подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Не далее, как сегодня, мне пришлось прочитать статью, написанную в газете «Новости» и проникнутую необычайно сильной злобой и ненавистью. Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность. Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца.
Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя. Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку.
Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву. Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца.
Стрельцов ведут на казнь. Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте».
Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению.
И боялись! Царевна Софья интригует против молодого царя Петра. Стрельцы за старый порядок, петровцы - за новый. Зреет бунт, кровавый и беспощадный. А тут еще и раскольники с их старой верой, с исступленным упорством и христианской решимостью. Страх одолевает всех - от правителей и военных начальников до немецких девушек Гелена Гаскарова и протестантских пасторов Ярослав Петряник. Нервная лихорадка трясет князя Голицына Олег Видеман , который предчувствует свою опалу. Лишь раскольники на первый взгляд спокойны, но и они полны сомнений, как Марфа Екатерина Сергеева. Праведна ли ее любовь к Андрею, нет ли греха в этом.
Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака.
Это "Маленькая смерть" на музыку Моцарта. Также привлекли внимания стоп-кадры из одноактных балетов "Сюита в белом" и "Вторая деталь", очень оригинально. Самое важное место в театре - буфет.
Запечатлела цены. В буфете принимают только наличные. Еще есть бар с алкогольными напитками: шампанское, вино, виски, коньяк. Там принимают банковские карты. В том же году спектакль удостоен премии Москвы в области литературы и искусства. Опера исполняется в редакции Шостаковича.
Окончание дописано Владимиром Кобекиным. Финал мощный. Не буду рассказывать в деталях, но драматично так. Фотографировать как водится нельзя, поэтому несколько кадров с официального сайта театра. Кстати, опера идет с дублированием текста, над сценой проецируются субтитры. Без них трудно понимать слова и фразы.
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. Вся соль» NEFER`S JOURNAL» Кто написал оперу "Хованщина"? опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор. Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти.
И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле. Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии.
Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна.
Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке».
Хор «Славься» вставляли даже в партитуры Петра Чайковского «Славянский марш», увертюра «1812 год» , заменяя им гимн «Боже, царя храни». До конца 1980-х годов «Жизнь за царя» с оригинальным текстом можно было услышать только на Западе такова, например, знаменитая французская запись 1957 с Борисом Христовым в главной партии — дирижёр Игорь Маркевич. В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов и дирижёр Александр Лазарев поставили «Ивана Сусанина» в Большом театре в возобновлённых декорациях первой постановки и с оригинальным либретто видеозапись спектакля выходила и на DVD. С тех пор в России ставят исключительно авторский вариант оперы — разве что в отдельных случаях купируют несколько фрагментов из четвёртого акта и эпилога.
Почему опера «Жизнь за царя» так значима? Глинка создал первую русскую национальную оперу, положив в основу либретто сюжет из отечественной истории. Осмысляя те образцы современной музыки, с которыми он познакомился в Италии Россини, Беллини, Доницетти и Германии Бетховен, Вебер, Шпор, Керубини , композитор заимствовал оттуда нужные приёмы, которые потом использовал в работе над русским сюжетом. Сквозь итальянские и немецкие влияния, сквозь стиль русского романса XIX века всё это есть в «Жизни за царя» , как первый подснежник, пробивается то, что позже станет основой для «русской национальной школы».
Позже композиторы «Могучей кучки», да и не только они, возьмут у Глинки и по-своему разовьют только то, что посчитают бесспорно национальным, без жалости отбросив всё ненужное. Итальянская и немецкая выучка позволили Глинке — впервые в русской музыке — создать произведение с непрерывной музыкальной тканью, в котором арии, романсы, каватины, ансамбли, хоры и танцы сочетались с выразительными речитативами. По поводу глинкинского речитатива один из рецензентов оперы, Януарий Неверов, писал, что в нём «слышишь интонацию русского говора». Запись 1952 г.
Максим Михайлов прошел путь от протодьякона до артиста театра. Михаил Ардов пишет, что патриарх Пимен благословил отпеть его в облачении и поминать как протодиакона До Глинки русские оперы писали исключительно с разговорными диалогами: такова, к примеру, была «Аскольдова могила» Верстовского, который был весьма обижен тем, что первенство в деле создания русской оперы единодушно приписали Глинке. Верстовский действительно старался привить русской опере национальный колорит и часто использовал подлинные народные мелодии. Однако «Аскольдова могила», при всём её значении, представляет собой лишь собрание русских мелодий без какого-либо музыкального единства или господствующей идеи — и без гениальности тоже.
Глинка был смелее и намного талантливее. Как отмечал Одоевский в своих двух «Письмах к любителю музыки об опере г. Глинки» напечатанных через 10 дней после премьеры , композитор «возвысил народный напев до трагедии», то есть не просто сымитировал народный склад музыки, но и нашёл в этих интонациях средства для передачи больших эмоций и глубокого содержания. Этот тип русской оперы многократно воспроизводили и развивали в дальнейшем последователи Глинки «Князь Игорь», «Псковитянка», «Китеж», «Борис Годунов», «Хованщина», «Война и мир».
У Глинки — возможно, впервые в мировой музыке — противопоставлены две национальные стихии русская и польская. Они очерчены очень рельефно и находятся в постоянной конфликте. Манера сталкивать русские интонации с «чужеродными» по отношению к ним также останется надолго в русской музыке: и сам Глинка обратится к ней в «Руслане и Людмиле», где национальному стилю будут противопоставлены восточные интонации и фантастические звучания. На что стоит обратить внимание музыкальным гурманам и не только?
В увертюре, открывающей оперу, искусно соединены многие музыкальные темы оперы — все они взяты из третьего действия песня Вани, сцена с поляками, хор крестьян и эпилога рассказ Вани. В ней же заявлен ритм мазурки, которая прозвучит во втором — польском — акте. Сразу за увертюрой следует хоровая интродукция с солистом-басом Русский воин , придающая опере эпическое звучание и рифмующаяся с хоровым эпилогом. Его мелодия родственна русским романсам начала XIX века, а каденции — итальянскому опере бельканто.
Польские танцы второго акта полонез, краковяк, pas de quatres, мазурка контрастируют с русской музыкой первого и третьего актов. У них упругие ритмы и общий весёлый тон. В третьем действии особенно замечательны песня Вани «Как мать убили» , сцена Сусанина с поляками, в которой соединены русские и польские мотивы, прощание Сусанина с Антонидой «Ты не кручинься, дитятко моё» и финальный романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Узловые моменты четвёртого действия — ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» и финальная сцена Сусанина с поляками.
Эпилог начинается и завершается хором «Славься» — самым знаменитым фрагментом из оперы. В опере Глинки хоровая интродукция следует сразу за увертюрой.
После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве. Партию князя Хованского исполнял тогда К. Запорожец, Андрея Хованского — А. Однако самое первое выступление Шаляпина в роли Досифея состоялось много раньше, еще в 1897 году, на сцене частной Мамонтовской оперы в Москве. Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916.
Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Опера «Хованщина». Народная музыкальная драма в 5 действиях, 6 картинах. Либретто написано самим композитором. Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Предыстория дягилевской «Хованщины» началась в 1907 году, когда в одном из концертов «Русского сезона» впервые в Париже был исполнен V акт оперы в редакции Римского-Корсакова. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. «Хованщина», хранящая дух «большого стиля», и сегодня идет на мариинской сцене в оркестровке Шостаковича. Русской опере обещана новая надежда - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.
«Хованщина»
Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге.
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского
Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. «Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам.
Как отдать «Жизнь за царя»
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960.
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960.
В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви.
Но успокоения народу на Руси не принесло и новое время, возвещаемое трубными сигналами в последней картине. В этой сложной кипучей обстановке развиваются сюжетные линии любовных переживании и связанных с ними драматических положений. Воплощенные с большой психологической глубиной образы героев — это или лица реальные князь Иван Хованский, думный дворянин Федор Шакловитый , или собирательные, характерные для своей эпохи, наделенные в некоторых случаях узнаваемыми чертами их исторических современников. К ним, прежде всего, принадлежит глава раскольников старец Досифей, прообразом которого послужил грозный протопоп Аввакум. Его величавая фигура — в центре событий. Духовный вождь слепо верящих ему раскольников, он «пред лицом победы нечистых» властно уводит свою паству в лесной скит, обрекая на муки самосожжения. Аскетизм Досифея, победившего в себе жалость и сомнения, вырисовывается в начале пятого действия.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Предыстория дягилевской «Хованщины» началась в 1907 году, когда в одном из концертов «Русского сезона» впервые в Париже был исполнен V акт оперы в редакции Римского-Корсакова. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия.