Новости таинство соборования в православной церкви

Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств. По окончании богослужения митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий возглавил Таинство Соборования (Елеосвящения). Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов.

Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании

В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела. Таинство Соборования в нашем храме будет совершаться также 28 декабря в 18.00.

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Церковь верует, что в таинстве Елеосвящения больному, согласно словам апостола Иакова, прощаются грехи. Священнослужители трех храмов провели таинство соборования в Одигитриевском кафедральном соборе и в Свято-Троицком храме при Архиерейском подворье города Улан-Удэ.

В нашем храме было совершено Таинство Соборования

Церковь верует, что в таинстве Елеосвящения больному, согласно словам апостола Иакова, прощаются грехи. Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость. Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Таинство елеосвящения является одним из семи церковных таинств, наряду с таинствами крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения (евхаристии), брака и священства. Если католик решит перейти в православие, его заставят перекреститься (а заодно и перевенчаться, если он женат), потому что Православная Церковь не признаёт католические таинства. У православных есть такое страшное таинство – соборование.

Четверг третьей седмицы Великого поста

В храме царевича Димитрия Таинство Соборования для всех прихожан совершалось по обыкновению несколько раз, в разные дни Поста. таинству Елеосвящения, или Соборования. Соборование — это одно из семи Великих Таинств Православной Церкви, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела. правила и важные особенности Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Торжествующая Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, и просит Господа о его исцелении и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякого зла». По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые и грехи, совершенные по неведению для прощения осознаваемых грехов установлено Таинство Исповеди. В Таинстве Соборования целительное свойство придается не елею, а молитве! Елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости по-гречески елей — значит также милость. В Таинстве используются: красное вино, смешанное с елеем растительное или оливковое масло как символ, что милость Божия дается нам ради Христа, пролившего свою кровь за нас на Кресте. Таинство не гарантирует человеку немедленного исцеления после Соборования. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир".

Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней. И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни. Стоит помнить, что к соборованию нельзя относиться как к ритуалу, который заставляет Бога исцелить страждущего. Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона.

Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения? Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление.

Через помазание тела человека специальным освященным маслом — елеем — в этом таинстве призывается благодать Божия, которая исцеляет телесные и душевные болезни, а также прощаются забытые грехи. Елеосвящение - более правильное название таинства. Соборованием его называют потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам — «собору» священнослужителей. Впрочем, Церковь допускает совершение таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего. К сожалению, с Соборованием связано много недопониманий и мифов, которые могут оттолкнуть человека от таинства. Миф первый: «Таинство соборования нужно только людям, находящимся при смерти» Порой люди имеют странное представление об этом таинстве. Многие считают, что оно необходимо только людям, находящемся при смерти. Это в корне неверно. Таинство соборования совершается над всеми верующими — здоровыми и болящими. Для тех, кто не может прийти в храм, его совершают дома. Мнение, что собороваться нужно только людям «на пороге смерти» - это суеверие, пережиток прошлого, когда считалось, что совершается обряд «последнего помазания».

О значении Таинства Соборования

Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне.

Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения.

Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви.

Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея».

Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «на стиховне» 77 содержали в себе моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов.

На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников.

Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес.

По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме.

В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети». К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См.

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Протоиерей Валентин Асмус 03 марта 2010 г. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Прощение забытых грехов. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля.

Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков. Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу.

В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Ответ: С Таинством соборования связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.

Если человек болен, он может собороваться чаще. Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. В христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. К соборованию могут прибегать те, кто страдает духом от смерти близких, от горя, чтобы собраться с силами и не отчаиваться. Вопрос: Можно ли соборовать детей? Ответ: Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания. Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св. Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного.

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Иваново» mkivanovo.

Чин Соборования Елеосвящения состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола, семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия. После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием прихожанина елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт помазываемому Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Кроме собственно исцеления от болезней, в Таинстве Соборования у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди.

Считается, что телесные и душевные болезни возникают у человека по причине совершения им грехов, которые, как следствие нарушения законов, данных человеку Богом, разрушают целостность человеческой природы. Таким образом, по учению Церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, тем самым ему подается исцеление от недугов. Люди, страдающие серьёзными заболеваниями, могут собороваться несколько раз. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Соборовать ребёнка до 7 лет можно в том случае, если он болен.

Кроме исцеления от болезней, таинство соборования дарует прощение забытых, однако не сокрытых сознательно, грехов, — по слову преп. Амвросия Оптинского: «таинством елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи». Антоний писал, «соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире». К таинству соборования преп. Иосиф советовал прибегать не менее одного раза в год: «собороваться однажды в год полагается. Разве лишь перед смертью, то можно и два раза».

До этого готовятся елей, вино и зерно для таинства. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Священники читают молитву, в которой просят Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемых. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым. Далее начинается помазание святым маслом. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить болезни и испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Священники поминают при этом имена записанных на соборование. Затем священники выходят с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подойти к каждому. Помазывают святым маслом семь раз. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый».

Таинство Соборования

После 7 лет ребенок — по благословению священника - может уже собороваться. Исключение составляют только тяжелобольные младенцы — их можно и нужно Соборовать. Миф четвертый: «После соборования нельзя мыться, иначе весь «эффект» уйдет» Это утверждение неверно и является заблуждением. Если мы хотим пугать окружающих неопрятным видом, то можно и не мыться. Однако нет никаких правил, которые запрещают принимать ванну, чистить зубы или мыть голову после соборования. Чистота в первую очередь должна быть в нашей душе и помыслах.

Миф пятый: «Соборование и так отпускает все грехи, поэтому оно может заменить исповедь». В таинстве Соборования мы действительно просим о прощении забытых грехов — то есть тех, которые мы действительно по какой-то причине забыли назвать во время исповеди, а не нарочно скрыли. Это не значит, что и все остадбные прегрешения тоже будут моментально отпущены. Особенно неверно не исповедоваться по своей лени. Именно исповедь является главным таинством, в котором Господь отпускает нам грехи.

И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах. Как проходит соборование?

Во время таинства верующие стоят с зажженной свечой в руке. После предначинательных начальных молитв и псалмов священники читают специальный канон Спасителю об исцелении. Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес...

После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием. Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим.

В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый". После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве.

Верующие прикладываются к Евангелию и кресту. Часто можно услышать, что до или сразу после соборования нужно обязательно причаститься. Так ли это?

Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения о чем свидетельствует, например, св.

Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению. Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах. Как проходит Соборование Обычно Соборование совершается в пост, так как это — благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ. Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому.

К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз.

Подготовиться и причаститься нужно будет в ближайшее время следующие после Соборования среду или воскресенье. Если есть возможность, можно принести в жертву на храм и вино красное, сухое или кагор , так как при освящении в елей вливается вино. Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию. Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника.

Подробности объяснит священник.

Митрополит Амвросий совершил Таинство Соборования

Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания. Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета Дроздова наименование отменили как несоответствующее православному пониманию.

Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

Это заблуждение пришло к нам с Запада, где веками рассматривали Соборование как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти», а в средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому таинству наложило, на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия. Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о этом Таинстве. Мы должны вернуться к святоотеческой мысли о Соборовании как таинстве исцеления. Таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров, из чего объясняется и наименование таинства Соборованием. Однако, в случае крайней надобности его совершает один священник, однако от лица собора пресвитеров.

Источник: Премудрость создала себе дом. О главных таинствах Православной Церкви.

С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте». О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. При этом они не обязательно должны быть подвержены телесным или душевным болезням. Ведь такое духовное состояние, как уныние, скорбь или отчаяние, может стать следствием нераскаянных грехов, не осознаваемых самим человеком. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми.

Есть традиции совершения общего Соборования и над больными, и над здоровыми людьми на Крестопоклонной или на Страстной седмице в нaвечерии Великого Четверга или Великой Субботы. Таким образом, при определенных обстоятельствах к Таинству Елеосвящения рекомендуется приступать всем христианам: 1. Упоминаемое выше послание апостола Иакова - первый призыв прибегать к Таинству Елеосвящения - адресовано тому, кто «болит в вас». Это естественно, потому что цель совершения Таинства - исцеление от физических и душевных недугов. Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского V в. И все это творит молитва, елей же - символ сего». А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: «Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им».

Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года. Сейчас такое общее Соборование совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице и в нaвечерия Великого Четвертка или Великой Субботы. Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея.

Таинство над здоровыми людьми совершается в храме. Таинство не совершается: 1 над больными, находящимися в бессознательном состоянии; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна.

О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства Веществом Таинства является елей масло , который для древних был особой субстанцией, имеющей в их жизни исключительное значение. О елее уже говорилось прежде, в главе «Освящение елея» в Таинстве Крещения. Здесь можно добавить лишь то, что его уникальные природные свойства, такие, как текучесть, горючесть, смягчающие и консервирующие качества, несмешиваемость с водой, определили его широчайшее использование в различных областях жизнедеятельности древнего человека - от кулинарии до медицины. Кроме елея, в Таинстве Елеосвящения употребляется еще несколько компонентов, о которых стоит упомянуть особо. Это вино, вода и пшеница. Согласно им, при совершении Молитвомаслия в Синайском монастыре в лампаду вливали крещенскую воду и вино. В славянских рукописных Требниках вместе с елеем отмечается употребление вина. В источнике XV века, принадлежащем Софийской библиотеке, читаем о совершении Таинства: «Поставляем бывает посреде столец, покрыт чист, на нем же блюдо с пшеницей, в нем же кандило с вином, аще несть вина, то вода».

Таким образом, и вино, и вода имели, по представлению составителей чина Таинства, одинаковые целительные свойства.

Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием.

Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий