До конца этого года запустят первую линию «Арктик СПГ 2», отгрузки природного газа начнутся в начале 2024-го. Запуск первой линии Арктик СПГ-2 Арктик СПГ-2 — это второй крупный проект компании по экспорту СПГ после завода «Ямал СПГ».
Первый СПГ на проекте "Арктик СПГ 2" был получен в декабре 2023 г - "Новатэк"
Однако вместо этого третья очередь может быть использована на Мурманском заводе СПГ, о котором «Новатэк» объявил в июне прошлого года. Рассматривается вариант отправки второй гравитационной платформы для "Арктик СПГ-2" летом, а третью использовать для "Мурманск СПГ", - сказал источник, знакомый с планами. По прогнозам, первые две линии начнут производство к концу 2027 года, а последняя линия должна начать работу в 2029 году. Одним из преимуществ мурманского проекта по сравнению с "Арктик СПГ 2" станет доступ к незамерзающему порту в Баренцевом море. Планы по строительству "Арктик СПГ 2" осложнились в прошлом году, когда компания была включена в санкции Запада в связи с конфликтом России на Украине, что заставило иностранных акционеров заморозить участие, а "Новатэк" объявить форс-мажор.
И, вероятно, у них есть неформальные права и основания потребовать исключений и для российского СПГ. Кто поможет здесь, и будет ли дисконт?
Следим дальше. Что будет? Но позволим себе предположить, что конкретно "Арктик СПГ 2", пусть и с издержками, в том числе финансовыми дисконты , будет реализован. Как это обычно бывает, все "игры", пусть формально связанные с действующими или почти готовыми заводами СПГ, по большому счету направлены на новые проекты. И у России, и у США — амбициозные планы по дальнейшему развитию сектора, поэтому понятно желание Соединенных Штатов ухудшить положение России на этом рынке, воспользовавшись ситуацией. Сейчас уже понятно, что любые новые СПГ-проекты могут оказаться под аналогичным санкционным давлением.
Это неизбежно приведет к новым трудностям, даже если оставить за скобками доступ к иностранному оборудованию и газовозам. Импортеры не захотят заключать долгосрочные контракты, а скорее, захотят, но потребуют скидок за неопределенность. Напомним, что в этих проектах существует непропорциональное финансирование, когда иностранные партнеры инвестируют заметно больше, чем их доля. Новые проекты придется осуществлять с большей опорой на собственные возможности, искать и создавать новые механизмы финансирования. Очевидно, что пока сохранится и дефицит газовозов ледового класса. Ведь в случае форс-мажоров судовладельцам окажется сложно или невыгодно использовать эти суда на других рынках а глобального рынка судов класса Arc7 нет, все они строились под российские арктические проекты СПГ.
Вызовов много, и есть основания надеяться, что они будут преодолены. Для этого, в частности, необходимо всем участникам рынка начать конструктивнее сотрудничать друг с другом. Нездоровая внутренняя конкуренция может привести к тому, что в результате мы проиграем конкуренту внешнему. Следите за нашими новостями в удобном формате.
Опубликовано ИА "Финмаркет".
По его словам, проект предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа СПГ мощностью по 6,6 млн тонн в год каждая на основаниях гравитационного типа. Заработает вовремя и существенно увеличить грузовую базу Севморпути», — отметил Эдуард Гудков. Он напомнил, что первый арктический проект, «Ямал СПГ», был запущен в 2017 году — раньше запланированного срока. За время работы проекта было перевезено 110 млн тонн груза.
«Новатэк» приступил к строительству третьей линии завода проекта «Арктик СПГ 2».
Компания «НОВАТЭК» планирует запустить проект «Арктик СПГ 2» на Ямале в декабре 2023 года — начале 2024 года. НОВАТЭК сообщил, что на проекте «Арктик СПГ–2» в декабре 2023 года после проведения пусконаладки была произведена первая партия сжиженного природного газа. "В настоящее время строится завод "Арктик СПГ 2", первая очередь которого фактически уже начала работать.
Российский СПГ: нет повода для беспокойства
Участники «Арктик СПГ 2» приняли окончательное инвестиционное решение по проекту в сентябре 2019 года. «Новатэк» запустил первую линию «Арктик СПГ-2» в середине декабря, но старт проекта омрачен различными проблемами. Японские акционеры «Арктик СПГ 2» уже рассказали о невозможности предоставить ледовые танкеры, а новая дата запуска сдвинулась на май. Зарубежные акционеры проекта «Арктик СПГ 2», попавшего в ноябре под санкции, объявили форс-мажор по участию в проекте.
«Ведомости»: «Новатэк» резко сократил добычу на проекте «Арктик СПГ — 2»
Планируется годовое производство 19,8 млн тонн сжиженного природного газа тогда как у проекта «Ямал СПГ» — 16,5 млн тонн [3] , а также 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата. Проект реализуется с использованием оснований гравитационного типа. Отсутствие работ по строительству завода на месте его расположения позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду. Для круглогодичных перевозок вахтового персонала на Утреннее месторождение в 2021 году построен аэропорт «Утренний». До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать и два новых атомных ледокола типа ЛК-60 «Арктика» , это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию [8]. В январе 2019 года Новатэк заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд долл. В середине 2019 года « Совкомфлот » и верфь «Звезда» подписали контракт на строительство ещё четырёх газовозов для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2»; суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года; данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [11].
В консалтинговой фирме Energy Aspects изданию заявили, что действия Вашингтона приведут к сужению энергетического рынка. По словам газового эксперта Колумбийского университета Анн-Софи Корбо, если проект не начнет экспорт в 2024 году, как планировалось, это приведет к сохранению напряженности на рынках «в течение длительного времени». В то же время эксперт по СПГ компании Rystad Energy Каушал Рамеша не исключил, что западные инвесторы могут запросить у США разрешение на временное исключение из новых санкций, как это ранее сделала Япония для импорта российской нефти в рамках проекта «Сахалин-2». Он предусматривает строительство трех линий по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.
Проект реализуется компанией в поселке Белокаменка Мурманской области. Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Вдобавок Китай будет способствовать освоению продукции в практически бездонной Юго-Восточной Азии. Так что важность партнёрства с Пекином переоценить тяжело. Правда, в данном случае придётся поступиться частью экономического суверенитета, но, видимо, в Москве перед тем, как решиться сделать предложение, всё просчитали и взвесили. Действительно, без китайского плеча санкции так называемого мирового сообщества вряд ли удастся преодолеть без критических последствий. А ограничения эти надолго, если не навсегда. Видя, что единства в рядах коллективного Запада по поводу СПГ по-прежнему нет, Белый дом в очередной раз попытается сплотить союзников вокруг этого болезненного вопроса и вернуть в стойло своевольную Францию, а также Японию и Южную Корею. Напомню, последняя не только потребляет голубое топливо российского происхождения, но и собирает для нас морские газовозы. На Капитолийском холме наблюдают, как расширение российского присутствия на рынке СПГ влияет на общую ситуацию в пользу Москвы. Особенно это касается Европы, ведь рост зависимости от нашего газа объективно ограничивает возможности европейцев отвечать на политические вызовы. Действия РФ по усилению позиций на топливном рынке посредством привлечения к сотрудничеству заинтересованных сторон из недружественного лагеря выбивает почву из-под ног антироссийской коалиции.
Суровое Карское море: газ у Новатэка есть, газовозов нет, но все будет хорошо
на 2024 и 2026 гг. соответственно. "В настоящее время строится завод "Арктик СПГ 2", первая очередь которого фактически уже начала работать. 2" запущена, он создает базу для роста грузопотока по Северному морскому пути (СМП).