко и понятно или нет. Также возможна и обратная практика: взять одну фразу и из неё развернуть небольшой рассказ. Не забывайте о том, что в нашей речи выражается то, что внутри нас. Поэтому для развития красивой речи необходимо наполнять себя качественным контентом: читать хорошие книги, смотреть образовательные фильмы, посещать выставки. Поведём итог: чтобы производить хорошее впечатление, важно использовать все каналы коммуникации. Ведь важны не только сами слова, но и интонация, жесты, мимика и внешний вид. Работайте над собой, используя упражнения и техники, и у вас точно получится заслуженно получить доверие и оставить отличное впечатление о себе, будь то в деловой или личной сфере.
Курс публичных выступлений и ораторского искусства
Помимо ораторского искусства программа обучения состоит из 4 блоков: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, вокал. Уроки по актерскому мастерству, постановке сценической речи, риторике и ораторскому искусству в театральной студии Юрия Мартынычева на Цветном. Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. Ораторское мастерство для начинающих можно легко освоить с нуля даже тем, кто только начинает его изучать.
6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора. Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным. Подготовка — это основа успеха Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы. Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления. Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада рис. Пример mind map выступления Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др. Соблюдайте классическую схему подачи материала: введение о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы, представление спикера , основная часть ключевые идеи, аргументы и факты и заключение подведение итогов, побуждение аудитории к действию и благодарность.
Подготовьте презентационные материалы, если они необходимы. Презентация — это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны или привлеките к подготовке дизайнера. Постарайтесь избежать ключевой ошибки спикеров — на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления. Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия.
Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории. Правило 3. Заранее изучите место выступления Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания например, флипчарт и разноцветные маркеры.
Так говорят о ситуации, когда совсем нет свободного времени. Крылов в басне «Обезьяна». Даль в «Пословицах русского народа» зафиксировал неожиданное продолжение пословицы: «Хлопот полон рот, а перекусить нечего». То есть и толу от этих хлопот никакого. Заварил кашу, так не жалей и молока Оказывается, у пословицы с кашей столько вариантов, успевай только считать! Приведу вам несколько: «Заварил кашу, так не жалей масла! Даля «Пословицы русского народа». Каша здесь предстаёт как синоним суматохи и беспорядка. Интересное пояснение даёт «Учебный фразеологический словарь» Е. Быстровой, А. Окуневой, Н. Шанского: «На Руси каша была не только повседневным кушаньем, но и обрядовым блюдом, которое подавали на званых обедах, праздниках, например, во время свадьбы. Варили ее сообща, так как это было хлопотно, отсюда и второе значение — "беспорядок, суматоха, сумятица, путаница"». Утро вечера мудренее, жена мужа удалее Ну что, девочки, вот и на нашей улице КамАЗ с пряниками перевернулся? Думаю, сейчас каждая запомнит продолжение известной пословицы и будет при случае о нём напоминать. У Михельсона я такой концовки не обнаружила, там только «Думай ввечеру, а делай поутру» указано. А вот В. Даль всё-всё записал! И «Утро вечера мудренее, жена мужа удалее», и «Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее». Оба факта справедливы и обжалованию не подлежат. Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда Или, как пишет В. Даль, «Чудеса в решете: дыр много, а вылезть негде».
Владение правильной речевой техникой, управление голосом. Сможете подчеркивать, окрашивать голосом нужные места, что даст серьезные преимущества по сравнению с монотонным рассказом. Вовлечение аудитории. Вы научитесь увлекать публику идеей, помогать сосредотачивать внимание на основном. Навыки движения на сцене. Перемещение оратора по сцене добавляет его спичу энергии. Понимание своей аудитории. Это поможет разговаривать с публикой на ее языке. Установление зрительного контакта с публикой. Каждый человек в зале будет воспринимать вас ближе, что позволит пробудить доверие, лучше доносить ваши идеи. Сокращение выступления. Если вам потребуется значительно урезать свой спич, вы сможете сохранить всю его идейную наполненность и убедительность. Умение отвечать на острые и неудобные вопросы. Сохраняйте лицо и побеждайте в самых сложных дискуссиях. Умение уверенно говорить. Публика замечает малейшие сомнения оратора, что сразу значительно ослабляет его позицию. Умение импровизировать. Оно позволит сохранить убедительность в любой ситуации, выглядеть уверенным специалистом, который знает, о чем говорит, не нуждается в подсказках и записях. Анализ и исправление ошибок. Это поможет вам совершенствовать свои навыки, искать самостоятельные способы как повысить ораторское искусство. Владение этими навыками позволяет составлять и произносить яркие, убедительные речи на любые темы. Как ораторское искусство помогает в обычной жизни Искусство речи, риторика и ораторское мастерство потребуются далеко не только для публичных выступлений, но и для обычной жизни. Возможно, вы сталкивались с тем, что точное выражение ваших мыслей превращается для вас в проблему, а смешной анекдот в вашей передаче становится блеклым и неинтересным. Попытки спасти положение жестикуляцией в этих случаях только усугубляют ситуацию. Все это влияет на то, какое впечатление вы производите на окружающих, как строится ваша коммуникация с людьми. Причина этих неудач в том, что вы не владеете искусством ораторского мастерства. После прохождения курсов вы научитесь выразительно и красиво говорить, чтобы слушатели и собеседники ловили каждое ваше слово. Полученные навыки позволят уверенно вести споры, отстаивая свою позицию, убеждая оппонентов. Ваши слова будут оказывать влияние на мнение других людей. Это поможет добиваться успеха в разных направлениях повседневной жизни. Как научиться ораторскому искусству? Просто записывайтесь на курсы и проходите обучение под руководством опытных наставников. Основные принципы ораторского искусства Чтобы овладеть ораторским искусством, нужно знать его основные принципы, которые звучат так: Ясная речь. Разумная речь. Свободная речь. Принцип ясной речи включает технические аспекты — постановку голоса, дыхания, дикции, правильную артикуляцию. Для развития техники ораторского искусства есть много тренировок и упражнений. Сюда входят логопедические, вокальные приемы, скороговорки, другие методики. Это сравнительно простое направление, которое предусматривает методичные тренировки речевого аппарата будущего оратора. Принцип разумности предусматривает создание логичного, структурированного текста выступления, которое полноценно и ясно выражает заложенную в него идею. Структура должна содержать завязку, интригующую часть, кульминацию, послание аудитории. Это более сложное направление по сравнению с технической частью. Здесь требуется понимание основ драматургии, которое поможет правильно скомпоновать мысли в осмысленную композицию. Принцип свободной речи подразумевает использование психотехники и овладение основами актерского мастерства. Начинающим ораторам обязательно нужно обучаться техникам, используемым на сцене актерами.
Мужчины: любая удобная одежда. Уроки и видеокурсы онлайн.
Курсы Ораторского мастерства
Они смогли вдохновить множество людей своими идеями и вести за собой толпы последователей. В современном мире все чаще нам приходится принимать активное участие в конференциях, собраниях. В повседневной жизни мы общаемся через голосовые сообщения и читаем поздравительные речи на праздниках. Поэтому важно начать работать над подачей своей речи. Как развить навык ораторского мастерства Исследователи утверждают, если вы способны проводить беседы на кухне с близкими людьми, то вы хорошо владеете речью.
Человеческая речь — это глубокое озеро, и здесь есть, чему учиться.
Как овладеть ораторским мастерством? Овладение своей речью, развитие мастерства в выражении мыслей на публике актуально в целом ряде жизненных ситуаций, готовитесь ли вы к экзамену, выступлению на работе или создаете свой тренинг. Как сделать свое выступление таким, чтобы аудитория внимательно слушала и высоко оценила материал и вас как оратора, а также захотела слушать вас вновь? С какими важными нюансами связано развитие мастерства оратора? Используйте технику «скелет и мясо» — создайте некий корсет, план выступления, на него набросьте уже более развернуто ваш текст. Поместите созданный план на заметное место, чтобы легко запомнить основные пункты, каких вам придерживаться.
Вы будете мысленно прокручивать выступление и постоянно прорабатывать его всякий раз, как увидите свои заметки. Можете даже использовать стикеры, на каждом напишите отдельный пункт выступления. Развесьте их на разных местах, это поможет еще лучше запомнить, разграничить пункты, а также добавит креативности процессу размышлений. Подготовив работу, продумайте часть шоу, включите в выступление способы задействовать насколько возможно больше каналов восприятия: обязательно зрительный, слуховой, даже, может, обонятельный и тактильный. Создайте яркую картинку, продумайте правильный свет, музыку, запах. Лучшие запахи — свежесваренного кофе, выпечки — помогут создать и включить нужный якорь у пришедших. Воздействуйте на внутреннюю структуру ребенка своего слушателя — пусть будет легкое угощение и маленькие подарочки для каждого, ручка, открытка, даже интересный раздаточный материал.
Когда вы правильно все обставили — придя на вашу лекцию, человек сразу почувствует расположение, радость, комфорт. Шоу для него начнется уже до начала, ожидая, никто не станет скучать. Отрепетируйте речь дома, а затем на месте выступления, когда такая возможность есть. Запишите выступление на телефон, отследите ошибки, это могут оказаться паузы и слова-паразиты, отвод глаз, закрытые позы, подергивания, покраснение, неправильная одежда. Проработайте речь, выберите правильную интонацию. Чтобы удерживать исключительное внимание и напряжение зрителя, речь ваша должна быть, словно волнообразной — учитесь притихнуть и сказать громче. Для правильного восприятия вас аудиторией уделите внимание внешности и образу.
Очень часто слушатели разглядывают оратора, складывают впечатление о нем по внешности. Ваш образ — прекрасная возможность заявить зрителю, что является целью вашего доклада. Поработайте над своим эмоциональным состоянием задолго и непосредственно перед выступлением. Начав выступать, перестаньте за собой следить со стороны. Сосредоточьтесь на словах, нужной волне, в потоке. Говоря, проживайте это вновь, это характеризует самые яркие выступления. Побуждайте себя вновь каждое слово искренне проживать, тогда это окажется интересно.
Проанализируйте свои мотивы к выступлению. Если обнаружите, что часть вас говорит, что выступление полезно, нужно вам для карьеры, а вторая спорит, выдвигая на первый план лень и страх — проработайте обе. Вначале дайте выход страхам, сомнениям, примите их полностью и разберите. Затем уже сфокусируйтесь на пользе от выступления и выгодах, которые получите. Держите слушателей в постоянном срединном напряжении, притом не перебарщивая и не опуская его. Когда чувствуете, что зал начал засыпать — вы можете уронить тетрадь с громким звуком, включить музыку или летящей походкой сойти в зал к слушателям. Обязательно в зале найдется человек, что будет мешать — дайте ему внимания, поскольку он в нем нуждается.
Например, пригласите на сцену, попросив зал поддержать аплодисментами, задайте вопрос. Получив нужную дозу внимания, он успокоится. Если слушатели задают несколько неудобные вопросы — делайте, что посчитаете нужным, вплоть до шутки, отказа отвечать или правды, что просто не знаете ответа. Главное, как вы станете это делать.
В отличие от традиционной лекции, представляет собой не монолог, а тесное взаимодействие преподавателя с аудиторией в виде активного диалога, ответов на вопросы, с демонстрацией различных методов, приемов и т. Хороший мастер-класс познавателен как полезная книга, увлекателен как эстрадное шоу.
И является отличным тренингом для преподавателя, но не для слушателей. Удобно для тех, кто не имеет возможности посетить мастер-класс или реальный тренинг, например, по причине проживания в другом регионе. Недостатки онлайн-обучения такие же, как у виртуального общения по сравнению с реальным; также онлайн-занятия не позволяют их участникам совершать полноценные выступления перед реальной аудиторией. Реальный очный тренинг. Это самая эффективная форма обучения ораторскому искусству. Если есть возможность, то следует выбрать именно его.
Как правило, тут два варианта: интенсивный обычно это два полных дня, с утра до вечера, чаще по выходным и вечерний несколько занятий по 2-3 часа после рабочего дня или в выходные дни, с частотой 1, 2 или 3 занятия в неделю. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Интенсивный тренинг актуален для тех, кто не имеет возможности заниматься в другое время или дольше недели в силу своей занятости. Недостаток интенсивного формата - невозможность качественного усвоения большого объема информации за короткое время трудно усвоить суточную норму питания в один присест. Вечерние занятия подойдут тем, кто располагает двумя-тремя часами свободного времени после работы учебы или в выходные дни. Преимуществом такого графика является лучшее усвоение материала, полученного на курсах, поскольку есть возможность его переварить и закрепить в повседневном общении или выступлениях в промежутках между занятиями.
Дефицит свободного времени в этом случае некоторые тренинги компенсируют, предлагая свободное посещение занятий пропущенные занятия можно пройти в других группах в удобное для вас время. Количество практики Приобрести устойчивые навыки можно только на практике, поэтому самой эффективной формой обучения мастерству общения является тренинг, в котором каждый участник многократно выступает на каждом занятии. Научиться говорить можно только, говоря. Краткая и ёмкая теория тоже необходима. Видеосъемка Видеосъемка выступлений на курсах ораторского искусства - один из лучших способов обратной связи, позволяющий быстро прогрессировать. На продуктивном речевом тренинге видеосъемки, как и практики, должно быть много.
Ведущий Личность тренера имеет ключевое значение, ведь именно он реализует программу обучения и создает атмосферу, которая способствует раскрытию речевых навыков участников тренинга. Многолетний опыт и профессионализм ведущего - залог вашего успеха. Также важно, чтобы тренер вызывал доверие и позитив.
Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора. Риторические фигуры Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее.
В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них. Первым будет повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно. Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос. Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать? Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить.
И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз. Проблема в том, что сложно слушать спикера, который говорит без пауз. Ведь он тараторит и проезжает свою речь, как трактор. Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд. Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то. Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще.
Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся. Поэтому нужно найти метафору картину для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора. Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти. Голос оратора Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует. Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного. К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо.
Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение. Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано. Ударение Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет. К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.
Давайте начнем с ударения. В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения. Если говорим монотонно без ударения как робот , то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать. К примеру, давайте возьмем простое предложение. Я это сейчас не хочу. Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я». Я это сейчас не хочу Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят.
Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу. Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу. И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать. Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение?
Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение? Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение. Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение. Мелодичность Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины. Все идет в одном или двух тонах.
Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает. Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать. Поэтому нужно найти баланс между монотонным 3 — 4 ноты и слишком мелодичным движением голоса. А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх.
Как избавиться от «ээм» Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм». Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков. Что можно сделать? Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм». Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм».
Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз. Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить. Практикуем искусство речи Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух. К сожалению, многие так не делают.
Они считают, что достаточно просто подготовить слайды. Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация. Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше. А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем. Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах.
Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению. Одежда оратора Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты. Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.
10 приемов ораторской речи для публичного выступления – уловки эффективного красноречия
Уроки по актерскому мастерству, постановке сценической речи, риторике и ораторскому искусству в театральной студии Юрия Мартынычева на Цветном. Искусство речи, риторика и ораторское мастерство потребуются далеко не только для публичных выступлений, но и для обычной жизни. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша?