Новости финский театр петрозаводск

Послу Финляндии в Москве Антти Хелантерю, вызванному в МИД России, заявлено о закрытии петербургского Генконсульства Финляндии в Петрозаводске и Мурманске. В 1957 году закончил актерское отделение ленинградского театрального института имени Островского и был принят в труппу Финского театра Петрозаводска.

KALEVALA.RUны

В этот раз карело-финский эпос решён средствами визуального театра. Слов в спектакле почти нет. Основная нагрузка - на действие. Победитель в номинации «Приз от родителей детского жюри» V Большого Детского фестиваля.

Прошла многочисленные курсы повышения квалификации и лаборатории у ведущих режиссеров и педагогов: В. Фильштинского, Я. Туминой, Педагогическая лаборатория БДТ, проекты и программы социального и документального театра, форум-театра. Сеппо Кантерво творческий псевдоним Пронин Сергей Сергеевич. Окончил Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии.

Член Правления международного центра писателей и переводчиков Баренц - Арктического региона. А также в Германии, Финляндии и Литве. Драматург - Лауреат большой литературной премии «Родственные народы» Эстония. Неоднократный лауреат премий в области театра и драматургии. Произведения автора переведены на английский, шведский, датский, норвежский, эстонский, марийский, карельский и немецкий языки. Автор 12 книг, изданных в России и Финляндии. В том числе в Финляндии и Германии.

Документ подписали сержант Гусев и лейтенант Антонов.

За актрисой установили слежку. Обвинение в шпионаже, по счастью, было снято через два месяца. К началу 1940-х годов Ирья потеряла нескольких самых близких людей: мама умерла от болезни еще до войны, отец погиб в начале эвакуации. В 1944 году пришла похоронка на брата, погибшего на фронте. Ему было чуть больше 20 лет. Она была участником Второй мировой войны, потом окончила радиотехнический институт, работала по специальности. В Нью-Йорке у нее были апартаменты из 11 комнат, в которых она жила одна — ни мужа, ни детей у нее не было. Когда она заболела, Элдену, моему мужу, пришло письмо из Америки с предложением вступить в права наследства — он оказался наследником первой очереди.

Элден от наследства отказался. После гибели Ирьи Вийтанен о ней перестали говорить и в театре, и в семье. Добровольный уход из жизни актрисы сделал тему закрытой. Роль Норы, по слухам, впоследствии должна была достаться Санни Бочарниковой, но Демидов вообще снял спектакль с постановки: заменить Ирью было невозможно. Фото из архива Национального театра Карелии Лииса, Лиза, Елизавета Ялмаровна Томберг никогда не заигрывала ни с публикой, ни с коллегами. После спектакля могла подойти к партнеру по сцене и прямо сказать, что тот плохо работал, поэтому ей приходилось доигрывать за него. Ее слово было значимым, прямой характер ей самой иногда доставлял неудобства. Например, из-за несдержанности актрисы, привыкшей всегда говорить откровенно, худсовет театра в свое время не дал ей рекомендации для вступления в партию.

Елена Корнилова, актриса Национального театра Карелии: — Елизавета Томберг от природы была очень талантливой. У нее была потрясающая интуиция и такая мощная энергетика, которая держала зрителя в постоянном напряжении. Партнером по сцене она была идеальным. Это дар божий, конечно. Ей не надо было много репетировать — она сразу все схватывала. В спектакле «Воскресший из мертвых» Лассила я была у нее в дублерах. Конечно, репетировала, в основном, я. Она приходила и сразу делала то, что нужно режиссеру.

Единственной проблемой Томберг была плохая память, она могла забыть текст на сцене. Однажды мы играли в Чалне спектакль «Вдова полковника или Врачи ничего не знают». Это была постановка на одну актрису, сильную, — спектакль был очень сложной. По ходу действия героиня собирает гостей и рассказывает им историю своей жизни. Я играла внучку вдовы без слов. И вдруг Томберг неожиданно прыгнула с первого акта на второй, ни мы, ни диктор ничем не могли ей помочь. После этого она перестала играть этот спектакль. Описать ее талант словами сложно, что-то было у нее внутри.

Она была очень возбудимой, в один момент могла заплакать на сцене. Обладала колоссальным темпераментом, большой силой. Многие в театре ее боялись. Елизавета Томбер и на сцене играла сильных героинь, сложных, интересных. Дмитрий Свинцов, поэт, театральный критик: — Какую же Вассу играла Томберг в спектакле, поставленном московским режиссером Мариной Горбуновой в сезоне 1950-1951 года? Цитирую одну из статей того времени: «Безжалостную и человечную, с нерастраченной душевной силой, тяжестью женского одиночества и неистовой материнской любви. Но это — внутри. На поверхности — властная и не знающая преград страсть к «делу».

Сцена из спектакля «Беда от нежного сердца», 1947 год. В центре — Елизавета Томберг. Фото из архива Национального театра Карелии Сцена из спектакля «Примешь ли меня, земля карельская? Фото из архива Национального театра Карелии Сцена из спектакля «Птицы нашей молодости», 1973 год. Фото из архива Национального театра Карелии Традиции театра во многом были связаны с его национальной спецификой. По словам Елены Корниловой, язык актера должен быть правильным и хорошо звучащим. Художественный совет театра, например, мог отстранить актера от роли, если тот плохо знал текст на финском языке. Елена Корнилова: — Если тебе давали роль на финском языке, ты должен был сам найти человека, с которым будешь заниматься.

Моим учителем зачастую оказывался Кууно Иоганнович Севандер. Был такой спектакль «Мы господа! А я же карелка, не финка!

Только смертному, в отличие от богов, дано право выбора, и от этого решения зависит, кем и каким стать.

Как цензура спасла финское наследие

  • Главное меню
  • Театры кукол из Карелии и Финляндии договорились о сотрудничестве — ГТРК "Карелия"
  • МИД Финляндии приостанавливает работу отделения генконсульства в Петрозаводске
  • Актеры Национального театра РК в гостях у студентов
  • Как гости из Суоми перепутали директора Финского театра Карелии со швейцаром
  • В Петербурге откроют новый театр

МИД Финляндии приостанавливает работу отделения генконсульства в Петрозаводске

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия. Павел Смирнов Театральный и кинопродюсер, куратор образовательных проектов. Продюсер спектаклей, в том числе: «Колино сочинение» реж. Яна Тумина — «Золотая маска», лучший спектакль, «Пассажир» реж. Владимир Варнава - «Золотая маска», лучший спектакль - номинация, лучший танцор В. Спектакли игрались в Польше, Франции, Германии, Македонии. Продюсер фильмов: «Мой дедушка был Вишней» реж. Полиектовы , 2016г. Ксения Охапкина, 2016г. АНО «Центр международного сотрудничества по реализации проектов в области искусства и образования «КонтАрт» Проекты Финского театра Петербурга реализуются при участии Центра международного сотрудничества по реализации проектов в области искусства и образования «КонтАрт» АНО «КонтАрт» является партнером фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение» в реализации программы «Инклюзион. Школа» и входит в состав учредителей Школы искусств и креативных индустрий.

С 2016 года АНО «КонтАрт» реализует проекты в области социального театра и театральной педагогики: спектакль «Колино сочинение» по стихам и историям Коли Голышева, юного поэта с синдромом дауна реж.

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

На спектакле присутствовали автор пьесы Борис Лавренёв и мастер курса К. Тверской [8]. Репрессии и закрытие В конце 1937 и начале 1938 года значительная часть мужского состава труппы была репрессирована. Снят с работы и арестован художественный руководитель Рагнар Нюстрём.

После спектакля чеховских водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилеи» на карельском языке, театр закрыли как тогда говорили в ходе борьбы с «буржуазным национализмом». Во время советско-финской «зимней» 1939—1940 войны, труппа театра была направлена в Ленинград, в распоряжение Ленинградского военного округа. Жили и репетировали в городе Терийоки , выступали перед бойцами в войсках и в госпиталях. Открытие 1940 и военные годы 1941—1944 В 1940 году , после окончания «Зимней войны», театр возобновил свою деятельность в Петрозавводске.

Сюжет знакомый, но не совсем. Зритель переносится на остров, расположенный на дальнем Севере.

Маленькое поселение — наклонная плоскость, изъеденная вечной мерзлотой. Здесь смешиваются языки. Костюмы отсылают к елизаветинской эпохе, а обычаи — к глубокой старине. Почему-то вспоминается «Кысь» Татьяны Толстой. Но даже в этом полудиком поселении рождается любовь — как трещина, как излом, но не может изменить и облагородить мир, в котором для нее не осталось места. И даже общее для двух враждующих кланов божество — каменный истукан — не помогает вражде утихнуть.

Хочется, чтобы зрители, покидая зал, думали о разном. К примеру, задумались о том, почему враждуют кланы, в чем причина их ненависти друг к другу». При этом режиссер уверен: «Любовь важнее всего! Правда, любовь не всегда может противостоять ненависти. Не случайно, к программке, на которой изображены древние истуканы, прилагается камень. В спектакле есть сцена побиения камнями.

Камень с куар-кодом — часть программки — напоминает о том, что человек рожден для другого, — объяснил Максим Соколов.

В Петербурге возрождают финский театр

Рагнар Нюстрем, являясь учащимся этой студии, одновременно преподавал ученикам из Карелии сценическую речь и декламацию. Руско Р. Нюстрема о необходимости создания профессионального театра на финском языке. Автор писал о будущем коллективе театра, который, по его мнению, должен был состоять из 30 человек: 20 актеров 10 женщин и 10 мужчин , режиссер, декораторы, костюмеры, электромонтеры. Кандидаты на обучение в артисты будущего национального театра должны были иметь не менее семи классов образования, хорошо владеть финским языком, обладать физическим здоровьем. Статья была поддержана редакцией и многими читателями, на страницах газеты развернулось обсуждение. Так, например, представитель Ухтинского самодеятельного театра в целях экономии бюджета выступал за создание небольшой профессиональной труппы, к которой присоединятся самодеятельные актеры. Мимми Келлосалми предлагала обратиться к опыту работы существовавших ранее в Петрозаводске самодеятельных национальных театральных коллективов. Улучшение финансового положения республики позволило высшим руководящим органам АКССР пойти навстречу этим пожеланиям общественности.

В дальнейшем наметившийся за последние два года темп карелизации должен быть сохранен и усилен на отстающих участках. В частности, Съезд считает необходимым создание к концу 5-тилетия национального профессионального театра…». Отбор кандидатов на учебу проводила специально созданная комиссия наркомпроса республики. Будущие студенты набирались из семей рабочих и крестьян, должны были иметь образование не ниже семи классов, а также подготовить для поступления на учебу стихотворения и монолог. Работники Наркомпроса Карелии поехали по городам, селам и деревням искать молодых людей, обладающих актерским дарованием. Почти все юноши и девушки, принятые на учебу в Ленинград, уже имели некоторый опыт выступлений на сцене, полученный ими в школьных спектаклях и в самодеятельных драматических кружках. Например, Дарья Карпова из Сегозера попала на учебу сразу после окончания школы, Матвей Любовин из Святозера — после учебы в Петрозаводском педагогическом техникуме, имея уже некоторый опыт участия в работе театрального коллектива «Teatteri paja». Суло Туорила до поездки в Ленинград выступал в спектаклях на ухтинской сцене.

Осенью 1929 года группа карельской и финской молодежи начала учебу на специально созданном карельском отделении техникуме Ленинградской государственной художественной студии. Учителями стали ведущие мастера театрального искусства Ленинграда. Много лет спустя в своей книге «На жизненном пути» народный артист Карельской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Суло Туорила вспоминал: «…Изучали многие теоретические дисциплины, в том числе историю зарубежного и русского театров, различные направления в современном искусстве. Нам преподавали сценическое движение, акробатику, фехтование, ритмику, танец, пение — все, что необходимо для актера. Декламацию и сценическую речь вел сам руководитель финского отделения техникума — Рагнар Нюстрем…». Народная артистка России Дарья Карпова рассказывала, что на первом курсе многим студентам приходилось очень трудно: «…Собрались карелы, ингерманландцы, финны, среди которых были и те, что недавно прибыли в Советский Союз из Финляндии, Швеции и Америки… Многие плохо знали русский язык, а в студии преподавали в основном по-русски.

Здесь они прошли специальный курс обучения, познакомились с Рагнаром Нюстремом и будущими актерам. Окончив курсы, в декабре 1931 года они вернулись в Петрозаводск и образовали национальную труппу при Государственном Русском драматическом театре, художественным руководителем которой стал Кууно Севандер, уроженец финского города Улеаборга Оулу , приехавший в этом же году в Карелию из Северной Америки, где возглавлял рабочие театры в США и Канаде, принимал активное участие в любительских спектаклях. В газете «Пунайнен Карьяла» от 9 января 1932 года в статье «Торжественное открытие национального театра» сообщалось о первом представлении национальной труппой Государственного драматического театра 7 января 1932 года пьесы К. Кеттунена Абсо и Э. Постановка рассказывала об изобретении нового советского паровоза, получившего название «Бешеный» за его удивительную мощность и скорость. Это была своеобразная детективная история о попытке угона паровоза. Постановщики спектакля применили сценические эффекты с использованием кинокадров и радио. До конца сезона труппа подготовила и показала еще несколько премьер: «Черный поезд», «Чапаев», «Золотая табакерка», «Утопия». В апреле 1932 года национальной труппой Карельского государственного драматического театра был подготовлен весенний музыкальный концерт. Летом 1932 года Управление зрелищных предприятий организовало выступления национальной труппы на Всекарельской спартакиаде и олимпиаде. Летом 1932 года первая карело-финская национальная студия завершила учебу в Ленинграде и вернулась в Петрозаводск. Актёры национального самодеятельного театрального коллектива и выпускники Карельской студии Ленинградского театрального техникума составили творческую основу вновь образованного Государственного Финского драматического театра Карелии. Его главным режиссером и художественным руководителем в августе 1932 года был назначен Рагнар Нюстрем, директором — Кууно Севандер. В роли старого флотского офицера, капитана 1-го ранга Берсенева выступил актер А. Санделин в дальнейшем постановщик ряда спектаклей , роль председателя судового комитета Годуна исполнил актер Т. Кемппи, роль лейтенанта Штубе — К. Севандер, роль дочери Берсенева Татьяны — Д. В своей книге «Государственный финский драматический театр» В. Кийранен писал, что спектакль «не обманул ожиданий зрителя и получил высокий отзыв со стороны автора пьесы Бориса Лавренева, присутствовавшего на премьере: «Я не владею финским языком, но вполне удовлетворен всем виденным. Я увидел героев пьесы и идеи ее именно такими, какими и создал их в своем представлении». В последующем были показаны спектакли «Свет с востока» Юрина, «Город ветров» В. Киршона в постановке Аларика Санделина. Одним из любимых спектаклей зрителей стал «Миллион Антониев» режиссера Кууно Севандера.

Кроме того, с этой же даты, с 1 июля, МИД РФ отзывает разрешение на работу петрозаводского и мурманского отделений генконсульства Финляндии в Санкт-Петербурге. Об этом был проинформирован посол Финляндии в Москве Антти Хелантеря.

По мнению обучающихся, самым интересным оказалось несовпадение ожиданий после прочитанной пьесы с тем, что они увидели на сцене. Студенты обещали попрактиковаться в написании рецензий как на русском, так и на финском языках. Кафедра прибалтийско-финской филологии благодарит актеров и сотрудников Национального театра Республики Карелия за познавательное мероприятие и планирует продолжить сотрудничество.

Что за Финский театр открылся в Петербурге?

Накануне директор Театра кукол Карелии Любовь Васильева провела первый этап партнерских переговоров с театром кукол «Нивелтяме» из финского города Лахти в рамках Российско-Финляндского культурного форума, сообщили в министерстве культуры республики. Спектакль «Вепсянка» с 20 апреля 2023 по 11 апреля 2024, Государственный национальный театр Республики Карелия в Петрозаводске — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Pietarin suomenkielinen teatteri. Консульство Финляндии в Петрозаводске (Фото: consulateinptz / VK). МИД Финляндии объявил о временном прекращении работы консульства в Петрозаводске, сообщается на сайте ведомства. Спектакль финского театра Петрозаводска репертуар 1987 год.

Карелия и Финляндия запускают совместный театральный проект

Ещё до того, как идеологические кураторы взяли себе на вооружение знаменитое высказывание Сталина о том, что «драматургии в революционные годы — это самое могучее оружие по воздействию на психологию широких масс», Финский театр, как профессиональное самостоятельное культурное явление, конечно же, существовал ещё во времена самой Российской империи. Правда, тогда, как нетрудно догадаться, это профессиональное лицедейство происходило и развивалось исключительно на территории Великого княжества Финляндского. В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке хранится уникальный фонд драматической цензуры, который является книжным памятником коллекций России. В этом фонде есть отдельный сегмент, посвящённый финской драматургии рубежа XIX начала XX веков, — всего 400 единиц хранения. Даже при беглом осмотре некоторых экземпляров из «финского фонда» мы можем убедиться, насколько многообразным и разносторонним был Финский национальный театр во времена Российской империи: здесь ставились как пьесы, непосредственно, самих финских авторов, так и переводные произведения, например, вот это — перевод на финский язык знаменитой пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро», а вот это другая «Женитьба» уже Николая Васильевича Гоголя, перевод на финский язык с русского его знаменитой пьесы. Кстати, она была одобрена специальным цензором царским для постановки на сцене театра в Хельсинки. Но как и любая русскоязычная пьеса, все пьесы на финском языке подвергались очень тщательной цензуре: то есть цензор, вооружившись карандашом, мог отмечать и делать пометки в предлагаемых экземплярах, что не рекомендовано произносить со сцены, что является неудобным. Например вот это произведение известного финского политика драматургавторой половины XIX века Матти Курикка «Последнее усилие» — здесь чётко цензором указано, что к представлению признано неудобным, цензор усмотрел в этом произведении намёки на оскорбление императорской семьи. В 1917 году Финляндия получила независимость и Финский театр остался за границей, но финноязычное театральное пространство продолжило существовать на территории Петрограда и будущего Ленинграда. Появился новый Финский театр, и его жизнь пришлась на первое десятилетие Советской власти. Правда, судьба этого Финского театра оказалась очень драматичной.

После Октябрьской революции новая власть взяла театральное дело под свою эгиду, особое внимание большевики уделяли самым разнообразным театральным объединениям в национальностях, ведь с их помощью можно было легко распространять собственные идеи, то есть идеи коммунизма среди национальностей, народностей, проживавших на территории тогдашней Советской России.

С 2010 по 2015 гг - создатель и художественный руководитель театра «Плоды просвещения» г. Санкт — Петербург.

С 2015 по 2019 г — художественный руководитель Национального театра Карелии. С 2010 по 2022 гг. Лауреат золотой медали объединенного театрального Союза Финляндии «За выдающиеся достижения в театральной деятельности».

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия. Павел Смирнов Театральный и кинопродюсер, куратор образовательных проектов. Продюсер спектаклей, в том числе: «Колино сочинение» реж.

Яна Тумина — «Золотая маска», лучший спектакль, «Пассажир» реж. Владимир Варнава - «Золотая маска», лучший спектакль - номинация, лучший танцор В. Спектакли игрались в Польше, Франции, Германии, Македонии.

Продюсер фильмов: «Мой дедушка был Вишней» реж.

Десять лет Ринне руководил карельским отделением Всероссийского театрального общества. Ринне снимался во многих советских художественных фильмах — «Особое мнение», «Совесть», «Города и годы», «Банка консервов», «Доверие». Он приложил много усилий для развития театральной и национальной культуры Карелии, для развития культурных связей Карелии и Финляндии. Паули Ринне был..

Исламаева окончила Петрозаводский государственный университет, работала переводчиком финского языка и преподавателем в университете. Финский язык для нее — сохранение семейных традиций. Ее бабушка переехала в Петрозаводск в начале 1930-х годов из Кеми, дедушка — из Оулу. Во время финской оккупации названия улиц были переименованы на финский лад, и в 1960-е годы на дверях многих магазинов и организаций все еще висели финские вывески. Финский язык на петрозаводских улицах больше не встретить, за исключением афиш Национального театра Карелии. В советское время он назывался Государственным Финским драматическим театром.

Это единственный театр с репертуаром на финском языке за пределами Финляндии. Последняя премьера состоялась три года назад. Впрочем, репертуар не обновляется уже десять лет. Время от времени в спектаклях театра участвуют новые актеры, меняются костюмы и декорации. Спектакли даются дважды в месяц и сопровождаются синхронным переводом на русский язык. Большая часть репертуара театра — на русском языке.

Большинство актеров — русские, но в театре работает преподаватель финского языка. Несмотря на помощь лингвиста, спектакли критикуют за непонятный финский. За программу театра на финском и карельском языках долгое время отвечал режиссер и драматург Сергей Пронин, который в марте уволился из театра из-за расхождений во взглядах с руководством. Он не знает, что ждет репертуар театра. Он уже сократился из-за уровня языка и нехватки актеров. По его мнению, изучение финского в театре и во всей Карелии — это очень важно.

Факты В Петрозаводске живет около 280 тысяч человек.

По соседству с Карелией открывается Финский театр

В Северной столице воздают дань традициям финской театральной культуры и создают театр. Сотрудники театра рассказали, из-за чего возникла спорная ситуация на антракте. Планируется, что театр будет передвижным. Кроме спектаклей, планируются лекции и семинары на русском и финском языках. Финский театр (Петрозаводск, Россия) — репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

'+obj.error+'

Финский театр в Санкт-Петербурге будет работать с классической и современной драмой на финском языке, проводить воркшопы, лекции, семинары на русском и финском языках. в десятке популярных театров у туристов в 2019 году. Планируется, что театр будет передвижным. Кроме спектаклей, планируются лекции и семинары на русском и финском языках.

Спектакль «Вепсянка»

Основная тема — право на сохранение идентичности коренных народов. Финский театр будет ставить классическую и современную драму на финском языке, проводить лекции, воркшопы и семинары. До его создания единственным профессиональным театром, работающим на национальных языках, был Национальный театр Карелии.

Открытие 1940 и военные годы 1941—1944 В 1940 году , после окончания «Зимней войны», театр возобновил свою деятельность в Петрозавводске. Первой постановкой стала пьеса « Егор Булычев » Максима Горького. С первых дней Великой Отечественной войны Карелия стала ареной военных действий и к сентябрю 1941 года большая часть республики, включая Петрозаводск, была оккупирована финскими войсками. В годы войны театр работал в эвакуации — сначала в Сибири, затем — в городе Вельске , Архангельской области , с 1943 года снова в Карелии на неоккупированной территории. В 1943—1945 годах художественный руководитель театра — Н.

Поставленный Н. Ибсена на советской сцене.

Зритель переносится на остров, расположенный на дальнем Севере. Маленькое поселение — наклонная плоскость, изъеденная вечной мерзлотой. Здесь смешиваются языки. Костюмы отсылают к елизаветинской эпохе, а обычаи — к глубокой старине.

Почему-то вспоминается «Кысь» Татьяны Толстой. Но даже в этом полудиком поселении рождается любовь — как трещина, как излом, но не может изменить и облагородить мир, в котором для нее не осталось места. И даже общее для двух враждующих кланов божество — каменный истукан — не помогает вражде утихнуть. Хочется, чтобы зрители, покидая зал, думали о разном. К примеру, задумались о том, почему враждуют кланы, в чем причина их ненависти друг к другу». При этом режиссер уверен: «Любовь важнее всего! Правда, любовь не всегда может противостоять ненависти.

Не случайно, к программке, на которой изображены древние истуканы, прилагается камень. В спектакле есть сцена побиения камнями. Камень с куар-кодом — часть программки — напоминает о том, что человек рожден для другого, — объяснил Максим Соколов. Люди живут, чтобы любить и быть любимыми, не для того, чтобы ненавидеть или убивать».

Семья жила в бараках для переселенцев в квартале, расположенном за нынешним торговым центром «Тетрис». Ирма и Ирья пришли в театр в 1932 году. Аарне был школьником, учился в одном классе с композитором Гельмером Синисало.

Впоследствии Ирма, единственная из семьи, решила вернуться в США. Ирья Вийтанен осталась играть в театре. Ее мужем стал Суло Несторович Мяки, музыкант, который тоже работал в Финском драматическом. В семье Мяки сохранилось личное дело Ирьи Вийтанен. Оказывается, в 1937 году в карточке военного учета было указано, что актриса в графе «должность» указано: рабочая занимается шпионажем. Постановили завести дело-формуляр по линии НКВД, взять ее на заметку по категории «шпионаж». Документ подписали сержант Гусев и лейтенант Антонов.

За актрисой установили слежку. Обвинение в шпионаже, по счастью, было снято через два месяца. К началу 1940-х годов Ирья потеряла нескольких самых близких людей: мама умерла от болезни еще до войны, отец погиб в начале эвакуации. В 1944 году пришла похоронка на брата, погибшего на фронте. Ему было чуть больше 20 лет. Она была участником Второй мировой войны, потом окончила радиотехнический институт, работала по специальности. В Нью-Йорке у нее были апартаменты из 11 комнат, в которых она жила одна — ни мужа, ни детей у нее не было.

Когда она заболела, Элдену, моему мужу, пришло письмо из Америки с предложением вступить в права наследства — он оказался наследником первой очереди. Элден от наследства отказался. После гибели Ирьи Вийтанен о ней перестали говорить и в театре, и в семье. Добровольный уход из жизни актрисы сделал тему закрытой. Роль Норы, по слухам, впоследствии должна была достаться Санни Бочарниковой, но Демидов вообще снял спектакль с постановки: заменить Ирью было невозможно. Фото из архива Национального театра Карелии Лииса, Лиза, Елизавета Ялмаровна Томберг никогда не заигрывала ни с публикой, ни с коллегами. После спектакля могла подойти к партнеру по сцене и прямо сказать, что тот плохо работал, поэтому ей приходилось доигрывать за него.

Ее слово было значимым, прямой характер ей самой иногда доставлял неудобства. Например, из-за несдержанности актрисы, привыкшей всегда говорить откровенно, худсовет театра в свое время не дал ей рекомендации для вступления в партию. Елена Корнилова, актриса Национального театра Карелии: — Елизавета Томберг от природы была очень талантливой. У нее была потрясающая интуиция и такая мощная энергетика, которая держала зрителя в постоянном напряжении. Партнером по сцене она была идеальным. Это дар божий, конечно. Ей не надо было много репетировать — она сразу все схватывала.

В спектакле «Воскресший из мертвых» Лассила я была у нее в дублерах. Конечно, репетировала, в основном, я. Она приходила и сразу делала то, что нужно режиссеру. Единственной проблемой Томберг была плохая память, она могла забыть текст на сцене. Однажды мы играли в Чалне спектакль «Вдова полковника или Врачи ничего не знают». Это была постановка на одну актрису, сильную, — спектакль был очень сложной. По ходу действия героиня собирает гостей и рассказывает им историю своей жизни.

Я играла внучку вдовы без слов. И вдруг Томберг неожиданно прыгнула с первого акта на второй, ни мы, ни диктор ничем не могли ей помочь. После этого она перестала играть этот спектакль. Описать ее талант словами сложно, что-то было у нее внутри. Она была очень возбудимой, в один момент могла заплакать на сцене. Обладала колоссальным темпераментом, большой силой. Многие в театре ее боялись.

Елизавета Томбер и на сцене играла сильных героинь, сложных, интересных. Дмитрий Свинцов, поэт, театральный критик: — Какую же Вассу играла Томберг в спектакле, поставленном московским режиссером Мариной Горбуновой в сезоне 1950-1951 года? Цитирую одну из статей того времени: «Безжалостную и человечную, с нерастраченной душевной силой, тяжестью женского одиночества и неистовой материнской любви. Но это — внутри. На поверхности — властная и не знающая преград страсть к «делу». Сцена из спектакля «Беда от нежного сердца», 1947 год. В центре — Елизавета Томберг.

МИД Финляндии приостанавливает работу отделения генконсульства в Петрозаводске

Родом из Петрозаводска режиссёр Финского театра, драматург и театральный педагог Сергей Пронин, работающий под творческим псевдонимом Сеппо Кантерво. Государственный Национальный театр Республики Карелия (Петрозаводск) — единственный в мире театр, где можно посмотреть спектакль на финском, карельском, вепсском и русском языках. МИД Финляндии заявил о решении временно закрыть отделение генконсульства в Петрозаводске в связи с сокращением задач данного подразделения, говорится во вторник РИА Новости, 04.04.2023.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий