Новости кому отдавали первый блин на масленицу

На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Кому полагается отдать первый блин на Масленицу. Первый блин на Масленицу было принято готовить умершим предкам, так как в славянской традиции их почитали и отводили им особую роль.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Кому древние славяне отдавали первый блин и зачем сжигали соломенное чучело? Кому древние славяне отдавали первый блин и зачем сжигали соломенное чучело? Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших. Кому полагается отдать первый блин на Масленицу. Печь блины и оладьи в первый день Масленицы — к благополучной и щедрой на угощения ик: Freepik. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших».

«Масленица – блинами объедаемся»: на Алтае вспоминают традиции праздника накануне Великого поста

Есть версия, что знаменитая поговорка “На масленицу первый блин комом” изначально звучала по другому: “Первый блин комАм”, а не кóмом. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. "Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне" Именно так звучит эта добрая славянская присказка.

«Первый блин – комам»: почему на Руси Масленицу посвящали медведям?

© РИА Новости. «Рамблер» рассказывает, как называются дни масленичной недели и что было принято делать в эти дни. Происхождение Масленицы. Первый блин отдавали душам умерших: оставляли нетронутым, а потом скармливали птицам. При этом первый блин не съедали, а отдавали неимущим для поминовения усопших. Раньше первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули усопших, а в Прощеное воскресенье блины приносили на могилы родственников. Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших. В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших.

Другой праздник, или Первый блин комом

"Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне" Именно так звучит эта добрая славянская присказка. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Первые упоминания о Масленице появились в летописях приблизительно в XVI веке. Ему предшествовала Масленичная неделя, на которой, как известно, принято печь блины.

Все о первом дне Масленицы

В народе первый день Масленицы назывался «Чистая Масленица — широкая боярыня», молодежь готовилась к гуляньям: отстраивали балаганы, строили горки, сооружали деревянные качели, мастерили чучело из соломы и возили его в санях по улице. Свекор и свекровь утром отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Там за угощеньем договаривались, как провести масленичную неделю и кого звать в гости. Завтра мы расскажем, что делали на Руси во вторник - на Заигрыш. Подписывайтесь на «МОЁ!

Парни и девушки высматривали суженых. Среда — Лакомка. На лакомку в гости звали друзей, родных, соседей. Гостей угощали медовыми пряниками, пирогами и блинами. Также в среду тёщи кормили блинами своих зятьёв.

Четверг — Разгуляй. С четверга начинается широкая Масленица. Хозяйственные работы прекращались, начинались гулянья, игры, катания на санках, весёлые хороводы и песни. Пятница — Тёщины вечёрки. В этот день зять лично приглашал тёщу в гости. Приглашения бывали почётные к обеду, со всей роднёй, или только на ужин. Суббота — Золовкины посиделки. Невестки приглашали в свой дом сестёр мужа, угощали их блинами и одаривали подарками. Если золовки были ещё в девушках, то невестка созывала своих подруг-девиц; если были замужними, то она приглашала родственниц-молодух — то есть недавно вступивших в брак.

Прощёное воскресенье. Последний день праздничной седмицы. В этот день прощались с зимой и Масленицей. Сжигали чучело под весёлые песни и частушки, а пепел развеивали по полям, чтобы год выдался плодородным.

У православных людей масленичная неделя, прежде всего, ассоциируется не с веселыми гуляниями, а с подготовкой к Великому Посту. В это время люди встречаются с родственниками, приглашают их к себе, ищут примирения и слова поддержки. Почему праздник называется Масленицей Версий на этот счет существует несколько. Остановимся на главных. В ожидании Весны, которая запирала Зиму на ключ, русичи искали возможность задобрить, замаслить долгожданную гостью. Так и появился праздник под названием «Масленица». Согласно другой версии, Масленица появилась уже после того, как было принято христианство. Неделя перед Великим Постом, когда мясо было запрещено, требовала какой-то альтернативы. И люди стали печь блины, щедро поливая их растопленным коровьим маслом. Экономить в это время считалось делом недостойным. Многие полагают, что масляные блины и дали название народному празднику. Масленицу также называют «широкой», «честной», «обжорной». Фото: Екатерина Иванова Обычаи масленичной недели Масленицу празднуют семь дней — с понедельника до воскресенья. Первые три дня — с понедельника по среду — называются Узкой Масленицей. В это время было принято заниматься уборкой и наведением чистоты в доме. С четверга и по воскресенье включительно идет Широкая Масленица. Все домашние хлопоты, связанные с уборкой, прекращали. Начинали печь блины, гулять и веселиться. Каждый день масленичной недели наши предки наполнили особым смыслом: Понедельник называется «Встреча». В это время встречают Масленицу, начинают печь блины. Первый блин было принято отдавать нищим и больным, чтобы они молились за души умерших. Иногда этот блин оставляли на пороге, как дань почитания предков. Понедельник уходил на последние приготовления к празднику. Свекор со свекровью с утра отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили к ним в гости и лакомились блинами. В этот день в старину делали чучело Масленицы, которую наряжали в поношенную одежду. Вторник — «Заигрыши». В этот день было принято гулять — с играми и забавами. В деревнях и городах катались на санях и каруселях, съезжали с ледяных горок. Народ развлекали скоморохи, которые ходили по улицам и принимали угощения. Заигрыши считались днем сватовства. Парни приглядывались к девушкам, те тоже смотрели на них, чтобы понять: ждать сватов или нет. Свадьбы играли сразу после Великого поста. Среда — «Лакомка». В этот день зять отправлялся к теще на блины, которые женщины специально пекли для своих зятьев. Теща должна была накормить зятя досыта, тем самым подчеркнув, как он дорог ей. Так и родилась поговорка «Пришел зять, где сметаны взять? Столы должны были ломиться от яств. Зятья прославляли своих тещ, распевая песни в их честь.

Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту, периодом серьезной внутренней работы над собой для верующих. Дни Масленичной недели С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя начиналась в понедельник и делилась на «Узкую» Масленицу, включающую в себя три первых дня, и «Широкую» — оставшиеся четыре дня. В первую половину вместе с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал. В первый день Масленицы ходят в гости и начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. Вторник — «Заигрыши». В этот день парни и девушки катались с горок, знакомились и ходили друг к другу на блины. Родители устраивали смотрины, выбирали девушкам женихов. Среда — «Лакомка».

Понедельник масленичной недели: первые блины отдавать нищим

День, когда родственники и близкие просят друг у друга прощения за обиды и неприятности, которые были в минувшем году. Попросив прощения, непременно слышали в ответ: «Бог простит». Кульминацией этого дня было сжигание чучела Масленицы. Это означало, что зима осталась в прошлом. Впереди — весна, которую встречали шутками, прибаутками, плясками. Когда сжигали чучело, бросали в костер ненужные вещи, избавляясь от всего горестного, что накопилось в душе.

Приметы Масленицы С популярным в народе праздником связано немало примет. Люди верили, что чем больше хозяйка напечет блинов, тем удачливее, счастливее и богаче станет жить ее семья. Русичи, поскупившиеся на угощение, считались обреченными на печаль и нищету. Если блины не задавались, плохо пропекались, были некрасивыми, это сулило болезни, трудности. Занимаясь выпечкой, хозяйки понимали: надо думать о хороших делах.

Они старались угодить каждому, кто тянул руку за блинчиком. У хозяюшек были свои рецепты блинов, которые они держали в тайне. Одни добавляли в привычное тесто яблоки, другие — картофель, третьи — творог, кукурузу или орехи. Свои фирменные рецепты есть и у сотрудниц сетевого издания «Учительская газета». Таить их от читателей никто не собирается: вдруг кому-то пригодятся и доставят радость.

Масленица это одобрит. Ингредиенты: 1 яйцо, 1 ст. Приготовление: Яйцо взбить с сахаром и солью, добавить кипяток, молоко и муку. Можно добавить растительное масло, а можно и не добавлять. В процессе приготовления теста его нужно постоянно взбивать.

Жарить блины на разогретой сковороде, смазанной маслом. Блины «Роскошные». Ингредиенты: 3 яйца, 1 ст. Приготовление: белки отделить от желтков. Молоко подогреть, добавить соль.

Сахар растереть с желтками, затем соединить с молоком. Белки взбить в пену. В молоко добавить кефир. Соду погасить ложкой кефира или теплого молока и добавить в тесто. Затем начать добавлять понемногу муку, доведя блинную смесь до консистенции сметаны.

Ввести в смесь растительное масло, взбитые белки. Выпекать на раскаленной сковороде, смазанной маслом. Светлана Лобова: Рецептов блинов у меня нет — готовлю их на глаз. Но есть рецепт очень вкусных оладушек. Ингредиенты: молоко — 1200 мл, мука —1450 г, дрожжи — 2 пакетика по 11 г, яйца — 7 шт, сахар — 10 ст.

Из этого количества получится примерно 40—45 оладушек. Теста будет много, поэтому посуда для будущих оладушек должна быть большой.

Холст, масло. Череповецкий краеведческий музей. А блины у вас с икрой или с каймаком? По тому, с чем употребляли блины в семье, можно было судить о её достатке.

Зажиточное купечество предпочитало угощаться блинами с черной икрой, рыбой, особенно более редкой, чем другие осетровые, стерлядью, не брезговали и сладким угощением - блинами с ягодами, перетертыми с сахаром. В более простых семьях блины ели с каймаком запечёнными сливками , творогом, сыром, или просто с маслом. В рыбацких артелях к блинам подавали рыбу. В казачьих семьях на столе можно было увидеть арбузный мёд нардек. Единственное, что было запрещено — мясные начинки. В Масленицу отказывались от мяса.

При этом сами блины могли быть из пшеничной, ржаной, гречневой или просяной муки. Каждая хозяйка имела собственный рецепт самых вкусных блинов, который бережно хранила и передавала своим дочерям и внучкам. Поэтому говорить о классическом рецепте царицынских блинов сложно, но есть два рецепта, которые дошли до нас в почти неизменном виде — это казачьи блины на пшенной каше и купеческие блины. Блины казачьи Ингредиенты: пшено — 1 стакан, вода — 200 мл, молоко — 250 мл, соль — 0,5 ч. Для казачьих блинов варят пшено на воде и молоке, ставят дрожжевую опару на теплой воде 500 мл. Затем в теплую кашу вбивают яйцо, добавляют опару, дают постоять еще полчаса.

Перед тем как начать печь блины, в тесто добавляют растопленное масло и хорошо перемешивают. Блины купеческие Ингредиенты: пшеничная мука — 300 гр. Яйца взбивают с солью и сахаром, добавляют подогретое молоко и взбивают повторно. Затем добавляют просеянную муку обоих видов и соду. Тщательно перемешивают и добавляют жидкое масло. Блины можно печь.

Готовые блины выкладывают на тарелку, смазывая каждый из них сливочным маслом.

Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после зимней спячки. Тогда женщины пекли лепёшки и относили их хозяину леса — кому медведю , чтобы задобрить его. Так и появилось выражение «Первый блин — комам». Почему «первый блин — комАм»? Символом Масленицы и главным праздничным угощением считается блин. Это тоже неспроста.

Издревле славяне большое значение уделяли почитанию солнца как бога. С приходом первых тёплых дней люди радовались тому, что солнце набирает силу. Поэтому изначально пекли круглые лепёшки, похожие на солнце, а затем им на смену пришли блины. Блин символизировал свет и тепло, которые приносит солнце. Считалось, что, поев блинов, люди получают солнечную живительную энергию. Почему на Масленицу пекут блины? В славянской традиции праздничная неделя делится на две части: узкую Масленицу — с понедельника по среду, и широкую — с четверга по воскресенье. У каждого дня масленичной недели есть своё название и традиции.

Понедельник — встреча Масленицы. В этот день начинали печь блины. Первый предназначался предкам — его клали на окно, относили на кладбище или отдавали нищим за помин усопших.

А поскольку праздник шел перед постом и мясо было запрещено, оставались молочные продукты, в том числе масло и блины. Предполагается, что именно из-за масляных блинов и появилось название. Этому весеннему празднику в народе давали много описаний: она была и «обжорной», и «честной». Почему блины — символ Масленицы И в языческие времена, и после крещения Руси существовало много разных обычаев для празднования Масленицы. Но как бы ни менялись народные гуляния, главный символ блин оставался прежним. Почему же наши предки решили печь именно блины? Когда Масленица была языческим праздником, важной фигурой для славян был Ярило — бог солнца.

Люди верили, что в преддверии весны он борется с морозами. И по одной из версий именно в его честь люди пекли блинчики. Круглые угощения по форме напоминали солнце — вестник тепла. Маленькое солнышко должен был съесть каждый: язычники верили, что так человек получает силу на весь следующий год. Но есть и другое объяснение скрытого смысла этого угощения. Блин считался одним из поминальных блюд, а его ингредиенты — мука и вода — символизировали жизнь и перерождение.

Традиции Масленицы: зачем дрались и просили прощения

Многие ученые считают, что магические мотивы масленичного обжорства - во-первых, плодородие: люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду". К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога. Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги".

Это указывает на еще один важный момент. Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса. Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией.

В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом. Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть. Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться.

В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось. Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил.

О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц. Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу".

Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами. Первое, с чем ассоциируется горячий золотистый блин, особенно во время проводов зимы, - это солнце. Но солярной символикой значение этого блюда не ограничивается. Блины использовались в обрядах, нацеленных на обеспечение хорошего урожая и благополучия в доме, в свадебных и семейных ритуалах.

Блины у русского народа исстари служат также символом поминовения усопших, поэтому во многих губерниях существовал обычай, когда первый блин, испеченный на Сырной неделе, клали на слуховое окошко, предназначая его душам предков. К этой же традиции можно отнести происхождение поговорки "Первый блин комом", которая, по мнению ряда исследователей, изначально звучала иначе, и последнее слово в ней означало не комок, а медведя "кома". Считалось, что с пробуждением хозяина леса по-настоящему наступает весна, начинает пригревать солнце, природа просыпается после зимы.

Этому весеннему празднику в народе давали много описаний: она была и «обжорной», и «честной». Почему блины — символ Масленицы И в языческие времена, и после крещения Руси существовало много разных обычаев для празднования Масленицы. Но как бы ни менялись народные гуляния, главный символ блин оставался прежним. Почему же наши предки решили печь именно блины? Когда Масленица была языческим праздником, важной фигурой для славян был Ярило — бог солнца. Люди верили, что в преддверии весны он борется с морозами. И по одной из версий именно в его честь люди пекли блинчики.

Круглые угощения по форме напоминали солнце — вестник тепла. Маленькое солнышко должен был съесть каждый: язычники верили, что так человек получает силу на весь следующий год. Но есть и другое объяснение скрытого смысла этого угощения. Блин считался одним из поминальных блюд, а его ингредиенты — мука и вода — символизировали жизнь и перерождение. Люди верили, что мертвые могут управлять природой и помогать с урожаем. Вот почему первый блин на Масленицу отдавали беднякам — чтобы те помянули усопших.

Приходят просто так, для общения, а также с целью помочь в приготовлении праздничного стола. Кроме этого, именно в понедельник собирают чучело, которое предстоит сжечь в последний день гуляний. Это очень важная часть подготовки к празднику, в которой обязан был поучаствовать каждый член семьи. Для изготовления чучела используют веточки, солому, старую ткань. Раньше полученное чучело сажали на сани и возили по улицам. До сегодняшнего дня эта традиция дошла, но чаще всего ее практикуют в селах и деревнях. Помимо уже описанных традиций в понедельник следует заняться установкой декораций. Раньше это были специальные балаганы, в которых выступали скоморохи, ярмарочные палатки, предназначенные для торговли. Популярными считались сражения в снежки, поэтому для них устанавливали специальные снежные баррикады. Сегодня все эти обычаи тоже имеют место, и в деревнях часто можно увидеть самодельные горки, снежные городки, большие палатки со столами для будущих блюд. Кроме этого, в первый день Масленицы детям дают задание набрать хвороста и соломы. Собранные предметы предназначаются для костров, которые будут зажигаться, начиная с четверга. Обзор примет Масленица — это один из тех праздников, что буквально «обросли» приметами. Дело здесь в его древности — ведь праздновали Масленицу еще в дохристианские времена. Тем, кто очень любит это торжество и верит в приметы, будет полезно ознакомиться с некоторыми народными верованиями, дошедшими до наших дней. Про успех и неудачи Блины — главные угощения масленичного стола. И, конечно, именно с них начинаются праздничные приметы. И успехи, и неприятности славяне всегда определяли по получившимся блинчикам. Одну из примет мы уже упоминали: первый блин должен быть отдан малоимущим. Таким образом, они возносят молитвы к предкам, а те, в свою очередь, оберегают семью отдавшего от болезней и несчастий в течение будущего года.

RU Масленичная неделя началась с 11 марта и мы решили узнать, что нужно делать с первыми блинами. Оказывается, в районах Красноярского края есть разные на этот счет приметы. Информацию об этом мы нашли на сайте Государственного центра народного творчества региона. По данным экспертов, не все стряпали блины в первый день Масленичной недели, это могли позволить себе богатые: «В Масленскую неделю богатые пекли блины с понедельника. Как Масленка начиналась, и пекут. А бедные уже с пятницы пекут», — такое упоминание о Масленице в Казачинском районе приводят эксперт Нэлли Новосёлова.

ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме

  • Начало Масленичной недели: первый блин подскажет, чего ждать в новом году
  • Понедельник масленичной недели: первые блины отдавать нищим
  • Масленица по дням
  • Почему первый блин всегда комом и откуда традиция сжигать чучело?

Кому отдать первый блин и кто такая Масленица? Все ли традиции Масленицы вы знаете?

История выражения довольно интересна и ведет нас в глубокую древность. Оказывается, что раньше оно имело немного другое написание: первый блин комАм. Здесь последнее слово отвечает на вопрос не КАК? Кто же такие комы и зачем им полагалось отдавать блины? Комами на Руси называли почитаемых всеми славянскими народами животных - медведей.

Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».

Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника.

В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела.

Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную.

Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в.

Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.

Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры.

Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.

Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас.

Нелегко им приходится по весне, ведь эти же семена всю зиму ели другие птицы, могли ничего не оставить. Так что вполне понятно, что первый блин отдается комам — вестникам весны, которым очень нужна помощь человека. Да и не жаль первый блин, который на недостаточно разогретой сковородке часто получается комом. Если блин комом — отдай его комам. Жаворонок Фото: pixabay. О том, как много в ней микроорганизмов, как они полезны растениям, как важно земле быть влажной, быстро согреваться, чтобы микробы пробудились и к началу сокодвижения создали насыщенный питательными веществами почвенный раствор.

О том, что знаменитый огородник Ефим Грачёв выносил на гряды и рассыпал неперемерзшую землю из подвала или бурта для того, чтобы запустить жизнь почвы, чтобы поскорее появился тот особенный запах созревшей для посева земли, который так любят земледельцы. И о том, что хозяйки широким взмахом выплескивали воду из ведра на огород или под деревья, чтобы как можно чаще почва получала теплые питательные капельки. В ведре мыли посуду, в него сбрасывали крошки и остатки пищи, а потом все это веером разлеталось над землей. В самом деле, зачем питание сбрасывать или сливать в компостную кучу, где оно половину силы без толку потеряет, если, попав на поверхность земли, оно в ближайшие минуты будет усвоено почвенными обитателями? Пройдет всего 20 минут, и их число в этом месте удвоится и дальше будет расти в геометрической прогрессии. Огородник Ефим Грачёв рассыпал на гряды неперемерзшую землю из подвала, чтобы запустить жизнь почвы Фото: pixabay. Итак, «первый блин — земляным комам», такова была моя дачная версия. Каково же было мое удивление, когда я узнала о масленичном обычае относить блин в лес и класть на пень или под дерево. То есть на комель или под комель. Землю накормить?

Или птичек, тех же лесных жаворонков? Оказалось, что ком — дух леса или дерева, живущий под комлем. И обычай угощать кома относится не только к Масленице. Грибники зарывали крошки в лесную подстилку, а на следующий год в этом месте нередко находили самые ценные грибы и считали, что это Ком так отблагодарил. То ли грибница на крошках разрасталась, то ли на руках грибника спор много, и он их с крошками в землю вносил, то ли искал в этом месте более внимательно, но Ком ожидания, как правило, не обманывал.

Начинали печь блины.

В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю. Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины. Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье. В деревнях в складчину сообща варили пиво. Четверг — "разгуляй". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь — гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Проводились в этот день и кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий