С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова.
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Икра и красная рыба здесь тоже недешевые, хотя все ловится на Чукотке, и рыбзавод в двух шагах. Это больше всего возмущает местных жителей. В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей. Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей. Здесь одни из самых высоких зарплат в стране. Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики.
Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса. В мае-июле здесь наступают «белые ночи». Солнце ненадолго заходит за горизонт, но на улице все равно все время светло. Полярной ночи, когда солнца вообще нет, в Анадыре не увидишь.
Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные. Язык Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, то есть сочетающим в себе несколько разных языков. В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке. Яранга Это жильё чукчи. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом. В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой. Одежда Для пошива вещей северные жители применяют пыжики шкуры молодых оленей. Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний — мехом к телу, а внешний — «опушкой» наружу. Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди. В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон. Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом. Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу — косы, декорированные бусинками и пуговицами. Еда Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами. У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло. Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы. Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт. Однако соблазны слишком велики и к предостережениям прислушиваются единицы. В итоге среди чукчей числится высокий уровень смертности. Если верить статистическим данным, именно из-за привычки выпить с лица земли исчезли некоторые малые народы Севера. Вернуться к оглавлению Продолжительность жизни Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности — алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ. На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости.
По уровню преступности Чукотка тоже стабильно находится на последних местах по стране Первые русские появились на Чукотке в 17 веке. В поисках пушного зверя казак Семен Дежнев с отрядом прошел вдоль всего северного побережья, вышел в Тихий океан и достиг устья реки Анадыри. В 1933 году геологи нашли на Чукотке олово, и власти обратили внимание на этот регион. Когда-то тут были лагеря, а сейчас добывают золото, серебро, олово, уран и ртуть. Чукотка — пограничная зона. До 2018 года, чтобы приехать сюда, даже гражданам РФ нужно было получать специальное разрешение погранслужбы. Сейчас это ограничение действует только для острова Врангеля и соседних заповедников. Город Певек получил свое название от возвышенности, которую чукчи называли «пээкиней», что означает «толстая, вздутая гора». Город возник в 1933 году и стал портом с удобной гаванью: сюда могут заходить большие корабли, она защищена островами. До 1967 года Певека не было на географических картах из-за секретности. Порты поселков Тикси и Диксон по координатам севернее на 4 градуса, но в Певеке не очень считаются с этим фактом Певек окружен сопками Население Чукотки — 50 тысяч человек. В Анадыре из них живет 15 тысяч, а в Певеке — всего чуть меньше 5 тысяч. В 90-е здесь перестали работать многие предприятия, а там, где работа была, зарплату не платили вовремя. Люди оставляли квартиры и уезжали на «материк». Оставшиеся певекчане месяцами жили без денег: одни пекли хлеб из кормовой муки, другие брали рыбу в счет зарплаты. Руководство округа советовало идти в тундру и собирать ягоды и грибы. Предварительная оценка численности постоянного населения на 01.
Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению. Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: Пока мы были внутри, Владимир выглянул на улицу, убедился, что жена занята с туристами и вытащил из-под матраса журнал.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей | Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. |
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда | Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. |
Как живут современные чукчи (29 фото) » Триникси | Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. |
Чукотка - Дикий восток России
это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Чукчи, дети Ворона Как жили и во что верили представители самого таинственного 4. Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей. Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на.
КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕВЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧУКОТКИ. ЧУКОТКА #11
Края сшивают кожей наружу. Получившийся рулет квасят в специальных ямах, в результате чего он приобретает резкий специфический запах и вкус. Сплетая узоры Фото: ethnomuseum. Часть культурного наследия чукчей — декоративное искусство, которое чукчи продолжают развивать, достигая вершин мастерства.
Это художественная обработка кожи и меха, плетение, резьба по кости, дереву и металлу. Традиционно плетение например, сумок из волокон кипрея и дикой ржи — женское занятие, а обработкой твердых материалов занимаются мужчины.
В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. Это эвенки, ненцы, саамы, чукчи, ханты, удэгейцы и другие народности.
Еще недавно их становилось все меньше, но благодаря заботе государства в последние годы численность стала увеличиваться. В преддверии Международного дня коренных народов, который в мире отмечают 9 августа, «Парламентская газета» разбиралась, какие льготы есть у коренного населения Севера и других отдаленных российских регионов. Земля и дрова — бесплатно Права коренных малочисленных народов закреплены в статье 69 Конституции, в федеральных и региональных законах. Например, «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», выступивший в силу в 1999 году, — он разрешил безвозмездно пользоваться землями различных категорий в местах исконного проживания, но только для традиционных промыслов и хозяйствования.
Также коренное население вправе бесплатно использовать полезные ископаемые на своих территориях. А согласно статье 30 Лесного кодекса, в местах традиционного проживания они бесплатно заготавливают древесину для собственных нужд. Порядок и нормативы такой заготовки установлены региональными законами. Налоговые льготы Общины алеутов, чукчей и других редких народов освобождены от земельного налога.
Они не платят налог на доходы физических лиц, получаемые членами зарегистрированных родовых и семейных общин, от продажи продукции традиционных видов промысла. Речь идет, например, об одежде, унтах, изделиях из рыбьей кожи, украшениях. При вылове рыбы для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов коренное население освобождено от уплаты сборов за пользование водными биоресурсами и объектами животного мира, но только если охота и рыболовство являются основой их существования. Лимиты охоты и рыбалки для малочисленных народов устанавливает региональная власть по согласованию с федеральной.
В Чукотском автономном округе в селе Омолон живут коренной чуваш и представительница эвенского народа. Каким образом нашего земляка занесло на Крайний Север и как сегодня живет пара? Татьяна Иннокентьевна и Георгий Иванович понимают друг друга с полуслова. Вместе они - 10 лет. Она выучила пару чувашских словечек, он освоил несколько эвенских. У Татьяны Егошиной мама - эвенка, отец - юкагир.
Коренные народы Севера, сейчас они считаются малыми. Хотя когда-то только они и населяли эти земли. До 7 лет Татьяна Иннокентьевна даже не знала русского языка. Там были еще чукчи, я и по-чукотски заговорила, - рассказала Татьяна Егошина. Семья жила в яранге в тундре - там Татьяна Иннокентьевна и родилась.
При этом ни школы, ни магазина — не было в принципе. Чукотка ведь так и не покорилась Российской Империи и включение её во всеобщий глобализационный процесс началось только в 1920-ых годах с первых КультБаз.
В 1934 году близ Ванкарема терпел бедствие вмёрз во льды теплоход «Челюскин». Началась знаменитая эпопея челюскинцев и о Ванкареме узнал весь мир. Жители села были первыми, кто пришли на помощь терпящей бедствие экспедиции. В дальнейшем, когда проводилась эвакуация участников экспедиции с помощью авиации со льдины близ затонувшего теплохода, именно в Ванкарем доставляли эвакуированных. Школа открылась в августе 1935 года. Оригинальное здание сохранилось до сих пор и именно поэтому Ванкаремская школа является самой старой школой на Чукотке и самым старым зданием села Ванкарем. Как вы думаете, сколько детей может учиться в школе, если население села 122 человека?
В 2019 году в школе училось 5 детей. Школа, кстати, только начальная, а в пятый класс дети уже идут в школу-интернат, которая расположена в другом национальном чукотском посёлке — в Амгуэме. При этом в том же 2019 году детский сад в Ванкареме посещали 18 ребяишек. В школе работало 4 педагога, из которых трое с высшим образованием. Все дети в школе сидели в одном классе, по одному ученику приходилось на 1, 2 и 3 классы, а в четвертом училось двое. Удивительная картина для российских школ — четверо педагогов на пятерых учеников! Практически индивидуальное образование!
При этом школа оборудована компьютерами на каждого ученика компьютеры нужны, например, для проведения уроков по английскому языку — уроки проводят дистанционно с учителем из Амгуэмы. Вид на посёлок. Фото: Константин Каськаев Умки, медвежий патруль, Дом Культуры, водопровод и электричество Другой особенностью Ванкарема, хотя эта особенность присуща всем сёлам на побережье Северного Ледовитого океана, является то, что сюда зимой заходят белые медведи по-чукотски их зовут умка.
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Чукчи этим живут, и не нам их жизни учить. это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. Живущие на северо-востоке Чукчи не боятся холода, не пахнут потом и иногда меняются женами. Культура жителей Чукотки полна интересными особенностями, причем некоторые факты могут оказаться весьма неожиданными.
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
Здесь жители национальности Чукотский наслег проживают в компактных поселениях на территории Халарчинского чукотского национального наслега, центром которого является село Колымское. Важно отметить, что чукчи и эскимосы не являются одним и тем же народом. Гражданством они также могут отличаться — на Чукотке, например, проживают и чукчи, и эскимосы. Однако, традиционный уклад и типы хозяйства у них довольно существенно отличаются. Основная часть эскимосов — охотники на морского зверя, в то время как чукчи в большей степени занимаются оленеводством. Некоторые чукчи также являются охотниками на морского зверя, но они называются анкалын, что означает «морские люди».
Ох, уж этот квартирный вопрос… Как бы отреагировали жители, ну, скажем, средней полосы России, если бы радиоприемник, телевизор или Интернет вдруг огорошил их информацией о том, что их исконным жильем является бунгало, а через некоторое время какой-нибудь другой, не менее авторитетный, источник информации провозгласил таковым, предположим, таун-хаус? Наверное, большинство из них недвусмысленно бы направило свой указательный палец в височную область, производя характерные вращательные движения. А вот, чукчи — терпят! Где-то в начале 90-х была популярна песенка группы "На-на" про чукчу в чуме, который "ждет рассвета, а он наступит летом". Сдается мне, что герой песни так и не дождется вожделенного рассвета.
Хотя бы по той простой причине, что чукчи в чумах никогда не жили. Чум является родным домом для многих северных народов — коми, ненцев, ханты, манси и др. Впрочем, современные песенные текстотворцы пошли дальше. Так, вполне интеллигентный лидер питерской группы "Мультфильмы" Егор Тимофеев ничтоже сумняши заявляет: "В гости в юрту к чукчам влезем…" песня "Чужие звезды".
Очень ее впечатлили чувашские вышитые и богато украшенные костюмы.
Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень. Огородничать в условиях мерзлоты дело-то совсем непростое. Даже землю пришлось завезти издалека. В стрессовых условиях супруги умудряются выращивать картофель, огурцы, помидоры, перец. Впервые зеленый лук Татьяна Иннокентьевна попробовала, когда начала сама его выращивать.
Но есть в этом деле и плюсы. Местные овощи не знают вредителей, характерных для более теплых регионов. Живут супруги вблизи реки Омолон. Местность относится к типу лесотундра. Очень они любят рыбалку, ходить по ягоды - а их здесь - бескрайние заросли.
Подчиняясь «суровому закону», о котором писал еще Киплинг, даже линия перемены дат огибает Чукотку справа, и редкий картограф, рисуя Западное и Восточное полушария, решится отрезать от последнего Чукотский полуостров. Чукотка все-таки не самый запад Запада, а самый восток Востока — место, где рождается день и начинается Россия. Не случайно Ново-Мариинск так назывался до 1924 года Анадырь возник в качестве форпоста. Военврач Леонид Францевич Гриневецкий — ему стоит в городе красивый обледенелый памятник — видел в нем приморский перевалочный пункт между морем и поселком Марково, основанного еще Семеном Дежнёвым первого русского поселения Чукотки. Развивался Ново-Мариинск на деньги с продажи таможенного конфиската — бдительные «Верещагины» перехватывали огненную воду, которую везли чукчам, вопреки прямому запрету русского правительства, защищавшему здоровье коренного населения, американские и канадские контрабандисты. Впервые положение форпоста сказалось на судьбе Ново-Мариинска в 1914 году.
Немцы прервали связь России с союзниками — Британией и Францией, перерубив подводные телеграфные кабели. И тогда царское правительство распорядилось построить по всей стране цепь длинноволновых радиостанций, ставших надежным средством связи с заграницей. Одна из таких башен, нацеленная прямо на Америку, появилась и здесь. Функцию центра дальней связи сохраняет город и по сей день — антенны высятся совсем недалеко от ТЭЦ — своеобразной крепости цивилизации в здешнем суровом климате: ее трубы — настоящий знак независимости человека от холода. На улице при малейшем ветерке превращаешься в ледышку за полминуты, в помещении холодно не бывает нигде. Дежнёв и его внучата История современного Анадыря делится на «до» и «после» Абрамовича.
Пусть олигарх и занимался здешним благоустройством «на сдачу» с «Челси», но хороший асфальт, окрашенные в яркие краски дома, современные больницы, школы со спортивными залами и современными кабинетами — все осталось от него. Поэтому не слишком удивляешься резьбе по моржовому клыку «Чукотка встречает Абрамовича», выставленной в музее. При советской власти экономика была живее, но качество жизни — все-таки заметно хуже. Впрочем, остались от олигархической эпохи и реальные проблемы. Тут и какой-то холодок местных образовательных и культурных властей к Православной церкви, что особенно опасно в пограничном регионе, где пустили корни американские протестантские секты. Они напористо ведут вербовку среди чукотского и русского населения, не стесняются подкупать, улещивать, развращают некоторых коренных всевозможными «подарками» при вступлении в секту и тем самым поддерживают известную степень духовной оторванности региона от России.
Православие здесь — арена постоянной борьбы... В советскую эпоху церквей тут не было, а в нулевые обстановка накалилась так, что однажды храм в Марково сгорел на следующий день после прибытия в поселок иностранного миссионера. Не прибавил «очков» православию и диомидовский раскол — местный епископ пропитался сектантской атмосферой и в 2008 году, по сути, увел за собой часть прихожан. Но все-таки и проповедь, и служение идут. Настоящее украшение города — шатровый деревянный кафедральный Троицкий собор. А рядом стоит, благословляя землю Чукотскую, статуя святителя Николая Чудотворца.
Слово Церкви переламывает и сектантскую пропаганду, и цепкие языческие обычаи малых народов. На Чукотке нет тех конфликтов между русскими и «титульным» этносом, которые порой можно обнаружить в других регионах. Русских здесь абсолютное большинство, а переселяющиеся в города чукчи стремительно усваивают русский язык и русифицированный образ жизни. Но иногда складывается впечатление, что чиновники искусственно прививают чукотскому населению мысль, будто бы русские здесь «пришлые». Исторически это неверно — на большей части Чукотки именно русские землепроходцы появились первыми, чукчи же перекочевали позднее. Первоначально они были охотниками, затем освоили оленеводство и перемешались с эскимосами.
Значительная часть последних, отметим, сохранила свою идентичность и поддерживает связи с соплеменниками по ту сторону Берингова моря, на Аляске. Современные историки, думается, придают им слишком большое значение, рисуя чукчей едва ли не непобедимыми. Это, конечно, изрядное преувеличение. На самом деле, империя просто долго не обращала на отдаленный регион никакого внимания и не присылала достаточных сил, чтобы навести тут порядок. А когда обратила — сразу же воцарился мир. Но все-таки и русские старожилы, сохранившие говор XVII века, и сами чукчи отлично помнят, что символическим основателем «русской Чукотки» был великий землепроходец Семен Дежнёв.
Как живут современные чукчи (29 фото)
Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке. Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет.
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка". Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода.
Священные олени, распитие крови и опасные болота. Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы
По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным. В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч. Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», — сетует Пуя. На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм. А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей.
Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей — себе в убыток. Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя. Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко. Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели — и то если погода хорошая. Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях. Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи — примерно 1500 человек. Дома в Лорино — покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, — теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет.
Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет — уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах. Лорино известно морзверобойным промыслом. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков. С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву.
Там он женился, его дочери — девять месяцев. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча». Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи. Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации. Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау.
В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием болой и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем — огнестрельное китобойное оружие. Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег.
Так называемая чукотская война представляет собой серию боевых действий, которые велись со значительными перерывами на протяжении полувека в середине XVIII столетия. Само определение «чукотская война» закрепилось с 1990-х годов. Россия опасалась, что данные территории могут занять другие европейские державы — например, Франция, которая к тому времени обладала обширными владениями в Северной Америке. Каким тогда было чукотское население? Логгин Хорис. Чукотская семья. Стреляют из луков и бросают камни, но не очень искусно» А. Материалы для истории Камчатки.
Те, кто по каким-либо причинам терял свои стада, становились оседлыми жителями на побережье океана, перенимая культуру приморских эскимосов. Оленеводы имели свой цикл кочевания, от которого зависело и время военных действий против тех или иных врагов. Подобные конфликты часто выливались в кровную месть, которая служила основой для последующей вражды. Одними из главных врагов чукчей были кочевые коряки — в XVIII веке с ними велась постоянная борьба из-за оленьих стад. Почему началась чукотская война? Формальные хронологические рамки войны — 1727—1778 годы, но это лишь обострение давнего русско-чукотского конфликта, который начался еще в середине XVII века. Первая встреча русских землепроходцев с чукчами произошла летом 1642 года на реке Алазея, к западу от Колымы. Произошло открытое столкновение, в котором среди прочих участвовал русский путешественник, мореплаватель, прошедший Берингов пролив задолго до Беринга, — Семен Дежнев.
А с ними, государь, были с тундры чюхчи мужики з своими роды и с улусными людьми. И мы, холопи твои, сказали им про твое царское величество и жаловальное твое слово, чтоб оне, алазейские мужики, были послушны и покорны… И учали у них просить твоего, государева, ясаку на 151-й год. И мы дрались с ними съемным боем «Съемный» «суимный» , или рукопашный бой, — на копьях, мечах и прочих видах ручного оружия. Очерки военно-политической истории Чукотки начало I тыс. Коротко говоря, русская экспедиция встретилась на Алазее с местными старшинами, призвала их платить ясак, но те отказались и начался бой. В последующие 85 лет в районе Нижней Колымы и бассейна Анадыря периодически возникали стычки между чукчами и казаками, на чьей стороне также выступали их сибирские союзники — юкагиры Юкагиры — коренное население Северо-Восточной Сибири. В итоге с конца 1720-х Российская империя сделала ставку на насильственное подчинение неподвластной территории. Шмалева 1778.
Те события, которые позже назовут чукотской войной, растянувшейся на полвека, начались с сухопутной экспедиции Шестакова — Павлуцкого Афанасий Шестаков 1677—1730 — якутский казачий голова и полярный исследователь. Дмитрий Павлуцкий 1692? Кто руководил военными действиями с обеих сторон и кто был их героями? В 1727 году решение о создании «анадырской партии» во главе с Шестаковым и Павлуцким было утверждено императрицей Екатериной I. Оба были убиты во время боевых столкновений с чукчами в один день 14 марта с разницей в семнадцать лет: Шестаков — на реке Егаче, Павлуцкий — на реке Орловой. Шестаков, бросившись на помощь своим и успев застрелить нескольких чукчей, был ранен под горло. Вытащив стрелу, он влез на грузовые нарты, однако управиться с ними не смог. Ездовой олень завез Шестакова в стан врага, где казачий голова и был заколот.
Их набивали с помощью нитки, которую натирали сажей и продергивали под кожей. Также мужчины наносили небольшие рисунки по краям рта. Женщины тоже делали татуировки — две прямые линии на носу и лбу и нескольк о линий на подбородке.
Считалось, что татуировка защищает человека от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия. Детей чукчи оберегали с самого рождения, для этого существовало несколько обычаев. Чукчи верили, что во время родов женщине нельзя кричать, чтобы не привлечь внимание злых духов.
Запрещалось также помогать роженице во время родов, но , если у женщин ы долго не получалось родить, ей могла оказать помощь одна из родственниц. Однако после этого все в общине относились к роженице и ее мужу с презрением. Когда ребенок появлялся на свет, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее, затем на левую руку и ногу малыша надевали браслеты-обереги.
После родов женщине позволялось питаться только мясным бульоном. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Как правило, имя ребенку давала мать, но по желанию это почетное право передавалось уважаемому всеми человеку.
Имя могло значить абсолютно все: явление природы, стороны света, название растений, зверей, птиц и предметы быта. Личные имена также образовывались благодаря национальным культам и поверьям: например, мужское имя Тыгрынкээв «спустившийся с рассвета» или женское Въинэвыт «умершая» связаны с представлениями чукчей о переселении душ. Чтобы выбрать нужное имя , проводил и гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли, как назовут новорожденного.
Для этого у матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелился, им и называли ребенка. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли девочку мужским именем , а мальчика — женским.
С такой же целью ребенку давали несколько имен. Распространены были имена, связанные с пожеланиями ребенку : например, имя Гитиннэвыт переводится как «красавица». Иногда чукчи на протяжении жизни могли сменить свое имя.
Чаще всего это происходило по совету шамана, после перенесенной тяжелой болезни или какого-нибудь события, коренным образом изменившего жизнь человека. С появлением русского народа в северных землях чукчи стали присваивать себе второе русское имя , и в таком случае имя, данное при рождении, превращалось в фамилию, а имя родителя — в отчество. Чукчи — народ, хранящий традиции своих предков.
В настоящее время среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями, несмотря на крещение Русской православной церковью в начале ХХ века. Особый интерес в культуре чукчей был к календарно-хозяйственным праздникам и некоторым семейным обрядам. Одним из главных чукотских праздников считался праздник байдары, который восходит к религиозным представлениям, что душу имеет все, что окружает человека.
Издавна байдара была средством добычи морского мяса, и , чтобы вода приняла лодку во время охоты, чукчи устраивали специальный обряд. Для начала байдарку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса.
После этого байдарку ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин лодки, рулевой, гребцы и остальные участники праздника. На следующий день байдарку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого ее спускали на воду.
Еще одним чукотским праздником является праздник кита, который проводился в конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы. Цель обряда — извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед богом Кэрэткуном — хозяином морских обитателей. Люди наряжались в праздничные одежды и распевали песни о том, что это не охотники убили животных, а камни, упавшие со скал.
После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита.
Подобно тому как Колумб открыл для европейской цивилизации культуру американских индейцев, чукчей в их заснеженных, суровых землях первыми обнаружили казаки. Первый контакт между русскими землепроходцами и чукчами состоялся в 1642 году на реке Алазее. Атаман Иван Родионович Ерастов и его воины стали одними из первых осваивать земли, лежащие вдоль течения реки Колымы. Здесь они и встретились с чукотскими племенами. Но попытки присоединить Чукотку к России далеко не сразу увенчались успехом. Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века.
Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей — коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд… О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы.
Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название — «чукчи» — и что оно означает? А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности — чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть — получилось «чукчи». Береговые — это анкалын «люди, живущие на берегу океана» , а чаучу — это оленеводы. Они всегда были оседлыми. Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей.
Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины — это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем. Главное — хорошее стадо — Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад?
Где живут чукчи в России
Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка". Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага. Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова. Ведя преимущественно кочевой образ жизни, чукчи также могли в любой момент отступить и стать недоступными для врага.