Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашенной Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась война, продлившаяся больше двух лет. "Споры за территории между Арменией и Азербайджаном были, есть и будут всегда. Вангую, что если новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном начнется, то Пашинян снова во всём Россию обвинит. «Республика Армения признает территориальную целостность Азербайджана в рамках 86 тысяч 600 квадратных километров, но президент Азербайджана не делал аналогичного заявления.
Нагорный Карабах
Дело в том, что Азербайджан — не сам по себе, его активно поддерживает Турция, ведь турки — это те же азербайджанцы, фактически один народ. Плюс рядом — Иран, у которого с Турцией непростые отношения, но и американцев у своих границ он видеть не хочет. Политолог Дмитрий Родионов считает, что новая армяно-азербайджанская война вполне может случиться. И не только к спорной территории — Нагорному Карабаху. Вооруженные силы Азербайджана строят новые дороги и «опорники», организуют блокпосты. Чем все кончится — Я сомневаюсь, что Азербайджан первым начнет конфликт. Он уже контролирует большую часть Нагорного Карабаха и, кстати, активно развивает ее. Там идет строительство жилья, социальных объектов, дорожной инфраструктуры, — рассказывает Сергей Марков. Это политика мягкой силы. Дескать, смотрите — у нас тут хорошо, и армян не обижают.
Григорий Савельев, в свою очередь, считает, что в войне больше заинтересован Пашинян. Война с Азербайджаном будет гарантированно проиграна, и в этом, конечно, обвинят русских. Ведь Пашинян прямым текстом сказал, что «архитектура безопасности Армении на 99,999 процента была связана с Россией». Следовательно, поражение Армении — вина России: не защитила. При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном. С чего бы? Но эти нюансы армянское общество не волнуют. Поэтому Пашинян начнет предлагать ему нового защитника — США. Дескать, если мы выведем из Гюмри российскую военную базу и поставим вместо нее американскую, то можем чувствовать себя в безопасности.
Да, безопасность Штаты обеспечат. Но взамен, как всегда, потребуют полный отказ от суверенитета: как от Германии, Японии, стран Прибалтики и вообще всех государств, где есть их военные базы. И Армения превратится в Грузию времен Саакашвили. США же получат военную базу рядом с Россией и Ираном. Потом там размещаются ракеты и создается как минимум угроза сразу двум врагам да и еще и потенциальный плацдарм для нападения. Плюс Штаты автоматически начинают рулить в Закавказье, оттесняя там сразу три крупные державы — Россию, Турцию и Иран. Причем Штаты в любой момент могут спровоцировать в этом регионе войну, чтобы связать там силы России и Ирана. Ведь даже если они сами не воюют, то все равно вынуждены держать контингенты близко к конфликту — на случай его разрастания. Ни нас, ни Иран, ни Турцию такой вариант, конечно, не устраивает.
По одной из версий, эта территория входила в состав Армянского царства, по второй была частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев. Жесткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края.
В случае нарушения одного или нескольких правил, редакция оставляет за собой право не публиковать пресс-релиз на сайте. Технические требования к тесту пресс-релиза. Объем — до 3000 знаков. Допустимый минимальный размер изображения в тексте пресс-релиза - 240x150 px, для анонса пресс-релиза на главной странице — 80Х50 px, допустимые расширения: jpg,jpeg,gif,png, максимальный размер файла: 2 мегабайта. Размещение контактной информации о вашей компании в текстовом формате. Анонсирование актуального пресс-релиза в рубрике, соответствующей виду деятельности вашей компании.
На фоне российско-украинского конфликта, растущей напряженности на Ближнем Востоке и противостояния между Израилем и Ираном достигнутые 19 апреля соглашения выгодны всем. Утверждение границы исключит любую угрозу безопасности армян и азербайджанцев, проживающих на сопредельных территориях. Следующим этапом станет интенсификация переговоров по Зангезурскому коридору», — рассказал «НГ» руководитель азербайджанского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу.
Армяно-азербайджанскому конфликту больше 30 лет, за это время народы привыкли видеть друг друга через призму множества стереотипов. Кроме того, около полугода назад была ликвидирована самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика, в результате чего свыше 100 тыс. До сих пор в азербайджанской тюрьме сидят бывшие лидеры НКР, включая экс-премьера и известного филантропа Рубена Варданяна.
На днях он позвонил родственникам и рассказал, что держит голодовку, в то время как тюремщики не дают ему читать и общаться с другими коллегами из Степанакерта. Во время первой карабахской войны Армении нужно было обеспечить безопасность жизненно важных коммуникаций: дороги и газопровода, связывающих республику с Грузией. В свою очередь, азербайджанцы обстреливали этот район.
Соответственно после передачи Баку спорных территорий вновь может возникнуть проблема, решенная 30 лет назад», — объяснил «НГ» армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян.
Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.
Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта.
В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана».
Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами.
Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов.
Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии.
Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении. Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении.
Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты. Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Азербайджан в одиночку разрешил данный конфликт, как на поле боя, так и впоследствии за столом переговоров.
Победа, одержанная на поле боя, вынудила врага поднять белый флаг и сдаться, подписать акт о капитуляции. Таким образом, на основании данного документа Агдамский, Кяльбаджарский и Лачинский районы были освобождены без единого выстрела. Создание Зангезурского коридора стало исторической необходимостью.
Полное восстановление суверенитета После Отечественной войны Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступил с инициативой разработки мирного соглашения с Арменией на базе 5 основных принципов, включающих взаимное признание территориальной целостности и суверенитета друг друга. На состоявшейся 6 октября 2022 года в Праге в рамках Саммита «Европейского политического сообщества» четырехсторонней встрече Армения заявила о признании территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. В знак протеста против незаконной эксплуатации Арменией природных ресурсов на территориях Азербайджанской Республики, где временно размещен российский миротворческий контингент, 12 декабря 2022 года на участке дороги Лачин-Ханкенди, проходящем через территорию города Шуша, началась мирная акция протеста представителей неправительственных организаций и экоактивистов, которая продолжалась 138 дней.
Тем самым завершился процесс полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. Был положен конец злоупотреблению Арменией Лачинской дорогой, переброске ею оружия и боеприпасов и другим незаконным действиям. Однако провокации Армении и остатков незаконного режима не прекратились.
В результате антитеррористической операции, продолжавшейся менее одного дня, остававшиеся в регионе армянские вооруженные силы были полностью разоружены и выведены с территории Азербайджана, а остатки незаконного режима объявили о его ликвидации. Азербайджан положил конец сепаратизму и «серой зоне» на своей территории. Тем самым государственный суверенитет Азербайджанской Республики был полностью восстановлен.
Выступая на параде, Президент Азербайджанской Республики, Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев сказал: «Наши победоносные Вооруженные силы, подарившие нам этот день, проявив на поле боя храбрость, героизм, самоотверженность, изгнали врага с наших исконных земель. Это — большое историческое событие». Конфликт, ставший историей, и новая реальность В период оккупации Армения разграбила и уничтожила национально-культурное наследие на азербайджанских землях culturcide , разрушила города urbicide и другие населенные пункты, нанесла региону тяжелый экологический ущерб ecocide.
На азербайджанских землях были размещены сотни тысяч мин и взрывчатых веществ. Армении не удастся уклониться от ответственности в правовой плоскости за совершенные в период конфликта многочисленные военные преступления против Азербайджана, акты массовой расправы и геноцида, террористическую деятельность, вандализм, она будет принуждена к выплате компенсации за причиненный Азербайджану тяжелый социально-экономический ущерб. В настоящее время Азербайджан за счет собственных возможностей проводит в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических районах широкомасштабные работы по реконструкции и восстановлению.
В рамках программы «Великое возвращение» тысячи бывших вынужденных переселенцев уже вернулись в родные края. До 2026 года предусмотрено возвращение на родные земли 140 тысяч бывших вынужденных переселенцев. Отныне мы будем вечно жить на этих землях.
Больше никто не сможет сдвинуть нас с этих земель. Карабах наш! Карабах — это Азербайджан!
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном и передачу азербайджанской. "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Армения намерена добиваться от Азербайджана возвращения села Арцвашен. Как пишет РИА Новости, накануне этих договоренностей премьер Армении Никол Пашинян, общаясь с жителями приграничных сел в Тавушской области, припугнул, что если Ереван не выполнит требования Баку о передаче территорий, то начнется война.
Нагорный Карабах
Предложения по делимитации границы и мирному договору 26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи Путин, Алиев и Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией. В их число входят взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга; подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем; отказ от угроз применения силы. Предложения включают также проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений; открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес. Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что Армения в своих публичных и дипломатических ответах Азербайджану заявила о существовании нагорнокарабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Кроме того, была достигнута договоренность о создании до конца апреля текущего года совместной комиссии по делимитации границы между Азербайджаном и Арменией первое заседании комиссии состоялось 24 мая на границе двух стран. По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права".
Обострение в сентябре 2022 года Несмотря на подготовку к заключению мирного договора, Армения и Азербайджан регулярно продолжают обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе двух стран. Новое серьезное обострение конфликта произошло в сентябре 2022 года. В Баку заявили, что это ответ на провокации со стороны Еревана. Позднее Азербайджан сообщал о достижении договоренностей о прекращении огня, однако Армения заявила о продолжении обстрелов. Вечером 13 сентября Совет коллективной безопасности ОДКБ на внеочередной сессии в режиме видеоконференции по предложению президента РФ Владимира Путина решил направить в Армению миссию во главе с генсеком организации Станиславом Засем для оценки ситуации. В Совбезе Армении заявили, что в результате обострения конфликта с Азербайджаном 13-14 сентября погибли и пропали без вести 207 человек. Минобороны Азербайджана сообщило о 80 погибших азербайджанских военнослужащих. В то же время он отметил, что Армения высоко оценивает работу российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которые "поддерживают мир и выполняют свой мандат".
Продолжении дискуссии о заключении мирного договора 6 октября 2022 года в Праге по итогам четырехсторонней встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга.
Сперва трассу из Степанакерта в Горис юг Армении перекрывали некие «экологические активисты», в апреле 2023 в начале дороги Лачин-Степанакерт был установлен азербайджанский КПП. В первых числах сентября ситуация резко обострилась. Азербайджанские военные стянули к границе с Арменией и к линии соприкосновения в Карабахе бронетехнику и артиллерию. Военная техника получила свой опознавательный знак — перевёрнутую букву «А». Начавшаяся 19 сентября операция, по заявлению официального Баку, будет носить «локальный» характер, то есть будет ограничена территорией Нагорно-Карабахского региона. Азербайджанская сторона заявила: и командование российского миротворческого контингента, и руководство Совместного российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня были официально проинформированы о начале военных действий. В реальности же наших миротворцев поставили в известность лишь за несколько минут до начала операции, указала официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram -канале. Соотношение сил В Ереване, как уже говорилось, официально заявили о том, что ВС Республики Армения не принимают участия в военных действиях в Арцахе армянское название Нагорного Карабаха. Минобороны Армении заверило, что границам страны ничего не угрожает.
Отказ Армении от участия в конфликте не оставляет силам НКР никаких шансов на победу, сказал ИА Регнум военный эксперт, офицер танковых войск запаса Александр Михайловский. Но опыт войны сентября — ноября 2020-го показал, что на фронте некому воевать кроме добровольцев-ополченцев, то есть мужчин в возрасте, и солдат срочной службы без какого-либо опыта, отметил Михайловский. И это притом что тогда в конфликте участвовали вооружённые силы Армении», — заметил эксперт. Вооружённые формирования НКР до сих пор являются «сплавом» добровольцев и солдат срочной службы, в то время как Вооружённые силы Азербайджана имеют в составе кадровые подразделения с боевым опытом. Азербайджан превосходит НКР в воздухе, за полным отсутствием у местных сил авиации как таковой. Аналогичная ситуация по тяжёлым артиллерийским системам, ракетным комплексам — их у НКР также нет. Серьёзное преимущество в дальности ведения огня позволяет азербайджанским артиллеристам вести эффективную контрбатарейную борьбу, оставаясь недосягаемыми для противника. По танкам Азербайджан имеет перевес в соотношении 2:1. Стоит отметить, что предыдущий конфликт в Карабахе показал, что бронетехника без помощи ПВО, легко уничтожается беспилотниками.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров.
Напомним, Баку всё последнее время готовился к новой войне. К зоне соприкосновения в открытую стягивалась боевая техникам, число взаимных обстрелов за последние недели возросло в разы, а между Азербайджаном и Израилем постоянно курсировала военно-транспортная авиация: азербайджанская сторона активно приобретали у Тель-Авива вооружение и боеприпасы. Поводом для развязывания агрессии послужило то, что Ильхам Алиев после победы в конфликте 2020 года так и не смог добиться официального заключения выгодного для Азербайджана мирного договора. Напомним, тогда азербайджанская армия взяла под контроль в Карабахе ряд ключевых территорий, включая город Шуши. С тех пор стороны проводят регулярные встречи в России, в США и в странах Евросоюза, однако, несмотря на оптимистичные заявления ряда западных политиков, к выработке рабочей версии договора они не приблизились ни на шаг. Армения устами Никола Пашиняна признала Нагорный Карабах частью Азербайджана, однако последний настаивает на том, что никакого особого статуса в составе азербайджанского государства Карабах иметь не будет. В Ереване требуют именно этого, равно как и решения судьбы карабахских армян в ходе переговоров между Баку и Степанакертом. Алиев же вести какие-либо переговоры с НКР отказывается, заявляя, что её жители должны либо принять гражданство Азербайджана, либо убраться восвояси. По итогам войны 2020 года на линии соприкосновения также была размещена миссия российских миротворцев. Её зоной ответственности, помимо прочего, стал Лачинский коридор — транспортная артерия, соединяющая Карабах с основной территорией Армении.
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном и передачу азербайджанской. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме. Военному конфликту предшествовала активизация воздушного моста между Азербайджаном и Израилем. МИД Грузии приветствует договоренность между Азербайджаном и Арменией в связи с делимитацией. В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы.
Никакого НАТОвского коридора! Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении
Их по соглашению между Баку и Ереваном после «второй карабахской войны» 2020 года быть не должно. 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В Закавказье вновь запахло новой войной межу Арменией и Азербайджаном. «Соглашение о границе не приведет к заключению армяно-азербайджанского договора, поскольку Баку и Анкара настаивают на открытии Зангезурского коридора через территорию Армении и поднимают другие территориальные вопросы, считает Микаэлян. Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. Шансы на достижение мира между Азербайджаном и Арменией высоки как никогда.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что РФ выступает за продолжение контактов между Азербайджаном и Арменией. "Я сказал вполне конкретно: республика Армения готова признать территориальную целостность 86 600 квадратных километров Азербайджана. Эскалация противостояния вокруг Нагорного Карабаха и по линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией набирает обороты с начала месяца. «По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. Эскалация противостояния вокруг Нагорного Карабаха и по линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией набирает обороты с начала месяца.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Он также считает, что армяне в России воздержатся от протестов против Пашиняна, подобных тем, которые происходят в Ереване. Но не думаю, что они приобретут более массовый характер, чем акции на площади Республики в Ереване. Тем более что соответствующие службы в России наверняка держат руку на пульсе и всё контролируют, — рассказал Андрей Лямзин. После поражения во Второй Карабахской войне Пашиняну удалось удержаться, мобилизовав электорат.
Кроме того, объективным наблюдателям было понятно тогда, что подготовка к войне была провалена не столько Пашиняном, сколько так называемым карабахским кланом, руководившим страной до него. Теперь дипломатия премьер-министра вызывает больше вопросов, чем ответов, — сообщил Лямзин. Но политические проблемы, которые существуют между руководителями наших стран, не должны сказаться на отношениях простых граждан, считает Лямзин.
Поэтому какая-то возможная обида не должна на них отразиться. Кроме того, надо понимать, что российские миротворцы дали руководству Армении два с половиной года для выработки внешнеполитической стратегии спасения Арцаха, — сказал он.
Более того, заключение мирного договора не означает мира. Согласование границ — это сложная техническая работа, которая может занять несколько лет. Скажем, делимитация армяно-грузинской границы завершена на две трети. И это результат 30 лет работы. Причем в условиях прекрасных отношений между странами. На постсоветском пространстве мало границ, которые бы не вызывали споров. Это трудная и техническая работа.
И прежде всего для решения этих вопросов необходима политическая воля. В данном случае ее нет. По этой причине нельзя относиться к мирному соглашению как к панацее и возможности резко изменить ситуацию. В истории человечества не было конфликтов, которые совсем никак не решались. Но на сегодняшний день я не вижу такой возможности для Армении и Азербайджана.
Три человека были арестованы.
Перед зданием правительства — кордон из полицейских. И по заявлению армянского Минздрава, в стычках митингующих с полицией, которые происходили здесь несколько часов назад, пострадали 34 человека. Из них 16 — полицейские. На улицу этих людей привели переживания о будущем Карабаха и собственной безопасности, по поводу которой нынешние армянские власти не обозначают четкой позиции, пока Азербайджан продолжает наступательную операцию. Мы не готовимся к войне — они готовятся. Может, утром нападут на нас.
У них войска на границе стоят — у нас ничего нет", — говорит митингующий. Ночью Энтони Блинкен общался с Ильхамом Алиевым — тот выразил готовность прекратить боевые действия и провести встречу с представителями Нагорного Карабаха. Но подчеркнул, что военные цели считает легитимными.
Баку продолжил так называемую локальную контртеррористическую операцию. Утверждается, что удары наносят только по военной технике, при этом стало известно о первых пострадавших среди мирных жителей. За развитием конфликта следит корреспондент "Известий" Семен Еремин. Обострение конфликта в Нагорном Карабахе Ночью были слышны удары армии Азербайджана по армянской технике на территории Нагорного Карабаха.
Авиация и артиллерия продолжают обстрелы военных объектов. Под огонь попадают и гражданские. Жена ранена, ее сейчас оперируют, один внук тоже ранен, в больнице. Второй цел, рядом со мной", — рассказал пострадавший. Поделиться Что известно об обострении конфликта в Карабахе Что известно об обострении конфликта в Карабахе До глубокой ночи регион оставался без электроснабжения — один из ударов повредил высоковольтные линии в Мартакертском районе. Российские миротворцы помогают местному населению в местах с самой сложной обстановкой.
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
Кадр из видео от иранского военного журналиста свидетельствует о том, что вдоль реки пограничной реки Аракс концентрируется военная техника. Явно не случайно. В то же время, МИД Армении заявляет, что эта страна не намерена обострять ситуацию с Азербайджаном и готова продолжать обсуждения механизмов деэскалации при первой возможности». Дошло до того, что американская поп-дива армянского происхождения Ким Кардашьян попросила Байдена защитить Армению от Азербайджана. Россия все еще считает Армению союзницей Трудно сказать, какую роль будет играть во всем этом Россия, учитывая ее конфликт с Украиной. Но пока она делает сугубо дипломатические ходы. Как сообщает пресс-служба Министерства, в число этих действий вошли запуск процесса ратификации Римского статута Международного уголовного суда и проведение совместных с США военных учений. Российские дипломаты также обратили внимание на сомнения, высказанные армянскими властями относительно целесообразности союзнических связей как в рамках Организации Договора о коллективной безопасности ОДКБ , так и на двусторонней основе с Россией. Это, среди прочего, касается организации учений по линии ОДКБ и направления в дальнейшем в республику наблюдательной миссии Организации в целях содействия урегулированию между Арменией и Азербайджаном». Также МИД России выразил протест в связи с передачей гуманитарной помощи «киевскому нацистскому режиму» со стороны супруги премьер-министра Армении Анны Акопян. Читайте также:.
Во-первых, у России есть своя гораздо более важная горячая точка. Второй момент — армянское руководство сейчас занимает не слишком дружественную позицию по отношению к Российской Федерации. Третий момент — война на два фронта никому никогда не приносила удачи. Поэтому Россия явно попытается уклониться и занять какую-то срединную миротворческую позицию, но это даст возможность западным СМИ, экспертным сообществам, политикам нагнетать ситуацию в Азербайджане и Армении, спихивая вину, в том числе и на РФ, что она не выполняет миротворческую миссию», — объяснил Шатилов. Риски в случае участия в конфликте для России выше, подчеркнул собеседник агентства.
Турция ведет себя достаточно конструктивно касаемо недопуска иностранных флотов в Черное море и в плане параллельного импорта. Поэтому Россия постарается либо выполнить свою умиротворяющую миссию, либо просто самоустранится, потому что это не ее война», — заключил собеседник URA. Популярное за сутки.
Ранее общественная инициатива "Тавуш во имя родины" сообщила о присоединении военнослужащих-контрактников к акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области "В сети появилось видео, на котором люди в военной форме присоединились к политической акции в Киранце. Военная полиция министерства обороны Армении принимает меры, чтобы установить личности людей в военной форме и дать оценку распространяемой информации", - говорится в пресс-релизе ведомства. При этом в минобороны предупредили, что "любая попытка вовлечения вооруженных сил в политические процессы получит соразмерную юридическую оценку".
Ананян заявил, что в последние годы Пашинян упустил возможности для ухода, так как думал не с точки зрения государства и народа, а - собственной безопасности и существования, власть же он использовал в качестве гарантии личной безопасности. Он отметил, что сейчас все политические и общественные деятели могут заверить Пашиняна, что безопасность его и его семьи важна. Ананян призвал премьера "присоединиться к всеобщему пробуждению" и уйти. Напомним, 19 апреля МИД Армении по итогам восьмой встречи госкомиссий сообщил, что Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию с Тавушской области и до 1 июля завершить согласование проекта положения о совместной деятельности комиссий по делимитации. С вечера того же дня жители приграничных сел Тавуша, недовольные договоренностями Еревана и Баку, проводят акции протеста на межгосударственной дороге Армения-Грузия.