Мы собрали для вас лучшие фильмы 1940-1980 годов на основе оценок авторов сайта
30+ советских фильмов, которые зрители признали лучшими
События разворачиваются в 1970-е — годы, когда исчезновение Союза и будущие крутые перемены в своей судьбе молодые люди не могли и предполагать. Невероятное событие прогремело на весь Советский Союз — наша хоккейная сборная победила родоначальников хоккея , матерых профессионалов из НХЛ. Этот матч навсегда внес в историю имя Валерия Харламова, игравшего под номером 17, как выдающегося игрока, забившего две шайбы в самой важной игре, где на кону была не только победа команды, но и спортивная честь всей страны.
В отместку главному критику Евгению Даниловичу Суркову Эльдар Рязанов «подарил» его имя отрицательному персонажу своей ленты «Забытая мелодия для флейты» Евгении Даниловне Суровой. Игорь — актер театра, эвакуированного из Москвы, — встречает работающую медсестрой учительницу музыки Ольгу. Местный климат девушке не подходит, она страдает от чахотки, но не может вернуться в столицу. Чтобы помочь с возвращением, молодой человек заключает с ней фиктивный брак, и они, преодолев трудности, приезжают домой. Уже в Москве они понимают, что не хотят расставаться друг с другом, но Игорю приходит повестка, и он отправляется на фронт. Всего за 2 дня юноша превращается в седого старика, ведь то, что ему пришлось увидеть собственными глазами, не способна выдержать ни одна живая душа. К созданию этой военной драмы режиссера Элема Климова подтолкнула история Хатыни — белорусской деревни, где каратели заживо сожгли 149 человек. Однажды юноше поручают отнести бумаги в дом профессора Кузнецова, где он знакомится с его дочерью Екатериной.
Между молодыми людьми как будто вспыхивают чувства, но они живут в абсолютно разных мирах, которые вряд ли смогут пересечься. В результате амнистии, объявленной после смерти Сталина, на волю выходит большое количество преступников.
В первую очередь потому, что некоторые из прототипов ее героических образов стали жертвами сталинских репрессий. Во-вторых, здесь было слишком много шуток, песен и одесских бандитов на одной сцене с героями революции. Оттепельное десятилетие стало для «Интервенции» вторым и последним звездным часом. Он заостряет заложенную в тексте эксцентрику до предела, помещая действие в декорации революционного театра Мейерхольда, используя экспрессионистский монтаж, взяв на главную роль восходящую звезду советского подполья уже не в революционном, правда, смысле Владимира Высоцкого, и создает первую в нашем кино комедию-буфф — уникальный опыт советского кино на территории буржуазного юмора.
Смогут ли они быть счастливы? Удивительно, но после просмотра этого фильма кто-то занимает позицию матери, а кто-то сына. По поводу интерпретации концовки фильма у зрителей тоже разные мнения. История довольно типичная, но рассказана деликатно. В картине целительно проводится мысль о том, что ребенку нужно время, чтобы понять и принять факт, что мама может любить кого-то еще.
День свадьбы придется уточнить 1979 Они из разных кругов. Сергей из потомственных металлургов, Аня из рефлексирующей интеллигенции. Более того, Аня еще не разведена. Но Сергей приводит ее домой к своим родителям, поясняя, что «навсегда». Семья Сергея против.
Как было с любовью в 70-х? Оказывается, почти так же, как и сейчас. Кроме другого быта и политического строя, в отношениях не изменилось ни-че-го. И, как и во все времена, любовь преодолевает все трудности. В этом, наверное, и есть секрет притягательности этого фильма.
Взрослые дети 1961 Анатолий Кузьмич получил отдельную квартиру в новом доме, вышел на пенсию. Они с женой строят планы на будущее: появится время на театры, музеи, чтение книг. Потом дочь неожиданно выходит замуж, и молодые супруги поселяются вместе с ними. Рождается ребенок, и постепенно совместная жизнь становится непростой для всех. В фильме показан простой, но устроенный быт обычной семьи 60-х годов.
Позитив и энергичность молодых, терпение и снисходительность старшего поколения. Серьёзный вопрос отцов и детей преподносятся в комедийном ключе, легко и непринуждённо, мягко и без злобы. Спойлер: проблема в конце концов решается. И верится, что и дальше герои смогут регулировать разногласия. В целом хорошее, доброе семейное кино.
Шла собака по роялю 1979 15-летняя романтичная Таня впервые влюбляется — в молодого пилота вертолёта. Он летает над колхозными полями и красиво играет на трубе. В Таню влюблен и не скрывает этого 17-летний тракторист. Но он слишком прозаически смотрит на жизнь и совершенно лишён романтики. Очаровательный фильм, местами очень забавный, одновременно и лёгкий, и мудрый, и сентиментальный.
Построен вокруг мечтаний юной девушки, у которой ветер в голове, она грезит о принце — именно этим она чем-то напоминает каждую их нас в ее возрасте. И, как и многие, она повзрослеет и начнет принимать решения, основанные на более взрослой позиции. Но все равно не без легкой сумасшедшинки. Наследница по прямой 1982 Фильм Сергея Соловьева, это уже говорит о многом.
35 лучших фильмов по версии журнала «Советский экран»
Список зарубежных фильмов, которые были озвучены и выходили в прокат в СССР с 1955 г. по 1991 г. 100 лучших художественных фильмов СССР, снятых для большого экрана. АВТОРСКИЕ ФИЛЬМЫ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА 19601970-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». Автор составил рейтинг советских фильмов 1960-х годов по поиску в Яндексе. Плодотворной темой кино 1960-х была личность на войне. Коллекция из 20 Лучших Советских и Зарубежных Фильмов, вышедших на экраны 1970-х годах.
Фильмы до 1980: список лучших, которые вы могли пропустить
Снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова фильм повествует о шофере Андрее Соколове, который после ранения попал в концлагерь, а по возвращении на родину узнал, что его жена и две дочери погибли во время бомбежки. В живых остался только сын Андрея, однако он в последний день войны погибает на фронте. После войны Соколов уезжает далеко от дома и встречает мальчика Ваню, чья мать тоже была убита немецкими бомбами. Одинокий мужчина решает сказать Ване, что приходится ему родным отцом. Сережа, 1960 год Дмитрий Коростелев женится на маме 5-летнего Сережи и становится мальчику настоящим другом. Сережа зовет отчима исключительно по фамилии, а тот серьезно относится ко всем его детским проблемам и помогает их решать. Через какое-то время в семье появляется еще один ребенок, и все внимание матери переключается на него. Сережа чувствует себя брошенным и одиноким, и вдобавок семья, которая собирается переезжать в другой город, где Коростелев получил работу, планирует оставить мальчика с соседкой. Чистое небо, 1961 год Во время войны советский летчик Алексей Астахов попадает в плен, из которого ему удается бежать.
Уже после войны Астахова, как «человека, запятнавшего облик советского летчика», увольняют с работы, лишают наград и исключают из коммунистической партии. Из-за свалившихся на него бед мужчина начинает топить свое горе в алкоголе, но ему на помощь приходит девушка Саша, которая пронесла любовь к нему через всю войну. Девять дней одного года, 1962 год Москва, 60-е годы. Физик-ядерщик Дмитрий Гусев в результате эксперимента получает большую дозу радиации, которая может угрожать его жизни. Несмотря на запрет врачей, он продолжает работу с радиоактивными веществами. Ученый обращается за помощью к своему другу Илье Куликову, которого просит помочь с созданием новой установки. Проведя новый, успешный опыт, Гусев опять получает гигантскую дозу облучения, которая приводит к серьезной болезни. Борясь за свою жизнь, молодой человек настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.
Оптимистическая трагедия, 1963 год Фильм рассказывает об экипаже военного корабля «Громобой», на который в 1918 году большевики посылают женщину-комиссара. Она должна переформировать экипаж, где всем верховодят матросы-анархисты во главе с Вожаком, в Первый матросский полк. Однако моряки не желают подчиняться и пытаются запугать комиссара. Они предпринимают попытку изнасилования, но женщина убивает из пистолета одного из насильников со словами: «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела? Гамлет, 1964 год Экранизация знаменитой пьесы Шекспира с Иннокентием Смоктуновским в роли датского принца. После смерти короля — отца Гамлета — на престол восходит брат короля Клавдий, который берет в жены его вдову Гертруду. Гамлет пребывает в тяжелых раздумьях, и в этот момент появляется его друг Горацио, который сообщает, что видел призрак бывшего властителя.
Мгновение страха и хаоса быстро охватило этот небоскреб, и теперь вся надежда была на мужчин и женщин, которые решили сразиться с пламенем и спасти своих собратьев. Они стали героями этой невероятной трагедии, где каждая секунда имела значение.
История "Вздымающегося ада" рассказывает о том, как в самых темных моментах человеческой жизни, когда вся надежда кажется утраченной, сила человеческого духа и сплоченности может сделать невозможное. Это история о выживании, героизме и солидарности, которая останется в памяти как одна из самых напряженных и волнующих историй о пожарных и спасателях.
Только существовала ли эта Атлантида на самом деле? Не чье-то личное, обвязанное красным галстуком, румяное детство, не юность в мерцающем флере ностальгии, а та самая страна героев, страна мечтателей, страна ученых? Страна полового и социального равенства, налаженного быта и одухотворенной молодежи с горящими глазами? Удалось ли железной рукой привести человечество к счастью, как обещали большевики двадцатых годов?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы обратимся к надежному свидетелю — советскому кино. Цензура цензурой, но кинематографисты далеко не всегда рапортовали об очередном успешно пройденном этапе светлого пути и победах трудового народа. Некоторые вещи могли ускользнуть от вашего внимания, даже в тех фильмах, которые вы хорошо знаете. Брак по-советски Советская семья прошла путь от отмены церковного брака в 1917 году — через полнейший либерализм 1920-х — к «ячейке общества», контролируемой государством. Принятый в 1936-м Семейный кодекс фактически вернул патриархальный уклад, хоть и с социалистическими обертонами. Ушла в прошлое «свободная любовь», пропагандируемая музами революции Арманд и Коллонтай, и были запрещены аборты, которые советская Россия легализовала первой в мире в 1920 году.
Любящие объятия государства постепенно разжимались. Политика в отношении абортов начала смягчаться с 1950-х, а при Брежневе почти перестали преследовать за браки с иностранцами, хотя они по-прежнему не приветствовались. Насколько всё это осчастливило советского человека? Ни от измен, ни от тоски, ни от сомнительных браков государство людей, конечно, не избавило. Кинематограф поражает зашкаливающим количеством нездоровых отношений, в которых люди изводят друг друга, как в какой-нибудь вражеской Америке. Знаменитая мелодрама Станислава Ростовского «Дело было в Пенькове» 1957 представляет Вячеслава Тихонова с его самым аристократическим в мире профилем в роли тракториста.
Сказочный раздолбай, удобно женатый на дочке председателя колхоза, заглядывается на приезжую интеллигентку, смущающую своей тягой к высокому деревенскую молодежь. Клубок страстей затягивается: тракторист совершенно охладевает к жене, та собирается отравить соперницу, местная Баба-яга нашептывает ядовитые сплетни. Заканчивается всё тюремным сроком для тракториста, который, отсидев, возвращается к нелюбимой уже женщине, успевшей родить. А любимая будет рядом ходить под тоскливые хоровые напевы: «Парней так много холостых, а я люблю женатого». Хорошая деревенская девочка Маня с двумя хвостиками Анна Каменкова ждет из армии жениха. А тот возвращается с городской фифой, глядящей на Маню и ее хвостики свысока.
Со злости она соглашается выйти замуж за вдовца средних лет и весь фильм героически продирается через сдержанное отвращение к угрюмому мужику, годящемуся ей в отцы. Картина избавлена от официозной бодрости, а в финале подвешивает в воздухе множество вопросительных знаков: и удалось ли героине вырастить любовь из благодарности, и стоило ли оно того? Сложнее найти фильмы, где у женщин всё хорошо, а не наоборот. Даже комедийные интонации ничего не меняют: советские женщины всё сильнее разочаровываются в мужчинах и в институте брака в целом. В «Здравствуй и прощай» 1972 Виталия Мельникова сильную сельскую женщину Александру Людмила Зайцева бросает с тремя детьми упорхнувший в город за свежими впечатлениями муж гениальный в изображении «мотылька» Михаил Кононов. Пока он порхает, на Александру заглядывается серьезный и положительный милиционер Олег Ефремов , по внезапному возвращению мужа дающий ход назад.
В финале Александра расстается, судя по всему, с обоими. С мужем поставлена жирная точка: «Я тебя не люблю… А раньше не знала, что не любила». А серьезный и положительный мог бы и побороться. Как презрительно скажут в следующем десятилетии в «Самой обаятельной и привлекательной» 1985 : «Ну и мужики нынче пошли, господи…» Впрочем, не одни мужики. Первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» 1979 Александра Митты нарисовал неприятный портрет особы, измучившей бывшего мужа придирками. Это натуральный эмоциональный абьюзер: женщина, мстящая за свое несчастье даже собственному маленькому сыну, из-за чего мальчик страдает сильным заиканием.
Найдя нового мужчину, она лишь слегка перестает беситься, а ее испуганный и запутавшийся ребенок — готовый клиент психологов.
Он начинает ездить к нему в тюрьму и пытается достучаться до его сердца. Рассказывает о событиях 1943 года на территории Белоруссии.
Был признан лучшим фильмом по опросу журнала "Советский экран" в 1987 году.
22 малоизвестных, но очень крутых советских фильма
Список зарубежных фильмов, которые были озвучены и выходили в прокат в СССР с 1955 г. по 1991 г. Советские фильмы 70-х годов: новинки, список лучших фильмов, где смотреть, оценки и отзывы. Если вам понравилось, советуем посмотреть эти видео:В 6 лет девочка выиграла 300 конкурсов красоты. Как выглядит она сейчас?v=P9. Нетривиальная для кино 1980-х тема романа с женатым, актерский состав, женские разговоры об отношениях и мужчинах сделали фильм невероятно популярным у советских зрителей.
10 лучших советских фильмов 1960-х годов по версии зрителей
В повторный прокат в России выходит фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» — портрет интроспектированного поколения шестидесятников, у которого невероятная внутренняя свобода сочеталась с внешней несвободой. Плодотворной темой кино 1960-х была личность на войне. Подскажите какой-нибудь СОВЕТСКИЙ фильм типа снятого по пьесе О. Уайльда "Идеальный муж" (1980).
Не только «Июльский дождь»: 7 удивительных фильмов советской оттепели
Легенда о динозавре, Япония, 1977 год Фильм ужасов японского режиссера Дзюндзи Курата. Предлагаем вам список популярных фильмов с рейтингом, трейлерами и отзывами. Фильм Григория Александрова – о приключениях пастуха Кости, который становится дирижером джазового оркестра, и домработницы Анны, ставшей певицей. В роли Кости выступил один из лучших советских артистов – певец Леонид Утесов. 1980 Ингмар Бергман "Из жизни марионеток" Жан-Люк Годар "Спасай, кто может (жизнь)" Хайме Де Арминьян "Гнездо" Стэнли Кубрик "Сияние" Акира Куросава "Тень воина" Луи Маль. Предлагаем вам список популярных фильмов с рейтингом, трейлерами и отзывами. Лучшие подборки кино: Лучшие фильмы для вдохновения учителей.
Советское кино - тенденции 60-70 годов
Несмотря на запрет врачей, он продолжает работу с радиоактивными веществами. Ученый обращается за помощью к своему другу Илье Куликову, которого просит помочь с созданием новой установки. Проведя новый, успешный опыт, Гусев опять получает гигантскую дозу облучения, которая приводит к серьезной болезни. Борясь за свою жизнь, молодой человек настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга. Оптимистическая трагедия, 1963 год Фильм рассказывает об экипаже военного корабля «Громобой», на который в 1918 году большевики посылают женщину-комиссара. Она должна переформировать экипаж, где всем верховодят матросы-анархисты во главе с Вожаком, в Первый матросский полк.
Однако моряки не желают подчиняться и пытаются запугать комиссара. Они предпринимают попытку изнасилования, но женщина убивает из пистолета одного из насильников со словами: «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела? Гамлет, 1964 год Экранизация знаменитой пьесы Шекспира с Иннокентием Смоктуновским в роли датского принца. После смерти короля — отца Гамлета — на престол восходит брат короля Клавдий, который берет в жены его вдову Гертруду. Гамлет пребывает в тяжелых раздумьях, и в этот момент появляется его друг Горацио, который сообщает, что видел призрак бывшего властителя.
Принц встречается с тенью отца и узнает, что тот погиб от руки Клавдия. Председатель, 1965 год После окончания войны фронтовик Егор Трубников возвращается в родной колхоз, чтобы восстановить разоренное хозяйство. Однако ему приходится не только заниматься хозяйственными вопросами, но и решать проблемы людей, измученных страшной войной. Фильм получился довольно тяжелым и показывающим послевоенную жизнь без прикрас. Из-за этого он был подвергнут жесткой цензуре и буквально в последние минуты снят с проката.
Вместо 1964 года на экраны картина вышла только в 1965-м, и зрители приняли ее с восторгом: в первую же неделю ленту посмотрели около 7 млн человек. Никто не хотел умирать, 1966 год Литва, первые годы после войны. Противники советской власти убивают председателя колхоза Локиса пятого по счету за год , а на его место сажают своего ставленника. На похоронах Локиса четверо его сыновей клянутся отомстить убийцам отца, которыми руководит бандит по кличке Домовой. Журналист, 1967 год Журналист из Москвы Юрий Алябьев приезжает в провинциальный городок Горноуральск.
Его задача — разобраться с письмами в газету, в которых некая Аникина в числе прочего жалуется на девушку по имени Шура Окаёмова. Юрий знакомится с Шурой и, очаровавшись красотой и умом юной провинциалки, пытается склонить ее к близости, но та отказывает журналисту. Через какое-то время Алябьев уезжает в Европу, где знакомится со многими знаменитостями, однако Шура не выходит у него из головы. Доживем до понедельника, 1968 год «Счастье — это когда тебя понимают» — эта фраза из сочинения, написанного 9-классником Геной Шестопалом, давно стала крылатой. Фильм рассказывает о 3 днях из жизни учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, его бывшей ученицы Натальи Сергеевны Гореловой и нескольких учеников 9-го класса.
Братья Карамазовы, 1969 год Экранизация последнего романа Федора Михайловича Достоевского и последняя же режиссерская работа Ивана Пырьева. Мастер скончался, не успев доснять заключительную часть фильма, и за него это сделали исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Как и в романе, в фильме поднимаются вопросы о человеческой природе и корнях добра и зла. У озера, 1970 год «У озера» — второй фильм дилогии Сергея Герасимова первый — «Журналист» , посвященной людям, жившим в 1960-х. Действие разворачивается на берегу Байкала, где планируется открыть новый большой комбинат.
Будущий директор Василий Черных приезжает для консультаций к профессору Бармину, изучающему озеро. Дочь профессора Лена, которая на тот момент оканчивала 10-й класс, несмотря на значительную разницу в возрасте начинает испытывать к нему чувства. Освобождение, 1971 год Масштабная киноэпопея режиссера Юрия Озерова рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, начиная от Курской битвы и заканчивая последними ее днями.
Известный комедийный актер 30—40-х Осип Наумович Абдулов 16. Он лихо отплясывал в кадре, но даже знавшие о его тяжелейшем фронтовом ранении, из-за которого ему чуть не ампутировали ногу, не догадывались, каких усилий ему это стоило.
Почти у каждого актера были горе от потери близких, страх репрессий, но общими усилиями фильм получился яркий, веселый, с настоящей чеховской грустинкой над глупостью и людским несовершенством. Фразы из фильма, ставшие крылатыми Машите на меня, машите!.. Змеюкина Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном Дашенька. А если я насчет электического освещения, так это еще не значит, что я из гордости. Я и выпить могу Ять.
Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд Дашенька. В Греции все есть Дымба. Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя Апломбов. Позвольте вам выйти вон! Апломбов Я обманывать себя не позволю!
Я одушевленное имя существительное! И у меня в душе свой жанр есть! Апломбов Генерал, а безобразите! Мать Ведь вот, каждое незначительное слово, а оно имеет, так сказать, свое таинственное недоумение! Ревунов-Караулов Выпей!
Из моих собственных подвалов!
Как и в предыдущих выпусках «Летописи …» в данном томе сохраняется главный ее методологический принцип — весь ее событийно-информационный ряд базируется на первоисточниках — преимущественно архивных документах. Читатель, уже знакомый с первыми выпусками нашей «Летописи…» ,по-видимому, обратит внимание на то обстоятельство, что в этом новом томе составители перешли на более детальное аннотирование упоминаемых событий, а в ряде случаев допускают и свои личные их объяснения и оценки, чего прежде , как правило, старались избегать. Это допущение в некоторых случаях личных комментариев и оценок вызвано прежде всего тем обстоятельством, что кинособытия , включенные в данный том, это не какая-то «древняя» часть истории отечественной кинематографии, лежащая где-то там далеко за пределами наших собственных биографий. Преобладающая часть этих событий , как я уже говорил, свершилась уже при нашей жизни. Нередко мы были их очевидцами, а подчас и самыми что ни на есть прямыми и даже активными участниками. Нередко, прямо скажем, не совсем проницательными и адекватно понимающими истинный смысл происходящего на наших глазах. Изображать из себя с наличием подобного и иного непосредственного личного опыта полную объективность в описании событий, имевших место при нашей жизни, и иногда и на наших глазах, с нашей стороны было бы, как минимум, лицемерием. Даже при самом фанатичном стремлении к полной объективности эта цель все равно останется недостижимой. Что-то из личного опыта, пристрастий, мировоззрения непременно найдет для себя какую-то тайную лазейку.
Поэтому выход из этой ситуации мы искали в том, чтобы канализировать, развести в разные стороны в наших описаниях-представлениях исторических событий как бы само их некое объективное ядро и наше понимание, наше отношение к нему. Поэтому если в представлении того или иного события и появляется некое личное, авторское отношение, то оно должно быть отделено, отведено , поставлено на некое второе место. А в начале , непременно на первом месте должно быть с максимально достижимой объективностью изложено само событие. По возможности с максимальной объективностью мы старались подойти и к самому отбору событий. И, наверное, это была самая трудная и мучительная для нас задача. Потому что вспомнить, вернуть из прошлого на страницы нашей работы хотелось очень и очень многое. Но хотя бы только по причине ограниченного объема наших томов приходилось делать очень жесткий отбор. Ощущение, что режешь по живому не покидало нас. Надеемся все же, что на издании книжного варианта «Летописи…» на этом не закончится и представится возможность продолжать ее уже в электронной версии, где границы допускаемого объема куда просторнее. И где можно будет представить историю нашего кино в гораздо более полном составе главных и неглавных, но все существенных ее событий.
Да и сами эти события представить не загнанными в 3-5 строчек вымученного аннотирования, с яркими подробностями и сопутствующими красками. Да сбудется эта мечта! А пока представляем на суд читателя отжатые плоды наших долгих экспедиций по архивным кладовым. И не просто многое, а очень, очень, очень многое! Оказалось, что не только какие-то отдельные важные факты, события нашей кинематографической жизни были тогда от нас сокрыты, но целые ее пласты. Прежде всего, была глубоко засекречена особая, хитроумнейшая система управления «важнейшим из искусств» по двум линиям одновременно — государственной и партийной. Казалось, будто все властные полномочия у нас были делегированы государственному органу управления киноделом — Госкино СССР. На самом деле, у него за спиной стоял совсем другой грозный дядя с куда большими кулачищами и куда большими правами пользоваться этими инструментами. Именно там , на Старой площади , а не в Малом Гнездниковском и находился реальный пункт управления киноотраслью. Конечно, формально этот госорган мог выдвигать и какие-то свои инициативы и решения, но даже в правительство он не мог с ними сунуться, предварительно не посетив и не получив предварительно одобрения партийных царедворцев.
При этом весь этот маскарад был самым глубоким образом законспиррирован.
Его роль в схватывании новых смыслов кинокамерой огромна: внимательность, проницательность, чувство кадра повлияли на создание шедевров советского кино. Картины, снятые им, отличаются натурализмом, живостью, в своей работе он применял метод съемки с рук, тем самым создавалось впечатление, что зритель при просмотре фильма становится очевидцем события, проживает историю вместе с героем. Например, этот метод он использовал как основной в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957. Реакция зрителей на кино - важный показатель оценки актуальности и интеллектуального уровня фильма, а также общего уровня развития кинематографа. Это нужно и государству, которое отбирает, с од- ной стороны, что можно смотреть советскому человеку, а что недопустимо, а с другой - что для него интересно.
Исследования аудитории в СССР основательно начали проводиться лишь с 1960-х гг. Некоторые режиссеры и сценаристы ориентировались на зрительские предпочтения. О громадной роли кино в жизни и досуге советских граждан говорят работы социологов. Грушин в нескольких книгах фундаментального труда обобщил многие исследования отечественных ученых о массовом сознании наших соотечественников во времена правления Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. С его точки зрения, свободное время граждане СССР в большинстве случаев проводили за занятиями, предполагающими пассивное восприятие: «речь шла в значительно большей мере о потреблении», а не о созидании [3, с. В первой шестерке самых распространенных развлечений мы находим «посещение кинотеатров» [3, с.
Исследования кино как средства проведения досуга отражены и в отчетах о посещаемости: «Абсолютный рекорд за всю историю кинематографа дал 1971 год, когда количество посещений приблизилось к пяти миллиардам 4,8 млрд билетов. На рубеже 60-70-х среднестатистические советские граждане, включая новорожденных и глубоких старцев, ходили в кино от 15 до 19 раз в год. Мы тогда были абсолютными чемпионами Европы» [5]. Но период, благоприятствующий творчеству, быстро закончился. Его отголоски мы будем наблюдать вплоть до распада СССР, но характер картин поменяется. Наступили «заморозки», власть снова взяла рычаг в свои руки.
В 1972 г. В этих рамках должны были работать режиссеры. Многие известные события 1970-х показывали «закручивание гаек»: политика очернения Солженицына в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ», гонения на диссидентов, движение которых с каждым годом укреплялось. Наказанием для художников, литераторов, режиссеров было теперь не их физическое уничтожение, как это было в 1930-1940-е, а запрет на дальнейшие публикации или изгнание из страны. Для людей, ранее живших в страхе, это уже не звучало столь ужасающе. Появился самиздат.
После постановления 1972 г. Оказалось, что не хватает фильмов, где был бы воссоздан образ борца за идеалы, человека, которого можно было бы поставить в пример советским гражданам. В основном фильмы выпускали на темы, которые больше всего окупаются. Было решено, что картины должны нести в себе воспитательную функцию, зрители должны уходить с сеанса, усвоив моральные, нравственные ценности. Предпочтительными для власти и для аудитории являлись во многих случаях именно патриотические фильмы. Возврат к активному производству таких фильмов произошел в середине 1970-х годов.
Именно тогда состоялся условный раскол кинематографа на два фронта. С одной стороны, продолжали творить ставшие известными в период расцвета столпы советского киноискусства - Параджанов, Тарковский, Шукшин, Климов и др. Они остались на своей твердой позиции в отношении кино, и их не пугали условия, в которых им приходилось работать. С другой стороны, продолжали снимать и конформисты, приспосабливавшиеся к новым условиям. Выходило много хороших фильмов, потому что остались прежние мастера. Поме- нялись лишь обстоятельства и обстановка в стране, что не могло не повлиять и на кинопроизводство [9].
В 1970-х образ героя усложняется, авторы перестали прибегать к прямолинейно-пафосным средствам выражения, характерным для классического соцреализма. Фильмы этого времени, с одной стороны, отдаляются от реальности, появляются фильмы-притчи - завуалированные образы современности, а с другой стороны, режиссеры обращались к критической реальности времени, показывали индивидуальные бытовые проблемы обычных людей. Яркий пример - фильм «Осень» 1974 Андрея Смирнова, который практически сразу положили на полку. В нем затронуты темы, касающиеся личных взаимоотношений людей, которые находятся словно на необитаемом острове наедине со своими размышлениями: в фильме нет ничего о политике, экономике, герои даже не разговаривают о своей работе. В целом кинематограф совершенствуется, усложняется, становится многомерным, к тому же происходит смешение жанров. Ко второй половине 1970-х посещаемость значительно уменьшилась.
Публику старались удержать всеми способами [7]. Шестидесятые заканчиваются, главное достижение художников-борцов этого десятилетия - применение неизвестных ранее приемов в основе кинематографа, взращивание почвы продолжения новых настроений -искренних, свободных, правдивых. Наступает время размежевания в кино [6]. Новаторами кино этого десятилетия можно считать тех, кто отказался от служения государственному заказу и бесстрашно пустился в свободное плавание в творчестве. Обстановка накалялась, обострялись противоречия. Как говорила Н.
Зоркая: «многомыслие»... Люди продолжали подчиняться режиму, но это теперь проявлялось только внешне, внутренне они думали уже совсем о других вещах - «оттепель» сыграла свою роль. И даже ужесточение режима в 1970-е гг. Ряд производственных фильмов 1970-х совмещал в себе профессиональные и личные проблемы, отличался высокой художественностью, нравился зрителям. Однако чем ближе были 1980-е, тем меньше зрителей посещало кинотеатры. Итак, мы рассмотрели общую обстановку кинематографа в момент его расцвета и начала перелома.
Можно сказать, что исторические события, духовный настрой общества, которые сопровождали кинопроизводство, напрямую оказывали влияние на сами фильмы, на то, какой жанр выберет режиссер, какие сцены будет показывать, какие приемы использовать. Массовое увлечение кино повлекло за собой создание фильмов, которые бы отвечали потребностям зрителей. Государственный заказ на фильмы появлялся в тот момент, когда чувствовалось, что общество переходит границы допустимой свободы. Существование авторского кинематографа как отдельной ниши свидетельствовало о высоком мастерстве режиссеров. Преданность своей позиции таких художников даже тогда, когда условия работы ужесточались, говорит о том, что при всем старании советской власти контролировать кино, оно существовало как самоценное искусство. Искусство в СССР должно было служить социалистическим идеалам.
История его существования показывает, что многие советские ценности обладали опреде- ленной спецификой, при этом искусство поддерживало идеологические постулаты. Так называемая проблема творца в СССР всегда стояла очень остро. В советском государстве в сфере искусства существовали творческие объединения художников, литераторов, кинематографистов, на деятельность которых выделялись казенные средства. Остальные же художники, не подчинившиеся системе, были вынуждены выживать в непростых условиях. Искусство, в том числе и киноискусство в СССР, лавировало между двумя крайностями - следование системе, создание произведений, соответствующих запросам власти и большинства граждан, продукт, рассчитанный на массы, и авторское кино, «высокое» искусство, появляющееся на экранах для того, чтобы зритель задумывался над масштабом существующих в мире проблем. Просмотр таких картин требует особой интеллектуальной и душевной работы: внимания к деталям, способности прочитать глубинные смыслы и т.
Зритель должен быть подготовлен. И во времена оттепели, и в застой мастера снимали кино высокого качества. Однако в «оттепельные» времена в связи с ослаблением механизма организации, фильм мог легче добраться до зрителя, препятствий для съемки и обеспечения производства было меньше. В зависимости от функций, от целеориентации, советское кино можно условно разделить на три группы: во-первых, фильмы, которые призваны поднять народный дух, воодушевить на подвиги, показать пример героя. Часто это были именно производственные фильмы, и это, безусловно, нужно было государству, чтобы стимулировать людей к труду, совершенствовать отношения в рабочем коллективе. Во-вторых, это фильмы, рассчитанные на массового зрителя, учитывающее социальные запросы: комедии, мелодрамы, приключенческие фильмы.
Они иронично обыгрывали злободневные проблемы или рассказывали истории любви. В-третьих, авторское кино. В основе картин лежит авторская задумка: они изображают вневременное, сугубо индивидуальное, внутренний мир человека, мысли, ощущения, саморефлексию. Такие фильмы также могут показывать проблемы, которые существуют в нынешнем обществе, но они изображаются при помощи нетрадиционного сюжета или могут быть завуалированы в притчу. Фильмы 1960-1970-х интересны для анализа тем, что в эти годы все три функции находятся приблизительно на равных правах, более полно раскрываются. У художников было сравнительно больше свободы.
Именно оттепель - время появления и расцвета авторского кино, само понятие «авторское» кино распространяется во времена «перестройки» , творцами которого являются С. Параджанов, А. Тарковский, К. Муратова, А. Герман, М. Хуциев и др.
Ситуация, описанная выше, фактически была недолгой. К сожалению, с середины 1970-х гг. Первая группа. Фильм «Тени забытых предков» был снят на киностудии им. Довженко в 1964 г. Это автобиографический фильм Сергея Параджанова, талантливого режиссера с нелегкой судьбой.
Весь колорит своих способностей он смог воплотить в фильме «Тени забытых предков». В этом произведении советский зритель впервые сталкивается с необыкновенной поэмой о любви, в которой отражается самобытная культура украинской этнической группы - гуцулов. Несмотря на то что они постоянно оказывались под властью различных государств, гуцулы сохраняли свои традиции. Этот фильм выделяется на фоне остальных еще и потому, что в нем главенствует тема рока, судьбы. По- вествование разделено на части, где каждая глава оканчивается свечением красного цвета, напоминающего о трагедии, символизирующего жертвенность во имя любви.
45 лучших советских фильмов на все времена
Поэтому общий пейзаж 70-х стал кричаще противоречив. В верхних слоях кинопроцесса все еще идет, продолжается процесс впечатляющего роста и развития нашей кинематографии. Продолжают появляться поразительно новые, мощные картина одна лучше другой - «Начало», «Калина красная», «Зеркало», «Восхождение», «Проверка на дорогах». Данелия, Гайдай… Уж какой тут «застой», черт подери!
Впору говорить о наступлении «золотого века» советского кино. Что, к примеру, и осмелилась сказать строгая и неподкупная ценительница настоящего искусства Нея Зоркая. Но ведь в то же время и с той же неоспоримой наглядностью развивается и прямо противоположный процесс.
Общее движение нашего кино заметно замедляется, основной репертуарный кино поток 70-х прямо на глазах стремительно заболачивается, сереет , все отчетливее начинает отдавать свежей тухлятинкой. В общем все как в популярном песнопении про «Подосковные вечера» с его необъяснимо загадочными словами «Речка движется и не движется…» Вот в своем четвертом томе «Летописи» мы и постарались через подробнейшую хронику событий - истинно значительных, «среднего калибра» и м. Мы изначально мечтали и предприняли отчаянную попытку изменить родному, классическому киноведению.
А именно: показать через пеструю хронику событий показать рождение и развитие отечественного кино не только как «чистую» историю киноискусства, но и как историю всей киноотрасли в целом, со всеми ее прибамбасами — совершенно особой системой управления. Особое внимание в нашем очередном летописном своде как и прежде уделено заполнению «белых пятен» истории отечественного кино: цензуре, международным связям, заседаниям и решениям Отдела культуры и других структур ЦК КПСС, постановлениям и распоряжениям Совета Министров СССР и др. Как и в предыдущих выпусках «Летописи …» в данном томе сохраняется главный ее методологический принцип — весь ее событийно-информационный ряд базируется на первоисточниках — преимущественно архивных документах.
Читатель, уже знакомый с первыми выпусками нашей «Летописи…» ,по-видимому, обратит внимание на то обстоятельство, что в этом новом томе составители перешли на более детальное аннотирование упоминаемых событий, а в ряде случаев допускают и свои личные их объяснения и оценки, чего прежде , как правило, старались избегать. Это допущение в некоторых случаях личных комментариев и оценок вызвано прежде всего тем обстоятельством, что кинособытия , включенные в данный том, это не какая-то «древняя» часть истории отечественной кинематографии, лежащая где-то там далеко за пределами наших собственных биографий. Преобладающая часть этих событий , как я уже говорил, свершилась уже при нашей жизни.
Нередко мы были их очевидцами, а подчас и самыми что ни на есть прямыми и даже активными участниками. Нередко, прямо скажем, не совсем проницательными и адекватно понимающими истинный смысл происходящего на наших глазах. Изображать из себя с наличием подобного и иного непосредственного личного опыта полную объективность в описании событий, имевших место при нашей жизни, и иногда и на наших глазах, с нашей стороны было бы, как минимум, лицемерием.
Даже при самом фанатичном стремлении к полной объективности эта цель все равно останется недостижимой. Что-то из личного опыта, пристрастий, мировоззрения непременно найдет для себя какую-то тайную лазейку. Поэтому выход из этой ситуации мы искали в том, чтобы канализировать, развести в разные стороны в наших описаниях-представлениях исторических событий как бы само их некое объективное ядро и наше понимание, наше отношение к нему.
Поэтому если в представлении того или иного события и появляется некое личное, авторское отношение, то оно должно быть отделено, отведено , поставлено на некое второе место. А в начале , непременно на первом месте должно быть с максимально достижимой объективностью изложено само событие. По возможности с максимальной объективностью мы старались подойти и к самому отбору событий.
И, наверное, это была самая трудная и мучительная для нас задача. Потому что вспомнить, вернуть из прошлого на страницы нашей работы хотелось очень и очень многое. Но хотя бы только по причине ограниченного объема наших томов приходилось делать очень жесткий отбор.
Ощущение, что режешь по живому не покидало нас. Надеемся все же, что на издании книжного варианта «Летописи…» на этом не закончится и представится возможность продолжать ее уже в электронной версии, где границы допускаемого объема куда просторнее.
Дома его ждут постоянные запреты, а во дворе никаких правил, только музыка, танцы , драки, и она — девчонка в короткой юбке, дружащая с соседскими парнями.
Лешка и Таня заключают пари «Американка» — спор, при котором проигравший должен выполнить любое желание выигравшего. Спокойный и надежный Степан и импульсивный Сергей учатся в одном институте, и оба не сводят глаз с однокурсницы Людмилы.
Способствовала такой обстановке культурная эпоха, на специфике которой автор остановится позже.
Фильмы будут проанализированы через призму литературной истории, сюжета, характеристики героев, общего настроения, характера картины. Вмешательство власти в кинопроизводство - неотъемлемое условие выпуска в прокат любого фильма в СССР. Как в таких условиях удалось снимать такие высококачественные картины - вопрос многочисленных дискуссий и исследований.
Храмов обосновывает, почему именно кинематограф стал тем искусством, которое как никакое другое развивалось, вторя государству: это вид искусства, вбирающийся в себя другие искусства, он подобен государственному образованию по своей идее, служит интересам страны и реагирует на каждое событие в виде создания новых течений, изменений в способах выражения и т. Он утверждает, что система контроля искусства была необходима для гармоничного развития кинематографа [14]. Необходимо отметить, что любое искусство есть продукт эпохи, которая его взрастила.
Один из многочисленных смыслов искусства - символизация собы- тий, воплощение народного духа. Благодаря искусству, мы во многом можем изучать и сопоставлять события периода, интерпретировать историю. Кино как особо чувствительный камертон, не является исключением.
Киновед К. Разлогов писал, что кино всегда зависит от того, какая социокультурная обстановка царит во время его создания [9]. Рассмотрим, на какой почве был взращен кинематограф шестидесятых.
Своего рода литературным воплощением настроения эпохи стала одноименная повесть Ильи Эренбурга 1954. Оттепель в истории сообразно с явлением природы обозначает таяние снегов, установление плюсовой температуры после долгих зимних морозов, однако это еще не свидетельствует о наступлении весны. И в этом смысле определение подобрано очень точно.
Либерализация во всех сферах жизни наступила, но это вовсе не означало дарования полной свободы. По-прежнему был контроль, цензура, экономика развивалась по пятилеткам, то есть существовал намеченный план, утвержденный в верхах. Но многое и изменилось.
Помимо всех формальных трансформаций, поменялось мироощущение. После смерти Сталина многие поняли: эпоха окончилась, грядут перемены. У большинства был страх за будущее, но были и те, кто рад «освобождению».
В любом случае люди начали задумываться о собственном предназначении, о своем месте в мире. Теперь не возбранялось показывать искренние чувства, эмоции, переживания. С приходом к власти Н.
Хрущева в 1953 г. В целом улучшение социальной сферы было одним из главных достижений оттепели. Вдобавок к этому политика открытости по отношению к другим государствам, установка на сотрудничество, новые достижения в области науки и техники, освоение космоса.
В культурной сфере также происходит множество событий. Булгакова, М. Зощенко, появляются поэты-шестидесятники, выступавшие со своими стихотворениями в Политехническом музее: Б.
Ахмаду-лина, А. Вознесенский, Р. Культурная жизнь буквально ожила.
Несмотря на экстенсивный характер реформ, децентрализацию управления, ситуации напряженности на мировой арене, в целом значение эпохи заключалось в поднятии «железного занавеса», в перелистывании новой страницы в истории государства. Литература об оттепели носит преимущественно мемуарный характер. Картина эпохи ярко представлена в книге «Поколение оттепели» Л.
Алексеевой, в 1960-х активно протестовавшей против ареста А. Синявского и Ю. В воспоминаниях Людмилы Михайловны оживают судьбы тех, кто прошел через жернова сталинского террора, оттепели, застоя и, наконец, перестройки.
Так она говорит о поколении шестидесятников: «Это люди, которые встретили XX съезд уже в возрасте по крайней мере двадцати или тридцати лет, то есть в сознательном возрасте. К этому времени они могли осознать, что такое тоталитаризм, что такое сталинизм, могли утвердиться в негативном отношении к этим явлениям, могли выработать в разных областях какую-то активную позицию» [1]. Впервые люди начали задумываться, а не живут ли они по навязанным критериям, а также осознавать, что свои настоящие чувства можно показывать.
И этим стремлением к «искренности» отличается мысль и искусство эпохи. Пережив сталинизм, мы уже не смогли бы принять никакое «прогрессивное» учение, навязываемое сверху» [1]. Своего рода зеркалом эпохи стал кинематограф.
Несмотря на то что оттепель в политике и культуре тесно взаимосвязаны, кинооттепель пришла гораздо позже политической середина - конец 1950-х гг. Хронологические рамки определяются исходя из стилистических особенностей и самого кинопроизводства. Эпоха «оттепели» в истории советского кинематографа получила название «новая волна».
Она характеризуется обширной деятельностью талантливых молодых режиссеров, выпускников ВГИКа, школы И. Савченко, которые в своих картинах показывают новое видение мира, привносят больше реалистичности. Дискурс, посвященный советскому кинематографу оттепели, в основном был связан с темой разрыва со сталинской традицией.
Анализируя кинокритику тех лет, можно сказать, что основным ее источником был журнал «Искусство кино», с которым сотрудничали Н. Зоркая, С. Фрейлих и др.
Они старались объективно и искренне писать об обстановке в кинематографе. Путь фильма к своему зрителю в СССР был поистине тернист. Это череда переделок, переписываний, пересъемок.
Настоящая удача для режиссера, если его видение полностью совпадает со взглядом чиновников, бесчисленное количество которых он проходит. Но это бывало редко. Впервые описание конфликта в кинематографе периода оттепели между администрацией и ре- жиссерами встречается в прозаическом произведении сценариста Г.
Он описывал некоторые случаи, связанные с кино, показывающие, как происходил отбор картин, с какими сложностями сталкивались все участники кинопроцесса. Особенно запомнилась автору фраза одного из киночиновников: «Кто вам сказал, что мы занимаемся искусством?! Помимо разных точек зрения аргумент против выражался еще и в экономическом аспекте.
Дело в том, что львиную долю дохода от проката приносили фильмы, снятые на «Ленфильме», «Мосфильме», «Киностудии имени Горького», а остальные студии фактически оставались на содержании у других. Выделяемая банком ссуда шла на съемку такого фильма, но впоследствии он не окупался. Хотя художественный фильм, с одной стороны, - интерпретация художника, и за чересчур вольное обращение с кадрами, работу над картиной могли остановить в самом начале, либо «положить на полку» уже готовый фильм, он нес в себе огромную ценность как зеркало того времени, как свидетельство очевидца событий.
Важной вехой в кинокритике и киноведении стала конференция «Кинематограф оттепели», проходившая в 1991 г. Именно тогда впервые были обобщены все накопленные знания о киноэпохе, что позволило оценить ее как весьма противоречивый процесс [12]. В кинематографе оттепели в связи с некоторыми послаблениями власти в отношении выпуска фильмов в прокат и в целом процесса его прохождения через все инстанции контроля, возникла необычная ситуа- ция - равносильно развивались три важные функции кино, упомянутые ранее: идеологический инструмент, средство развлечения, самоценное искусство.
Раньше режиссерам позволялось в большей степени передавать достоверную жизнь в военных фильмах, потому что многие сюжеты были связаны с судьбой человека. Он совершал смелые поступки, сражался за Родину, проявлял лучшие качества, свойственные настоящему герою. Сама война изображалась достаточно реалистично.
Таким образом, хотя бы на этой стезе художнику можно было себя почувствовать свободным от идеологического гнета. Теперь же правдивость присутствовала и в фильмах на гражданские темы, где показана судьба отдельного человека. Произошли изменения в методах киносъемки.
Если раньше сцены находились от зрителей на достаточно далеком расстоянии, то в 1960-е режиссеры все чаще использовали крупный план. Стало возможным экспериментировать с подачей, композицией кадра, фильмы стали более искренними. Многие фильмы того времени снимались оператором Сергеем Урусевским.
Его роль в схватывании новых смыслов кинокамерой огромна: внимательность, проницательность, чувство кадра повлияли на создание шедевров советского кино. Картины, снятые им, отличаются натурализмом, живостью, в своей работе он применял метод съемки с рук, тем самым создавалось впечатление, что зритель при просмотре фильма становится очевидцем события, проживает историю вместе с героем. Например, этот метод он использовал как основной в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» 1957.
Реакция зрителей на кино - важный показатель оценки актуальности и интеллектуального уровня фильма, а также общего уровня развития кинематографа. Это нужно и государству, которое отбирает, с од- ной стороны, что можно смотреть советскому человеку, а что недопустимо, а с другой - что для него интересно. Исследования аудитории в СССР основательно начали проводиться лишь с 1960-х гг.
Некоторые режиссеры и сценаристы ориентировались на зрительские предпочтения. О громадной роли кино в жизни и досуге советских граждан говорят работы социологов. Грушин в нескольких книгах фундаментального труда обобщил многие исследования отечественных ученых о массовом сознании наших соотечественников во времена правления Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина.
С его точки зрения, свободное время граждане СССР в большинстве случаев проводили за занятиями, предполагающими пассивное восприятие: «речь шла в значительно большей мере о потреблении», а не о созидании [3, с. В первой шестерке самых распространенных развлечений мы находим «посещение кинотеатров» [3, с. Исследования кино как средства проведения досуга отражены и в отчетах о посещаемости: «Абсолютный рекорд за всю историю кинематографа дал 1971 год, когда количество посещений приблизилось к пяти миллиардам 4,8 млрд билетов.
На рубеже 60-70-х среднестатистические советские граждане, включая новорожденных и глубоких старцев, ходили в кино от 15 до 19 раз в год. Мы тогда были абсолютными чемпионами Европы» [5]. Но период, благоприятствующий творчеству, быстро закончился.
Историки, конечно, отмечают некоторые фактические неточности, однако это все же художественное произведение, которое до сих пор высоко ценится зрителями. Войска русского князя одерживают победу над крестоносцами на Чудском озере в 1242 году. Впрочем, главной идеей фильма стала борьба против иноземных захватчиков. Некоторые коллеги Эйзенштейна раскритиковали исторические несоответствия и чрезмерную «пышность». Фильм же получился масштабным, с большим количеством массовки, особенно в батальных сценах.
Музыку к нему написал композитор Сергей Прокофьев. Кинолента понравилась и руководству страны, и зрителям и регулярно занимает первые места в списках лучших фильмов всех времен до сих пор. Эта музыкальная комедия с Любовью Орловой в главной роли — об артистах, которые отправляются в Москву на конкурс художественной самодеятельности. В пути с ними происходят веселые и не очень приключения. По сути, фильм воспевал массовые молодежные мероприятия и должен был стать своего рода пособием по работе с недавними выпускниками школ.